Московский государственный университет печати

Козаченко Б.Ф.,
Черкасов М.М.,
Кудряшова В.В.,
Кочетков А.Л.,
Карпеева Н.В.


         

История экономики

Конспект лекций для студентов всех специальностей


Козаченко Б.Ф., Черкасов М.М., Кудряшова В.В., Кочетков А.Л., Карпеева Н.В.
История экономики
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

ВВЕДЕНИЕ

2.

Лекция 1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

2.1.

ЭКОНОМИКА ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

2.1.1.

Периодизация истории Древнего Египта

2.1.2.

Командно-распределительная система египетской экономики

2.1.3.

Экономика сельского хозяйства

2.1.4.

Египетская промышленность (ремесло)

2.1.5.

Египетская экономика как образец азиатского способа производства

2.1.6.

Торговля и транспорт. Деньги

2.1.7.

Заключение

2.2.

ЭКОНОМИКА АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ)

2.2.1.

Отличия античного способа производства от азиатского

2.2.2.

Периодизация истории Древней Греции

2.2.3.

Эгейский мир и гомеровская Греция

2.2.4.

Ранняя Греция

2.2.5.

Классическая Греция

2.2.6.

Эллинизм

2.2.7.

Античный способ производства

3.

Лекция 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ

3.1.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕОДАЛИЗМА

3.1.1.

Экономическое развитие Франкского государства

3.2.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В IX-XI вв. ОФОРМЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ

3.3.

ОСОБЕННОСТИ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВО ФРАНЦИИ

3.4.

ФЕОДАЛЬНЫЙ ГОРОД, РЕМЕСЛО, ТОРГОВЛЯ

4.

Лекция 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В XVII ВЕКЕ

4.1.

МНОГОУКЛАДНОСТЬ ЭКОНОМИКИ

4.1.1.

Сельское хозяйство

4.1.2.

Промыслы и ремесло

4.1.3.

Мануфактура

4.1.4.

Образование всероссийского рынка

4.1.5.

Государственные финансы. Денежное обращение. Медный бунт

4.2.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА В РОССИИ

4.2.1.

Экономическая отсталость России. Реформы

4.3.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

4.3.1.

Первая половина XVIII века

4.4.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

5.

Лекция 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОЛЛАНДИИ В XVI-XVII ВЕКАХ

5.1.

ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА ГОЛЛАНДИИ

5.2.

ЭКОНОМИКА ГОЛЛАНДИИ В XVII ВЕКЕ

5.3.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В ГОЛЛАНДИИ

5.4.

КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

5.5.

КОЛОНИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОЛЛАНДИИ

5.6.

ПРИЧИНЫ УПАДКА ГОЛЛАНДИИ В XVIII ВЕКЕ

6.

Лекция 5. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ

6.1.

ПРЕДПОСЫЛКИ И СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА

6.1.1.

Этапы промышленного переворота в Англии

6.2.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В АНГЛИИ

Хотя Египет и Грецию в период до нашей эры относят обычно к «древнему миру» или «рабовладельческому способу производства», тем не менее, они - представители разных цивилизаций. Если с экономической характеристикой Древней Греции как рабовладельческого способа производства можно согласиться, то экономика Древнего Египта может быть представлена лишь как «азиатский способ производства». По типу цивилизацию Египта можно называть «речной», а цивилизацию Древней Греции - «морской» (средиземноморской).

Историю стран принято понимать как писаную историю. Те времена, о которых нет письменных свидетельств, называют доисторическими. Начало истории Египта датируется 3000 г. до н.э. Но материальные следы человека, обнаруженные на берегах Нила, относятся к 10000 г. до н.э., а постоянные поселения возникли на рубеже VI и V тысячелетий до н.э. Найденное в ямах Фаюмского оазиса зерно датируется 4500 г. до н.э. IV тысячелетие до н.э. называется додинастическим периодом, в конце которого известно имя царя - Нармер. Об этом периоде также имеются письменные свидетельства. В период 3000-2778 гг. до н.э. существовало Раннее царство (две династии). Период 2778-2263 гг. представляет собой Древнее царство (с III по XII династии, первый фараон - Джосер, затем Снофру, Хуфу - Хеопс). Далее идет 1-й переходный период (с VII по X династии). Период 2160- 1785 гг. до н.э. получил название «Среднее царство» (с XI по XII династии). Затем наступает 2-й переходный период. Здесь царствовали с XIII по XVII династии. С 1580 по 1085 г. до н.э. длилось Новое царство, после чего наступает 3-й переходный период, продлившийся до 715 г. до н.э. (с XXI по XXIV династии). Период 715 -332 гг. до н.э. называется «Позднее царство» (с 25 по 31 династии). В 332 г. до н.э. Египет завоевывает Александр Македонский. С 305 до 31 г. до н.э. длится птолемеевский период, с 30 г. до н.э. по 395 г. н.э. продолжался Римский период.

Египетский язык был расшифрован около 1830 г. французским филологом Шампольоном. Ныне установлено, что в эволюции египетского языка было 4 фазы: староегипетский язык (до XXIII века до н.э.), среднеегипетский (классический) язык (до XV века до н.э.), новоегипетский язык (до VII в. до н.э.) и демотический язык (до V в. до н.э.). Далее египетский язык превращается в коптский, которым пользовались до XVI в. н.э. Сейчас известно 20 тыс. древнеегипетских слов.

Древнеегипетская письменность (иероглифы) в своей основе имела звуковой принцип (в отличие, например, от китайских иероглифов), который лег в основу европейских языков. Слова «папирус», «оазис», «эбонит», «базальт», «натр», «химия» дошли до нас из египетского языка. Иероглифическое письмо использовалось в Египте 3500 лет, т.е. больше, чем любая иная система письменности (клинопись, латинский алфавит и т.д.). Изобретение письменности явилось самым большим вкладом египтян в мировую цивилизацию. Из иероглифов в XVI в. до н.э. возникло синайское письмо, из него в XIII в. - финикийское письмо, затем через посредство арамейской письменности в IX в. до н.э. возник греческий алфавит, из него - латинский, из латинского - славянская азбука. В очертании современных букв обнаруживаются признаки египетского происхождения.

История Египта (3000 г. до н.э.) открывается письменными документами как история объединенного (Нижнего и Верхнего) Египта.

Материальной основой экономики Древнего Египта была река Нил, самая длинная река в мире, использование которой требовало не просто силы коллектива, но даже и силы единого государства. Работы по ирригации и поддержанию гидрорежимов требовали не только централизации экономической власти, но и ее обожествления. Фараон почитался, как живой бог, а не только как царь. Если бог-фараон правил нормально и ему беспрекословно все подчинялись, то в стране было процветание и изобилие, разливы Нила приносили урожаи ячменя, пшеницы, скот умножался, в страну везли золото, серебро, медь и многие другие товары. Но если божественность фараона ставилась под вопрос, то в стране наступал упадок, брат шел на брата. Нил катил свои воды мимо полей, наступал голод, привозные товары исчезали. Для поддержки божественности главного ирригатора строились пирамиды, храмы, действовал религиозный культ. Пирамиды и храмы - это не выражение эксплуатации человека человеком, а главный фактор производительности общественного труда. Асуанская плотина, между прочим, фундаментально подорвала эту производительность, поскольку задерживает плодородный ил, без которого вода теряет плодородие.

