Московский государственный университет печати

Т.Н. Юдина, М.В. Зотова, Б.Ф. Козаченко, А.Л. Кочетков, В.В. Кудряшова, Л.Ф. Левина, В.А. Писемский, М.М. Черкасов, Н.К. Фигурновская


         

История экономических учений. Часть1: История русской экономической мысли.

учебное пособие для направлений: 521500 - "Менеджмент", 521600 - "Экономика".


Т.Н. Юдина, М.В. Зотова, Б.Ф. Козаченко, А.Л. Кочетков, В.В. Кудряшова, Л.Ф. Левина, В.А. Писемский, М.М. Черкасов, Н.К. Фигурновская
История экономических учений. Часть1: История русской экономической мысли.
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

2.

Раздел I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ IХ-ХVI вв.

2.1.

Лекция 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ IХ-ХV вв.

2.1.1.

Образование Киевского государства. Киевская Русь (IX - середина XII в.)

2.1.2.

Экономика Киевского государства. Земледелие - главная отрасль хозяйства Киевской Руси

2.1.3.

Ремесло - вторая по значению отрасль экономики цивилизации Древней Руси

2.1.4.

Торговля

2.1.5.

«Русская Правда», ХI-ХII вв. (экономические статьи)

2.1.6.

Православная церковь и ростовщичество.

2.1.7.

Экономическая мысль в период феодальной раздробленности (ХV-ХIV вв.)

2.1.8.

Христианство и экономическая мысль

2.1.9.

Галицко-Волынская летопись

2.1.10.

Образование централизованного государства (ХV-ХVI вв.). Московское княжество - центр русского государства и экономическая политика Ивана III

2.1.11.

Словарь терминов

2.2.

Лекция 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ ХVI-ХVIII вв.

2.2.1.

Экономика русской цивилизации ХVI-ХVIII вв.

2.2.2.

«Домострой» как памятник экономики русской цивилизации XVI в.

2.2.3.

Экономическая мысль в России ХVII-ХVIII вв.

2.2.4.

А.Л.Ордин-Нащокин (около 1605-1686)

2.2.5.

И.Т.Посошков (1652-1726)

2.2.6.

М.В. Ломоносов (1711-1765)

3.

Раздел II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

3.1.

Лекция 1. ЭКОНОМИКА РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ XIX в. (из истории российского предпринимательства).

3.1.1.

Россия XVIII - конца XIX в.

3.1.2.

Русское предпринимательство

3.1.3.

Справка

3.1.3.1.

Кузнецовы

3.1.3.2.

Морозовы

3.1.3.3.

Прохоровы

3.1.3.4.

Н.И. Путилов

3.1.3.5.

А.И. Хлудов

3.2.

Лекция 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ (социально-экономические воззрения декабристов)

3.2.1.

Социально-экономические взгляды П.И. Пестеля

3.2.1.1.

Н.И. Тургенев (1789-1871)

3.3.

Лекция 3. БУРЖУАЗНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. РОССИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX вв.

3.3.1.

Экономические взгляды А.И. Чупрова (1842-1908)

3.3.2.

Экономические взгляды С.Ю. Витте (1849-1915)

3.3.3.

Историческая справка

3.3.4.

Экономические воззрения П.А. Столыпина по аграрной проблеме в России

4.

Раздел III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СССР И РОССИИ В XX в.

4.1.

Лекция 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ НЕБОЛЬШЕВИСТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ

4.1.1.

Меньшевики

4.1.2.

Эсеры Левые эсеры

4.1.3.

Правое крыло эсеровской партии

4.2.

Лекция 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В 20-30-е ГОДЫ (дискуссии по проблемам товарно-денежных отношений)

4.3.

Лекция 3. ИЗУЧЕНИГ ЭКОНОМИКИ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ЭКОНОМИКА И МЫСЛЬ

Веками Русь жила своим умом

И крепко грады ставила по кручам.

Особой статью, песней, ремеслом

И верою красив и славен русич.

В былинах, сказках ли богатырей -

Заморским ядом только ведь и брали.

Не дай нам Бог слепых поводырей!

Да лишь бы мы незрячими не стали...

Вновь с Запада вдруг бесов нанесло:

Соблазном нас греховным подкосили.

Без праведника не стоит село!

И не подняться без него России!

В.Суховский. Во дни тревог...

Наш дом - Русский дом, Россия. В настоящее время, по данным официальной статистики, в нем живет около 80% русских. Русская же цивилизация, зародившаяся еще до принятия христианства, разрушается. Цивилизация (от лат. civilis- гражданский, государственный) - это:

  1. синоним культуры (хотя эти понятия часто неправильно отождествляются);

  2. уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры;

  3. ступень общественного развития, следующая за варварством (Ф.Энгельс, Л.Морган);

  4. основная форма человеческой организации пространства и времени, выражающаяся качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы народов, составляющих самобытный культурно-исторический тип;

  5. понятие «цивилизация» (см. определение а-г) богаче, чем понятия «общественно-экономическая формация» (К.Маркс) и «стадии экономического роста» (У.Ростоу), полнее помогает приблизиться к познанию истины (см.: Формация и цивилизация: Методологии, аспекты анализа // МЭиМО. - 1991. - №5).

Образы русской цивилизации сохраняются на генетическом уровне в глубинах национального сознания русских людей, а также в реальной действительности.

