Московский государственный университет печати

Заорская И.Ю.
Чапайкин И.В.


         

История русской культуры

Учебное пособие


Заорская И.Ю.
История русской культуры
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение. Страна и народ

1.

Культура Руси IX - первой половины XII вв.

1.1.

Материальная культура

1.2.

Духовная культура

1.3.

Грамотность в древней Руси

1.4.

Древнерусская литература

1.5.

Искусство Киевской Руси

2.

Русская культура второй половины XII - первой половины XIII в.

3.

Культура русского средневековья (XIV-XVI вв.)

3.1.

Образование, просвещение, книгопечатание

3.2.

Литература

3.3.

Общественная мысль

3.4.

Архитектура

3.5.

Живопись

4.

XVII век в русской культуре

4.1.

Школа, просвещение, научные знания

4.2.

Литература

4.3.

Зодчество

4.4.

Русская усадьба XVII в.

4.5.

Живопись

5.

Становление культуры нового времени. XVIII век

5.1.

Образование

5.2.

Наука

5.3.

Литература и общественная мысль

5.4.

Искусство

5.5.

Живопись

5.6.

Театр и музыка

6.

Культура России XIX века

6.1.

Социально-экономические и политические условия

6.2.

Образование

6.3.

Наука

6.4.

Общественная мысль

6.5.

Художественная литература

6.6.

Архитектура

6.7.

Живопись

6.8.

Скульптура

6.9.

Театр

6.10.

Музыка

Деятели русской культуры

Указатели
812   именной указатель

XIX век по праву считают «золотым веком» русской культуры. Именно в это столетие национальная культура русского народа достигла высокой зрелости, получила мировое значение.

Россия XIX столетия не была царством застоя. Это была быстро развивавшаяся и растущая вширь страна. В начале XIX в. к Российской империи присоединены Грузия (1801 г.), Финляндия (1809 г.), Бессарабия (1812 г.), Азербайджан (1813 г.), Царство Польское (1815 г.), Армения (1829 г.). В дальнейшем в состав России включены Казахстан (1840-е - 1850-е гг.), Приамурье и Приморье (1858-1861 гг.), горные районы Кавказа (1864 г.), Центральная Азия (1865-1885 гг.). Несмотря на продажу Аляски (1867 г.), территория империи достигла 22 млн. кв. км. Стремительно росло и население (главным образом за счет естественного прироста). По данным ревизий, число жителей Российской империи составляло в 1796 г. 36 млн. чел., в 1815 г. - 45 млн., в 1835 г. - 60 млн., в 1858 г. - 74 млн. чел. Перепись населения в январе 1897 г. показала, что в России живет 128,9 млн. чел. (в т.ч. в Европейской России - 94,2 млн., в Царстве Польском - 9,5 млн., в Финляндии - 2,5 млн., на Кавказе - 9 млн., в Сибири - 5,7 млн., а в Средней Азии - 7,7 млн. чел.

В XIX в. Россия немало воевала. В 1805-1807 гг. и 1812-1814 гг. огромных усилий и жертв потребовала борьба с наполеоновской Францией. В 1826-1831 гг. последовательно пришлось воевать с Ираном, Турцией и восставшей Польшей. На протяжении 1817-1864 гг. шла в Дагестане, Чечне и Адыгее тяжелая и кровопролитная Кавказская война. Крымская война 1853-1856 гг. была войной с сильной коалицией держав (Англия, Франция, Турция) и закончилась поражением. В 1860-е годы Россия подавляла польское восстание и завоевывала среднеазиатские ханства. 1877-1878 гг. были отмечены нелегкой русско-турецкой войной за освобождение балканских славян. Страдала Россия и от эпидемий и от неурожаев, вызывавших голод.

Вплоть до 1861 г. в России господствовали крепостнические отношения. Крестьяне были задавлены барщиной и оброком, бесправны в правовом отношении. Застойной была сельскохозяйственная техника и агрокультура. Господствовало трехполье, урожаи были низкие, а сбор хлеба рос за счет освоения новых земель (Причерноморье, Предкавказье, степное Заволжье). Лучшим было состояние государственных крестьян. Положение помещичьих хозяйств постепенно ухудшалось. Около 12% дворян-помещиков продали свои имения. В 1859 г. в банках были заложены имения с 7 млн. крепостных «душ», что составляло около двух третей крепостного населения. Уродливым явлением стал рост числа дворовых (до 1,5 млн. человек).

В 1830-х гг. в России начался промышленный переворот. Появились фабрики со сложными машинами, на реках внедрялось пароходное сообщение. В 1850-е годы началось строительство железных дорог, однако большинство рабочих (вольнонаемных) были оброчными помещичьими и государственными крестьянами. По темпам развития промышленности, строительства железных дорог Россия все сильнее отставала от стран Запада. Если в 1800 г. Россия и Англия выплавляли по 10 млн. пудов чугуна, то в дальнейшем это равенство нарушилось (в 1850 г. в России - 16 млн. против 140 млн. в Англии). Страны Европы в 1850-е годы были опутаны паутиной железных дорог, а в России имелась лишь одна крупная магистраль (Москва - Петербург). Отставала Россия и в ведении парового флота. Все это сказалось на ходе Крымской войны 1853-1856 гг.

Реформа 1861 г. покончила с крепостным правом. Началось ускоренное развитие экономики России. Возникали новые промышленные города, целые промышленные районы. Изменилась с падением крепостного рабства сама общественная атмосфера. Начался длительный процесс демократизации российского общества. Лишившись даровых рабочих рук помещичье хозяйство стало клониться к упадку. Все большее значение получали денежные отношения. Началось развитие российского капитализма.

Развитие экономики и культуры проходило в России на протяжении всего XIX в. в условиях сохранения самодержавия (неограниченной монархии). Императору принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти. В начале столетия были созданы Государственный совет и министерства. Правительство императора Александр IАлександра I (1801-1825 гг.) осуществило до Отечественной войны 1812 г. некоторые либеральные реформы. В их числе - меры по развитию системы образования. Это был последний период политики «просвещенного абсолютизма». Суть ее в попытке приспособить самодержавно-крепостническую систему к требованиям современности. Идеология «просвещенного абсолютизма» делала упор на «просвещение умов» и «улучшение нравов», смягчение законов и веротерпимость. Однако пределы проводимых реформ были узкими. Развитие системы образования, поощрение промышленности, «покровительство наукам и искусствам» - но все это под строгим надзором бюрократии и полиции.

В 1811-1815 гг. произошел поворот к реакции и мистицизму. На первый план выступил милитаризм и охранительные тенденции. Носителем их стал всесильный временщик Аракчеев А.А.Аракчеев. Возникают военные поселения, призванные укрепить военную мощь империи без особых затрат. Россия вступает в «Священный союз» - своего рода «интернационал» монархов, помогающих друг другу в борьбе с революционным движением. Такая политика вызвала недовольство передовой части дворянства, создавшей подпольные революционные организации. Дворянские революционеры мечтали превратить Россию либо в конституционную монархию, либо в республику, отменить крепостное право. Движение закончилось неудачным восстанием 14 декабря 1825 г. Декабристы были разгромлены и на трон вступил Николай IНиколай I (1825-1855).

Политика нового императора, не доверявшего дворянам и опиравшегося на бюрократию и полицию, была реакционной. Он подавил польское восстание 1830-1831 гг. и помог разгромить революцию в Венгрии (интервенция 1849 г.). Отдельные реформы (финансовая, опубликование Свода законов, улучшение управления государственными крестьянами) сочетались с беспощадным подавлением оппозиции. Милитаризм, взяточничество, волокита в судах, бесправие и произвол - вот черты «николаевской системы», приведшей страну к военному поражению.