Фараон был вершиной планово-экономического и распорядительного центра Египта. Государство в его лице было и верховным собственником всех орошаемых земель. Государство (через аппарат чиновников) передавало крестьянским общинам землю в наследственное пользование, за это взималась натуральная оплата, причем - по биологическому принципу - в зависимости от урожая в данном сезоне. Крестьянин был юридически свободен, но за пользование землей обязан был платить (натурой). До нас дошел текст исповеди Рамсеса III: «Моими повелениями, записанными в каждой канцелярии, я дарую им (святилищам) людей и земли, скот и корабли. Их баржи плывут по Нилу... Я наполнил ваши закрома ячменем и пшеницей... Я сделал для вас миллионы сосудов изукрашенных, золотых, серебряных и медных...». Хотя жизнь простых людей была несладкой, до тех пор, пока они почитали фараона как бога, они не решались на восстание. Заботясь о своем божественном величии, фараоны вникали не только в управление, но и во всяческие технические вопросы: Сети I заботился о поиске воды для добытчиков золота около Эдфы, Рамсес IV после изучения документации сам обследовал гору, возле которой предполагалось строительство. Рамсес II изучал способы добычи воды в пустыне Икаита (он считал, что величие не позволяет ему покидать берега Нила, а потому он руководил преимущественно сидя в своем дворце).

Несмотря на централизацию экономической власти, в Египте действовал и конкурентный принцип. Господствующей экономической группой были писцы, или, по-современному, интеллигенция. Но должности писцов не передавались просто по наследству. Чтобы стать писцом, надо было окончить школу писцов, а это зависело от усердия и таланта. Знатное происхождение могло помочь поступлению в школу, но не могло обеспечить ее успешного окончания. Часть писцов выходила из простых людей. Чиновников всех рангов было огромное количество, и все они набирались из тех, кто окончил школу. Выходец из деревни, исключенный из школы, должен был обращаться к крестьянскому труду. Каст в Египте не было, должности занимались как на наследственной, так и на конкурентной основе теми, кто окончил школу писцов. С самых древних времен администрация Египта была очень грамотной, уже при первой династии писцы оттискивали на глиняных пробках кувшинов свои имена и титулы с помощью печатей. Простой человек тоже мог сделать большую карьеру: Птахшепсес, начав с парикмахера, достиг должности премьер-министра царя Сахура (V династия).

В экономике сельского хозяйства Египта выделяются собственно крестьянское хозяйство и обслуживающая его ирригационная инфраструктура. Еще в доисторические времена было начато строительство оросительных каналов. Во все времена этим занимались чиновники, постоянные и временные работники. Разливы Нила и засухи на реке регулярно чередовались в течение года, но их интенсивность колебалась. В Египте появились первые группы метеорологов, агрономов и планировщиков. Хотя эти группы и не составляли касты, они, тем не менее, ревниво охраняли свои знания, держали их в секрете и имели привилегии, освященные религией. Существовал слой привилегированной земельной аристократии (называемый «пат», непривилегированное население называлось «рехит»).

Для египтян год определялся не солнечным циклом, а временем от урожая до урожая. Такой год назывался «ренпет». Он изображался в виде молодого ростка с почками. В начале июня начиналась засуха, Нил высыхал и мелел. Однако потом наступал разлив, река выходила из берегов и возвращалась в русло только через 4 месяца. Этот период в 4 месяца был для египтян первым временем года и назывался «ахет». Сразу же после окончания разлива начинали сеять. Потом 4-5 месяцев поливали посевы. Это время года называлось «перет». Далее следовал сезон «шему» - сбор урожая с последующей засухой.

Всего у египтян было три времени года. Но начало Нового года определить было трудно из-за определенных колебаний интенсивности речного потока. Впоследствии все три сезона стали считать равными, разделили на 12 месяцев по 30 дней. К последнему месяцу добавляли еще 5 дней. Но погрешность в четверть суток приводила к ошибкам при ожидании начала разлива Нила. Особой заботой фараона было устранение этой ошибки путем добавления 1 дня раз в 4 года. Расчетами же времени занимались ученые «дома жизни». Учреждение с таким названием имелось в самых крупных храмах Египта. Дом жизни представлял собой собрание ученых, жрецов и мудрецов, которые занимались науками, включая астрономию, геодезию, математику и др. Это были центры экономической и интеллектуальной жизни Древнего Египта. Была разработана система деления времени также и в пределах суток: день и ночь делились на 12 часов каждый. Часы имели свои собственные названия: первый час дня назывался «блистательный», шестой - «час подъема», двенадцатый - «Ра сливается с жизнью». В некоторых храмах для каждого часа имелись специальные жрецы, которые последовательно сменяли друг друга на дежурстве. Эта категория жрецов называлась «унуит», от слова «унут» (час). Ночью жрецы определяли час по звездам. Для этого задействовались два человека - наблюдатель и помощник. При этом наблюдатель использовал специально составленную таблицу, действительную только на 15 дней, так как надо было использовать в разное время года разные звезды в разное время. Были изобретены водяные часы - «клепсидра». Применялись и солнечные часы. В быту время измеряли простой оценкой «по солнцу».

Основными культурами в Египте были ячмень и пшеница. Сеятели и пахари работали одновременно. Поскольку земля перед посевом была влажной, то впереди шел сеятель, а за ним пахарь, который делал борозду, чтобы завалить землей посеянное зерно. Лемех у примитивного плуга был металлический или деревянный. Плуг тянула пара коров. Почва была мягкой, и быков использовали на более тяжелых работах. Пахарей обычно было двое: один держался за ручки плуга, а другой направлял упряжку.

Жатву осуществляли серпами. Жнецы срезали пучки колосьев и клали их на землю. За ними шли женщины, которые собирали колосья. Осыпавшиеся зерна собирали в миски. О том, собирали ли солому, неизвестно. Работы проводили от рассвета и до темноты. В крупных хозяйствах использовались надсмотрщики. Иногда работников сопровождал музыкант с флейтой, он пел песню. Иногда песни пели и сами работники. Одна такая песня дошла до нас:
Как прекрасен день!
Выходи из земли.
Поднимается северный ветер.
Небо исполняет наши желания.
Мы любим нашу работу.

Обмолот производили на токах, колосья разбрасывали по земле, по ним гоняли быков, при этом работники вилами перетряхивали колосья. Затем обмолоченное зерно веяли примитивным способом, ссыпали в корзины и отправляли в башни-зернохранилища.

Сеяли также и лен. В животноводстве разводили коз, овец, лошадей, коров. Овечью шерсть египтяне не использовали, в отличие от кочевников. Разводили также свиней, гусей и уток. Куры появились только в позднее время. Под пастбища отводили неудобные для земледелия земли. Птиц разводили в специальных загонах, которые оставались неизменными от Древнего до Нового царства.

Значительная часть Нильской долины представляла собой разные болота (египетское название дельты Нила Мехет означает «болото»), которые использовались для охоты, рыболовства и добычи папируса. В дельте люди жили за счет болот. Из волокон папируса плели веревки, делали циновки, сети, кресла, клетки, челноки и продавали жителям засушливой зоны. Из толстых стеблей папируса строили хижины. Для ловли рыбы делали одномачтовые деревянные суда.

Нил египтяне называли Итеру («река»). Божество Хапи представляло собой не что иное, как воплощение плодородной силы этой реки.

