Московский государственный университет печати



         

Лекции для студентов по курсу «История Отечества». Часть 1: IX в. - начало XX в.

Курс лекций



Лекции для студентов по курсу «История Отечества». Часть 1: IX в. - начало XX в.
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Киевская Русь

1.1.

Восточно-славянский мир в VI-IX вв. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности

1.2.

Древнерусское государство: становление, расцвет, упадок (основные тенденции развития)

2.

Феодальная раздробленностьИ.А. Панова, А.А. Столяров

2.1.

Период феодальной раздробленности в Западной Европе и на Руси: сущность и причины

2.2.

Монголо-татары и Русь.

3.

Образование русского единого государства: Русь и Западная ЕвропаА.А.Столяров

3.1.

Возвышение Москвы

3.2.

Борьба за объединение и независимость русских земель.

3.3.

От удельной системы к единовластию

4.

Россия и Европа в XVI в.И.А.Панова

4.1.

Особенности социально-экономического, политического и духовного развития Европы в XVI веке

4.2.

Социально-экономическое развитие России в XVI веке

4.3.

Социально-экономическое развитие России в XVI веке

4.4.

Политическое развитие России в XVI веке

5.

Россия и Европа в XVII векеА.В.Демидов, Г.И. Ускова

5.1.

Социально-экономическое и политическое развитие Европы

5.2.

Развитие естествознания и культуры

5.3.

Политическая карта Европы и международные отношения.

5.4.

Начало сближения России и Европы.

6.

Петр I. Становление абсолютизмаГ.И. Зайчиков

6.1.

Начало царствования Петра I

6.2.

Внешняя политика Петра I

6.3.

Развитие экономики, науки и культуры в начале XVIII в.

7.

Эпоха дворцовых переворотовИ.Ю.Заорская

7.1.

Проблема абсолютистской власти при преемниках Петра I

7.2.

Социально-экономическое и культурное развитие страны в 30-50-е годы XVIII в.

8.

Эпоха Екатерины IIМ.В.Зотова

8.1.

Эпоха Просвещения в Западной Европе

8.2.

Российский «просвещенный абсолютизм» Екатерины II и его противоречивость.

8.3.

Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XVIII в.

9.

Россия в период перехода от феодальной монархии к монархии буржуазной (XIX век)Г.И. Ускова

9.1.

Основные тенденции развития мировой истории в XIX в. Формирование индустриального

9.2.

Внутренняя политика самодержавия в первой половине XIX в.

9.3.

Реформы Александра II

9.4.

Силы исторической инерции и контрреформы Александра III

10.

Россия в начале XX в.А.В.Демидов

10.1.

Россия и мир на рубеже веков

10.2.

Россия в годы первой мировой войны. Кризис власти.

Указатели
814   именной указатель
94   предметный указатель
1   указатель иллюстраций

4.1. Особенности социально-экономического, политического и духовного развития Европы в XVI веке

4.2. Социально-экономическое развитие России в XVI веке

4.3. Социально-экономическое развитие России в XVI веке

4.4. Политическое развитие России в XVI веке

XVI век - особый период в истории Западной Европы. Темпы исторического развития убыстряются, все далее отступает патриархальная медлительность средневекового феодального общества. XV и XVI века - соседи. Но между ними - пропасть.

С последней трети XV века в странах Западной Европы закладываются основы капиталистического способа производства. Возрастает уровень производительности труда, изменяются формы его организации, само отношение к труду, складывается новая этика труда. В жизнь входят технические нововведения и изобретения (насосы для откачки воды из шахт, воздуходувные меха в металлургии, механические станки - гвоздильные, чулочные, волочильные и др.); углубляется процесс формирования национальных рынков, начинается образование мирового рынка.

Эту эпоху историки называют «великим прорывом» - именно тогда были заложены основы современного нам мира в разных сферах человеческого существования. Именно из этой эпохи тянутся многие нити к нашему времени; тогда возникли многие проблемы, нашедшие или ждущие своего разрешения в XX веке. Этот период - предыстория капитала, начало капиталистической эры, связавшей в узел мировой истории страны и континенты. С этого времени Запад явственно накладывает свой отпечаток на историю всех стран земного шара (К. ЯсперсК. Ясперс).

Это время великих географических открытий, в ходе которых была заложена колониальная система, рухнувшая лишь в XX веке. Великие географические открытия конца XV-XVI вв. привели к резкому, небывалому расширению европейской политики. Раздвинулись пределы известного мира. Были завоеваны богатые, но непрочные и слабые в военном отношении империи инков и ацтеков, мелкие султанаты Индии и Индонезии. Отныне к противоречиям между европейскими странами добавилось соперничество из-за колоний. Впрочем, до второй половины XVI века эта борьба не приводила к острым столкновениям - слишком велика была добыча, доставшаяся двум ведущим колониальным державам - Испании и Португалии (в то время как Англия, Франция и другие страны Западной Европы еще запаздывали со своим выходом на арену широких колониальных предприятий). Испано-португальское соглашение 1479 г. дало Португалии право на монопольное владение к югу от Канарских островов. В ходе великих географических открытий начинается познание Земли (завершившееся в XX в. открытием Северного и Южного полюсов).

XVI век стал для Западной Европы периодом так называемого «первоначального накопления капитала». Наблюдался рост денежной массы, драгоценных металлов. Источниками последних стали поток золота и серебра из колоний, а также - совершенствование техники производства серебра в Германии.

В XVI веке меняется карта Европы. Этот век показал невозможность прочного длительного существования мировых универсалистских империй, ставших анахронизмом. Империя Карл VКарла V (испанский король Карл IКарл I, с 1519 по 1556 гг. - германский император Карл V) оказалась нежизнеспособным образованием и рухнула еще при жизни ее создателя, отрекшегося от престола. И в Германии Габсбурги обладали реальной властью лишь в своих непосредственных владениях (но не в пределах всей Империи). Из состава Империи вышли Швейцарские кантоны (Базельский мир 1499 г.) и Нидерланды (1581 г.). Появились новые типы государственных формирований: конфедерация автономных кантонов Швейцарии и первая в истории буржуазная республика - «Республика Соединенных провинций» в Нидерландах.

В XVI веке были заложены основы современного знания, базирующегося на эксперименте. Продолжался процесс «обмирщения» Европы. В результате деятельности гуманистов сложилась система университетского образования, многие особенности которой дожили до наших дней. Вождь северных гуманистов Эразм РоттердамскийЭразм Роттердамский (1469-1536) в трактате «Жалоба мира» впервые в истории человечества осудил войну - всякую войну вообще. Трактаты голландского юриста Гуго ГроцияГуго Гроция (1583-1645) заложили основы международного права.

Многие привычные нам повседневности - григорианский календарь двойная бухгалтерия, обязательный экземпляр книг для библиотек и др., ведут свое происхождение из конца XV-XVI вв.

