Московский государственный университет печати

Общая редакция Т.Н. Лосевой


         

Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом: Учебное пособие

Для всех специальностей


Общая редакция Т.Н. Лосевой
Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом: Учебное пособие
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение

2.

Глава 1. Генезис научного менеджмента. Классическая школа

2.1.

Фредерик Уинслоу Тейлор (I850-I9I5)

2.1.1.

Основы научного управления предприятием

2.1.2.

Управление фабрикой

2.2.

Анри Файоль (1841-1925)

2.2.1.

Принципы и элементы управления. Общие принципы управления

2.2.2.

Элементы управления. Предвидение

2.3.

Вопросы для самопроверки

2.4.

Библиографический список

3.

Глава 2. Школа человеческих отношений, методы гуманизации управления

3.1.

Роберт Оуэн (1771-1858)

3.2.

Элтон Мэйо (1880-1949)

3.2.1.

Социальные проблемы индустриальной цивилизации

3.3.

Абрахам Х.Маслоу (1908-1970)

3.3.1.

Мотивация и личность

3.3.2.

Данные физиологии и теории ценности

3.4.

Дуглас Макгрегор (1906-1964)

3.4.1.

Человеческие отношения на предприятии

3.5.

Вопросы для самопроверки

3.6.

Библиографический список

4.

Глава 3. Опыт управления в компаниях США и Японии на основе научного менеджмента

4.1.

Часть I. Американский менеджмент

4.2.

Генри Форд (1853-1947)

4.2.1.

Моя жизнь, мои достижения

4.3.

Ли Яккока

4.3.1.

Карьера менеджера

4.4.

Селигмен Бен-Барух (1912-1970)

4.4.1.

Сильные мира сего: бизнес и бизнесмены в американской истории

4.5.

Вопросы для самопроверки

4.6.

Библиографический список

4.7.

Часть 2. Опыт управления в Японии

4.7.1.

«Сделано в Японии: Акио Морита и «Сони»

4.7.2.

Конкуренция

4.8.

Тоёхиро Коно

4.9.

Дж.Грейсон младший, К.О'Делл

4.9.1.

«Американский менеджмент на пороге 21 века»

4.10.

Библиографический список

4.11.

Вопросы для самопроверки

5.

Глава 4. Некоторые аспекты управления на микроэкономическом уровне

5.1.

Альфред Маршалл (1842-1924)

5.1.1.

Принципы политической экономии

5.2.

Фредерик Уинслоу ТейлорБиографические данные см. гл. 1.

5.2.1.

Научная организация труда

5.2.2.

Управление фабрикой

5.3.

Анри ФайольБиографические данные см. гл. 1.

5.3.1.

Общее и промышленное управление

5.4.

Гаринктон Эмерсон (I853-I93I)

5.4.1.

Двенадцать принципов производительности

5.5.

Дж.Грейсон младший, К.О'ДеллБиографические данные см. с. 72.

5.5.1.

Американский менеджмент на пороге 21 века

5.6.

Л.Мобли, К.Маккеон

5.6.1.

Как добиться успеха. Практические советы деловым людям

5.7.

Вопросы для самопроверки

5.8.

Библиографический список

6.

Глава 5. Корпоративная природа менеджмента и социальное положение управляющих

6.1.

Карл Маркс (1818-1883)

6.1.1.

Процент и предпринимательский доход

6.2.

Адолф О.Берли

6.2.1.

Современная корпорация и частная собственность

6.3.

Гардинер Минз (1896)

6.3.1.

Корпоративная революция в Америке. Экономическая реальность против экономической теории

6.4.

Джеймс Бэрнхем (1905)

6.4.1.

Управленческая революция. Что происходит в мире

6.5.

Джон Кеннет Гэлбрейт (1908)

6.5.1.

Экономические теории и цели общества

6.6.

Мид Джеймс Эдвард (1907)

6.6.1.

Агатотопия: экономика партнерства

6.7.

Вопросы для самопроверки

6.8.

Библиографический список

Управление предприятием - молодая отрасль знания в системе прикладных экономических наук, сформировавшаяся только в 20 в. Почему процесс онаучивания управления начался сравнительно поздно? Какие факторы обусловили переход от эмпирики в управлении к научному менеджменту? Как шел процесс формирования этой научной дисциплины? Ответ на эти вопросы вам поможет найти данное научно-методическое пособие, подготовленное коллективом авторов.

Истоки современных концепций управления уходят в недалекое прошлое. В этой работе рассматриваются ведущие школы научного менеджмента в процессе их возникновения и эволюции. Основы управления предприятием как науки были заложены в начале 20 в. Ф.У.Тейлором в США и А.Файолем во Франции, которых по праву считают классиками научного менеджмента. Влиятельная школа «человеческих отношений» в промышленности, основоположником которой является Э.Мейо (США), изучает социально-психологические аспекты управления. Во второй половине 20 в. начала развиваться так называемая «эмпирическая школа», которая анализирует и обобщает опыт управления «образцовых компаний» в новейших отраслях промышленности.

Существование различных школ научного менеджмента обусловлено сложным содержанием самого предмета исследования - управления предприятием, развитие которого происходит под воздействием множества технологических, организационных и социально-экономических факторов. Возникновение и дальнейшая эволюция той или иной концепции .управления происходит в конкретных исторических условиях. Вместе с тем, конкурируя между собой, они дополняют друг друга, определяя в конечном счете содержание управления как научной дисциплины в целом. Процесс научного менеджмента был также обусловлен применением фундаментальной экономической теории и математических методов к решению оптимизационных задач управления предприятием. Эта область науки управления получила название «Исследование операций». Ряд ученых - А.Берль, Г.Нинз, Д.Гэлбрейт исследовали социальные функции управляющих, их место и роль в системе экономических отношений.

Внедрение достижений научного управления в практику хозяйствования является важным фактором экономического роста, повышения эффективности производства. Однако этот процесс идет неравномерно в силу технологической и организационной многоукладности современного производства, где «высокие» технологии сосуществуют с традиционными и сохраняются предпосылки для применения принципов «классического» менеджмента в духе тейлоризма и эмпирических знаний, порождаемых непосредственно здравым смыслом и интуицией управленческих кадров. Ориентация на новейшие открытия научного менеджмента является необходимым условием оптимального использования новых технологий, более полного использования творческих способностей работников, ускорения социально-экономического прогресса.

При подготовке методических материалов к спецкурсу авторы поставили своей задачей показать истоки, эволюцию и многообразие концепций научного менеджмента. Экскурс в историю данного вопроса сопровождается выдержками из оригинальных произведений выдающихся ученых и менеджеров, стоявших у истоков основных концептуальных направлений. Знакомство с первоисточниками позволит студентам лучше оценить значение наследия основоположников научного менеджмента.

© Центр дистанционного образования МГУП