Московский государственный университет печати

Заорская И.Ю.
Чапайкин И.В.


         

История русской культуры

Учебное пособие


Заорская И.Ю.
История русской культуры
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение. Страна и народ

1.

Культура Руси IX - первой половины XII вв.

1.1.

Материальная культура

1.2.

Духовная культура

1.3.

Грамотность в древней Руси

1.4.

Древнерусская литература

1.5.

Искусство Киевской Руси

2.

Русская культура второй половины XII - первой половины XIII в.

3.

Культура русского средневековья (XIV-XVI вв.)

3.1.

Образование, просвещение, книгопечатание

3.2.

Литература

3.3.

Общественная мысль

3.4.

Архитектура

3.5.

Живопись

4.

XVII век в русской культуре

4.1.

Школа, просвещение, научные знания

4.2.

Литература

4.3.

Зодчество

4.4.

Русская усадьба XVII в.

4.5.

Живопись

5.

Становление культуры нового времени. XVIII век

5.1.

Образование

5.2.

Наука

5.3.

Литература и общественная мысль

5.4.

Искусство

5.5.

Живопись

5.6.

Театр и музыка

6.

Культура России XIX века

6.1.

Социально-экономические и политические условия

6.2.

Образование

6.3.

Наука

6.4.

Общественная мысль

6.5.

Художественная литература

6.6.

Архитектура

6.7.

Живопись

6.8.

Скульптура

6.9.

Театр

6.10.

Музыка

Деятели русской культуры

Указатели
812   именной указатель

XVIII век стал временем перелома в истории России. Московское царство становится Российской империей со столицей в Петербурге - одной из великих держав Европы. В результате преобразований во всех сферах жизни страны формируется мощное военно-бюрократическое государство. Происходит территориальное расширение страны, получающей выход к Балтийскому, а затем Черному морям. Возникают новые города, строятся верфи и мануфактуры. Расширяются связи с государствами Западной Европы.

Столетие открывается реформами Петр IПетра I. В самом общем смысле это выражается в европеизации всех областей жизни, решительным сдвигом от средневековья к новому времени. Социально-экономическому и политическому развитию задается как бы ускоренный темп, что сказывается на всей культурной эволюции. Относительно независимые прежде религия и церковь оказываются под властной рукой государства и фактически выполняют роль духовного аппарата власти. Петр I решительно пресекает попытки церкви дать оценку его преобразовательным деяниям, в результате чего утверждается светская культура. Именно она выходит на первый план, оставив старой церковной культуре место в монастырских обителях.

Создаются заново города с их промышленной инфраструктурой, расширяется сфера влияния просвещения, оно становится светским, накопление знаний принимает целенаправленный, рационалистический характер, что позволяет говорить уже о становлении науки, когда стало возможным перейти к открытию законов развития природы и общества.

Во второй половине XVIII в. дворянская монархия достигает расцвета. Не случайно в последующие века будет жить полулегендарное воспоминание о «золотом веке» «веселой Елизавет» и «матушки Екатерины». Это время - начало оформления и роста общественной мысли и отечественного самосознания, в центре которого - идея свободы в широком смысле этого слова. С ней связано уникальное явление русской культуры, которое затем оформится в понятии интеллигенции. Напряженность и динамизм развития общественной мысли сопровождается быстрым прогрессом в области художественного творчества.

Вторая половина века по праву считается одной из самых значительных вех в истории русского искусства и архитектуры. В эту эпоху осваиваются все их виды и жанры, а сам процесс творчества протекает свободно и естественно в формах нового времени. Появляются произведения, не уступающие шедеврам зарубежных мастеров. Русские зодчие, ваятели и живописцы венчаются лаврами прославленных академий Европы. Архитектор Баженов В.И.В.И. Баженов избирается профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий, скульптор Шубин Ф.И.Ф.И. Шубин - членом Болонской академии, живописец Лосенко А.П.А.П. Лосенко удостаивается трех медалей Парижской академии.

В культуре XVIII в. на первый план выступают красота и благородство, гражданственность, патриотическая идея служения отечеству, пафос прославления человека и человечности, тяга к гармонии, простоте и естественности.

В культуре XVIII в. основным созидательным элементом были представители господствующего класса дворян. Частично приобщались и участвовали в культурной эволюции выходцы из городского мещанства, купечества, белого духовенства, государственных и экономических крестьян. Но они, как правило, занимали ту нишу, которая выходила за пределы интересов и потребностей дворянства. Крестьянская масса, задавленная рабским трудом, нищетой, не имеющая доступа к образованию, фактически была изолирована, отгорожена от процесса культурного созидания.

С начала XVIII в. в России впервые начали появляться государственные гражданские школы различных типов. Организация таких школ началась с устройства в Москве в Сухаревой башне школы математических и навигацких наук. Директором Навигацкой школы был назначен Фарварсон, профессор, приглашенный из Англии. Из Англии были приглашены и первые преподаватели. Учеников предписано было набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». В школе проходили арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. Существовали два подготовительных начальных класса: «русская школа» и «цифирная школа». Количество учащихся было установлено в 500 человек. Это была первая школа в Европе, где в государственном масштабе осуществлялась профессиональная подготовка на основе широкого общего образования.

Определенного срока обучения установлено не было. Учащиеся изучали одну науку за другой и выпускались по мере готовности и по мере необходимости в них в различных ведомствах. Выпускники школы становились не только моряками, но и инженерами, артиллеристами, землемерами, чиновниками. В качестве преподавателя здесь работал Леонтий Магницкий.

В 1715 г. старшие классы школы математических и навигацких наук были переведены к морю, в Петербург, где была организована Морская академия для 300 учащихся. Там стали преподавать арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, астрономию, навигацию, морскую съемку, артиллерию, мушкетное дело, фортификацию, военный строй, географию, кораблестроение. Учащихся брали и в походы эскадры, приучая к практике морской службы. Учились здесь в основном дети из знатных семей от 10 до 18 лет. Как и в Навигацкой школе, в Морской академии первое время основными учителями были иностранные профессора. Вскоре подобные школы были открыты в Ревеле, Нарве и Новгороде. Из московской, петербургской и прочих навигацких школ вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, типографов, бомбардиров.

По типу Навигацкой школы к 1712 г. в Москве организовали еще две школы - инженерную и артиллерийскую. Комплект учащихся был определен в 100-150 человек. Позднее (после 1719 г.) московскую инженерную школу переместили в Петербург. Ее выпускники комплектовали инженерную роту, располагавшуюся в Петербурге.

В 1707 г. в Москве при военном госпитале открыли Медицинское училище с пятилетним курсом, на 50 учеников. При нем были созданы «Анатомический театр» и «Аптекарский огород».

В 1721 г. учредили школу для будущих канцелярских служащих.

