Московский государственный университет печати

Под ред. М.М. Черкасова


         

Экономическая теория: Часть 2

Конспект лекций: 2-е издание


Под ред. М.М. Черкасова
Экономическая теория: Часть 2
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

РАЗДЕЛ 1. МАКРОЭКОНОМИКА

1.1.

ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО

1.1.1.

Отличие микро- от макроэкономического анализа

1.1.2.

Показатели объемов общественного производства: ВНП, ВВП, ЧНП, НД. Теневая экономика в РФ

1.1.3.

Сбалансированность экономики, общее равновесие

1.1.4.

Диспропорции рыночной экономики и ее циклическое развитие

1.1.5.

Экономический рост. Необходимость государственного регулирования экономики

1.2.

ЛЕКЦИЯ 2. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОБЕРТА СОЛОУ

1.2.1.

Факторная модель роста Солоу

1.2.2.

Модель Солоу «сбережения - накопление» для закрытой экономики

1.2.3.

Экономический рост с учетом международных потоков капитала

1.3.

ЛЕКЦИЯ 3. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР

1.3.1.

Смешанная экономика: теории и модели

1.3.2.

Государственный сектор: роль, масштабы в рыночной экономике

1.4.

ЛЕКЦИЯ 4. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. ИНФЛЯЦИЯ

1.4.1.

Социально-экономические последствия инфляции

1.4.2.

Антиинфляционная политика

1.5.

ЛЕКЦИЯ 5. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БАНКИ

1.5.1.

Сущность, функции, принципы, источники кредита

1.5.2.

Кредитно-банковская система

1.6.

ЛЕКЦИЯ 6. ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1.6.1.

Финансы

1.6.2.

Финансовая система

1.6.3.

Налоги

2.

Раздел 2. СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

2.1.

ЛЕКЦИЯ 7. МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ФОРМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

2.1.1.

Евро

2.1.2.

Платежный баланс

3.

РАЗДЕЛ 3

3.1.

ЛЕКЦИЯ 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

3.1.1.

Экономическая сущность социальной политики

3.1.2.

Направления социальной политики государства

Указатели
41   именной указатель
269   предметный указатель
16   указатель иллюстраций

Н.В.Карпеева

В предыдущих темах охарактеризованы экономические катего­рии и законы, действующие на микроуровне: в сфере производства (на уровне предприятий), в обмене, на различных типах рынков, в сфере распределения материальных благ.

В реальной экономике в рамках отдельной страны все сферы человеческой деятельности тесно связаны между собой, а эконо­мические законы влияют, корректируют друг друга. Одно предпри­ятие связано со многими сотнями других взаимными поставками сырья, топлива, комплектующих, готовой продукции, транспортны­ми услугами, финансовыми отношениями и т.д. Одна отрасль или отдельные предприятия могут функционировать лишь как одно из звеньев общественного производства, строго придерживаясь опре­деленных пропорций в экономике страны.

Следовательно, все отдельные сферы производства и предприя­тия действуют в рамках общественного воспроизводства, которое представляет собой единство четырех сфер человеческой деятель­ности, связанных между собой разделением труда и необходимост­ью соблюдать нужные пропорции в рамках единого целого.

Для изучения общественного производства применяется макро­экономический анализМакро­экономический анализ, суть которого - в изучении экономики страны в целом, действия экономических законов во взаимосвязи. Поэтому макроэкономический анализ предполагает прежде всего выбор количественных показателей для измерения объема и струк­туры общественного производства, применяемых в международной практике. Это необходимо для сравнения уровней развития различ­ных по размерам стран.

При изучении общественного производства в целом нельзя обой­ти проблему реализации, острота которой обусловлена постоянным нарушением пропорций в реальной рыночной экономике. Поэто­му важной темой данного раздела экономической теории является тема циклического характера развития рыночной экономики.

В целях макроэкономического анализа изучают и другие важ­ные темы: денежное обращение страны, банки и кредит как связу­ющие звенья экономики; доходы, полученные всеми субъектами предпринимательской и иной деятельности и поступающие для их перераспределения в государственный бюджет; экономическую и социальную роль государства; жизненный уровень всего населения страны и др.

Для измерения совокупного национального производства используют международные стандарты оценок основных экономиче­ских показателей на основе системы национальных счетов ООН и Проекта международных сопоставлений ООН.

