Московский государственный университет печати

Заорская И.Ю.
Чапайкин И.В.


         

История русской культуры

Учебное пособие


Заорская И.Ю.
История русской культуры
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение. Страна и народ

1.

Культура Руси IX - первой половины XII вв.

1.1.

Материальная культура

1.2.

Духовная культура

1.3.

Грамотность в древней Руси

1.4.

Древнерусская литература

1.5.

Искусство Киевской Руси

2.

Русская культура второй половины XII - первой половины XIII в.

3.

Культура русского средневековья (XIV-XVI вв.)

3.1.

Образование, просвещение, книгопечатание

3.2.

Литература

3.3.

Общественная мысль

3.4.

Архитектура

3.5.

Живопись

4.

XVII век в русской культуре

4.1.

Школа, просвещение, научные знания

4.2.

Литература

4.3.

Зодчество

4.4.

Русская усадьба XVII в.

4.5.

Живопись

5.

Становление культуры нового времени. XVIII век

5.1.

Образование

5.2.

Наука

5.3.

Литература и общественная мысль

5.4.

Искусство

5.5.

Живопись

5.6.

Театр и музыка

6.

Культура России XIX века

6.1.

Социально-экономические и политические условия

6.2.

Образование

6.3.

Наука

6.4.

Общественная мысль

6.5.

Художественная литература

6.6.

Архитектура

6.7.

Живопись

6.8.

Скульптура

6.9.

Театр

6.10.

Музыка

Деятели русской культуры

Указатели
812   именной указатель

Древнерусское государство (Киевская Русь) - раннефеодальное государство, сложившееся на территории Восточно-европейской равнины во второй половине IX в. В рамках этого государства на основе восточнославянских племен складывалась единая древнерусская народность. Самобытная культура Древней Руси формировалась на основе богатых культурных традиций земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии с культурой соседних стран и народов. В VII-VIII вв. у восточных славян сложился основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда, определились основные виды производственной деятельности, сформировались трудовые навыки, накоплены разнообразные знания о природе. В этот период возникли первые русские города и племенные союзы. Культура Киевской Руси - основа культуры украинцев, русских, белорусов, их общее достояние.

Говорить о русской культуре IX - начала XII вв., - значит прежде всего говорить о духовном мире восточнославянских племен, государством которых и была Киевская Русь. Этническая карта Восточной Европы в первые восемь столетий нашей эры непрерывно менялась. Наиболее крупные изменения произошли в период с IV по VII в. н.э., когда гуннское нашествие из глубин Азии потрясло Европу до основания, а затем началось широкое расселение славянских народов. Славяне продвинулись на западе до Эльбы (славянское название - Лаба), на юго-западе до Адриатического моря (славянское название - Ядран), а на юге - до южной оконечности Балкан - полуострова Пелопонес (славянское название - Морея). Расселялись славяне и на просторах Восточно-европейской (Русской) равнины по берегам Днепра и его притоков, на реках Волхов, Ока, Великая, в верхнем течении Днестра, Волги, Западной Двины. Всюду, где шло расселение славян, начались процессы ассимиляции ими неславянского населения (ираноязычного, фракийского, балтского, финно-угорского и т.д.), ранее населявшего те или иные территории.

Постепенно формировались три ветви славянства - западная, южная и восточная. Западные славяне стали предками поляков, чехов, словаков и истребленных еще в средние века немецкими агрессорами полабских и поморских славян. Южные славяне расселились на Балканском полуострове, став предками сербов, хорватов, болгар, македонцев, словенцев, а частью были ассимилированы греками, румынами, австрийцами, венграми. Судьбы Руси стали определяться восточными славянами - предками трех современных наций: русских (великороссов), украинцев и белорусов.

Нравы и обычаи древних славян нам знакомы в основном по византийским и арабским письменным источникам. Византийские (греческие) раннесредневековые источники весьма тенденциозны, так как создавались в эпоху войн со славянами на Балканах. Эти войны оказались весьма тяжелыми для империи ромеев (так называли себя византийцы, претендуя на все наследие Римской державы). В своей «Церковной истории» Эфесский И.Иоанн Эфесский (ок. 507-586) отмечает, что в 580-581 гг. на балканские владения Византии «совершил нападение проклятый народ склавины. Они стремительно прошли всю Элладу, страны Фессалоники и всей Фракии и покорили многие города и крепости. Они опустошили и сожгли их, взяли пленных и стали господами на земле. Они осели на ней господами, как на своей, без страха»Цит. по: Дьяконов А. Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах VI-VII вв.// Вестник древней истории. - 1946. - № 1. - С. 32..