С вступлением на трон Александр IIАлександра II (1855-1881) началась т.н. «оттепель». В обществе обсуждались назревшие преобразования, были амнистированы декабристы, расширились права печати. В 1861 г. отменено крепостное право, а вскоре последовали новые реформы - отмена телесных наказаний, введение суда присяжных, установление выборного местного самоуправления (земства). Однако «увенчания здания» реформ, как называли либералы введение в России конституции и парламента не последовало. С 1866 г. (неудачное покушение на императора) правительство повернуло к реакции.

Между тем в образованной молодежи разных сословий (т.н. разночинцы) все большее распространение получали идеи народничества (социализм Чернышевский Н.Г.Н.Г. Чернышевского и др.). Недовольство росло и возникли подпольные организации. В 1874 г. началось т.н. «хождение в народ» - агитационное движение. Оно потерпело неудачу. Народ не пошел за социалистами, а полиция вылавливала их. В ответ революционеры встали на путь террора. Концом этого пути стало убийство Александр IIАлександра II 1 марта 1881 г.

Весь XIX в. прошел в России под знаком развития отечественной системы образования. В первые годы столетия на основе Устава учебных заведений 1804 г. была создана государственная система преемственно связанных учебных заведений: приходские училища (1 год обучения), уездные училища (2 года), губернские гимназии (4 года) и университеты (3 года обучения).

В эти годы основали новые учебные заведения: Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский (в современном Тарту), университеты (1804-1805 гг.), Петербургский педагогический институт, ряд лицеев (Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле), институты (Лесной, Институт корпуса инженеров путей сообщения). В 1819 г. возникает Санкт-Петербургский университет. Задачей университетов была подготовка преподавательских и научных кадров. Встав во главе своих учебных округов, университеты развернули широкую издательскую деятельность. В дальнейшем создаются высшие технические учебные заведения - Институт гражданских инженеров (1832), Московское высшее техническое училище (1830) и т.д. Средним учебным заведением с высоким уровнем образования были гимназии. Число гимназий в Москве в первой половине XIX в. достигло 20, а в Петербурге - 17, они имелись во всех губернских городах. Малое число гимназий объяснялось нехваткой преподавательских кадров, которые надо было еще подготовить.

В 60-х годах в обстановке крупных реформ во всех областях общественной жизни, в обстановке ее демократизации глубокие преобразования происходят и в сфере средней и высшей школы. Учебные заведения становятся всесословными. По Уставу 1864 г. были утверждены два типа средней школы: классическая гимназия с 7-летним сроком обучения (для подготовки к поступлению в университет) и реальные гимназии с 6-летним сроком обучения, дававшие право поступления в высшие технические учебные заведения. Получило развитие также среднее образование для девочек - были основаны женские гимназии (с 1862 г.) и женские училища. В 1860 -70-х годах основаны первые государственные и земские учительские семинарии, а в 1872 г. учреждаются реальные училища. Развитие сельской школы породило замечательный социальный тип - самоотверженного земского учителя - подлинного подвижника просвещения.

Получает дальнейшее развитие русская высшая школа. В 1865 г. основана Петровская земледельческая и лесная академия в Москве, в 1888 г. - первый университет в Сибири (Томский), положено начало высшему женскому образованию (создание Высших женских курсов в 1878 г.). В сельской местности все шире развивалось начальное образование, получают распространение церковно-приходские школы.

В XIX в. новых успехов достигает российская наука. Центрами научной мысли была Академия наук и университеты, в которых и концентрировались основные научные кадры. Уже в начале века возникают научные общества: Московское общество испытателей природы (1805), Минералогическое общество (1817), Московское общество сельского хозяйства (1820), Русское географическое общество (1845), учреждена Археологическая экспедиция (1829), которая начала собирать и публиковать Полное собрание русских летописей, другие древние акты. Крупными научными центрами стали новые университеты. При высших учебных заведениях России создавались обсерватории, химические лаборатории, физические кабинеты, ботанические сады.

Крупнейшими достижениями российской науки были географические открытия. В 1-й половине XIX в. россиянами было совершено около 40 кругосветных плаваний с участием физиков, биологов, астрономов и др. Имена отечественных мореплавателей Крузенштерн И.Ф.И. Крузенштерна, Лисянский Ю.Ф.Ю. Лисянского, Головнин В.В. Головнина, Беллинсгаузен Ф.Ф. Беллинсгаузена, Лазарев М.М. Лазарева, Литке Ф.Ф. Литке навсегда вошли в историю географических открытий. Русские моряки совершили многомесячные переходы во всех океанах Земли. Ими были открыты сотни островов и целый материк - Антарктида (1820). Огромен вклад русских географов в исследование Центральной Азии (экспедиции Семенов-Тян-Шанский П.П. Семенова-Тян-Шанского, Пржевальский Н.Н. Пржевальского, Потанин Г.Г. Потанина, Певцов М.М. Певцова, Козлов П.П. Козлова и др.). Географическое и геологическое исследование Сибири многим обязано Кропоткин П.П. Кропоткину, Черский И.И. Черскому, Обручев В.В. Обручеву. Огромные просторы Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии были нанесены на географическую карту впервые в мировой истории. При этом проводились и серьезные этнографические исследования.

Навсегда останутся в истории не только русской, но и мировой науки имена выдающихся российских ученых первой половины XIX века: создателя неевклидовой геометрии Лобачевский Н.И.Н.И. Лобачевского, директора основанной в 1839 г. Пулковской обсерватории Струве В.Я.В.Я. Струве - автора классических работ по астрономии, первооткрывателя электрической дуги Петров В.В.В.В. Петрова, основателя сравнительной анатомии Бэр К.М.К.М. Бэра, основоположника военно-полевой хирургии Пирогов Н.И.Н.И. Пирогова, выдающегося математика Чебышев П.Л.П.Л. Чебышева, химика-органика Зинин Н.Н.Н.Н. Зинина, творца гальванотехники Якоби Б.С.Б.С. Якоби, математика Остроградский М.В.М.В. Остроградского.

В пореформенный период российские ученые достигли новых успехов. В 1861 г. Бутлеров А.М.А.М. Бутлеров создал теорию химического строения - теоретическую основу химического синтеза. Через два года Сеченов И.М.И.М. Сеченов своим трудом «Рефлексы головного мозга» открыл новую эру в исследовании высшей нервной деятельности. В 1869 г. Менделеев Д.И.Д.И. Менделеев открыл периодический закон элементов - великий закон природы, основу атомной физики и химии XX в. В 60-х годах Ковалевский А.О.А.О. Ковалевский создал эволюционную эмбриологию, а Ковалевский В.О.В.О. Ковалевский - эволюционную палеонтологию.

Общественная мысль России XIX в. представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами. Все существенные мировоззренческие вопросы рассматривались с различных позиций. В работах материалистов (Герцен А.И.Герцен, Чернышевский Н.Г.Чернышевский, Писарев Д.И.Писарев), религиозных философов, «светских» идеалистов ставились существенные проблемы развития человеческого общества. Важнейшие философские идеи рассматривались не только в трудах философов, но и в произведениях классиков иных наук, в работах литераторов (Достоевский Ф.М.Достоевский, Толстой Л.Н.Л. Толстой), в политической публицистике.

Все это заставляет рассматривать русскую философию как целостный и в то же время противоречивый, национально-самобытный феномен мировой духовной культуры. Характеризуя русскую философскую мысль, классик отечественной философии XX века Лосев А.Ф.А.Ф. Лосев писал: «Русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным Ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом и является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижения иррациональных и тайных глубин космоса, конкретным и живым разумом»Лосев А.Ф. Русская философия // Век XX и мир. - 1988. - № 13. - С. 40..

Наступило время начала великого спора - спора западников и славянофилов. Спор западников и славянофилов не является достоянием истории. Он стал своеобразным стержнем дальнейшего развития русской общественной мысли, проявляясь в ней подчас совершенно неожиданным образом. Продолжается он и сегодня. Это свидетельствует о неисчерпаемости проблематики этой дискуссии, ее особой значимости для России.

