Московский государственный университет печати

Под ред. М.М. Черкасова


         

Экономическая теория: Часть 2

Конспект лекций: 2-е издание


Под ред. М.М. Черкасова
Экономическая теория: Часть 2
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

РАЗДЕЛ 1. МАКРОЭКОНОМИКА

1.1.

ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО

1.1.1.

Отличие микро- от макроэкономического анализа

1.1.2.

Показатели объемов общественного производства: ВНП, ВВП, ЧНП, НД. Теневая экономика в РФ

1.1.3.

Сбалансированность экономики, общее равновесие

1.1.4.

Диспропорции рыночной экономики и ее циклическое развитие

1.1.5.

Экономический рост. Необходимость государственного регулирования экономики

1.2.

ЛЕКЦИЯ 2. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОБЕРТА СОЛОУ

1.2.1.

Факторная модель роста Солоу

1.2.2.

Модель Солоу «сбережения - накопление» для закрытой экономики

1.2.3.

Экономический рост с учетом международных потоков капитала

1.3.

ЛЕКЦИЯ 3. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР

1.3.1.

Смешанная экономика: теории и модели

1.3.2.

Государственный сектор: роль, масштабы в рыночной экономике

1.4.

ЛЕКЦИЯ 4. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. ИНФЛЯЦИЯ

1.4.1.

Социально-экономические последствия инфляции

1.4.2.

Антиинфляционная политика

1.5.

ЛЕКЦИЯ 5. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БАНКИ

1.5.1.

Сущность, функции, принципы, источники кредита

1.5.2.

Кредитно-банковская система

1.6.

ЛЕКЦИЯ 6. ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1.6.1.

Финансы

1.6.2.

Финансовая система

1.6.3.

Налоги

2.

Раздел 2. СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

2.1.

ЛЕКЦИЯ 7. МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ФОРМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

2.1.1.

Евро

2.1.2.

Платежный баланс

3.

РАЗДЕЛ 3

3.1.

ЛЕКЦИЯ 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

3.1.1.

Экономическая сущность социальной политики

3.1.2.

Направления социальной политики государства

Указатели
41   именной указатель
269   предметный указатель
16   указатель иллюстраций
Рис. 11

В. В. Кудряшова

Первоочередной задачей государства является стабилизация экономики. Дости­жение поставленной цели реализуется с помощью экономической политики и ее основы - финансовФинансы страны.

Термин «финансы» (в переводе с латинского «денежный пла­теж») возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии. В дальней­шем он получил международное признание и стал употребляться в связи с системой денежных отношений между государством, с од­ной стороны, и населением, предприятиями - с другой.

Финансовые отношенияФинансовые отношения, зародившиеся одновременно с возник­новением государства, свое масштабное и качественно новое раз­витие получили в XX в., особенно после Второй мировой войны, в результате огосударствления и перераспределения значительной части национального дохода в странах с развитой экономикой: в Японии - 1/3 ВВП, во Франции, Нидерландах, Норвегии - при­мерно 1/2, в Швеции - около 2/3. В России эта величина составля­ет примерно 1/2 ВВПЭкономика / Под ред. А.А. Булатова. М., 1995. С. 293..

Причины образования финансовых отношений

Во-первых, наличие товарно-денежных отношений. Часть денег обосабливается от обращения товаров и услуг и совершает самосто­ятельное движение, образуя в том числе финансовые отношения.

Финансы - всегда денежные отношения, но и отождествлять их с деньгами нельзя, поскольку между ними имеются принципиальные различия как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

ДеньгиДеньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого преж­де всего измеряются затраты труда производителейДеньги в условиях нормального функционирования рыночной экономики выполняют пять функций: меры стоимости, средства обращения товаров, средства накопления и образования сокровищ, средства платежа и мировые деньги..

ФинансыФинансы - экономическая категория, выражающая распреде­лительные денежные отношения, регулируемые государственны­ми правовыми актами. Финансовые отношения возникают в отно­шениях между государством и пред­приятиями при создании цент­рализованных денежных средств и их распределении, при уплате налогов в бюджетную систему и финансировании расходов отрас­лей, регионов; между государством и гражданами при внесении налогов и добровольных платежей; между отдельными звеньями бюджетной системы в виде дотаций, субвенций и др.; между стра­ховыми организациями, с одной стороны, и населением, предприятиями - с другой, при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т. д.