Особое значение приобрели учебные заведения, дававшие молодым людям профессию в области промышленности. В 1716 г. при Олонецких заводах появилась горная школа. Открываются горные училища при других заводах. По инициативе Татищев В.Н.В.Н. Татищева при уральских заводах были основаны школы для детей мастеровых и подьячих. В них готовили оружейников, кузнецов, слесарей, столяров.

С 1701 г. при Посольском приказе открыли школу переводчиков. Русских учеников из детей бояр, купечества и разночинцев обучали шведскому, латинскому, немецкому, голландскому, греческому, итальянскому, французскому языкам. Обучение было бесплатным и выпускники принудительно зачислялись на государственную службу. Число учащихся доходило до 50 человек.

Создание новых учебных заведений наравне с существованием Славяно-греко-латинской академии позволило образованию сделать значительный шаг вперед. Эти академии стали местом подготовки учителей для провинциальных школ, организованных позднее.

Итак, государственные светские школы этого времени были преимущественно специальными, с профессиональным уклоном. Если ученика посылало в школу правительство, то ему платилось жалование, за неисполнение обязанностей он подвергался взысканиям. Школа готовила к государственной службе, и потому должна была быть профессиональной - такова главная мысль Петра-преобразователя.

В 1717 г. выпускается постановление об открытии в провинциях «цифирных» школ, в которых предполагается преподавать грамоту, арифметику и часть геометрии. В качестве учителей в каждую губернию в эти школы направляется по два выпускника Московской школы или Морской академии. К 1722 г. цифирные школы существуют уже в 42 городах. При возникновении этих школ они были предназначены для всех граждан, «молодых робяток из всяких чинов людей». Однако к 1727 г. в существовавших тогда цифирных школах числилось 2000 человек, из которых: 931 - дети духовенства; 402 - солдатские, 374 - дети приказных, 93 - дети горожан, 53 - дети дворян. Крестьянских детей в эти школы было «принимать не велено», так как крестьянская профессия «обучения не требует».

По мере развития епархиальных училищ, в которые перешла значительная часть учащихся цифирных школ - дети духовенства, цифирные школы приходили в упадок; дети дворян учились либо дома, либо в предназначенных для их сословия учебных заведениях, а потому в 1744 г. цифирные школы были присоединены к гарнизонным школам.

Зато число солдатских гарнизонных школ постепенно увеличивалось. В 1721 г. их насчитывалось около 50, а в 1765 г. - уже 108, где обучалось до 9 тысяч солдатских детей. Существовали военные национальные школы на Кавказе.

При Петр IПетре I была создана светская школа, но система образования еще не сложилась. Школы, училища, академии создавались в спешке, вызванной потребностями войны, преобразованиями государственного и экономического порядков. Дворяне обязаны были начинать службу «с фундамента» - солдатами и матросами, а потому нередко обучались вместе с выходцами из других сословий.

Система дворянского образования начинает складываться в 30-е годы века. В 1731 г. в Москве создали Шляхетский кадетский корпус - специальное учебное заведение для дворянских детей. В 1752 г. появился Морской шляхетский корпус, а в 1758 г. Артиллерийская и Инженерная школы в Петербурге объединились и составили третье закрытое дворянское учебное заведение. Большинство дворянских недорослей обучались дома с приглашенными для этого учителями из иностранцев, или же в частных пансионах.

Высшее образование в России начинается с организации в Москве университета. Московский университет принял первых студентов в 1755 г. на три факультета - философский, юридический и медицинский. Организатором и куратором университета был влиятельнейший елизаветинский вельможа Иван Иванович Шувалов, а идейным строителем - гениальный М.В. Ломоносов. Именно он разработал проект организации университета, добился, чтобы он был бессословным и светским учебным заведением (не было богословского факультета). Первоначально в стенах университета обучались преимущественно дети разночинцев. И только при Екатерине II университет становится дворянским учебным заведением.

При университете существовала гимназия с двумя отделениями - для дворян и разночинцев, которая подготавливала для поступления в университет. Ломоносов М.В.М.В. Ломоносов создал для этого заведения два учебника - «Риторику» и «Российскую грамматику». В отличие от европейских университетов обучение в Московском в XVIII в. было бесплатным, а для 30 студентов - лучших и наименее обеспеченных - предусматривалось казенное содержание. Еще одно отличие состояло в том, что преподавание велось на русском языке, а не на латыни.

Заботами того же Шувалов И.И.И.И. Шувалова в 1757 г. в Петербурге были открыта Академия художеств. Он подарил Академии свою библиотеку и коллекцию картин Рубенс П.Рубенса, Рембрандт Х.Рембрандта, Ван Дейк А.Ван Дейка, Веронезе П.Веронезе и других великих мастеров. При Академии было устроено училище для мальчиков, куда каждые три года набирали по 60 человек. 12 лучших выпускников Академии отправлялись учиться за границу - во Францию, Италию за казенный счет.

Во второй половине XVIII в. потребность в организации более широкой системы образования ощущалась все более остро. Этого же требовала сама идеология эпохи «просвещенного абсолютизма». В общественном сознании формировалось более широкое понимание значения всех сторон культурного процесса, возрастал интерес к гуманитарным и мировоззренческим его аспектам.

По инициативе Екатерины II проекты школьного образования были поручены одному из образованнейших представителей русской знати - Бецкой И.И.Ивану Ивановичу Бецкому. Главная идея плана Бецкого, который опирался в своих воззрениях на французских просветителей, отчасти на Локк А.А. Локка и Коменский Я.Я. Коменского, заключалась в создании из молодого поколения «новой породы людей» - гуманных, образованных, воспитанных. Он писал: «Корень всему злу и добру - Воспитание». Бецкий заявил о себе как сторонник сохранения закрытых сословных учебных заведений:

  • для дворянских детей - привилегированные кадетские корпуса и институты благородных девиц;

  • для разночинцев - коммерческие, медицинские, горные профессиональные школы, художественные училища, воспитательные дома;

  • для детей священнослужителей - духовные семинарии и академии.

Детям крепостных крестьян место в этой системе образования не было предусмотрено.

Самым знаменитым детищем Бецкого стал Смольный институт благородных девиц с широкой программой обучения и воспитания. При институте было особое «мещанское отделение».

В 1782 г. была образована комиссия во главе с сенатором Завадовский П.В.П.В. Завадовским, которому поручалось продумать и оформить основные документы реформы школьного образования. Первым итогом работы «Комиссии об учреждении училищ» было открытие главных (четырехклассных) и малых (двухклассных) народных училищ в Петербургской губернии. Затем такие училища были открыты в 25 губерниях. В уездных двухклассных училищах преподавались чтение, письмо, чистописание, рисование, начала арифметики и священная история. Главные губернские училища приближались по типу к средней школе, здесь в учебную программу были включены российская грамматика, арифметика, геометрия, механика, физика, российская и всеобщая география, российская и всеобщая история, архитектура, делопроизводство.

Принципиально новым было то, что «Устав народных училищ», предусматривал создание единой системы светской школы от малого народного училища до университета. В училищах впервые вводилась классно-урочная система.

