Московский государственный университет печати

Морозова С.В.
Семенов Л.Н.
Кудрявцева Т.В.
Якушкина Н.В.


         

Культурология. Часть 2

Учебное пособие


Морозова С.В.
Культурология. Часть 2
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Культура эпохи Возрождения

2.

Западно-европейская культура ХVII-ХVIII веков

3.

Западно-европейская культура эпохи просвещения

4.

Культура XIX века

4.1.

Развитие науки и техники

4.2.

Направления в культуре XIX века

4.2.1.

Романтизм

4.2.2.

Реализм

4.2.3.

Натурализм

4.2.4.

Импрессионизм

4.2.5.

Символизм

4.2.6.

Музыка

4.2.6.1.

Италия

4.2.6.2.

Германия

5.

Культура XX века

6.

Современная цивилизация и судьбы мировой культуры

Литература

Указатели
453   именной указатель

В данном разделе мы приступаем к изучению следующего важного периода в развитии европейской культуры - Нового времени. В широком смысле Новое время в истории Западной Европы (XVII - XIX веке) - это единый пространственно-временной континуум культуры, в котором формируется техногенная цивилизация. Нас в данном разделе прежде всего интересует XVII век, т.е. время, когда развивается буржуазный способ производства, национальные культуры Нового времени, завершается процесс локализации больших художественных национальных школ в Италии, Франции, Фландрии, Голландии. Испании. XVII век - крайне противоречивая и сложная эпоха в жизни Западной Европы. Это время первых буржуазных революций в Нидерландах (1566-1609), в Англии (1640-1689), абсолютистских монархий. Революции свидетельствовали о необратимом характере развития капитализма, который историк Бродель Ф.Ф. Бродель определяет как «экономический и социальный строй, при котором капиталы - источник дохода - в целом не принадлежат тем, кто приводит их в действие собственным трудом».

Наличие рыночных, товарно-денежных отношений, технического прогресса в условиях полицентричной структуры сословных монархий создают условия для перехода от традиционной распределительной экономики к рыночной организации. Все это подкреплялось европейскими культурно-цивилизационными особенностями - протестантским духом, наследием античности, гуманизмом Возрождения. При этом необходимо помнить, что культура Нового времени стала чисто городской культурой. Развитие буржуазного способа производства порождало острую необходимость в науке. Но если для средневекового человека наука означала, осмысление того, что дано ему в авторитетных источниках и, прежде всего, в Библии, то в новое время объектом науки становится природа. Еще в эпоху Возрождения в рассуждениях Да Винчи Л.Леонардо да Винчи была намечена та научно-исследовательская программа, которая позднее получила развитие в работах Коперник Н.Н. Коперника, Бэкон Ф.Ф. Бэкона, Галилей Г.Г. Галилея, Кеплер И.И. Кеплера, Ньютон И.И. Ньютона, Лейбниц Г.Г. Лейбница и других и получила название Научной революции XVII века - века гениев.

В результате Великих географических открытий человечество осознало огромность Земли. Впервые человек узнал Землю от Арктики до Австралии (лишь Антарктида стала известна позже) с множеством новых племен людей, видами животных и растений. Изобретение телескопа (Г. Галилей) и микроскопа (Левенгук А. (ван)Левенгук) позволили увидеть бесконечно большое и бесконечно малое: лунные горы и жизнь микробов. Открытия Галилея и Кеплера позволили доказать идеи Коперника и Бруно Дж.Д. Бруно о том, что Земля не центр Вселенной, а одно из бесчисленных небесных тел, затерянных среди множества миров. Это разрушило привычную картину мироздания, лишило человека уверенности и спокойствия, из вершины и центра мироздания растворило его в многообразии мира, породило чувство быстротечности и непостоянства окружающего мира, скептицизм («Мир - вечные качели» (Монтень М.М. Монтень)). Вместе с тем, было открыто единство мира, природы, общие законы, управляющие его многообразием. Галилей, Ньютон и Кеплер установили законы движения небесных и земных тел.

Сформулированные Ньютоном в труде «Математические начала натуральной философии» три закона механики и закон всемирного тяготения оказали огромное влияние на развитие всей науки. Бойль Р.Р. Бойль, применяя механику к химии, разрабатывает проблемы атомистики, определяет понятие химического элемента. Гарвей У.У. Гарвей открывает кровообращение и опытным путем исследует его. В это же время были созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальные уравнения и интегральное исчисление в математике, что позволило точно определять и рассчитывать различные явления, казавшиеся непостижимыми. Опираясь на математические разработки, механика достигла крупных успехов. Казалось, что весь мир развивается по законам механики. Мир представлял собой простой механизм. Открытие Гарвеем кровообращения приобщало и человека к картине единого, движущегося по общим законам мира.