Финансы - это: 1) экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода; 2) средство контроля за образованием, использованием фондов денежных средств, за соблюдением законодательства по финансовым вопросам; 3) сово­купность конкретных рычагов и способов воз­действия на экономи­ческие процессы (через бюджет, цены и тарифы, налоги, экспорт­но-импортные пошлины и др.).

Следовательно, финансы выполняют три основные функции: распре­дели­тельную, контрольную, стимулирующую.

Во-вторых, относительная экономическая обособленность субъектов рыночной экономики: воспроизводство за счет собствен­ных средств, обособление факторов производства субъектов ры­ночных отношений, каждый производитель преследует свой эко­номический интерес и др.

В экономической системе помимо личных интересов объектив­но присут­ствуют коллективные и общественные, реализация кото­рых возможна при наличии общегосударственного фонда денеж­ных средств, финансов.

В-третьих, образование государства и расширение его функций.

Государство вынуждено осуществлять многочисленные регули­рующие функции в различных сферах, что требует значительных финансовых ресурсов. Поэтому государство обладает особыми вла­стными полномочиями с целью формирования, распределения и использования общегосударственного фонда денежных средств, создания фискального аппарата (аппарата принуждения) для сбо­ра налогов, сбора других платежей, для контроля за своевременным их поступлением и расходованием в процессе расширенного вос­производства.

Следовательно, финансыФинансы - совокупность денежных отношений, органи­зо­ванных государством, в процессе которых осуществляет­ся формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и по­литических задача.

Существует два подхода к формированию финансового потен­циала страны: так называемые «функциональные»Финансы «функциональные» и «рациональ­ные» финансыФинансы «рациональ­ные». Суть первой концепции состоит в том, что финан­сы определяются не по каким-либо заранее заданным критериям, а, скорее, последствиями, к которым приведет активное вмешатель­ство государства в экономику. Смысл альтернативной концепции фи­нансов в том, что необходимо знать оптимальный размер ресурсов для удовлетворения тех потребностей, которые не могут быть осуществ­лены за счет частно-рыночного сектора экономики. Потребность в об­щественных благах (оборона, наука, содержание госаппарата и др.) определяет минимум государ­ственных финансов в стране.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма государства.

Под финансовым механизмом Финансовый механизм понимается система организаци­онно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: 1) мониторинг Мониторинг (наблюдение) за состоянием финан­сов; 2) правовое регулирование финансовой системы; 3) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования, за процессом формирования финансо­вых ресурсов государства и предприятий на федеральном, респуб­ликанском и местном уровнях с помощью налоговых и неналого­вых методов их образования и др.

Материальное содержание финансов представляют целевые фонды денежных средств, финансовые ресурсы страны.

Понятие «финансовая система» является развитием более обще­го понятия «финансы».

Финансовая система Финансовая система страны представляет собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов.

Финансовая система России включает комплекс государствен­ных и негосударственных специализированных учреждений, осу­ществляющих различного рода финансовые, кредитные, денежные, страховые, валютные операции, пре­доставляющих аудиторские услуги, контролирующих по всему кругу финансово-экономиче­ских вопросов, регулирующих финансовую сферу.

Середина 90-х годов ознаменовалась дальнейшим развитием системы государственных органов, прежде всего быстрым уве­личением численности на­ло­говой службы и налоговой полиции в России.

Финансовая система РФ включает различные звенья финан­совых отношений, каждое из которых имеет свои особенности в процессе образования и фун­кцио­нирования на микро- и мак­роуровнях.

Звенья финансовой системы:

  • государственная бюджетная система;
  • внебюджетные специальные фонды;
  • государственный кредит;
  • фонды страхования;
  • фондовый рынок;
  • финансы предприятий различных форм собственности.

Государственный бюджет занимает центральное место в систе­ме финансов. БюджетБюджет - это годовой план государственных расхо­дов и источников их финансового покрытия.

Источники доходов бюджетной системы России:

  1. прямые и косвенные налоги (от 80 до 90% всех поступлений);
  2. таможенные пошлины;
  3. государственные внутренние и внешние займы;
  4. эмиссия бумажных, кредитных денег.

