Московский государственный университет печати

Общая редакция Т.Н. Лосевой


         

Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом: Учебное пособие

Для всех специальностей


Общая редакция Т.Н. Лосевой
Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом: Учебное пособие
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение

2.

Глава 1. Генезис научного менеджмента. Классическая школа

2.1.

Фредерик Уинслоу Тейлор (I850-I9I5)

2.1.1.

Основы научного управления предприятием

2.1.2.

Управление фабрикой

2.2.

Анри Файоль (1841-1925)

2.2.1.

Принципы и элементы управления. Общие принципы управления

2.2.2.

Элементы управления. Предвидение

2.3.

Вопросы для самопроверки

2.4.

Библиографический список

3.

Глава 2. Школа человеческих отношений, методы гуманизации управления

3.1.

Роберт Оуэн (1771-1858)

3.2.

Элтон Мэйо (1880-1949)

3.2.1.

Социальные проблемы индустриальной цивилизации

3.3.

Абрахам Х.Маслоу (1908-1970)

3.3.1.

Мотивация и личность

3.3.2.

Данные физиологии и теории ценности

3.4.

Дуглас Макгрегор (1906-1964)

3.4.1.

Человеческие отношения на предприятии

3.5.

Вопросы для самопроверки

3.6.

Библиографический список

4.

Глава 3. Опыт управления в компаниях США и Японии на основе научного менеджмента

4.1.

Часть I. Американский менеджмент

4.2.

Генри Форд (1853-1947)

4.2.1.

Моя жизнь, мои достижения

4.3.

Ли Яккока

4.3.1.

Карьера менеджера

4.4.

Селигмен Бен-Барух (1912-1970)

4.4.1.

Сильные мира сего: бизнес и бизнесмены в американской истории

4.5.

Вопросы для самопроверки

4.6.

Библиографический список

4.7.

Часть 2. Опыт управления в Японии

4.7.1.

«Сделано в Японии: Акио Морита и «Сони»

4.7.2.

Конкуренция

4.8.

Тоёхиро Коно

4.9.

Дж.Грейсон младший, К.О'Делл

4.9.1.

«Американский менеджмент на пороге 21 века»

4.10.

Библиографический список

4.11.

Вопросы для самопроверки

5.

Глава 4. Некоторые аспекты управления на микроэкономическом уровне

5.1.

Альфред Маршалл (1842-1924)

5.1.1.

Принципы политической экономии

5.2.

Фредерик Уинслоу ТейлорБиографические данные см. гл. 1.

5.2.1.

Научная организация труда

5.2.2.

Управление фабрикой

5.3.

Анри ФайольБиографические данные см. гл. 1.

5.3.1.

Общее и промышленное управление

5.4.

Гаринктон Эмерсон (I853-I93I)

5.4.1.

Двенадцать принципов производительности

5.5.

Дж.Грейсон младший, К.О'ДеллБиографические данные см. с. 72.

5.5.1.

Американский менеджмент на пороге 21 века

5.6.

Л.Мобли, К.Маккеон

5.6.1.

Как добиться успеха. Практические советы деловым людям

5.7.

Вопросы для самопроверки

5.8.

Библиографический список

6.

Глава 5. Корпоративная природа менеджмента и социальное положение управляющих

6.1.

Карл Маркс (1818-1883)

6.1.1.

Процент и предпринимательский доход

6.2.

Адолф О.Берли

6.2.1.

Современная корпорация и частная собственность

6.3.

Гардинер Минз (1896)

6.3.1.

Корпоративная революция в Америке. Экономическая реальность против экономической теории

6.4.

Джеймс Бэрнхем (1905)

6.4.1.

Управленческая революция. Что происходит в мире

6.5.

Джон Кеннет Гэлбрейт (1908)

6.5.1.

Экономические теории и цели общества

6.6.

Мид Джеймс Эдвард (1907)

6.6.1.

Агатотопия: экономика партнерства

6.7.