Всего в конце XVIII в. в России насчитывалось около 550 различных учебных заведений с числом учащихся до 62 тыс. человек. Из них около 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и школ и около 60 закрытых дворянских учебных заведений.

Потребности образования и распространения научных знаний способствовали развитию типографского дела. Открывались новые типографии в Москве и в Петербурге, причем как государственные, так и частные. С 1708 г. книги гражданского содержания стали печатать новым шрифтом, более упрощенным и четким. Произошел переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. С петровских времен широко издавались иллюстрированные гравюрами, схемами и чертежами учебники, словари, специальные руководства. В последующие десятилетия круг печатной продукции неуклонно расширялся. С книгой стали конкурировать журналы, как более оперативный тип печатной информации. Можно считать, что во второй половине века появились новые профессии (как род занятий) - издатель и журналист. Примером может служить Новиков Н.И.Н.И. Новиков. Сама Екатерина IIЕкатерина II не чуждалась этой сферы деятельности и выпускала собственный журнал «Всякая всячина».

С конца 1702 г. стала издаваться первая русская печатная газета «Ведомости». В 1728 член Академии наук Миллер Г.Миллер основывает «Санкт-Петербургские ведомости», которые, по образцу английских газет, не только сообщают новости, но и занимаются распространением знаний.

В 1791 г. Карамзин Н.М.Н.М. Карамзин начинает выпускать «Московский журнал», где публикует собственные произведения, литературно-критические статьи и переводы.

В 1719 г. была открыта Кунсткамера - первый в России естественно-исторический музей.

Практические потребности Российского государства (поиски полезных ископаемых, освоение новых территорий) вызвали пристальное внимание к наукам, преимущественно естественным. При Петре I успешно изучалась сама Россия. Частные и правительственные экспедиции исследовали новые территории, проводили геологические изыскания, картографирование страны. За 1700-1711 гг. было открыто 121 рудное месторождение (железа, меди, серебра, угля, нефти). Были собраны коллекции по минералогии, ботанике, биологии, материалы по этнографии и для составления географических карт. В 1720 г. первая правительственная научная экспедиция под руководством Д. Мессершмидта проводила комплексное изучение Сибири. Результатом научной экспедиции для разведки земель Средней Азии и Прикаспия стала первая достоверная карта Каспийского моря Соймонов Ф.Ф. Соймонова и Верден К.К. Вердена, которую Петр IПетр I подарил Парижской академии наук и был избран ее членом. Впервые на карты было нанесено Аральское море, о существовании которого в Европе не знали.

Своеобразным итогом в области просвещения и науки стало открытие в 1725 г. Академии наук, особенностью которой было объединение научно-исследовательских и педагогических функций. В ее системе находились университет и гимназия, которые готовили кадры будущих академиков. У Академии имелась прекрасная научная инфраструктура: библиотека, музей, типография, ботанический сад, физическая и химическая лаборатории, и что особенно важно (в отличие от академий Западной Европы), она располагала твердым государственным бюджетом.

В послепетровское время Академия наук стала центром научной мысли в России. С ней связана деятельность крупнейших математиков XVIII в. Эйлер Л.Эйлера и Бернулли Я.Бернулли. Академия наук приняла участие в организации двух Камчатских экспедиций. В составе второй экспедиции действовали великий мореплаватель Беринг В.В. Беринг и пять отрядов Северной экспедиции, возглавляемые замечательными русскими первопроходцами Малыгин С.С. Малыгиным, братьями Лаптевы Д. и Х. (братья)Д. и Х. Лаптевыми и другими исследователями, нанесшими на карту и описавшими все северное побережье Сибири. Велик вклад в исследование Сибири ученых Академии наук - ботаника Гмелин Л.Гмелина, историка Миллер Г.Миллера, астронома Делиль Ж.Делиля, этнографа и географа Крашенинников С.П.С. Крашенинникова. Перу С.П. Крашенинникова принадлежит труд «Описание земли Камчатки», переведенный тогда же на основные европейские языки. В июле 1741 г. Беринг В.В. Беринг, Чириков А.А. Чириков первыми из европейцев достигли северо-западного побережья Америки.

Говоря о русской науке того времени, нельзя не поставить на первое место Ломоносов М.В.М.В. Ломоносова (1711-1765). В 1745 г. он стал первым русским профессором и членом Академии наук. Проявляя универсальность научных интересов, Ломоносов занимался изысканиями в математике и физике, химии и астрономии, географии и геологии, биологии и языкознании, философии и истории. Во всех этих науках Ломоносов достиг крупных успехов, иногда опережавших свой век. Достаточно сказать, что он открыл закон сохранения материи и движения, стал одним из создателей учения о теплоте как о молекулярном движении, опровергавшем «теорию теплорода». Великий русский ученый высказал важные суждения об атмосферном электричестве, открыл атмосферу Венеры, внес вклад в развитие горного дела и метеорологии. Перу Ломоносова принадлежат «Российская грамматика» и «Древняя Российская история». Работал он и в сфере художественной литературы (ода «На взятие Хотина», 1739 г., ряд других поэтических произведений).

М.В. Ломоносову русская наука обязана еще и тем, что он много сил и энергии затратил на выдвижение национальных кадров, ведя борьбу с немецким засильем в Академии наук. Его ученики Поповский Н.Н.Н.Н. Поповский и Барсов А.А.А.А. Барсов стали первыми профессорами Московского университета. При жизни Ломоносова и при его содействии в науку вошла плеяда талантливых ученых: астроном Румовский С.Я.С.Я. Румовский, математики Головин М.Е.М.Е. Головин и Котельников С.К.С.К. Котельников, натуралист Лепехин И.И.И.И. Лепехин, юрист Поленов А.Я.А.Я. Поленов и др.

Наука в XVIII в. развивалась прежде всего нуждами практики, поэтому наряду с научными изысканиями шел поиск новых инженерных решений, что особенно отчетливо проявилось в изобретательстве. Глинков Р.Р. Глинков изобрел механический двигатель для прядильных машин, заменяющий труд девяти человек. Сын заводского мастера Фролов К.Д.К.Д. Фролов, окончивший горную школу в Екатеринбурге, в 60-е годы на уральском Змеиногорском заводе сконструировал лесопильню, рудоподъемник, водоподъемник, рельсовую внутризаводскую систему самодвижущихся и саморазгружающихся вагонеток. Все эти сложные механические системы работали на энергии воды. Ползунов И.И.И.И. Ползунов в 1763 г. (за 20 лет до англичанина Уатт Д.Д. Уатта) создал на Колывано-Воскресенских заводах Алтая первую в мире паровую двухцилиндровую машину непрерывного действия.