В нашей стране долгое время для оценки объемом национально­го производства использовались другая методика и другие показа­тели, такие, как совокупный общественный продуктСовокупный общественный продукт и нацио­нальный доходНацио­нальный доход. Считалось, что они создаются только в сфере мате­риального производства (промышленность, строительство, сельс­кое и лесное хозяйство, транспорт и связь, обслуживающие мате­риальное производство, материально-техническое снабжение, за­готовки и часть торговли). Сфера услуг считалась непроизводствен­ной, и все произведенные услуги не включались в совокупный об­щественный продукт (СОП), но зато учитывалась промежуточная продукция, что приводило к повторному счету.

С указанными искажениями определялся и национальный до­ход как часть СОП, как вновь созданная стоимость, включающая зарплату и стоимость прибавочного продукта.

С 1988 года в нашей стране осуществляется переход к междуна­родной методике составления национальных счетов и к определе­нию на их основе макроэкономических показателей. Система национальных счетовСистема нацональных счетов представляет собой аналог бухгалтерского учета для отдельного предприятия, но только в масштабе всей нацио­нальной экономики.

Система национальных счетов выгладит как специальные балан­сы, в которых определяются наличные ресурсы и их использова­ние. Национальные счета дают общую картину экономики страны, в них представлены объемы товаров, имеющих материально-веще­ственную форму, и товаров-услуг, выделяются товары для прода­жи и нерыночные услуги государственных и общественных орга­низаций, а также трансферты.

Кроме того, составляются сводные счета внутренней экономи­ки и внешнеэкономических связей и ряд других.

Переход к единой международной методике определения объе­мов национальной экономики РФ позволяет сопоставлять в срав­нимых показателях объемы и темпы развития общественного про­изводства РФ и других стран.

Характеристику наиболее важных макроэкономических пока­зателей начнем с валового национального продуктаВаловой национальный продукт (ВНП). Он ра­вен общей рыночной стоимости всех готовых конечных товаров и услуг в стране за год. Если сложить цены всех появившихся на рын­ке за год товаров и услуг, то большинство их будет учтено несколь­ко раз. Например, прокат черных и цветных металлов продается металлообрабатывающим предприятиям, а те продают комплекту­ющие сборочным автомобильным и машиностроительным заводам, последние также поставляют на рынок свою продукцию - автомо­били, станки, агрегаты и др. Цена металла много раз фиксируется в ценах названных товаров. Чтобы избежать повторного счета, в ВНП включают в данном случае рыночные цены конечных товаров: ав­томобилей, оборудования и др. Таким образом, к конечным продук­там относят товары и услуги, которые покупаются для конечного использования без дальнейшей обработки или перепродажи.

В ВНП включается вся произведенная конечная продукция неза­висимо от того, продана она или нет. В ВНП не учитываются непро­изводительные сделки: а) финансовые -.государственные перевод­ные (трансфертные) платежи по социальному страхованию, безра­ботице, пенсии, а также частные переводные платежи и сделки с цен­ными бумагами; 6) перепродажа бывшего в употреблении имущества. К непроизводительным видам деятельности относится и домашнее хозяйство, в котором ничего не производится на продажу.

Обычно применяют два способа определения ВНП: по конечной продукции и по добавленной стоимости. При первом способе суммируются расходы на покупку конечных товаров (услуг) в стране, произведенных за год (суммируются государственные и индивиду­альные закупки товаров и услуг, затем чистый экспорт и все него­сударственные инвестиции - чистые инвестиции и амортизаци­онные отчисления).

При втором способе складываются доходы производителей ВНП, определяется сумма их добавленной стоимости (суммируется при­быль предприятий, банковский процент (доход), рента, заработная плата, а также амортизационные отчисления и косвенные налоги на предпринимательство).

Размер ВНП характеризует экономику страны, в том числе сред­ний жизненный уровень населения. Отдельные составляющие ВНП позволяют получить дополнительную информацию. Например, об­щие частные (негосударственные) инвестиции, состоящие из чис­тых инвестиций и фонда замещения использованных основных средств - амортизационных отчисленийАмортизационные отчисления, свидетельствуют о сокра­щении производства, его застое или росте на основе чистых инве­стиций. Составляющий элемент ВНП - прибыльПрибыль - свидетельству­ет об эффективности производства, а размер заработной платы - об уровне доходов лиц наемного труда.

