Московский государственный университет печати

Морозова С.В.
Семенов Л.Н.
Кудрявцева Т.В.
Якушкина Н.В.


         

Культурология. Часть 2

Учебное пособие


Морозова С.В.
Культурология. Часть 2
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Культура эпохи Возрождения

2.

Западно-европейская культура ХVII-ХVIII веков

3.

Западно-европейская культура эпохи просвещения

4.

Культура XIX века

4.1.

Развитие науки и техники

4.2.

Направления в культуре XIX века

4.2.1.

Романтизм

4.2.2.

Реализм

4.2.3.

Натурализм

4.2.4.

Импрессионизм

4.2.5.

Символизм

4.2.6.

Музыка

4.2.6.1.

Италия

4.2.6.2.

Германия

5.

Культура XX века

6.

Современная цивилизация и судьбы мировой культуры

Литература

Указатели
453   именной указатель

Наверное, нет человека, который не слышал имена Да Винчи Л.Леонардо да Винчи и Рафаэль СантиРафаэля, не знал историю любви Ромео и Джульетты, не был знаком с размышлениями Гамлета о трагичности человеческой судьбы. На первый взгляд, Возрождение - хорошо и широко известная страница истории культуры. И все же, несмотря на свою кажущуюся простоту, Возрождение или, иначе говоря, Ренессанс - одна из наиболее трудных для понимания эпох. Неутихающие дискуссии и неисчерпаемые проблемы связаны и с содержанием самого понятия Возрождение, и с определением пространственных и временных границ этой эпохи, и с периодизацией ренессансной культуры, и с описанием важнейших особенностей культуры Возрождения. Практически все, что утверждается о Ренессансе, может вызвать полемику. Надо сказать, что и сами деятели этой эпохи, очевидно, по-разному понимали важнейшие тенденции своего времени. Например, Петрарка Ф.Петрарка говорил о возвращении классического наследия и о подражании классикам как о ценностных ориентирах, а Боккаччо Дж.Боккаччо утверждал необходимость подражания природе.

Такое расхождение во взглядах на эпоху, конечно, не случайно. Многообразие взглядов связано со сложностью, противоречивостью и многомерностью культуры Возрождения. В ней сложным образом переплелись элементы предшествующей эпохи - Средневековья - и начала нового культурного этапа. Конечно, в любой культуре, в любой период ее существования есть элементы прошлого и ростки будущего, но культура возрождения дает этому соединению новое качество, ренессанская «переходность» от прошлого к будущему носит принципиальный характер, эта переходность рождает самостоятельный этап, качественно отличающийся от предыдущего и последующего. «Формула этой переходной культуры - уже не средневековая и еще не буржуазная» (Л.М. Баткин).

Огромную проблему представляет собой определение хронологических и географических границ Возрождения. Что такое Ренессанс - этап западноевропейской, а может быть, даже только итальянской культуры или это закономерная фаза в истории любого народа, как на Западе, так и на Востоке? С позиций самой широкой точки зрения оказывается достаточно трудно дать Возрождению характеристику. Можно наметить лишь самые общие черты перехода от Средневековья к новому времени, но оказывается не вполне ясно, почему этот переход следует выделять в отдельную эпоху.

В настоящий момент наиболее распространен взгляд на Возрождение как на феномен западноевропейской культуры, развивавшийся по-разному на юге и на севере Европы. Но даже при таком подходе очевидно, что Италия - не только родина Возрождения, но и та культура, где ренессансные черты проявились наиболее ярко и последовательно. Именно итальянская культура дает тот основной материал, который мы привлекаем, анализируя культуру Возрождения.

Северное Возрождение в отличие от южного практически не использовало иные культурные пласты и «выходило» из средневековой культуры с опорой на нее же, а точнее - на городскую культуру позднего Средневековья. Формировалось Возрождение на севере Европы позднее, чем на юге, - с конца XV века - и заняло непродолжительный период - около полувека, то есть практически жизнь одного поколения. Некоторые ренессансные явления североевропейских культур оказались не вполне самостоятельными - они были связаны с итальянской культурой, с итальянскими впечатлениями, возникали под влиянием итальянского Возрождения. Другие новые явления были связаны с собственной культурой самобытностью и включали инородные для Возрождения элементы.