Бюджетная налоговая система России в настоящее время пост­роена таким образом, что не менее половины доходов бюджет по­лучает от топливно-энергетического комплекса, лесного комплек­са и других отраслей, добывающих природные ресурсы.

Структура расходов бюджетной системы России:

  • народное хозяйство;
  • социально-культурные мероприятия;
  • наука;
  • оборона;
  • правоохранительные органы;
  • органы власти и управления;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • прочие расходы.

Госбюджет представляет собой компромисс, отражающий соот­ношение сил основных фракций в Думе, носителей различных со­циально-экономических интересов в стране.

Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды создаются за счет специальных налогов (займов, субсидий) и имеют целевое назначение. Их более 40, в том числе 4 социальных (Пенсионный фонд, Фонд социального страхо­вания, Государственный фонд за­нятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхова­ния). Внебюджетные фонды расширяют возможности вмешатель­ства государства в экономику, минуя бюджет и парламентский кон­троль, создавая видимость уменьшения дефицитности бюджета.

Государственный кредит Кредит государственный - это совокупность экономических отношений, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта по отноше­нию к юридическим и физическим лицам.

Фонды страхования. Фонды страхования В 1990 г. была ликвидирована государствен­ная монополия в страховом деле. В настоящее время наряду с госу­дарственными страховыми организациями функционируют акци­онерные компании.

Ведущую роль на страховом рынке занимает государственная страховая компания Росгосстрах, успешно работают АСКО, Ингос­страх и др.

Финансовый рынок Финансовый рынок - составляющая часть финансовой систе­мы. В России к 1995 г. сформировалась достаточно широкая инфра­структура в этой сфере, выделились различные секторы: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты. Значительное место занимает фондовый рынок, основной задачей которого является обеспечение процесса перелива капитала в от­расли с высоким уровнем дохода.

Финансы предприятий различных форм собственности состав­ляют основу финансов страны. От состояния финансов предприя­тий во многом зависит общее экономическое положение страны. В условиях рыночных отношений ликви­ди­рована мелочная опека со стороны государства, предприятия осуществляют свою деятель­ность на началах коммерческого расчета, резко возросла ответ­ственность за результаты их работы.

Финансовая, бюджетно-налоговая политика государства

Финансовая политика Финансовая политика - деятельность государства по целена­правленному использованию финансов. Содержание финансовой политики многогранно и включает в себя выработку научно обо­снованных концепций развития финансов, определение основных направлений их использования, разработку мер, ориенти­рованных на достижение поставленных целей, и др.

Финансовая политика является составной частью экономиче­ской политики государства. Она исходит из конкретных особенно­стей развития народного хозяй­ства и объема финансовых ресур­сов, специфики внутренней и международной обстановки, учета но­вых тенденций развития и мирового опыта, что требует адекватно­го изменения финансовой политики. Выделяют следующие три типа финансовой политики:

  1. классический;
  2. регулирующий;
  3. планово-директивный.

До конца 20-х годов XX столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариантФинансовая политика классическая на ос­нове трудов А. СмитаСмит А. и Д. РикардоРикардо Д.: невмешательство государства в экономику, ограничение государственных расходов и налогов. Обо­стрение всего комплекса экономических, политических и соци­альных проблем большинства государств, мировой экономический кризис 1929 -1933 гг. вызвали переход от классического типа фи­нансовой политики к регулирующейФинансовая политика регулирующая . В ее основу была положена экономическая теория Дж. КейнсаКейнс Дж.М., обосновывающая необходи­мость активного вмешательства государства в вос­производствен­ный процесс, стимулирование совокупного спроса. Основными инструментами вмешательства в экономику стали государственные расходы, стимулирующие рост предпринимательской деятельно­сти и обеспечивающие увеличение национального дохода, ликви­дацию безработицы путем финан­сирования создания новых рабо­чих мест. Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика «дефицитного финансирования». В 60-х - начале 70-х гг. практическое осуществ­ление идей «дефицитного финансирования» в ряде стран значитель­но увеличило инфляционную неустойчивость экономики.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия Неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направ­лением экономической теории, ограничивающая вмешательство государства в эко­но­мическую и социальную сферы. Вместе с тем регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме эко­номического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, структурную перестройку хозяйств. Сокращается объем перераспределения национального дохода с помощью государ­ственных расходов и налогов, взят курс на сни­жение бюджетных дефицитов, стиму­лирование роста сбережений как источника производственного инвестирования, важная роль отводится налогам: их сокращению и уменьшению степени прогрес­сивности обложения.