Очень важным показателем состояния экономики и жизненно­го уровня является валовой внутренний продуктВаловой внутренний продукт (ВВП), представ­ляющий собой продукцию и услуги, произведенные непосредствен­но в стране и только с использованием ресурсов данной страны. ВВП не учитывает поступающего в страну импорта, в том числе импорт­ных факторов производства. В международной практике ВВП, раз­деленный на душу населения страны, применяют для сравнения раз­личных стран по уровню развития.

Если из годового ВНП вычтем стоимость, которая идет на заме­щение изношенных средств производства в данном году (аморти­зационные отчисления), то получим важный макроэкономический показатель - чистый национальный продуктЧистый национальный продукт (ЧНП) - ту величи­ну, которая, возможно, пойдет на оплату труда наемных работни­ков и расширение производства.

Национальный доходНациональный доход (НД) представляет собой вновь созданную за год стоимость, т.е. общую сумму дохода, полученную населени­ем страны в виде заработной платы, ренты, процента и прибыли. НД можно определить путем вычитания из ЧНП косвенных нало­гов на прибыль.

Для общей характеристики доходов населения страны применя­ют два макроэкономических показателя: личныйДоход личный и располагаемый доходДоход располагаемый. Первый определяется вычетом из НД налогов на прибыль предприятий и их нераспределенной прибыли, взносов на социаль­ное страхование и прибавлением к НД трансфертных платежей (стипендии, пенсии и др.). Если из личного дохода вычтем налоги на физических лиц, то получим сумму располагаемого дохода.

Сравнение объемов макроэкономических показателей в различ­ные годы выявляет рост или снижение производства в стране. Для этого указанные показатели корректируются с учетом инфляции.

В каждой стране в той или иной степени присутствует теневая экономикаТеневая экономика, которая не учитывается в макроэкономических пока­зателях. Особенно велики и многообразны формы и виды теневой деятельности в РФ: это и нелегальная (подпольная) деятельность, Запрещенная законом; легальная деятельность, но скрывающая свои объемы и размеры выплачиваемых заработных плат и получа­емых прибылей; вывоз капитала за границу без уплаты соответству­ющих экспортных пошлин на вывоз капитала и ряд других.

Масштабы теневой экономики в РФ огромны: специалисты на­зывают цифры, достигающие 40 - 50% официального размера ВНП К числу основных причин роста теневого сектора в РФ относятся непомерно высокие налоги на производителей товаров и услуг; взя­точничество государственных служащих; социально-экономиче­ская нестабильность в стране, которая вместе с высокими налога­ми приводит к бегству капиталов из страны; недостатки в работе налоговых служб, не пресекающих разрастание «черного нала» и не выявляющих скрываемые доходы и прибыли предприятий. Те­невая экономика приводит к дефициту государственного бюджета и криминализации общества.

Макроэкономическое равновесиеМакроэкономическое равновесие достигается при сбалансиро­ванности экономики в масштабах страны. Под сбалансированно­стьюСбалансированность экономики понимается установившаяся пропорциональность между ре­сурсами и их использованием, спрос и предложение на всех видах рынков уравновешены; все, что произведено, реализовано; нет без­работицы; инфляция и т.д.

В макроэкономическом равновесии совокупный спрос и сово­купное предложение равны. Общий совокупный спросСовокупный спрос в стране - это сумма спросов физических и юридических лиц на конечные товары и услуги: потребительские расходы (спрос на средства про­изводства), государственные расходы (спрос на товары и услуги со стороны государства), чистый объем экспорта (разница между экс­портом и импортом данной страны). На совокупный спрос в конеч­ном итоге (на микроуровне) влияют предложение денег и скорость их оборота, так как все иные факторы - цены, покупательная спо­собность и др. - влияют через первые два фактора.

Совокупное предложениеСовокупное предложение - это денежное выражение всех ко­нечных товаров и услуг, направленных на продажу (ВНП, представ­ленный к продаже). Совокупное предложение равно заработной плате, ренте, проценту и прибыли и изменяется под влиянием со­вершенствования технологии производства, роста производитель­ности труда, изменения издержек производства.

РавновесиеРавновесие - экономический идеал общества, обеспечивающий его стабильность, но в реальной жизни происходят постоянные от­клонения от него. Макроэкономическое равновесие в стране уста­навливается при помощи объективных экономических законов, рассмотренных ранее (в ч. 1), а также при помощи государственно­го регулирования экономики.