В 30-60-е годы XIX века проблема исторических судеб России безусловно была доминирующей в русской мысли. Именно при попытках разрешить эту проблему русская философия обрела свою полную независимость и самобытность, перестав быть лишь одаренной ученицей философии немецкой. Главная заслуга в этом принадлежит мыслителям-славянофилам старшего поколения. Виднейший русский историк отечественной философской мысли Лосский Н.О.Н.О. Лосский справедливо констатирует: «Начало самостоятельного философского творчества в России связано с именами славянофилов Киреевский И.В.Ивана Киреевского и Хомяков А.С.Хомякова. Их философия есть преодоление немецкого типа философствования на основе русского понимания христианства, воспитанного творениями Восточных Отцов Церкви и поддержанного национальными особенностями русской духовной жизни. Философской системы Киреевский и Хомяков не выработали, но они дали программу и установили дух того философского движения, которое представляет собою наиболее оригинальный и ценный плод русской мысли. Я имею в виду попытки русских мыслителей выработать систему христианского миропонимания. Соловьев Вл.Вл. Соловьев первый создал систему христианской философии в духе программы Киреевского и Хомякова, и после него появилась целая плеяда философов, идущих в том же направлении»Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1994. - С. 18..

Взгляды ранних славянофилов сложились в острых идейных спорах с западниками, которые велись как на страницах статей (частью не предназначенных для печати), так и в литературных салонах Москвы (салоны Елагиных, Павловых, Свербеевых). Надо учитывать, что постоянного печатного органа славянофилы долгое время не имели, а их произведения подвергались серьезным цензурным притеснениям. Некоторые из славянофилов подвергались репрессиям (состояли под надзором полиции, арестовывались, высылались). К тому же ряд мыслителей этого направления (например И. Киреевский) мало и неохотно писали, что отразилось на объеме их «литературного наследства». Печатались славянофилы преимущественно в журнале «Москвитянин». Кроме того им удалось издать в 40-х - начале 50-х годов несколько сборников статей. Позднее журналами славянофилов стали «Русская беседа» (1856-1860) и «Сельское благоустройство» (1858-1859).

Раннее, «классическое» славянофильство было широким интеллектуальным течением. К числу ведущих мыслителей направления принадлежали И.В. и Киреевский П.В.П.В. Киреевские, Хомяков А.С.А.С. Хомяков, Аксаков К.С.К.С. и Аксаков И.С.И.С. Аксаковы, Самарин Ю.Ф.Ю.Ф. Самарин, Кошелев А.И.А.И. Кошелев, Валуев Д.А.Д.А. Валуев, Беляев И.Д.И.Д. Беляев. Близки к славянофилам по своим идейным позициям в 40-е - 50-е годы были писатели Аксаков С.Т.С.Т. Аксаков, Островский А.Н.А.Н. Островский, Даль В.И.В.И. Даль, Тютчев Ф.И.Ф.И. Тютчев, Языков Н.М.Н.М. Языков, Григорьев А.А.А.А. Григорьев.

Славянофилы высоко оценивали (с известными оговорками) допетровскую Русь, которую они представляли гармоничным обществом, отличавшимся единством «земщины» и «власти» (народа и царя) и, в отличие от обществ Запада не знавшего борьбы народа и государства. По вине Петр IПетра I органическое развитие русского государства и русской культуры было нарушено, государство стало «над народом», возникла искусственная дворянская интеллигенция, односторонне и внешне усвоившая западную культуру, полностью оторвавшаяся от народной жизни. Славянофилы призывали интеллигенцию к сближению с народом, к всестороннему изучению его быта, культуры, языка. Они были противниками усвоения Россией форм западной политической жизни и правопорядка. В то же время славянофилы были противниками крепостного права, мечтая об отмене его верховной властью. Неудивительно, что Самарин Ю.Ф.Ю. Самарин, Кошелев А.А. Кошелев и Черкасский В.В. Черкасский были среди активных деятелей крестьянской реформы 1861 года. Возражая против конституции и формально-правового ограничения самодержавия славянофилы отстаивали идею созыва Земского собора из выборных представителей всех общественных слоев. Славянофилы считали необходимым установление гласного суда, отмену телесного наказания и смертной казни, поддерживали развитие торговли и промышленности, были сторонниками строительства железных дорог, применения машин в сельском хозяйстве, создания банков и акционерных обществ в России. Важной чертой мировоззрения славянофилов было их внимание к положению зарубежных славянских народов, солидарность с культурной работой и освободительной борьбой славян Австрийской и Османской империй.

Из всего вышеизложенного вытекает, что славянофильство не может считаться «реакционным» идейным течением, якобы враждебным прогрессу и правам личности. Идеология славянофилов глубже, гуманнее, богаче, чем концепция «официальной народности», выдвинутой Уваров С.С.С.С. Уваровым и развитая позднее Погодин М.П.М.П. Погодиным и Шевырев С.П.С.П. Шевыревым.

Наиболее видными философами-славянофилами были Киреевский И.В.И.В. Киреевский, Хомяков А.С.А.С. Хомяков и Самарин Ю.Ф.Ю.Ф. Самарин.

И.В. Киреевский (1806-1856) еще в двадцатые годы был одним из основателей философского кружка «Общества любомудров». Во время поездки в Германию (1831 г.) он лично знакомится с Гегель Г.Гегелем и Шеллинг Ф.Шеллингом, слушает их лекции. Большую часть жизни он провел в своем родовом селе близ города Белева в Тульской губернии. О направленности его философских поисков свидетельствует сближение мыслителя с духовными лицами, особенно старцами Оптиной Пустыни - этого важнейшего очага религиозного духа в России. Воздействие мировоззрения старцев этой обители как и трудов Отцов Церкви на взгляды И. Киреевского было велико. Для философии Киреевского центральным понятием является понятие духовной жизни. Главным достоинством русского менталитета по его мнению является цельность. При условии сохранения человеком нравственной высоты разум его, по мнению Киреевского, поднимается на степень «духовного зрения», которое может узреть Божественную истину, а мышление возвышается до согласия с верой. Веру Киреевский считает не доверием к чужому мнению, а «существенным общением с Божественными вещами (с высшим миром, с небом, с Божеством)». Гармонически сочетая мышление, чувство, эстетическое созерцание, совесть и волю к истине человек приобретает способность мистической интуиции, открывающей сверхрациональные истины о Боге и отношении Бога к миру.

Противопоставив западной, отвлеченно-рациональной форме познания полную «живую» форму познания, свойственную православно-славянскому миру, обосновав подчинение этого «живого знания» (включавшего в себя кроме рационального этический и эстетический моменты) высшему познавательному акту - религиозной вере, И. Киреевский создал философскую систему и сегодня вызывающую большой и обоснованный интерес в России и за ее пределами.

Другим крупным мыслителем первой половины XIX века, стоявшим у истоков славянофильства, был Хомяков А.С.А.С. Хомяков (1804-1860). Глубоко религиозный, получивший прекрасное домашнее образование, ряд лет прослуживший в армии, неоднократно бывавший за границей Хомяков прекрасно подходил на роль идеолога славянофильства. Значительная часть литературного наследия А.С. Хомякова - художественные произведения (стихотворения и трагедии).

Центральное место в работах Хомякова занимает его социологическая концепция. Основная ее идея - признание коренного различия путей Запада и России, обусловленного различием основных начал русской и западноевропейской жизни, формами религиозного мировоззрения - православия и католицизма. Россия, получив от Византии христианское учение в чистоте (православное христианство), смогла избежать рационалистического искажения христианской веры, характерного для Западной Европы. Черты русского народа, по Хомякову, определяются православием и сводятся к смирению, любви и идеалу святости, преданности вере предков, склонности к общинному строю, основанному на взаимопомощи в рамках крестьянской общины и трудовой ремесленной артели. Хомяков верил, что благодаря духовности, благодаря общине и артели Россия сможет осуществить идеал социальной справедливости, что оказалось не под силу Западу.