Необходимость знать сильные и слабые стороны нового врага заставила военных и политиков Византии изучать славян. Так, в «Стратегиконе» - трактате начала VII в., обобщавшем опыт военных действий византийской армии, довольно подробно говорится о восточных славянах (в византийских источниках назывались антами), описываются их общественный строй, быт, военное дело: «Племена антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или к подчинению в собственной стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, наготу, недостаток пищи... У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы»Цит. по: Мишулин А.В. Древние славяне // Вестник древней истории. - 1941. - № 1. - С. 253.. Византийский автор (предполагается, что это император Маврикий (император)Маврикий) отмечает гостеприимство славян, скромность их женщин, опытность и искусность славянских воинов.

Арабские авторы уделяют в своих текстах о славянах значительное место торговым вопросам, описывая поездки купцов-славян в страны Востока, вплоть до Багдада. Арабские известия IX-X вв. отличает постоянное противопоставление славян русам, но комментирование известий восточных авторов специалистами-ориенталистами далеко не совершенно. Один из крупнейших арабских путешественников и географов X в. Хаукаль (ибн)Ибн Хаукаль в своей «Книге путей и стран» рассказывает о трех группах русов, упоминает о Киеве. По свидетельству Ибн Хаукаля русы приезжали торговать мехами, оловом и рабами в Хазарию и Константинополь (Рум по арабской терминологии). «Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою... Русы - народ, сжигающий своих мертвых.. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань»Цит. по: Древнерусское государство и его международное значение / Пер. арабского текста А.П. Новосельцев. - М., 1965. - С. 412. .

В другом месте своего труда Ибн Хаукаль рассказывает о крушении Хазарии под ударами русских дружин в 60-х гг. X в. О славянах и русах писали и такие видные арабские географы как Хордадбех (ибн)Ибн Хордадбех и Руста (ибн)Ибн Руста. Последний в своем труде «Дорогие ценности» упоминает и о княжеском полюдье (сборе дани) и о славянских банях, музыкальных инструментах, о языческих обрядах восточных славян.

В VII-IX вв. в условиях нарастания внешней опасности протекал процесс политической консолидации восточнославянских (поляне, древляне, северяне, ильменские словены, кривичи и др.) и некоторых неславянских племен (весь, мурома, меря, чудь), завершившийся образованием Древнерусского государства - Киевской Руси (IX в.).

Буквально через несколько десятилетий раннефеодальное государство восточных славян превратилось в одно из крупнейших государств Западной Европы, представляя собой контактную зону между Скандинавией и Византией, Западной Европой и Арабским Востоком, что нашло свое отражение в становлении и развитии историко-культурного ландшафта древнерусской народности.

В фундамент древнерусской культуры легли два основания, два начала:

  • языческая культура восточнославянских племен;

  • византийская культура, пришедшая на Русь с принятием христианства.

Языческая культура восточнославянских племен в наиболее полном виде дошла до нас в устном народном творчестве. Восточнославянский фольклор весьма разнообразен и поэтичен. Он включает:

  • мифологическую поэзию, которую составляли заговоры и заклинания: охотничьи, пастушеские, земледельческие;

  • обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарем, свадебные песни, песни на пирах и тризнах, похоронные плачи;

  • пословицы и поговорки, в которых отражен быт и сконцентрирован практический опыт предшествующих поколений;

  • загадки и сказки, вобравшие в себя языческое прошлое с его нравственно-мировоззренческим опытом и идеалом славянства;

  • былинный эпос, занимающий особое место; в нем отражены многие реалии колонизации восточнославянскими племенами Великой Русской равнины - [цикл о Вольге Селяниновиче (IX-X вв.)]. К X-XI вв. относится цикл былин о Киеве, Днепре Славутиче, князе Владимире Красное Солнышко и его богатырях, защищавших русские земли от степняков-кочевников.

Духовный мир славян до принятия Христианства - это мир язычников-политеистов. Весь окружающий славянина мир был населен множеством злых и добрых богов, других сверхъестественных существ. Лешие в лесах, русалки в воде, домовые в жилищах были непосредственными соседями людей в повседневном быту. Богатая и своеобразная мифология древних русичей была все же «стихийной религией» - с неразвитым дуализмом божественного и природного. Мир для славянина-язычника выступал как обиталище богов, духов. За каждым предметом или явлением «стояло свое особое божество, поклонение которому заслоняло познание этой вещи. В лоне славянского язычества не могла сложиться не то что философия, но даже просто секуляризированное мировоззрение»Замалеев А.Ф .Лекции по истории русской философии: СПб., 1995. - С. 8.. В целом, славянское язычество - это своеобразный «ведизм» (слово «веды», обозначающее памятники древнеиндийской литературы конца II тыс. до н.э. - сборники гимнов и жертвенных формул, безусловно, сродни русскому слову «ведать» - «знать»). «Ведизм» - древнейшая религия индоевропейцев - общих предков славян, германцев, балтов, иранцев, индоарийцев, эллинов-дорийцев, кельтов, этрусков и римлян, вышедших из единой прародины в последней трети II тыс. до н.э. В верованиях, мифах, сказаниях, священных песнях всех народов ведического корня несомненно есть общие черты. Необходимо иметь в виду, что многие тексты священных песен, мифов европейских носителей ведического мировоззрения (в том числе славян) погибли после христианизации. Единственный сохранившийся памятник восточнославянского язычества - Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами IX в., многие ученые склонны считать подделкой. Дискуссии об этом письменном памятнике продолжаются. Сторонники подлинности Велесовой книги указывают, что столь сложный и емкий текст, сопоставимый с Ригведой или Авестой, не может быть плодом фальсификации.