Обычно Ренессанс характеризуют как возрождение античных наук и искусств. Это, конечно, правильно. Смысл этот заложен в самом понятии. Античность была для Ренессанса идеалом и источником вдохновения, примером для подражания и «золотым веком» в истории образованности, красноречия и искусств. И тем не менее определение Ренессанса как возрождения античных наук и искусств влечет за собой ряд вопросов. Чем отличается ренессансное обращение к древности от средневекового, ведь в Средневековье тоже были периоды активного использования античного наследия? Кроме того, важные идеи и представления, восходящие к античности, были составной частью средневековой культуры, воплотившись в идеях христианства, школьных дисциплинах и искусстве. Не вполне понятно также, какая именно античность имеется в виду, что стояло за этим понятием в эпоху Возрождения. Классицизм, например, тоже ориентировался на античное наследие как на образец, но результат получился совсем другой. Никогда в истории культуры не случалось (и не могло случиться) непосредственного повторения, воспроизведения того, что было прежде. Можно сказать, что каждая эпоха ищет в опыте прошлого то, что важно и актуально для нее самой. Поэтому так называемое возрождение античности или, точнее некоторой части древнего наследия следует считать лишь формой, которую принимали существенные для Ренессанса явления и тенденции.

Традиционная мысль о том, что Возрождение в отличие от Средневековья было культурой светской, тоже требует уточнения. С одной стороны, действительно, мировоззрение ренессансного человека во многом опиралось на его земные устремления, представляя собой в целом особую жизнерадостную и жизнеутверждающую стихию. Действительно, Ренессанс стремился освободить человека от всяческих оков, утвердить человека как центр и основу мироздания, как самое главное и совершенное творение Бога. Но в то же самое время очень важными для Возрождения остались взаимоотношения земного и божественного миров, они переосмыслились и создали, так сказать, новую религиозность. Ренессанс стремился освободить и возвысить человека, одухотворить его природную реальность. И в этом возвышении христианские ценности продолжали играть главенствующую роль. Не случайно гуманистическая критика была направлена против ханжеского благочестия, против крайностей сложившейся практики католической церкви и сознательно почти не задевала католических догматов и институтов. Гуманисты пытались отстоять новое понимание благочестия и утвердить новые пути реализации божественного предназначения человека - в светской деятельности, в ученых знаниях, в художественной практике.

Диалогичность, которую часто называют важнейшей и универсальной характеристикой эпохи Возрождения, - тот принцип, на основе которого Ренессанс соединял несоединимое. Диалогично объединение светского характера мироощущения человека с христианским мировоззрением. Диалогичны и отношения христианства и античности в культуре Ренессанса. Античный опыт давал гуманистам пример освобождения человеческого духа, вдохновлял разнообразные творческие начинания. Но происходило это, несомненно, с учетом тысячелетней истории христианской культуры, не только в полемике со средневековой традицией, но и в продолжение ее, создавая новую ситуацию бытия христианской культуры. Эта особенность культуры Возрождения ярко проявилась в искусстве - вспомним новое, эмоциональное звучание традиционных для христианства тем и сюжетов в произведениях Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.

Ренессансное утверждение человека заложило основы мировоззрения последующих столетий. Блестящий знаток культуры Возрождения Дживелегов А.К.А.К. Дживелегов определял Ренессанс как «культурный процесс на рубеже средних веков и нового времени, давший Европе новое миросозерцание взамен средневекового». Бесспорно, эпоха Возрождения создала фундамент для картины мира европейской культуры нового времени, хотя сама она была внутренне противоречива и противопоставляла многим своим идеям контр-идеи. Гелиоцентрическая идея Коперник Н.Коперника или учение о бесконечности миров Бруно Дж.Джордано Бруно противоречили стремлению видеть человека центром мироздания. Безудержный индивидуализм культуры Возрождения, утверждение человеческой личности во всех ее проявлениях легко оборачивались эгоизмом и аморализмом. Иллюзия гармонии человека и окружающего его мира сменялась гамлетовским вопросом «Быть или не быть» и выводом о том, что мир болен.

Утверждение человека в эпоху Возрождения - проявление ренессансного гуманизма. Характеризуя эту эпоху, можно применить понятие «гуманизм» как минимум в двух смыслах - в широком и узком. Если подразумевать под гуманизмом «интерес к человеку» и «осознание ценности человеческой личности», то есть наиболее общее содержание, стоящее за этим словом, то тем самым мы укажем на типичное для Ренессанса утверждение человека, светский индивидуализм и свободомыслящее сознание. Но понятие «гуманизм» может быть применено к этой эпохе и в более узком и конкретном смысле как обозначение неповторимого явления западноевропейской культуры XIV-XVI веков.