В XVI веке произошли серьезные изменения в духовной жизни Западной Европы. Этот век стал временем крупнейшего кризиса римско-католической церкви, который проявился в состоянии ее учения, культа, институтов, ее роли в жизни общества, в характере образованности и нравах духовенства. Реформация (от лат. «reformatio» - «преобразование») отвергла власть папства; привела к расколу римской церкви и созданию новых вероучений (лютеранство в Германии, цвинглианство и кальвинизм в Швейцарии, англиканская церковь в Англии и т.д.). Реформация проявилась почти во всех странах католического мира (с разной степенью интенсивности).

Мы можем выделить основные идеи Реформации:

  1. Реформация отвергла догму католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом.
  2. Центральным принципом Реформации стало учение о непосредственной связи человека с Богом, об «оправдании верой», - то есть спасение человека виделось не с помощью строгого выполнения обрядов, а на основе веры. Отсюда отрицалось привилегированное положение духовенства, выводился отказ от церковной иерархии и супрематии папства. Реформация таким образом укрепила позиции светской власти и формирующихся национальных государств в борьбе против притязаний папства.

  3. Признание Священного писания единственным авторитетом в области религиозной истины. Это влекло за собой отказ от авторитета Священного предания (решений римских пап и церковных соборов), давало возможность для более свободной и рационалистической трактовки религии.
  4. Противопоставление автократическому устройству католической церковной организации раннехристианской общины верующих («Назад к апостольским временам!»; «Все равны перед богом!»).

В битвах Реформации европейцы отстояли право выбирать веру, встав таким образом на путь выработки понятия «свободы совести» - одного из основополагающих в системе гражданских прав и свобод.

Главные результаты Реформации выразились в том, что была сломлена духовная диктатура католической церкви, экономическая основа ее мощи была подорвана секуляризацией ее владений, возникли новые христианские вероисповедания, религиозные общности и церкви, независимые от Рима, являвшиеся в ряде случаев национальными церквами (Англия, Скандинавия).

На протяжении XVI столетия продолжался рост территории Российского государства. На рубеже XVI в. в его состав вошли так называемые Северские земли - между реками Сожем и Десной. В 1510г. прекратила существование Псковская республика (бывшая самостоятельной после отделения от Новгорода в 1348 г.). В 1514г. после третьей подряд войны с Литвой в состав России вошел старинный русский город Смоленск, население которого сыграло большую роль в переходе его под власть Москвы (открыв ворота армии Василий IIIВасилия III). Объединение русских земель было в основном завершено.

В XVI в., в ходе успешной борьбы с остатками Золотой Орды, границы России продвигались все дальше на восток, юго-восток и юг. Иван IIIИван III (1462-1505) унаследовал в 1462 г. примерно 430 тыс. кв. км земли; Василий III (1505-1533) оставил в 1533 г. 2800 тыс. кв. км; .к концу XVI в. в границах России находилось уже 5400 тыс. кв. км. В состав России вошли многие народы Сибири, Поволжья, Урала.

Население же страны росло значительно медленнее, чем ее территория. В середине XVI в. население России составляло 6 млн. человек; к концу столетия оно увеличилось лишь на 2 млн. Российские земли к тому же были заселены крайне неравномерно. Самая высокая плотность населения в Российском государстве середины XVI в. наблюдалась в Новгородско-Псковской земле - около одного человека на квадратный километр (для сравнения: в странах Западной Европы того же времени этот показатель составлял 10-30 человек). Окраины России были заселены совсем редко. На огромном пространстве от Перми до Иртыша насчитывалось не более 10 тыс. жителей.

Лишь около 2% населения страны проживало в городах, между которыми существовали резкие контрасты. В начале XVI столетия в России насчитывалось 96 городов, в конце века - 170; только в 16 из 170 городов было более 500 посадских дворов; многие города представляли собой небольшие крепости с малочисленными гарнизонами. Если в Москве проживало около 100 тыс. человек, то следующие за ней по величине города - Новгород и Псков - отставали значительно, имели по 30 тыс. жителей; за ними опять большой разрыв - в Можайске 8 тыс. человек, в Серпухове и Коломне - около 3 тыс.

В странах Западной Европы в XVI в. приобрело устойчивое направление перемещение населения из деревень в города, что способствовало столь важному для социально-экономического и культурного развития государств росту городов. В России же во второй половине XVI в., вследствие тягот Ливонской войны, опричнины, вторжений крымских татар и т.д., усиления крепостничества и наличия большого количества свободных земель на окраинах страны, наблюдалось перемещение значительных масс населения из центра на окраины. Произошло запустение центральных и северо-западных районов государства; при этом отлив населения происходил не только из деревень, но и из городов. Сильные переселенческие потоки устремились на плодородный юг (где стало складываться донское казачество) и на Северную Украину (где еще не распространились крепостнические отношения).

Таким образом, социально-экономическое развитие России в XVI в. серьезно тормозили слабая ее заселенность, неравномерное распределение населения на территории страны, отлив во второй половине столетия людей из наиболее развитых регионов государства. Указанная подвижка населения ослабляла города, открывала новые возможности для развития феодального землевладения и хозяйства на осваиваемых землях и тем самым создавала новые перспективы их упрочения и распространения.

Производительность труда в сельском хозяйстве России XVI в. зависела только от природно-климатических условий. Наиболее развитыми были монастырские хозяйства (как и в странах Европы), где использовались различные технические усовершенствования. Так, примером образцового хозяйства в то время мог служить Соловецкий монастырь (достигший этого при 30-летнем игуменстве Федор КолычевФедора Колычева). В Соловецком монастыре была каменная мельница; 52 озера соединялись каналами в единую систему, главным резервуаром которой стало Святое озеро; вода из него стекала в море по водостокам, проложенным под монастырем. Для вращения мельничных колес использовалась разница уровней воды островных озер и моря. Здесь же применялись веяльные механизмы, действовавшие силой ветра. Близ моря были сооружены сенокосные пожни, кузницы, кирпичные заводы, скотный двор, обширный рыбный садок в перегороженной морской губе. Среди валунов и болот монахи проложили дороги, имели каменную пристань на Заяцком острове, вели рыбную ловлю на Белом море 27 неводами с четырех морских судов. В обители были искусные архитекторы и мастера. Центральный собор монастыря - Преображенский - по высоте значительно превосходил главный храм государства - Успенский собор.