Все это отразилось на мировоззренческих основах Нового времени. И хотя ранние буржуазные революции происходили еще под религиозными знаменами, для философов XVII века новым мировоззрением, наиболее отвечающим интересам науки о природе, стала материалистическая философия, неосознанный материализм естествоиспытателей, которых называли еще натуралистами. Натуралисты стремились объяснить все явления природы, исходя из нее самой, хотя термина «материализм» XVII век еще не знал. Сейчас принято называть этот неосознанный материализм естествоиспытателей метафизическим, механическим материализмом, поскольку он исходил в своих размышлениях о природе и обществе из данных естествознания, прежде всего их механики, что приводило к определенной односторонности выводов и оценок.

Обращение философии к исследованию природы, реального мира людей привело к провозглашению философии наукой, призванной устанавливать истину, и именно поэтому на первый план в философии выходят проблемы гносеологии, оставляя в стороне ценностные аспекты бытия. Средневековые дебаты между номинализмом и реализмом вылились в Новом времени в борьбу эмпиризма, сенсуализма и рационализма. Характеризуя философское знание, в первую очередь необходимо упомянуть имя Бэкон Ф.Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626). Именно он, предвидя большую роль науки в жизни общества, провозгласил лозунг «Знание - сила». В своем главном труде «Новый Органон» (в отличие от «Органона» АристотельАристотеля) высказал тезис о том, что наука должна приносить конкретную пользу и строиться на основании опыта (эксперимента, при помощи которого исследователь задает природе вопросы и получает ответы, используя математический аппарат), наблюдения природных явлений, что получило название эмпиризма. А схоластические спекуляции и предрассудки в познании только мешают (учение о призраках, или «идолах»). При этом Бэкон в опытном обобщении фактов опирается на концепцию новой индукции, т.е. на индуктивный метод исследования природы, тесно связанный с математическим аппаратом. Именно опытно-индуктивный, эмпирический метод, разрабатываемый сначала Ф. Бэконом, потом Гоббс Т.Т. Гоббсом, Гассенди П.П. Гассенди, заложил материалистическую традицию в философии Нового времени.

Рационалистическая линия в развитии философии, естествознании связана с именем французского философа, математика Декарт Р.Рене Декарта (1596 - 1650). С Декарта утверждается классический рационализм, европейский тип субъективности, примат критического разума, вера в его неограниченные возможности, а вместе с тем и оптимизм в исследовании природы. Отсюда второе название XVII века - век Разума. Следует отметить, что при всех отличиях по отдельным вопросам большинство философов XVII века были рационалистами, в том числе и Бэкон. Методу эмпирической индукции Декарт противопоставляет свой метод рационалистической дедукции, ставший важным методом научного исследования. Основные правила метода легли в основу складывающейся концепции европейского классического образования и состоят в следующем: начинать с простого и очевидного; делить проблему на частные вопросы; в познании идти от простейших вещей к более сложным, сохраняя непрерывность в цепи умозаключений.

Еще одной важной мировоззренческой чертой данной эпохи является детерминизм. Наука должна заниматься не только установлением законов, описывающих поведение природных объектов, но и находить причины всех явлений природы. Концепция детерминизма, намеченная еще Бэконом, была развита Декартом, Гоббс Т.Гоббсом, Спиноза Б.Спинозой и предполагает, что все в природе абсолютно необходимо, причинно обусловлено. По мнению Спинозы, случайность - это то, причины чего еще не познаны. Человек как часть природы также подчинен необходимости, законам природы. Отсюда концепция свободы как познанной необходимости.

Итоги научных исследований подводили к мысли о том, что для объяснения механизма функционирования Вселенной наука практически в идее бога не нуждается. Но об атеизме еще не было речи. Никто из великих ученых XVII века не был атеистом, даже великий голландский философ-материалист Спиноза, наиболее решительно порвавший с религиозной догматикой и отлученный от церкви, не пошел дальше пантеизма, т.е. растворения бога в природе и обожествления природы. Наряду с пантеизмом появилась концепция деизма, согласно которому существует неприродный бог, дающий первотолчок развитию мира, не вмешиваясь в его дальнейшее развитие. Хотя любимым детищем XVII века был механический материализм, в большинстве европейских университетов господствующие позиции занимала схоластическая философия, религиозная по своей сути.

