Московский государственный университет печати

Козаченко Б.Ф.,
Черкасов М.М.,
Кудряшова В.В.,
Кочетков А.Л.,
Карпеева Н.В.


         

История экономики

Конспект лекций для студентов всех специальностей


Козаченко Б.Ф., Черкасов М.М., Кудряшова В.В., Кочетков А.Л., Карпеева Н.В.
История экономики
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

ВВЕДЕНИЕ

2.

Лекция 1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

2.1.

ЭКОНОМИКА ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

2.1.1.

Периодизация истории Древнего Египта

2.1.2.

Командно-распределительная система египетской экономики

2.1.3.

Экономика сельского хозяйства

2.1.4.

Египетская промышленность (ремесло)

2.1.5.

Египетская экономика как образец азиатского способа производства

2.1.6.

Торговля и транспорт. Деньги

2.1.7.

Заключение

2.2.

ЭКОНОМИКА АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ)

2.2.1.

Отличия античного способа производства от азиатского

2.2.2.

Периодизация истории Древней Греции

2.2.3.

Эгейский мир и гомеровская Греция

2.2.4.

Ранняя Греция

2.2.5.

Классическая Греция

2.2.6.

Эллинизм

2.2.7.

Античный способ производства

3.

Лекция 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ

3.1.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕОДАЛИЗМА

3.1.1.

Экономическое развитие Франкского государства

3.2.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В IX-XI вв. ОФОРМЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ

3.3.

ОСОБЕННОСТИ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВО ФРАНЦИИ

3.4.

ФЕОДАЛЬНЫЙ ГОРОД, РЕМЕСЛО, ТОРГОВЛЯ

4.

Лекция 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В XVII ВЕКЕ

4.1.

МНОГОУКЛАДНОСТЬ ЭКОНОМИКИ

4.1.1.

Сельское хозяйство

4.1.2.

Промыслы и ремесло

4.1.3.

Мануфактура

4.1.4.

Образование всероссийского рынка

4.1.5.

Государственные финансы. Денежное обращение. Медный бунт

4.2.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА В РОССИИ

4.2.1.

Экономическая отсталость России. Реформы

4.3.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

4.3.1.

Первая половина XVIII века

4.4.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

5.

Лекция 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОЛЛАНДИИ В XVI-XVII ВЕКАХ

5.1.

ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА ГОЛЛАНДИИ

5.2.

ЭКОНОМИКА ГОЛЛАНДИИ В XVII ВЕКЕ

5.3.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В ГОЛЛАНДИИ

5.4.

КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

5.5.

КОЛОНИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОЛЛАНДИИ

5.6.

ПРИЧИНЫ УПАДКА ГОЛЛАНДИИ В XVIII ВЕКЕ

6.

Лекция 5. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ

6.1.

ПРЕДПОСЫЛКИ И СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА

6.1.1.

Этапы промышленного переворота в Англии

6.2.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В АНГЛИИ

В XV в. в мировой экономике господствовали Португалия и Испания, но с XVI в. начался экономический упадок этих стран. Голландия (северная часть провинций Нидерландов) после успешной буржуазной революции и освобождения от испанского господства стала первой процветающей капиталистической республикой. В XVII в. существовало торговое господство Голландии в мире. Соединенные провинции (Голландия) сумели захватить некоторые колонии, ранее принадлежавшие Португалии и Испании. В результате роста экономического могущества Голландии торговые центры мира переместились с Пиренейского полуострова на север Европы. Амстердам стал центром мировой экономики в XVII в.

Возвышение Соединенных провинций вызвало удивление у современников. Голландия обладала крохотной территорией, сравнимой с Королевством Галисия в Испании. Площадь территории Соединенных провинций была равна примерно 34 тыс. км2. Многие путешественники и современники считали Голландию бедной страной, в которой мало пшеницы, ржи, овса и овец, где отсутствовали виноградники.

Значительная часть территории страны была занята заливными лугами. Испанский экономист Устарис в 1724 г. отмечал, что, по мнению некоторых авторов, урожая голландского сельского хозяйства едва хватало для покрытия четверти потребления страны.