Сначала в Египте, как и в других странах Востока, использовали каменные орудия. Но постепенно возникала и металлургия. Вначале работали только с благородными металлами, а затем и с медью. Бронза появляется, начиная с XII династии (в эпоху Среднего царства). Египетское ремесло достигло высочайшего для Древнего мира уровня. Об этом красноречиво свидетельствуют и сокровища из гробницы Тутанхамона (XVIII династия, Новое царство). Примитивная технология компенсировалась высоким уровнем мастерства. Ремесло, однако, было двухуровневым: для царей и для простого народа. Правители египетских подразделений (номов) имели свое ремесло, которое можно считать подвидом «царского». В каменоломнях, рудниках, мастерских работали свободные люди, рабы использовались только иногда на вспомогательных работах, поскольку Египет был страной трудоизбыточной. Труд рабов применялся в целях удовлетворения престижа фараона и богатых людей.

Часть металлов производилась из руд в самом Египте, но значительная часть импортировалась из Азии, в особенности медь. Из других стран заимствовалось производство оружия, в особенности такого эффективного, как серповидные мечи, колесницы и др. Каждая мастерская имела управляющего, а всеми мастерскими заведовал главный управляющий тех или иных владений. Например, под изображением главного управляющего владений Амона (по имени Дуаунехех) сохранилась такая надпись: «Пришел, чтобы проверить мастерскую, чтобы открыть два дома золота и серебра, чтобы организовать все работы, чтобы руководить всеми работами, которые зависят от управляющего...». В больших масштабах осуществлялись художественные работы: из мрамора и алебастра точили вазы, бокалы, кувшины, чаши, украшая их фигурами людей или животных; только в одном папирусе сообщается, что храмам было пожертвовано 13568 статуэток из лазурита и бирюзы; рисовали картины и изготовляли скульптуры. Существовали большие мастерские с наемными работниками, которые плату за труд получали натурой - провизией, одеждой и т.д. Известны случаи забастовок, когда все эти вещи не поставлялись в срок. Все основные процессы работ и их результаты фиксировались писцами.

Основные положения, характеризующие азиатский способ производства, отличный и от первобытного, и от античного, таковы:

  1. отделение ремесла от земледелия, весьма дифференцированное разделение ремесленного труда внутри отдельного владения (царского, правителя нома, храма, общины и т.п.);
  2. натуральный обмен продуктами труда разных владений, прежде всего крестьянских и ремесленных;
  3. уплата ренты-налога различным инстанциям.

Основной закон такого общества заключался в том, что развитое разделение труда внутри общины (или иного владения) делал ненужным разделение труда внутри общества. Отсюда - застойный характер экономики. В Египте, например, за 3 тыс. лет его истории, включая и I век до н.э., фактически не произошло существенных изменений в экономике. Вплоть до недавнего времени в Египте применялся шадуф (водоподъемный журавль) для поливки полей, который был известен еще 5 тыс. лет назад. Появление даже монетных денег не изменило в принципе этого способа производства. Даже завоевание Египта Александром Македонским и его последующая эллинизация не могли превратить азиатский способ производства в античный. Изменились только адреса получателей ренты-налога. Как и раньше, земли Египта делились на царские и уступленные. Уступленные земли распадались на дарственные, храмовые и земли клерухов (военных поселенцев). Например, в деревне Керкеозирис из 1230 гектаров (4700 арур) 700 гектаров принадлежало царю. Обрабатывали же все эти земли крестьяне, которые были членами общины. С царских земель рента-налог отправлялась царю (натурой), а с других земель - соответствующим владельцам. Местные чиновники получали инструкции от царских чиновников из столицы и согласно им руководили производственным процессом, наблюдали за состоянием каналов, вели учет скота и др., составляли посевные ведомости. Что именно сеять, предписывалось сверху. Если земли были орошаемыми, но не затопляемыми, с них собирали два урожая.

Поступающая от общин и владений рента-налог подлежала строгому ежедневному учету на складах и в закромах. Продукты предназначались для удовлетворения потребностей фараона, его чиновников и слуг. Излишек продуктов пускался в торговый оборот: продукты либо обменивались на другие для царя и слуг, либо передавались оптовым торговцам. Крестьяне и ремесленники сбывали излишки продуктов и приобретали иные, им необходимые. Для этого существовали рынки. Обмен на рынках носил бартерный характер, но мерой ценности служили некоторые счетные единицы (счетные деньги). Первой счетной бартерной единицей была едина «шетит». Ее точная ценность неизвестна. Позже, в эпоху Среднего царства, возникли новые единицы - дебен (90 граммов) и кедет (9 граммов) золота, серебра, меди или драгоценных камней. Согласно найденным записям в папирусах, мешок полбы ценился в 1 дебен меди, бык - в 30 - 130 дебенов меди. Но это измерение ценности использовалось только для расчетов, для счета, обмен же был бартерный. Лишь когда при последних Рамсесах и в 3-й переходный период произошли массовые ограбления гробниц фараонов, вельмож, ограбления храмов, то в обращение хлынула масса драгоценных металлов. Продукты стали обмениваться на дебены и кедеты золота, серебра и меди.

Для передвижения египтяне пользовались каналом вдоль западного берега Нила, а также каналами, идущими в сторону западных пустынь. Отводные каналы вели в пустыню к оазисам. Самыми крупными оазисами были Фаюмский, Малый, Большой оазис Эль-Харге и др. Особый канал соединял Египет с Красным морем. Одновременно с каналом прокладывались и дороги. Главными видами транспорта были суда и вьючный транспорт, неимущие путешествовали пешком. Моряков в Египте не было, для перевозок по Средиземному морю египтяне нанимали чужеземных моряков, которые производили перевозки либо на судах Египта, либо на своих судах.

Строй, который был в Египте (азиатский способ производства), очень напоминает советскую экономику. Культ личности Сталина соответствовал обожествлению особы фараона и служил залогом производительности общественного труда. Хозяйство велось по указаниям из Центра. Вместо общественного разделения труда было разделение труда внутри предприятий, областей. Деньги, по сути, имели счетный характер, рынок как таковой отсутствовал. Рента-налог использовалась для создания оружия и содержания партократии. Известно, что еще до недавнего времени были «пайки», по которым министры, замминистры и партократия в спецраспределителях получали продукты по низким ценам. Имелась и сходная с египетской пирамида (мавзолей Ленина), на вершину которой приходил «живой бог» и приветствовал свой народ. Власть держалась не на репрессиях (они играли дополнительную роль), а на вере в Сталина и в марксизм-ленинизм.

В Древнем Египте уже первоначальное объединение Верхнего и Нижнего царств (корона Верхнего Египта была белой, Нижнего - красной, правитель объединенного Египта носил двойную корону) сопровождалось восстаниями и их жестоким подавлением. Фараон по имени Хасехем оставил запись об одной из расправ над восставшими в Нижнем Египте, указав, что он убил 48205 мятежников и 120 тыс. взял в плен. Но основой процветания страны была вера в то, что царь и есть живой бог.

Первый правитель Древнего царства (основатель III династии) Джосер построил первую (ступенчатую) пирамиду около 2770 г. до н.э. Сейчас доказано, что пирамиды стоили дешевле, чем это раньше представляли, и строились быстрее (10-20 лет). Пирамида была символом мощи и божественности правителя. В Египте была система множественности богов, в ней существовали и подсистемы. В г. Оне (Гелиополь) была подсистема, называемая эннэада божеств (из 9 богов): Ра-Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Главным богом первой столицы Древнего царства г. Мемфиса был бог Птах, покровитель ремесел и искусств.

Но, несмотря на все старания обожествления власти и фараона, в Древнем Египте существовал и распространенный скепсис относительно всего этого. Так, в Песне арфиста, записанной на многих стенах, даже стенах гробниц, говорится, что роскошные гробницы не спасают от забвения, а вот мудрость умершего человека делает его вечно существующим. Почвой для этого скепсиса были довольно частые смены царей и династий, а также и распад царств.