На протяжении XVI столетия в России складывалась система крепостничества. Возникшая значительно раньше норма, согласно которой крестьянин имел право уходить от своего владельца только в течение двух недель в году, после объединения русских земель стала общегосударственной. Судебник Ивана IIIСудебник Ивана III (1497 г.) установил единый для страны срок перехода крестьян: неделя до Юрьего дня осеннего (26 ноября) и неделя после. В Новгородской земле таким сроком было «Филиппово заговенье» - 14 ноября. Это было первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы, но не закрепощение крестьян. Вместе с тем в связи с объединением земель в одно государство потеряли силу запреты перехода крестьян из одного княжества в другое. Судебник Ивана IVСудебник Ивана IV (1550 г.) повторил норму о Юрьевом дне, увеличив размер уплаты уходившими крестьянами так называемого «пожилое»«пожилого» - своеобразной компенсации феодалу за потерю рабочей силы (величина «пожилого» составляла рубль в степной полосе и полтинник - в лесной). Впрочем, повышение «пожилого» отвечало падению денежного курса и цены на серебро.

В конце правления Иван ГрозныйИвана Грозного, когда наблюдалось опустошение территорий Центра и Северо-Запада государства и массовое бегство крестьян (о причинах речь шла выше), правительство России ищет выход на пути закрепощения крестьян. В 1581 г. был издан Указ о «заповедных годах» - в эти годы отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян от одного феодала к другому. Введение «заповедных лет» стало важным шагом на пути оформления в России крепостного права. Ряд исследователей считает, что «заповедные годы» вводились в России еще в 30-е годы XVI в. - как временная мера для определенных территорий. Но важно обратить внимание еще на один момент: в 1581 г. «заповедные годы» распространялись не только на частновладельческих крестьян, но и на государевых - «черносошных» и дворцовых. Более того, населению городских посадов и слобод запрещалось покидать свои места в эти годы. Таким образом, закрепостительная политика распространялась на все слои населения страны, что соответствовало всему направлению правительственной политики Российского государства с самого начала его формирования.

И, наконец, на годы правления Борис ГодуновБориса Годунова приходится окончательное утверждение крепостного права в России. В исторической науке высказывалось предположение (В.И. КорецкийВ.И. Корецким и др.), что около 1592-1593 гг. правительство издает Указ, запрещавший крестьянский «выход» по всей стране и навсегда. Эта точка зрения разделяется не всеми учеными. Еще В.О. КлючевскийВ.О. Ключевский считал, что указа этого не нашли по той простой причине, что его никогда не было. Закрепощение крестьян совершилось, по мнению Ключевского, на основе долговой зависимости крестьян от землевладельцев. Рост крестьянской задолженности Ключевский связывал с заселением пустовавших земель и получением новоселами ссуды, т.е. с внутренней колонизацией и усилением обложения крестьян.

Однако в 1597 г. был принят Указ об «урочных летах». Он повелевал разыскивать и возвращать прежним владельцам всех беглых крестьян и вывезенных, насильно в течение пятилетнего срока. Этот указ не делал разницы между теми, кто ушел в Юрьев день и не в Юрьев день, в «заповедные» и не в «заповедные» лета; отсчет исковой давности ведется как раз от 1592 г., т.е. указ уже исходит из факта существования в стране крепостного права. Все это и позволяет утверждать, что около 1592-1593 гг. был принят указ, который не временно, как при «заповедных летах», а навсегда запрещал крестьянский выход в Юрьев день; отсутствие же указа историки (Сахаров A.M.Сахаров A.M., Кобрин В.Б.Кобрин В.Б. и др.) объясняют состоянием архивов.

Таким образом, к концу XVI столетия в России произошло коренное изменение положения крестьян, лишенных права выхода от своих владельцев.

Несомненна связь утверждения крепостнической системы в России с особенностями образования русского государства. Экономическая консолидация земель (при отсутствии еще российского рынка, заторможенности процесса так называемого первоначального накопления и т.д.) отставала от государственных (внешнеполитических, военных, финансовых) потребностей, поэтому большую роль в ходе централизации играл фактор политический. Правительство активно укрепляло крепостническую базу единого государства. «Налицо была взаимосвязь решения назревших задач национального возрождения России с применением единственно доступных в истощенной Золотой Ордой стране средств - поместной системы, барщины, крепостничества».

Складывание феодально-крепостнического строя оказало прямое влияние на развитие ремесла, торговли, городов в России XVI столетия.

В целом масштабы ремесленного производства были достаточно значительными (особенно в таких городах, как Москва, Новгород, Псков, Тверь и др.). Одним из показателей уровня промышленного развития средневековых городов и государств может служить число ремесленных профессий. Так, Франкфурт-на-Майне - один из самых развитых промышленных городов средневековья - имел в середине XV в. 191 самостоятельную профессию. В XVI в. Новгород и Москва превзошли этот показатель. В Новгороде только среди кожевников было 25 самостоятельных профессий, 22 - у мастеров кузнечного дела и т.д. Новгород в XVI в. стал центром развивавшегося мелкотоварного производства.

Определенное развитие в XVI в. получило товарное производство («работа на рынок»). Оно было у городских хлебников, сапожников, замочников, горшечников и многих других; монастырские мастера изготовляли для продажи мелкие предметы культа. В Москве за рекой Яузой археологи раскопали мастерскую с восьмью гончарными кругами. В ней, безусловно, работали «на рынок» 8-10 человек. Росла дифференциация среди ремесленников. О ней известно по таким массовым источникам, как писцовые книги. Писцы XVI в. подразделяли посадские дворы на три статьи: лучших (добрых), средних и младших. Иногда к ним добавлялась четвертая статья - «добре худых», или «охудалых». В Пскове в 1580-е годы оброк с лавок самых богатых посадских людей в десятки и сотни раз превосходил оброк с лавок беднейших. За этими различиями стоит не только отделение купцов от ремесленников, но и имущественное разделение самих ремесленников.

Масштабы и значение торговли в России в XVI в. значительно выросли по сравнению с предшествующим столетием. Отдельные историки утверждают, что в XVI в. Россия шла по пути к возникновению всероссийского рынка. После ликвидации Казанского и Астраханского княжеств и перехода всего волжского пути под власть России основным направлением внешней торговли было восточное. С востока везли китайские ткани, фарфор и другие товары, на восток - русские меха, пеньку, воск.

После экспедиции англичан УиллобиУиллоби и ЧенслерЧенслера в 50-х гг. XVI в. был открыт морской путь в Англию через Белое море. На Запад отправлялись продукты русского промыслового хозяйства и лес. Покорявший моря английский флот был в немалой степени выстроен с помощью русского леса и пеньки. С Запада в Россию везли промышленные товары - сукна, металл. Свидетельством относительной слабости русского купечества является следующее: 1) в XVI в. торговля с иностранцами была в значительной степени монополией царской казны; 2) русское купечество еще было не в состоянии противостоять сильным английским торговым компаниям, покупавшим в царской казне привилегии на продажу товаров.

К XVI в. относятся и первые ростки предпринимательства в России.