Практика западных стран свидетельствует, что в периоды спада необходима стимулирующая финансовая политика, включающая увеличение государственных расходов, или снижение налогов, или их сочетание. Если в экономике имеет место вызванная избыточ­ным спросом инфляция, применяется сдерживающая финансовая политика: уменьшение правительственных расходов, или увеличе­ние налогов, или сочетание того и другого инструментов. Что является наиболее предпочтительным: правительственные расходы или налоги? Специалисты определили, что государ­ственные расходы оказывают большее воздействие на ВНП, чем налоги. Когда прави­тельство снижает налоговые ставки, часть средств уходит на потреб­ление, другая - на сбережение и, следовательно, может быть ис­пользована на расширение производства. Поэтому налоговый муль­типликатор (МРн) меньше мультипликатора государственных рас­ходов (МРг) на величину предельной склонности к потреб­лению (ПСП):

МРн = ПСП x МРгПонятие «мультипликатор» было введено в экономическую теорию в 1931 г английским экономистом Р.Каном. Под мультипликатором Дж.М.Кейнс понимает коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций..

Важными составляющими финансовых отношений в стране яв­ляются дискреционная политика и политика так называемых «встроенных стабилизаторов». Под дискреционной политикой Политика дискреционная понимается сознательное манипулирование налогами и правитель­ственными расходами. Она включает государственную программу занятости, различные социальные программы, изменение налого­вых ставок. Политика так называемых «встроенных стабилизато­ров» предполагает наличие механизмов, которые работают в режи­ме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменения в экономике. К ним относятся авто­матическое изменение в налоговых отчислениях, система пособий по безработице, программы помощи бедным и пр.

Программы государственной занятости обычно носят гибкий характер и в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат. Главный недостаток социальных программ (помощь малоимущим слоям населения и т. д.) в том, что они вводятся в усло­виях спада производства и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме. Кроме того, разработка программ требует определенного времени (1-2 года), в течение которого может из­мениться конъюнктура рынка. Следовательно, фискальная полити­ка приносит значительный эффект тогда, когда она строится на ос­нове предвидения ситуации. Максимальный эффект она дает в крат­косрочном периоде. Однако ни один инструмент в экономике не является на 100% идеальным.

Различные типы и инструменты финансовой политики тесно связаны между собой, применяются в странах, использующих как кейнсианскую, так и некон­сервативную систему регулирования, что приводит на практике к их конвергенции.

Планово-директивная Финансовая политика планово-директивная политика применялась в странах с адми­нистративно-командной системой управления экономикой, целью которой было обеспечение максимальной концентрации финансо­вых ресурсов (в первую очередь в руках органов власти и управле­ния для их последующего перераспределения в соответствии с ос­новными направлениями государственного плана). В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода. Планово-директивная финансовая политика показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась мак­симальная концентрация ресурсов для финансирования чрезвычай­ных расходов государства (в годы войны, восстанов­ления народно­го хозяйства и т. п.). В условиях нормального функционирования экономики подобная финансовая политика привела к отрицатель­ным последствиям, снижению эффективности производства, замед­лению развития производственной и социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государ­ства, вызва­ла неизбежность реформирования системы.

В 90-е годы все страны с переходной экономикой сталкиваются с проблемой бюджетной несбалансированности. В зависимости от способов ее решения они делятся на три группы.

К первой относятся страны, финансирующие бюджетный дефи­цит за счет самого простого источника - кредитной эмиссии цент­ральных банков. Послед­ствия этого: высокий уровень инфляции разрушает финансовую систему, препятствует сбережениям и ин­вестициям, угнетает развитие производственного сектора, способ­ствует быстрому социальному расслоению. Такие страны можно назвать странами инфляционного градуализма. Это Румыния, Бол­гария, Украина.