В эпоху Древнего царства возросло то, что ныне зовут ВНП (валовой национальный продукт). Правители номов (которых было около 40) разбогатели, их назначение на должность постепенно перестало быть функцией царя. Одновременно с богатством знати возникли очень бедные городские слои, а также и слои крестьян в деревне. В конце VI династии в результате стремления знати к независимости и восстаний беднейших слоев Египет распался на номы. После этого хозяйство страны стало клониться к упадку и запустению, оросительные системы стали разрушаться, основной капитал был растрачен, начались смуты, голод, грабежи. Смутное время (1-й переходный период) длилось более 200 лет. Хотя формально цари существовали (VII-X династии, 2263-2040 гг. до н.э.), но централизованное управление экономикой отсутствовало, население сократилось, крестьяне обеднели, ремесленники разорились. Как говорится в древних записях, в Египте наступила тьма. Невозможно установить, сколько особ было на тронах. Им никто не верил и не подчинялся.

Вновь объединил страну лишь Ментухотеп, основатель XI династии, после длительной и кровопролитной войны. Его преемники обеспечили восстановление и расширение оросительных систем, утвердили господство над Синаем и Нубией. Началось производство бронзы, земледельческий и сельскохозяйственный инструмент улучшился, равно как и оружие. По записям того времени, Египет стал «цветущим зеленым садом».

Около 2000 г. до н.э. власть захватил царский военачальник Аменемхет, он основал XII династию. Историки утверждают, что новый фараон обеспечил дальнейшее и подлинное процветание Египта. Но в литературе Среднего царства уже не было прежней веры в постоянство и неизменность общественного порядка.

Азиатский способ производства шире понятия «речная цивилизация». Подобный способ производства был распространен и в доколумбовой Америке (там была одна лишь цивилизация), и в Китае, в Индии, в России. Способ производства в крепостнической России не был по своей природе феодальным. Это был азиатский способ производства с элементами вестернизации. Феодализм существовал только в Новгородской республике, которую Иван Грозный завоевал и разорил своими многочисленными войнами. Для феодализма характерно базирующееся на земельной собственности принуждение к уплате ренты, с одной стороны, и городское самоуправление, противостоящее феодалам, с другой стороны. В России этого не было, закон о самоуправлении был принят лишь в 1997 г., а самого самоуправления реально нет и сегодня, что является препятствием для становления капитализма.

Первое, что сразу бросается в глаза, так это несельскохозяйственный базис. Если в Египте и других цивилизациях с азиатским способом производства основу экономики составляло центрально регулируемое сельское хозяйство (земледелие), то в основе экономики Средиземноморья (Древней Греции) был несельскохозяйственный децентрализованный фактор. Этот фактор - торгово-промышленный обмен. И второе - это то, что на смену страновой экономике Египта пришла мировая экономика. Цивилизованный мир античности охватывал десятки (и даже сотни) государств бассейна Средиземного моря. Оба эти обстоятельства можно объединить характеристикой «международное разделение труда». Единство атомарных государств-полисов достигалось посредством торговли.

Международное разделение труда, торговля и использование рабов в качестве специфического средства производства (как «орудие говорящее» наряду с вещественными орудиями) - факторы экономики античной цивилизации. Но это не значит, что способ производства был рабовладельческим (рабским). Трудилось и свободное население; удельный вес свободного труда был гораздо более 50%. Если в Древнем Египте труд рабов применялся главным образом в сфере обслуживания и в домашнем хозяйстве, то в Древней Греции - главным образом в промышленности, на капиталистической основе, т.е. рабов покупали за деньги, эти деньги должны были окупиться и принести предпринимателю прибыль путем производства товаров. Если труд рабов не окупался, то использовался наемный труд свободных людей, крестьян, метеков (иностранцев), а рабов отпускали на свободу без предоставления им гражданства.

В истории Древней Греции имеется 4 крупных периода:

  1. Эгейский мир и гомеровская Греция,
  2. Ранняя Греция,
  3. Классическая Греция,
  4. Эллинизм.

История экономики античной цивилизации открывается историей Крита, которая представляет собой связующее звено между историей экономики Древнего Египта и экономики Древней Греции. С VI по III тысячелетие до н.э. на Крите господствовала экономика неолита - новокаменного века, затем экономика мед-но-каменного века и, наконец, экономика медно-бронзового века. Критская культура называется также минойской, ее длительность - 18 веков. В минойской экономике выделяется 3 периода (в каждом из которых имеется 3 подпериода):

  1. Раннеминойский (3000-210 гг. до н.э.),
  2. Среднеминойский (2100- 1580),
  3. Позднеминойский (1580-1200).

Расцвет экономики Крита приходится на 1750-1450 гг. до н.э.

Экономика Крита характеризовалась вначале азиатским способом производства, но благодаря географическому положению преобразовалась в торгово-морскую, став аванпостом античной экономики. Крит выполнял функции, которые впоследствии перешли Греции: морская торговля, создание крупного флота, завоевание Кикладских островов, их колонизация. На Крите были условия для земледелия и животноводства, но главным была торговля между странами Европы, Азии и Африки. При этом выделялись северный порт Кносс и южный порт Фест, а также порты Кидония, Маллия, Гурния (север), Палекастро, Закро (восток). Основные внешнеторговые связи Крита были с Египтом, Угаритом, Микенами и Троей (Иллионом). Минос очистил морские пути от пиратов, и посредническая торговля стала приносить большие прибыли. Между портами севера и юга Крита были построены дороги. Передвижения по суше были уже не только вьючные, но и на повозках (с двумя и четырьмя колесами).

В древнее время функцию денег выполнял скот, а при Миносе (XVI в. до н.э.) - медные слитки, золотые и серебряные пластинки. В ходу были египетские, финикийские и вавилонские эталоны мер веса, длины и т.д. Изобретение на Крите барки (корабля с поднятым носом и низкими краями) произвело переворот в мореходстве и торговле. Письменность на Крите вначале была иероглифической (она отличалась от египетской и не расшифрована до сих пор), а затем линейной и силлабической (слоговой).

В период расцвета для экономики Крита были характерны разделение труда и высокая ремесленная техника, что видно по предметам, которые извлекаются при раскопках (изделия оружейников, кузнецов, плотников, кожевенников, горшечников, бронзовщиков, резчиков, мастеров по слоновой кости, рисовальщиков, скульпторов и др.).

Кносский правитель соединял функции жреца и военного вождя. При раскопках дворцов Кносса и Феста найдены кладовые с большими запасами продовольствия. Стены дворцов украшены цветными росписями, которые могут конкурировать с живописью средневековой Франции. Найдено много высокохудожественных изделий, в том числе и скульптур. Известный критский художник и архитектор Дедал построил минойский лабиринт - чудо строительного искусства.

Критское господство распространялось и на Афины. Позже Крит был завоеван греками (ахейцами).

Параллельно с Критом развивалась культура Микен, расположенных на материковой Греции, в истории которой подпериод XIV-XII вв. до н.э. называется микенским. В Микенах жили греки-ахейцы, которые пришли с севера Балкан около 2000 г. до н.э. Около XI в. до н.э. ахейцы были сильно потеснены дорийцами. Выдающимся царем Микен был Агамемнон, по приказу которого была построена большая купольная гробница, известная как «Сокровищница царя Атрея». Найдены ценные сокровища не только в Микенах, но и в иных местах (в древних городах Тиринфе, Орхомене, Фивах, Троаде). Памятники Микен примитивнее по сравнению с критскими. От критян ахейцы заимствовали письмо, которое приспособили к своему языку. Троянская война, описанная в «Одиссее» и «Илиаде» Гомера, была кануном упадка Микен. Ахейцы хлынули в Малую Азию, в XII в. их сменили дорийские племена.