Русская цивилизация - эта главная форма человеческой организации пространства и времени России, целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, Она определяет историческое развитие и формирует национальное сознание. Она открывается в православной этике и добротолюбии (любезности), справедливости и простоте, русской иконе, картине и книге, церковном зодчестве, трудолюбии как добродетели, нестяжательстве, неприятии ростовщичества и презрении к богатству, взаимопомощи, коллективизме и самоуправлении русской общины и артелиБолее подробно см.: Платонов О.А. Русская цивилизация: Учеб. пособие для формирования рус. нац. сознания. - М., 1995. - С. 3-6.. Русская цивилизация носит главным образом духовный характер, а западная цивилизация, более молодая, родившаяся в эпоху колониальных открытий, - экономический, потребительский характер, переросший в XX в. в настоящую гонку потребленияУоллер Л. Банкир: Роман. - Саратов, 1993. - С. 120-121.. Главные черты западной цивилизации - культ потребительства, индивидуализм, эгоизм и конкуренция. Русская цивилизация является главным препятствием Западу к вершинам потребительства, мировому господству.

В истории экономики русской цивилизации уже дважды Россия была в теоретическом плену у Запада. Первый раз (более века) - в плену марксизма, западной теории, родившейся в Германии на основе обобщения материального базиса Англии, Германии и других стран XIX в. Второй раз (с 90-х годов XXв.) - у монетаризма, родившегося тоже на Западе, в США. Монетаризм предлагает управление экономикой через деньги, которые потеряли свойство всеобщего эквивалента.

Имеет ли русская цивилизация отечественную экономическую мысль? - Да. Следует добавить еще: имеет, в том числе традиционную мировоззренческую экономическую мысль на мировом уровне. Проблема же на Руси заключается в том, что нет пророка в своем Отечестве. Его мы ищем на Западе, а не в России и на Востоке. У русской экономической цивилизации есть много общего с индийской, китайской и японской цивилизациями.

Целью данного учебного пособия является знакомство российских студентов и аспирантов с живой экономической мыслью России, представляющей важнейшую часть русской цивилизации. В этой работе используется хронологический подход. Так, I часть охватывает период IX-XVIII вв., II часть - XIX в. - начало XX., III часть - XX в. В первой части большое внимание уделено характеристике экономики русской цивилизации. В этот период зарождается экономическая теория в России, представленная А.Л.Ордин-Нащокиным, И.Т.Посошковым, М.В.Ломоносовым и др.

«Московский государственный человек XVII в.» Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин сумел создать Новоторговый Устав. Русские цари: «тишайший» Алексей Михайлович Романов и его сын реформатор Петр I - следовали этому Уставу, в результате чего российская казна не была пустой, молодая российская промышленность была защищена от экспансии западного торгового капитала. Целью последнего была не помощь в развитии экономики русской цивилизации, а наполнение российских

прилавков в основном «безделицами», извлечение максимальной прибыли, культивирование и пропаганда экономической отсталости, зависимости России.

Иван Тихонович Посошков, гениальный самоучка, сумел написать программное произведение развития экономики русской цивилизации в эпоху Петра I. Это - «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.). Следует отметить, что проблему богатства народа И.Т.Посошков поставил почти на полвека раньше, чем Адам Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). За эту книгу он поплатился своей жизнью. Парадокс заключается в том, что проблему богатства народа в России изучали и изучают не по Посошкову, а по Смиту. Действительно, нет пророка в своем Отечестве.

М.В.Ломоносов открыл цель развития экономики русской цивилизации - сохранение и размножение русского народа, но голос Михаила Васильевича не слышат в XX в., когда РФ занимает первое место по количеству абортов.

Еще ранее в XVI в. священником Сильвестром был редактирован «Домострой» - памятник экономики русской цивилизации. Русский дом строился на принципах и правилах «Домостроя».

XIX в. для России характеризуется распространением идей А.Смита, А.Гакстгаузена и К.Маркса, борьбой западничества и славянофильства, реформаторских и революционных идей. В XIX в. «Домострой» Сильвестра был назван ретроградным произведением, его перестали изучать. Национальная экономическая мысль оказалась под влиянием западной. Марксизм в России нашел последователя в лице В.И.Ульянова (Ленина), попытавшегося на практике реализовать идеи К.Маркса и Ф.Энгельса.

В XX в., с 1917 г. по 1991 г., т.е. 74 года, марксизм в ленинской и сталинской интерпретации был господствующей экономической теорией и идеологией. Несмотря на это, в России появлялись и развивались экономические школы. Во-первых, экономико-математическая школа (А.И.Чупров, М.И.Туган-Барановский, Л.З.Слонимский, В.К.Дмитриев, Е.Е.Слуцкий, Н.Д.Кондратьев, А.А.Богданов, Е.Варга, Л.Н.Крицман, С.Г.Струмилин, Л.В.Канторович, В.А.Базаров, Г.А.Фельдман и др.); во-вторых, организационно-производственная школа (Н.П.Макаров, А.Н.Минин, А.А.Рыбников, А.В.Чаянов, А.Н.Челинцев и др.); в-третьих, школа экономической динамики во главе с Н.Д.Кондратьевым и др.

Данное учебное пособие не претендует на полноту изложения материала, оно представляет авторское видение проблемы экономики и мысли русской цивилизации.

© Центр дистанционного образования МГУП