Однако в XVI-XVII вв. сельское хозяйство Соединенных провинций добивается заметных успехов.

Отраслевая структура сельского хозяйства была разнообразной. Вокруг Лейдена процветало овцеводство. В Соединенных провинциях получило большое развитие животноводство. Учитывая ограниченные площади для использования в сельском хозяйстве, животноводство и земледелие делали ставку на повышение производительности труда.

Животных лучше кормили в Голландии, чем в среднем в Европе, поэтому коровы давали сравнительно много молока. Французский автор Паривал, который наблюдал Голландию в XVII в., отмечал, что коровы давали до трех литров молока в день.

Развитие огородничества носило интенсивный характер, широко использовалась ротация культур, применялись удобрения, в том числе городские нечистоты.

Однако земледелие в этой стране обеспечивало только половину необходимого населению зерна, в связи с этим аграрный сектор ориентировался на технические культуры, которые приносили значительную прибыль. Здесь можно отметить такие культуры, как хмель, лен, коноплю, рапс, табак. Выращивались красящие вещества, которые использовались в суконной промышленности: пастель и марена.

Крестьяне продавали технические культуры, а взамен покупали пропитание и топливо (дрова и торф). Непосредственно в деревнях устраивались рынки и ярмарки. Сельское хозяйство сильно коммерциализировалось.

Социальная структура сельского хозяйства была разнообразной, хотя преобладали капиталистические формы ведения хозяйства. Так, в Гельдерне имелось некоторое количество дворян и феодально-зависимых от них крестьян. В Гронинге существовали крупные фермеры, которые использовали наемную силу, а во Фрисландии, подобно Англии в период первоначального накопления капитала, были фермеры-арендаторы.

Можно говорить о том, что в Соединенных провинциях произошла «мини-революция в сельском хозяйстве». Это явилось одной из предпосылок экономического прогресса в Голландии.

Другой особенностью Соединенных провинций явилось то, что по сравнению с другими странами здесь имелось наиболее урбанизированное население. Половина населения Соединенных провинций жила в городах, поэтому в стране возникло множество коммерческих контрактов, регулярных экономических связей и интенсивное использование транспортных путей (каналов, рек, морских путей и сухопутных дорог). В каждой из семи провинций существовали свои выборные органы, городское самоуправление и местные суды. Это порождало необычную для тогдашней Европы децентрализацию экономики и политической власти. Тем не менее, общие коммерческие и промышленные интересы заставляли объединять усилия всех провинций. Высокая урбанизация и экономическая самоорганизация явились одной из причин экономического расцвета Соединенных провинций в тот период времени.

Другой важной предпосылкой экономического возвышения Голландии явилось ее благоприятное географическое положение. По рекам Рейну, Шельде и Маасу нидерландские купцы проникали во многие страны Западной и Центральной Европы, а морское побережье обеспечивало доступные пути связи с обширными рынками Франции. По морю Голландия поддерживала тесные связи с Великобританией.

В результате Великих географических открытий основные торговые пути мира передвинулись со Средиземноморья на Атлантический океан. Голландские города стали связующим звеном между Севером и Югом, между Европой и ее многочисленными колониями в различных частях света.

Другой важной предпосылкой для экономического развития Голландии явилось перемещение экономических центров из южных провинций в северные. Южные провинции Нидерландов остались под владычеством консервативной и феодальной Испании. В результате на Юге стали разоряться многие мануфактуры и ремесленники. Таможенный тариф с высокими вывозными и низкими ввозными пошлинами тяжело отражался на местной промышленности. Купцам из Южных Нидерландов было запрещено торговать с испанскими колониями. Провинции, в которых ранее существовала развитая промышленность, превратились в аграрные области. В городах закрепили свое монопольное положение цеха. В упадок приходило и сельское хозяйство испанских Нидерландов.

