Московский государственный университет печати

Под ред. М.М. Черкасова


         

Экономическая теория: Часть 2

Конспект лекций: 2-е издание


Под ред. М.М. Черкасова
Экономическая теория: Часть 2
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

РАЗДЕЛ 1. МАКРОЭКОНОМИКА

1.1.

ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО

1.1.1.

Отличие микро- от макроэкономического анализа

1.1.2.

Показатели объемов общественного производства: ВНП, ВВП, ЧНП, НД. Теневая экономика в РФ

1.1.3.

Сбалансированность экономики, общее равновесие

1.1.4.

Диспропорции рыночной экономики и ее циклическое развитие

1.1.5.

Экономический рост. Необходимость государственного регулирования экономики

1.2.

ЛЕКЦИЯ 2. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОБЕРТА СОЛОУ

1.2.1.

Факторная модель роста Солоу

1.2.2.

Модель Солоу «сбережения - накопление» для закрытой экономики

1.2.3.

Экономический рост с учетом международных потоков капитала

1.3.

ЛЕКЦИЯ 3. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР

1.3.1.

Смешанная экономика: теории и модели

1.3.2.

Государственный сектор: роль, масштабы в рыночной экономике

1.4.

ЛЕКЦИЯ 4. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. ИНФЛЯЦИЯ

1.4.1.

Социально-экономические последствия инфляции

1.4.2.

Антиинфляционная политика

1.5.

ЛЕКЦИЯ 5. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БАНКИ

1.5.1.

Сущность, функции, принципы, источники кредита

1.5.2.

Кредитно-банковская система

1.6.

ЛЕКЦИЯ 6. ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1.6.1.

Финансы

1.6.2.

Финансовая система

1.6.3.

Налоги

2.

Раздел 2. СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

2.1.

ЛЕКЦИЯ 7. МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ФОРМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

2.1.1.

Евро

2.1.2.

Платежный баланс

3.

РАЗДЕЛ 3

3.1.

ЛЕКЦИЯ 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

3.1.1.

Экономическая сущность социальной политики

3.1.2.

Направления социальной политики государства

Указатели
41   именной указатель
269   предметный указатель
16   указатель иллюстраций
Рис. 8

А.Л.Кочетков, В.В.Кудряшова

Экономика, основанная на рыночной конкуренции и государ­ственном регулировании, называется смешаннойЭкономика смешанная. Понимание сме­шанной экономики приводит к мысли о том, что в ее системе нет единого центра (либо в виде отдельного индивидуума, либо в виде государственной организации), который бы отвечал за решение главной экономической проблемы страны: что, как и для кого про­изводить. В то же время смешанная экономика не есть система ха­оса и беспорядка. Она обладает внутренним порядком, подчиняет­ся определенным закономерностямЭкономика представляет собой трехуровневую систему: микроэкономику, макроэкономику на национальном уровне и макроэкономику на международном уровне..

Экономическая наука еще не в состоянии дать исчерпывающий ответ на вопрос что же такое «смешанная», или, как ее еще назы­вают, «рыночная экономика», и как использовать ее законы с наи­лучшим результатом для каждого человека и для всего общества в целом сейчас и на перспективу?

Начало учению о рыночной системе хозяйствования положил А. СмитСмит А. в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Великий вклад в науку А. Смита заключался в том, что он открыл саморегулирующийся естественный порядок. Он провозгласил знаменитый принцип «невидимой руки»Принцип «невидимой руки», смысл ко­торого заключался в том, что каждый человек, преследуя свои соб­ственные интересы, только свои личные выгоды, часто более дей­ственно служит интересам общества.

Современная экономическая наука представлена разными направ­лениями: от буржуазного консерватизма до различных социалисти­ческих теорий, включая марксизм. Среди них, прежде всего, отметим неоклассическое направление и институционализмИнституционализм Сторонники институционализма разработали известные концепии - «индустриального», «постиндустриального», «информационного» общества. Они выступают за усиление социального контроля над экономикой, за развитие государственного сектора и комплексное государственное регулирование, за сочетание интересов, партнерство., каждое из ко­торых также развивалось, обогащалось новыми концепциями.

Сторонники неоклассического направленияНеоклассическое направление выступали за ры­ночное регулирование экономики, свободу частного предпринима­тельства, развитие конкуренции и ограничение вмешательства го­сударства в экономические процессы. По их мнению, рыночная система способна к автоматическому саморегулированию, так как зарплата, цены, проценты быстро изменяются под воздействием конъюнктуры рынка. Мировой экономический кризис 1929 -1933 годов поставил под сомнение эти положения.

