Московский государственный университет печати

Под ред. М.М. Черкасова


         

Экономическая теория: Часть 2

Конспект лекций: 2-е издание


Под ред. М.М. Черкасова
Экономическая теория: Часть 2
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

РАЗДЕЛ 1. МАКРОЭКОНОМИКА

1.1.

ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО

1.1.1.

Отличие микро- от макроэкономического анализа

1.1.2.

Показатели объемов общественного производства: ВНП, ВВП, ЧНП, НД. Теневая экономика в РФ

1.1.3.

Сбалансированность экономики, общее равновесие

1.1.4.

Диспропорции рыночной экономики и ее циклическое развитие

1.1.5.

Экономический рост. Необходимость государственного регулирования экономики

1.2.

ЛЕКЦИЯ 2. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОБЕРТА СОЛОУ

1.2.1.

Факторная модель роста Солоу

1.2.2.

Модель Солоу «сбережения - накопление» для закрытой экономики

1.2.3.

Экономический рост с учетом международных потоков капитала

1.3.

ЛЕКЦИЯ 3. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР

1.3.1.

Смешанная экономика: теории и модели

1.3.2.

Государственный сектор: роль, масштабы в рыночной экономике

1.4.

ЛЕКЦИЯ 4. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. ИНФЛЯЦИЯ

1.4.1.

Социально-экономические последствия инфляции

1.4.2.

Антиинфляционная политика

1.5.

ЛЕКЦИЯ 5. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БАНКИ

1.5.1.

Сущность, функции, принципы, источники кредита

1.5.2.

Кредитно-банковская система

1.6.

ЛЕКЦИЯ 6. ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1.6.1.

Финансы

1.6.2.

Финансовая система

1.6.3.

Налоги

2.

Раздел 2. СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

2.1.

ЛЕКЦИЯ 7. МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ФОРМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

2.1.1.

Евро

2.1.2.

Платежный баланс

3.

РАЗДЕЛ 3

3.1.

ЛЕКЦИЯ 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

3.1.1.

Экономическая сущность социальной политики

3.1.2.

Направления социальной политики государства

Указатели
41   именной указатель
269   предметный указатель
16   указатель иллюстраций
Рис. 12. Социальный оптимум Рис.13. Экономический рост и социальная справедливость Рис. 14. Экономическое равенство и неравенство Рис. 15. Кривая Лоренца

Л.И. Ермакова

... наилучшим государственным строем должно признать существование такой организации, которая дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо.

Аристотель

Социальная политикаСоциальная политика государства государства играет определяющую роль в создании институциональных условий для реализации и наращи­вания экономического потен­циала общества. С экономической точ­ки зрения социальная политика анало­гична инвестициям в «чело­веческий капитал», поскольку государство через оказание соци­альных услуг в области образования, здравоохранения, культуры и т. п. и путем перераспределения доходов воздействует на социаль­но-экономические факторы роста производительности труда и спо­собствует заинтересованному участию всех слоев населения в эко­номическом развитии. Эта политика направлена на более полное и эффективное использование трудовых ресурсов, а следовательно, создает условия для достижения в конечном счете более высокого уровня благосостояния в обществе.

Рассмотрим модель социального оптимумаСоциальный оптимум (рис. 12 Рис. 12. Социальный оптимум). Предполо­жим, что общест­во состоит из двух социальных групп: А и В. Обо­значим на оси абсцисс блага группы А, а на оси ординат - блага группы В. Тогда линия MN будет характе­ризовать гра­ни­цу произ­водственных (и потребительских) возможностей общества при пол­ной занятости всех ресурсов. Линии <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
, <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
, <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
представляют со­бой графики фун­кции об­­ществен­ного благосостояния, характери­зующие различные его уровни.

