Московский государственный университет печати

Козаченко Б.Ф.,
Черкасов М.М.,
Кудряшова В.В.,
Кочетков А.Л.,
Карпеева Н.В.


         

История экономики

Конспект лекций для студентов всех специальностей


Козаченко Б.Ф., Черкасов М.М., Кудряшова В.В., Кочетков А.Л., Карпеева Н.В.
История экономики
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

ВВЕДЕНИЕ

2.

Лекция 1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

2.1.

ЭКОНОМИКА ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

2.1.1.

Периодизация истории Древнего Египта

2.1.2.

Командно-распределительная система египетской экономики

2.1.3.

Экономика сельского хозяйства

2.1.4.

Египетская промышленность (ремесло)

2.1.5.

Египетская экономика как образец азиатского способа производства

2.1.6.

Торговля и транспорт. Деньги

2.1.7.

Заключение

2.2.

ЭКОНОМИКА АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ)

2.2.1.

Отличия античного способа производства от азиатского

2.2.2.

Периодизация истории Древней Греции

2.2.3.

Эгейский мир и гомеровская Греция

2.2.4.

Ранняя Греция

2.2.5.

Классическая Греция

2.2.6.

Эллинизм

2.2.7.

Античный способ производства

3.

Лекция 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ

3.1.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕОДАЛИЗМА

3.1.1.

Экономическое развитие Франкского государства

3.2.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В IX-XI вв. ОФОРМЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ

3.3.

ОСОБЕННОСТИ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВО ФРАНЦИИ

3.4.

ФЕОДАЛЬНЫЙ ГОРОД, РЕМЕСЛО, ТОРГОВЛЯ

4.

Лекция 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В XVII ВЕКЕ

4.1.

МНОГОУКЛАДНОСТЬ ЭКОНОМИКИ

4.1.1.

Сельское хозяйство

4.1.2.

Промыслы и ремесло

4.1.3.

Мануфактура

4.1.4.

Образование всероссийского рынка

4.1.5.

Государственные финансы. Денежное обращение. Медный бунт

4.2.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА В РОССИИ

4.2.1.

Экономическая отсталость России. Реформы

4.3.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

4.3.1.

Первая половина XVIII века

4.4.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

5.

Лекция 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОЛЛАНДИИ В XVI-XVII ВЕКАХ

5.1.

ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА ГОЛЛАНДИИ

5.2.

ЭКОНОМИКА ГОЛЛАНДИИ В XVII ВЕКЕ

5.3.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В ГОЛЛАНДИИ

5.4.

КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

5.5.

КОЛОНИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОЛЛАНДИИ

5.6.

ПРИЧИНЫ УПАДКА ГОЛЛАНДИИ В XVIII ВЕКЕ

6.

Лекция 5. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ

6.1.

ПРЕДПОСЫЛКИ И СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА

6.1.1.

Этапы промышленного переворота в Англии

6.2.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В АНГЛИИ

Промышленный переворот в экономике Англии происходил в последней трети XVIII - первой четверти XIX вв.

Мануфактура с ее ручным трудом в начальный период развития капитализма подготовила необходимые условия для перехода к следующей стадии капитализма - крупной машинной индустрии. Во-первых, мануфактура подготовила искусных рабочих; во-вторых, достигнутая в мануфактурный период высокая специализация орудий труда, их упрощение и детализация, приспособление к выполнению отдельных частичных операций создали материальные предпосылки для появления машины, которая представляет комбинацию многих простых инструментов. Расчленение процесса производства на самые простые, чисто механические операции дало возможность заменить ручной труд машинным.

Чтобы глубже понять суть промышленного переворота, необходимо четко уяснить, каким образом орудие труда превращается в машину, чем отличается машина от ремесленного инструмента. Совокупность машин состояла (до середины XX в.) из трех частей: двигателя, передаточного механизма и рабочей машины (научно-техническая революция добавила четвертую часть - автоматический регулятор, контрольно-управляющий механизм, заменяющий человека).