В 30-60-х годах «неоклассики» почти полностью утратили свое влияние на выработку экономической политики. Конец 70-х годов - возрождение этого направления в виде теории: «экономики предло­жения»«Экономика предло­жения», «рациональных ожиданий»Экономика «рациональных ожиданий», монетаризмаМонетаризм, которые легли в основу экономической политики в ряде стран (в США - так называ­емая «рейганомика»«Рейганомика» базировалась в основном на теории предложе­ния, в Великобритании - тэтчеризмТэтчеризм - на основе монетаризма).

В современной экономической теории особенно наблюдается многолетнее соперничество между двумя школами макроэкономи­ки: кейнсианствомКейнсианство и монетаризмомВ отличие от кейнсенианцев монетаристы рассматривают два сектора хозяйства: реальную экономику и денежную сферу. Реальная экономика является сбалансированной и саморегулирующейся системой. Объект государственного регулирования - денежная сфера.. Каждое из этих направлений предлагает свою конкретную экономическую политику, свои рецеп­ты для стабилизации развития современной рыночной экономики и является теоретической основой различных моделей хозяйствования.

Дж.М. КейнсКейнс Дж.М. впервые в экономической науке поставил вопрос о необходимости государственного регулирования экономики, заложил основы нового направления, которое вплоть до 70-х годов пользова­лось беспрецедентным влиянием на разработку политики в различ­ных странах (имеется в виду политика роста и полной занятости). Кейнс подверг критике положения неоклассической школы об авто­матическом равновесии, о саморегулировании рыночной экономики.

Кейнсианская теорияКейнсианская теория была создана для обоснования необходи­мости общественных работ в условиях массовой, хронической без­работицы. По Кейнсу, рыночная экономика лишена внутренней экономической стабильности, не является саморегулирующейся системой. Существует несоответствие между сбережениями и инвестициями, и это вызывает колебания экономической актив­ности, что находит выражение в периодических вспышках инфля­ции или возникновении массовой безработицы.

Кейнс критиковал теорию СеяСэй Ж.Б, согласно которой предложение само порождает спрос. Суть ошибки, согласно Дж. Кейнсу, в пред­ложении, будто есть необходимая связь между решением воздер­жаться от текущего потребления и решением позаботиться о буду­щем потреблении. В действительности же мотивы, которые опре­деляют последнее, не связаны непосредственно «с мотивами, оп­ределяющими первое» [ссылка на источники литературы].

Поэтому государство, с точки зрения кейнсианцев, должно играть важную роль в экономике, чтобы колебания совокупных расходов не приводили к резким подъемам и кризисам деловой активности.

Кейнс обосновал возможность воздействовать на объем произ­водства, на уменьшение или увеличение занятости, на рост или сни­жение цен и т.п.

Сегодня кейнсианство пытается обосновать пути оздоровления рыночной микросистемы и укрепления ее устоев на основе умерен­ных реформ и дискретного государственного регулирования эко­номики. Воспроизводственная роль в кейнсианской теории отво­дится деньгам. По этой причине в вопросе стабилизации экономи­ки гораздо большее значение придается фискальной политики, чем кредитно-денежной.

Кейнсианская теория сбалансированной экономики предпола­гает, что доходы должны быть равны расходам. Часть дохода идет на потребление, а другая - на сбережения. При идеально сбалан­сированной экономике сбережения равны инвестициям. Таким об­разом, доход равен сумме расходов на потребление и расходов на инвестиции.

В математической символике суть вопроса можно выразить следующей формулой: Y = С + I, где Y - доход, С - потребле­ние. I - инвестиция. Это основополагающая формула КейнсаФормула Кейнса. Гра­фически эту формулу можно показать на примере «креста Кейн­са» (рис. 8 Рис. 8). Она отражает взаимосвязь между доходами, потреб­лением и инвестициями. Поскольку, согласно Кейнсу, воздействие на потребление почти невозможно, то главным объектом регули­рования со стороны государства являются инвестиции. Теория Кейнса установила связь между изменениями объема инвестиций и изменениями величины дохода и представляется как коэффи­циент (мультипликатор). Величина этого мультипликатора выво­дится из предельной склонности к потреблению - достаточно ус­тойчивой и постоянной величины.

Кейнсианцы считают, что государственные расходы способству­ют росту инвестиций и создают эффективный спрос. Следствием этого становится решение проблемы занятости. К этим мерам при­мыкает и изменение налогообложения, поскольку налоговая поли­тика непосредственно влияет на потребление и инвестиции.

По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема, зависит прямо пропорционально от ставок про­цента и обратно пропорциональна предложению денег. Поэтому кейнсианцы отвергают стабильную связь между денежным пред­ложением и изменением чистого национального продукта.

КейнсКейнс Дж.М. выдвинул концепцию предпочтения ликвидностиКонцепция предпочтения ликвидности (живых денег). Предпочтение лик­видности зависит от нормы процента. В тех случаях, когда низка норма процента, ослабевает тенденция и склонность избавиться от наличных денег, и, наоборот, когда нор­ма процента относительно высока, стремление располагать ликвидными средствами ослабевает.

