Московский государственный университет печати

Т.Н. Юдина, М.В. Зотова, Б.Ф. Козаченко, А.Л. Кочетков, В.В. Кудряшова, Л.Ф. Левина, В.А. Писемский, М.М. Черкасов, Н.К. Фигурновская


         

История экономических учений. Часть1: История русской экономической мысли.

учебное пособие для направлений: 521500 - "Менеджмент", 521600 - "Экономика".


Т.Н. Юдина, М.В. Зотова, Б.Ф. Козаченко, А.Л. Кочетков, В.В. Кудряшова, Л.Ф. Левина, В.А. Писемский, М.М. Черкасов, Н.К. Фигурновская
История экономических учений. Часть1: История русской экономической мысли.
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

2.

Раздел I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ IХ-ХVI вв.

2.1.

Лекция 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ IХ-ХV вв.

2.1.1.

Образование Киевского государства. Киевская Русь (IX - середина XII в.)

2.1.2.

Экономика Киевского государства. Земледелие - главная отрасль хозяйства Киевской Руси

2.1.3.

Ремесло - вторая по значению отрасль экономики цивилизации Древней Руси

2.1.4.

Торговля

2.1.5.

«Русская Правда», ХI-ХII вв. (экономические статьи)

2.1.6.

Православная церковь и ростовщичество.

2.1.7.

Экономическая мысль в период феодальной раздробленности (ХV-ХIV вв.)

2.1.8.

Христианство и экономическая мысль

2.1.9.

Галицко-Волынская летопись

2.1.10.

Образование централизованного государства (ХV-ХVI вв.). Московское княжество - центр русского государства и экономическая политика Ивана III

2.1.11.

Словарь терминов

2.2.

Лекция 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ ХVI-ХVIII вв.

2.2.1.

Экономика русской цивилизации ХVI-ХVIII вв.

2.2.2.

«Домострой» как памятник экономики русской цивилизации XVI в.

2.2.3.

Экономическая мысль в России ХVII-ХVIII вв.

2.2.4.

А.Л.Ордин-Нащокин (около 1605-1686)

2.2.5.

И.Т.Посошков (1652-1726)

2.2.6.

М.В. Ломоносов (1711-1765)

3.

Раздел II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

3.1.

Лекция 1. ЭКОНОМИКА РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ XIX в. (из истории российского предпринимательства).

3.1.1.

Россия XVIII - конца XIX в.

3.1.2.

Русское предпринимательство

3.1.3.

Справка

3.1.3.1.

Кузнецовы

3.1.3.2.

Морозовы

3.1.3.3.

Прохоровы

3.1.3.4.

Н.И. Путилов

3.1.3.5.

А.И. Хлудов

3.2.

Лекция 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ (социально-экономические воззрения декабристов)

3.2.1.

Социально-экономические взгляды П.И. Пестеля

3.2.1.1.

Н.И. Тургенев (1789-1871)

3.3.

Лекция 3. БУРЖУАЗНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. РОССИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX вв.

3.3.1.

Экономические взгляды А.И. Чупрова (1842-1908)

3.3.2.

Экономические взгляды С.Ю. Витте (1849-1915)

3.3.3.

Историческая справка

3.3.4.

Экономические воззрения П.А. Столыпина по аграрной проблеме в России

4.

Раздел III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СССР И РОССИИ В XX в.

4.1.

Лекция 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ НЕБОЛЬШЕВИСТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ

4.1.1.

Меньшевики

4.1.2.

Эсеры Левые эсеры

4.1.3.

Правое крыло эсеровской партии

4.2.

Лекция 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В 20-30-е ГОДЫ (дискуссии по проблемам товарно-денежных отношений)

4.3.

Лекция 3. ИЗУЧЕНИГ ЭКОНОМИКИ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И мир свежей, когда славянским ликом

Борис и Глеб потемки озарят

И о Руси, торжественной, великой,

Доверчиво со мной заговорят.

Я Вам внимаю, русские святые,

Зосима, и Савватий, и Кирилл.

На подвиг под заветы дорогие

Своей десницей Невский осенил.

Благословил сам Сергий Преподобный

Стоять за Русь Святую до конца...

И русский дух возвышенный, свободный -

Вдруг выпрямил в достоинстве сердца.

В.Суховский. Очищение.

Хозяйство и экономика России развивались своим собственным, оригинальным путем, и это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, наша Родина имеет огромную территорию, экономическое пространство, национальное богатство, духовную культуру, как ни одна другая страна в мире. Во-вторых, на Руси была создана экономика русской цивилизации, по определению О.Платонова, как препятствие на пути Запада к мировому господству.

В Древней Руси философско-хозяйственные и правовые идеи экономики русской цивилизации содержались в богословских трактатах, государственно-правовых актах, фольклоре, тесно переплетаясь с философскими идеями, религиозными поучениями.