Особое место в истории технической мысли России занимает выдающийся механик-самоучка Кулибин И.П.Иван Петрович Кулибин (1735-1818 гг.). В этой личности как бы сконцентрировалась талантливость русского народа, особенно когда этот талант бывает если не оценен, то по крайней мере замечен. Родился он в семье нижегородского мещанина. С детства определялся его интерес к механике. В саду Кулибиных был пруд со стоячей водой и рыба в нем погибала. Молодой изобретатель придумал такое гидравлическое устройство, которое обеспечивало водообмен. Отец, увидев, что рыба в пруду стала плодиться, понял: увлечение сына, - дело серьезное. В Нижнем Новгороде не было ни одного стоящего часового мастера. Чтобы починить часы, их нередко везли в Москву. Кулибин быстро освоил это ремесло, научившись не только ремонтировать часовые механизмы, но и создавать их. В 1764 г. подающий надежды механик задумал сделать особые часы и преподнести их самой императрице Екатерина IIЕкатерине II. Когда она в 1767 г. проезжала через Нижний Новгород, губернатор рассказал ей об изобретателе. Императрица, увидев еще не оконченную работу мастера, изъявила желание, чтобы по ее окончании Кулибин приехал в Петербург. Кулибин так и сделал. В 1769 г. приехал в столицу и преподнес Екатерине II удивительные часы: они имели форму гусиного яйца. Каждый час они открывались, представляя храм Воскресения Христова. А в 12 часов играли музыку, сочиненную самим изобретателем. Кулибин получил в награду 1000 руб. и был назначен механиком при академии наук с жалованьем 300 руб. в год и казенной квартирой.

Кулибин учился всему. Самостоятельно изучал химию, физику, математику, умел играть на фортепьяно. Сам смастерил электрическую машину, телескоп, микроскоп.

Уже как механик при Академии наук он сконструировал астрономические часы, показывавшие времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы Луны, время восхода и захода солнца в Петербурге и Москве.

Узнав в 1772 г., что в Англии назначена премия тому, кто создаст проект моста в один пролет, он занялся проектом такого моста через Неву. Когда все расчеты были подготовлены, с ними ознакомился академик Эйлер Л.Эйлер и высокого отозвался об авторе. Модель моста, уменьшенная в десять раз, испытывалась во дворе Академии наук. Две предыдущие модели успеха не имели. Кулибин же был в себе уверен. Он увеличил нагрузку, сам взошел на мост и пригласил на него зрителей и рабочих - и мост выдержал.

Когда один вельможа посоветовал ему сбрить бороду, перестать носить русское платье и, войдя в общий строй служилых людей, получать чины да награды, - он отказался. Екатерина II узнала об этом и в знак особого уважения пожаловала Кулибину в 1778 г. особую золотую медаль для ношения на Андреевской ленте. Эта медаль давала право посещать дворец вместе со штаб-офицерами.

Последние годы жизни замечательный механик жил в Нижнем Новгороде, испытывая новую модель корабля. Поговаривали даже, что Кулибин перед смертью придумал, как создать «вечный двигатель», но не успел об этом сообщить...

Еще одна область, последовательно осваиваемая русской научной деятельностью - это физико-географические исследования и естествознание. Здесь начало заложено Петр IПетром I, это вытекало из практических целей его преобразовательной деятельности. В последующие десятилетия в этих направлениях шла фактически плановая исследовательская работа, результатом которой стали капитальные труды. Следует отметить следующие научные экспедиции:

  • экспедиция Миллер Г.М.Г.М. Миллера по изучению Сибири, собравшая грандиозную коллекцию богатых архивных материалов;

  • академик Паллас П.С.П.С. Паллас провел ряд экспедиций в районы Поволжья, Урала, Крыма и др. Им был заложен фундамент геологических знаний о Восточной Европе, проведена граница между Европой и Азией по Уральским горам, описаны новые виды животных и растений, исследованы остатки мамонтов и других ископаемых животных. Венцом его деятельности стал труд «Путешествие по различным провинциям Российского государства» (т. 1-3, 1773-1788 гг.);

  • академик Лепехин И.И.И.И. Лепехин обследовал далекие земли по маршруту Москва - Симбирск - Астрахань - Гурьев - Оренбург - Кунгур - Урал - побережье Белого моря и собрал материал по экономике, географии и этнографии этих районов;

  • в 1768-1769 гг. экспедиция Креницын П.К.П.К. Креницына и Левашов М.Д.М.Д. Левашова приступила к изучению русской Америки - Аляски.

Это лишь малая толика того, что было сделано русскими естествоиспытателями и землепроходцами во второй половине XVIII в.

Зарождение русской агрономической науки связано с потребностями развития помещичьего хозяйства. В ее основе лежали собственные эксперименты Болотов А.Т.А.Т. Болотова, Рычков П.И.П.И. Рычкова, Комов И.И. Комова, а также обобщение ими многовекового опыта крестьянства. Так, А. Болотов предложил систему севооборотов, правила обработки и удобрения почвы, способы борьбы с сорняками. Его мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова» (т. 1-4, 1870-1873), изданные уже в следующем веке, были с восторгом восприняты российской общественностью.

XVIII в. - время появления первых историографических трудов. Первый русский историк Татищев В.Н.В.Н. Татищев (1686-1750) пишет «Историю Российскую с древнейших времен». Затем появилась «Древняя Российская история» Ломоносов М.В.М.В. Ломоносова, где автор впервые коснулся вопроса об этногенезе славян, подверг критике «норманскую теорию», высоко оценил древнерусскую культуру. Попытки выработать общую концепцию отечественной истории предприняты в сочинениях Болтин И.И.И.И. Болтина и Щербатов М.М.М.М. Щербатова.

Благодаря растущему в обществе интересу к прошлому России, ее истории начался широкий поиск по монастырям древних книг и рукописей (специальный указ Петр IПетра I). Из небытия были извлечены Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, жемчужина древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» и др.

В литературном процессе XVIII в. лежат два пласта творчества, которые развиваются параллельно, почти не соприкасаясь друг с другом. С одной стороны - это народное творчество, которое в силу традиции и специфики, в основном было устным, а творчество городских низов (сатирические пародии на чиновничество, продажный суд и т.п.) оформлялось в рукописных сборниках. Народное устное творчество развивалось в освоенных веками жанрах песни, сказания, сатирической сказки, юморески. Общая тема - воспевание своих героев (Пугачев Е.Е. Пугачева, Хмельницкий Б.Б. Хмельницкого, ЕрмакЕрмака и др.) и горькое повествование о безнадежной мечте - освобождении от крепостной неволи (знаменитый «Плач холопов» и др.).

Дворянская литература развивалась динамично, освобождаясь от оков религиозного сознания, она стала во второй половине века одним из ведущих элементов светской русской культуры.

В петровское время литература не дала ярких и крупных произведений. Старые литературные жанры остались в лоне церкви. Новые - еще не были освоены. Поэтому ведущее место заняли повести или «истории», весьма несовершенные в художественном отношении, которые эксплуатировали в разных вариантах сюжет о «блудном сыне» в официозной трактовке («История о российском матросе Василии Кариотском», «История о храбром российском кавалере Александре» и др.) Это были своего рода авантюрные повести, где прославлялся герой, судьбу которого определяло уже не провидение, а личные качества. Герои - молодые и энергичные дворяне, верящие во всемогущество разума, науки и собственные способности, осознающие себя не только гражданами новой России, но и европейцами.