Решая гносеологические проблемы, философы века Разума большое внимание уделяли социально-политическим вопросам бытия, возникающим в ходе буржуазных революций. Связано это было и с Великими географическими открытиями, которые обнаружили, что значительная часть населения Земного шара живет без государственного устройства, в естественном состоянии, т.е. рушилось представление о божественной природе государства. Необходимо было найти какие-то иные основания государственной власти, тем более что вставали практические проблемы замены монархической формы правления на республиканскую форму в связи с буржуазными революциями. Все это стало мощным стимулом для развития политической философии. И вполне естественно, что первые наработки в этом направлении были сделаны в Англии и Голландии, где буржуазные революции уже свершились. Выразилось это в концепции естественного права (Локк Дж.Дж. Локк, Гоббс Т.Т. Гоббс, Спиноза Б.Б. Спиноза). Суть его в том, что человеку присущи два состояния жизни: естественное и государственное. В естественном состоянии все люди равны от природы, все имеют одинаковые неотчуждаемые права на все. А поскольку, по мнению Гоббса, естественное право совпадает с силой, поэтому естественное состояние людей есть состояние войны всех против всех. Чтобы прекратить истребляющую человека войну, люди путем договора передают свои права общественной власти, государству, которое берет на себя обязанность защищать права человека, регулировать жизнь людей. Таким образом, возникает другая важная идея, которая получила свое развитие в концепции общественного договора. Обе эти идеи (естественного права и общественного договора) станут основой философии Просвещения XVIII века.

Дж. Локк, в отличие от Т. Гоббса, главными естественными правами считал право на собственность, на труд, которые дают человеку свободу, равенство и независимость. И эти неотчуждаемые права личности могут быть лучше всего обеспечены принципом разделения законодательной и исполнительной властей. В связи с этими идеями Дж.Локк в истории политической мысли считается родоначальником буржуазного либерализма с его безусловным приоритетом индивидуальной свободы личности. Итак, научные программы мыслителей XVII века стали прочной основой и определили на следующие века развитие европейской науки и философии.

На фоне грандиозных успехов научной революции, философских достижений не менее впечатляет западноевропейское искусство XVII века. На это время приходится расцвет больших художественных школ Италии, Фландрии, Голландии. Испании, Франции. В то ж время для искусства Европы XVII века характерны некоторые общие черты. Прежде всего, это связано с новым представлением о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве, новым представлением о положении человека в этом мире, которое нашло свое отражение в искусстве. Искусство данной эпохи перешло от преимущественно пластического восприятия к преимущественно живописному, т.е. от аспекта устойчивого пребывания к подвижности, протеканию во времени, от пространственности к темпоральной ориентации культуры. В отличие от предыдущих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), для XVII века характерны два больших стиля: барокко и классицизм, черты которых часто переплетались в искусстве одной страны и даже в творчестве одного художника.

Стиль барокко появился в Италии в конце XVI века, а в XVII веке стал ведущим в западноевропейском искусстве. Происхождение термина «барокко» не установлено. В переводе с итальянского «barokko» - странный, вычурный, причудливый, а в переводе с португальского этот термин означает «жемчужина неправильной формы». Стиль связан, прежде всего, с католической и феодально-аристократической культурой. Выражая новое представление о мире, его изменчивости, сложности, драматизме, он предполагает гиперболичность, аффектированность, патетику, что было особенно привлекательно для католицизма с сюжетами чудес и мученичества. Для этого стиля характерны контрасты и асимметрия в архитектурных планах, вычурность линий в скульптуре и живописи, пышность парадных фасадов интерьеров зданий. Особенно великолепны парадные залы и внутренние лестницы: архитектура здесь сливается со скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи создают иллюзию расширяющегося пространства. Барокко призвано поражать. И, прежде всего, оно поражает грандиозностью и ансамблевостью. Как и готика, барокко соединило архитектуру, скульптуру и живопись, но, не удовлетворившись, приобщило к этому ансамблю еще и природу, несколько театрализовав ее: вокруг дворцов устраивались великолепные парки, спускавшиеся террасами, с гротами и фонтанами. Воображение современников поражали городские ансамбли с фигурными площадями, в центре которых находились фонтаны с массивными водяными каскадами, сильно и шумно падающими вниз. Улицы веером расходились от площади с широкими растекающимися лестницами.