Вопросы для самопроверки

6.8.

Библиографический список

Управление на микроэкономическом уровне (предприятие, фирма) - один из видов социально-экономического управления, охватывающий различные стороны деятельности.

Это процесс планирования, организации, мотивации и контроля.

Цель управления на микроэкономическом уровне состоит в том, чтобы обеспечить стабильность экономического развития предприятия. Теория и практика управления предприятием связана с именами таких ученых и практиков, как ,например, Ф.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Г.Форд и др., работы которых в области менеджмента взаимно дополняют друг друга.

Основоположником микроэкономического подхода к проблемам экономики является крупнейший английский экономист Альфред МаршаллМаршалл А. Принципы политической экономии. - М.: Прогресс, 1983. T. 1-3..

Французский ученый Анри Файоль был одним из первых исследователей, который классифицировал менеджмент по его функциональным признакам, а именно: предвидение, организация, распоряжение, согласование и контроль. Этот подход не утратил своей актуальности для фирмы и в настоящее время.

По Файолю, источник эффективности системы управления заключается в собственно управленческих процедурах, установлении и применении правильных принципов управления.

Особое внимание А.Файоль уделил проблемам высшей администрации. Он пришел к заключению, что личность администратора весьма существенна для процветания фирмы и составил перечень качеств, которыми должен обладать менеджер: здоровье и физическую бодрость, ум и интеллектуальные способности, личностные качества (настойчивость, мужество и др.), хорошее общее образование, управленческие способности, компетентность и др.

Ф.У.Тейлор сосредоточил внимание на цеховом управлении. Из своих исследований и экспериментов он вывел ряд общих принципов, которые легли в основу его системы. К их числу относятся: разделение и измерение труда, поминутное расчленение и подробное описание производственных операций, учет индивидуальных способностей работника, стимулирование его труда и др.

Ф.У.Тейлор боролся с нерациональными трудозатратами и пустым времяпровождением, ввел хронометраж. По его мнению, научное управление не что иное, как некое средство, экономящее труд.

Г.Эмерсон и Г.Форд сосредоточили свое внимание на производственном процессе. В книге «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а затем в главном труде своей жизни «Двенадцать принципов производительности» Г.Эмерсон обосновывает, как надо управлять производством, исследует проблемы дисциплины труда, аргументирует справедливое отношение к персоналу, показывает роль надежного учета и нормирования операций в справедливом вознаграждении за труд».

Генри Форд ввел конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки, четкую систему контроля и планирования. Все это способствовало тому, что империя Форда работала в режиме автоматики. На его заводах была создана социологическая служба, по тем временам это было крупным новаторством в менеджменте. Форд первым установил на своих предприятиях минимальный уровень зарплаты и 8-ми часовой рабочий день.

В автобиографических книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра» Г.Форд указывает на особенности управления его предприятиями: оптимальное количество служащих, минимум всевозможной документации, отсутствие бюрократической волокиты и др.Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра: Пер. на рус. яз. Б.С.Шихмана. - М., 1927.

Концепции менеджмента, наблюдения, рекомендации, опыт управляющих-практиков составляет основу для дальнейшего развития идей современного управления на микроуровне. Общее направление эволюции управления состоит в переходе от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления в условиях в значительной степени индивидуализированного производства и обострившейся конкуренции.

Фирма рассматривается как «открытая» система. Эффективность ее деятельности зависит не столько от ее внутренних факторов производства, сколько от внешних.

Ставка делается на саморегулирующегося человека, способного творчески мыслить, идти на риск. Большое внимание уделяется коллективной работе и рациональности. Четко очерчены управленческие группы, в результате чего возрастает значимость выявления круга вопросов, которые должны решаться на различных уровнях управления, делегирования полномочий, направления информационных потоков. Так, «модель Гарцбурга» (Германия) предусматривает перенесение ответственности на нижние уровни управленияЦёльнер Клаус-Петер. Что такое «модель Гарцбурга» // Проблемы теории и практики управления. 1992. - №1. - С. 77-80..