Как видим, в зависимости от научной школы в центр теории ставит­ся либо предпринимательство, либо деньги, либо конкуренция и др.

На практике смешанная экономика в промышленно развитых странах включает в себя три взаимосвязанных и дополняющих эле­мента: самостоятельные предприятия, конкурентный рынок, си­стему макроуправления, основанную преимущественно на рыноч­ном механизме. Каждый бизнесмен стремится к увеличению сво­их доходов.

Современный рынокСовременный рынок - арена соперничества предпринимате­лей, покупателей и «центра» (государ­­ственных органов власти и управления). Каждый из них отстаивает свои интересы, стремится к тому, чтобы ему были гарантированы суверенитет и сохранение его конкурентных потенций.

«Центр» призван обеспечить консенсус интересов субъектов деловых отношений. Несмотря на то что современный бизнес оказывается саморегулирующейся системой, «центр» выступает необходимым звеном этой системы.

Сочетание элементов рынка, команды и традиций в различных странах неодинаково. Это отчетливо прослеживается при рассмот­рении процесса становления рыночной экономики как в истори­ческом аспекте, так и в социально-экономическом при выработке экономической политики.

Становление рыночной экономики в различных странах проис­ходило по-разному. В экономической литературе рассматривают несколько моделей. Первая модель характерна для таких стран, как США, Англия, Голландия. Эти страны, находясь на конкретном ис­торическом этапе развития в авангарде научно-технического про­гресса, самостоятельно развивали новые формы хозяйства. Для них характерно эволюционное развитие рынка от множества мелких раздробленных хозяйств к более сложным структурам. Параллельно формируются общественные институты, правовые нормы (закон об охране труда, закон о минимальной зарплате, антитрестовской законодательство и др.). Этот процесс сопровождается расширением демократических свобод, социальной защиты отдельных ; групп населения. Отличительной чертой этой модели является решающая роль рыночной конкуренции в обеспечении рентабельно­сти хозяйства.

Англо-американская модельАнгло-американская модель рыночной экономики тяготеет к клас­сической (инициативной) модели предпринимательства, где воздей­ствие государства на экономику в высшей степени скромное.

Основные черты неолиберальной англо-американской модели: доминирование частной собственности; хозяйственное законода­тельство ограждает субъектов рынка от вмешательства государства:

  • государственное регулирование сосредоточено главным образом на макроэкономических процессах;
  • государство поддерживает социальную систему обеспече­ния на минимальном уровне. Государственный патерна­лизм распространяется только на нищих и обездоленных;
  • сохраняется и приветствуется дифференциация доходов населения. Предполагается, что основная масса населения будет обладать высоким жизненным уровнем, несмотря на большую разницу в доходах.

В центре общественного внимания находятся острые дебаты между кейнсианцами и различными направлениями неоклассиче­ской шкалы по поводу современной экономической политики. Возьмем, к примеру, Великобританию. Ведь именно в этой стране родилось столь влиятельное экономическое учение, как кейнсианство, а затем энергично проводилась политика монетаризма (впер­вые среди стран Запада).

Современных кейнсианцев именуют поборниками экономиче­ского роста. По их мнению, Великобритания стоит перед угрозой экономического коллапса, поэтому беспокоиться об инфляции в такое время ошибочно, тем более что небольшая инфляция помогла бы оживлению экономики. Кроме того, трудно ожидать появления значительной инфляции в столь депрессивной экономике.

Сторонники экономического роста выступают за резкое сокра­щение учетной ставки до 5%. Главная их цель - восстановление экономического роста. Приветствуется девальвация национальной валюты, поскольку это усилит экспорт страны. По их мнению, фискальная политика должна быть мягкой. Сторонники эконо­мического роста выступают за увеличение государственных рас­ходов, а также за возможное сокращение налогов. Любой рост на­логообложения исключается.

Среди сторонников этого течения экономической мысли непо­пулярна тема изменения статуса Государственного банка, который ныне подчинен правительству. Создание единого Европейского валютного союза не вызывает у них большого энтузиазма.

Другая влиятельная школа - монетаризмМонетаризм. Главное их беспокойство - это угроза инфляции. Они выступают за свободный плава­ющий курс фунта стерлинга, поскольку такое положение помогло бы сократить учетную ставку процента. Монетаристы возражают против государственной политики по подстегиванию экономиче­ского роста любой ценой. Они предпочитают политику регулиро­вания денежного предложения.

В области фискальной политики монетаристы являются консер­ваторами, так как выступают за обуздание государственных расхо­дов и являются противниками массового представления государ­ственных займов. Вместе с тем не исключается рост налогов, если это потребуется. По их мнению, совершенно необходимо сделать Государственный банк независимым от правительства.