Мануфактуристы во второй половине XV и XVI вв. покидали центры фландрского сукноделия на юге и переносили свою деятельность в города и торговые местечки северных провинций. С юга перемещались в Голландию капиталы и достижения фландрских ремесленников.

Но наиболее важной предпосылкой экономических успехов этой страны можно считать буржуазную революцию в Нидерландах (вторая половина XVI в.).

В ходе борьбы с Испанией на севере Нидерландов объединились такие провинции, как Голландия, Фрисландия, Зеландия, Утрехт, Гронинген, Овериссель и Гельдерн. Эти провинции создали республику Соединенных провинций на основе Утрехтской унии, которая была подписана 23 января 1579 г. В этом союзе доминирующую роль играли провинции Голландия и Зеландия.

До освобождения от испанского господства Северные Нидерланды страдали от жестокой фискальной политики реакционного абсолютизма, которая тормозила промышленно-торговое развитие страны. Во время второй половины царствования Карла V происходило усиление феодальной реакции. Жестоко преследовались в первой половине XVI в. религиозные реформистские течения в стране. За период 1521-1566 гг. на основе королевских указов («плакатов») было подвергнуто казням и изгнанию из страны свыше 50 тыс. человек.

При Карле V Испания получала с Нидерландов ежегодно 2 млн. дукатов, что составляло 40% доходов испанской казны.

Политика сына Карла V - Филлипа II (1555 - 1598) в Нидерландах была еще более жесткой и реакционной.

В Нидерландах были оставлены испанские войска, вся фактическая власть была сосредоточена в руках ограниченного состава государственного совета (консультов), членами которого были назначены верные слуги испанского абсолютизма во главе с кардиналом Гранвеселой.

В стране было создано 14 новых католических епископств со специальными инквизиторами по борьбе с ересями. Жестокий правитель Нидерландов герцог Альба утвердил 8 тыс. смертных приговоров. Эта политика вызвала массовую иммиграцию из страны протестантов, что явилось одной из важных причин застоя в экономике страны, поскольку родину покинула большая часть ремесленников и коммерсантов.

В 1557 г. Испания объявила о своем банкротстве, что нанесло огромный удар по нидерландским банкирам и финансовой системе этой страны. В 1560 г. на испанскую шерсть, ввозимую в Нидерланды, была резко повышена пошлина. В результате сократился ее ввоз на 40% и многие мануфактуристы стали разоряться. Филлип II закрыл голландским купцам доступ в испанские колонии.

Испанская политика противоборства с Великобританией остановила англо-нидерландскую торговлю, которая являлась важным источником доходов в этой стране.

В это же время хозяйственная жизнь Нидерландов была парализована многочисленными тяжелыми налогами. В стране взимался однопроцентный налог с недвижимости и пятипроцентный с ее покупки-продажи. Герцогом Альба был введен и десятипроцентный налог на стоимость любого товара, который продавался или покупался. Эти налоги получили название алькабалы. В условиях развитых товарно-денежных отношений в Нидерландах, где каждый товар проходил через многие руки, прежде чем он достигал потребителя, десятипроцентный налог мог разрушить экономику страны. Верные пособники испанского двора возражали против введения этих драконовских податей, но зловещий герцог Альба не желал слушать никаких возражений. Он лишь отложил введение алькабалы в полном объеме до 1571 г.

Гнет испанцев был невыносим и поэтому неизбежно породил нидерландскую буржуазную революцию.

Захватив власть в свои руки, голландская торговая буржуазия использовала государственный аппарат для развития новых экономических отношений. Проведенные преобразования открыли большие возможности для развития торговли и мануфактурного производства. Цеховое производство продолжало разлагаться в городах Соединенных провинций, ему на смену приходили капиталистические мануфактуры.

В Роттердаме, Утрехте и других городах развивалось производство плюша, шелка, хлопчато-льняных тканей. Шерстоткацкие мануфактуры Лейдена производили ежегодно 70-120 тыс. кусков тканей.

Развивалось бумажное производство и некоторых отраслей химии. В Голландии имелось значительное количество централизованных мануфактур, на которых работало одновременно несколько сот рабочих. Было широко развито и мелкое ремесло, которое находилось под контролем специальных контролирующих палат.