Русская литература во второй четверти XVIII в. вступила в стадию классицизма. Особенно ярко русский классицизм проявился в творчестве Кантемир А.Д.А.Д. Кантемира, Тредиаковский В.К.В.К. Тредиаковского, Ломоносов М.В.М.В. Ломоносова. Характерные особенности классицизма состояли в гражданской тематике произведений, в воспевании разума, проповеди просвещенности и просвещенного абсолютизма. Литераторы - сторонники классицизма, - изображали не конкретного человека, а абстракцию, воплощавшую сумму пороков и добродетелей: невежество и образованность, скупость и щедрость, человеколюбие и жестокость. Русский классицизм, как составная часть господствовавшего в XVIII в. общеевропейского литературного направления, стоял ближе к реальной жизни, был теснее связан с традициями устного народного творчества. Русские писатели отдавали предпочтение стихотворным формам - оде, песне, сатире.

Фундамент новой словесности был заложен тремя поэтами в течение одного десятилетия. В 1729 г. Кантемир А.Д.А.Д. Кантемир (1708-1744) написал первую сатиру, а затем цикл сатир (9). Основная тема - осмеяние невежества, высмеивание дворянской спеси. Будучи защитником привилегий дворянства, А. Кантемир тем не менее одним из первых в России поднял тему естественных прав человека. Заложенное А. Кантемиром сатирическое направление в течение двух веков определяло облик русской литературы.

В 1735 г. поэт Тредиаковский В.К.В. Тредиаковский (1703-1769) осуществил реформу стихосложения, утвердив вместо силлабической - силлабо-тоническую систему. В своем теоретическом труде «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» отстаивал идею нового литературного языка как языка «мирского», разговорного.

Развивая идеи и новации своих предшественников Ломоносов М.В.М.В. Ломоносов создал учение о трех литературных «штилях», произвел реформу русского языка, узаконив использование живой разговорной речи. Основная тема его творчества - прославление военных подвигов России, пользы просвещения и науки.

Классицизм господствовал в русской литературе до конца 60-х годов XVIII в. Его теоретиком считают талантливого поэта Сумароков А.П.А.П. Сумарокова. Созданная им школа развивала жанры сатирической и лирической поэзии. Создатель девяти трагедий, 12 комедий, лирик, критик и публицист, он был защитником самодержавия и крепостничества, выразителем самосознания дворянства как «первых членов отечества». Критическая струя его творчества выражена в осмеянии бюрократических пороков современного ему общества.

В последней трети XVIII в. наблюдается отход от четких принципов классицизма и постепенный переход к реализму. Это переходный этап, где реализм и классицизм еще совмещены, но характер героев и настроение переданы вполне реалистично. Разрушителями традиций классицизма стали Фонвизин Д.И.Д.И. Фонвизин в драматургии и Державин Г.Р.Г.Р. Державин в русской лирике.

В последнее десятилетие века ведущим направлением дворянской литературы стал сентиментализм. Основоположником его стал Карамзин Н.М.Н.М. Карамзин (1766-1826), создавший в Москве своеобразный центр новой школы. В центре внимания оказался обыкновенный человек, его жизнь и чувства. Между сентиментализмом и реализмом XVIII в. много общего - оба направления опирались на идеи Просвещения, утверждали веру в человека, воспитывали в нем чувство собственного достоинства.

Общественно-политическая мысль России в XVIII в. нашла свое выражение первоначально в публицистике, эпохи петровских преобразований. Можно утверждать, что литература этого периода меркнет перед напором писателей-публицистов. Зато во второй половине века публицистика как бы пронизывает многие литературные произведения, одновременно выступая как самостоятельная литературная форма, особенно в журналистике.

Общественно-политическая мысль России в это столетие прошла сложный путь: от апологетики самодержавия в его абсолютной форме до оппозиции к нему, от идеологического обслуживания интересов государства и власти до высокой и самоотверженной защиты личности в этом государстве.

Эпоха петровских преобразований способствовала постановке и обсуждению ряда важнейших вопросов, где главное место заняла проблема идеологии абсолютизма. Наиболее полно эта идеология была разработана крупным общественным деятелем, соратником Петр IПетра I Прокопович Ф.Феофаном Прокоповичем. В своих работах он доказывал необходимость реформ, право монарха на неограниченную власть, якобы спасительную для русского народа, независимость (как подчинение духовной власти светской, государственной) церкви от государства. Ф. Прокопович - виртуозный публицист и идеолог. Он смог внушить Петру I, что коллегиальное управление церковью вполне отвечает духу и принципам «соборности» русского общества, а потому вполне продуктивна и своевременна замена патриаршества Синодом. В своем произведении «Правда воли монаршей» он отстаивал идею наследственной монархии, где престол завещается наследнику независимо от степени родства. К чему привели Россию эти идеи, реализованные Петром I, известно по «эпохе дворцовых переворотов».

Яркими выразителями идеологии абсолютизма были дворянские государственные деятели и ученые из «Ученой дружины Петра» - Татищев В.Н.В.Н. Татищев, Кантемир А.Д.А.Д. Кантемир, Черкасский А.М.А.М. Черкасский, Трубецкой А.Ю.А.Ю. Трубецкой.

Другой идеолог абсолютизма - Посошков И.Т.И.Т. Посошков был выходцем из «низов», пробился и стал богатым купцом. Его уверенность в необходимости сильной абсолютной власти вытекает из иных, чем у Прокоповича, источников. Во власти он видит силу, которая способна сотворить могущественное государство и избавить народ от бедности. Его многочисленные проекты («Письмо о денежном деле», «О ратном поведении» и др.), но главным образом труд «Книга о скудности и богатстве», - это идеи экономиста-патриота, который заботится о процветании Отечества, причем всех его сословий (от дворян до крестьян), которому абсолютный монарх дорог как строгий и заботливый отец. Диапазон его конструктивных идей поражает. Здесь обоснование политики меркантилизма, денежной реформы, необходимости создания единого свода законов, одобренного «самым полным голосом» народа, обоснование прав купечества, проект всеобщего обязательного обучения и многое другое. Неудивительно, что власть подозрительно отнеслась к проектам И. Посошкова в части «народосоветия» и ограничения эксплуатации крестьян. Автор был схвачен Тайной канцелярией (1726 г.) и умер в камере Петропавловской крепости.

Во второй половине века усложняется духовная и умственная жизнь русского общества, острее выступают социальные противоречия, дифференцируется общественное сознание. В центре общественной мысли по-прежнему стоит вопрос о характере государственной власти. Новым становится вопрос о крепостничестве и его уродливых проявлениях в жизни общества.