В вопросе развития европейской интеграции монетаристы яв­ляются евроскептиками. Наряду с жесткими монетаристами суще­ствуют мягкие монетаристы, которых именуют «постепенцами»«Постепенцы» и «градуалистами»«Градуалисты». Как и монетаристов, их беспокоит возможность развития инфляции. Они занимают осторожную позицию по отношению к девальвации национальной валюты. Градуалисты возра­жают против сокращения учетной ставки процента. Такие резкие действия, по их мнению, окажутся уларом для реальной экономи­ки, упадет уверенность в будущем. Среди реальных аспектов эко­номики и будет спровоцирована инфляция.

Градуалисты не поддерживают экономический рост любой це­ной, но уделяют много внимания помимо размеров денежного пред­ложения другим экономическим показателям, например таким, как курс национальной валюты, дефицит ВНП.

Они допускают предоставление определенного количества го­сударственных займов для покрытия некоторых общественных рас­ходов. Постепенцы признают важность независимости Государ­ственного банка от правительства. Они являются убежденными сторонниками усиления европейской интеграции, хотя и с некото­рыми оговорками.

Политика правительства консерваторов, по мнению независимых наблюдателей, является смесью монетаризма и градуализма.

Вторая модель сформировалась в Германии, Японии, Италии и других странахТретья модель обобщает опыт разбивающихся стран, которые были насильственно втянуты в международное разделение труда и мировой рынок. Ограниченность  собственных ресурсов, нищета населения, зависимость от развитых стран, комплекс экономических и социальных проблем - все это породило активное вмешательство государства в рыночные отношения в странах Азии, Африки и Латинской Америки.. Для них характерна известная зрелость рыночных отношений, но экономической эффективности, конкуренции, рын­ку придавалось ограниченное, подчиненное значение. Государство оказывает руководящее воздействие на основные направления раз­вития хозяйства, особенно военные отрасли. Используются субси­дии, налоговые льготы, госзаказы. Нередко преобладают не чисто рыночные отношения, а неформальные связи госучреждений с част­ными предприятиями. После Второй мировой войны при поддержке США, стремившихся упрочить свое господство, эти страны стали более активно внедрять рыночные механизмы, что, по мнению ис­следователей, обусловило их последующие хозяйственные успехи.

В Германии, а также в Австрии модель смешанной экономики получила название «социального рыночного хозяйства»«Социальное рыночное хозяйство». Основная идея этой модели заключается в следующем: принцип рыночной свободы должен быть взаимоувязан с поддержанием социальной Гармонии. Например, а Австрии «социальное рыночное хозяйство» Представляет собой промежуточную концепцию между чисто ры­ночной и централизованно регулируемой системами экономики. В основе идеи социального рыночного хозяйства лежат три источни­ка: неолиберализмНеолиберализм, христианскийСоцализм христианский, социальныйСоциализм социальный и демократический социализмСоциализм демократический. Неолибералы утверждали, что государство должно вме­шиваться в экономику для того, чтобы обеспечить предпосылки для конкуренции. Здесь же использованы и два принципа христиан­ского социального учения:

  1. принцип личностиПринцип личности, который ставит человека в центр внимания и делает его мерилом всей общественной и эконо­мической деятельности;
  2. принцип субститарностиПринцип субститарности, предполагающий возможно большую децентрализацию процесса принятия экономических решений (те решения, которые могут быть с успе­хом приняты предприятиями, не должны приниматься государством). Наконец, профсоюзы и социалистическая партия - приверженцы демократического социализма, на­стаивают на том, чтобы принятие экономических решений подчинялось определенному общественному контролю (минимальные доходы, выравнивание динамики доходов, определенные экономические гарантии каждому со сторо­ны государства - пенсии, выплаты в связи с несчастными случаями, заболеваниями и др. Таким образом, примерно 65 - 70% получаемого социального продукта падает на зар­плату и оклады, а 25 - 30% - на прибыли и доходы от соб­ственности (МЭ и МО. 1992. №11. С. 136)), В полном виде концепция создания «социального рыночного хозяйства» сложилась в Австрии не сразу.

После Второй мировой войны Австрия вынуждена была пройти че­рез рационирование ресурсов, национализацию ряда отраслей, некон­вертируемость валюты. С конца 40-х годов в Австрии проводилась си­стема взаимосвязанных мероприятий по стабилизации денежного обращения, регулирования цен и зарплаты, стимулирования конку­ренции, либерализации внешней торговли и привлечению иностран­ных инвестиций, постепенному переходу (почти четыре десятилетия) к конвертируемости национальной денежной единицы.

Постепенно центр тяжести государственного регулирования пе­реместился с регламентирующих мер к поощрению предпринима­тельской активности крупного, среднего и малого бизнеса. Исход­ное условие - стабилизация финансов. Главный источник государ­ственных финансов - налогиНалог. Задачи налоговой политики были чет­ко разделены. Косвенные налоги повышались для расширения бюд­жетных поступлений. Прямые налоги были направлены на повыше­ние производительности труда через частичное их снижение и си­стему льгот. Стабилизации экономики в немалой степени способство­вала иностранная материальная и финансовая помощь.