Важную роль в экономике Соединенных провинций занимало рыболовство, которое было национальным промыслом Нидерландов. Можно выделить своего рода «четыре промысла». Первый - у берегов и в пресных водах - обеспечивал снабжение «нежными» сортами рыбы. По стоимости эта «рядовая ловля» составляла половину «большого лова» - сельдяного, второго вида промысла.

Более скромные размеры занимала ловля трески и пикши в Исландском море и на Даггер-банке в Северном море. «Четвертым промыслом» являлась ловля китов, которая именовалась «малым ловом».

В 1595 г. голландцы открыли Шпицберген и использовали бакских рыбаков в этой «охоте» на китов. В 1614 г. эта ловля стала монополией голландской Северной компании. Компания была ликвидирована в 1643 г., но крупные купцы Амстердама сохраняли контроль и прибыли от ловли китов на Крайнем Севере. Китовый жир использовался для изготовления мыла, освещения у бедняков, обработки сукон.

В среднем одно китобойное судно добывало в течение кампании десяток животных. Но порой некоторые суда превышали эти средние результаты. Так, например, в июле 1698 г. одно из китобойных судов добыло 21 тушу.

Однако первое место в рыболовстве занимала ловля сельди на Даггер-банке вдоль английского побережья. На протяжении XVTI в. в добыче сельди участвовало до 1500 крупных рыболовных судов. На борту этих просторных судов происходила разделка, засолка и укладка рыбы в бочки. На место ловли прибывали мелкие суда, которые доставляли сельдь в Голландию и Зеландию. В ловле сельди были заняты 12 тыс. человек и производилось около 300 тыс. бочек рыбы.

Соединенные провинции продавали копченую и соленую сельдь по всей Европе. По мнению некоторых исследователей, торговля сельдью составляла около 50% всей голландской торговли. Это была «золотая жила» Голландии. Торговля рыбой на Балтике была важным источником богатства этой страны.

Однако объемы добычи рыбы уменьшились после принятия Навигационного акта Кромвелем и первой англо-голландской войны 1652-1654 гг. на две трети. Уменьшение доходности ловли рыбы было также порождено ростом цен и заработной платы работников отрасли. Упадку голландского рыболовства способствовала и конкуренция французского, норвежского и датского лова.

Но важнейшим показателем достижений Голландии в XVII в. являлся ее флот. По численности судов и тоннажу голландский флот превосходил флот всей Европы. Французский автор Помпонн оценивал количество голландских судов в шесть тысяч. Тоннаж голландских судов, на которых было занято 48 тыс. моряков, оценивался примерно в 600 тыс. т, тоннаж обычного голландского судна был 160 т, и на судне было 8 человек команды.

На строительстве флота были постоянно заняты тысячи плотников, столяров и других мастеров. Основные судостроительные верфи находились в Саардаме около Амстердама, можно сказать, что Голландия являлась мировым центром судостроения. Бурное развитие судостроения способствовало общему промышленному развитию Соединенных провинций.

Лидирующее положение голландской судостроительной промышленности определялось качеством изготовляемых судов. В XVI в. голландцы стали изготовлять судно, получившее название «флейта». Это было прочное парусное транспортное судно с округлыми бортами, большой вместимостью, обслуживаемое сравнительно небольшим экипажем.

На этих суднах было на 20% меньше моряков, чем на судах того же тоннажа. Это считалось большим достижением, поскольку затраты на личный состав в то время были главным пунктом издержек.

Голландцы экономили также на питании членов экипажа. Голландские моряки довольствовались пивом, ржаным хлебом и сухарями, сыром, яйцами, маслом, небольшим количеством солонины, горохом, кашей и ели много вяленой рыбы. Моряки Нидерландов питались два или три раза в день.

Изготовление голландских кораблей было сравнительно дешевым по сравнению с другими странами. Корабли, предназначаемые для морских переходов в ближайшие страны, такие как Франция, изготовлялись из сосны и были скреплены деревянными шипами. Во Франции, например, суда изготовлялись из дуба, и скрепляли их железом.