Пусть первоначально общество находится в точке <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
, лежащей на линии обще­ствен­ного благосостояния <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
. Линии W, находящи­еся справа от <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
, указывают на бо­лее высокий уровень благососто­яния обеих социальных групп. В точке <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
, эко­но­мический потенци­ал общества полностью не используется. Предположим, что благо­даря вмешательству государства происходит перемещение из точ­ки <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
, в точку <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
. В точке <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
достигается наивысший из возможных при данном количестве ресурсов уровень общественного благосо­стояния. Эта ситуация называется в экономической теории соци­альным оптимумом. Максимум общественного благосостояния - это предел, начиная с которого становится невозможным увеличе­ние выгоды одной социальной группы без сокращения выгоды дру­гой социальной группы (критерий ПаретоПарето)В экономической теории указанный критерий имеет специальное название критерий Парето по имени автора, выдающегося итальянского экономиста Вильфредо Парето (1848- 1923).. Пока этот предел не достигнут, т. е. пока можно увеличивать благо­со­сто­яние одних, не уменьшая благосостояния других, оптимума еще нет. С достиже­нием этого предела повышение общественного благосостояния в целом становится воз­можным при условии расширения экономи­ческих возможностей (сдвиг кривой MN вправо в положение <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
). Это позволяет ориентироваться на новый оптимум обществен­ного благосостояния в точке <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
.

Таким образом, социальная политика характеризует тот аспект государственного регулирования, который затрагивает использо­вание и наращивание экономического потенциала общества непос­редственно в целях повышения обще­ствен­ного благосостояния. При этом социальная политика становится одним из факторов расширения экономических возможностей общества.

Реализация высшей цели социальной политики государства - максимизация общественного благосостоянияМаксимализация общественного благосостояния - сопряжена с мак­роэкономической политикой полной занятости и экономического роста. Но социальная политика имеет ряд своих специфических ас­пектов, а именно:

  • стимулирование тех социальных групп, которые играют веду­щую роль в развертывании экономического прогресса;
  • содействие равенству экономических возможностей у предста­вителей различ­ных социальных групп и содействие более справед­ливому распределению выгод от экономического прогресса между членами общества;
  • предотвращение и улаживание социальных конфликтов, возни­кающих в про­цес­се экономического развития.

В условиях конкурентной рыночной экономики становится не­избежной сильная дифференциация доходовДифференциация доходов, а следовательно, и уровней благосостояния раз­лич­ных социальных групп. Дифферен­циация доходов может рассматриваться как стимулирующий фак­тор хозяйственного развития. «В постоянно меняющемся мире, - писал видный представитель неолиберализма Фридрих фон ХайекХайек Ф. (1899 - 1992), - даже простое поддержание данного уровня благо­состояния требует непрерывной смены деятельности некоторых людей, но происходить это будет только тогда, когда вознагражде­ния за одни виды деятельности начнут возрастать, а за другие - умень­шаться... Мы вправе надеяться избежать абсолютного ухуд­шения положения неко­то­рых­ групп только в быстро растущей эко­номической системе» [ссылка на источники литературы].

Поэтому социальная политика в узком или специальном смысле сводится к регулированию отрицательных последствий, вытекаю­щих из распределения доходов. Государство осуществляет наблю­дение за уровнем благосостояния различных со­циаль­ных слоев и перераспределяет ресурсы для поддержания минимально допусти­мых жизненных стандартов, а следовательно, предотвращения или ула­живания социальных конфликтов.

Общая тенденция к возрастанию социальных функций государ­ства в целях достижения благосостояния, справедливости и стабиль­ности не является прямо­ли­нейной. Формы, в которых проводится социальная политика, зависят от конкретных ис­то­рических усло­вий. Так, в период глубоких технологических преобразований в структуре экономики главным становится создание предпосылок для экономического роста, в том числе стимулирование социальных групп, которые обеспечивают прогресс. При этом особую значи­мость приобретают дополнительные мероприятия государства по снятию социальной напряженности в условиях неизбежного углуб­ления дифференциации в доходах. Эту ситуацию можно интерпре­тировать графи­чески (рис. 13 Рис.13. Экономический рост и социальная справедливость).