Опыт Австрии свидетельствует, что движение к рынку неизбеж­но сопряжено с немалыми противоречиями в социальной сфере. Смягчению социальной напряженности может помочь детально продуманная и сбалансированная общественная политика в обла­сти цен и заработной платы, устойчивое социальное партнерство. В Австрии с самого начала было признано, что нельзя делать ставку на такие экстремальные меры, как замораживание зарплаты или цен. Задача состоит в нахождении оптимальных для каждого конкретного периода времени пропорций повышения как одного, так и другого. Была создана Паритетная комиссия, в которой были представлены все организации основных групп населения, представители государственной власти под руководством канцлера страны.

Опыт Австрии показывает, что оптимальный курс в области ре­гулирования зарплаты возможен в условиях понимания взаимосвя­зей экономики лидерами профсоюзов, наемными рабочими. В течение десятилетия распространяли экономические знания среди населения страны, чтобы создать базу для понимания трудящими­ся пределов и возможностей повышения оплаты труда.

Австрия дает удачный пример сочетания конкурентно-рыноч­ных механизмов и государственного регулирования. Государственное регулирование цен распространяется на газ, электроэнергию и фармацевтические изделия. В то же время сохраняются другие инструменты воздействия на цены, например, регламентируется по­рядок их обозначения на товаре, что призвано обеспечить потре­бителю возможность сравнивать цены. Опыт становления рыноч­ного механизма в Австрии в определенной мере можно использо­вать и в России.

В нашей стране в отличие от рассмотренных моделей хозяйство­вания сложилась административно-командная, центрально управ­ляемая экономикаЭкономика адимнистративно-командная.

В этих условиях все решение по поводу производства, распреде­ления и потребления принимает государство. Предприятия лишены экономической самостоятельности, отсутствует материальная ответ-ственность перед обществом и рыночная конкуренция. Сложился многоуровневый характер монополизации советской экономики:

  • монополизм собственности (всеобщее огосударствление экономики),
  • монополизм управления (наличие вертикальных админист­ративных систем), технологический монополизм,
  • монополизация информации как источника власти.

Сегодня монополизация нашей экономики усугубляется возве­дением региональных барьеров (монополизация региональных рынков) и элементарно массовым сговором продавцов. Сложный, многоуровневый и всеобщий характер монополизации экономики России не может быть решен только с помощью антимонопольного законодательства. Требуется целая система мер, направленная на ликвидацию всех уровней монополизации экономики.

Современное состояние экономики - результат сильно дефор­мированного развития за все предыдущие 70 лет. Поэтому переход к рыночной экономике не может быть простым.

Вступление России в рыночные отношения, как мы все чаще убеждаемся, - процесс чрезвычайно сложный и болезненный. Бес­смысленно искать готовые рецепты. Вместе с тем изучение зару­бежного опыта позволяет выделить главные принципы макроэко­номической политики переходного периода:

  1. четкое видение конечной цели преобразований и места стран в международном разделении труда, нахождение «своей» ниши на мировом рынке;
  2. приоритетность, последовательность и методы решения проблем создания рыночного хозяйства; иными словами, последовательность и взаимоувязка отдельных мер;
  3. упор на поощрение предпринимательской инициативы и ограничение монополистических устремлений;
  4. особое значение имеет достижение общественного кон­сенсуса по ключевым вопросам социально-экономическо­го развития: как найти баланс между государственной и ча­стной собственностью, общенациональным регулирова­нием и свободой производителей?

Исходя из опыта стран с развитой смешанной экономикой эко­номическая политика нашей страны может включать некоторые существенные элементы.

  1. Она должна носить постоянный и неизменный характер, а ее возможное изменение должно быть предсказуемо.
  2. Жесткий контроль над денежной массой должен соче­таться с выборочными ослаблениями налогового бремени на некоторые виды производственной деятельности.
  3. Государство не должно отклоняться от систематическо­го регулирования экономики, вплоть до государственных капиталовложений, в условиях перехода к рынку.
  4. Возврат к экономическому росту не должен означать подстегивание неконтролируемой сверхвысокой инфляции. Это должен быть реальный экономический рост.
  5. Постоянное внимание должно уделяться процессу экономи­ческой интеграции России с другими странами содружества.

По нашему мнению, России более подходит социально-рыноч­ная модель с сохранением сильного государства, находящегося под строгим демократическим контролем.