По Велесовой книге у язычников-славян имелась своеобразная Троица богов - «Триглава»: Сварог - небесный бог, Перун - громовержец, Велес (Волос) - бог - разрушитель Вселенной. Сын Сварога - Перун - бог войны и грозы, поддерживал миропорядок, установленный Сварогом (творцом Земли-матушки). Велес (или Волос) был богом света у славянСм.: Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. - М.: Наука и религия, 1992.. Распространены у славян были и женские (материнские) культы. Они всегда тяготеют к одному из своих проявлений: они олицетворяют мир Любви либо небесной (славянская Леле), либо земной (славянская Мать Сыра Земля). Характерны для ведического мировоззрения славян черты диалектического дуализма. Чернобог и Белобог - два божества-антагониста, олицетворявших в своей борьбе силы света (Яви) и тьмы (Нави). При этом Явь - «белый свет» - это текущее, то, что сотворено всеобщим справедливым законом Правью (ср. современные русские слова «право», «правота», «справедливость»), и что в свою очередь творит человеческую жизнь силой любви. Все, что было до нее и отход от нее - это Навь - сила темная, пассивная, нетворческая. Хрупкость равновесия земного и небесного олицетворялась славянами в битве Правды и КривдыСм.: Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 1995. - С. 73-75..

Разумеется, славянское язычество не было чем-то неподвижным, неизменным. Выработка идеи единого Бога была главным направлением его исторической трансформации. Византийский историк Кесарийский П.Прокопий Кесарийский (VI в. н.э.) писал о верованиях древних славян: «Единого Бога, громовержца, признают они владыкой мира... поклоняются также рекам и нимфам, и другим божествам, и всем им приносят жертвы; при этих жертвоприношениях гадают»Цит. по: Коваленский М.Н. Хрестоматия по русской истории. - М.-Пг., 1914. - С. 25.. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о контактах с низшими демонами земли, о получении от них помощи или об избавлении людей от их вредного влияния заботились волхвы. Следует подчеркнуть, что в Древней Руси место жертвоприношения - капище - не превратилось в храм даже после установления на нем изображений языческих богов-идолов.

Основным процессом, происходившим в недрах язычества, у славянских народов была иерархизация богов, выражавшая эволюцию к монотеизму. Об этом свидетельствует «Славянская хроника» ГельмольдГельмольда (XII в.) - ценнейший источник о прошлом поморских и полабских славян, дольше других сопротивлявшихся христианизации и ставших жертвами немецкой феодальной агрессии. «Среди многообразных божеств, - писал немецкий хронист, - которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого Бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они (другие боги), повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, что они от крови его происходят и каждый из них важнее, чем ближе он стоит к этому Богу богов»Гельмольд. Славянская хроника. - М., 1963. - С. 186..

В русле этого развития, а также в связи с потребностями укрепления единства Киевской державы следует рассматривать и попытку языческой религиозной реформы князя Владимир (князь)Владимира. Главным богом Руси был объявлен бог дружинной знати Перун. Его идол с серебряной головой и золотыми усами был установлен рядом с княжеским теремом, на холме. Там же стояли кумиры еще пяти важнейших богов - Хорса, Даждь-бога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Этим богам приносились даже человеческие жертвы. Вокруг идола Перуна горело восемь негасимых костров. Эта реформа не достигла цели. Русь избрала христианство. «Исполнилось желание благочестивой Ольги, - пишет Карамзин Н.М.Н.М. Карамзин, - и Россия, где уже более ста лет мало-помалу укоренялось Христианство, наконец вся и торжественно признала святость оного, почти в одно и того же время с землями соседственными: Венгриею, Польшею, Швециею, Норвегиею и Даниею»Карамзин Н.М. История государства Российского. - Т. 1. Гл. IX. - М.: Книжный сад, 1993. - Кн. 1. - С. 150.. Это свершилось в 988 году.