Машина-двигатель действует как движущая сила всего механизма. Передаточный механизм переносит силу, развиваемую двигателем, на рабочую машину. Рабочая машина является главной частью совокупности машин, так как она непосредственно воздействует на предмет труда и целесообразно изменяет его форму. Другие части машины существуют только затем, чтобы привести в движение рабочую машину.

Промышленный переворот начинается с изобретения и распространения рабочей машины, которая превращает ручной ремесленный труд мануфактурного производства в машинное производство.

Рабочая машина - это совокупность тех же инструментов, которые применялись раньше рабочими на мануфактурном предприятии. Но в то же время она отличается от ремесленного инструмента тем, что заменяет рабочего, действовавшего одновременно только одним орудием, механизмом, который действует одновременно несколькими орудиями. Рабочая машина, получив движение, совершает те же самые операции, которые подобными же орудиями раньше совершал рабочий. Например, прядильная машина уже в первые годы своего применения пряла одновременно 12-18 веретенами, печатная машина печатала одновременно сотнями букв и знаков.

Рабочая машина первоначально приводилась в движение человеком или животным, силой ветра или воды. Переворот в двигательном механизме произошел с изобретением паровой машины, которая по своей мощности явилась универсальным двигателем крупной промышленности. Паровой двигатель можно свободно передвигать, он не зависит от тех или иных местных условий; это позволило развивать и концентрировать промышленное производство в городах.

Одна машина-двигатель может одновременно приводить в движение много рабочих машин. С увеличением количества рабочих машин, одновременно приводимых в движение, возрастает и мощность машины-двигателя, а вместе с ней передаточный механизм разрастается в широко разветвленный аппарат. Когда машина-двигатель одновременно приводит в движение много однородных или разнородных рабочих машин, то возникает кооперация этих машин, возникает фабрика. Капиталистическая фабрика явилась крупным промышленным предприятием, основанным на расчлененной системе машин. На первых стадиях машинного производства оно выглядело как простая кооперация машин, на современном этапе - это автоматическая система машин.

Машины долгое время производились ручным трудом, что сдерживало рост их мощностей и технических характеристик. Затем были изобретены машины для производства машин.

Итак, промышленный переворот начинается с изобретения и распространения рабочей машины и заканчивается организацией производства машин машинами. С созданием крупной машинной индустрии и распространением фабричного производства машин капитализм окончательно побеждает феодализм на основе экономических преимуществ машинного производства по сравнению с ручным. Переход от мануфактуры с ее ручным трудом к фабрике означал полный технический переворот в экономике стран, где происходили эти процессы.

Промышленный переворот как переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии произошел исторически прежде всего в Англии, и начался он в хлопчатобумажной промышленности этой страны (с последней трети XVIII в.). Этому способствовал ряд причин.

Мощные по тому времени машины стоили очень дорого, поэтому их внедрение в производство требовало больших сумм капитала. Кроме того, развитие машинной индустрии невозможно было без наличия многочисленного класса юридически свободных, но разорившихся ремесленников и свободных, но лишенных земли крестьян. Эти основные предпосылки промышленного переворота сформировались в Англии раньше, чем в других странах. Первоначальное накопление капитала в Англии началось несколько позднее, чем в других странах Европы, но этот процесс пошел в Англии быстрыми темпами и в больших масштабах.

В XVI в. Англия была аграрной страной; по числу жителей, степени развития промышленности, мореплавания, торговли и других отраслей она значительно уступала странам континентальной Европы. 20% населения Англии проживало в городах, подавляющее большинство (80%) - в сельской местности.

Но уже в этот период главной отраслью промышленности Англии было суконное производство, которое быстро росло благодаря хорошо развитому овцеводству. К началу XVII в. больше половины рабочих Англии было занято в производстве шерстяных тканей, доля которых в английском экспорте достигала 90%. Высокое качество английских тканей расширяло рынки их сбыта во всех странах.