Руководитель обязан обеспечить подчиненные ему сферы квалифицированным персоналом. В рамках проектов он ставит перед сотрудниками цели и в случае необходимости дает соответствующие инструкции; требует от персонала самостоятельных действий и принятия решений; координирует деятельность сотрудников во вверенной ему сфере управления.

Основная идея при этом заключается в передаче права принятия предпринимательских решений лицам наиболее компетентным в соответствующем вопросе. Это означает отказ от авторитарного стиля руководства и переход к так называемому кооперативному управлению. Делегирование ответственности осуществляется от высшего уровня руководства к нижестоящему и далее, вплоть до самого низшего уровня. При этом каждый сотрудник действует в ясно очерченной сфере и получает четко сформулированные задания, за выполнение которых несет полную ответственность. Тем самым повышается и качество решений на всех уровнях. Руководители и рядовые сотрудники идентифицируются с возложенными на них задачами, что является важным мотивом к достижению высоких результатов.

«Модель Гарцбурга» предъявляет высокие требования как к рядовым сотрудникам, так и к руководителям всех уровней, что находит отражение в детально зафиксированных должностных обязанностях. Сотрудник обязан самостоятельно действовать и принимать решения в рамках своих задач и своей компетентности.

В сфере своей ответственности он должен демонстрировать предпринимательское поведение, то есть для получения высоких результатов постоянно стремиться к улучшению положения в данной области, а также постоянно повышать свою квалификацию для сохранения компетентности в своей сфере деятельности.

Для контроля за деятельностью персонала в большинстве немецких фирм используется система признаков, характеризующая степень трудовой эффективности. Наиболее часто применяются такие критерии как адаптационные возможности работника, способность интенсифицировать труд, организация и соблюдение порядка на рабочем месте, сообразительность и упорство в достижении цели.

К числу важных достижений в области внутрифирменного управления относится разработанная в США в 60-х гг. система оперативного управления производством с использованием вычислительных машин, известная под названием «планирование потребности в материалах». В 70-е гг. эта система распространилась не только в США, но стала достоянием и других стран.

За последние два десятилетия промышленность США достигла особых высот в области управления мелкосерийным производством.

В Японской системе управления фирмой эффективно используются две основные группы методов. Первая система «Канбан» - «точно вовремя», вторая - «комплексное управление качеством».

Суть системы «точно вовремя» заключается в том, что на всех фазах производственного цикла фирмы отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное многопредметное производство. Требуемый узел или деталь поставляется к месту по следующей производственной операции «точно вовремя», готовые изделия производятся и отправляются потребителю, когда в них есть потребность.

«Комплексное управление качеством» предполагает реализацию разнообразных действий и методов управления, которые можно кратко сформулировать в ряде положений:

  1. Система управления качеством может применяться либо самостоятельно, либо в сочетании с системой производства «точно вовремя».
  2. Основные принципы системы комплексного управления качеством состоят в следующем: контроль за производственным процессом; наглядность результатов измерения показателей качества; соблюдение требований к качеству; в случае обнаружения брака остановка поточной линии любым рабочим; самостоятельное исправление ошибок; проверка качества всей произведенной продукции и ее совершенствование.
  3. Наиболее точно суть концепции комплексного управления качеством выражает лозунг «Обеспечить качество на каждом рабочем месте». Ответственность за обеспечение качества закреплена за непосредственными исполнителями - производственными подразделениями. На предприятиях организуются специальные группы из рабочих и мастеров, которые регулярно обсуждают пути повышения качества продукции, внедряются программы «нулевых дефектов» и другое.
  4. Комплексное управление качеством способствует сокращению затрат рабочего времени на переделку бракованных изделий, уменьшению непроизводительного расходования материалов и повышению конкурентоспособности японских товаров. Поэтому не случайно, высококачественные и дешевые японские товары пользуются значительным спросом на мировом рынке.