У голландских судостроителей были также более дешевые снасти. Пользуясь выгодным географическим положением, голландцы импортирован с севера Европы железо, якоря, коноплю для канатов и веревок, парусину, в том числе и из России.

Дешевизна голландских судов объяснялась также и тем, что нидерландские судостроители использовали самую современную технику: механические пилы, мачтоподъемные машины, изготовление взаимозаменяемых частей. На голландских судоверфях имелось огромное количество опытных мастеров и рабочих, которые умело использовали эти технические приспособления.

Голландские судостроители создавали новые корабли очень быстро. Им требовалось примерно два месяца, чтобы начать изготовление военных кораблей, готовых для подъема такелажа. Голландские корабли широко экспортировались за границу, продавались в Венецию, Испанию и на Мальту.

Голландия занималась фрахтом и перевозками по всему миру. Поэтому в Соединенных провинциях постоянно ощущалась нехватка рабочей силы для судов. На кораблях состояло на службе много иностранцев. Пользуясь нищенским положением трудящихся Европы, голландцы легко нанимали дополнительную рабочую силу для своих торговых судов.

Возвышению голландской экономики способствовало развитие финансовой и фискальной системы этой страны. Налоговая система в Нидерландах была благоприятна для развития и роста капиталов.

Среди личных налогов на первом месте стоял налог на слуг. Так, например, за одного слугу платилось 5 флоринов, 5 су; 10 флоринов 11 су - за двоих, но за троих - 11 флоринов 12 су, а за пятерых плата составляла только 14 флоринов 14 су. То есть, существовал регрессивный, или убывающий, налог.

Подоходный налог составлял только 1%, т.е. 15 флоринов с 1500 флоринов дохода. Доход ниже 300 флоринов налогом не облагался.

Доходы от коммерции облагались в зависимости от оценки подлежащего обложению дохода самими участниками деловой деятельности. Понятно, что это создавало крайне благоприятные условия для коммерческой деятельности. В Голландии не существовало прямого налога на наследство.

Основные фискальные тяготы в Соединенных провинциях были перенесены на косвенные налоги. Все наблюдатели того времени отмечают, что ни одно государство в XVII и X VIII вв. не обременяло столь сильно косвенными налогами своих граждан.

Так, например, в то время существовали налоги на потребление вина и крепких напитков, уксуса, пива, все виды зерна, разные сорта муки, фрукты, картофель, сливочное масло. И вместе с тем, существовали налоги на строительный лес и дрова, торф, уголь, соль, мыло, рыбу, табак, курительные трубки, свинец, черепицу, кирпич, на все виды камня, мрамор. На каждый вид товара устанавливался отдельный налог.

В 1748 г. встал вопрос замены этих акцизов единым общим обложением, но от этого пришлось отказаться, поскольку к этим многочисленным налогам привыкли налогоплательщики.

Косвенный налог приводил к высокой дороговизне жизни и обременял трудящихся. Несправедливость фискальной системы была очевидна и порой приводила к бунтам. Вместе с тем таможенное обложение носило либеральный характер. Так, купцы имели право объявлять на таможне или на городских заставах стоимость подлежащих обложению товаров. Они устанавливали ее по своему усмотрению, и после контроля не могла более иметь место никакая проверка.

Таким образом, богатые налогоплательщики избегали значительного фискального обложения и обладали большими капиталами. Эти капиталы нередко использовались для покупки займов Генеральных штатов, провинций или городов. Голландское государство умело управляло государственным долгом. За счет размещения государственных бумаг Северные Нидерланды имели достаточно денег для финансирования войн, содержания наемных войск, снаряжения флотов, проведения общественных работ. Значительные средства также требовались Голландскому государству для содержания дамб и больших дорог.

К середине XVII в. государственный долг Голландии составил 150 млн. гульденов и уплата одних процентов по нему требовала ежегодных расходов в 6,5 млн. гульденов.