Быстро растущее шерстяное производство требовало все больше сырья (шерсти) и свободных рабочих рук. Нужны были большие площади пастбищ для овец, но земли были заняты крестьянами. Английские землевладельцы (лендлорды) стали насильственно сгонять крестьян с земельных участков без всякой компенсации за жилища и хозяйственные постройки. Освободившиеся таким экспроприаторским методом земли их владельцы (лендлорды) огораживали рвами и частоколами и превращали в пастбища для овец с целью выгодной продажи шерсти собственникам Ткацких мануфактур. Этот процесс был назван «огораживанием». Лендлорды часто сами не занимались разведением овец, а сдавали свои земли в аренду фермерам-скотоводам, имевшим деньги для аренды земли и найма на работу большого числа свободных рабочих. В XVI в. в Англии появилась многочисленная прослойка населения без всякой работы и средств существования. В число нищих и бродяг попали бывшие дружинники феодалов и их бывшие служащие, а также вышеупомянутые согнанные с земель крестьяне. Об этом процессе его современник Томас Мор писал, что смиренные и кроткие овцы, обычно довольствующиеся немногим, стали такими прожорливыми и неутомимыми, что поедали даже людей, опустошая целые поля, дома и деревни.

Насильственная экспроприация крестьянских земель была связана также и с церковной реформой, проведенной английским королем Генрихом VIII. Церковь в Англии была крупнейшим землевладельцем. Ей принадлежало около одной трети всех земель, большая часть которых находилась в пользовании у крестьян в качестве наделов. Церковная реформа сопровождалась упразднением монастырей и конфискацией их имущества и земель. Бывшие церковные земли частью передавались приближенным короля, частью продавались за взятки по низким ценам дворянам, спекулянтам, горожанам, которые сгоняли с этих земель надельных крестьян и насаждали пастбищное овцеводство. Монастырские крестьяне превращались в нищих.

Завершающим этапом на пути насильственного создания класса людей, лишенных работы и средств производства, была так называемая «очистка имений» от сельскохозяйственных рабочих в начале XIX в. Самостоятельное крестьянство было по существу ликвидировано в Англии. Сельскохозяйственных рабочих, проживающих в имениях, где они работали по найму, также в этот период стали изгонять из имений. Изгнанным людям предоставляли узкую полоску на берегу моря, где можно было заниматься только рыболовством. На месте снесенных построек в имениях были созданы пастбища для овец.

При помощи таких методов одновременно достигались две цели: увеличение капиталов и создание огромного источника дешевой рабочей силы для городских промышленных предприятий.

В XVIII в. бездомных людей стали загонять в «работные дома» или заключать в тюрьмы, где они также должны были работать на предприятиях.

Накоплению огромных денежных капиталов в руках будущих английских капиталистов способствовал грабеж принадлежащих Англии колоний (в Америке, Индии, Африке). Несметные богатства достались будущим английским предпринимателям благодаря обману и физическому уничтожению туземного населения: в процессе колонизации Америки было ограблено и уничтожено 12-15 млн. туземцев, на острове Гаити из 1 млн. всех жителей было уничтожено 985-987 тысяч.

Огромным источником первоначального накопления денежного капитала в руках английских капиталистов была колониальная торговля, в том числе торговля рабами. С этой целью создавались торговые компании: Восточная, Московская, Левантская, Гвинейская (специализировавшаяся на работорговле), Ост-Индская. Правительство Англии предоставило им монополию на ведение всей торговли и право неограниченной эксплуатации колоний. Прибыли до 500% годовых на вложенный капитал были обычными, иногда они достигали 2000% годовых и более. Крупные состояния росли стремительно. Особенно выгодной была торговля рабами, с этой целью на негров в Африке организовывалась охота. Их продавали в Америку, где в это время развивалось крупное плантаторское хозяйство. За период с 1680 по 1775 г. англичанами вывезено в Америку более 3 млн. негров.

Значительным источником накопления денежных капиталов были государственные займы. Капиталисты, предоставлявшие займы государству, покупая государственные облигации, получали по ним большие проценты. Государственный долг Великобритании вырос с 21 млн. фунтов стерлингов в 1697 г. до 860 млн. фунтов стерлингов в 1716г. Деньги, собранные государством, расходовались не на преумножение национального богатства, не на развитие экономики и помощи бездомным, а главным образом на содержание государственного аппарата. Погашение займов и процентов происходило за счет увеличения налогов на трудящихся.