Первоначально понятие это возникло в латинской формуле «studia humanitatis». Ввели его сами гуманисты, перетолковав по-своему ЦицеронЦицерона для того, чтобы обозначить «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа». «Humanitatis» должно было обозначать полноту и цельность человеческой природы. Гуманисты отмечали обширность этой характеристики, считая, что она объединяет добродетель и ученость, обозначает стремление человека к совершенству.

Наиболее достойная деятельность, по мнению гуманистов, - это занятия словесностью, то есть чтение, изучение, комментирование античных произведений и создание в соответствии с древними образцами текстов собственных. Латынь не была открытием Возрождения, в средние века латынь употреблялась ничуть не меньше, чем в эпоху Возрождения, но гуманисты изменили отношение к латыни: она перестала быть чем-то обыкновенным и деловым, ею стали любоваться, ее стали изучать, ее стали рассматривать с точки зрения разных стилей.

Гуманистические занятия вели не только к созданию особого типа философствования, но и к формированию человека нового типа, человека, который должен был воплощать собой высшую степень человеческого достоинства. В представлениях о том, каким должно быть человеку, на первый план для гуманистов выходили личные достоинства, образованность, стремление к постоянному самосовершенствованию. Эти взгляды выходили за рамки традиционной иерархической системы, ценность человека связывалась не с его сословной принадлежностью, а с его личными качествами, стремлением к самообразованию и самовоспитанию. И это еще один аспект ренессансного гуманизма.

В системе новых представлений о человеке и его предназначении особую роль играло знание. Для гуманистов любое знание было торжественно и значительно: это приобщение к духовному совершенству, оно связывает земное с божественным. Если для Средневековья целью было познание священного, то для Возрождения любое знание становится священным. В связи с этим менялось представление о святости - святости стало возможно достичь в светской деятельности.

Высокий статус знания как такового имеет в ренессансной культуре очень интересное следствие. С одной стороны, эта эпоха проходила под знаком свободомыслия, переосмысления привычного и традиционного. С другой стороны, средневековая авторитарность мышления не отбрасывалась, а доводилась, так сказать, до крайности. Для Возрождения и античные, и церковные, и восточные авторы - все были авторитетны, потому что каждый представлял лишь часть истины. И это многоголосие, пестрота мнений и суждений, таким образом, тоже результат диалогичности культуры Возрождения.

Новый взгляд на место и роль человека в мире и обществе заложил основы новой картины мира. Антропоцентризм, формирующийся в эпоху Возрождения, - это во многом отражение новой социально-экономической ситуации и основа для ее дальнейшего развития. Скачкообразные процессы в развитии, движении культуры обычно тесно связаны с социально-экономическими обстоятельствами. Связь эта, конечно, не должна восприниматься как простая причинно-следственная. Скорее можно сказать, что это целый узел взаимосвязанных процессов, в котором культурные изменения, с одной стороны, опосредованы изменением социально-экономической ситуации. С другой стороны - движение культуры создает новый культурный контекст, новые представления о человеке и его возможностях, о его месте в мире и об устройстве общества, возникают новые виды и формы деятельности, меняется предметный мир, окружающий человека. А это в свою очередь влечет за собой изменения в обществе и экономике.

Новая социально-экономическая ситуация, которая начала складываться в зрелом и позднем средневековье, была связана с ростом городов.

Западноевропейский средневековый город первоначально не играл существенной роли в организации хозяйства и не был связан определенным образом с социальной структурой. Постепенно в процессе своего развития он стал аккумулировать новые возможности. Становясь убежищем для самых разных людей, разрушая, по сути дела, традиционную средневековую социальную иерархию, город стал тем местом, где сформировались новые принципы управления, хозяйствования, новый социальный уклад.

Со временем роль городов возрастала. Они становились центром развития ремесел, имевших прежде второстепенное значение, в структуре средневекового хозяйства. Изменялся характер производства и торговли. Промышленный труд вытеснял примитивные домашние ремесла, развивались товарно-денежные отношения, менялся характер обмена. И если раньше торговля представляла собой, как правило, международный обмен изделиями роскоши, то формирующиеся новые принципы торговли предполагали более тесную связь с трудом и производством. Это означало тщательный учет затрат на индивидуальном уровне, появление новых механизмов, регулирующих производство, приводящих в соответствие спрос и предложение.