В XVI в. бурно развернулась предпринимательская деятельность СтрогановыСтрогановых в Сольвычегодске, а затем и в Соликамске. Начиная с 1520 г., Аника СтрогановАника Строганов стал скупать доли варниц у сольвычегодских посадских людей, а к середине XVI в. он владел уже 10 варницами и почти половиной посадской земли. На предприятиях Строгановых было занято до 100 человек. К простой кооперации приближались несколько железоделательных заводов, возникших в XVI в., - «рудоплавии» Соловецкого монастыря и Строгановых. На заводе Строгановых даже применялось водяное колесо при ковке железа.

Таким образом, фактический материал, собранный исследователями, свидетельствует о развитии, хотя еще и слабом, и XVI в. в России территориального разделения труда, ремесла и товарного производства, оживлении сельских торжков, ярмарок, расширении рыночных связей. Имеются данные об усилении товарности барского и крестьянского хозяйств. Можно говорить и о зарождении на русском Севере крестьянских капиталов. С.В. БахрушинС.В. Бахрушин, Л.В. ЧерепнинЛ.В.Черепнин с достаточным основанием рассмотрели эти явления как показатель складывания предпосылок всероссийского рынка.

Указанные явления были для России XVI в. исключительными. Однако обойти вниманием их нельзя, так как во многом эти явления предопределили наступление «нового периода» русской истории в XVII столетии.

В XVI в. в целом в России увеличилось число городов, возрастала их роль. В это время возникло около 45 городов (Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Тюмень, Тобольск, Курск, Орел, Воронеж, Белгород и др.). Большинство этих городов обязано своим происхождением победам, одержанным Россией на востоке.

Города и в XVI в. сохраняли свое значение укрепленных центров феодальных владений. Некоторые города являлись собственностью отдельных феодалов - Венев, Епифань и др. (принадлежавшие Мстиславским, Романовым, Шереметьевым и т.д.). В других городах феодальным землевладельцам принадлежала значительная часть дворов и населения (так называемые «белые пятна»). Даже в Москве более половины дворов принадлежало отдельным феодалам. Ростов Великий, например, старинный центр церковных феодалов. Ближе по своей социально-экономической характеристике к городам подходили северная Устюжна Железопольская или село Медна в Тверском уезде - здесь подавляющая масса населения состояла из ремесленников и торговцев.

Развитие феодально-крепостнических отношений оказало большое влияние на русские города. Это проявилось в следующем:

  1. В торгово-промышленные центры устремлялись феодалы и обзаводились там владениями.
  2. Огромная часть доходов, которые получали городские люди от своих промыслов, торговли и ремесел, отбиралась в виде дани и налогов как феодальным государством, так и отдельными феодалами, имевшими право сбора торговых или проездных пошлин. Например, пошлина за перевоз через реку в Костроме шла Ипатьевскому монастырю.
  3. Крепостнические отношения все больше распространялись и на черное тяглое население городов. Это особенно проявилось к концу XVI в., когда и для этой категории населения были введены сначала «заповедные», а потом и «урочные» лета.

В период образования русского централизованного государства сло жилась сословная система организации общества. сословияСословия - это крупные социальные слои, положение которых в обществе закреплено законом, а принадлежащие им привилегии имеют наследственный характер. В России роль государства в формировании сословного строя особенно велика. Была создана особая служилая система, при которой каждый слой-общества имел право на существование лишь постольку, поскольку несопределенный круг повинностей по отношению к государству (по терминологии того времени - «службы» или «тягло»). Сердцевину организации составляло условное землевладение - предоставление земли (с живущими на ней крестьянами) служилым людям - помещикам - при условии несения ими военной и гражданской службы. Посадское населениегородов (ремесленники и торговцы) составляло единую тяглую общину,несло государственные повинности, распределявшиеся между отдельными плательщиками. Процесс регламентации функций сословий шел в XVI в.; правовое же закрепление произойдет позже - в XVII в. (СоборноеУложение 1649 г.).

На рубеже XV-XVI вв. в течение примерно 50 лет - во время великого княжения Иван IIIИвана III и первых лет княжения его сына Василий IIIВасилия III - завершилось объединение русских земель в одно государство.

Однако объединение земель под властью московского великого князя - это лишь одна сторона процесса формирования российского государства; другая же, не менее важная, - развитие самой государственной системы. При исследовании последней необходимо иметь в виду следующее:

  1. Преодоление феодальной раздробленности на Руси шло форсированно; под воздействием внешних факторов (необходимость завершения борьбы с монголо-татарами, польско-литовский натиск, другие опасные соседи) чаще приходилось опираться на военную силу и военные методы управления. Отсюда проистекали деспотические черты во власти первых московских государей.
  2. Страна объединилась без достаточных экономических и социальных предпосылок (не сложился еще национальный рынок, слабы были города и т.д.). Недостаток объединяющей, скрепляющей силы, которую в странах Запада играло «третье сословие», взяло на себя российское государство.
  3. Объединение земель в единое государство еще не означало полной его централизации. Движение по пути централизации в XVI в., когда внутренние связи между русскими землями и городами достаточно слабы, когда налицо не предпосылки централизации, а лишь ее тенденции, - вновь подчеркнуло особую роль государственной власти.

Понятие «централизованное» предполагает наличие единой верховной власти, устанавливающей на всей государственной территории единый административный аппарат, подлежащий контролю со стороны центра, одни законы, общие вооруженные силы и т.д.

Все вышеизложенное проявилось в политическом развитии России в XVI столетии.

К XVI в. относится складывание российского самодержавия. Необходимо рассмотреть понятие «самодержавие» (историки иногда неправомерно не делают различия в употреблении терминов «самодержавие» и «абсолютизм», на что указывал еще академик Л.В.Черепнин). Содержание понятия «самодержавие» менялось на протяжении .столетий, ибо менялась сама форма политического строя. Термин «самодержавие» появляется в период образования русского государства. Вначале им обозначалась независимость от чужеземного господства, затем - единодержавие (власть царя, распространявшаяся на все государство, в котором ликвидированы суверенные княжества), а только потом - власть неограниченная. «Самодержавие» в последнем значении понятия характерно для Русского государства, начиная с XVI в., и применительно к этому времени можно ставить вопрос о предпосылках абсолютизма».

Уже власть Иван IIIИвана III (который систематически пользовался титулом «государь») приобретала постепенно самодержавные черты. Это подчеркивали и внешние атрибуты власти (скипетр и держава, «шапка Мономаха»). Вся его политическая практика исключала возможность «многовластия», разделения управления государством с кем бы то ни было. Принципиальные воззрения Ивана III на этот счет изложены им в послании к дочери, великой княгине Елена ЛитовскаяЕлене Литовской. Проявились эти черты и при решении династического вопроса. Своим наследником Иван III вначале назначил внука ДмитрийДмитрия, торжественно венчав его на великое княжение в 1498 г. Но в 1502 г. он арестовал Дмитрия и его мать, а сына от второго брака - ВасилийВасилия - назначил наследником престола. Под эти действия подводились и «обоснования»: «Чи не волен яз, князь великий, в своих детех и в своем княжении? Кому хочу, тому и дам княжение».