Следует отметить, что в отличие от вышеперечисленных Н.М. Карамзиным стран, Русь приняла христианство не от Рима, а от Византии. Это имело неисчислимые историко-культурные последствия. Русь стала частью не западного, католического мира (сохранявшего свое религиозное единство вплоть до протестантской реформации XVI в.), а частью восточнохристианского, православного сообщества народов, строивших свою духовную культуру на основе усвоения высоких достижений цивилизации Восточной Римской (Византийской) империи. К числу стран, в которых утвердилось православие, помимо Руси и Греции относились Болгария, Сербия, Черногория, Румыния (в средние века - Валахия), Молдавия, Грузия. К народам восточнохристианского мира относят также армян, абхазов-христиан, айсоров (ассирийцев), христианское население Эфиопии, христиан арабских стран - Сирии, Палестины, Египта. До появления ислама, арабских, а затем турецких завоеваний христианство восточного обряда полностью доминировало не только на Балканах, но и во всех странах Восточного Средиземноморья (Малая Азия, Сирия, Египет), на Кавказе, проникало в Месопотамию и даже Центральную Азию.

Несмотря на то, что окончательный разрыв католицизма и православия последовал лишь в 1054 г., разногласия между Римом и Константинополем в церковной сфере нарастали на протяжении ряда столетий. Росту авторитета римской кафедры и превращению римских епископов (пап) в духовных глав Западной Европы способствовали многие факторы. К их числу относятся следующие:

  • перенос столицы империи из Рима в Константинополь, что усиливало независимость римского епископа от императора;

  • ослабление ряда в прошлом независимых от Рима церквей на западе (в Испании, Галлии, Британии) в период нашествия варваров и гибели Западной Римской империи;

  • усиление политического значения папства в Италии, раздробленной и подвергавшейся нападениям в раннее средневековье;

  • союз пап с франкскими монархами из династии Каролингов (вторая половина VIII - начало IX вв.), символизированный коронацией Карла Великого императоров в Риме (800) и расширением франками папского государства в Центральной Италии;

  • подрыв авторитета византийской Церкви в период иконоборчества;

  • захват арабами-мусульманами ряда восточных христианских стран, входивших в состав Византии (Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка), и исламизация большинства населения этих стран;

  • смуты в Константинополе и неудачное вмешательство в церковные дела ряда византийских императоров;

  • последовательная политика папства, наращивавшего свои притязания на верховенство и пользовавшегося ослаблением государственности стран Запада в эпоху феодальной раздробленности.

Торжество на Руси православия вызвало негативную реакцию папства. «Уже в Корсунь, с целью отклонить великого князя Владимира от церковного союза с Православной Византией, было прислано римским папой посольство. С этой же целью - оторвать юное Православное Государство от союза с греческой Церковью - прибывали от папы посольства и в Киев; римский епископ пытается повлиять на князя Владимира через посредство королей Польши и Чехии. Эти попытки продолжили папы Климент III (папа)Климент III, Иннокентий III (папа)Иннокентий III, Гонорий III (папа)Гонорий III, Григорий IV (папа)Григорий VII, Григорий IX (папа)Григорий IX, пытаясь использовать и княжеские междоусобицы. Рим направляет на юную Православную Державу оружие западных народов, стремится ослабить молодое славянское царство православное и, нанося ему удар за ударом, привести его князей к признанию Рима и к подчинению ему. Наступательная позиция Рима в отношении Православия не прерывалась на всем протяжении истории России и истории Православной Церкви в Польше, территория которой была объявлена «миссионерской территорией». Основным методом этого миссионерства в Польше было насилие»Зноско-Боровский М., протоиерей. Православие, Римо-католичество, Протестантизм и Сектантство. Лекции по сравнительному богословию. - Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991. - С. 51..

Политика папского Рима способствовала глубокому отчуждению Запада и Руси, объявленной католической церковью «еретической». Подобно тому, как во время 4-го крестового похода крестоносцы-латиняне нанесли тяжелую рану Византии (1204 г.), так и в отношении русских земель посулы папских дипломатов дополнялись прямым вооруженным насилием. Достаточно вспомнить нападения на Русь рыцарей Ливонского ордена, попытки огнем и мечом насадить унию в подчинениях Польско-Литовскому государству Украине и Белоруссии, поддержку Римом и Речью Посполитой самозванцев в Смутное время. Серьезно ослаблены были связи Руси (позднее Московского царства) с государствами Запада в культурной сфере. Религиозная трещина расколола славянский мир...