Многие работы Хомякова посвящены религиозным вопросам. По его мнению, католицизм и протестантизм отступили от основных начал христианства, погрязли в рационализме. Юридический формализм и логический рационализм католицизма, возникший из римского права, вызвал реакцию против себя - протестантизм, в котором осуществляется свобода без единства, открывается возможность субъективного толкования библии каждым верующим. Хомяков подчеркивает в христианстве неразрывную связь любви и свободы. Догматы Церкви, должны быть нерушимы, но «мнения» Церкви свободно оспариваются Хомяковым. Отвергая единство без свободы (католицизм) и свободу без единства (протестантизм) А.С. Хомяков выступает как в полной мере православный философ.

Вера, по мнению Хомякова, не противоречит рассудку, нуждается в анализе. Лишь сочетание веры и рассудка дает необходимый «всецелый разум». Именно путем живого знания познается основа бытия - сила. В духовном мире сила есть свободная воля, соединенная с разумом. Одним рассудком эта основа мира не познается. Человек как существо, обладающее свободной волей, есть носитель нравственной свободы - свободы выбора между любовью к Богу и эгоизмом, между правдой и грехом. Этот выбор и определяет отношение конечного разума к его вечному источнику - Богу. Вера в учении Хомякова - это интуиция: способность непосредственно познавать подлинное бытие, вещь в себе. Таким образом, А.С. Хомяков разработал основы той глубокой метафизической системы, развитой в дальнейшем рядом крупных русских философов.

Хомяков никогда не идеализировал российские порядки. Веря в великую миссию русского народа, он резко критиковал действительность России времен Николая I, призывал к отмене крепостного права, которое считал рабством. Рабство он считал порождающим «развращение души».

Параллельно со славянофильством в России во второй трети XIX века развивалось и другое мощное интеллектуальное течение - западничество. Его появление не было случайным зигзагом русской общественной мысли или простой реакцией на реальности николаевской России. Стремление осмыслить место развивавшейся российской культуры в европейском цивилизационном процессе было естественным для русской интеллигенции. Масштабность изменений, происходивших на Западе в 30-40-е годы XIX столетия, острое осознание отставания России, углубленное изучение не только философских, но и политических, экономических, социальных и правовых теорий, возникших в Западной Европе - вот источники российского западничества.

Подобно раннему славянофильству, западничество носило в условиях царствования Николай IНиколая I оппозиционный характер. Оно выражало протест значительной части отечественной интеллигенции против теории официальной народности. Резко возражали западники против идеализации славянофилами порядков допетровской России. Они отрицали существование в Московском царстве гармонии власти и народа, господства основанных на христианской религиозности начал добра, братства и любви. Для западников была характерной положительная оценка петровских преобразований. Будущее России они связывали с усвоением исторических достижений стран Запада, догонять который во всех областях жизни должна была, по их мнению, отставшая Россия.

Центром формирования западничества также стала Москва. В московский кружок западников входили Грановский Т.Н.Т.Н. Грановский, Кетчер Н.Х.Н.Х. Кетчер, Герцен А.И.А.И. Герцен, Огарев Н.П.Н.П. Огарев, Боткин В.П.В.П. Боткин, Кавелин К.Д.К.Д. Кавелин, Корш Е.Ф.Е.Ф. Корш, Редкин П.Г.П.Г. Редкин и др. К западникам примыкали Белинский В.Г.В.Г. Белинский, Тургенев И.С.И.С. Тургенев, Панаев И.И.И.И. Панаев, Анненков П.В.П.В. Анненков. Развитие западничества как широкого течения русской общественной мысли проходило в ожесточенной полемике со славянофильством.

Западничеству не суждено было остаться единым течением. Острейшие конфликты, раздиравшие западное общество XIX века, жесточайшая полемика о путях дальнейшего исторического развития, которая присуща общественной мысли Западной Европы прошлого столетия, неизбежно должны были расколоть лагерь западников и действительно раскололи его. Отношение к капитализму, утвердившемуся на Западе вполне прочно в первой половине XIX века, и отношение к социалистическим теориям, направленным на преодоление капитализма - вот тот рубеж, по которому прошло размежевание российский «европеистов». Этому размежеванию на сторонников правового государства буржуазного типа и социалистов в сфере социально-политических взглядов естественно соответствовало размежевание в сфере философии на сторонников и противников материализма и атеизма. Возникли споры как по вопросу о бессмертии души (полемика материалиста Герцена с Грановским и Коршем), так и по вопросам эстетики (полемика Белинского с Боткиным). Опыт европейской революции 1848-1849 гг. окончательно покончил с единством западничества. За вопросом о перспективах социально-политического развития Запада встал вопрос о перспективах развития России.

Для эволюции левого крыла российского западничества весьма характерны идейные искания одного из глубочайших российских мыслителей XIX века Герцен А.И.А.И. Герцена (1812-1870). Влияние его на русскую общественную мысль было очень велико, но это привело к попыткам втиснуть Герцена в те или иные идеологические рамки. Основными философскими трудами А.И. Герцена являются статья «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845) и «Письмо к сыну» (1867), посвященное вопросу о свободе воли. Герцен был атеистом, отрицавшим идеи личного Бога и индивидуального бессмертия. Идеология Герцена формировалась под влиянием философии Шеллинг Ф.Шеллинга, Гегель Г.Гегеля, Фейербах Л.Фейербаха, социалистических теорий Прудона. В центре внимания Герцена-философа находятся вопросы связи философии и естествознания, методы понимания и исследования природы.

К концепциям славянофилов Герцен относился в целом отрицательно. Суровый критик петербургской бюрократической монархии, последовательный борец с крепостным правом, сторонник освобождения Польши Герцен стоял особняком в русской общественной мысли. Его могучий разум видел и ограниченность плоского либерализма русского и западного, угрозу тоталитарности в идеях социалистов (статья «К старому товарищу», 1869 г.), торжество мещанства на Западе.

А.И. Герцен стал основателем «русского социализма», ставшего основой идеологии народничества. Основой грядущего социалистического общества в России должны были стать русская сельская община и русская ремесленная и строительная артель. Крестьянскую общину Герцен понимал как крестьянский коммунизм, а русский народ как предрасположенный к социализму. В то же время Герцен отрицает любое посягательство на свободу человеческого разума, не обожествляет слепо грядущий социализм. В философии он суровый критик вульгарного, механического материализма.

Период, открытый «великими реформами» Александр IIАлександра II - новый этап в развитии всей русской жизни и русской мысли. Общественное оживление, ослабление цензурных стеснений, открытие новых учебных заведений, появление нового поколения русской интеллигенции не могли не сказаться на степени интенсивности интеллектуальной жизни страны. Возникают новые течения общественной мысли, между которыми ведется ожесточенная полемика.

Поражает разнообразие идейной палитры пореформенной России. Мы видим и материализм Чернышевского («Антропологический принцип в философии», 1860), Добролюбов Н.А.Добролюбова, Писарев Д.И.Писарева (публицист «Русского слова»); либерализм Чичерин Б.Н.Чичерина и Кавелин К.Д.Кавелина (в философии - сторонники дуалистического психофизического параллелизма); русский позитивизм (идеи Конт О.О. Конта), представленный Вырубов Г.Н.Г.Н. Вырубовым и Роберти Е.В.Е.В. Роберти; трансцендентальный монизм религиозного философа Кудрявцев-Платонов В.Д.В.Д. Кудрявцева-Платонова. Религиозная философия развивается Дебольский Н.Г.Н.Г. Дебольским, Бровкович А.И.А.И. Бровковичем, Милославский А.И.А.И. Милославским. Продолжали свою деятельность славянофилы Самарин Ю.Ф.Ю.Ф. Самарин, Аксаков И.С.И.С. Аксаков, Кошелев А.И.А.И. Кошелев. На правом фланге идейной жизни страны стояли Фадеев Р.А.Р.А. Фадеев, Мещерский В.П.В.П. Мещерский, Катков М.Н.М.Н. Катков. Леонтьев К.Н.К.Н. Леонтьев выдвинул концепцию «византизма». Возникло такое своеобразное направление философской мысли как «почвенничество» - определенная модификация славянофильства - Григорьев А.А.А.А. Григорьев, Страхов Н.Н.Н.Н. Страхов. К «почвенничеству» примкнул гений русской литературы Достоевский Ф.М.Ф.М. Достоевский. Происходит формирование в России своеобразного естественнонаучного материализма. Речь идет о философских компонентах мировоззрения таких крупнейших русских ученых-естествоиспытателях как Сеченов И.М.И.М. Сеченов, Мечников И.И.И.И. Мечников, Столетов А.Г.А.Г. Столетов, Тимирязев К.А.К.А. Тимирязев и др. Основное внимание они уделяли разработке теоретико-познавательных концепций.