Вторая группа стран (Венгрия, Словакия) финансирует бюджет­ный дефицит с помощью неинфляционных источников, заимствуя необходимые ресурсы на внутренних и внешних финансовых рын­ках. Это предохраняет экономическую систему от разрушающих инфляционных процессов, но изымает для государственных нужд значительную часть свободных денежных ресурсов, ограничивая возможности национальной экономики для последующего эконо­мического роста и отягощая госбюджет расходами на обслужива­ние и выплату внутреннего и внешнего долга.

Третья группа стран (Польша, Чехия, Эстония, Латвия, Литва) решает проблему финансирования бюджетного дефицита путем его ликвидации и жестокого увязывания государственных расходов с доходами (так называемая «шоковая терапия»). В этом случае сво­бодные денежные ресурсы не изымаются государством, а исполь­зуются в качестве частных инвестиций, обеспечивая низкие темпы инфляции и высокие темпы экономического роста.

Опыт более чем 30 стран, осуществляющих в последние годы экономические реформы, однозначно свидетельствует о том, что ни в одной из них финансовая стабилизация и снижение темпов инфляции до уровня менее 40% в год не были достигнуты при бюд­жетном дефиците в 5 - 7% ВВП, не говоря уже о более высоких уров­нях. Ни в одной стране с переходной экономикой устойчивый эко­номический рост не начинался при бюджетном дефиците более 6% ВВП. Мировая практика не знает случаев наступления финансовой стабилизации и снижения темпов инфляции до 1 - 2% в месяц при 9%-ном бюджетном дефицитеИлларионов А. Российские экономические реформы: потерянный год // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 9-15..

В течение последних лет Россия, безусловно, относилась к стра­нам инфля­ционного градуализма.

На рубеже XX - XXI столетий финансы России находятся в состо­янии глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных де­фицитах, инфляции, неплатежах предприятий, падении валютного курса рубля, большой внутренней и внешней задолженности страны.

В 90-е годы в России произошло существенное сокращение рас­ходов на народное хозяйство. Государство уменьшило свое вмеша­тельство в экономику через бюджет. Вместе с тем получили развитие квазибюджетные формы финан­совой поддержки предприятий через предоставленные отсрочки по налоговым платежам, индивидуальные налоговые льготы и пр. В РФ сложилась ситуация, когда система цен, налогов, ставок процента оказалась несовместимой со струк­турой ре­ального производства и уровнем действующих технологий.

В этих сложнейших условиях развития особенно актуальны:

  • достижение устойчивого экономического роста и создание для этого соответствующих макроэкономических возмож­ностей;
  • рост реальных доходов и потребления населения.

Для успешного решения поставленных задач приоритетными направлениями бюджетно-налоговой политики на среднесрочную перспективу являются:

  • осуществление налоговой реформы на основе Налогового кодекса и повы­шение собираемости налогов;
  • осуществление бюджетной реформы на основе Бюджетно­го кодекса и упорядочения бюджетного процесса в РФ;
  • полномасштабный переход на казначейское исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, государ­ственных внебюджетных фондов;
  • сокращение государственных расходов при полном выпол­нении бюджетных обязательств;
  • сокращение дефицита федерального бюджета до 2% ВВП;
  • снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государ­ственных ценных бумаг и процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение, финансовых ресурсов в реаль­ный сектор экономики;
  • совершенствование межбюджетных отношений и др.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов, сборов, пошлин и обязатель­ных отчислений (далее - налоги).

Налоги стали предметом международных соглашений, о чем сви­детельствуют таможенные пошлины, согласованные в рамках ГАТТПреемницей ГАТТ стала международная организация ВТО.. В интеграционных формированиях, как в ЕС, действует тен­денция к сближению, гармонизации налоговых систем стран-участ­ниц объединения.

Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет или вне­бюджетные фонды на основе действующего законодательстваНормативное определение налога, сбора - см. в Налоговом кодексе РФ (ч. 1, ст. 8)..

НалогНалог как экономическая категория выражает денежные отно­шения между государством, с одной стороны, и физическими, юри­дическими лицами - с другой, в процессе перераспределения ВНП с целью отчуждения части его стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Налог в качестве инструмента фор­мирования финансов возник с появлением государства и имеет объективный характер.

Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки: обязательность (принудительность), безвозмездность, безэквивалентность, отсутствие, как правило, их целевого использования (ис­ключение составляют в РФ налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог).

Субъективную сторону налогов (их количество и виды, размер ставок, система льгот и т. д.) предопределяют конкретные факторы (уровень и цели социально-экономического развития, тип государ­ственного устройства, традиции и т. п.). Установление налогов про­изводится путем принятия налогового законодательства страны.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, форм, методов и принципов их построения, а также система мер с целью выполне­ния налогового законо­дательства образуют налоговую системуНалоговая система.

Налоговый кодекс РФ содержит 28 различных налогов и сбо­ров, в том числе на федеральном уровне - 16, региональном - 7, местном - 5.

Классификация налогов позволяет выявить роль каждого из них, определить целевую направленность налоговой системы. Принципы классификации налогов зависят от:

  • объекта налогообложения - прямые и косвенные налоги;
  • уровня взимания (звенья бюджетной системы) - феде­ральные, региональные и местные;
  • субъекта уплаты - с физических и юридических лиц;
  • целевого назначения - общие (их большинство) и целевые;
  • источника уплаты - с доходов, прибыли и выручки от реа­лизации (продаж);
  • способа изъятия - у источника и с налоговой декларации.

При необходимости в аналитических и других целях каждая на­логовая группа может быть детализирована. Например, в составе прямых налогов выделяют подоходные, поимущественные, ресур­сные (рентные) и т. д.

Основные принципы налогообложения:

  • принцип справедливости (равенства) налогообложения;
  • определенность и точность (размер налогов, сроки и поря­док исчисления и т. п.);
  • удобство сроков и способов уплаты;
  • экономичность (эффективность) налогов (сумма налогов в доход государства должна быть как можно больше сумм на расходы по их сбору).

Функции налогов:

ФискальнаяФункция налогов фискальная, ибо на долю налогов приходится до 90% всех по­ступлений в бюджет.

Регулирующая Функция налогов регулирующая (макроэкономическая).

В РФ налоговая система проявила себя как фактор ограничения прежде всего спроса, особенно инвестиционного, в результате чего практики и ученые выступают за снижение ставок налогов.

Распределительная Функция налогов распределительная - поскольку налоги - инструмент распре­деления и перераспределения не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная Функция налогов социальная - проявляется через механизм льгот тем или иным отраслям, регионам РФ, перераспределения средств с целью раз­вития непроизводственной сферы (бесплатное образование и др.).

Стимулирующая Функция налогов стимулирующая функция действует через систему льгот и по­ощрений, запретительных или ограничивающих ставок налогов с целью активизации экономических интересов юридических и фи­зических лиц. В РФ в настоящее время ее роль весьма ослаблена недостатками в налоговом законодательстве.

Контрольная Функция налогов контрольная функция налогов проявляется в обязательном ис­полнении всеми юридическими и физическими лицами налогового законодательства, в полноте и своевременности сбора платежей, в штрафных санкциях к нарушителям и тем самым определяет эф­фективность других функций. В настоящее время масштабы укло­нения от уплаты налогов достигли критического уровня, что под­рывает доходную базу как федерального, так и консолидированно­го бюджетов России.

С 1992 г. налоговая система находилась в процессе постоянно­го рефор­мирования: вводились новые налоги и сборы, часто вно­сились изменения по отдельным налогам, издавались норматив­но-законодательные, а также подзаконные акты. Масса региональ­ного налогового законодательства нарастала еще быстрее, чем на федеральном уровне, что вело к нарушению принципа единства налоговой системы РФ, так как стали приниматься налоги, не пре­дусмотренные Законом РФ «Об основах налоговой системы в Рос­сийской Федерации».

В 1998 г. был принят Налоговый кодекс РФНалоговый кодекс (первая, Общая часть), где был установлен исчерпывающий перечень налогов, что дает возможность внедрить в механизмы отдельных налогов прогрессив­ные изменения в целях стимулирования экономического роста, ста­билизировать налоговые взаимоотношения между центром и субъектами Федерации и т. п.