Движение из точки <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
, означающей исходный уровень обще­ственного благо­состояния, к точке <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
, принадлежащей более высо­кой линии экономических воз­можностей, сопровождается улучше­нием благосостояния группы А, которая является ведущей социаль­ной силой экономического роста. Но при этом уровень благососто­яния группы В понизился. Возрастание бедности в этой группе в свою очередь накладывает социальные ограничения на экономи­ческий рост. Уменьшаются объек­тив­ные возможности и субъектив­ное желание сотрудничать у представителей этой социальной груп­пы, что отражается на снижении производительности обществен­ного труда. Более того, данная ситуация содержит угрозу социаль­ного конфликта с не­пред­сказуемыми последствиями.

Пусть линия ОМ на рис. 14 Рис. 14. Экономическое равенство и неравенство означает линию абсолютного гипоте­тического ра­вен­ства доходов двух социальных групп А и В, а линия <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
, - фактическое рас­пре­деление доходов. Если в результате эко­номических преобразований доходы группы В начинают резко уменьшаться (движение из точки <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
, в точку <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
), то становятся возможными два принципиальных пути развития (указаны стрелками). Нижняя стрелка, на­пра­вленная влево, указывает на стихийный ход событий, связанных с радикальным перераспределением доходов в пользу группы В. Верхняя, направленная вправо, указывает на кон­тролируемый со стороны государства процесс выравнивания вы­год от экономического роста между двумя социальными группами. Этому компро­ми­с­сному варианту соответствует движение из точ­ки <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
в точку <?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>
на рис. 13. На стадии расширения экономических возможностей выход на новый, более высокий уровень благосос­тояния достигается как за счет более высоких первичных доходов, так и за счет компенсационного перераспределения доходов от сильных к слабым социальным группам. В этих условиях социальная политика государства может приобретать более эгалитаристский характер, т. е. обеспечивать большую степень экономического ра­вен­ства. При этом будет повышаться и социально приемлемый ми­нимальный уровень жизненных стандартов. Итак, главными целя­ми социальной политики государства в конечном счете являются повышение уровня жизни и более справедливое распределение доходов.

Ведущей тенденцией в XX в. была ориентация на расширение социальных расходов государства в целях повышения благососто­яния широких слоев общества, сокращения социального неравен­ства и развития социальной инфраструктуры. Одна­ко в конце XX в. в условиях информатизационной перестройки экономики во мно­гих развитых странах мира правительство стало ориентироваться на «жесткий», или «нео­либерально-консервативный», вариант со­циальной политикиСоциальная политика «нео­либерально-консервативная», допускающий усиление социального неравен­ства и социальной нестабильности. Главным в социальной поли­ти­­ке этого типа является гарантирование со стороны государства эко­номической свободы и конкуренции, а также ограничение соци­альных программ поддержанием на минимально допустимом уров­не благосостояния лишь самых бедных слоев насе­ле­ния. Этот тип социальной политики соответствует неолиберальной модели соци­ально-ориентированной рыночной экономики.

В определенных исторических условиях акцент в социальной политике может быть сделан на создание социальных факторов экономического роста. В ходе экономического развития социальная политика может быть расширена. В настоящее время принцип ра­венстваПринцип равенства в доходах не является приоритетом в социальной полити­ке, как в течение ряда десятилетний после Второй мировой войны. Однако принцип равенства возможностей остается универсальным ориентиром при осуществлении социальной политики. По существу этот принцип означает, что государство должно дать всем своим гражданам минимальный стандарт благосостояния (т. е. гарантиро­вать обеспеченность питанием, одеждой, образованием, жильем и т. п.), необхо­ди­мый для того, чтобы дать возможность работоспособ­ным принимать активное участие в экономической жизни, а нетру­доспособным вести достойный образ жизни. Особым направлени­ем социальной политики является социальная защита как система мер по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни соци­ально слабых групп населения (старики, инвалиды, дети).

Таким образом, можно сделать вывод, что содержание социаль­ной политики государства заключается в создании условий для повышения общественного благосостояния, в регулировании распре­деления доходов, в формировании эко­но­мических стимулов и рав­ных возможностей для участия в общественном про­из­водстве и в защите социально слабых слоев населения.

В Конституции РФ фиксируются обязанности государства в со­циальной сфере. Статья 7 п. 1 гласит: «Российская Федерация - со­циальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека».