Еще более самодержавные черты проявились в правлении его сына - Василий IIIВасилия III. Внимательный посол Германской империи С. ГерберштейнС. Герберштейн писал, что никто из советников не решается ему противоречить, что своей властью он далеко превосходит всех монархов целого мира.

Круг ближайших советников великого князя составляла Боярская дума (полагают - совещательный орган). Но права и полномочия Думы не были определены специальными законами; сфера ее компетенции определялась волею государя. В первой трети XVI в. сложилась лестница чинов в Думе, которые «жаловал» государь: высший - «боярин» («бывали в боярах» выходцы из старых московских родов боярских и князья прежде самостоятельных княжеств; процесс «обояривания» князей продолжался до середины XVI в.) и низший - окольничий (также - «по жалованию» государя). Число бояр и окольничих было невелико (от 5 до 12 первых и не более 8 вторых). С начала XVI в, в работе Думы стали участвовать все, более широко думные дворяне и думные дьяки. В этом проявилось стремление великокняжеской власти к изменению первоначального аристократического состава Боярской думы, за счет привлечения представителей менее знатного боярства и дворянства.

В первой трети XVI в. было лишь два общегосударственных ведомства: дворец и казна. Первый ведал землями великого князя, судил население; казна ведала не только финансовыми вопросами, но и руководила внешней политикой, была по сути дела и государственной канцелярией (здесь находились государственный архив и государственная печать). После ликвидации удельных княжеств для управления отдельными землями создавались местные дворцы: рязанский, тверской и т.д.

Страна делилась на уезды (границы их совпадали с границами прежних удельных и великих княжеств), волости и станы. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях - волостелям. Должности эти назывались кормления«кормлениями», а сами управители - кормленщики«кормленщиками». Управитель кормился за счет управляемых в полном смысле этого слова; содержание его состояло из «кормов» и пошлин. Причем само «кормление» представляло собой вознаграждение за прежнюю службу «кормленщика».

Таким образом, в первой трети XVI в. государственный аппарат уже существовал. Но в нем не было характерного для централизованного государства строгого разделения функций, существовали пережитки феодальной раздробленности. Более того -центральные органы власти не только не дублировались на местах, но и не имели там своих представителей. Самодержавная суровость власти великого князя сочеталась со слабостью из-за отсутствия централизованного аппарата управления.

После смерти Василий IIIВасилия III (1533 г.) на престоле оказался его трехлетний сын Иван IVИван IV; регентшей при великом князе была его мать - Елена ГлинскаяЕлена Глинская. Сразу же группа знати во главе с удельными князьями - братьями Василия III - составила заговор с целью возведения на великое княжение Юрий Иванович ДмитровскийЮрия Ивановича Дмитровского. Заговор не удался. Юрий Иванович и его бояре были арестованы.

Правительство Елены Глинской, маневрируя между различными группировками феодалов, провело ряд мероприятий, направленных на укрепление централизации в государственном управлении. В 1535 г. была проведена денежная реформа. Уменьшив вес монеты, реформа упразднила разнобой между московской и сохранявшейся до сих пор новгородской денежной системой.

Проводилась линия и на ограничение податного и судебного иммунитета церковных владений. Так, правительство даже осуществляло контроль за ростом монастырского землевладения, запретило покупку земли у служилых людей (чтобы не допустить выхода земли «из службы»).

Учитывая постоянную внешнюю опасность (крымские татары в 1521 г. дошли до Москвы, казанские татары в 1537 г. разорили все Поволжье), правительство Елены Глинской начало укрепление рубежей - возведение многих крепостей и городов (тогда же был укреплен Китай-город в Москве).

В 1537 г. против правления своего племянника выступил старицкий князь Андрей ИвановичАндрей Иванович. Его пытались удалить, поставив во главе отправлявшегося на оборону южных границ войска. Но удельный князь чувствовал себя настолько уверенно, что не пошел с войском. Со своими вооружейными отрядами он двинулся из Старицы к Великому Новгороду, рассылая грамоты «детям боярским» с призывом присоединиться к нему. Однако новгородские дворяне сообщили о полученных грамотах в Москву. Новгород закрыл ворота перед Старицким, изменили ему и старицкие дворяне. Московским правителям удалось заманить князя Андрей СтарицкийАндрея Старицкого в Москву, где он был «уморен под железной шапкой», а участников заговора повесили вдоль дороги из Москвы в Новгород.

В 1538 г. (в возрасте 30 лет) внезапно умерла Елена ГлинскаяЕлена Глинская. Полагают, что она была отравлена. И сразу же началась ожесточенная борьба боярских группировок, возглавляемых князьями Шуйскими и Бельскими за власть. Совершенно неправомерно, на наш взгляд, пытаться определять социальную природу враждующих группировок. Обе стороны искали себе опору во всех кругах, которые по тем или иным причинам могли оказать данной группировке поддержку; расколотым оказалось и духовенство. И между политическими действиями сменявших друг друга у власти князей Бельских и Шуйских нет существенной разницы. И те, и другие щедро раздавали земли своим сторонникам. Были даже попытки продолжить реформы Елены Глинской (например, местного управления).

В целом же период боярского правления был временем регресса, ибо беспринципная борьба за власть, ведущаяся заговорщическими методами, дезорганизовывала правительственную деятельность. Это вело к росту произвола на местах (современники сравнивали кормленщиков тех лет с дикими зверями), а также - к росту глухого недовольства в стране (многие источники говорят об увеличении «разбойных» и «татебных» дел и др.). Период боярского правления сыграл немалую роль в формировании характера будущего Иван ГрозныйИвана Грозного. В.О. КлючевскийВ.О. Ключевский в «Характеристике царя Ивана Грозного» отмечал, что разыфывавшиеся кровавые сцены, оскорбления государя-ребенка формировали молчаливую озлобленность и подозрительность.

В конце 40-х - начале 50-х годов обстановка в государстве обострилась до предела. Летом 1546 г. в Коломне наблюдались волнения среди присланных по разнарядке из Новгорода воинов-«пищальников». Волнения произошли также в Устюге, Пскове и других городах.

Таким образом, дезорганизация государственного аппарата, сильная напряженность в обществе диктовали необходимость реформ, направленных на централизацию страны. Одним из путей централизации было укрепление самодержавия. Значительная роль в этом принадлежала ставшему в 1542 г. митрополитом энергичному и, дальновидному МакарийМакарию.