Одной из наиболее современных модификаций управления фирмой является стратегическое управление. Под стратегией управления фирмой понимается определение долгосрочных целей ее развития и факторов повышения доходности с учетом возможных изменений конъюнктуры рынка и обеспечение условий, помогающих противостоять неблагоприятным воздействиям случайных факторов.

Основным документом, определяющим предпринимательскую деятельность фирмы, является бизнес-план        Грудзенски Веслав - профессор, директор института организации машиностроительной промышленности (Польша). Бизнес-план - основной инструмент современного управления фирмой // Проблемы теории и практики управления. 1992. - № 2. - С. 96-100..

План содержит пять разделов, отвечающих на следующие вопросы:

  1. Какая продукция должна изготовляться или какие услуги будут оказываться, каков их технический и технологический уровень?
  2. Почему бизнес-план принесет успех при продаже на определенном рынке (освоенном фирмой и новом)?
  3. В какой сфере будет осуществляться бизнес?
  4. Каковы денежные, материальные и социальные ресурсы фирмы, и возможности их использования для реализации целей, указанных в плане?
  5. Когда будут достигнуты результаты?
  6. Кто будет нести личную ответственность за достижение конкретных целей и заданий, содержащихся в бизнес-плане?
  7. Каковы будут затраты на бизнес и какая будет ликвидность средств, на какие источники финансирования можно рассчитывать?

Подготовка бизнес-плана включает следующие этапы его составления: анализ фирмы и рынка, стратегическое планирование, анализ системы управления, финансовый анализ, представление результатов и синтез.

При этом учитывается степень инфляции и курсы обмена валют, налоги, амортизация, связь с поставщиками и потребителями и т.д.

Аналитические результаты при разработке бизнес-плана предшествуют выводам, которые включают в себя определение статуса фирмы, ее стратегию, надежность, необходимые ресурсы для реализации целей, ожидаемые выгоды и чистые денежные доходы.

От организации управления во многом зависит прибыльность предприятия, поэтому практика менеджмента относится к области коммерческой тайны. Обращение к непосредственному опыту деятельности западных фирм способствует более глубокому пониманию сути философии современного менеджмента в условиях рыночной экономики. Однако следует учитывать, что менеджмент является частью национальной культуры и поэтому должно быть исключено буквальное копирование чужого опыта.

А.Маршалл - основоположник «Кембриджской школы». Его главный труд - «Принципы политической экономии», появившийся в 1690, многократно переиздавался и на протяжении многих десятилетий служил основным учебником по экономической теории не только в Англии, но и в ряде других капиталистических стран. Основоположник микроэкономического подхода к изучению экономических явлений.

... Старейший и простейший путь возрождения жизненности предприятия заключается в том, чтобы сделать партнерами своими некоторых из самых способных своих служащих...

… Существуют и всегда существовали частные товарищества... В подобных случаях часто практикуется четкое разделение труда по управлению: например, в обрабатывающей промышленности один партнер занимается почти исключительно закупкой сырья и сбытом готовой продукции, а другой несет ответственность за управление фабрикой...

... Самая трудная работа по управлению - это обычно та, которая меньше всего заметна, а те, кто занят физическим трудом, склонны недооценивать интенсивность напряжения, связанного с высшей формой труда по руководству предприятием, и завидовать такому труду...

Печатается по: Маршалл А. Принципы политической экономии. - М., 1983. T. I. - С. 385-386, 340.

«... При наилучше организованной поденной работе обычного типа, при условии ведения точного учета количества выработки, сделанной каждым человеком, и его производительности, причем заработная плата каждого рабочего повышается в соответствии с повышением его производительности, а те рабочие, которые не могут достичь определенного уровня ее, увольняются и заменяются свежими, заботливо подобранными рабочими, - при таких условиях можно в значительной степени положить конец как естественной, так и систематической «прохладце», и замедлению темпа работы... Это предполагает постепенное замещение наукой грубой эмпирии, господствующей во всех областях механического производства... »

«... Те руководители управления, на чьей обязанности будет лежать развитие самих научных методов должны будут также взять на себя и руководство при применении этих методов...