Кроме того, английское правительство применяло систему протекционизма для преумножения богатства своих капиталистов. В XVI-XVII вв. правительство устанавливало высокие таможенные пошлины на импорт готовой продукции с целью сокращения ее ввоза и устранения иностранной конкуренции, запрещало ввоз сырья и продовольствия, снижало экспортные пошлины на вывозимую из Англии продукцию. Английская буржуазия в этих условиях господствовала на своих рынках, подчас завышая цены на товары и увеличивая свое богатство.

Большое значение в этом сыграл принятый в Англии в 1651 г. Навигационный акт. Согласно этому закону, внешнеторговые перевозки товаров в Англию и из Англии можно было осуществлять только на английских судах или на судах той страны, откуда импортировался товар. Этот закон был направлен против Голландии - главного английского конкурента в судостроении и судоходстве. Голландцы были посредниками в морских перевозках, в том числе и английских товаров. Таким образом, Навигационный акт способствовал выходу Англии на первое место в мире по уровню судостроения и судоходства.

Итак, благодаря многочисленным факторам в Англии был создан мощный фундамент для промышленного переворота, который совершился прежде всего в английской экономике столь бурными темпами.

Накопленные денежные капиталы вкладывались в самые выгодные отрасли английской экономики. Хлопчатобумажная промышленность в последней трети XVIII в. была молодой, новой отраслью. Она не была стеснена мелочной регламентацией и рутиной, которые препятствовали техническому прогрессу в других отраслях.

Хлопчатобумажная промышленность явилась первым опытным полем для всякого рода изобретений. В 1733 г. ткач-механик Кэй изобрел механический «летающий челнок». Применение этого челнока позволило ткать более широкую ткань и более быстрыми темпами по сравнению с ручным ткацким станком. Но прядение с его ручной техникой и низкой производительностью труда стало значительно отставать от ткачества. Это отставание дало толчок к появлению ряда изобретений в прядении. Ткачом Дж. Харгривсом была изобретена механическая прядильная машина «Дженни», получившая широкое распространение. В 1769 г. была введена в эксплуатацию прядильная машина Аркрайта. Машина «Дженни» давала тонкую нить, но приводилась в движение рукой, а машина Аркрайта приводилась в движение водой, но давала грубую нить. В1783 г. С.Кромптон соединил достоинства этих двух машин, устранил' их недостатки и на этой базе создал «мюль-машину», приводимую в движение водяным колесом. «Мюль-машина» давала одновременно крепкую и чрезвычайно тонкую нить. С помощью этой машины рабочий стал производить пряжи в десятки раз больше, чем при ручной технике. Машина Кромптона оказала огромное влияние не только на прядение, но и на ткачество. Благодаря необычайной тонкости пряжи стало возможно вырабатывать легкие ткани, превосходящие по своей тонкости и прочности ткани лучших индийских рабочих, которые до этого были вне конкуренции.

Английская текстильная промышленность быстро развивалась. Но теперь ткачество стало отставать от прядения. Это отставание было преодолено изобретением в 1785 г. и широким распространением механического ткацкого станка Картрайта. Теперь один ткач производил на таком станке столько же ткани, сколько 40 ткачей при ручной технике. Применение машин в прядении и ткачестве вызвало целую революцию в белильном, красильном и ситцепечатном производстве.

Из хлопчатобумажной промышленности машинное производство распространилось на все отрасли текстильной промышленности, в том числе и на шерстяную, а также на такие отрасли, как бумажное и полиграфическое производство.

Но широко применяемые в то время двигатели приводились в движение водой, что являлось тормозом для развития промышленности, так как привязывало ее к рекам. Промышленность требовала универсального, не зависящего от воды двигателя. В 1784 г. (по некоторым данным, в 1782 г.) механик Джеймс Уатт получил патент на паровой двигатель, универсальный по своему техническому применению. С изобретением и применением двигателя Уатта начинается век пара, строятся паровые прядильные фабрики, а затем паровые двигатели стали широко применяться во всех отраслях промышленности и на транспорте. Как уже упоминалось, промышленная революция началась в Англии в текстильном производстве на основе широкого применения машинной техники, окончательная победа машинного производства становится возможной с развитием металлургической, топливной и машиностроительной промышленности на основе их механизации.