Эти особенности стиля как нельзя лучше отвечали целям католической контрреформации и королевского двора. Все великолепие барокко должно было внушить массам чувство благоговения перед властью светской и церковной, потрясти сознание верующих, прославлять и пропагандировать могущество монархии и католической церкви, в особенности на фоне скудости и простоты протестантских церквей. Искусство барокко компенсировало верхам утрату ощущения прочности и стабильности всего сущего, болезненное восприятие контрастов и противоречий, столь ярко проявившихся в ходе буржуазных революций.

Эстетика барокко строилась на антитезах человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил, материального и духовного. «Для всей его образной системы характерен дуализм - сочетание идеального и конкретного, духовного порыва и земного чувствительного начала, иррациональных мистических настроений и удивительно живого ощущения натуры» [ссылка на источники литературы, С. 218]. Для этого стиля характерен эффект оптической иллюзии, особенно в скульптуре и архитектуре. Например, все статуи Бернини Л.Бернини построены на превращениях, переходах из одного состояния в другое. Если мастера Возрождения в скульптуре старались извлечь максимум из материала, отсекая лишнее, то здесь скульптор ставит цель подчинить материал, превратить твердый камень в послушное тесто (мягкие, гнутые, витые формы).

В архитектуре барокко можно выделить тенденцию к движению архитектурных форм, к их вычурности и выразительности и стремление к уравновешивающим ордерным построениям. Яркими представителями этого стиля можно назвать Лоренцо Бернини (1598 - 1680), Борромини Ф.Франческо Борромини в Италии, Растрелли Ф.Б.Ф.Б. Растрелли - в России.

В живописи представители этого стиля: Рубенс П.П.Питер Пауль Рубенс (1577-1640), Дейк А. (ван)Антонис ван Дейк (1699-1641), Снейдерс Ф.Франс Снейдерс (1579-1657), Рибера Х.Хусепе Рибера (1591-1652) и др.

Как и для других видов искусства, для музыкального барокко свойственны экспрессивность, противоречивость, эмоционально-напряженный стиль с некоторой манерностью и витиеватостью, избытком украшений. Наиболее ярко этот стиль проявился в итальянской музыке (творчество Вивальди А.Антонио Вивальди, органная музыка Фрескобальди Дж.Дж. Фрескобальди, оперы Чести М.А.М.А. Чести и др.).

«Время барокко - это время театрализованных церемоний, высокопарных од, витиеватых речей, длинных титулов, длинных париков, аллегорий и гипербол в поэзии, эмблем и метафор» [ссылка на источники литературы С. 217].

В отличие от барокко, в котором преобладало отражение кризисного сознания верхов, другой большой стиль эпохи - классицизм - возник в 30-х годах XVII века на волне общественного подъема французской нации и государства в период классического абсолютизма. Необходима была консолидация социальных сил вокруг сильной королевской власти. Именно в классицизме нашли отражение художественные общенациональные идеалы, интересы дворянства и буржуазии. Классицизм - это новое возрождение античности. В его основе - стремление к рационализму, порядку, которые должны быть в сильном централизованном государстве. И это стремление как нельзя лучше соответствовало духу философии Нового времени, безграничной веры в организующие силы разума.

Идея триумфа централизованного государства прежде всего нашла выражение в архитектуре, которая полностью подчинила себе живопись и скульптуру. Особенностью классицизма является ордерная система античности с ее порядком, симметрией, сочетавшаяся с огромными пространственными решениями. Пример тому - Версаль: архитекторы - Лево Л.Луи Лево, Ардуэн-Мансар Ж.Жюль Ардуэн-Мансар; садовод-планировщик - Ленотр А.Андре Ленотр. В строгой, регулярной планировке Версаля торжествует дух классицизма, хотя присутствует еще и тяжелая барочная пышность в убранстве и декоре. С террасы дворца открывается вид на партеры парка с ровными коврами газонов и прямыми аллеями, ведущими к Большому каналу, с бесчисленными статуями, фонтанами, декоративными вазами. В садово-парковом искусстве господствуют два принципа: пейзажный (английский парк, где имитируется естественная природа) и регулярный (французский парк, где природа подчинена архитектонике зодчего: прямые аллеи, подстриженные газоны, правильные геометрические очертания водоемов, крон деревьев и кустарников).