Формированию в IX в. русского государства с центром в Киеве предшествовал длительный процесс создания у восточных славян экономики русской цивилизации. Предшествующие столетия были периодом формирования русской цивилизации, разложения родоплеменного строя, развития частной собственности, существования патриархального рабства, образования классов первобытного общества. Начиная с VI в., появляются укрепленные жилища крупных земельных собственников. Они использовали труд челяди (рабов). Но рабство на Руси не сделалось господствующим способом производства и вскоре стало вытесняться новыми феодальными формами отношений. Одновременно происходило образование военно-политических союзов, которые вначале носили племенной, а затем территориальный характер. Эти союзы постепенно превращались в государственные образования, например, Киевское и Новгородское княжества. Тому способствовала и борьба славянских народов за свою независимость с Византийской империей, печенегами, норманнами. Появление отдельных государственных образований с центром в Киеве и установление господства династии Рюриковичей - завершающий этап в процессе создания феодального государства на Руси в IX в.

К концу X в. Киевская Русь достигла высокого уровня экономического, политического и культурного развития. Это государство распространяло свои владения от Прибалтики до Волги и даже Урала и от бассейна Печоры и берегов Ледовитого океана до Черного и Азовского морей. Оно было весьма пестрым в экономическом и этнографическом отношении.

В экономическом отношении Киевская Русь была развитым и культурным государством. Особо следует выделить уровень развития пашенного земледелия и ремесла.

Новейшие материалы, добытые советскими историками Б.А.Рыбаковым, К.Аристовым, Б.Д.Грековым, П.И.Лященко, свидетельствуют, что обитатели Северного Причерноморья и Среднего Приднепровья с незапамятных времен перешли от примитивного подсечного земледелия мотыжного типа к полевому - переложного типа и с использованием для обработки почвы рал с железным наконечником. Как в степной, так и в лесной полосе вся система земледелия была переложной, пашенной. Ее особенность - наличие большого количества «отдыхающей» земли, используемой как для пастбища, так и для заготовки сена. Это придавало земледелию «кочевой» характер. Возделывался широкий круг зерновых культур: пшеница (мягкая и твердая), рожь (озимая и яровая), ячмень, овес, просо, зернобобовые, волокнистые культуры (конопля, лен).

В лесостепной же полосе нижнего Днепра, Днестра, Буга и Дуная, а также в районе Киевщины, Переяславщины и севернее земледельцы от старых примитивных методов обработки почвы рано стали переходить к двухпольной и даже трехпольной системе. Они использовали тягловую силу и более усовершенствованные орудия труда, например, плуг с железным лемехом.

Подсечная система земледелия основывалась на общинной форме землевладения и коллективной обработке почв. Трехпольная же система владения в большей мере была связана с индивидуальным производством. Возникло мелкое крестьянское хозяйство на общинной земле. Это ускорило разложение первобытной общины и образование, во-первых, класса крупных землевладельцев, во-вторых, - безземельных или малоземельных землевладельцев. Появление сохи и трехпольной системы пашенного земледелия свидетельствовало о прогрессе производительных сил, создало экономическую базу для дальнейшего развития древнерусской экономической цивилизации.

В южных степных областях Киевской Руси, где земледелие было господствующим видом производственной деятельности, техника обработки почвы, количество засеваемых культур и урожайность были на более высоком уровне, нежели в северных лесистых районах с более суровым климатом.

В лесостепной и степной полосе Среднего Приднепровья, а также в северных и западных районах Киевского государства сложилось смешанное хозяйство. В этих районах наряду с земледелием развивалось и скотоводство.

В Киевской Руси животноводство достигло сравнительно высокого уровня развития. По данным «Русской Правды», разводились все виды домашних животных и птиц, известные в России и в более поздний период.

Охота, бортничество и рыболовство играли подчиненную роль и являлись побочными промыслами. Основная масса населения Киевской Руси занималась сельским хозяйством, главным образом, земледелием.

Будучи главной формой промышленного производства, ремесло совместно с сельским хозяйством составляло хозяйственную основу Киевской Руси. Мелкое производство промышленных продуктов было развито довольно широко по масштабам того времени.

Новейшие археологические данные советских ученых свидетельствуют о том, что в Киевской Руси ремесло было широко распространено и хорошо развито, особенно выработка железа из болотных и озерных руд.

Уровень ремесленной техники характеризовался «варкой железа» в специальных плавильных печах - «домницах», а также в обычных варистых печах сыродутным способом посредством ручных мехов (кричное железо), изготовлением и закалкой стали. Во времена Киевской Руси выработка железа велась в таких масштабах, что обеспечивала металлом не только близлежащие сельские кузни, но и кузни других городов. Кузнечное дело, являясь не менее важным и даже более распространенным, чем производство железа, ко времени образования древнерусского государства, обособилось в самостоятельный вид промысла. Более того, оно подразделялось на ряд самостоятельных видов ремесла. Кузнецы производили сельскохозяйственные орудия, инструменты для ремесленников, бытовые предметы, оружие.