Подпериод с XII по VII в. до н.э. в греческой экономике был периодом упадка. Крито-микенская экономика была разрушена дорийскими варварами, побеждавшими благодаря применению железного оружия. Само по себе распространение железа было прогрессом для истории экономики, но оно несло разрушение и упадок. Доказательством ухудшения уровня ремесленного производства служат так называемые дипилонские вазы, которые найдены в окрестностях Афин. Они относятся к XI в., грубы по отделке и рисунку.

Способ производства, который принесли дорийцы, был, по сути, первобытнообщинный. Но греческая экономика находилась уже в стадии разложения. Господствовала военно-земледельческая аристократия. От земледельцев, пастухов и рыболовов отделились басилеи, частные собственники, которые и представляли аристократию. Их хозяйство было натуральным, с применением свободного и рабского труда и называлось ойкосом. Ойкосы состояли из крупных домов, хлебных полей, пастбищ и виноградников. Для пахоты использовались плуги, запряженные волами. Плуг с упряжкой из двух быков распахивал в день треть гектара на глубину до 25 см. Использовались железные орудия - кирка, колотушка и заступ. Применялось навозное удобрение и орошение с помощью каналов.

Труд в гомеровскую эпоху для свободных не считался позорным, как это стало в классическую эпоху. Хотя хозяйство было в основном натуральным, оно не обходилось без привозных товаров, за которые платили экспортом вина и фруктов. Некоторые басилеи превращались в профессиональных купцов и предпринимателей. Наряду с торговлей греки занимались и пиратством.

Все это приводило к разложению натурального хозяйства и патриархального строя. Отделилось ремесло, связанное с обработкой железа: металлургия, рудничное дело, изготовление оружия,- поскольку эти занятия требовали опыта и мастерства. Но строгой специализации не было, кузнец и плотник мог быть поочередно производителем и повозок, мебели, судов и др. Рабство существовало главным образом домашнее, но рабы применялись в разных отраслях земледелия и скотоводства. Главным источником добычи рабов были войны. Цена раба колебалась от 8 до 20 быков. Царь постепенно терял руководящую роль, за ним оставались лишь функции жреца.

Период VIII-VI вв. в истории экономики Древней Греции называется архаическим (или ранним). В VIII в. до н.э. было 3 группы греческих поселений:

  1. ахейско-эолийская группа (северо-восток),
  2. ионийская группа (восток и Малая Азия),
  3. дорийская (юг).

Поселения греков расширялись во все стороны от Греции, поэтому греческая цивилизация приобретает международный характер. Этот период также называется «Великой колонизацией», которая приобрела системный характер. Порядки в колониях в основном воспроизводили строй метрополии, но родовые отношения в колониях были гораздо более слабыми. Инициатива колонизации исходила от развитых городов Малой Азии - Милета, Эфеса, а также от островов и Балканской Греции (Халкида, Мегары, Коринф). Колонизация шла на восток (до берегов Черного моря включительно), на запад (в Италию, Сицилию), на юг (Египет, Киренаика). В Крыму возникла целая серия греческих городов - Херсонес, Феодосия и другие; в Италии - Тарент, Сибарис, Кротон; в Египте возникла колония греков Навкратис; западнее Египта - колония Кирена. Греки колонизировали побережье и не проникали в глубь территорий. В VII в. в малоазийских греческих городах началась чеканка монеты. Античная цивилизация охватывает все Средиземноморье. Рим в те времена был еще экономически ничтожен.

Халкида на Эвбее стала городом медных рудников. На о. Хиос изобрели способ паять железо. Милет был центром металлургии, ткацкого и красильного производства, а также керамики. В самой Греции перешли на импорт пшеницы и занялись выращиванием винограда, оливок и фруктов, а также пчеловодством и огородничеством. Стала прибыльной эксплуатация рабов в сельском хозяйстве и промышленности.

Экономический подъем подрывал значение родовой аристократии. Под напором денежного хозяйства и рабского способа производства родовой строй разлагался. «Не знатность, а богатство делают человека» - таков был лозунг экономики VI в., в то время как в VIII в. дело обстояло иначе. Все это привело к обострению классовой борьбы, а в ответ на это на смену родовой демократии пришла государственная тирания. Тираны зачастую представляли интересы бедных, хотя они были выходцами из аристократии.

Тирания означала захват власти одним лицом. Она напоминала царскую власть, которая существовала в IX в. до н.э. Кроме тиранов существовали айсименты - выборные лица, которые, как и тираны, должны были разрешать конфликты между богатыми и бедными. Роль тирании и айсиментства заключалась в уничтожении господства родовой знати и в переходе к демократии. Первой победой демократии было издание писаных законов (иначе - кодификация обычного права).

Сравнив эти события с современностью, можно сказать, что в России аналогом господства родовой аристократии был большевизм, когда писаное право носило формальный характер, а экономические и другие вопросы решались по принципу «выгодно это партии или нет». В нынешний постсоветский период происходит кодификация обычного права для России.

Первые писаные законы появляются BVII в. до н.э., сначала в греческих колониях, где было меньше помех со стороны родовой аристократии. Известны законы Харонда для города Катаны (Сицилия) и законы Залевка для южноиталийского города Локры. Хотя эти первые законы были несовершенны и слишком суровы, они имели большое значение для прогресса экономики. Упрощалась передача материальных ценностей от одного лица к другому, утверждался принцип частной собственности, гарантировались права кредитора и должника.

Кстати сказать, в России ныне все эти проблемы не решены до сих пор. У населения на руках порядка 50 млрд. долл., которые люди боятся доверить банкам и государству, не дающим гарантии их сохранности (не так давно Сбербанк узурпировал право собственности примерно на 300 млрд. долларов сбережений населения, приватизация также не имеет настоящего правового обоснования, существуют требования передела собственности и т.д.).

За кодификацией обычного права последовали и другие перемены. Демократизировались аристократические советы, родовые филы заменялись территориальными, вместо родовых божеств вводилось почитание тех, которые были популярны у народа.

Тирания как переходное звено к демократии была общегреческим явлением. Имеются сведения о тиране Фрасибуле (Милет), тиране Поликрате (о. Самос), который был владельцем мастерской бронзовых изделий, а богатство унаследовал от отца-купца, занимавшегося морской торговлей. С дружиной в 50 человек Поликрат во 2-й половине VI в. захватил на о. Самос власть и правил с двумя братьями, а потом один. Он построил огромный храм Геры, водопровод и многое другое. Поликрат имел большой полупиратский-полуторговый флот, который господствовал над морскими путями. Персидский наместник Оройт заманил Поликрата в Азию и казнил, что привело к ослаблению Самоса, который вскоре попал под власть персов.

Тирания способствовала созданию античного способа производства как такового. В Коринфе, Сикионе и Мегарах тирания действовала наиболее успешно. Так, в Коринфе в середине VII в. до н.э. утвердился тиран Кипсел. Он изгнал господствовавший до него род Бакхиадов, хотя сам был выходцем из этого рода. Известен его сын и преемник Периандр (627-585 гг.), который провел много реформ, поднял промышленность и торговлю. Родовые филы были заменены территориальными, в которых родовая аристократия не имела преимущества. Были созданы новые колонии Коринфа, старая денежная система была заменена новой, увеличен флот, построены дороги, прорыты каналы. Ремесла и искусство достигли очень высокого уровня, о чем свидетельствуют дошедшие до нас коринфские вазы.