Параллельно изменениям в производстве и экономике формировались новые принципы управления и самоуправления, складывалось систематизированное городское право. Все эти процессы вели к возрастанию роли личностного начала. Западноевропейский город стал той почвой, которая взрастила нового человека - энергичного, предприимчивого, рассчитывающего на свои силы и умения. Менялись место и роль человека в окружающем мире. Человек становился инициативен и активен в отношении к миру, он смело брался за новую деятельность, пытался иначе взглянуть на привычные занятия.

Одним из важных следствий этого стали изобретения, научные и географические открытия, расширение представлений человека об окружающем мире и о самом себе. Несмотря на то что промышленная революция произошла позднее - в XVIII - XIX веках, - первый шаг к ней был сделан в эпоху Возрождения.

Материальная культура Ренессанса дала ряд принципиальных идей, решительно повлиявших на производство. К примеру, для этой эпохи характерно широкое распространение водяных и ветряных мельниц. Причем применялись они не только для помола зерна, но и для многих других целей: приводили в движение молоты, насосы, кузнечные меха, использовались для изготовления сукна. Новый промышленно-технический опыт, широко и разнообразно эксплуатируя энергию ветра и воды, впервые так масштабно поставил вопрос преобразования природных сил в деятельности человека, обратил природу на службу человеку.

Некоторые достижения материальной культуры имели следствия, чрезвычайно далеко выходящие за ее пределы, и в значительной мере повлияли на духовную культуру.

В первую очередь нужно, конечно, назвать появление книгопечатания. Открытие книгопечатания можно считать весьма символичным для эпохи Возрождения. Оно воплотило в себя технические и социальные новации времени, соединяя опыт предшествующий с новой действительностью. Традиции изготовления «народных листков» с резных досок, эксперименты с красками и металлическими сплавами, умение использовать пресс для изображений на монетах, освоение бумаги соединились с новыми принципами организации производства, с новыми требованиями к продукции и ее свойствам.

Важной предпосылкой для появления и распространения книгопечатания стала массовая потребность в общедоступном фиксированном знании. Городская культура, новые представления человека о мире и о самом себе существенно расширили этот социальный круг, который ощутил потребность в знаниях. Рукописная книга, устное предание или эзотерическое, доступное немногим знание уже не удовлетворяли требованиям времени. Поэтому появление книгопечатания стало явлением закономерным и своевременным.

Ощущение потребности в знаниях, активный интерес человека к окружающему миру способствовали становлению в эпоху Возрождения основ научной картины мира, развитию так называемого позитивного знания. Впервые со времени античности появляются трактаты о лечении болезней и анатомии, о технике и строительстве, о сельском хозяйстве и художественном творчестве. Знание это, конечно, было еще слишком эмпирично и бессистемно, но тем не менее оно сыграло важную роль в подготовке того позднего переворота, который мы называем научной революцией.

Среди знаменательных событий в материальной культуре Возрождения, оставивших свой след в культуре духовной, следует назвать еще появление часов и стекла.

Изобретение и широкое распространение часов стало отражением и закреплением формирующегося представления о времени, характерного для европейской культуры в период, пришедший на смену средневековью. Первоначально часы отмечали равные временные отрезки периодическим боем. Потом появился поделенный на двенадцать частей циферблат и часовая стрелка, позднее - минутная и секундная стрелки. Движение стрелок по циферблату, его однонаправленность отражали представления о времени как о необратимом процессе. Часы не просто исчисляли время и позволяли регулировать действия человека, но и формировали новый взгляд человека на действительность, ставший важной частью формирующегося миропонимания. В XIV веке часы прочно входят в городской быт и становятся не только элементом обыденного мира человека, но и символом точности и надежности. Нужно отметить еще и то, что в средние века разнообразные сложные механизмы были весьма популярны и средневековые ремесленники достигли значительных умений в изготовлении разнообразных «диковинок», но появление часового механизма было переходом на качественно иной уровень. Это было одно из первых сложных механических устройств, предназначенных не для развлечения, а исключительно для практических целей.

Довольно значительны культурные последствия широкого применения стекла. Стеклянные окна, быстро распространившиеся в итальянских городах к XV веку, позволили не просто осветить дом, но и взглянуть на мир за окном иными глазами, ощутить пространственную соотнесенность предметов и вещей окружающего мира. Это стало одной из важных предпосылок формирования новых представлений о мире, в которых видимый предметный мир приобретал огромную по сравнению со средневековьем ценность. Познание законов, движущих этот мир, изучение взаимосвязи его элементов становятся важнейшими задачами эпохи.