В среде интеллигенции наметилось углубление размежевания между народниками (сторонниками русского общинного социализма и революционного переворота) и либералами. Либералы, начиная с 60-х годов группировались вокруг журнала «Вестник Европы» во главе с Стасюлевич М.М.М.М. Стасюлевичем. Взгляды либералов, стремившихся к продолжению реформ, к «увенчанию здания» преобразованной России конституцией, парламентом, к интеллектуальной свободе и правовому государству западного типа имели вполне определенный философский фундамент. Основные его элементы - требование «точной», «положительной» науки (в духе позитивизма), отрицательное отношение к суевериям, мистицизму, требование «здорового» идеализма, способного противостоять вульгарному материализму. Религия, по мнению либералов-западников, должна была стать индивидуальным «чувством», своеобразным этическим кодексом человека.

Идеология народников интенсивно разрабатывалась Лавров П.Л.П.Л. Лавровым («Исторические письма», 1870), Ткачев П.Н.П.Н. Ткачевым, Михайловский Н.К.Н.К. Михайловским. Русские социалисты того времени стояли на позициях т.н. идеалреалистической философии - синтеза материалистических и атеистических идей с элементами идеалистических систем (этический субъективизм).

Невозможно представить становление цивилизационного подхода к истории человечества без книги Н. Данилевского «Россия и Европа». Данилевский Н.Я.Н.Я. Данилевский (1822-1885) - виднейший русский философ, социолог и естествоиспытатель получил блестящее образование. Выпускник Царскосельского лицея, получивший степень магистра ботаники на естественном факультете Петербургского университета, он неоднократно участвовал в научных экспедициях по изучению Поволжья, берегов Каспийского моря, Русского Севера. До конца своих дней Данилевский уделял большое внимание биологии, работая над двухтомной монографией, посвященной критике дарвинизма. В 1890 году вышел сборник политических и экономических статей Н. Данилевского. Основной труд Данилевского - книга «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому».

В центре внимания Н. Данилевского - коренные вопросы философии мировой истории. По мнению мыслителя общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь культурно-исторические типы. К их числу он относит такие «самобытные цивилизации» как египетскую, китайскую, древнесемитическую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, европейскую (германо-романский тип). Наряду с этим складывается славянский культурно-исторический тип. Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа.

Значение различных культурно-исторических типов (цивилизаций) в истории человечества состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему, развивает в наибольшей степени свои начала и соответствующие своему характеру формы культуры. «Прогресс - утверждает Данилевский, - состоит не в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития, в сравнении с ее предшественниками или современницами, во всех сторонах развития»Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991. - С. 109.. К сожалению, взгляды Н. Данилевского не оказали большого влияния на русское общество XIX - начала XX века.

В XIX в. русская литература становится одной из ведущих литератур мира. Своими высшими достижениями она выражает передовые идеи века. Творчество русских писателей-классиков одушевляет патриотизм и гуманизм. Литература стала подлинной трибуной для русской мысли. Возник и стал развиваться особый, русский тип журнала - т.н. «толстый» литературный и общественно-политический журнал.

В начале столетия центральное место в литературе занимают сентиментализм (Карамзин, позднее ставший выдающимся историком) и романтизм (Жуковский В.А.Жуковский). Сентиментализм выдвигает в качестве ведущей обостренно-чувствительную личность, вызывающую сочувствие читателя. Творчество Карамзин Н.М.Н.М. Карамзина (1766-1826) способствовало обновлению русского литературного языка.

Романтизм ориентирован на идеал, а романтические образы с позиций идеала противостоят действительности, обществу. Для романтиков характерен интерес к природе, истории, жизни народов других стран. Русские романтики «открыли» для русского читателя Кавказ, Крым, Молдавию, другие регионы страны. Высокий романтизм предполагает культ героизма.

Для творчества Жуковский В.А.В.А. Жуковского (1783-1852) характерен жанр баллады, стихи которых поражали современников своей легкостью и звучностью, а содержание отличалось фантастикой и суровым колоритом («Людмила», 1808 г., «Светлана», 1813 г., «Эолова арфа», 1815 г.). Писал Жуковский повести («Ундина», 1837 г.), поэмы («Наль и Дамаянти», 1844 г.), много переводил (баллады Гете, Шиллера, «Одиссея» Гомера).

Выдающимся романтиком был Батюшков К.Н.К.Н. Батюшков (1787-1855). Он прославился антологическими стихотворениями (преимущественно переводы древнегреческой поэзии). Его стихи поражают определенностью и пластичностью образов. В жанре элегии К. Батюшков создал шедевры, отражающие мотивы неразделенной любви («Разлука», «Мой гений») и высокий трагизм («Умирающий Тасс», «Изречение Мельхиседека»). Батюшков по праву считался главой анакреонтического направления в русской лирике.

Образом революционного романтизма стало творчество Рылеев К.Ф.К.Ф. Рылеева (1795-1826), поэта-декабриста, члена Северного общества, одного из руководителей восстания 14 декабря 1825 г. Высокая гражданственность его поэзии проявилась в поэмах «Войнаровский» и «Наливайко» (1825 г.). Вершиной творчества К. Рылеева стал цикл «Думы», в которых созданы образцы героев-образцов для подражания в борьбе за свободу. Дума «Ермак» стала народной песней. В 1826 г. Рылеев был казнен.

Патриотический подъем 1812 г. и острая полемика о дальнейшем пути развития русского языка и литературы - вот обстановка, в которой формировался гений Пушкин А.С.А.С. Пушкина (1799-1837). Уже в ранних своих стихотворениях «Вольность» (1817) и «Деревня» (1819) проявились высокие гражданские качества его поэзии. Вершиной романтизма молодого Пушкина стала поэма «Руслан и Людмила» (1820 г.) - первое его завершенное эпическое произведение. В годы южной ссылки великий поэт создает новые шедевры - поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Цыганы» (1824), лирические стихотворения. Тема свободы - центральная тема этого периода творчества Пушкина, становящегося ведущим поэтом страны.

Двухлетняя ссылка в Михайловское ознаменовалась работой над главами поэмы «Евгений Онегин», трагедией «Борис Годунов» (1825, опубликована 1831), большим числом небольших стихотворных произведений. В лирике зрелого Пушкина все сильнее звучат философские мотивы - раздумья о цели жизни, мысли о смерти. Следует отметить удивительную универсальность пушкинского гения. Основоположнику русской классической литературы подвластны все жанры. Он интересуется различными эпохами истории. В творчестве гения русской литературы, основоположника национального литературного языка, с годами все более ясно сказывается реализм, глубокое проникновение в сущность исторических и современных событий, пластическое изображение характеров героев.

Поэзия Пушкина утверждает идею свободы в ее противостоянии цивилизации и порожденного ею эгоизма человека. К эпохе Петра Великого А. Пушкин обращается в поэме «Полтава» (1829) и историческом романе «Арап Петра Великого» (1827). Поэт создает шедевры русской лирики и «маленькие трагедии», поражающие и сегодня углубленным психологизмом («Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и др.). Темами творчества Пушкина стали народ в истории («Борис Годунов» - образец исторической трагедии и исторический роман «Капитанская дочка», 1836), власть денег («Пиковая дама»), личность и государство (поэма «Медный всадник», 1833, опубликована в 1837 г.), судьба маленького человека («Повести Белкина»). Вершиной творчества Пушкина стал роман в стихах «Евгений Онегин», над которым он работал с 1823 по 1831 гг.