«Приходится, с великой скорбью, констатировать, - пишет современный православный богослов, - что, на протяжении столетий Рим так повел себя в отношении Православной Кафолической Церкви, что православие вынуждено было не только занять оборонительную позицию перед лицом римского католичества, но и потерять доверие к Риму, как к Христову слуге и Апостолов преемнику. Эта потеря доверия вызвана не только новшествами, введенными Римом в учении Церкви, но и враждебно воинствующим его отношением к Православию и к православным государствам (Византия и Русь), переживавшим многие тяжелые страницы своей Истории благодаря интригам Рима»Зноско-Боровский М., протоиерей. Православие, Римо-католичество, Протестантизм и Сектантство. Лекции по сравнительному богословию. - Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991. - С. 9.. Таким образом, принятие Русью христианства отнюдь не привело к уничтожению противоположности Запада и Евразии, не привело к растворению восточных славян в сообществе западноевропейских народов, многие столетия проживших под духовной властью римских первосвященников.

Проникновение христианства в народное сознание было относительно длительным и весьма сложным процессом. В некоторых городах - Новгороде, Муроме, Ростове не обошлось без столкновений в связи с подстрекательством предводителей язычества - волхвов. Однако к моменту кончины князя Владимира (1015) большинство населения Руси приняло христианскую веру. Однако от формального принятия христианства до глубокой христианизации сознания было довольно далекое расстояние. Князь Владимир «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам»Нестор летописец. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII в. - М., 1978. - С. 133.. В городах Чернигове, Новгороде, Ростове, Владимире-Волынском, Полоцке и Турове создаются епархии. Во главе церкви на Руси стал Митрополит Киевский, подчиненный Константинопольскому Патриарху.

Дело князя Владимира продолжил великий князь Киевский Ярослав Мудрый (князь)Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христианских»Нестор летописец. Повесть временных лет//Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII в. - М., 1978. - С. 167.. В апреле 1051 г. «состоялась интронизация святителя Илариона на престол Митрополитов Киевских и всея Руси. Он вошел в историю русской Церкви как первый из ее Предстоятелей, русский по рождению и поставленный на Митрополию Собором русских епископов»Русская Православная Церковь. 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. Выпуск 1. - Издание Московской Патриархии, 1988. - С. 16..

Второй случай избрания Митрополита из русских имел место в 1147 г., когда князь Изяслав без обращения в Константинополь назначил Митрополитом Смолятич К. (митрополит)Климента Смолятича. Следует отметить, что и Иларион (митрополит)Иларион, и Климент были высокообразованными людьми и выдающимися церковными писателями. Что касается епископов, то они избирались в епархиях либо князьями, либо народным вече (как было в Новгороде). Как правило, они были русскими.

Не следует преувеличивать роль греческого (византийского) духовенства на Руси. «Греки мало что могли сделать в огромной и чуждой им стране. Великий подвиг распространения Христова благовестия и созидания Русской Церкви уже в XI-XII вв. был заслугой прежде всего духовенства, и особенно монашества... Так называемая «зависимость» Русской Церкви от Константинополя целиком касалась сферы церковной традиции и канонов, стремление же к автономии, проявлявшееся русскими иерархами, обусловлено было не византийской экспансией, а свободным устремлением русского церковного духа»Русская Православная Церковь. 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. Выпуск 1. - Издание Московской Патриархии, 1988. - С. 16..

Христианизация русского сознания проходила трудно и растянулась на столетия. Фактически на Руси в первые века после принятия христианства сложилось, т.н. «двоеверие» - своеобразный православно-языческий синкретизм. Возникавшие на основе синтеза традиционных языческих представлений и обычаев древних славян и христианского учения мировоззренческие новообразования носили разнообразный характер. В устном народном творчестве, в бытовой сфере, в суевериях языческое начало явно преобладало. «Пантеон многочисленных христианских святых вобрал в себя некоторые функции и свойства прежних языческих божеств, а в почитании наиболее популярных святых объективно присутствовали переосмысленные и переработанные языческие представления. В литературе зафиксированы случаи, когда иным небесным покровителям и церковным святыням (канонизированному Владимиру Крестителю, кн. Ольге, кн. мученикам Борису и Глебу, иконам Богородицы, Спаса и т.д.) приписывались функции покровительства, сопоставимые с действием языческих оберегов. Древнерусское почитание Богородицы сказалось соединенным с культом обожествлявшейся Земли и сопровождалось в церквах двоеверными рожаничными трапезами... Именно фактор двоеверия не позволяет говорить о прямом и одностороннем влиянии византийского христианства на идейную и религиозную жизнь древнерусского общества. Вне зависимости от того, было ли двоеверие результатом сознательной или стихийной деятельности, русское православие в результате приобрело своеобразие, отличающее его от византийского праобразца. Древнерусская духовность предопределяла не только внешние, но и мощные внутренние импульсы. Результатом перекрестного действия стала богатая и своеобразная средневековая культура славянорусов»Мильков В. Двоеверие // Русская философия. Малый энциклопедический словарь - М.: Наука, 1995. - С. 154, 155..