В январе 1547 г. по задуманному митрополитом Макарием ритуалу произошло торжественное венчание Ивана IV на царство. Венчание не было новым для Москвы. Вспомним, что Иван IIIИван III венчал своего внука Дмитрия на царство. Но разница в обряде состояла в том, что Иван III сам надел венец на голову юного монарха; Иван IV же получил корону из рук Макария, что должно было подчеркнуть, божественное происхождение власти. Акт венчания с принятием нового титула - царского - сильно возвысил Ивана IV над всей русской знатью (царями на Руси называли византийских императоров и ханов Золотой Орды), стал важной государственной реформой. Московские книжники объявили народу, что этим исполнилось пророчество Апокалипсиса о 6-м царстве, которое есть Московское. И хотя отношения между русской церковью и Византией в это время весьма сложны, константинопольский Иоасафпатриарх Иоасаф утвердил Ивана IV в сане царском, оказав тем самым ему большую услугу.

Последовавшие события - пожар в Москве в июне 1547 г., уничтоживший почти весь город и погубивший тысячи людей, а также вспыхнувшее за ним восстание москвичей - ускорили проведение реформ, направленных на централизацию страны.

Вскоре после московского восстания вокруг молодого царя сложился правительственный кружок, известный в истории под названием «Избранная Рада»«Избранная Рада», - небольшой круг приближенных к царю лиц, точный состав которого не вполне ясен. Само выражение «Избранная Рада» было употреблено князем А.М. КурбскийА.М. Курбским в одном из посланий к Грозному. Ряд историков (Смирнов И.И.Смирнов И.И., Сахаров A.M.Сахаров A.M.) считают, что под «Избранной Радой» надо понимать узкий круг советников царя, известный обычно под названием «ближней думы». В состав его входили А.Ф. АдашевА.Ф.Адашев - выходец из старинного и богатого, но не очень знатного костромского дворянского рода; духовник царя - настоятель Благовещенского собора в Кремле протопоп СильвестрСильвестр (известный своими публицистическими произведениями, в том числе «Домостроем» - сборником правил ведения хозяйства и поведения в быту); князья А.Курбский и М. ВоротынскийМ. Воротынский.

«Программа действий» Иван IVИвана IV и его окружения была высказана на собранном в феврале 1549 г. совещании членов Боярской думы и представителей других кругов феодалов - духовенства и служилых людей. Это был первый Земский Собор, положивший начало непериодическому созыву таких совещаний представителей сословий, которые высказывали свои позиции по предлагавшимся царем вопросам. Земские соборы не ограничивали власть царя. Они не имели письменной конституции. Иногда в них участвовали представители торгово-ремесленного посадского населения.

На земских соборах рассматривались вопросы внутри- и внешнеполитического характера, при решении которых правительство хотело заручиться поддержкой сословий. Введение сословного представительства через земские соборы было, по существу, отрицанием старых вечевых форм политической жизни, сохранявших элементы демократии.

В исторической науке известны следующие земские соборы, собиравшиеся в XVI в. - названный 1549 г., а также - 1565-1566 гг., 1580 г., 1584 г., 1598 г. Второй и третий из них решали важные опросы внешней политики: в 1565-1566 гг. - о продолжении Ливонской войны; в 1580 г. - о мире с Речью Посполитой (в период обороны Пскова в ходе Ливонской войны). Последним двум соборам пришлось выполнять новую функцию - избрание на престол государей: Федор ИвановичФедора Ивановича в 1584 г. и Борис ГодуновБориса Годунова в 1598 г.

Возникают вопросы: каким образом появилась форма сословно-представительного учреждения в России? Откуда был взят образец для первого Собора? М.Н.Тихомиров подчеркивал традиции сословного представительства в России. Он отмечал, что уже Иван IIIИван III перед походом на Новгород в 1471 г. собирал прототип Земского собора, пока без участия горожан - послал «по братию свою и по все епископы земли своея и по князи и по боаря свои, и по воеводы, и по вся воа своа»; далее летопись говорит о прениях на этом собрании. Образец же был взят из церковных соборов (открытие молебном, крестным ходом и т.д.).

На первом Земском соборе 1549 г. Иван IV выступил с резким осуждением лет боярского правления, призвал к совместным усилиям для укрепления государства. Было решено приступить к составлению нового Судебника с целью установить твердый порядок суда и управления в Российском государстве (в средние века эти функции не разделялись).

Принятый в 1550 г. Судебник во многом повторил Судебник Ивана III, но был значительно расширен, лучше систематизирован: 1) Он ограничивал власть наместников. В разбирательстве дел на местах теперь обязательно должны были принимать участие выборные из местных служилых людей - земские старосты; 2) Отменялись податные льготы монастырей. Это укрепляло власть и ослабляло материальную опору церкви; 3) На землевладельца возлагалась ответственность за действия крестьянина; феодал рассматривался как «государь» последнего. Это приближало юридическое положение крестьянина к статусу холопа; 4) Значительно ужесточились наказания «лихим людям» (обвиняемым в «разбое»); 5) Впервые вводились наказания для бояр и дьяков, берущих взятки.

Важной мерой по укреплению военных сил государства стало создание постоянного наемного войска стрельцов и решение «испоместить» в Московском уезде «избранную тысячу» (для выполнения важных поручений царя).

В 1552 г. был составлен полный список «Государева двора» - Дворцовая тетрадь (около 4 тыс. человек - верхний слой служилых людей). Из них назначались воеводы, наместники, дипломаты и т.д. Каждый из дворян был записан по одному из уездов (городов), где располагались его основные земельные владения; дворяне одного уезда обычно выходили на службу вместе. Так закреплялась организация феодалов в виде военно-территориальных корпораций.

Для содержания войска вводились новые налоги, заново описывались земли для определения повинностей, в связи с чем была установлена единая для всего государства мера определения доходности земли - соха.

Процесс централизации государственной власти вновь выдвигал вопросы о положении церкви в государстве. В 1551 г. состоялся церковный собор, вошедший в историю под названием Стоглавый (сборник его решений состоял из 100 глав и назывался «Стоглав»). Собор проходил при непосредственном участии царя. На нем вновь был поднят вопрос о церковном землевладении. Спор закончился компромиссным решением: отдать прежним владельцам земли, приобретенные церковью после 1533 г., а впредь приобретать или продавать земли только с разрешения царя. Тем самым устанавливался контроль царской власти над движением церковных земельных фондов, хотя сами владения оставались в руках церкви.

В соответствии с задачами централизации были унифицированы церковные обряды, утверждены ранее принятые решения о признании «местопочтимых» святых общерусскими. Эта мера имела не только религиозно-церковное значение; она способствовала укреплению единства русских земель, так как многие местные культы были связаны с традициями независимости и самостоятельности различных земель.