Творчество А.С. Пушкина - яркая страница мировой литературы. Оно раскрыло все богатство национального духа, красоту и богатство русского фольклора. Духовные прозрения и откровения Пушкина поражают и сегодня. Гоголь справедливо назвал Пушкина «явлением чрезвычайным», «единственным явлением русского духа». Поразительный универсализм поэтики Пушкина, его художественные открытия обогатили русскую культуру. А.С. Пушкин, решив сложнейшую задачу создания современного русского литературного языка (задачу, которую начали решать Карамзин и Жуковский) воздвиг себе «памятник нерукотворный» в истории отечественной литературы. Он встал вровень с ВергилийВергилием, Данте А.Данте и Гете И.В.Гете в мировой художественной литературе.

Новатором в русской литературе смог выступить также Грибоедов А.С.А.С. Грибоедов (1790-1829), выдающийся писатель и дипломат. В стихотворной комедии «Горе от ума» (1824 г.) он в живых и полнокровных образах изображает духовный конфликт эпохи - столкновение реакционного дворянского общества и представителя прогрессивной дворянской молодежи. Многие строки этой комедии стали поговорками. Пафос произведения в борьбе за права и достоинство личности. В 1829 г. Грибоедов был убит в Тегеране толпой фанатиков.

Гений отечественной поэзии Лермонтов М.Ю.М.Ю. Лермонтов (1814-1841) открыл своим творчеством новый этап в развитии русской литературы. Основные настроения его поэзии - романтическое разочарование в действительности, чувство одиночества, презрение к общественной пассивности, к палачам «свободы, гения и славы». Такие сокровища лермонтовской поэзии как «Русалка» и «Парус» (1832), «Смерть поэта» и «Узник» (1837), «Дума» и «Бородино» (1838), «Родина» и «Выхожу один я на дорогу...». (1841) - навсегда остались достояниями русских читателей.

Действие многих поэм Лермонтова происходит на Кавказе («Мцыри», 1839 и «Демон», 1841), вдохновенным певцом красот и обычаев которого он был. В русле главных тем русской литературы проблематика пьесы «Маскарад» (1835) и первого отечественного социально-психологического романа «Герой нашего времени» (1840). Проза Лермонтова - образец русского литературного языка. Рано оборвавшееся творчество Лермонтова (погиб на дуэли) - одна из величайших вершин художественной литературы XIX века. Творчество его - страстный монолог-исповедь. Скорбные размышления поэта о суетности земного соединяются с призывами к свободе, красоте, с верой в правоту личности, борющейся с силами зла.

Вершинами русской философской поэзии стало творчество виднейшего поэта пушкинской поры Баратынский Е.А.Е.А. Баратынского (1800-1844) и поэта, мыслителя, дипломата Тютчев Ф.И.Ф.И. Тютчева (1803-1873). Баратынский - автор философских элегий («Разуверение», «Признание», «Две доли») и поэм («Эда», «Бал»). Ф. Тютчев - непревзойденный мастер философской лирики. Темы его поэзии - одиночество, бесследность жизни, пророческие откровения, потерянность в мироздании. Выступал Тютчев и как публицист.

Переход от романтизма к реализму - направление развития творчества Гоголь Н.В.Н.В. Гоголя (1809-1852), с появлением которого проза заняла в русской литературе ведущее место. Первые произведения Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», 1832) - это романтические повести из украинской жизни. Интерес к украинской тематике сохранялся у Гоголя и позднее (4 повести из сборника «Миргород», в т.ч. «Тарас Бульба»). Однако размах творчества Гоголя - общероссийский. Не только украинская природа, обычаи, обряды, легенды и юмор Украины, но и незабываемый образ столицы Российской империи (повести «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего» - сборник «Арабески», 1835 г.) предстают перед нами со страниц гоголевских повестей. Именно в своих «Петербургских повестях» (1831-1841) Гоголь сделал важнейший шаг в развитии русской прозы. Бессмертны сатирические образы из комедии «Ревизор» (1835) и первого тома прозаической поэмы «Мертвые души»(1841). В своем творчестве Н.В. Гоголь отражает типические процессы в русском обществе, его быт, нравы, характеры.

Для становления критического реализма в российской литературе большое значение имели опубликованные в журналах «Телескоп», «Отечественные записки» и «Современник» критические статьи Белинский В.Г.В.Г. Белинского (1811-1848). Началась литературная и общественная деятельность Герцен А.И.А.И. Герцена (1812-1870) - философа, публициста, талантливого писателя и его сподвижника поэта Огарев Н.П.Н.П. Огарева (1813-1870), ставших создателями свободной русской печати за рубежом. Издававшаяся ими в Лондоне газета «Колокол» получила в России широкую популярность. Свою роль сыграли антикрепостнические повести А. Герцена («Доктор Крупов», «Сорока-воровка»).

Протест против основного зла российской жизни - крепостного права - пафос «Записок охотника» Тургенев И.С.И.С. Тургенева (1818-1883). В книге этой получили яркое отражение быт, нравы, качества характера русских крестьян. Цикл рассказов «Записки охотника» (1847-1852) прославлен также поэтическими картинами природы. Романы и повести Тургенева ставят острые вопросы общественного и этического порядка, рисуют яркие образы, отражают расстановку сил в русском обществе. К числу этих бессмертных тургеневских романов относятся «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862). Вследствие редкой способности придавать еще формирующемуся в жизни общества четкие очертания, произведения Тургенева стали фактором выработки новых общественных течений. Пленительны созданные пером И. Тургенева образы русских женщин. Писатель был мастером психологического анализа.

Крупную роль сыграло творчество Гончаров И.А.И.А. Гончарова (1812-1891). В романе «Обломов» (1859) подводится своеобразный итог крепостной эпохи с ее инертностью и косностью. В то же время это и философское осмысление некоторых черт русского характера. Крупными произведениями И. Гончарова стали также романы «Обыкновенная история» и «Обрыв» (1869). В последнем примечательны поиски нравственного идеала (женские образы) и критика нигилизма. Замечательно мастерство Гончарова-критика (статья «Мильон терзаний», 1872 г.). С радикальных позиций изображал в своей поэзии русскую жизнь Некрасов Н.А.Н.А. Некрасов (1821-1877).

Новый импульс получает русская драматургия благодаря творчеству Островский А.Н.А.Н. Островского (1823-1886). Этот драматург-реалист создал целый театр, написав несколько десятков пьес («Гроза» и др.). В пьесах Островского сочетается точность изображения быта разных слоев населения с глубокой разработкой характеров и анализом общественных отношений. Бессмертны образы сатирика Салтыков-Щедрин М.Е.М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889).

Вторая половина XIX века подарила России и миру трех гигантов русской литературы - Лесков Н.С.Н.С. Лескова (1831-1895), Достоевский Ф.М.Ф.М. Достоевского (1821-1881) и Толстой Л.Н.Л.Н. Толстого (1828-1910). Н. Лесков - великий знаток русского языка, замечательный рассказчик, мастер сюжетного построения. Лесков обращался к внутреннему миру отдельной личности, беря своих «праведников» прямо из жизни народа. Произведения писателя (роман-хроника «Соборяне», 1872; «Очарованный странник», 1873; «Сказ о... Левше», 1881; «Полунощники», 1891 и др.) обогатили русскую прозу. Н. Лесков - писатель-почвенник. В своих произведениях он показал глубокую духовность «низов» русского народа. Писатель создал также антинигилистические романы, полемизируя с представлениями о «новых людях».