Политика в сфере трудовых отношений

В 40 - 60-е гг. XX в. приоритетным направлением социальной по­литики было достижение полной занятостиЗанятость полная. Теоретические основы этой политики были разра­бо­та­ны в рамках кейнсианства. Государство осуществляло стимулирование занятости в частном секторе, создание новых рабочих мест в государственном секторе, подготовку и пере­подготовку рабочей силы. В те же годы была создана система социаль­ного страхования по безработице. При содействии государства сфор­миро­ва­лась единая структура в организации заработной платы, кото­рая ограничивала конкуренцию на рынке труда. Уровень и темпы ро­ста заработной платы определялись в зависимости от ожидаемого ро­ста производительности труда на основе соглашений профсоюзов и корпораций при участии государства. Так обеспечивались справедли­вое распределение плодов экономического роста и принцип равной оплаты за равный труд в различных отраслях.

В 70 - 80-е гг. в социальной политике ведущих стран мира про­изошли радикальные перемены. Со стороны государства было ока­зано прямое воздействие на профсоюзы с тем, чтобы пересмотреть коллективные договоры и обеспечить наем по более низкой цене труда. В условиях значительной технологической безработицы и индивидуализации найма социальная политика государства содей­ствовала свободной конкуренции на рынке труда. Государство так­же смягчило в интересах предпри­ни­ма­телей нормы в области тех­ники безопасности и охраны труда на производстве. Экономия го­сударственных расходов затронула программы создания рабочих мест в государственном секторе и сферу профессионального обра­зования. Были уменьшены пособия по безработице и сокращены сроки их выплаты. Отличительной чертой социальной политики государства неолиберального типа стало предоставление пред­принимателям и лицам наемного труда права на тарифную автономиюТарифная автономия на основе социального партнерства и использование рыночного механизма регулирования занятости и оплаты труда. Государство законодательно стало поддерживать про­граммы по социальной мо­тивации труда через систему участия в прибылях и собственности предприятия. Получила поддержку организация негосударствен­ных фондов социального страхования.

Однако, несмотря на указанные тенденции, общенациональная политика государства в сфере труда продолжает развиваться в соот­ветствии с рекомендациями Международной организации трудаМеждународная организация труда (МОТ), которая формулирует основные требования к функциони­рованию рынка труда. Как правило, государство регулирует мини­мальный уровень оплаты труда и контролирует межотраслевые со­отношения в оплате труда, не допуская слишком большой диффе­ренциации. Своевременность вып­ла­ты заработной платы обеспечи­вается юридической ответственностью работо­да­те­лей к выплате ссудного процента в случае задержки выплаты заработной платы.

Заработная платаЗаработная плата - это важнейший составляющий элемент в системе социаль­ных стандартов. Минимальная заработная плата, устанавливаемая законодательно в соответствии с рекомендация­ми МОТ, должна обеспечивать нормальные матери­аль­ные, мораль­ные и культурные потребности. Политика государства в области трудо­вых отношений имеет особую значимость еще и потому, что предоставление трудоспособным возможности заработка на нор­мальном уровне выступает как наилучший способ уменьшения чис­ла бедных, а следовательно, как эффективный способ повышения общественного благосостояния.

Политика доходов

ДоходыДоход, т. е. доли социальных групп или индивидов в обществен­ном продукте, непосредственно определяют их возможности удов­летворения матери­альных и духовных потребностей. Государствен­ная политика доходовГосударствен­ная политика доходов состоит в перераспределении национально­го дохода таким образом, чтобы создать благо­при­ятные для всех социальных групп условия жизни. Различают первичные функцио­нальные доходыДоходы первичные, получаемые собственниками факторов производ­ства (заработная плата, прибыль, рента), и вторичные доходыДоходы вторичные, об­разуемые после уплаты налогов. Реальные доходыДоходы третичные, образуемые с учетом всех социальных выплат и услуг в процессе перераспреде­ления национального дохода, называют третичными доходами.