Массовое применение машин резко увеличило спрос на металл, но его производство ограничивалось применяемыми плавильными печами, в которых использовался древесный уголь. Дефицит древесного угля объяснялся тем, что еще в XVII в. в Англии были вырублены большие лесные массивы, что угрожало развитию судостроения. Импортный лес был дороже. В то же время богатые природные ресурсы Англии не использовались, а именно в Англии были разведаны огромные запасы каменного угля. Из-за несовершенства технологии выплавки чугуна применение угля резко снижало качество металла. Хотя еще в 1735 г. был изобретен способ выплавки чугуна с использованием угля, он не был широко применен почти полвека. И только когда возникла острая необходимость в резком увеличении выплавки чугуна, этот способ был усовершенствован и внедрен. В 1784 г. была разработана технология обработки чугуна так называемым пудлинговым процессом с применением угля, что увеличило производительность труда в металлургии в 15 раз.

Переворот в промышленности вызвал техническую революцию и в средствах транспорта. Быстрое развитие крупной промышленности, расширение рынков сбыта товаров, мировых рыночных связей требовали создания целой системы новых транспортных средств - речных пароходов, железных дорог, океанских пароходов, а также создания новых средств связи - телеграфа. В 1807 г. в США был построен первый пароход Фултона, в 1814 г. Стефенсон изобрел паровоз, а в 1825 г. в Англии строится первая железная дорога, которая была закончена в 1830 г., она связала Манчестер и Ливерпуль.

Развитие железнодорожного строительства, речного и морского судоходства и других отраслей, в свою очередь, воздействовало на металлургическую промышленность, в особенности на машиностроение. Вначале машины изготовлялись ручным способом, поэтому они были дорогими и невысокого качества. Машиностроительная промышленность также стала переходить от ручного труда к машинному, в начале XIX в. в Англии стали применять металлорежущие станки (токарные, строгальные, фрезерные). Промышленный переворот в 1-й половине XIX в. в Англии завершился созданием машиностроительной индустрии (производство машин машинами).

К 40-м гг. XIX в. Англия превращается в передовую индустриальную державу, в «фабрику мира». К этому времени Англия переходит к политике фритредерства, т.е. к свободной торговле, что привело к снижению экспортно-импортных пошлин на территории страны. Были отменены высокие заградительные импортные пошлины на ввоз товаров в Англию, так как английские предприниматели, производя более качественные и дешевые товары, перестали бояться конкуренции иностранных товаров. Более того, английские товары, вывезенные в другие страны, успешно завоевывали рынки сбыта.

Вслед за Англией промышленный переворот стал происходить в экономике других стран: во Франции, затем в Германии, в США, в России и других странах.

Промышленный переворот в Англии изменил структуру ее экономики, структуру городского и сельского населения, уровень жизни, условия труда, обострил отношения двух классов: работодателей и наемных рабочих; изменил организационно-экономическую природу сельского хозяйства страны, ликвидировал английское крестьянство. Сельское хозяйство стало развиваться в Англии на основе наемного труда сельскохозяйственных рабочих.

Промышленный переворот означал окончательную победу капитализма в Англии, феодальные отношения были почти полностью ликвидированы. Население Англии с 1760 по 1840 г. увеличилось с 6,7 до 15,9 млн. человек; промышленное производство с 1810 по 1840 г., всего за 30 лет, увеличилось более, чем в 3 раза, а производство предметов потребления в 2,6 раза, добыча каменного угля увеличилась в 3 раза, производство чугуна - почти в 6 раз. Зато удельный вес населения, занятого в сельском хозяйстве, за 30 лет уменьшился с 35 до 23%, удельный вес населения, занятого в промышленности и строительстве, в 1840 г. составил 45,5%. К концу XIX в. доля городского населения в стране достигла 75%.