Под влиянием идей Просвещения и рационализма формировалась идеология «просвещенного абсолютизма». Умственное восприятие наиболее образованной частью дворянского общества идеологии Просвещения оказалось несколько механическим и поверхностным, так как сразу же эта идеология была высажена на русскую почву, без предварительного осмысления. Для ее русских сторонников она вмещалась в твердо очерченные рамки - «философ на троне», разумные законы и просвещение общества (точнее в разумных пределах). Представители консервативной мысли (Сумароков А.П.А.П. Сумароков, Щербатов М.М.М.М. Щербатов и др.) считали возможным переделать на этих началах общественную жизнь.

Более радикально дух Просвещения восприняли те дворянские деятели, которые составили дворянско-либеральную оппозицию абсолютизму. Ими был поставлен вопрос об ограничении и даже отмене крепостного права. Цивилизаторскую, просветительную функцию они отводили не государству, а лучшим представителям «первого сословия» (т.е. дворянству). К этому направлению относились Новиков Н.И.Н.И. Новиков, депутаты Уложенной комиссии Поленов А.Я.А.Я. Поленов и Козельский Я.П.Я.П. Козельский, в литературе - Фонвизин Д.И.Д.И. Фонвизин, Княжнин Я.Б.Я.Б. Княжнин (в его творчестве впервые прозвучали тираноборческие, антимонархические мотивы ), отдал дань либеральному просветительству и Радищев А.Н.А.Н. Радищев. Однако он не остановился на стадии политического сентиментализма. Будучи наиболее последовательным сторонником Просвещения, он поставил вопрос о ликвидации крепостничества и самодержавия революционным путем («Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность», примечания к книге Мабли Г.Мабли «Размышление о героической истории», где А. Радищев сформулировал свое политическое кредо: «Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние»). Республиканец по взглядам А. Радищев стал у истока наиболее радикального общественно-политического движения - революционного.

Архитектура

Обращение к формам культуры нового времени, принятым в странах Европы, принес с собой новый идеал города - регулярно и рационально спланированный единый архитектурный ансамбль. Так возводился Петербург. Градостроительство отказывается от средневековой радиально-кольцевой схемы в пользу прямоугольной сети улиц, главных проспектов, сходящихся в одной точке.

Стараниями Петр IПетра I и приглашенных иностранных и русских зодчих новая столица застраивается по «красным линиям» прямых улиц и правильной геометрической форме площадей.

Русская архитектура осваивает незнакомые прежде разновидности зданий административного, промышленного, учебного, научного назначения.

Государство вводит «образцовые» проекты для массового строительства, строго разделенные по сословному принципу, что предусматривает определенный размер, материал, высоту строений.

Зодчие охотно используют высотные сооружения, увенчанные шпилями, что выделяет сами здания и одновременно воздействует на силуэт города.

Видоизменяются типы самих сооружений:

  • наряду с крестово-купольным появляется базиликальный храм (Петропавловский собор);

  • вместо хором с плодовым садом - дворцово-парковый комплекс;

  • во дворцах, усадьбах, городских домах знати становится модным анфиладный принцип построения системы интерьеров;

  • объемные композиции, фасады, интерьеры строятся по принципу двухсторонней симметрии относительно одной оси.

В петровскую эпоху ведущим архитектурным стилем становится барокко. Первые постройки в Петербурге были возведены иностранными зодчими Трезини Д.Д. Трезини и Шлютер А.А. Шлютером (представители сдержанной ветви барокко - Петропавловский собор и Петровские ворота Петропавловской крепости; здание Двенадцати коллегий (при участии Земцов М.Г.М.Г. Земцова); Летний дворец Петра в Летнем саду (при участии А. Шлютера).

Новым вкусам отвечают архитектурные сооружения в Москве: Большой Каменный мост, Суконный двор в Кадашах, здание Арсенала в Кремле, Лефортовский дворец и др.

В 1720-е годы многие иностранные архитекторы покидают Россию, а их место занимают отечественные зодчие. Коробов И.К.Иван Кузьмич Коробов (1700-1747), пройдя обучение в Голландии, строил затем Гостиный двор в Москве, церкви, административные здания. И.К. Коробов сам стал педагогом: его учениками были такие выдающиеся впоследствии мастера, как Ухтомский Д.В.Д.В. Ухтомский и Кокоринов А.Ф.А.Ф. Кокоринов.

Еропкин П.М.Петр Михайлович Еропкин (1698-1740), учившийся в Италии, составил первый в России архитектурно-строительный кодекс - свод норм и правил, которыми надлежало пользоваться при определении обязанностей архитекторов разных рангов и строительных рабочих разных специальностей. П.М. Еропкин был не только одаренным зодчим (его постройки, увы, не сохранились), но и общественным деятелем. В 1740 г. он был арестован и казнен по «делу» Волынский А.П.А.П. Волынского.

Выдающимся русским архитектором Петровской эпохи был Зарудный И.П.Иван Петрович Зарудный (1670-1727). Одно из самых значительных его произведений - Меньшикова башня, монументальное сооружение с яркими декоративными деталями. Убранство этой барочной церкви носило светский характер, что отвечало духу петровских преобразований. С именем И.П. Зарудного связано появление таких невиданных дотоле в зодчестве Москвы сооружений, как триумфальные арки.

В середине XVIII в. в русской архитектуре по-прежнему преобладает стиль барокко (причудливый). Самым знаменитым российским архитектором становится в это время Растрелли Ф.Б.Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771). Сын скульптора Растрелли К.Карло Растрелли, он приехал с отцом в Россию 16-летним юношей. Учился у отца, дважды выезжал в Италию. Своим талантом он достиг наивысшего звания - обер-архитектора. Апогей его творчества приходится на 40-50-е годы XVIII в. Крупнейшими произведениями Растрелли являются: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге, Зимний дворец, Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе, дворец Строганов С.Г.С.Г. Строганова в Петербурге, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве, Большой дворец в Петергофе.

Смольный монастырь строился в соответствии с традицией монастырских ансамблей, но зодчий ввел в планировочную систему принцип симметрии, свойственный архитектуре XVIII в. Собор монастыря был первоначально задуман однокупольным. Это не понравилось императрице Елизавета IIЕлизавете Петровне. В 1749 г. она потребовала от Ф.Б. Растрелли возвести традиционный пятиглавый собор. В результате получился живописный силуэт, отличающийся особой пластичностью форм. Строительство всего ансамбля было завершено в 30-х годах XIX в. русским архитектором Стасов В.П.В.П. Стасовым.

Зимний дворец строился с 1754 по 1762 гг. Растрелли не успел до конца оформить его парадные помещения. Но и то, что он успел осуществить во внутренней отделке дворца, было уничтожено во время опустошительного пожара 1837 г.