Основной этической проблемой классицизма являются отношения человека и общества, государства. Центральное место в художественных произведениях занял образ мужественного человека, наделенного сознанием общественного долга. Поэтому основными коллизиями содержания произведений стали противоречия между естественной природой человека и гражданским долгом, страстями и разумом (тема жертвы ради долга). А поскольку долг олицетворяется государством, поэтому жизнь человека приносится в жертву обществу, государству. Классицизм культивировал возвышенное и героическое. Даже природа должна быть облагороженной (героический пейзаж Пуссен Н.Н. Пуссена). Лирический вариант идеализированного пейзажа представлен творчеством Лоррен К.Клода Лоррена. В искусстве преобладали сюжеты исторического, мифологического, религиозного жанров. В качестве действующих лиц выступали мифологические герои, короли, библейские лица, представители высшего класса. Пороки и добродетели в драме (Корнель П.П. Корнель, Расин Ж.Ж. Расин) и комедии (Мольер Ж.Б.Ж.Б. Мольер) четко распределялись. Мужественный герой мужествен до конца, лицемер до гроба лицемерит и т.д. Четкостью отличается и построение драмы: соблюдается правило трех единств - единство места, времени и действия. Даже жанры основных видов искусства были разделены на высокие (в литературе - трагедия, ода; в живописи - парадный портрет, исторический, мифологический, религиозный жанры) и низкие (в литературе - комедия, басня; в живописи - бытовой жанр, натюрморт).

Классицизм все подвергал регламентации, а с начала правления Людовик XIVЛюдовика XIV он дополнился подчинением и контролем за искусством со стороны короля. С этой целью были созданы Французская академия, Академия живописи и скульптуры, Академия наук, Академия архитектуры, которые, тем не менее, сыграли большую роль в укреплении единства государства, формировании единого национального языка, французской нации, в развитии всей культуры Франции. Утверждался «большой стиль», охвативший все виды искусства. С XVII века Франция надолго заняла ведущие позиции в художественной жизни Европы. С этого времени французский язык, французская мода и этикет становятся предметом подражания во всех европейских странах. А классицизм, возникнув во Франции, выходит за пределы этой страны, приобретая при этом национальное своеобразие.

В Россию классицизм попадает только в XVIII веке. В области архитектуры он представлен именами Баженов В.И.В.И. Баженова, Львов Н.А.Н.А. Львова, Казаков М.Ф.М.Ф. Казакова, Кокоринов Ф.Ф.Ф.Ф. Кокоринова, Старова И.Е.И.Е. Старова, Кваренги Д.Д. Кваренги, Камерон Ч.Ч. Камерона; в скульптуре - Козловский М.И.М.И. Козловским, Шубин Ф.И.Ф.И. Шубиным; в живописи - Лосенко А.П.А.П. Лосенко, Брюллов К.П.К.П. Брюлловым, Бруни Ф.А.Ф.А. Бруни, Иванов А.А.А.А. Ивановым; в литературе - Державин Г.Р.Г.Р. Державиным, Фонвизин Д.И.Д.И. Фонвизиным и др. В русском классицизме античные идеалы никогда не заслоняли действительность. Они служили своего рода призмой, сквозь которую художник видит окружающий мир. Точно так же не была самодовлеющей и система классицистических средств выражения.

При всей своей внутренней полемичности оба больших стиля (барокко и классицизм), отражая высокий вкус аристократии, высокомерно противопоставляли себя «вульгарному» вкусу буржуа, мещанина, выразившемуся во все более активном реалистическом движении. Во Франции в живописи это братья Ленен (братья)Ленен, Латур Ж.Ж. Латур, Мишлен Ж.Ж. Мишлен; в Испании - Веласкес Д.Д. Веласкес, на севере Европы - искусство «малых голландцев» и как обобщение всей европейской живописи - творчество Рембрант Р. (ван)Рембрандта ван Рейна.

Реализм в широком смысле как изображение реальности существовал всегда в искусстве. Реализм как тенденция, как творческий метод возник в XVII веке и предполагает показ жизненных явлений в развитии и противоречиях, без ограничений тем и сюжетов, предполагая и воспитательное воздействие.

В условиях Нового времени художники, писатели видели в реалистическом отражении жизни проявление гуманизма и так или иначе противопоставляли свое искусство аристократической культуре. Они отражали повседневную жизнь, обращаясь к бытовой жанровой картине, портрету, пейзажу. Большинство художников работали либо в провинции, либо в тех странах, где барокко и классицизм в это время развивались слабо (Голландия).

В литературе реализм особенно ярко проявил себя еще в начале XVII века в творчестве Шекспир У.У. Шекспира, Сервантес М.М. Сервантеса.

Итак, подводя итоги, можно смело сказать, что XVII век - один из величайших этапов развития европейской культуры. Располагаясь между эпохой Возрождения и эпохой Просвещения, культура XVII века не уступает им ни в чем: ни по обилию гениальных ученых, философов, художников, ни по бессмертным шедеврам в искусстве.

© Центр дистанционного образования МГУП