Значительные изменения произошли в организации и условиях труда на предприятиях. Для увеличения выработки капиталисты применяли все способы повышения эксплуатации наемных рабочих: как старый, использовавшийся в Англии с XIV в., - удлинение рабочего дня, так и новый по тому времени - повышение интенсивности труда за счет ускорения движения машин, к которым должен был приспособиться рабочий. В английской промышленности уже в конце XVIII в. рабочий день составлял 16-18 часов. Использование машин упрощало и облегчало рабочие операции, и это позволяло широко привлекать на производство неквалифицированных рабочих, женщин и детей.

Это обстоятельство, в свою очередь, позволяло снижать заработную плату. Так, в начале XIX в. в текстильной промышленности Англии средняя дневная заработная плата фабричного ткача составляла 2 шиллинга, на нее можно было купить только около 3 кг хлеба. Среди рабочих английской промышленности была высока смертность, наблюдалось вырождение промышленного населения.

По мере количественного роста рабочего класса и развития его сознания усиливались сопротивление пролетариата и борьба за законодательное ограничение рабочего дня. Сначала удалось добиться ограничения рабочего дня для детей, затем для женщин и, наконец, для мужчин. К концу XIX в. удалось уменьшить продолжительность рабочего дня до 10 часов, а затем к началу XX в. - до 8 часов.

Промышленный переворот оказал двойное влияние на экономику, в том числе на промышленность Англии. С одной стороны, он обусловил очень высокие темпы развития, о чем говорилось ранее, а с другой - вызвал к жизни новое явление в экономике - экономические кризисы, которые впервые стали периодически возникать в 1825, 1836, 1847, 1857 и 1866 гг. Экономические кризисы 1857 и 1866 гг. были особенно разрушительными, так в 1866 г. разорилось около 200 промышленных и торговых предприятий.

Бурное развитие английской легкой промышленности продолжалось до середины XIX в., когда промышленный переворот охватил экономику европейских стран. Поэтому темпы роста спроса на английский текстиль упали, но резко возрос спрос на английский уголь, металл и машины, что ускорило развитие английской тяжелой промышленности.

Промышленная революция в Англии привела в итоге в начале XIX в. к исчезновению английского крестьянства, поэтому сельскохозяйственное производство в стране развивалось в дальнейшем на основе фермерской аренды земли у крупных ее собственников и на основе труда наемных рабочих. Решающее значение в гибели свободного класса крестьянства в Англии, как уже упоминалось ранее, имела безвозмездная экспроприация земли и другого имущества у крестьян в период первоначального накопления капитала и затем во время промышленного переворота.

В 70-х гг. XIX в. около 250 крупнейших землевладельцев Англии имели более 50% всех земель страны. Мелкие собственники земли, не применявшие труд наемных рабочих, владели лишь 5% земельной площади.

Крупные землевладельцы обычно сами не занимались сельскохозяйственным производством, а сдавали землю в аренду фермерам, которые привлекали наемных рабочих, численность которых составила в 70-х гг. XIX в. около 1 млн. из почти 23 млн. жителей страны. Таким образом, фермеры использовали капиталистические принципы организации труда и производства. Они применяли передовую агротехнологию и сельскохозяйственные машины, минеральные удобрения, дренаж для осушения болотистых участков, паровой плуг, жатвенные машины. Благодаря этому Англия стала страной наиболее интенсивного земледелия с наивысшей производительностью труда в сельском хозяйстве, с самой высокой урожайностью зерновых культур.

Английское правительство в 1815 г. приняло протекционистские законы («хлебные законы»), запрещавшие импорт хлеба в Англию, когда цена за 1 квартер хлеба не превышала на рынках Англии 82 шиллингов. Эти законы ограничивали завоз в Англию больших масс зерна с континента и тем самым, поддерживая высокие цены, стимулировали выращивание и продажу своего зерна. Это было выгодно лишь крупным землевладельцам и фермерам. Но европейские страны тоже стали устанавливать высокие импортные пошлины на ввозимые английские промышленные товары, что было невыгодно промышленным капиталистам Англии. Их интересы, в конце концов, перевесили, и в 1846 г. английское правительство отменило «хлебные законы».