В 1609 г. был создан Амстердамский банк, и кредитные операции получили большой размах. Банк быстро разбогател и уже к 1626 г. его депозиты оценивались в 4 млн. гульденов. Амстердам стал финансовым центром мира.

К XVII в. этот город стал центром международной спекуляции, поскольку торговые связи Голландии постоянно расширялись. Примером спекулятивной горячки является знаменитая тюльпаномания 1634-1637 гг. Спекуляция новыми сортами тюльпанов приводила к постоянному росту цен на луковицы, пока не произошел временный крах на бирже.

Голландия в XVII в. превратилась в центр перевалочной торговли Европы. Голландцы были коммерческими посредниками, комиссионерами и маклерами для всей Европы.

Амстердамский банк обеспечивал легкие и быстрые расчеты, которые позволяли взаимно компенсировать многочисленные платежи, обходиться без наличных денег и аннулировать большей частью эти платежи при помощи клиринга. Амстердамский банк был своего рода расчетным центром для голландской перевалочной торговли, которая охватывала всю Европу.

Но, по мнению некоторых исследователей, Амстердамский банк не являлся главным инструментом кредита, поскольку вкладчикам под страхом штрафа воспрещалось превышать суммы их счетов.

Дешевый кредит для обслуживания посреднической торговли в изобилии предлагали амстердамские фирмы и крупные купцы. Кредит предоставляли в форме развития так называемой комиссионной и акцептной торговли.

Комиссионная торговля означала занятие торговлей товарами ради других купцов. Тот, кто поручает,- это комитент, тот, кому дают поручение,- комиссионер. Голландия выступала комиссионером по отношению ко многим странам. Соединенные провинции сделали комиссию одной из главных форм своей торговли.

Многие исследователи отмечают, что амстердамские купцы часто финансировали торговлю своих корреспондентов. Поэтому комиссионная торговля, дополненная кредитом, привлекала значительную массу товаров в Голландию, превращая эту небольшую страну в перевалочную базу всей Европы.

Амстердамская перевалочная торговля разладилась во второй половине XVIII в. и комиссионная торговля приняла новые формы. Все большее значение стала приобретать так называемая акцептная торговля, зависящая исключительно от финансов.

Перевалочная торговля стала замещаться прямыми связями между производителем и потребителем, а голландская сторона предоставляла финансовые услуги и капитал, который имелся в изобилии в этой стране. Таким образом, в XVIII в. происходило превращение Голландии из перевалочного торгового центра в банковский. Подобный переход обеспечил широкое распространение операций с акцептом.

Акцептировать вексель означает подписаться под ним, сделаться главным должником на ту сумму, которая в нем указана, обязаться от своего имени выплатить ее в указанный срок. Акцептные векселя занимали более важное место, чем все остальные виды векселей. В тот период в Европе потребление, производство, обращение денег было замедленным, коммуникации действовали также крайне медленно.

Поэтому купцам требовался документ для продажи товаров в кредит, документ, который обращался бы до того момента, пока негоциант сможет расплатиться наличными. Такие функции выполнял акцепт.

Функционирование акцептных векселей напоминает обращение векселей в нашей стране в нынешнее время, порожденное недостатком реальных денег.

Например, закупив шелк в Италии, купцы предоставляли их мануфактуристам во Франции и Англии кредит на два года, т.е. до того времени, пока будет изготовлено изделие. Поэтому купцы прибегали к помощи акцептирования векселей, которые выписывались на голландских корреспондентов. Таким образом, механизм голландской торговли и ее кредита функционировал посредством передвижения бесчисленных переводных векселей.

Но эти дутые и бумажные сделки должны были, в конце концов, закончиться выплатой наличными деньгами. В наличных деньгах Голландия не испытывала недостатка, поскольку ее платежный баланс всегда был положительным.