В последний период истории ранней Греции образуется и Афинское государство. Афины - это столица Аттики - полуострова, который на востоке вдается в Эгейское море. Исторические корни Аттики находятся в крито-микенской цивилизации. В последующее время в Аттике господствовали басилеи. Там было несколько самостоятельных государств, которые соперничали друг с другом. Впоследствии происходит объединение общин вокруг Афин. Такого типа объединение в Древней Греции называлось «синойкизм». В Аттике было 4 племенных союза (фила). Они делились на фратрии, а фратрии - на роды. Богатые аристократы назывались звпатриды, земледельцы - геоморы, ремесленники - демиурги, еще были торговцы и феты, которые работали по найму за деньги или за натуральную плату. Кроме того, были и рабы, число которых возрастало.

Наряду с местными учреждениями возникли и общеаттические. Афины из крепости басилея превратились в город-полис, который фактически являлся государством. Во главе государства стоял архонт. Потом количество архонтов довели до 9, они специализировались по разным отраслям управления, избирались на год и не получали платы за исполнение должности. По окончании полномочий архонты становились членами высшего государственного совета (ареопага).

Первыми писаными законами в Афинах были законы Драконта (621 г. до н.э.). Почти за все преступления полагалась смертная казнь. Коренную реформу законов провел первый архонт Солон. Он уничтожил долги, запретил личную кабалу граждан и продажу в рабство. Проданные в рабство освобождались. Это называлось «сисахфия». Тем самым был укреплен средний класс земельных собственников. Солон издал и другие новые законы: о земельном максимуме, о свободе завещания, утверждавший частную собственность на землю и допущение дробления земель. Вместо малоценной эгинской монеты была введена полноценная эвбейская. Были осуществлены мероприятия по поддержке ремесленников, метэки (пришлые ремесленники) получили право гражданства. Логическим завершением реформ была так называемая тимократия - политическая реформа, отменившая деление граждан по родовому происхождению (генократии) и установившая деление на 4 разряда по величине получаемого дохода. Доход измерялся натуральной мерой, называемой «медимн» (41 литр). Кто получал 500 медимнов и более (зерна, вина, масла и т.д.), входил в высший - первый разряд (пентакосиомедимны), получавшие 300 медимнов назывались всадниками, 200 - зевгитами. Остальные граждане зачислялись в разряд «фетов». Высшим органом власти было народное собрание (эклесия), в котором участвовали также и феты. Вторым демократическим органом стал суд присяжных (гелиея), верховный суд Афин. Эклесию избирали «совет четырехсот» (по 100 от каждой из четырех фил).

В отличие от многих других полисов, Афины признавали право индивида и право частной собственности. Средний слой (класс) был в Афинах самым многочисленным по сравнению с другими государствами, что обеспечило процветание экономики.

Однако появились группы, которые стали бороться за восстановление старых порядков. Такими группами были: педиеи (представители крупного землевладения), паралии (ремесленники побережья, боролись за сохранение порядков Солона), диакрии (крестьяне, боровшиеся за передел земель). В 560 г. победил лидер диакриев Писистрат. Писистрат осуществил частичную конфискацию земель богатых, ввел государственный кредит для нуждавшихся землевладельцев, установил им льготы по налогам, а также осуществил ряд других мер в их пользу. Писистрат также ввел десятину как постоянный общегосударственный подоходный налог и создал постоянную армию. Главное внимание Писистрат уделял созданию и развитию внутреннего и внешнего рынков, расширил занятость в порту, торговом и военном флоте. Экипаж флота составляли феты, которые получали плату от государства (деньгами). Писистрат боролся за черноморский рынок, приобрел в Троаде опорный пункт Сигей. Правление Писистрата и его преемников позднее назвали золотым веком Кроноса.

В результате внутриполитической борьбы к власти пришел Клисфен, который стал проводить дальнейшие демократические реформы. Клисфен разделил Аттику на 3 территориальных округа:

1) город Афины с пригородами,

2) внутренняя область,

3) побережье.

Каждый округ состоял из десяти частей, называемых «триттиями». Цель этих реформ состояла в том, чтобы перемешать роды и филы и ослабить власть эвпатридов. Самой мелкой единицей деления внутри триттия был дем. При Клисфене было 100 демов, потом их число возросло. Демом правил демарх, он заносил каждого свободного с 18 лет в списки. Занесенные в такие списки мужчины назывались «эфебы». Они получали право носить оружие и являться в суд. С 20 лет они получали все гражданские права. По конституции Клисфена права гражданства определялись принадлежностью не к роду, а к дему. Чтобы не допустить установления тирании, ежегодно проводилось тайное голосование на черепках (остракизм), на черепках граждане писали имя опасных, по их мнению, людей. Если кто-то получал более 50% «черных черепков», он изгонялся из Аттики на 10 лет, после чего мог вернуться.

Классическим периодом в Древней Греции считаются V и IV в. до 337 года до н.э. В 337 г. в городе Коринфе был созван общегреческий конгресс (синедрион), который признал верховенство македонского царя. Была провозглашена неприкосновенность частной собственности, автономия мелких общин, запрещались кассация долгов и переделы земли. Афины и Спарта стали играть роль второстепенных кантонов. С 337 г. кончается история эллинских полисов и начинается история эллинистических государств (длившаяся около 200 лет.).

С 500 по 449 г. до н.э. происходили греко-персидские войны. Это была историческая битва между азиатским способом производства в период его расцвета (персидская держава Ахеменидов) и античным способом производства. Битва армий двух цивилизация имела для истории экономического прогресса судьбоносное значение. Победила Греция, после чего Западная Европа пошла по пути развития и экономического прогресса (который, однако, не был гладким), а Азия и аналогичные страны так и остались при старинном азиатском способе производства, вплоть до сегодняшнего дня.

Противник Греции - персидская держава Ахеменидов образовалась в VI до н.э., т.е. это было молодое государство старого и уже существующего тысячелетия с азиатским способом производства. Кроме Персии в новое государство вошли Египет, Мидия, Лидия, Вавилон и др. К началу войны с Грецией во главе Персидского царства стоял Дарий I (521-485 гг. до н.э.), его власть была неограниченной. Он разделил царство на 20 сатрапий, которыми управляли наместники и заместители царя - сатрапы. Подати платились натурой и деньгами. Одна Каппадокия поставляла, кроме денег, 1500 лошадей, 2 тыс. мулов, 50 тыс. овец в год, Лидия - в два раза больше. Разменной монетой был дарик (около 10 золотых рублей царской России). Страна имела сеть широких шоссейных дорог, которые назывались царскими. На них были почтовые станции и постоялые дворы. Дорога от Сард до Суз имела 111 станций, много мостов и крепостей. В Туркестане и Аравии культивировалось коневодство, в Египте - пшеница, в Вавилоне, Сирии и Палестине - садово-огородные культуры. Главным было производство мелких свободных и полусвободных земледельцев, но было и много рабов. Они платили натуральный оброк и отрабатывали барщину. Сбор налогов велся по откупной системе: товарищества откупщиков вносили налоги своими деньгами, а потом все налоги шли в их пользу, из которых выделялись поставки натурой царю и сатрапам. Финикийские и греческие города Малой Азии попали под персидский протекторат, принося большие прибыли от посреднической торговли в царскую казну.