Огромно воздействие на мировую культуру творчества гения России, писателя и мыслителя Достоевский Ф.М.Ф.М. Достоевского. Уже в его ранних произведения («Бедные люди», 1846 и др.) показывается трагедия «маленького человека». «Записки из мертвого дома» (1862) стали обвинением всей каторжной системы того времени. После возвращения из Сибири Достоевский вновь выдвинулся в первый ряд русских писателей романом «Униженные и оскорбленные» (1861). Во второй половине 60-х годов начинается время великих, «идеологических» романов Ф. Достоевского - «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1872), «Братья Карамазовы» (1879-1880). В этих произведениях реалистически изображены социальные контрасты, глубины человеческой психологии, страстные поиски правды и гармонии. В «Бесах» автор бичует революционность. В романах Достоевского тонкий психологизм сочетается с гуманизмом, показаны столкновения ярких самобытных характеров. Образы Раскольникова, князя Мышкина, старца Зосимы, Алеши Карамазова - шедевры мировой литературы.

Ф.М. Достоевский - философ-почвенник, один из крупнейших мыслителей России. Его герои - «рупоры определенных идей». Он отвергал западные идеи о классовом подходе к общественным проблемам, отрицал революционный нигилизм. Гордому человеку он предлагал смириться, проникнуться христианскими идеалами. Лучшие образы Достоевского - носители мудрости и смирения. Выступал Достоевский и как публицист («Дневник писателя»).

В творчестве Толстой Л.Н.Л.Н. Толстого с гениальной силой отразились противоречия пореформенного периода российской жизни. Для гения русской прозы важнейшей темой стали мучительные поиски нравственного идеала. Это проявилось уже в его ранних произведениях - трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857), военных рассказах кавказского и севастопольского цикла (1853-1855), повестях «Утро помещика» (1856) и «Казаки» (1863). Огромного напряжения и сил потребовала от Л. Толстого эпопея «Война и мир» (1863-1869) - вершина творчества писателя. Толстой смог создать произведение огромной изобразительной мощи и гуманистического пафоса. Второй великий роман Л. Толстого «Анна Каренина» (1874-1876) стал одновременно и картиной пореформенного русского общества и семейной драмой с жизненно достоверным обоснованием права женщины любить по выбору сердца. Творческие искания не только Толстого, но и всей русской литературы XIX в. символически завершает третий его роман «Воскресение» (1899). В этом романе проявилась вся мощь социальной критики Толстого.

В XIX в. новых больших высот достигают в России архитектура и изобразительное искусство. Первые десятилетия века стали временем крупных градостроительных мероприятий в стиле классицизма. В центре внимания российских архитекторов - создания ансамблей в городах. При этом господствуют формы ампира, архитектура приобретает торжественный характер. Наиболее полно тенденции ампира выразили в своем творчестве Воронихин А.Н.А.Н. Воронихин (Казанский собор и Горный институт в Петербурге); Захаров А.Д.А.Д. Захаров (автор реконструкции Адмиралтейства) и Томон Т.Ж. (де)Ж. Тома де Томон (ансамбль стрелки Васильевского острова в столице; здание Биржи с ростральными колоннами).

В годы, последовавшие за Отечественной войной 1812 г., наряду с героико-триумфальным стилем построек в архитектуре успешно решалась проблема создания ансамбля как в Петербурге, так и в возрождающейся из пепла Москве. В центре северной столицы Росси К.И.К.И. Росси (1775-1849) в 1819-1829 гг. создает ансамбли Дворцовой площади, площади Искусств и улицы, ныне носящей имя Росси. Постройки Моферран О.О. Монферрана - Исаакиевский собор (1818-1858 гг.), и Стасов В.П.В.П. Стасова (1769-1848) украсили Сенатскую площадь и Марсово поле в Санкт-Петербурге. В Москве развернулась деятельность зодчих Бове О.И.О.И. Бове, Жилярди Д.И.Д.И. Жилярди, Григорьев А.Г.А.Г. Григорьева. Разбиты новые, парадные площади, полукольцом окружившие Кремль. По проекту О.И. Бове в 1820-1824 гг. сооружается ансамбль Театральной площади. Облик «послепожарной» Москвы определили небольшие по размерам особняки с уютными интерьерами. В Москве архитекторы стремились сохранить живописную свободу пространственной структуры города.

В эпоху Николай IНиколая I преобладало строительство казарм, складов, госпиталей. Из-за повсеместного распространения «образцовых» проектов архитектура утратила гражданский пафос и классицизм вступает в полосу кризиса. Заметным явлением стало сооружение в 1839-1849 гг. Большого Кремлевского дворца (архитектор Тон К.К. Тон - 1794-1881). Этому архитектору принадлежит проект Московского Храма Христа Спасителя (строился в 1837-1883 гг.). К. Тон - создатель т.н. «русско-византийского» стиля.

Во второй половине XIX в. архитектура теряет ведущее эстетическое значение, но упорно разрабатывает новую технологию, осваивает новые стройматериалы (напр. металлические конструкции). Широко ведется строительство промышленных, финансовых, транспортных сооружений - фабрик, банков, вокзалов, гостиниц. Типичными для большого города становятся т.н. доходные дома (многоквартирные жилые секционные здания). Градостроительство переживает упадок. В то же время возводятся в русском стиле многочисленные церкви и соборы. Влияния «исторических» стилей чувствуются в зданиях Исторического музея в Москве (1875-1881, архитектор Шервуд В.О.В.О. Шервуд), а также Московской городской думы. Архитекторы стремятся опереться на традиции русского зодчества, черпать мотивы в народном декоративном искусстве.

В живописи начала XIX столетия традиции классицизма вступают в конфликт с развивающимся романтизмом. Это особенно проявилось в жанре портрета (работы Кипренский О.А.О.А. Кипренского, Тропинин В.А.В.А. Тропинина). Виднейшим представителем романтизма в русской живописи стал великий художник Брюллов К.П.К.П. Брюллов («Последний день Помпеи», 1833 г.). В картинах К. Брюллова (1799-1852) поражает чувственное напряжение образов и тонкий психологизм. Он был блестящим мастером портрета и виртуозным рисовальщиком. В период романтизма переживает подъем искусство пейзажа (картины Щедрин Ф.Ф. Щедрина). Однако академизм оказывал сопротивление, проявляя интерес к внешним эффектам (Воробьев М.Н.М.Н. Воробьев и др.). Великим достижением русской кисти стало полотно Иванов А.А.А.А. Иванова (1806-1858) «Явление Христа народу» (1837-1857 гг.). В нем евангельский сюжет показан как поворот в человеческой истории, начало нравственного возрождения человечества.

Пореформенный период русской живописи отмечен прежде всего творчеством художников-передвижников (Товарищество передвижных выставок, основанное в 1870 г.). Признанным лидером «Товарищества» был Крамской И.Н.И.Н. Крамской (1837-1887). В их искусстве, носившем реалистический характер, ведущее значение приобрели бытовой жанр и портрет. Стремление к защите «униженных и оскорбленных» чувствуется в полотнах передвижников Перов В.Г.В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Савицкий К.А.К.А. Савицкого, Маковский В.Е.В.Е. Маковского, Ярошенко Н.А.Н.А. Ярошенко. В творчестве Ге Н.Н.Н.Н. Ге (1831-1894) религиозно-исторические сцены превратились в потрясающие драматизмом картины человеческого страдания.

Русская историческая живопись достигла вершины в творчестве Суриков В.И.В.И. Сурикова (1848-1916), видевшего в народе главного героя истории. Его многофигурные картины («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и др.) открывают в людской массе многообразие человеческих характеров и душевных состояний. Величайшим русским художником XIX века стал Репин И.Е.И.Е. Репин (1844-1930). В монументальных полотнах он выразил обобщенное представление о современности, создал образ русского народа («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»), выступил мастером психологической драмы («Не ждали»). В портретах кисти Репина ярко отражаются черты личности (портрет Мусоргский М.П.М.П. Мусоргского), а в исторических полотнах поражает правда изображения сильных характеров («Иван Грозный и сын его Иван», 1885 г.).