В экономической науке в различные периоды истории предла­гались разнообразные модели, рецепты достижения общего равно­весия. Отметим лишь некоторые положения известных в истории экономистов и экономических школ.

Так, классическая теория макроэкономического равновесия, представителями которой являлись Д. РикардоРикардо Д., А. МаршаллМаршалл А., А. ПигуПигу А. и др., доказывала, что рыночная экономика способна к саморегулированию. Объективные экономические законы настраивают эко­номику на равновесие, и государство не должно вмешиваться в ее функционирование. Эта теория была опровергнута практикой, в особенности в период разрушительного мирового экономического кризиса 1929 -1934 годов, который показал, что могут возникнуть большие диспропорции между спросом и предложением товаров и рабочей силы, между доходами и объемами покупок и т.п.

Английский экономист Дж. КейнсКейнс Дж.М., изучив причины и характер мирового кризиса 1930-х годов, обосновал противоположную тео­рию макроэкономического равновесия. В книге «Общая теория за­нятости, процента и денег» он раскритиковал своих предшествен­ников и сформулировал основные положения по государственно­му регулированию экономики. Он писал, что для рыночной эконо­мики типично неравновесие, нарушение пропорций между отрас­лями, между спросом и предложением и др. Рыночная экономика не гарантирует равенства спроса и предложения и устойчивого экономического роста.

Основное острие критики Кейнс направил на ошибочное утверж­дение английской классической школы о том, что получаемые до­ходы (платежеспособный спрос) полностью тратятся на покупку средств производства (на инвестиции) и предметов потребления, поэтому все, что произведено, реализуется, т.е. годовой продукт равен годовой сумме доходов. Сберегаемые доходы, по его мнению, не вызывают снижения объемов реализации по двум причинам: сбе­режения будут предоставлены в кредит предпринимателям, а те займутся производством, получат прибыль и выдадут заработную плату, т.е. увеличат спрос, Кейнс ссылается на практику, которая показывает, что не все сбережения косвенным путем пойдут на инвестиции в производство. Значительная часть может оказаться на финансовом рынке, другая - может существовать в виде накап­ливаемой суммы покупки какого-либо имущества. Следовательно, не все товары и услуги будут реализованы, что приведет к сниже­нию производства, прибылей, заработной платы и занятости.

Кроме того, Кейнс опроверг утверждение, что свободное коле­бание цен уравнивает спрос и предложение товаров и услуг, а ко­лебание заработной платы - спрос и предложение рабочей силы и ликвидирует безработицу. На практике мы видим, что при перепро­изводстве товаров и услуг очень часто монополии не снижают свои цены, что препятствует рассасыванию нереализованных товаров, а борьба профсоюзов подчас не позволяет работодателям снижать заработную плату в период безработицы, что не увеличивает число занятых за счет экономии фонда заработной платы. Кейнс пришел к выводу, что государство должно активно регу­лировать совокупный спрос, стимулируя его рост государственны­ми средствами, так как объемы производства напрямую зависят от уровня совокупного спроса. Для достижения роста спроса («эффек­тивного спроса») Кейнс предложил государственным органам сти­мулировать инвестиции путем снижения налогов, процентных ста­вок по кредиту (а для этого нужна умеренная инфляция, удешевля­ющая кредиты), а также расширять государственные расходы на поддержку производства (например, расширять государственные работы) в период спада производства,

Рекомендации Кейнса имеют актуальное значение и в настоящее время, особенно для экономики России. Эффективность его рекомен­даций многократно проверена на практике во многих странах мира.

Следует отметить также марксистскую теорию макроэкономи­ческого равновесия. Согласно этой теории, для соблюдения равенства спроса и предложения, для нормального функционирования экономики необходимо соблюдать строгие пропорции. Например, для простого воспроизводства, где отсутствует экономический рост, часть годового продукта I -го подразделения общественного производ­ства (отрасли, производящие средства производства), эквивалентная по стоимости израсходованным средствам производства, реализует­ся в этом же подразделении. Вторая часть годового продукта 1-го под­разделения, равная по стоимости фонду заработной платы и приба­вочной стоимости, должна быть продана, обменяй на часть продукции 2-го подразделения (отрасли, производящие предметы потребле­ния), равную израсходованным средствам производства. Другая часть продукции 2-го подразделения реализуется внутри него.