Быстрому развитию культуры Киевской Руси способствовали такие факторы, как создание единого государства, социальная дифференциация, принятие новой религии - христианства, усиление связей с Византией, Болгарией, Скандинавией, странами Западной Европы и Востока.

Основу материальной культуры Киевской Руси составляло земледелие. Повсеместное распространение пашенного земледелия, широкое использование переложной (залежной) системы, появление плуга с железным лемехом позволяли получать довольно высокие урожаи. Высокого уровня развития достигли охота, рыболовство, бортничество. Слабее было развито скотоводство. Сельским хозяйством занималось подавляющее большинство населения. Это положение сохранялось до XX столетия.

Основу городского образа жизни составляли ремесло и торговля. Древнейшие русские города - Киев, Новгород, Псков, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Суздаль. В XI в. число городов увеличивается до 90. Городское ремесло было более разнообразным, сложным и искусным, чем сельское, связанное с натуральным хозяйством. Изделия городского ремесла Руси во многих случаях получали высокую оценку и в зарубежных странах.

Важнейшие ремесла: кузнечное, оружейное, ювелирное, гончарное, кожевенное. Сырьем для производства железа служили болотная, озерная и дерновая руды, не требовавшие при обработке сложной техники. Железо выплавляли в сыродутной домнице. Русские кузнецы изготовляли самые разнообразные предметы из металла. Было налажено производство склепанных металлических изделий, висячих замков с ключами сложного рисунка. Эти затейливые замки получили в зарубежных странах название «русских замков» и находили там большой сбыт.

Русские оружейники производили мечи, боевые топоры, кольчуги, щиты и копья самого высокого качества. В оружейном деле рано возникла специализация, так как тщательная обработка металла требовала умелых приемов в работе. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос. Кольчуги - «брони» - состояли из множества переплетенных железных колечек. Разновидностью кольчуги были «бармицы», надежно предохранявшие шею и плечи воина от ударов сабли и стрел врага. Лом, молот (кувалда), наковальня и горн - вот орудия древнерусских кузнецов.

Высокого уровня развития достигло на Руси мастерство ювелиров. Сырье для ювелирного дела - цветные металлы получали из соседних стран, но в обработке бронзы, серебра, меди, в создании из них высокохудожественных произведений русские мастера достигли выдающихся успехов. Основным приемом - «серебряников» - русских ювелиров было литье. Использование формы для литья позволяло отливать весьма сложные изделия (колокола, височные кольца, подсвечники, перстни, браслеты и т.п.). Применялось литье по восковой модели. В Новгороде и Суздале большое развитие получает рельефная чеканка. Славилась Русь сканью - изделиями из скрученной, свитой серебряной или золотой проволоки. В сканном деле применялась пайка. Еще более сложной была техника зерни. Мельчайшие серебряные или золотые зерна накладывались по рисунку на пластины (до 300 шариков на квадратный сантиметр) и припаивались, создавая сложный орнамент. Русские ювелиры были знакомы с эмалью (ее на Руси называли «финифть»), а с X в. развивается перегородчатая эмаль. Эмалью обильно украшались колты, ожерелья, перстни и т.п.

Значительны были достижения ремесленников гончаров, занимавшихся выделкой не только посуды, но и кирпичей - «плинфы» и различных глиняных плиток, черепицы, изразцов. Развивалось на Руси и стеклянное производство.

Духовная культура Руси существенно изменилась после принятия русскими христианства в конце X в. («крещение Руси» князем Владимир (князь)Владимиром в 988 г.). «Христианская Церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства»Греков Б.Д. Киевская Русь. - М., 1953. - С. 478.. Вместе с новой религией широко распространились тесно связанные с ней достижения высокой византийской культуры - письменность, каменное строительство, церковное пение.

Из Византии на Русь было доставлено много произведений богословской литературы. В дальнейшем производство рукописных книг было налажено и на Руси. Переписка книг была сосредоточена главным образом в монастырях. В литературе того времени содержится немало восхвалений книге. Вместе с богослужебными книгами на Русь из Болгарии (принявшей христианство на 120 лет раньше) проник и церковнославянский (старославянский) язык - язык культа и религиозной литературы. Возможность вести богослужение и переписывать церковную литературу на славянском языке выгодно отличала Русь от славянских стран, принявших католичество, поскольку Рим требовал использовать в качестве богослужебного языка латынь. В то же время на местной основе сформировался древнерусский литературный язык, ставший языком деловой письменности, исторической и повествовательной литературы, государственным языком молодой, крепнувшей державы.