Наблюдатели начала XVIII в. свидетельствовали, что золотые монеты притекали в Голландию из Англии, Германии и Франции, переплавляясь в голландские деньги. Накопление значительных капиталов этой маленькой страной позволяло совершать рискованные сделки с векселями. Однако если происходил экономический кризис и нормальное течение коммерции прекращалось, то происходил отказ от вексельного оборота и к уплате различные фирмы начинали принимать исключительно наличные деньги.

В XVIII в. Голландия накопила громадные капиталы, которые она предоставляла в кредит торговым слоям Европы и государственным казнам многих стран европейского континента. Но государства часто не возвращали в срок взятые кредиты, что ставило под угрозу финансовое положение страны.

В целом считается, что предоставление займов загранице было удачным для Голландии. С 60-х годов XVIII в. Соединенные провинции стали кредитором почти всех государств Европы. Однако предоставление займов не являлось средством подъема национального производства Северных Нидерландов, поскольку развитие торговли не сопровождалось подъемом промышленности, как это происходило на Британских островах в период промышленной революции.

Экономическое возвышение Голландии нашло свое воплощение в превращении этой страны в колониальную державу. Голландцы посылали экспедиции на Восток и Запад, пытаясь овладеть португальской и испанской колониальными системами. Наиболее удачным направлением голландцев было восточное.

В 1595 г. голландцами была отправлена первая экспедиция на Восток. В 1601, 1604, 1607 гг. они пытались непосредственно торговать в Кантоне. В 1610 г. бесстрашные голландцы атаковали испанские корабли в Малаккском проливе и овладели Тернате. До этого, в 1605 г., представители Голландии захватили на Молуккских островах португальскую крепость Амбон и создали крупное поселение Ост-Индской компании.

Ими создаются опорные пункты и торговые фактории в Сиаме (1613 г.), в Сурате (1620 г.) ив 1619 г. на берегу острова Явы в городе Батавия. Позднее Батавия стала центром колониальных владений Голландии.

В 1624 г. голландцы достигли Тайваня. В 1667 г. им покорилось царство Ачем на острове Суматра, в 1669 г. пал Макассар, а в 1682 г. настал черед старинного процветающего порта- Бантама, соперника Батавии.

Центром империи голландцев была Батавия, расположенная на острове пряностей. Из этого города тянулась сеть торговых и обменных операций, охватывающих многие страны Востока.

Но господство в Индонезии было невозможно для голландцев без связей с Индией, которая занимала тогда господствующее положение в Азии.

В 1605 г. представители Соединенных провинций оказались в Масулипатаме. К 1621 г. завершилось закрепление голландцев в большом порту Сурате. С 1616 по 1619 г. были основаны торговые фактории в Броче, Камбее, Ахмадабаде, Агре, Бурханпуре.

В 1638 г. голландцы закрепились на Цейлоне - острове корицы. В 1665 г. они захватывают Кочин на Малабарском побережье. Проникновение в Бенгалию было медленным, голландцы закрепились там лишь к 1650 г.

В 1651 г. на мысе Доброй Надежды они основали город Капштадт, который занимал стратегическое положение на пути торговых кораблей в Азию.

В начале XVII в. голландцы начали неудачное проникновение в Северную Америку, откуда позднее они были вытеснены англичанами. В 1614 г. был основан Новый Амстердам, предшественник Нью-Йорка.

Приблизительно к 50-м или 60-м годам XVII в. голландская империя обрела свои окончательные очертания на Востоке. Португальцы постепенно были оттеснены. Голландская империя простиралась от Мозамбика до Макао и Японии.

При захвате португальской империи голландцам пришлось соперничать с англичанами. Им постоянно приходилось оборонять приобретенные колонии от британцев. Голландцам не удалось полностью вытеснить англичан из Японии и Индонезии, не удалось закрыть для них Индию.

Ост-Индская торговая компания

Для эксплуатации вновь захватываемых территорий сначала было создано множество мелких компаний, а затем две крупные компании - Ост-Индская (1602 г.) и Вест-Индская (1621 г.).

Вест-Индская компания не приобрела серьезного торгового значения и в 1674 г. была ликвидирована. Это было связано с неудачами голландской торговой и колониальной экспансии в западном полушарии.