При расширенном производстве пропорции меняются. Так, в первом случае равенство заменяется на неравенство (в пользу 1-го подразделения) и т.д.

Сторонники марксизма считали, что в будущем обществе, где будет господствовать государственная общенародная собствен­ность, эти пропорции будут поддерживаться государством.

Практика показала, что эти пропорции неверны. Например, крайне редко в течение одного года происходят полный износ и пол­ная замена всех средств производства на каком-либо предприятии, тем более во всей отрасли или в группе отраслей.

Общая тенденция развития рыночной экономики проявляете» в росте объемов макроэкономических показателей, но этот рост пе­риодически прерывается снижением производства, его застоем, сопровождающимся безработицей и другими последствиями. Эко­номические законы рынка и усилия государства по регулированию общественного производства могут смягчить колебания производ­ства, но не отменить их.

Как уже отмечалось в предыдущем разделе, развитое рыночное хозяйствоРазвитое рыночное хозйство представляет особой единое общественное производство, все части которого связаны общественным разделением труда, тре­бующим соблюдать строгие пропорции в производстве, а также равенство платежеспособного, реального спроса на средства про­изводства, предметы потребления и услуги с произведенными бла­гами, поступившими на рынок, т.е. с объемом предложения. Объе­мы производства товаров и услуг и пропорции между ними для каждого звена в рыночной экономике никто в обязательном порядке не устанавливает в силу хозяйственной самостоятельности предпри­ятий, основанной на частной собственности. Каждый производи­тель стремится к основной цели - получить максимум прибыли, а не к строгому соблюдению пропорций в производстве, не к равен­ству спроса и предложения. Продажа и покупка товара не совпада­ют по времени: продавец, продав товар, часто не сразу покупает другой, произведенный в расчете на его спрос. Развитая система кредита позволяет оплачивать приобретенный товар спустя дли­тельное время, в течение которого покупатель может разориться и вовсе не оплачивать производителю уже приобретенный товар. И, наконец, как верно подметили К. МарксМаркс К. и Дж. КейнсКейнс Дж.М., по мере раз­вития рыночной экономики увеличивается отставание платеже­способного спроса от быстро растущих объемов производства. Про­исходит перепроизводство товаров, наступает кризис, и предприя­тия вынуждены сокращать производство и численность работни­ков, после чего спрос и предложение постепенно выравниваются и вновь начинается подъем экономики, ее макроэкономические по­казатели начинают превышать докризисные показатели, спрос от­стает от предложения, и ситуация повторяется.

Таким образом, рыночная экономика, достигнув высокой степе­ни развития, стала развиваться циклами, состоящими из четырех фаз: кризис, депрессия (застой), оживление и подъем. Системати­ческая смена экономических циклов отмечается в развитых стра­нах начиная с 1825 года.

КризисКризис (спад производства) начинается с обострения трудностей реализации продукции, что приводит к росту запасов нереализо­ванных товаров, к сокращению заказов на оборудование и строи­тельство. Перепроизводство постепенно охватывает большинство отраслей, происходит массовое банкротство промышленных и торговых организаций. Приходят в расстройство финансовая и кредит­ная системы, кризис в одной стране переходит на экономику дру­гих стран, связанных между собой. Иногда кризис начинается в финансово-кредитной системе с разорения банков, а затем охва­тывает другие отрасли экономики и другие страны. Резко возра­стает безработица и падает курс национальной валюты по сравне­нию с другими, более благополучными странами, падает жизнен­ный уровень населения.

Кризис выполняет важную функцию: выравнивает спрос и пред­ложение, приводит в соответствие пропорции в производстве, усиливает конкуренцию между оставшимися производителями и по­буждает их к модернизации техники и технологии, а также к сни­жению издержек на свою продукцию.

На смену кризису приходит фаза застоя (депрессии)Застой (депрессия), производ­ство приостанавливает свое падение, но нет и его роста. Положи­тельные тенденции по модернизации средств производства приводят к снижению издержек, росту качества продукции, уменьшению безработицы. Начинается фаза оживления (развития в некоторых отраслях).

Фаза оживленияОживление приводит к увеличению темпов роста и пере­растает в фазу подъемаПодъем, которая сменяется кризисом. Один эконо­мический цикл закончился, начинается следующий.