Каждый рабочий должен был бы ежедневно пользоваться наставлениями и самой дружественной помощью со стороны своих руководителей вместо того, чтобы, с одной стороны, его погоняли и принуждали к работе надсмотрщики, а с другой, он был бы предоставлен в производстве исключительно своим собственным силам, без всякой помощи. Это тесное, интимное, личное сотрудничество управляющих с рабочими относится к сущности современной научной организации надзора над производством... »

Печатается по: Тейлор Ф. Научная организация труда. - М.: НКПС Транспечать, 1925. - С. 5-6.

«... При обычном или военном типе управления рабочие разделяются на группы. Люди каждой группы принимают приказания только от одного лица, от начальника или десятника группы. Это лицо является единственным посредником, при помощи коего рабочие приходят в контакт с различными административными функциями.

Без сомнения, основная отличительная черта функциональной администрации заключается в том, что при ней рабочий, вместо того, чтобы вступить в непосредственный контакт с администрацией только через десятника своей артели ежедневно получает приказания от восьми ежедневных десятников, из коих каждый исполняет свои особые функции... »

Печатается по: Тейлор Ф. Управление фабрикой. Научная организа­ция труда. - М.: НКПС Транспечать, 1925. - С.167-188.

«... Когда обнаруживается недостаток дисциплины или когда взаимоотношения между начальником и подчиненными оставляют желать лучшего, ни в коем случае не следует небрежно ограничиваться сваливанием вины на другое состояние отряда; гораздо чаще дело в бездарности начальников...

Не забывайте, что мастер представляет собой воплощение долголетнего опыта и обладает способностью рассуждать, развитой ежедневной практикой, и подумайте, что в общении с ним вы сможете почерпнуть необходимые ценные дополнения к вашему образованию. По отношению к рабочим сохраняйте неизменно вежливую и благожелательную манеру себя держать, старайтесь изучать их всесторонне: их поведение и их характер, и их сноровку, и их работу, и. даже их личную жизнь... При выполнении служебных обязанностей внимательно взвешивайте свои слова и не делайте незаслуженных упреков...».

Печатается по: Файоль А. Общее и промышленное управление. - М., 1924. - С.36, 131-134.

Один из классиков в области теории и практики управления. Сформулировал ключевое понятие «эффективности», первый обратил внимание на проблему принципов научного подбора кадров. Главный труд его жизни - «Двенадцать принципов производительности».

«... Рабочие и мастера, то есть ниэовый персонал предприятия, стоят так далеко от руководителя дела, определяющего основные линии его деятельности и несущего на себе ответственность за организацию, за распределение полномочий, за общий ход работ, что им поневоле приходится самим создавать себе те или иные цели, те или иные рабочие стимулы, очень часто расходящиеся с установкой верхов. Если бы мы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы все они действовали в одном и том же направлении, то результаты получились бы колоссальные, но поскольку на деле они тянут в разные стороны, равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной. Если бы каждый ответственный работник промышленности отчетливо формулировал свои идеалы, настойчиво проводил их у себя на предприятии, проповедовал их повсюду, внушал их всем своим подчиненным сверху донизу иерархической лестницы, то наши производственные предприятия достигли бы такой же высокой индивидуальной и коллективной производительности, какой достигает хорошая бейсбольная команда.

Перед руководителем промышленного предприятия, если тот только не лишен здравого смысла, открываются лишь два пути. Либо он выставляет свои личные идеалы и отказывается от всех несогласных с ним принципов производительности, либо, наоборот, принимает производительную организацию и принципы производительности и вырабатывает соответствующие им высокие идеалы».