В последней трети XIX в. в Европе появилось большое количество дешевого американского хлеба, и цены на него резко упали. Благодаря развитию морского пароходства дешевый американский хлеб стал завозиться и в Англию. Из-за падения цен на пшеницу ее посевы в Англии резко сократились, и на освободившихся площадях английские фермеры стали разводить мясомолочный скот и поставлять продукты животноводства населению городов. Сельское хозяйство Англии приняло животноводческое направление развития.

Благодаря тому, что в Англии раньше других стран начался промышленный переворот и в результате была создана фабрично-заводская промышленность, к середине XIX в. Англия стала первой промышленной державой мира и играла главную роль в международной политике. Превосходству Англии способствовали европейские войны, то вступление европейских стран, в том числе и России, в военные союзы, то выход из этих союзов. Военные походы Наполеона в первой половине XIX в. подорвали экономику Франции и многих европейских стран, в то же время в Англии промышленное производство развивалось бурными темпами, и ее товары завоевывали европейские рынки.

Господству английских товаров на мировых рынках способствовал также переход английского правительства в середине XIX в. от политики протекционизма к политике свободной торговли (к фритредерству), о чем уже упоминалось выше. Взаимная отмена импортных пошлин в Англии и других европейских странах приносила неизмеримо больше выгоды английским экспортерам, так как подавляющее большинство европейских товаров (кроме зерна) на английском рынке проигрывали в цене и в качестве.

Фритредерство было еще одним фактором, укрепившим лидирующее положение Англии в мировой промышленности, морских перевозках, торговле, кредите, экспорте капитала. В 1870 г. оборот английской внешней торговли составил 14 млрд. марок, что составило около 40% мирового торгового оборота. Объемы английской торговли были больше, чем внешнеторговый оборот Франции, Германии и США вместе взятый.

До середины 60-х гг. стоимость английского экспорта стабильно превышала стоимость импорта, так как Англия ввозила дешевый колониальный хлопок, другое промышленное сырье и продовольствие, а вывозила готовую продукцию. Торговля сырьем всегда была менее доходной, чем торговля готовыми изделиями.

Во второй половине XIX в. темпы роста внешней торговли Англии снизились, но резко выросли объемы экспорта капитала, по которому Англия стала получать все возрастающие проценты по иностранным займам. Кроме того, увеличились посреднические услуги английских судовладельцев, перевозивших иностранные грузы на своих судах.

С середины 60-х гг. величина английского экспорта стала меньше, чем импорта, но доходы от других видов внешнеэкономической деятельности (экспорта капитала, внешних займов, морских перевозок) намного превосходили отрицательное сальдо торгового баланса Англии.

Благодаря более высокому уровню развития Англия захватывала самые богатые страны на Востоке, в Африке, увеличивая свои колонии. В первой половине XIX в. английские колонизаторы захватывают богатые природными и людскими ресурсами районы Африки, подчиняют Австралию, Китай. Созданная ранее колониальная система Британской империи увеличивалась. Правительство Англии навязало Китаю невыгодные для него договоры, позволявшие ей ввозить в Китай любые товары при минимальных 5%-х пошлинах. Англия получила право даже на ввоз в Китай опиума.

На вершине своего развития Англия превращается в мирового банкира благодаря огромному накопленному денежному капиталу. Английский банк был образован еще в 1694 г., а к концу XVIII в. в стране функционировало уже около 350 банков, которые кредитовали в основном внешнюю торговлю. Денежные вклады в банки стремительно росли: всего за 20 лет, с 1840 по 1860 г., сумма депозитов в лондонских банках увеличилась в 13 раз. В середине XIX в. Лондон превратился в мировой финансовый центр, предоставлявший кредиты для развития промышленности и торговли не только своим капиталистам, но и предпринимателям других стран, а также кредиты правительствам различных государств. В дальнейшем английский фунт стерлингов, являясь исключительно стабильной национальной валютой, использовался как международное платежное средство и был предшественником доллара в этой роли.

Но в XX столетии ранее исключительно благоприятные условия развития Англии изменились, и она уступила свое место лидера другим странам, как в свое время оттеснила с этого места Голландию.

© Центр дистанционного образования МГУП