Зато Ост-Индская компания сыграла выдающуюся роль в колониальной политике Голландии. Компания состояла из шести камер (в Амстердаме, Миддельбурге, Роттердаме, Дельфте, Горне, Энхюйзене) и возглавлялась шестьюдесятью директорами. Кроме того, имелся исполнительный совет в составе 17 человек, который руководил текущей деятельностью компании. Фактически хозяевами компании были крупные амстердамские купцы.

Компания обладала монопольным правом торговли в бассейнах Индийского и Тихого океанов. Она имела право заключать договоры с иноземными государствами, содержать собственные войска, полицию, флот, чиновников и чеканить монету. Это было своего рода государство в государстве. Директорат компании пользовался огромным влиянием в Генеральных штатах.

Наиболее ценными в экономическом отношении владениями компании были Молуккские и Зондские острова, на которых добывались пряности: корица, перец, гвоздика, мускатный орех. Пряности ценились в то время в Европе крайне высоко. Кроме того, компания располагала многочисленными факториями по всему побережью Индийского океана, в Африке, Индокитае, Китае и Японии.

Компания получала высокие доходы от торговых операций. Среднегодовой доход акционеров составлял 18%, а руководящая верхушка получала до 100% годовых.

Нередко компания вела свое хозяйство хищнически. Ради сохранения своей монополии и высоких доходов истреблялось и обращалось в рабство население захваченных островов, иногда уничтожались заросли пряностей на больших пространствах.

Ост-Индской компании удавалось удерживать цены на пряности на крайне высоком уровне. В XVII в. доставлявшаяся в Европу гвоздика продавалась по цене в 7 раз выше, чем та, по которой она приобреталась на Молуккских островах. Перец, приобретавшийся компанией на Яве и Суматре, продавался в Голландии в 8-10 раз дороже. Компания с большой прибылью торговала опием из Бенгалии. В конце XVII в. торговля опием давала ей ежегодно полмиллиона гульденов. В 1610 г. китайский чай был впервые доставлен в Голландию и с тех пор играл в торговле этой компании значительную роль.

В начале XVIII в. прибыль в 100% была обычной для торговли чаем, иногда она достигала 450%.

Однако высокие прибыли Ост-Индской компании подрывались контрабандной торговлей ее чиновников на Яве и в других факториях.

В XVIII в. Голландия замедляет свое развитие, ее роль в мировой экономике уменьшается. Однако Голландия сохранила за собой Индонезию, давала в кредит деньги многим государствам, ее капиталы использовались в ходе промышленной революции в Англии. Причины отставания Голландии в XVIII в. были обусловлены слабой промышленной базой ее экономики, поскольку для развития фабричной системы Соединенных провинций не хватало сырья и территории. Богатство Голландии выросло на перевалочной, транзитной торговле, которая охватывала всю Европу и многие страны мира.

В XVIII-XIX вв. во многих странах приобретала все большее значение тяжелая промышленность, а Голландия, не имевшая угля и железа, не могла создать свою индустрию.

К тому же торговый капитал подавлял промышленный в этой стране. Руководствуясь спекулятивными целями, влиятельные торговые круги Голландии выступали против введения протекционистских мер, которые бы могли обеспечить промышленное развитие страны.

Поскольку внешняя торговля играла большую роль в экономике страны, экономическая система находилась в большой зависимости от политической и экономической ситуации в других странах. Поэтому Навигационный акт Кромвеля оказал сильное отрицательное влияние на голландскую экономику, поскольку носил жесткий протекционистский характер и запрещал использовать каботажное плавание, т.е. подрывал господство этой страны в области морских перевозок.

Серьезно пострадала также экономика Голландии от войн Людовика XIV и протекционистской политики Кольбера (министра Франции), которая препятствовала голландской торговле.

Экономическое отставание Соединенных провинций в XVIII и XIX вв. стало неизбежным. Экономический центр Европы переместился из Амстердама в Лондон, началась эпоха доминирования Великобритании.

© Центр дистанционного образования МГУП