В условиях рыночной экономики важную роль продолжает иг­рать государственный секторГосударственный сектор. В большинстве стран в сферу госу­дарственной собственности в то и или иной мере в разные периоды входили земельные угодья, ресурсы недр, денежные средства, зо­лотовалютные резервы, промышленные предприятия, военные объекты, авиакомпании и др. Процесс формирования государствен­ной собственности шел, как правило, тремя путями: в одних стра­нах госсектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии); в других - государство либо строило, либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в ФРГ, США, Швеции, Япо­нии). В первой группе стран доля госсектора в национальном бо­гатстве выше, чем во второй.

Наличие госсектора вызвано необходимостью решения обще­государственных задач, не представляющих интереса для частного хозяйства: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окружающей среды и др. В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства и предназначен для повы­шения его прибыльности, а также эффективности народного хозяй­ства в целом; кроме того, он является одним из инструментов пере­распределения ВВП. Границы государственной собственности в различных странах достаточно гибки и зависят как от историчес­ких условий, так и от современных задач развития. Так, в промышленно развитых странах в 80 - 90-е годы заметно усилились тенден­ции приватизацииПриватизация - продажа рентабельных, реконструированных объектов госсектора частному капиталу.

Правовой статус государственных предприятий в различных странах отличается большим разнообразием. Практически каждое предприятие образуется и действует на основании специального постановления государственных органов, регламентирующих ме­тоды руководства и контроля со стороны государства, а также ре­гулирующих финансовые и имущественные отношения с государ­ством и рынком. Существует несколько типов государственных предприятий: бюджетные предприятияБюджетное предприятие, находящиеся под прямым управлением госорганов; публичные корпорацииПубличная корпорация (в США они на­зываются правительственными корпорациями, во Франции - на­циональными обществами; они сочетают в себе черты коммерческого предприятия и государственного органа); в последнее время широкое распространение получают предприятия смешанных ча­стно-государственных форм (в них государству принадлежит часть акций или контрольный пакет акций компании), которые могут иметь определенные привилегии по сравнению с частными фир­мами (субсидии, дотации и др.) и в то же время пользуются боль­шей хозяйственной самостоятельностью, чем государственные кор­порации.

Большой опыт функционирования государственного сектора в условиях смешанной экономики накоплен в Великобритании. При­чем государственный сектор функционирует и действует в услови­ях парламентской демократии, что накладывает определенный ха­рактер па развитие государственной собственности в этой стране.

Полное согласие по поводу роли и места общественного (госу­дарственного) сектора в экономике отсутствует в британском об­ществе. Этот вопрос находится в центре дискуссий между консер­ваторамиКонсерваторы и лейбористамиЛейбористы (социалистами). Если первые выступают за максимальное сжатие этого сектора экономики, то вторые - за его сохранение, а в ряде случаев и расширение.

Под понятием «общественный сектор»«Общественный сектор» иногда имеются в виду любые нечастные предприятия, а под «государственным сектором» понимаются национализированные предприятия. Вместе с тем, в западной литературе понятия «общественный» и «государствен­ный» используются и как синонимы.

В Великобритании, например, выделяют специальную категорию предприятий, так называемые неприбыльные предприятияПредприятия неприбыльные и обще­ственный сектор (государственный).

К неприбыльным организациям относятся клубы по интересам. Поддержание деятельности таких клубов обычно происходит за счет членских взносов тех, кто состоит в этих клубах. К неприбыль­ным или некоммерческим организациям обычно относят и коопе­ративы, которые защищают интересы потребителей. Последнее время в странах Запада появились рабочие кооперативы, которые действуют в сфере производства. Однако следует отметить, что по­добные кооперативы не получили широкого распространения. На британских островах они возникли в 60-х годах нашего столетия в строительной промышленности, а также на основе убыточных пред­приятий по производству мотоциклов и мотороллеров. Подобные кооперативы в свое время активно поддерживало лейбористское правительство. Лишенные поддержки со стороны консервативного правительства, такие предприятия не смогли далее быстро раз­виваться, не заняли заметного места в британской экономике. Эти кооперативы остаются важной частью «Движения за производ­ственную коллективную собственность». Подобные кооперативы принадлежат группе их членов и контролируются ими. Все заня­тые могут быть членами кооператива и имеют один голос в тех слу­чаях, когда принимаются важные решения в ходе голосования. Инвестиции в эти кооперативы не осуществляются, чтобы остава­лась неизменной форма кооперативной собственности. Менедже­ры обычно назначаются на пять лет для того, чтобы обеспечить не­прерывность квалифицированного руководства.

Наряду с некоммерческими предприятиями значительное мес­то в смешанной экономике занимает общественный (государствен­ный) сектор производства.

Так, в Великобритании 60% народного хозяйства находится в руках частных фирм, а другая часть принадлежит к государствен­ному сектору экономики. Правда, сюда относится то, что у нас по­рой не рассматривается как собственно экономика. Это вооружен­ные силы страны, сфера образования, здравоохранения, санитар­ные службы и почта.