Образы, рожденные в фольклоре, ввел в исторический жанр певец Древней Руси Васнецов В.М.В.М. Васнецов («Богатыри» и др.). Близок к передвижникам был художник-баталист Верещагин В.В.В.В. Верещагин (1842-1904), совершивший переворот в батальной живописи, наполнив ее демократическим содержанием, правдой жизни. Его полотна - приговор войне, изобличение милитаризма («Апофеоз войны»). Верещагину удалось показать тяжесть и героику ратного труда.

Передвижники смогли поднять пейзаж на новую высоту, относясь к нему как к большому, общественно значимому жанру живописи. Основоположник русского лирического пейзажа Саврасов А.К.А.К. Саврасов (1830-1897) в картине «Грачи прилетели» (1871 г.) глубоко проник во внутреннюю жизнь природы, наполнив ее образ чувствами человека. Эмоционально насыщены пейзажи Поленов В.Д.В.Д. Поленова (1844-1927), умевшего передать солнечный свет и воздух. Певцом красоты русского леса стал Шишкин И.И.И.И. Шишкин (1832-1898). В творчестве Куинджи А.И.А.И. Куинджи (1842-1910) трактовка природы приобретает эмоциональный характер, а Айвазовский И.К.И.К. Айвазовский как никто в мире смог отразить грозное очарование морской стихии. Особый этап в развитии российской пейзажной живописи представляет собой творчество Левитан И.И.И.И. Левитана. Он мог создать «пейзаж настроения».

В русской скульптуре XIX в. проявлялось стремление показать человека в его естественном облике, проявлялась тенденция к переходу от классицизма к реализму. Для работ Козловский М.И.М. Козловского, Прокофьев И.И. Прокофьева характерно героико-драматическое направление. Глубиной и благородством чувств характеризуются мраморные и бронзовые надгробия, созданные Гордеев Ф.Ф. Гордеевым и Мартос Н.Н. Мартосом. Скульптура (рельеф и статуарные композиции), соотнесенная с плоскостью стены, нашла широкое применение в архитектуре I половины XIX в. (работы Щедрин Ф.Ф. Щедрина, Демут-Миланский В.В. Демут-Малиновского, барельефы С. Пименова на арке Главного штаба на Дворцовой площади). Событием в истории русского искусства стали скульптурные композиции Клодт П.К.П.К. Клодта на Аничковом мосту в Петербурге (1830-е гг.). Именно в XIX в. в ансамблях русских городов видное место заняла монументальная скульптура (памятники в Петербурге и Москве работы Козловского, Мартоса, Опекушин А.М.Опекушина). Во второй половине XIX в. развивались малые формы скульптуры, сложился тип станковой статуи, предназначенной для выставки и музея (бронзовая статуя Ивана Грозного работы Антокольский М.М.М.М. Антокольского, 1871 г., и др.).

XIX столетие стало столетием успешного развития русского театра. Игра трагедийных актеров начала века Яковлев А.С.А.С. Яковлева и Семенова Е.С.Е.С. Семеновой потрясала зрителей подлинным трагизмом и силой страсти. Над театрами был установлен строгий правительственный контроль. В 1826 г. они были подчинены ведению Министерства двора. Государственная монополия на театры просуществовала до 1882 г. Лучшие произведения русской и зарубежной драматургии проникали на сцену с большим трудом. «Горе от ума» Грибоедов А.С.А.С. Грибоедова, написанное в 1824 г., было поставлено лишь в 1831 г., пушкинский «Борис Годунов», сочиненный в 1825 г., был поставлен лишь в 1866 г. Центральное место среди русских драматических театров играл Малый театр. В его труппе играли такие крупные актеры как Мочалов П.С.П.С. Мочалов и Щепкин М.С.М.С. Щепкин. В их деятельности утверждались принципы свободы творчества актера-художника, сценического реализма. Новый этап в развитии русского театра начинается с появлением пьес А.Н. Островского на сцене Малого театра («Бедность не порок», 1854; «Гроза», 1859; «Доходное место», 1863 и др.). На драматургии Островского выросла плеяда выдающихся актеров (династия Садовских, Косицкая Л.Л. Косицкая, др.), сформировалась особая школа сценической игры. Жизненная правда, тонкость психологического анализа были присущи сценическому искусству таких русских актеров как Ермолова М.Н.М.Н. Ермолова, Самарин И.В.И.В. Самарин, Шумский С.В.С.В. Шумский, Стрепетова П.А.П.А. Стрепетова, Савина М.Г.М.Г. Савина, Самойлов В.В.В.В. Самойлов.

В XIX в. окончательно сложилась русская композиторская школа, позволившая добиться высочайших результатов российской музыке. Начало века - эпоха господства романтизма (крупнейший представитель - Верстовский А.Н.А.Н. Верстовский). Из его опер наиболее популярной была «Аскольдова могила» (1835).

В 30-40-е годы эпоху расцвета русской музыки открывает творчество Глинка М.И.М.И. Глинки. В своей музыке Глинка отразил разнообразные стороны отечественной действительности. Две оперы Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) поражают и сегодня силой образов, величием замысла. В симфониях и романсах (около 80) отразился мир душевных переживаний человека. М.И. Глинка (1804-1857) - основоположник русской оперы, создатель национального классического стиля в русской музыке.

Младший современник М. Глинки Даргомыжский А.С.А.С. Даргомыжский (1813-1869) опирался в своем реалистическом музыкальном творчестве на речевые интонации (опера «Русалка» по драме Пушкин А.С.А. Пушкина, 1855, и романсы сатирического характера). Пушкинское творчество вдохновило А. Даргомыжского на создание оперы «Каменный гость» (завершена Кюи Ц.А.Ц. Кюи и Римский-Корсаков Н.А.Н. Римским-Корсаковым, 1872). Даргомыжский разработал метод т.н. интонационного реализма. Его творчество оказало воздействие на музыку конца XIX в.

Эпоха великих реформ принесла много изменений и в мир музыки, ломая его придворно-сословный характер. Широко развернулась концертная деятельность, развивалось профессиональное музыкальное образование, возникло Русское музыкальное общество (1859). Открытие Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий, Бесплатной музыкальной школы в Петербурге сыграло огромную роль в подготовке музыкальных кадров России.

Радикальные идеи 1860-х гг. нашли отражение и в музыке, благодаря творчеству группы молодых русских композиторов, получивших наименование «Могучая кучка». В эту группу входили Бородин А.П.А.П. Бородин, Кюи Ц.А.Ц.А. Кюи, Мусоргский М.П.М.П. Мусоргский, Римский-Корсаков Н.А.Н.А. Римский-Корсаков. Их признанным лидером был Балакирев М.А.М.А. Балакирев (1836-1910). Композиторы «Могучей кучки» отстаивали в своем творчестве принципы народности и реализма. В поддержку этих тенденций и принципов выступил музыкальный критик В.В. Стасов. Образы отечественной истории отразились в опере А. Бородина (1833-1887) «Князь Игорь» (1890) и народных музыкальных драмах М. Мусоргского (1839-1881) «Борис Годунов» (1872) и «Хованщина» (1880). Образцом «бытовой» оперы стала созданная в 1879 г. «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова (1844-1900). Всего же Римский-Корсаков создал 15 опер и многочисленные оркестровые произведения.

Вершиной русской музыки XIX в. стало творчество Чайковский П.И.П.И. Чайковского. В симфониях его яркая драматическая напряженность соединяется с использованием жанровых элементов. Оперы Чайковского «Евгений Онегин» (1878) и «Пиковая дама» (1890), балет «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892) стали выдающимися достижения мировой музыкальной культуры. Творческий расцвет П. Чайковского (как и Н. Римского-Корсакова) приходится уже на следующую эпоху истории русской культуры. - т.н. «серебряный век», начавшийся в 1880-е гг. XIX столетия.

© Центр дистанционного образования МГУП