После болезни Иван IVИвана IV в 1553 г. и измены ряда доверенных царю лиц (СильвестрСильвестра, отца АдашевАдашева и др.) реформы были продолжены. Самой крупной из них стала отмена в 1555-1556 гг. системы «кормлений». Вместо «кормленщиков» в пограничные города назначались воеводы. Неограниченные доходы первых превращались в фиксированный налог. За счет его служилым людям выплачивалась «подмога» для выхода на военную службу.

Большое значение имело переустройство местного управления. В уездах вводились должности губных старост - «излюбленные головы» из местного служилого дворянства, зажиточных черносошных крестьян (земские старостыземские старосты), верхушки посадских людей (городовыегородовые). Эти должности были выборными; к ним отходила вся полнота власти: раскладка налогов, повинностей, судебные дела. Таким образом, реформы власти на местах были вызваны во многом неразвитостью аппарата государственной власти. Неэффективную систему наместнического управления правительство еще не имело возможности заменить управлением чиновников, назначаемых из центра. Так, в середине XVI в, государство принимало форму сословно-представительной монархии.

Серьезные изменения произошли и в самом государственном аппарате. Получила развитие система приказов - функциональных учреждений, которые ведали различными сторонами управления. Вопрос о возникновении приказов - времени, путях их формирования и т.д. - до сих пор вызывает споры у ученых. Но несомненно одно: к середине XVI в. приказная система стала основной формой государственного управления. Она имела немало архаичных черт: приказы были территориальные и ведомственные, дворцовые и общегосударственные; четкого плана их организации или структуры не было, часто они возникали от случая к случаю. Например, Посольский приказ для выполнения функций внешних сношений получал в своеобразной корм определенную область.

Первые приказы, созданные в период Избранной Рады, назывались «избы»«избами». Челобитенный приказ принимал жалобы на имя царя, проводил расследования по ним. Разрядный приказ ведал военным делом, назначением воевод, сбором дворянского ополчения и т.д. В приказах появляется новый элемент управления - приказные люди - незнатные, но оказывающие все большее влияние на ход государственных дел.

В области организации господствующего класса правительство провело ограничение и упорядочение системы местничества (права на занятие должности по знатности происхождения и давности службы у московских великих князей). В XVI в. на местничество мог претендовать только определенный круг «родословных» фамилий. В целях его определения в середине XVI в. был создан официальный генеалогический справочник - «Государев родословец». Но обратим внимание на то, что, упорядочивая местничество, царь не посягал на сам принцип местничества; он жаловал дворян «поместьем и деньгами, но не отечеством».

Итак, за 10 лет правительство Избранной Рады провело столько реформ, сколько не знало ни одно десятилетие средневековой России. Оно действовало решительно, но без четкой программы. Так, в Судебнике 1550 г. были определены права и обязанности наместников и волостелей, а через несколько лет система «кормлений» была отменена и т.д. Не все реформы удалось осуществить. Очень трудно шла реформа местного управления. На должности губных старост выбирались пожилые люди (предписывалось брать тех, кто уже не годен к военной службе). Многие, будучи не в силах выполнять обязанности (к тому же бесплатно, на общественных началах), убегали, их ловили, сажали в тюрьмы и т.д.

И все же реформы середины 50-х годов XVI в. стали важным шагом к централизации государства (хотя и, безусловно, не завершили ее). Именно на этот период приходятся крупные военные и внешнеполитические успехи России - взятие Казани в 1552 г., присоединение Астрахани в 1556 г., вхождение Башкирии в 1557 г., успешное начало Ливонской войны 1558-1560 гг., уничтожение Ливонского Ордена и др.

В 1560 г. правительство Избранной Рады пало. В декабре 1564 г. Иван IV удаляется с семьей и приближенными на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, захватив с собой казну, и в грамотах, присланных 3 января 1565 г. митрополиту АфанасийАфанасию и посадскому населению Москвы, сообщает, что он «оставляет свое государство». Прибывшей к нему через два дня делегации духовенства и бояр Иван IVИван IV сообщил о своем согласии «вернуться на царство» при двух условиях: наказать или казнить изменников; учинить на своем государстве себе опричнину.

В опричнину (от слов «опричь», «кроме» остальной «земли», отсюда - «земщина» - остальная часть государства) царь выделил себе часть уездов страны и 1000 «голов» - бояр и дворян. Земли были взяты лучшие в земледельческом и промысловом отношении, важные в военно-стратегическом плане (Замосковный край, Новгородско-Псковская земля). В опричнине действовала своя Боярская дума. Опричная часть была выделена и в Москве.

Иван IV обложил «земщину» огромным налогом налогом в 100 тыс. рублей на обзаведение «опричного войска»; создал своего рода полумонашеский, полурыцарский орден, члены которого получали щедрое вознаграждение и бесприкословно подчинялись царю. Причем не следует искать разницы в социальном составе высших кругов земщины и опричнины: в обеих - и князья, и бояре, и дворяне, и духовенство.

Начался «пожар лютости» (по выражению князя КурбскийКурбского), унесший десятки тысяч жизней. Сразу же после учреждения опричнины началась полоса казней, ссылок и т.д. Опричный террор ударил не только по знати, но и по населению ее владений. В черном одеянии, с притороченными к седлам собачьими головами и метлами (символ собачьей преданности царю и готовности смести с лица земли его врагов) опричники убивали, грабили, разоряли.

Митрополит Афанасий не захотел связывать себя поддержкой царя и оставил место главы церкви «по болезни». На митрополию был возведен призванный из Соловецкого монастыря игумен Филипп. После массовых казней 1567 г. (боярина И.П. ФедоровИ.П. Федорова и др.) от отказал царю в благословении, был сослан в тверской Отрочь монастырь (позднее был убит в келье Малюта СкуратовМалютой Скуратовым).

Кульминацией опричного террора стал конец 1569 - лето 1570 гг. В декабре 1569 г. (после доноса о стремлении Новгорода извести царя, поставить на его место старицкого князя Владимир АндреевичВладимира Андреевича и даже перейти под власть короля польского) состоялось убийство князя князь СтарицкийСтарицкого с женой и дочерью (их вызвали в Москву и заставили принять яд), а затем - и поход опричников на Новгород.

Погром в городе продолжался 40 дней. Погибли тысячи людей (от 3-4 тыс., по оценке  Р.С. СкрынниковР.С. Скрынникова, до 10-15 тыс. по мнению В.Б. КобринВ.Б. Кобрина), в основном - крестьяне и горожане. Людей обливали горючей смесью и поджигали, сбрасывали под лед Волхова и т.д. Все церкви были разграблены.

Весной 1570 г. в измене были обвинены и сосланы и многие руководители опричнины (отец и сын БасмановыБасмановы, князь Афанасий ВяземскийАфанасий Вяземский, которому царь ранее доверял настолько, что только из его рук принимал лекарство).