Симптоматичным стало и появление в быту зеркала, позволившего, так сказать, взглянуть на себя со стороны, поставить проблему внутреннего и внешнего, вызвать интерес к внутреннему миру человека.

Смысловым ядром духовной культуры Возрождения стало формирование новой картины мира - представлений о месте и роли человека в мироздании, о взаимосвязи земного и божественного миров и об отношениях человека с окружающим его миром, представлений о возможностях человека и границах его деятельности. По-новому осмысливались важнейшие нравственные проблемы - проблемы чести и долга, добродетели и справедливости, проблема пути, по которому должен идти человек.

Своеобразной «школой» поиска новых смыслов бытия стали «гуманистические студии», обращавшиеся к примерам и авторитетам античности, европейской и арабской древности, переосмысливавшие христианскую средневековую традицию.

Филологические увлечения гуманистов по духу своему были чрезвычайно близки художественным поискам и техническим новациям эпохи. Это не могло не привести к сотрудничеству представителей разных видов деятельности, к примеру, представителей филологических и художественных кругов, иногда объединяя, так сказать, в одном и том же лице самые разные умения и навыки. Период Высокого Возрождения дал наиболее яркие примеры такого рода универсализма и, по сути дела, создал новый тип человека. Соединение интеллектуала и художника, слияние познавательной и творчески-созидательной деятельности, неразделенность для эпохи Возрождения наук и искусств - характерная черта ренессансной культуры.

Художественная культура эпохи Возрождения открывает собой новую страницу в истории искусства. Впервые художественный мир начинает осмысливаться как нечто автономное и самоценное. Свобода художественного творчества, индивидуальность и авторство, социальное признание таланта - эти и многие другие особенности художественной культуры Ренессанса заложили основы европейской художественной культуры Нового времени.

Обычно, говоря об искусстве Возрождения, рассматривают несколько этапов, достаточно ясно выделяющихся в культуре юга Европы.

Подготовительный этап называют Предвозрождением или Проторенессансом и считают, что он начался в конце XIII века и продолжался на протяжении XIV века. XV век обычно называют ранним Возрождением. Рубеж XV-XVI веков был началом короткого, но очень яркого периода, который определяют как Высокое Возрождение. Несмотря на свою скоротечность - около трех десятилетий, - это время может по праву считаться вершиной культуры Ренессанса. Середину и вторую половину XVI века называют поздним или завершающим периодом, он подводит итог эпохе, доводя до крайности внутренние противоречия Возрождения, изживая жизнерадостную и жизнеутверждающую стихию, на смену которой приходят разочарование, неуверенность, сомнение в идеалах, представления о недостижимости гармонии человека и мироздания. Проторенессанс заложил многие основы культуры Возрождения - нравственные, философские, эстетические. В искусстве это проявилось в появлении ряда новых, несвойственных Средневековью тенденций. Среди них можно отметить стремление к реалистичности, интерес к пространственным построениям - появление в художественных произведениях объемности, светотени. В этот период, по сути дела, формируется многостилие: наряду с романским и готическим стилями пробуждался интерес к античным формам, становилось популярным византийское искусство, буквально хлынувшее в Европу после захвата и разграбления крестоносцами Константинополя.

На рубеже XIII и XIV веков в европейской литературе появился «последний поэт Средневековья и первый поэт нового времени» - Данте. Тема главного произведения Данте А.Данте, получившего позднее название «Божественная комедия», не может считаться новаторской: сюжет о путешествии в потусторонний мир, представления об устройстве мира, символика, сложные богословские аллегории - все это может считаться вполне традиционным для средневековой литературы. Новизна произведения Данте, вступающая в противоречие со средневековой традицией, - в необычно ярком авторском начале, эмоциональности и даже страстности. Данте разговаривает, спорит со своими героями, высказывает свою точку зрения, эмоционально относится к происходящему. Особенности поэтики, гуманизм Данте позволяют сказать, что его фигура стоит у истоков новой европейской литературы.

«Наследники» Данте в ХIV веке - Петрарка Ф.Петрарка и Боккаччо Дж.Боккаччо - развивали заложенные творчеством Данте художественные идеи, можно сказать, в двух направлениях. Лирические сонеты Петрарки, их биографичность, эмоциональность продолжили линию личностного, авторского начала в литературе. Боккаччо в «Декамероне» представил пеструю картину итальянской жизни, показывая людей всех сословий и профессий, утверждая право человека на свободу, счастье, право человека наслаждаться жизнью. Петрарка и Боккаччо были среди тех, кто заложил основы идейного движения гуманизма.