Объемы всех макроэкономических показателей и сравнение их с предыдущим годом служат критерием для выделения каждой фазы цикла: в период кризиса ВНП, ВВП, НД и другие резко сокращают­ся по сравнению с предыдущим периодом; в период депрессии они почти не изменяются; в период оживления они увеличиваются на 1 - 2%, а в фазе подъема темпы их роста резко возрастают и дости­гают 10% и более.

В РФ, которая более 70 лет находилась в составе СССР, отсут­ствовало циклическое развитие экономики, так как оно свойствен­но только рыночному хозяйству, а в СССР в тот период существо­вала командно-административная экономика. Начавшийся переход к рынку в конце 80-х - начале 90-х годов, к сожалению, ознамено­вался приходом первой фазы цикла в российскую экономику - кризиса. В 1990 году началось уменьшение производства ВВП, ВНП и НД и продолжалось вплоть до 1999 года в большинстве отраслей. Общий объем ВНП по сравнению с 1989 годом уменьшился более чем в 2 раза; по длительности этот кризис не имеет себе равных в истории развитых стран.

Причинами столь разрушительного кризиса в РФ были: некон­курентоспособность многих видов товаров и услуг, производимых в РФ, по сравнению с другими странами (импортные товары и ус­луги хлынули на российский рынок в связи со свободной конвенртацией рубля); политика могущественных между народных монопо­лий, захватывающих российский рынок; неверная экономическая политика российского правительства, взвинтившего налоги на оте­чественного производителя и не воспользовавшегося рекоменда­циями Кейнса по снижению процентных ставок на кредит в пери­од кризиса, а также рекомендациями по стимулированию спроса.

Кроме того, следует указать такую причину, как необходимость структурной перестройки экономики РФ, в которой военно-про­мышленный комплекс имел слишком большой удельный вес. К чис­лу причин затяжного кризиса относится неверная внешнеторговая политика российского правительства, которая предусматривала уплату высоких импортных пошлин на ввоз оборудования и сырья и очень низких - на ввоз готовой продукции, что тоже способство­вало банкротству отечественного производителя.

В1999 и начале 2000 годов отмечается оживление и подъем в неко­торых отраслях российской экономики. Этому способствовало не­сколько благоприятных факторов: резкое снижение курса рубля, что определило преимущества для отечественного производителя, сделав его товары дешевле импортных, а также значительный рост цен на нефть, цветные металлы и другое топливо и сырье. Продажа этой про­дукции на мировых рынках обеспечила рост прибылей и доходов в го­сударственный бюджет и дала толчок для подъема экономики.

Несмотря на колебания объемов производства в рыночной эко­номике, наблюдается тенденция роста макроэкономических пока­зателей на протяжении всей истории данного типа хозяйства. Эко­номический рост определяется на основе увеличения ВНП, ВВП, НД, ЛД за определенный период, а также приростом этих показа­телей за определенный период, рассчитанных на душу населения страны.

Экономический ростЭкономический рост происходит за счет роста затрат на факто­ры производства и развития научно-технического прогресса. В свя­зи с этим экономический рост осуществляется экстенсивным или интенсивным путем. Экстенсивный путьЭкстенсивный путь предполагает увеличение использованных производственных ресурсов: рост занятых работ­ников, капиталовложений, сырья, энергоресурсов, комплектующих. Интенсивный путьИнтенсивный путь увеличения макроэкономических показателей предполагает внедрение научно-технических достижений: более эффективных средств производства, новых технологий и методов организации труда, использование более квалифицированных ра­ботников и как результат - повышение качества продукции (кото­рое равнозначно увеличению ее количества).

В реальной экономике рост осуществляется одновременно дву­мя способами, в настоящее время преобладает второй. Экономическому росту способствуют объективные законы рын­ка, а также регулирующая роль государства. Современное государ­ство выполняет политические, оборонные, социальные, правовые и экономические функции. В этом разделе рассмотрим экономи­ческие функции государства по регулированию рыночной эконо­мики, необходимость которого доказывали и доказывают многие экономисты, прежде всего Дж. КейнсКейнс Дж.М. в начале XX века. Споры на эту тему продолжаются и в настоящее время, особенно они усили­лись в последней трети XX века.