На годы опричнины приходятся и внешнеполитические «провалы» страны: неудачи в продолжавшейся Ливонской войне; вторжение крымского хана Девлет-ГирейДевлет-Гирея, сжегшего в 1571 г. Москву, чему не смогло противостоять опричное войско, храброе во время грабежей и казней беззащитных людей.

В 1572 г. Иван IVИван IV не только отменил опричнину, но даже запретил употребление этого слова под страхом смертной казни. Было ликвидировано разделение территорий, войска и служилых людей. Часть конфискованных земель возвращалась прежним владельцам. В Новгород были отправлены две иконы в серебряных окладах. Казни и опалы продолжались, но не в таком массовом масштабе, как в предыдущие годы.

Какие же цели преследовал Иван IV, вводя опричнину? И каковы ее итоги? Эти вопросы до сих пор вызывают споры у историков.

Историки все более отходят от прямолинейного и несколько примитивного толкования опричнины как борьбы Ивана IV с реакционным боярством (противниками централизации) при опоре на прогрессивное дворянство (ее сторонниками). Исследователи А.А. ЗиминА.А. Зимин, Л.В. ЧерепнинЛ.В. Черепнин и др. убедительно доказали, что острие террора не было направлено главным образом против бояр (по подсчетам на одного казненного боярина приходилось три-четыре рядовых землевладельца или 10 лиц из низших слоев общества). Да и состав опричнины был не менее аристократичен, чем земщины. Не наблюдалось в эти годы и массовых переселений' (высылали лишь опальных и их родню). В целом - опричнина не изменила структуры феодального землевладения в России. Крупное вотчинное землевладение благополучно пережило опричнину; изменился не социальный, а персональный состав земельных собственников.

Ряд историков видит цель введения опричнины в стремлении форсировать централизацию, укрепить режим личной власти, что, при отсутствии предпосылок для централизации в стране (о чем речь шла выше), было возможно лишь на путях террора. Отсюда выводятся и причины падения Избранной Рады - как следствие того, что у царя и его советников были разные концепции централизации: темп структурных реформ не устраивал Ивана IV.

Если следовать этой точке зрения, то опричнина Иван ГрозныйИвана Грозного достигла своей цели:

  1. Уничтожено последнее реальное удельное княжество на Руси (с казнью Владимир СтарицкийВладимира Старицкого);
  2. Низложение митрополита ФилиппФилиппа стало шагом на пути лишения церкви ее самостоятельности.
  3. Дикий погром Новгорода уничтожил давнюю вольницу этого города, уходящую корнями в период феодальной раздробленности.

Таким образом, «опричнина способствовала централизации и была объективно направлена против пережитков феодальной раздробленности». Своей цели Иван IV достиг, почти не сделав ошибок на этом пути.

Академик Л.В. ЧерепнинЛ.В. Черепнин рассматривал эту проблему еще глубже. По его мнению, в правлении Ивана Грозного наметились два направления в развитии государственного строя России: сословно-представительная монархия и самодержавие (крепостническая диктатура). Первое отчетливо проявилось после реформ середины XVI в. - в сочетании учреждений приказного аппарата с органами сословного представительства в центре (земские соборы, Боярская дума) и на местах (городовые приказчики, земское выборное управление).

Сам же Иван IVИван IV являлся сторонником неограниченной царской власти. Идеолог самодержавия, он отрицательно относился к западноевропейским сословным учреждениям. В 1570 г., обращаясь к английской королеве ЕлизаветаЕлизавете, он в издевательском тоне подчеркивал ее зависимость от парламента и особенно от «третьего сословия». Политический идеал Ивана IV - патриархальное «православное истинное христьянское самодержство», освященное божественным промыслом. Теорию свою Иван IV сводил к следующему: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же», т.е. провозглашал режим неограниченной монархии.

В духовном завещании (датируемом около 1572 г.) Иван Грозный последовательно развивает мысль о том, что государь должен в совершенстве знать все области государственного управления, контролировать ход государственных дел, принимать решения не по подсказке советников, а со знанием дела. В одном из посланий А. КурбскийА. Курбскому он настаивал на божественном происхождении своей власти и личной ответственности перед богом за вверенное ему государство.

Ряд историков считает, что и сам указ об опричнине был принят в 1565 г. Земским собором. А политика опричного террора стала отрицанием правовых норм, характерных для сословно-представительной монархии, деформировала эти учреждения.

Несомненно и то, что особенности характера Ивана IV (жестокость, подозрительность, психическая неуравновешенность, садистские наклонности) придали его борьбе за укрепление самодержавия самые ужасные и кровопролитные формы.

Вместе с тем было бы ошибкой видеть в опричнине лишь случайный эксцесс, прихоть полубезумного деспота. Ведь во всех странах Европы в те времена, когда идет становление единых государств, как по заказу появляются на престолах тираны - Людовик XIЛюдовик XI во Франции, Генрих VIIIГенрих VIII в Англии, Филипп IIФилипп II в Испании и т.д.

На 1572 г. приходится конец опричнины; и этот же год ознаменовался и во Франции страшной Варфоломеевской ночью.

Да и в XIX в. германские княжества БисмаркБисмарк объединял «огнем и мечом», «железом и кровью».

Но в Западной Европе централизация происходила в рамках иной феодальной системы, допускавшей для различных слоев общества определенные права и привилегии, которые ограничивали произвол монарха. Условно европейскую систему отношений можно назвать вассалитетом. В России же отношения всего класса русских феодалов с великим князем (царем) были княжеско-подданические («государь - холоп»).

В целом же результаты опричнины были трагичны для России. В 70-х годах XVI в. начался невиданный хозяйственный кризис (последствия опричнины, Ливонской войны, набегов татар, эпидемий). Необработанными оказались более половины земель. Даже в Московском уезде обрабатывалось только 16% земель. Происходило бегство населения из центральных районов на окраины. Так, в Новгородской земле осталась 1/5 часть ее жителей.

Опричнина способствовала утверждению в России крепостного права (вспомним Указ 1581 г. о «заповедных летах»). Более того, она повлияла на те формы крепостничества, которые развивались в России (крестьянин был больше прикреплен к личности феодала, чем к земле), - черты рабства, особо варварские формы.

Опричный террор повлиял и на положение русского дворянства, привел к деспотическому режиму, в котором дворяне являются холопами самодержца.

Путь централизации, по которому пошел Иван ГрозныйИван Грозный, оказался губительным и разорительным для России. Централизация двинулась вперед. Но последствия ее форм и методов осуществления отрицательно сказались на всем ходе Отечественной истории.

Н.М. КарамзинН.М. Карамзин по конечным результатам поставил царствование Ивана IV наряду с монголо-татарским игом.

В.О. КлючевскийВ.О. Ключевский отмечал: «Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели».

Своими руками, убив в 1581 г. сына (наследника Ивана), Иван Грозный подготовил гибель собственной династии и Смутное время.

© Центр дистанционного образования МГУП