Первый шаг к разрыву со средневековой традицией в изобразительном искусстве сделал современник Данте - Бондоне Дж. (ди)Джотто. В его произведениях было еще много традиционной для Средневековья условности, но уже появлялось движение, пространственность, эмоциональность. В отличие от Данте Джотто не имел прямых последователей, после него еще долго изобразительное искусство продолжало существовать в русле средневековой традиции. Это было связано главным образом с положением художников - они были цеховыми ремесленниками, и их деятельность достаточно жестко регламентировалась и регулировалась в отличие от занятий литературой, представлявших, по существу, просвещенное любительство.

ХIV век практически не дал крупных имен и явлений в изобразительном искусстве, лишь подспудно подготавливая искусство XV - XVI веков. Продолжение новых тенденций в изобразительном искусстве возникает почти через столетие после Джотто - в начале XV века, когда во Флоренции были в основном заложены важнейшие художественные идеи Возрождения.

Новое искусство выдвинуло на первый план человеческую индивидуальность, оно обратилось к физической, телесной стороне человеческого существа, утверждая ценность земной, материальной жизни. Среди создателей нового искусства следует назвать архитектора Брунеллески Ф.Брунеллески, скульптора ДонателлоДонателло и живописца МазаччоМазаччо. Изящная, светлая, радостная архитектура Брунеллески, героические образы Донателло и Мазаччо, отражающие новые гуманистические представления о человеческой личности, - все это как нельзя лучше выражало широкий размах и героический дух эпохи.

В дополнение к художественной практике раннее Возрождение дало и теоретическое обоснование нового искусства. Ценность художественного творчества связывалась с познанием и отражением объективных законов мироздания. От художника в связи с этим требовались знания законов геометрии и оптики, необходимые для построения перспективы. Поиск пропорциональных соотношений предполагал некоторые математические умения, анатомические познания должны были помочь изображать человеческое тело в статике и динамике. Таким образом, в период раннего Возрождения сформировались представления о необходимости соединить художественную и интеллектуальную деятельность, связанные с их сходной природой. Как говорил АльбертаАльберта, один из первых теоретиков нового искусства и выдающийся архитектор, человек разносторонне образованный: «Имена наши заслуживают тем большего признания, что мы без всяких наставников и без всяких образцов создаем искусства и науки неслыханные и невиданные».

Начало XVI века - период классического совершенства в искусстве, время, когда возможности нового искусства раскрылись наиболее полно и разнообразно. К этому периоду относится творчество так называемых «титанов» Возрождения - Да Винчи Л.Леонардо да Винчи, Рафаэль СантиРафаэля, Микеланджело Б.Микеланджело. Но уже в творчестве Микеланджело хорошо прослеживается движение искусства Ренессанса, его путь к разочарованию и кризису, крушение оптимизма, жизнерадостного и жизнеутверждающего мироощущения. Ярким проявлением трагизма позднего Возрождения может послужить творчество Шекспир У.Шекспира.

Художественная практика и теоретические размышления деятелей Ренессанса создали предпосылки для выделения мира искусств в особу сферу, создали основы нового понимания места и роли искусства в жизни человека и общества. Не случайно эпоха Возрождения ассоциативно связывается у нас в первую очередь с творчеством великих художников. Однако этим, конечно, далеко не исчерпывается значение эпохи Возрождения в истории культуры. Ренессанс заложил основы современной нам западной культуры. Мировоззренческий переворот, произошедший в этот период, привел к созданию новой картины мира - в ней человек занял центральное место. Вместе с тем эпоха Возрождения создала новый идеал человека - творца, соединяющего в себе художественную и интеллектуальную одаренность, трудоспособность и стремление к самосовершенствованию. Ренессанс дал и конкретные примеры, универсализма и титанизма, приближающие жизнь к провозглашенному идеалу.

Ценность и значимость культуры Возрождения выходит далеко за ее пределы. Это было время интенсивных поисков путей движения культуры и напряженных размышлений о человеке и окружающем его мире. Многие явления Ренессанса предвосхитили позднейшие открытия, а представления о свободе человеческого духа и творческой основе любой деятельности придали культуре Возрождения бесконечное обаяние и сделали эту эпоху неисчерпаемым источником вдохновения для других времен.

© Центр дистанционного образования МГУП