Графическое отображение зависимости между доходами гос­бюджета и динамикой налоговых ставок получили название «кри­вой Лаффера» (рис.11 Рис. 11). Оптимальный размер налоговых ставок <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
, обеспечивает максимальное поступ­ление в бюджет <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
. При дальней­шем росте R стимулы к труду и пред­при­нимательству падают. Эф­фект Лаффера проявляется в случае нормального действия свобод­ных рыночных механизмов (R, <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
, - налоговая ставка, Y, <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
, - поступ­ления в бюджет).

Согласно Налоговому кодексу сокращается перечень действую­щих налогов со 100 до 28; произойдет изменение структуры налого­вых доходов бюджета: при увеличении доли косвенных налогов со­кратится удельный вес прямых налогов (налога на прибыль и подо­ходного налога с физических лиц) в общем объеме доходов бюджета за счет снижения ставок налогообложения. В составе нена­логовых поступлений наибольший удельный вес прогнозируется по доходам от продаж и использованию государственной собственности.

Проведение бюджетной политики осложняется нарастанием в пос­ледние годы расходов бюджета но обслуживанию государственного долга, что приведет к сокращению подлежащих распределению госу­дарством бюджетных средств на экономические, социальные цели.

Бюджетный дефицит и государственный долг

Идеальное исполнение бюджета - превышение доходов над расходами. На практике почти во всех странах в настоящее время наблюдается хронический бюджетный дефицитБюджетный дефицит, вызванный мно­жеством причин: расширением экономических и социальных функ­ций государства, увеличением военных расходов и численности аппарата, текущими колебаниями хозяйственной конъюнктуры и т. п. Бюджетные дефициты покрываются государственными займа­ми, дополнительной эмиссией денег. Задолженность правительства населению, банкам, страховым и про­мышленным компаниям, ино­странным государствам накапливается и превращается в государ­ственный долгГосударственный долг. Государственный долг подразделяется на внутрен­ний и внешний. Развитие государственного долга сопровождается созданием довольно сложной структуры его управления при мини­стерстве финансов (определение размеров новых займов, сроков и способов их размещения, размера процента и прочее).

Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года, иногда до трех лет), среднесрочный (от трех до пяти лет), долгосрочный (свыше пяти лет). Превышение государственно­го долга более чем в 2, 5 раза над ВВП считается опасным для эконо­мики страныЭкономика/Под ред. А. С. Булатова. - М.: Изд-во БЕК, 1994. С. 298.. Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по внешнему долгу составляют значи­тельную часть по­ступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20 - 30%, то новые займы предоставляют неохотно и под более высо­кие проценты, требуя залогов или особых поручительствТам же..

Страны-должники прибегают к различным мерам, чтобы не по­пасть в число безнадежных должников. После Первой и Второй ми­ровых войн Великобритания и Франция оплатили часть внешней задолженности своими иностранными активами. Некоторые раз­вивающиеся страны предоставляют иностранным кредиторам пра­во пользования своей морской хозяйственной зоной, строитель­ством военных баз и т. п. Традиционный путь - выплата долгов за счет золотовалютных резервов. В условиях быстрого увеличения внешнего долга различных стран созданы специальные клубы для выработки солидарной кредитной политики (например, Лондонс­кий клуб банков-кредиторов, Парижский клуб стран-кредиторов). Клубы неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, в ряде случаев частично спи­сывали долги. Применяется консолидация внешнего долга - пере­нос в скором времени предстоящих платежей на отдаленное буду­щее с согласия кредиторов. Практикуется сокращение внешнего долга путем конверсии - превращения его также в долгосрочные займы. В этом случае кредиторам предлагается приобрести в стра­не-должнике недвижимость, участие в капитале и т. п. Возможно об­ращение страны-должника к между­народным банкам за льготны­ми кредитами, что влечет за собой жесткие требования - свести дефицит госбюджета до минимума, снизить уровень инфляции и т. д. Финансовая дестабилизация в России достигла угрожающих размеров. Гигантский дефицит Госбюджета России, финансируе­мый исключительно за счет эмиссии бумажных денег, является глав­ной причиной инфляции в последние годы (см. табл.).

Дефицит госбюджета России в % в ВВП Экономист. 1996. № 5. С. 25. Финансы. 1998. № 5. С. 5.

1992 1993 1994 1995 1996 1998 1999 2000 (проект)
18 9,4 8,3 примерно 5 4 4,7 2,5 2,0

© Центр дистанционного образования МГУП