Древнейшие из дошедших до нас рукописей относятся ко второй половине XI в. Это Евангелие, написанное в 1056-57 гг. для новгородского посадника ОстромирОстромира, переписанный с болгарского оригинала в 1073 г. «Изборник» и др.

Основой для христианского учения и мировоззрения являлись библейские книги Ветхого завета и Нового завета - Священное писание. Уже в период Киевской Руси были переведены и получили широкую известность книги Нового завета и Псалтырь (собрание из 150 псалмов - молитв и гимнов). В церквях во время богослужения читались Минеи (книги, содержащие похвалы святым), разного рода служебники, часословы, требники, тропари. Еще в XI в. были переведены некоторые жития святых и патерики - сборники коротких рассказов о праведниках, прославившихся своим благочестием, или о грешниках, наказанных богом. Получил особую популярность на Руси Синайский патерик. Наряду с признанными Церковью книгами русскими людьми читались и апокрифы - легенды о персонажах библейской истории, отличающихся от библейских текстов.

Не позднее начала XII в. на Руси были переведены исторические сочинения - византийские хроники, излагающие всемирную историю, книга Иосифа Флавия «История Иудейской войны», обширный роман о жизни и подвигах Македонский А.Александра Македонского - «Александрия».

В X-XI вв. на Руси широко распространяется грамотность, возникают школы и библиотеки. В школах высшего типа давали знания по философии, риторике, грамматике. Первые библиотеки существовали при храмах. Соборные библиотеки возникли в Киеве, Новгороде, Полоцке. О широком распространении на Руси грамотности свидетельствуют находки берестяных грамот (в целом ряде городов), надписи на глиняных сосудах, на каменных крестах, на стенах храмов (надписи по штукатурке - т.н. граффити).

В древнерусских литературных источниках приводятся свидетельства о высоком уровне образования многих князей и бояр и их любви к книгам. В то же время удельные конфликты и татарское иго не располагали феодальную верхушку к занятиям науками и повышению образованности.

Более грамотным сословием было духовенство, в чьих руках в православной Руси испокон веков находились книги и само просвещение. Государство принимало меры к повышению уровня образования среди духовенства: под 1028 г., например, летопись отмечает, что Ярослав Мудрый (князь)Ярослав «собра (в Новгороде) от старости и поповских детей 300 учити книгам»Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1. Т. I-IV. - М., 1988. - С. 23.. При киевском Андреевском монастыре княжной-инокиней Анной Всеволодовной в 1086 г. было основано женское училище, где «обучала их писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им ремеслам»Татищев В.Н. История российская, т. II, с. 138. - М., 1968..

Грамотность среди простого народа была распространена меньше и являлась более характерной для больших торговых городов: Новгорода, Москвы. Именно там найдено значительное количество берестяных грамот содержащих тексты бытового характера.

В древней Руси обучение с самого начала имело книжный характер, и роль книги была очень значительной. Призывы к почитанию книг есть уже в древнейших памятниках письменности, например, в «Изборнике Святослава» (1076 г.). До распространения книгопечатания книга представляла собой и значительную материальную ценность. И так как переписка книг сосредотачивалась главным образом при монастырях, именно они и стали хранителями книжной мудрости.

Событием, подтолкнувшим к созданию образовательных учреждений, было принятие православия. Уже в 988 г. Владимир «послал нача поимати... дети и даяти нача на учение книжное», что было вызвано потребностью в русском духовенстве. О сословной принадлежности обучавшихся есть различная информация. Летопись указывает, что существовали большие училища в крупнейших городах (Киеве, Новгороде), куда принимались дети из бояр и духовенства. Существуют и свидетельства о том, что при церквях и домах священников открывались приходские школы.

Таким образом, известно, что школьная система древней Руси состояла из училищ трех типов: заведений для подготовки высшего духовенства, школ при монастырях и приходских школ. Они отличались и по уровню преподавания и по набору изучаемых дисциплин. К XIV-XV вв. начали появляться и первые светские учителя, сделавшие преподавание своей профессией.

Процесс обучения грамоте в то время был необычайно труден. Например, чтению учили по буквослагательному методу, что при длинных названиях славянских букв было весьма трудоемко. В XVI в. предметом преподавания стала грамматика, начался процесс исправления книг.

Первыми книгами учебного характера на Руси были наставления и поучения. Один из древнейших известных памятников это «Изборник Святослава» (1076 г.), посвященный воспитанию. В нем содержатся различные воспитательные советы и мысли, в том числе почерпнутые из различных древнейших религиозных источников.

Другим произведением, содержавшим советы по воспитанию детей и педагогические приемы, были поучения Иоанна Златоуста, отрывки этого произведения позднее включались в качестве составной части во многие сборникиВ сборниках «Измаргад» (XIII-XIV в.), «Златоструй» (древнейший сохранившийся относят к XII в.), «Златоуст», «Пчелы»., содержавшие в том числе статьи педагогического характера.