Огромен вклад в русскую архитектуру середины XVIII в. Ухтомский Д.В.Д.В. Ухтомского (1719-1774). Ученик Коробов И.К.И.К. Коробова, он получил звание архитектора в 1745 г. и стал главным архитектором Москвы. Им спроектирован и построен Кузнецкий мост через р. Неглинную. До нас дошло лишь одно его произведение - пятиярусная колокольня в Троице-Сергиевом монастыре. Высота ее - 84 м. Зодчий хотел украсить ее тридцатью двумя статуями, каждая из которых должна была иметь аллегорическое значение: «Мужество», «Верность», «Любовь к Отечеству» и т.д. Несмотря на то, что проект понравился самой Елизавете Петровне, Святейший Синод 20 апреля 1765 г. вынес решение, что «для строящейся колокольни украшения тем статуям, которые в упомянутом архитектора князя Ухтомского изъяснении показаны, быть неприлично». Статуи пришлось заменить вазами. Строительство затягивалось. Полностью оно завершилось в 1770 г., когда художественным идеалам барокко уже противостояли иные настроения и веяния.

В 60-х годах XVIII в. на смену декоративному барокко приходит классицизм. Классицизм в архитектуре - это симметричность композиций, гармония пропорций, геометрически правильные планы. Стиль зародился во Франции в XVII в. и распространился затем во всех странах Западной Европы.

Угасание барокко сказалось на судьбе Растрелли. В 1764 г. он уехал из Петербурга и вообще отошел от творческой деятельности. Декоративность барокко уже не удовлетворяла заказчиков. Петербургские купцы, например, отказались строить Гостиный двор на Невском проспекте по плану, разработанному Растрелли в 1757 г. Двухъярусная галерея украшалась, согласно проекту, множеством декоративных колонн. Такое строительство было слишком дорогим. Оно возобновилось по новому, упрощенному проекту Валлен-Деламот Ж.Б.Ж.Б. Валлен-Деламота.

Популярность классицизма не случайна. Получив в 1762 г. по указу Петр IIIПетра III право не служить, дворяне смогли посвятить себя хозяйству. По всей стране развернулось строительство дворянских особняков в городах и помещичьих усадьбах. Изысканно-сложные формы барокко требовали не только больших средств, но и квалифицированных мастеров разных специальностей. Страсть к величественным монументальным постройкам соперничала теперь с холодным расчетом. Кризис барокко заставлял искать более экономную и рациональную архитектуру. Античное зодчество, выразительное, простое, ясное и целесообразное, стало новым идеалом формирующегося направления.

Античность сама по себе привлекала в это время большое внимание во всем мире. В 1748 г. археологи раскопали засыпанный пеплом античный город Помпеи, погибший от извержения вулкана Везувий. Эстетика классицизма утверждалась нашумевшей книгой Винкельман И.И. Винкельмана «История искусства древности», вышедшей в 1764 г. Культурные контакты с Западной Европой также способствовали распространению идей классицизма. В 1759 г. в Россию из Франции приехал Ж.Б. Валлен-Деламот с группой художников. Во Франции и Италии в те же годы учились воспитанники Петербургской академии художеств. Но классицизм все же не был в России явлением «импортным» - этот стиль, восторжествовавший во всех искусствах, явился закономерным следствием внутреннего развития русской культуры.

В эволюции классицизма можно выделить три этапа: ранний классицизм (1760-1780), строгий классицизм (1780-1800) и высокий классицизм (1800-1840). В раннем классицизме еще сохраняются черты барокко, в дальнейшем стиль обретает творческую бескомпромиссность. С 30-х годов XIX в. классицизм постепенно утрачивает свои ведущие позиции.

Декоративные черты уходящего барокко прослеживаются в творчестве Ринальди А.Антонио Ринальди, прибывшего в Россию в 1752 г. по приглашению гетмана Малороссии Разумовский К.Г.К.Г. Разумовского. С 1754 г. архитектор находился в Петербурге. Если рассматривать постройки А. Ринальди в хронологическом порядке, отчетливо видно, как его произведения приобретают классические формы, постепенно вытесняя барочную декоративность. В этом отношении показателен Мраморный дворец (1768-1785), расположенный между Невой и Марсовым полем. В этом творении замечательного архитектора лишь в главном - восточном - фасаде сохранились черты барокко. Внутренние помещения Мраморного дворца, названного так потому, что при его сооружении широко использовался мрамор, были переделаны в 1844-1851 гг. архитектором Брюллов А.П.А.П. Брюлловым. А. Ринальди строил не только дворцы, но и православные храмы. По его проекту был достроен Князь-Владимирский собор в Петербурге.

Для русского классицизма характерна гармония классических и национальных начал, гениально воплотившихся в творениях Кокоринов А.Ф.А.Ф. Кокоринова (Академия художеств в Петербурге, совместно с Валлен-Деламот Ж.Б.Валлен-Деламотом), Старов И.Е.И.Е. Старова (Таврический дворец), Львов Н.А.Н.А. Львова (Почтамт), Баженов В.И.В.И. Баженова (дом и ансамбль усадьбы Пашкова в Москве, дворцово-усадебный ансамбль в Царицыне под Москвой по заказу Екатерина IIЕкатерины II), Казаков М.Ф.М.Ф. Казакова (здание Сената в Москве, Благородное собрание, Московский университет, Путевой дворец (более известный как Петровский дворец).

XVIII век с его светской устремленностью в культуре снял запрет на круглую скульптуру, наложенный церковью со времен принятия христианства. Становление светской скульптурной пластики проходило сложно, так как отсутствовал начальный опыт в работе с специфическими материалами скульптурных форм (за исключением народной деревянной скульптуры русского севера). Требовалось время, чтобы русские мастера овладели техникой и материалами - бронзовое и восковое литье, лепнина из алебастра и терракоты, обработка мрамора и белого камня.

Основоположником русской скульптуры стал Растрелли Б.К.Б.К. Растрелли - отец, мастер итальянского барокко, но уже испытывающий влияние французского классицизма. В России он сложился как мастер парадного скульптурного портрета (бюст Меншиков А.Д.А.Д. Меншикова, погрудный бюст Петра I, статуя-композиция «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком»).

Если в первой половине века скульптура являлась в основном частью архитектурного ансамбля, особенно садово-паркового, традиция которого была заложена Петр IПетром I при оформлении Летнего парка в Петербурге, то во второй половине века она приобретает самостоятельное значение. Ее развитие происходило уже в русле классицизма. Видными представителями стали Козловский М.И.М.И. Козловский (памятник Суворов А.В.А.В. Суворову в Петербурге, статуя Самсона в Петергофе и др.). Замечательным мастером был Мартос И.П.И.П. Мартос, прославившийся своими надгробными скульптурными композициями и памятником Минин К.К. Минину и Пожарский Д.Д. Пожарскому в Москве.