С точки зрения коммерческой деятельности, только одна треть предприятий и фирм находится в сфере государственной собствен­ности. Это так называемые естественные монополии: местные те­лефонные станции, компании по обслуживанию электричеством, водой, газом и др.

Вместе с тем внутри государственного сектора Англии существу­ют как бы разнообразные формы государственной собственности, которые действуют в различных условиях и результаты деятельно­сти которых оцениваются по-разному.

Среди общественных предприятий Великобритании можно вы­делить следующие виды: муниципальные предприятия, квазиавто­номные неправительственные организации, автономные общественные корпорации, а также институты, подчиненные непосред­ственно центральному правительству.

К муниципальному секторуМуниципальный сектор относятся такие предприятия, кото­рые принадлежат графствам и управляются им (это примерно уро­вень нашего района). Муниципальные предприятия включают в себя бассейны, автобусные линии, пирсы и морские пляжи, театры и общинные центры. Обычно содержание муниципальных предпри­ятий возложено на местный бюджет, такие предприятия не входят в число самоокупаемых.

Другой формой общественного сектора являются псевдоавтономные неправительственные организацииОрганизации псевдоавтономные. Многие сферы дея­тельности в Современном сложном обществе противоречивы и зат­рагивают интересы различных групп с противоположными взгля­дами на данный вопрос. Одним из способов решить сложную про­блему может быть назначение специального комитета, который бу­дет включать представителей всех групп с различными позициями. Именно по такому пути пошли на британских островах, создав по­добные комитеты - guango (аббревиатура английского названия подобных организаций). Эти организации имеют ограниченные полномочия для принятия решений. Правительственные министры имеют право накладывать «вето» на их решения или могут реко­мендовать отсрочку претворения в жизнь того или иного решения из-за отсутствия денежных средств или по другим причинам. По­следнее время в Великобритании часто высказывается беспокой­ство в связи с широким распространением подобных организаций в экономической и социальной жизни.

В 70-х годах Министерство здравоохранения и социального обес­печения курировало примерно 576 guango, действующих в различ­ных структурах. В Министерстве финансов насчитывалось около 720 guango. По некоторым подсчетам, число guango в подобных органи­зациях достигло 3500. Они распоряжались более чем 2 млрд. фунтов стерлингов ежегодно. Это был период пика развития подобных орга­низаций. С тех пор количество этих организаций несколько умень­шилось, особенно под влиянием консервативного правительства, которое активно выступ ало и выступает за сокращение государствен­ных расходов. Однако эти организации продолжают действовать в Великобритании, и в ряде случаев их просто невозможно ничем за­менить, особенно когда это касается непростых вопросов, связанных с проблемами национальных и религиозных меньшинств.

Другой формой государственного сектора являются автономные общественные корпорацииКорпорации автономные. К началу 1990 г. в Великобритании были национализированы за адекватную компенсацию предприятия в таких отраслях, как угольная, электроэнергетика, атомные элект­ростанции и железнодорожный транспорт. В Великобритании спе­цифичен контроль над общественными предприятиями и его орга­низацией. Нет каких-то строгих правил и установлений для пред­приятий государственного сектора, поскольку для каждого предпри­ятия приняты специальные акты парламента. Однако можно выде­лить несколько общих положений:

во-первых, промышленные предприятия должны действовать, как коммерческие (без ежедневного парламентского, контроля за их деятельностью);

во-вторых, предполагается, что эти государственные пред­приятия, во всяком случае, будут самоокупаемы; в-третьих, государственный сектор находится под контро­лем парламента: ежегодная публикация финансовых отче­тов, ежегодные дебаты по вопросу о состоянии дел в государственном секторе. Кроме того, парламент назначает специального министра для осуществления общего контроля над экономической политикой государственных пред­приятий. Другой формой контроля парламента над государ­ственным сектором является учреждение специального потребительского комитета, в котором представлены все заинтересованные стороны: потребители и производите­ли. Министр не имеет права вмешиваться в текущее адми­нистративное управление этих предприятий.

Наибольшего пика государственный сектор на британских островах достиг к 1979 г., когда закончилось правление лейбористов, ярых поборников развития и расширения общественного сектора в экономике. С тех пор британские консерваторы осуществляют Постепенный процесс приватизации в стране.

В 1979 г. в национализированном секторе экономики страны производилась примерно 1/10 ВВП, осуществлялась примерно 1/7 всех инвестиций. Этот сектор обеспечивал занятость около 1,5 млн. человек [ссылка на источники литературы].

Государственный сектор беззащитен перед постоянным вмеша­тельством политиков и бюрократов непосредственно в хозяйствен­ную жизнь. Так как кредиты общественному сектору должны про­изводиться с согласия правительства, то в результате финансовые потребности различных государственных предприятий должны быть подчинены задачам макроэкономической стабильности.