Государство обладает рычагами воздействия на формирование и первичных, и вторичных, и третичных доходов. Так, через систему государственного образования осуществляются инвестиции в «че­ловеческий капитал», что в дальнейшем отражается на повышении заработной платы. Государственные вложения в развитие транспор­та, науки, энергетики способствуют так называемой внешней эко­номии на издержках производства в частном секторе и тем самым косвенно влияют на объем и динамику прибыли. Однако главными механизмами проведения политики доходов являются налоги и со­циальные трансферты (пенсии, пособия по временной нетрудоспо­собности, по безработице и т. п.). Таким образом государство непос­редственно формирует вторичные и третичные доходы.

Воздействуя на соотношение трансфертных доходов и заработ­ной платы, государство оказывает влияние на экономическое по­ведение людей. Так, при воз­растании доли заработной платы в до­ходах стимулируется инициатива и трудовая активность. При уве­личении же доли социальных трансфертов может усиливаться пас­сивное отношение к производственной деятельности со стороны некоторой части трудоспособного населения. Поэтому современ­ный подход ориентирован на по­ду­шное адресное финансирование расходов на социальные нужды по сообра­жениям и гуманности, и эффективности.

Центральная проблема, которой занимается государство, - это проблема дифференциации доходовДифференциация доходов, которая связана с множеством экономических и социаль­ных факторов: неравенство в распреде­лении собственности, стихийный рыночный механизм конкурен­ции, различия в способностях и образовании, привилегии, дискри­минации, случайные факторы.

Следует различать два типа неравенстваНеравенство при извлечении трудо­вых доходов. Первый тип - неравенство, обусловленное разницей в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда, раз­ницей в объемах работ. Неравенство такого типа расценивается как справедливое и необходимое для стимулирования экономического прогресса.

Второй тип - неравенство в доходах, обусловленное различны­ми социаль­ными привилегиями, с одной стороны, и дискримина­цией - с другой. В его основе лежит отсутствие равенства эконо­мических возможностей для получения дохода на определенном уровне лицами, находящимися в худших условиях в силу своего со­циального положения. Этот тип неравенства расценивается как отрицательный. Он тормозит экономическое развитие и сохраняет неблагоприятную социально-эко­но­ми­ческую структуру, т. е. пре­пятствует социальной мобильности.

Поэтому социальная политика государства может иметь различ­ную направленность. Она может способствовать усилению диффе­ренциации в доходах для повышения эффективности. Она может способствовать уменьшению дифферен­ци­ации доходов по сообра­жениям гуманности и справедливости.

Система налогообложения по прогрессивной шкале налоговых ставок в зависимости от размера дохода, принятая в разных стра­нах мира в XX в., спосо­б­ство­вала сокращению доходов наиболее обеспеченных слоев общества и более равно­мерному распределе­нию вторичных доходов между различными группами населения.

На модели распределения доходов «Кривая ЛоренцаЛоренц»Лоренца кривая (рис. 15 Рис. 15. Кривая Лоренца) можно показать, что в результате прогрессивного налогообложе­ния доходов кривая, показывающая фактическую степень неравен­ства в обществе, сдвигается из положения 1 ближе к линии равно­мерного распределения в положение 2.

Третичное перераспределение, которое отражает весь объем получаемых дохо­дов с учетом всех социальных пособий и услуг, оказывает неопределенное воз­дей­ствие на степень дифференциа­ции реальных доходов. Непосредственно оно направлено на сокра­щение неравенства, но фактически это может и не произойти, по­скольку к услугам государственного образования, здравоохранения и культуры чаще обращаются представители средних и высокообеспеченных слоев населения.

Неравенство в доходах характеризуется степенью отклонения кривой Лоренца от биссектрисы координатного угла (рис. 15). На основе этой модели рассчитывается индекс ДжиниИндекс Джини - это показатель относительной степени социального неравенства в доходах, названный в честь автора, итальянского статистика Коррадо Джини (1884--1965). (G), показыва­ющий степень неравенства в доходах:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-16"?>

Активная социальная политика, направленная на уменьшение социального неравенства, проводимая в развитых странах мира, привела к стабилизации индекса ДжиниДжини К. Индекс Джини на уровне от 0,25 (Сканди­навские страны) до 0,35 (США), что существенно ниже соответству­ющих показателей для развивающихся стран (более 0,55). Чем бли­же значение этого индекса к 1, тем выше степень дифференциации доходов; чем ближе он к 0, тем более равномерным является рас­пределение доходов. О характере социальной политики, проводи­мой в России в 90-е годы, свидетельствует следующая динамика индекса Джини [2, 3]:

Годы 1990 1991 1992 1993 1994 1996 1998
Индекс Джини в РФ 0,24 0,26 0,27 0,33 0,4 0,404 0,399

Реальный душевой доходДоход реальный душевой - это важнейший показатель систе­мы социальных стандартов уровня жизни. В системе ООН разра­ботана концепция гарантированного дохода, которая служит ори­ентиром при проведении социальной политики. Прави­тель­ство дол­жно гарантировать каждой семье независимо от того, работают ли ее члены или нет, доход, соответствующий нормам общества и до­статочный, чтобы обеспечить физическое и духовное здоровье взрослых и развитие детей. В этой связи определяется минималь­ный стандарт, или пороговый параметр социально-эконо­ми­ческой безопасности, - черта бедности Черта бедности. Суть социальной политики в этой области состоит в материальной поддержке на уровне хотя бы ми­нимальных стандартов тех граждан, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращении числен­ности семей, живущих за чертой бедности, путем осуществления политики доходов.

БедностьБедность - это социально-экономическое явление, когда основ­ные потребности семьи превышают имеющиеся у нее средства их удовлетворения. С экон­о­мической точки зрения, бедность снижа­ет производительность труда и ограничивает экономический рост.

Определение черты бедности в разных странах имеет свою спе­цифику. В США семья считается бедной, если ее доход менее чем в 3 раза превосходит уровень, определяемый как «нормальное про­довольственное обеспечение семьи». По эксперт­ным оценкам Ми­нистерства сельского хозяйства США определяются затраты для нормального уровня потребления продовольствия, затем эта вели­чина умножается на 3. Полученный результат характеризует до­ход, соответствующий черте бедности.

В России черту бедности определяет официальный прожиточ­ный минимумПрожиточный минимум, рассчитанный экспертным путем и периодически корректируемый с учетом ин­фляци­он­ного роста цен. В 1999 г. ве­личина официального прожиточного минимума составляла 950 руб. Половина прожиточного минимума, определяющего черту бедно­сти, используется для определения верхней границы расходов, со­ответствующих со­стоянию нищеты.

Для характеристики масштабов бедности как социально-экономи­ческого явле­ния используются следующие расчетные показатели:

  1. Доля бедныхДоля бедных - отношение количества людей, находящихся за чертой бед­но­сти, ко всему населению. Значение этой доли в раз­витых странах мира колеблется от 3 до 10%. В России за чертой бед­ности, по разным оценкам, находится от одной трети до половины населения.
  2. Дефицит расходовДефицит расходов - доля ВВП, необходимая для устранения бедности, т. е. количество финансовых ресурсов, которые необхо­димо предоставить бедным для достижения их расходов уровня, соответствующего черте бедности.
  3. Комбинированный индекс бедности СенаСен
  4. Индекс Сена

Sen =ДБ x G + ДР x (1 - G),

где ДБ - доля бедных; G - индекс Джини; ДР - дефицит расходов.

Увеличение цифрового значения всех грех показателей указы­вает на расши­ре­ние масштабов бедности (см. таблицу).

Особенностью 1998 г. стало увеличение численности бедных трудоспособного возраста, оказавшихся без работы. Уровень без­работицы является высоким и состав­ляет 14,1% от экономически активного населения. Другим негативным фактором является инфляцияИнфляция, под воздействием которой в 1999 г. по сравнению с 1998г. Офи­циальный прожиточный минимум возрос в номинальном вы­ражении в 2 раза. За этот же промежуток времени размер реаль­ной заработной платы сократился на 39% [4, 5].

Бедность в России Российская экономика: прогнозы и тенденции. 1999. №77. С. 12; Экономическое развитие России. 1999. Т. 6. С  13. [ссылка на источники литературы]

Годы

Показатели
доля бедных дефицит расходов индекс Сена

1996

32,6

11,4 15,7

1998

43,3

16,0 21,4

© Центр дистанционного образования МГУП