Для экономики Персии были характерны золотая валюта, государственная почта, действенный бюрократический аппарат, письменность и строгая отчетность. Экономическое и военное могущество Дария I было велико. Он считался сыном главного бога страны Ормузда, внушал всем соседям страх и трепет. В 512 г. Дарий I совершил поход против скифов, который был неудачен, хотя он дошел до Волги. В результате этого похода Фракия и Македония попали под власть Дария. Были захвачены проливы Геллеспонт и Боспор.

Война Персии с Грецией началась с восстания малоазийских греков в г. Милете против тирана Аристагора, державшего сторону персов. Потерпев поражение против восставших, Аристагор перешел в лагерь противников персов, ибо боялся расправы Дария за допущенное поражение. Аристагор попросил помощи у Спарты и Афин, но спартанцы отказали, а Афины дали ничтожно малое количество кораблей - всего 20. Финикийский флот, выступавший на стороне Дария, имел 600 кораблей. Повстанцы Ми-лета действовали вначале успешно и даже дошли до города Сарды, столицы Лидии. Потом между повстанцами возникли раздоры, и они потерпели поражение. Милет был полностью разрушен, персы захватили острова Хиос, Лесбос и Тенедос.

В 492 г. полководец Мардоний, зять Дария, через Балканы двинулся на Грецию. Но около мыса Афон на полуострове Халкиди-ки флот Мардония был рассеян бурей, Мардоний занял только Фракию.

Чуть позднее Дарий отправил в Грецию послов с требованием «воды и земли», т.е. полной покорности. Македония, Фессалия и Беотия приняли ультиматум, в Афинах же послов бросили в яму, а в Спарте - в колодец. Спартанцы предложили послам брать землю и воду в колодце.

В 490 г. Дарий организовал новый морской поход на Грецию, поручив командование полководцу Датису и своему племяннику Артаферну. Они высадили десант в Аттике, но в битве при Марафоне были разгромлены греческими гоплитами. На стороне греков сражались и рабы. Командовал греками Мильтиад.

Главным фактором победы была борьба свободных граждан против персидского деспотизма, где лишь один был свободен, а остальные несвободны, как говорил Гегель. В битве при Марафоне пало 192 афинянина и много тысяч персов. На месте битвы и сегодня стоит холм-могила (сорос). Но Персия не отступилась от захватнической политики, хотя и потеряла много городов. Через 10 лет предстояла битва при Саламине.

Теперь греки сделали ставку на постройку военно-морского флота. Было построено 100 новых кораблей, так называемых триер (с тремя рядами гребных весел). Деньги брали с Лаврийских серебряных рудников (доходы с которых ранее делились между гражданами). Суда были построены на собственных верфях афинскими мастерами, что явилось показателем высокого уровня развития экономики. Гребцами на новых судах были не рабы, а граждане - феты.

В 480 г. царем Персии уже был Ксеркс, сын Дария. Он направил против Греции войско численностью 5283200 человек (согласно Геродоту) и 1207 кораблей. Хотя эти данные, очевидно, преувеличены, тем не менее, ясно, что у греков войск было на порядок меньше. Фессалия и Беотия стояли за персов, Аргос объявил нейтралитет, спартанцы прислали всего 300 человек.

Одновременно произошли битвы при Фермопилах (горный проход) и у мыса Артемисий. Малочисленные греческие войска при Фермопилах были уничтожены. У мыса Артемисий морская битва происходила с переменным успехом, но когда стало известно о поражении при Фермопилах, греческий флот отступил к острову Саламин. Аттика была опустошена, Афины разгромлены, жители бежали, частично на острова Саламин и Эгину. Средняя Греция оказалась в руках персов. Надежда была только на флот, но и здесь спартанцы требовали защиты берегов Спарты. Главнокомандующий Афин Фемистокл требовал сосредоточения всех сил около острова Саламин, который имел стратегические выгоды. В 480 г. до н.э. у этого острова произошла морская битва между греками и персами, в которой персы были полностью разгромлены. Ксеркс отступил в Азию, оставив в Фессалии лишь корпус Мардония. В следующем году Мардоний получил подкрепление и вновь занял Афины. В это время спартанцы прислали сильный корпус под командой Павсания. В 479 г. в битве при Платеях соединенные армии спартанцев и греков нанесли персам поражение. В том же году греческий флот под командой спартанского царя Леотихида и афинянина Ксантиппа в Малой Азии разгромил остатки персидского флота.

После этого был образован Афинский морской союз со столицей на острове Делос. Ежегодный сбор взносов составлял 460 аттических талантов (талант равен 26 кг серебра). Тем самым были созданы предпосылки для развития античного способа производства. Но поскольку в Спарте был азиатский способ производства и соответствующая ему политическая надстройка, это привело к Пелопоннесской войне (431 -404 гг. до н.э.). Поводом же послужила проблема западного рынка.

Атаки Персии были отбиты, но восточные рынки оставались в руках персов. Греция должна была искать западные рынки. Но Афины имели в Греции конкурентов: Коринф и Мегары. Ключевое значение для обеих сторон имели гавани острова Керкиры, расположенные на полпути из Греции в Италию. Конкуренты Афин объединились со Спартой, и началась война. Поводом к войне послужил демократический переворот в городе Эпидамне (греческая колония, основанная Керкирой и коринфянами). Ввязавшиеся в войну с Афинами коринфяне потерпели поражение и запросили помощи от Спарты, и спартанцы предъявили афинянам требования, которые те отвергли.

Началась опустошительная война: спартанцы разоряли Аттику, а афинский флот - побережье Спарты. В Афинах началась чума. Война шла с переменным успехом, обе стороны были истощены, в 421г. был заключен мир («Никиев мир»), которым закончился первый этап войны.

В 415 г. война возобновилась. Афиняне потерпели поражение в Сицилии, а затем и в Аттике (декелейская война). Рабы разбежались. Затем распался Афинский морской союз. В Афинах произошел олигархический переворот в 411 г. Верх взяла умеренная олигархическая группа Ферамена (правление 5 тыс. полноправных граждан). Но в 410 г. она была свергнута, был возвращен прежний демократический порядок, конституция, оплаты и раздачи бедным. Сверх того, по инициативе демократического вождя Клеофонта была введена диобелия, т.е. выдача бедным гражданам по 2 обола в день. Но в 404 г. после многих поражений афиняне капитулировали, заключив мир со Спартой. В Афинах установилась тирания тридцати во главе с Критием, учеником Сократа. В одном из сражений Критий был убит. В 403 г. демократия вновь была реставрирована.

Хотя великодержавная политика Афин потерпела крах, античный способ производства развивался. Происходила концентрация земельной собственности и античного капитала. Были мастерские, в которых насчитывалось до 120 рабов, но преобладали небольшие мастерские.

Персидскую державу суждено было сокрушить Александру Македонскому. Пелопоннесская война ослабила Афины и Спарту, а Македония, напротив, возвысилась. Этнически македоняне были близки к грекам. В IV в. экономический и социальный строй Македонии был близок к общественному строю гомеровской Греции, т.е. к тому времени был уже достаточно отсталым. Но он имел внутренние потенции, особенно духовные, поскольку македонский дух не угнетался рабовладельческой несвободой. Во главе стоял царь и его окружение (гетайры - спутники царя). Основу населения составляли пастухи и хлебопашцы, частью свободные, частью зависимые. Экономический рост Македонии начался при царе Архелае (419-399). При его дворе жил писатель Эврипид. Продолжателем дела Архелая был Филипп II (359-336), который провел военную и денежную реформы. Военная реформа заключалась в изобретении фаланги, а денежная - во введении биметаллизма. Греки предпочитали серебро, персы - золото. Золото было необходимо для международной торговли в качестве компактных денег. Особенность была в том, что Филипп уравнял золото и серебро. Тем самым ценность золота (персидской валюты) была принижена. Это был акт объявления Персии валютной войны.