В настоящее время даже в отраслях, Традиционно входящих в состав государственного сектора, прослеживается тенденция к де­регулированию, ослаблению прямого государственного управления и к постепенной передаче государственных предприятий в частную собственность. В США, например, был ослаблен государственный Контроль над такими сферами, как финансы, кредит, транспорт, связь, энергетика. Часто государство предпочитает реализовать на рынке лишь небольшой пакет акций приватизируемого предприя­тия, сохраняя контрольный пакет акций в своих руках с целью регулирования действий компании, недопущения ее монопольного положения на рынке. Кроме того, в ряде случаев за государством остается «золотая акция», дающая право «вето» на нежелательные решения руководства компании.

Происходит взаимопроникновение и переплетение государ­ственного и частного капитала, создание смешанных государствен­но-частных финансово-промышленных групп, что отражается на характере и методах управления.

В России начиная с 1991 г. осуществлялись преобразования го­сударственной собственности, занимающей монопольное положе­ние в стране в ходе разгосударствления и приватизации. Привати­зация проводилась в несколько этапов.

I. Ваучерный этап. Начальный его этап с 1991 по 1994 годы, завершение ваучерного этапа 1 июля 1994 - август 1995 года. Итоги ваучерного этапа приватизации в стране: аук­ционная продажа малых объектов, низкая доходи ость. Ко­личество государственных предприятий снизилось до 57,2%. С августа 1995 - начала 1996г. доля государствен­ных предприятий снизилась до 48,5%, приватизированных - возросла до 50,5%.

II этап - денежная приватизация как способ получения де­нег для бюджета. Вторая половина 1996 - начало 1997г. Доля государственных предприятий уменьшилась до 43%, доля приватизированных - соответственно оставила 57%. В не­государственном секторе России в этот период производи­лось примерно 70% ВВП. Практика свидетельствовала; мас­совые продажи показали бюджетную неэффективность. Так, поступало в федеральный бюджет от приватизации, на­иная с 1992 по 1995г. ежегодно лишь 0,13 - 0,16% бюджет­ных доходовИтоги приватизации 1995 года в цифрах / Общество и экономика. 1996. № 3-4. С. 196-203; Кох А.Р., Маложавый С.В., РустамоваЗ.Х., СвыерикавВ.Н., Приватизация - 1996: итоги и выводы // Общество и экономика. 1997, № 1-2. С. 205-223; Куликов В. Российская приватизация в шестилетней ретроспективе // Российский экономический журнал. 1998. №1. С. 10-19; Шупиро В. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. - М.: Инфра. 1997.. Было принято решение обеспечить поступле­ние средств в бюджет за счет нескольких крупных сделок.

III этап приватизация - с 1997г. К приватизации подходят по индивидуальным проектам.

Среди положительных моментов приватизации можно назвать следующие:

  • заложены основы многоукладной экономики;
    • создан фундамент формирования и развития отечественного фондового рынка;
    • обеспечены некоторые предпосылки привлечения в экономику РФ иностранных инвесторов, а также вовлечения отечественных предприятий в мировые хозяйственные связи и т.п.

    Проявились и определенные отрицательные моменты привати­зации в России: сверхвысокие темпы приватизации, массовый охват предприятий, обеспечиваемый за счет применения жестких стандартных процедур, лучшее имущество оказалось в руках администрации и коррумпированных чиновников. Из государственной собственности был изъят ряд национально значимых объектов, в том числе и прибыльных, обладающих потенциалом пополнения бюджета. Ссылки на отсутствие национального опыта приватизации Объектов государственной собственности не оправдывает низкую финансовую эффективность этого процесса. Например, компанию «Пурнефтегаз» с годовым сбором в 756 млн. долларов продали за сумму в 75 раз меньше. Такого рода безвозмездный характер при­ватизации заведомо не мог обеспечить притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.

    Размер и доля госсобственности, ступень охвата ею сфер эконо­мики определяются ее социально-экономической целесообразно­стью в каждой отдельной стране. Государство при этом выступает как собственник, предприниматель и регулятор социально-эконо­мических процессов, включая создание условий для активной реа­лизации потенциала рыночного механизма в стране и участия в мирохозяйственных связях.

    Список литературы

    1. Дж.М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и де­нег М., 1936. С. 73.
    2. G.Whitehead. Economics. L., 1991. P. 143.
    3. Итоги приватизации 1995 года в цифрах // О6щество и экономика. 1996. Me 3-4. С. 196-203.
    4. Кох А.Р., Моложавый С.В., Рустамова З.Х., Семериков В.Н. Приватизация - 1996: итоги и выводы // Общество и экономика. 1997. № 1-2. С. 205-223.
    5. Куликов В. Российская приватизация в шестилетней перспективе // Российский экономический журнал. 1998. № 1. С. 10-19.
    6. Шупиро В. Преобразование государственной собствен­ности в период экономических реформ. - М.: Инфра, 1997.

    © Центр дистанционного образования МГУП