Достаточно широко были распространены «патерики» - жития святых, посвященные праведному и аскетическому образу жизни. Эти произведения имели нравственное, воспитательное значение.

Источником, дающим богатый материал о воспитании на Руси, является «Домострой», который хотя и написан уже в XVI в., отражает многое из истории обучения на Руси. Это произведение частично основано на более древних произведениях, упомянутых выше.

Историки отмечают религиозный характер древнерусского воспитания. Это неудивительно: народу, который был очень набожен и выполнял обряды и установления, конечно, больше всего подходила система образования, пронизанная религиозным духом.

Однако наравне с религиозным духом характер русского воспитания пронизан и влиянием общественных отношений, идеей подчинения старшему. Это вызвано тем, что сама церковь была частью феодального государства.

Распространение грамотности, знакомство с переводной литературой, потребности Церкви и государства порождают в этот период и литературу оригинальную, русскую. Первое место среди письменных памятников древнерусской культуры занимают летописи - особый вид исторического повествования, разделенного по годам. Древнерусское летописание дошло до нас после неоднократной переработки в составе более поздних летописных сводов (XIV-XV вв.), что затрудняет выявление четкой картины летописания. Однако можно считать установленным, что начало летописания на Руси следует отнести к концу X - началу XI вв. В 70-х годах XI в. возник первый летописный свод, повествовавший о важнейших событиях в жизни Руси. В начале XII в. возникает «Повесть временных лет» - летописный свод, созданный монахом Киево-Печерского монастыря Нестор (летописец)Нестором.

Из других произведений древнерусской литературы следует упомянуть «Слово о законе и благодати» русского митрополита Иларион (митрополит)Илариона - ораторское произведение, бывшее своеобразным гимном успехам христианства на Руси, а также «Поучение Владимира Мономаха» и записки русских паломников. Оценивая «Слово» митрополита Илариона историк Митрополит Московский Макарий (митрополит)Макарий пишет: «Нельзя не удивляться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и тому ораторскому искусству, каким запечатлено это образцовое слово»Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. - СПб., 1868. - Т. 1. - С. 123.. Особо следует отметить жития русских святых, например, «Житие Бориса и Глеба», написанное несколькими авторами с середины XI в. до 20-х годов XII в. Во всех перечисленных произведениях привлекают к себе внимание высокие художественные достоинства, публицистичность, патриотизм авторов.

Сохранившиеся памятники архитектуры Древней Руси свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, большом художественном вкусе зодчих. Уже в конце X в. в центре Киева была сооружена каменная Десятинная церковь. Ее украшали уступами 25 куполов, в отделке были использованы мрамор, мозаика, фрески. Церковь эта была разрушена в 1240 г. полчищами БатыйБатыя, взявшими Киев. Из числа сохранившихся памятников архитектуры Руси древнейшим является киевский Софийский собор - главный храм столицы Ярослав Мудрый (князь)Ярослава Мудрого. Он представлял собой огромное пятинефное крестово-купольное здание, окруженное с трех сторон открытой галереей. 13 параболических куполов, покрытых свинцом, венчали храм. Богаты и великолепны были внутренние помещения собора. Особенно прославлены его мозаики и фрески. В мозаичной палитре собора - около 130 оттенков. В 1045-1050 гг. построен Софийский собор в Новгороде. Он выделяется пятью куполами, лаконичностью всего архитектурного облика. Строятся в этот период соборы в Полоцке и Чернигове, Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом. Широкое распространение на Руси получили религиозные произведения станковой живописи - иконы. В XI в. возникает книжная миниатюра - живописная красочная иллюстрация, которую русские люди называли «рукопись лицевая». Богатством отличался книжный орнамент.

В жизни русских людей видное место занимали музыка, пение, пляски. Имелись многочисленные музыкальные инструменты - ударные, струнные, духовые. С появлением церковного пения появилась нотная запись - т.е. «замена» и «крюки». Возникли специальные певческие рукописи.

В целом, культура Киевской Руси достигла высокого уровня, став ярчайшей страницей в летописи русской цивилизации. В рамках единой державы площадью около 2 млн. кв. км восточнославянские, финно-угорские, прибалтийские и степные племена смогли создать высокие образцы материальной и духовной культуры. Именно в эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа. Времена мужественного Святослав (князь)Святослава и мудрой Ольга (княгиня)Ольги, Владимир (князь)Владимира Святого и Ярослава Мудрого стали своеобразной «русской античностью», память о которой сохранялась у русских людей на протяжении всех нелегких столетий отечественной истории.

© Центр дистанционного образования МГУП