Фаланга представляла собой важное изобретение, в варианте Александра Македонского ее единицей был строй 16 на 16 воинов, главным оружием было длинное копье. Но суть фаланги была в том, что вся масса солдат действовала как монолит, как один человек. Солдат-фалангист обучался несколько лет и был закаленным атлетом. Главная фаланга Александра Македонского состояла из 18 тыс. человек, развертывалась фронтом и «пробивала» любое количество неорганизованных персидских войск, абсолютно без потерь. Фаланга была прикрыта со всех сторон щитами.

Филипп, прежде всего, захватил золотоносные горы Пангеи, что обеспечило золотом его денежную реформу. Потом он легко завоевал и всю Грецию. Еще в 387 г. под давлением Персии в г. Сузы был заключен позорный и тяжелый для Греции мир, известный как «Анталкидов мир». Персию представлял царь Артаксеркс, а Грецию - спартанский уполномоченный при персидском дворе Анталкид. Почти все Эгейское море оказывалось в руках Персии. После заключения этого мира Греция переживала чувство глубокого национального унижения.

Новым идеологом выступил афинский писатель Исократ, сочинивший «Панегирик», «Ареопагитик», «Письма к Филиппу». Его идея заключалась в организации панэллинской войны против Персии. Для этого был нужен лидер в лице Македонии. Победоносная война против Персии должна была открыть дорогу свободному предпринимательству, дать греческому бездомному люду занятия и пропитание. Поэтому войны Филиппа против Греции были на деле «игрой в поддавки». Исократа поддерживали Эвбул, Эсхин, Фокион и др. Два первых - финансист и адвокат, третий - афинский стратег.

Но была и антимакедонская партия. Во главе ее стоял оратор Демосфен (384-322), а также афинский финансист Ликург (конкурент Эвбула), адвокат Гиперид и др. В битве при Хероне (338 г.) греческая коалиция была разбита. Но и Филиппу II осталось жить недолго: в 336 г. он был убит, как предполагают, разведенной женой, матерью Александра. В 336 г. Александр был провозглашен царем. Его воспитателем был Аристотель. Александру была присуща самостоятельность, уже в 16 лет он отказался от обучения у Аристотеля.

В 334 г. до н.э. Александр выступил против миллионной армии персов всего 30 тыс. пехоты и 4 тыс. всадников. В составе сил персидского царя, кроме того, было и 30 тыс. наемных греческих воинов. И, тем не менее, Александр почти без потерь выиграл более 10 крупных сражений, дошел до Средней Азии и Индии, завоевал Ближний Восток (Тир, Газа) и Египет.

Это была победа государства с античным способом производства над государством с азиатским способом производства.

После смерти (323 г. до н.э.) Александра Македонского его огромная империя распалась. Начались междоусобные войны его полководцев (диадохов) и длились вплоть до 301 г. (битва при Ипсе). На смену диадохам пришли их наследники - эпигоны.

Из державы Александра выделилось 3 крупных государства - Египет (династия Птолемеев), Сирия (династия Селевкидов) и собственно Македония (потомки Антигона Одноглазого). Они образовали эллинистический мир, т.е. мир во главе с греками. Расцвет античной экономики нашел отражение в памятниках эллинистической культуры.

Войны не смогли ничего изменить в экономике. Азиатский способ производства по-прежнему остался в Египте и Сирии, а параллельно с ним продолжал развиваться античный способ производства (Македония и Греция).

Античное производство базировалось на основе железной техники, которая была доступна и Египту, и Персии, равно как и постройка кораблей. Но импорт технологии и техники не менял существа экономики Египта, Сирии и Персии.

Применение рабского труда не было определяющим фактором в античной экономике. В Персии рабов было не меньше. В Египте положение половины крестьян ничем не отличалось от положения рабов. Поэтому неправильно видеть в использовании рабов суть античного способа производства. И тем более неверно называть античный способ производства рабовладельческим.

Для античного способа производства характерны две особенности: во-первых, рыночный (и даже международный) характер производства; во-вторых, свобода человека-производителя, предпринимателя. Потребности свободного человека в таком обществе были иными, нежели в цивилизациях азиатского способа производства, где положение человека было даже хуже рабского (хотя он не был рабом): если над рабом довлела только сила, то египетский или иной крестьянин имел обязательства перед семьей, детьми, которых он должен был кормить. При азиатском способе производства все население находится в зависимости рабского типа. Даже царь и тот не свободен, ибо должен выполнять определенные функции. Афинский же демагог (вождь народа) или стратег выполнял свои обязанности по убеждению и только время от времени. Их в любое время могли заменить другие, отчего оставшиеся не у дел не терпели особенных неудобств, так как общественные функции выполнялись бесплатно. Отставка же восточного владыки сопровождалась его гибелью, добровольно он не мог уйти, т.е. и он был не свободен.

Международное общественное разделение труда и торговый обмен в Средиземноморском бассейне складывались в процессе тысячелетнего развития. Море обеспечивало дешевый и высокоэффективный транспорт, без чего торговля и общественное разделение труда бессмысленны. Где не было такого транспорта, там оставался на тысячелетия азиатский способ производства.

Рабство же лишь дополняло на определенных ступенях развития уже сложившийся античный способ производства. Рабы выступали средством производства в те моменты, когда рынок предъявлял повышенный спрос на те или иные товары.

При античном способе производства создавались также и духовные блага, которые тоже продавались и покупались,- образование и наука. Если наука азиатского способа производства носила рецептурный характер (на основе опыта), то античный строй дал доказательную, выводную науку (такую, как геометрия), основой которой была логика Аристотеля и стоиков.

Способ производства имеет не только материальные, но и духовные составляющие, включая интеллектуальный элемент. Произведенная база не сводится только к материальным факторам, скажем, к людям и машинам или к людям и земле. Например, конституирующим фактором капиталистического производства была протестантская религия как духовный элемент. Когда же капитализм сложился, его перенимали и иные конфессии. Аналогично было и в античности, когда ведущей идеей было создание гражданского общества (в то время как в азиатском строе господствовала деспотия).

Первые шаги античный строй делал на началах генократии, но характер нового строя требовал иного принципа, который был назван тимократией. Каждый греческий полис состоял из свободных граждан. Полноправными гражданами были только те, чьи отец и мать были полноправными гражданами. С течением времени полисы заключали соглашения о гарантиях для своих граждан при их пребывании на территории чужого полиса. Это были вначале институты проксении, а затем исополития. Проксения предполагала лишь предоставление гостеприимства, а исополития - предоставление в чужом городе полных гражданских прав (на основе взаимности). В Спарте же, где был азиатский способ производства, развился институт ксенеласии - организации преследования иностранцев.

Таким был античный способ производства в Древней Греции. Рабы здесь были фактором расширения производства при возникновении повышенного рыночного спроса. Во времена господства Рима положение усложнилось: возросло количество рабов, их труд потерял эффективность, их отпускали на свободу и превращали в колонов и т.д. Это уже была эпоха кризиса и разложения античной цивилизации, не охватывающей большинства территорий Европы и Ближней Азии, куда доходили не только железные изделия, но и античные технологии по производству оружия. С ростом количества рабов свободные все меньше занимались производительным трудом, противоречие между свободой и рабством выдвинулось на первый план и привело Римскую империю (античный способ производства) к гибели, но это уже история экономики Древнего Рима.

© Центр дистанционного образования МГУП