Печатается по: Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. - М.:Республика, I992.-C.112-113, 123

«... Многие люди, как показали исследования, гораздо эффективнее работают в рамках небольшой группы... Небольшие рабочие группы действуют гораздо эффективнее, общаются лучше, обучаются быстрее, чем огромные по численности подразделения...

Одно из исследований позволило выяснить интересный факт. Компании, где показатель роста объема продаж и прибылей был ниже среднего уровня, имели в четыре раза больше работников функциональных служб и уровней управления, чем успешно функционирующие передовые фирмы...

  1. При внедрении новых форм и методов управления в практику необходимо начать с изменений в процессе внедрения управленческих нововведений. Традиционный подход предусматривает, что все нововведения будут осуществляться группой специалистов. Между тем гораздо более перспективным является подход, при котором внедрение новых форм управления поручается людям, которые будут использовать их в своей повседневной работе.
  2. Деятельность всех малых проблемных групп должна быть увязана с общими целями компании и направлена на их достижение.
  3. Профсоюзы должны непосредственно участвовать в подготовке любых изменений в системе управления и методах работы.
  4. Работа по вовлечению работников в управление должна быть увязана с такими организационными изменениями, как внедрение системы «точно вовремя», новой системы обслуживания потребителей и новых производственных мнений.
  5. Необходимо повысить уровень общей специальной подготовки работников в решении производственно-сбытовых проблем...
  6. Наиболее перспективным направлением использования различных механизмов участия работников в управлении является не совершенствование уже действующей, а создание новой, более эффективной системы управления, которая сможет обеспечить решение любых нетрадиционных проблем.

Печатается по: Грейсон Дж. младший, О'Делл К. Американский менеджмент на пороге 21 века: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1991. - С. 142, 143, 174-175.

I

... Сегодня, если вы ищете пути увеличения прибыли только за счет снижения издержек производства, вы рано или поздно выбываете из бизнеса...

В информационную эру... делайте ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя вещи эти и взаимосвязаны). Что же является самым главным сегодня для множества новых мелких и средних компаний... для крупных фирм?

Это способность фирмы дать потребителю товар более высокого качества, чем прежде, или обладающего какими-то новыми свойствами, чем ранее, и притом за ту же цену, при тех же издержках производства.

... Меняется вся концепция организованного устройства компании, происходит сдвиг от осуществления административного контроля сверху вниз, к концепции творческого взаимодействия между различными управленческими подразделениями и службами, с тем, чтобы быстро, своевременно реагировать на происходящие на рынке изменения.

... В информационную эру для большинства компаний проблема «расти или умереть», то есть вылететь из бизнеса, трансформируется в проблему «меняться или умереть».

Печатается по: Нобли Л., Маккеон К. За фасадом ИБМ. - Нью-Йорк, 1989. Макгроу-Хилл. Как добиться успеха. Практический совет деловым людям: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1991, С.84, 85, 97, 98, .108.

  1. Что такое микроэкономическое управление?
  2. Назовите имена ученых и практиков-менеджеров, работавших непосредственно в области управления предприятием.
  3. Какие идеи находятся в центре внимания управления фирмой в американском и японском менеджменте?
  4. Как выглядит структура управления фирмой?
  5. Что такое бизнес-план и в чем его функциональное назначение?

  1. Грейсон Дж. младший, О'Делл К. Американский менеджмент на пороге 21 века. - М.: Экономика, 1991.
  2. Макгроу-Хилл. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. - М.: Политиздат, 1991.
  3. Цёльнер К.П. Что такое модель Гарцбурга // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 1. - С.77-80.
  4. Исикава К. Японские методы управления качеством. - М.: Экономика, 1988.
  5. Маршалл А. Принципы политической экономии. - T.I. - М.: Прогресс, 1983.
  6. Месхон М., Альберт М., Хедоури Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.
  7. Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. - М.: Политиздат, 1976.
  8. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992.
  9. Шонбергер Р. Японские методы управления производством. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1988.

© Центр дистанционного образования МГУП