Родоначальником русского реалистического скульптурного портрета стал Шубин Ф.И.Федот Иванович Шубин (1740-1805). Выходец из Поморья, он с помощью земляка Ломоносов М.В.М. Ломоносова оказался в Петербургской академии художеств. Ф. Шубин творил в эпоху, когда в искусство скульптурного портрета проникает идея ценности духовного мира человека. Для воплощения этих новых представлений понадобились и новые изобразительные средства. Во второй половине XVIII в. в качестве материала все чаще выбирается мрамор, дающий тончайшую проработку поверхности. Шубин Ф.Ф. Шубин не льстил своим моделям: Потемкин Г.А.Г.А. Потемкин вышел надменным; купец и промышленник Барышников И.С.И.С. Барышников - простоватым, а Павел IПавел I - деспотичным и одновременно по-детски беспомощным. По бюстам Голицын А.М.А.М. Голицына, Румянцев П.А.П.А. Румянцева, Чернышев З.П.З.П. Чернышева работы Ф. Шубина можно представить облик государственных мужей екатерининской эпохи.

Одним из учителей Шубина был замечательный французский скульптор Фальконе Э.М.Этьен Морис Фальконе (1716-1791). В России Фальконе создал лишь одно монументальное произведение, но оно сразу прославило его как великого художника, став самым знаменитым скульптурным творением страны, - это памятник Петру I («Медный всадник») в Петербурге.

Главное место в живописи XVIII в. занимает портрет. Такие жанры, как пейзаж, натюрморт, бытовая живопись еще только «вызревали». Портретная живопись получила в эти годы быстрое развитие, в основе которого лежал свойственный эпохе повышенный интерес к деятельной человеческой личности.

Наиболее крупными мастерами были Никитин И.Н.И.Н. Никитин (сер. 1680-х гг. не ранее 1742) и Матвеев А.Андрей Матвеев (1701-1739). Оба были петровскими пенсионерами, т.е. обучались за казенный счет в Италии и Голландии.

Сохранившиеся работы И. Никитина позволяют ясно представить, каким самостоятельным и значительным художником он был. Преодолев традиции парадного портрета, он смог передать не только внешнее сходство, но и внутреннюю жизнь портретируемого. Им создано немало портретов родственников Петр IПетра I и его знатных сподвижников (портрет канцлера Головкин Г.И.Г.И. Головкина). Он смог передать облик самого монарха в отличной от того времени манере. Портрет Петра I (в круге) небольшое по размеру полотно, где господствует лицо, сильно освещенное и энергично вылепленное в контрастах света и теней. Блестящие стальные латы полководца едва различимы, подчеркнуты внутренняя сила и душевная сложность незаурядного человека.

Из портретов А. Матвеева наиболее выразителен автопортрет с женой. Художник смог передать внутреннюю близость супругов, их дружелюбие, ласковую внимательность. В другой работе - парном портрете супругов Голицыных (1728 г.) замечательно охарактеризована княгиня (статс-дама и «шутиха» Екатерины I) с ее болезненно-одутловатым лицом и высокомерно-обиженным выражением.

Наибольших успехов в жанре портрета русская живопись достигла во второй половине века. Здесь выделяется блистательная троица - Рокотов Ф.С.Ф.С. Рокотов, Левицкий Д.Г.Д.Г. Левицкий и Боровиковский В.Л.В.Л. Боровиковский. Впервые в русской живописи увековечены неповторимые черты целого поколения их современников. Особой одухотворенностью проникнуты женские портреты - лиричные, правдивые, мастерски исполненные. Невозможно определить к какому живописному направлению следует отнести этих художников, хотя специалисты находят в их манере черты барокко, классицизма и даже сентиментализма. Это прежде всего русская портретная живопись, не поддающаяся стилевой классификации.

Из стен Академии художеств вышла плеяда мастеров, которая воплотила в своих полотнах ведущий принцип Академии - классицизм. Все они, согласно принципам школы, работали в историческом жанре, т.е. писали полотна на античные, библейские и национально-исторические сюжеты. Основоположником этого жанра был Лосенко А.П.А.П. Лосенко, одним из наиболее характерных выразителей академической школы стал Угрюмов Г.И.Г.И. Угрюмов.

Бытовой жанр только зарождался, вызванный вниманием передовых представителей русской культуры к «простым людям». Этот жанр стал основой творчества Фирсов И.И.И.И. Фирсова, Шибанов М.М. Шибанова и Ерменев И.А.И.А. Ерменева. В их работах перед зрителем предстали крестьяне, русская провинция, нищие, сельские священники.

Рождение профессионального русского театра состоялось во второй половине века. Создателем его стал сын купца Волков Ф.Федор Волков (1729-1763). О его ярославской театральной труппе стало известно в Петербурге, куда она и была приглашена. В 1756 г. императорским указом учрежден «русский для представления трагедии и комедии театр». Директором его был назначен Сумароков А.П.А.П. Сумароков, пьесы которого с успехом шли на сценах частных и любительских театров при учебных заведениях. Руководителем труппы стал Ф. Волков - блестящий актер, режиссер, поэт, музыкант и живописец. Именно эту многоплановую талантливость в личности Ф. Волкова подчеркивал Новиков Н.И.Н.И. Новиков.

В этом театре сформировалось первое поколение русских театральных актеров - Дмитриевский И.И. Дмитриевский, Плавильщиков П.П. Плавильшиков, Шумский Я.Я. Шумский, Троепольский Т.Т. Троепольский и др. На театральной сцене они подготовили утверждение реализма.

По-прежнему существовали частные общедоступные театры, состоящие, как правило, из группы любителей-артистов, кочующих из помещения в помещение, из города в город, так как постоянного театрального помещения они не имели. Большое развитие получил частный крепостной театр. Известны театр графа Шереметев П.Б.Шереметьева в Останкино, где на сцене блистали Жемчугова-Ковалева П.И.П.И. Жемчугова-Ковалева, как оперная актриса, и балерина Шлыкова Т.Т. Шлыкова. Подобные театры были и в провинции.

В петровскую эпоху зарождается интерес к светской музыке, любительскому музицированию, развиваются профессиональное хоровое пение, военно-строевая музыка. Формирование национальной композиторской школы начинается в последней трети XVIII в. Основой отечественной музыкальной культуры стал народный мелос. Появилась камерная лирическая песня-романс (Дубянский Ф.М.Ф.М. Дубянский, Козловский О.А.О.А. Козловский); в хоровой музыке работали Березовский М.М. Березовский и Бортнянский Д.Д. Бортнянский, которые сочиняли хоровые церковные произведения. Ведущим жанром становится опера, хотя точнее ее следует назвать оперным спектаклем, где музыка только часть спектакля. Так, музыкальная комедия Аблесимов А.А. Аблесимова «Мельник-колдун, обманщик и сват» была дополнена новыми вокальными номерами и увертюрой, написанными Фомин Е.Е. Фоминым, после чего могла уже называться оперой. Оперными композиторами стали Е. Фомин («Ямщики на подставе»), Пашкевич В.В. Пашкевич («Несчастье от кареты») и др. Все оперные сочинения - комические.

В XVIII в. Россия сотворила неповторимую, во многом уникальную культуру. Этой культуре чужда национальная ограниченность и замкнутость. Она впитывала и перерабатывала все ценное, что было создано культурой других народов, сохраняя свою самобытность и органичность.

© Центр дистанционного образования МГУП