Неолибералы, монетаристы и некоторые другие современные экономисты критикуют Кейнса и доказывают справедливость идей СмитаСмит А., РикардоРикардо Д., МаршаллаМаршалл А. о недопустимости активного регулиро­вания экономики со стороны государства. Современная роль госу­дарства, по их мнению, должна сводиться только к косвенному ре­гулированию денежной системы. Необходимо ясно представлять себе, что либералы всегда выражали экономические интересы вли­ятельного крупного капитала, которому не нужна государственная поддержка, а регулирование экономики даже мешает им. Государ­ственная поддержка нужна слабым секторам экономики, малому бизнесу, аграриям. Крупный капитал, финансовая олигархия все­гда придерживались лозунга «Выживает сильнейший! Даешь сво­боду!» (В смысле свободного разорения или подавления слабого кон­курента). Такая позиция объясняет приверженность либеральных, правых партий в РФ идеям ограниченного влияния государства на экономику и другие сферы общественной жизни.

В современных условиях сложились следующие формы государ­ственного регулирования и вмешательства в экономику: 1) предпри­нимательская деятельность государства (производство товаров и услуг, их закупка у частного сектора для государственных нужд, ин­вестиционная деятельность, организация и финансирование науч­но-исследовательских работ); 2) создание правовой основы функ­ционирования экономики; 3) антимонопольное регулирование; 4) политика по стимулированию экономического роста и меропри­ятия по предотвращению «перегрева» экономики; 5) перераспре­деление доходов.

Реальная рыночная экономикаРыночная экономика является смешанной: в ней суще­ствует многообразие форм собственности и предпринимательства, среди которых существенное место занимает государственный сек­тор. Его удельный вес в развитых странах Европы (в производстве ВВП) колеблется от 10 до 30%; в США и Японии удельный вес крайне мал. В РФ удельный вес государственного сектора (Вместе t пред­приятиями, где контрольный пакет акций принадлежит госу­дарству) в производстве ВВП составляет 35 - 40%.

Государство в качестве предпринимателя выступает также в том случае, если раздает заказы частному сектору на поставку товаров и услуг для бюджетных отраслей: для армии, милиции, здравоохра­нения, образования и др. Государство, расходуя бюджетные сред­ства, занимается инвестиционной деятельностью и разработкой научно-исследовательских программ.

Законодательная и исполнительная власть разрабатывает зако­ны и правила экономической деятельности и контроля за их испол­нением. В каждой стране принимаются законы о формах собствен­ности и ее защите, о формах предпринимательства и их регистра­ции и учете, законы о взаимодействии предпринимательства с го­сударством. Разрабатывается свод законов о труде и его оплате.

С момента появления монополий в конце XIX века правитель­ства всех стран стали разрабатывать законы по защите свободной конкуренции от посягательств монополий. Антимонопольное законодательствоАнтимонопольное законодательство запрещает дальнейшее укрепление монополий, в ряде случаев ограничивает рост цен, устанавливает повышенные разме­ры налогов на прибыль монополий.

В РФ антимонопольное законодательство стало приниматься с 1991 года, но до настоящего времени нормативная база очень сла­ба, хотя степень монополизации российской экономики высока. Монополии все еще оказывают большое отрицательное влияние в РФ на ее экономику и политику.

Государство играет активную роль по стимулированию эконо­мического роста через налоговую, финансово-кредитную, денеж­ную и инвестиционную деятельность. (В последующих темах под­робно будут рассмотрены эти виды деятельности государства.) Не менее важную роль играет государство в период бурного подъема экономики, что может привести к значительному отрыву предло­жения от платежеспособного спроса, к так называемому «перегре­ву» экономики. С целью «охлаждения» экономики повышают на­логи на производителей, увеличивают процентные ставки по кре­диту, сокращают инвестиционную деятельность государства.

Важной экономической функцией государства является перерас­пределение доходовПерераспределенеи доходов внутри страны. Рыночная экономика не решает социальные проблемы: не сглаживает уровень доходов населе­ния, не борется с бедностью, безработицей, не поддерживает сла­бые секторы экономики - аграрный и малый бизнес.

Государство, концентрируя налоговые поступления в бюджет, перераспределяет их в пользу малоимущих сдоев на селения и ока­зывает поддержку слабым секторам экономики, составляет про­граммы социальной защиты населения и финансирует их.

Инструменты государственного регулирования экономики - фискальная, денежная, кредитная, социальная и внешнеэкономичес­кая политика государства - будут рассмотрены в следующих темах.

© Центр дистанционного образования МГУП