По мере развития хозяйства и экономики Древней Руси наряду с общинным возникало и вотчинное ремесло. Образование ремесленных корпораций, как и само появление, и развитие феодальных городов, население которых составляли, прежде всего, ремесленники, продолжалось длительное время. По уровню развития ремесло было второй (после сельского хозяйства) основной отраслью хозяйства и экономики Киевской Руси. Высокого мастерства в Киевской Руси достигло гончарное дело, ювелирное ремесло, а также кожевенное дело, ткачество, обработка дерева и камня, производство стекла и стеклянных изделий. В городах все больше распространялась грамотность, книжное просвещение, налаживалась культурная жизнь, особенно во времена Ярослава Мудрого (ок. 978-1054 гг.).

Натуральное, в основном, хозяйство Древней Руси не исключало значительного уровня развития торговли, как внутренней, так и внешней. Еще задолго до образования государства у восточных славян обмен стал обычным явлением. Возникновение органов государственной власти содействовало дальнейшему развитию торговли. Появились крупные торговые центры: Киев, Новгород, Смоленск, Псков, Чернигов, Белоозеро, Любеч, Переяславль и др. Киевские князья построили много городов-крепостей: Ладогу, Муром, Суздаль, Белгород и др.

В последующий период укрепления централизованной власти, особенно во времена княжения Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого и в дальнейшем, торговля все больше приобретала черты, характерные для средневекового государства. Устанавливалась система регламентации торговли, укоренялось взимание пошлины - мыта и оброка. Делались попытки воздействовать на уровень складывающихся, на рынке цен, которые приобретали характер указных. Создавались купеческие корпорации. Они имели свои уставы.

С VI-VII вв. установились торговые отношения славян со странами Востока. Восточная торговля оказала большое влияние на формирование систем денежного обращения. Оживленную торговлю вела Киевская Русь с Византией и странами Прибалтики. С IX в. большое значение получил новый торговый путь «из варяг в греки» - из Балтийского моря в Черное. В качестве всеобщего эквивалента - денег - выступали скот, меха, слитки металла, преимущественно серебро, а также иностранная, главным образом, восточная монета.

Начало чеканки серебряной и золотой монеты при князе Владимире основывалось на экономических предпосылках, созданных развитием внутреннего и внешнего обмена, а также практикой обращения монет иностранной чеканки. Главной денежной единицей была гривна.

Экономическая мысль того периода отражала процесс развития экономики русской цивилизации. Древнейший русский законодательный памятник «Русская Правда» ХI-ХII вв. (экономические статьи) является кодексом феодального права, закрепляющим феодальные отношения. Это свод законов, касающихся имущественных отношений и ответственности за нарушение права феодальной собственности. «Русская Правда» защищала частную собственность феодалов, торговцев, ростовщиков. В ней нашла весьма яркое отражение борьба между смердами и феодалами. Жизнь феодальной знати охранялась большими штрафами. За убийство боярина, приближенных князя и его слуг взималось восемьдесят гривен, а за убийство смерда - пять гривен, то есть в шестнадцать раз меньше. За убийство боярина отвечала вся община.

Вместе с тем «Русская Правда» проводила четкую грань между положением смердов и положением холопов. За убийство холопа и робы не платилось виры, как за убийство свободного человека, а возмещался убыток его хозяину: выплачивался урок.

В России не было рабства как системы. Хозяйственные отношения в Древней Руси ХI-ХII вв. строились на строго правовой основе, в рамках трудовой демократии сельских общин (вервей) и церковных приходов. Был и незначительный слой несвободных людей-холопов. Их труд использовался не столько в процессе производства, сколько в быту, в качестве домашних слуг (челяди, чади).

Община с началами взаимопомощи и саморегулирования создавала более высокий уровень развития производительных сил. В городах существовали самоуправляемые коллективы ремесленников, купцов.

По определению историка В.О.Ключевского, «Русская Правда» строго отличала отдачу имущества на хранение - «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе от отдачи денег в рост с учетом процента, процентный заем краткосрочный от долгосрочного, и, наконец, заем от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие. «Правда» содержала определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел. Гости, иногородние или иноземные купцы «запускали товар» за купцов туземных, то есть продавали им в долг и т.д.

Нажива или погоня за прибылью не являлась целью производства в древнерусском обществе. Главная экономическая мысль «Русской Правды» - стремление к обеспечению справедливой компенсации, вознаграждения за нанесенный ущерб в условиях самоуправляемых коллективов. Сама правда - это справедливость, осуществление которой гарантируется общиной и другими самоуправляемыми коллективами.

Главная функция «Русской Правды» - обеспечить справедливое решение хозяйственных проблем с точки зрения народной традиции, обеспечить равновесие между общинами и государством, осуществить регулирование организации и оплаты труда по выполнению общественных функций (сбор виры, строительство укреплений, дорог и мостов).

При натуральном характере народного хозяйства ростовщический кредит носил в значительной степени потребительский характер. Ростовщичество разоряло ремесленников, поэтому на него, прежде всего, был направлен народный гнев во время крупного восстания горожан в Киеве в 1113 г., когда киевляне разбивали дворы ростовщиков. В связи с этим великий князь Владимир Мономах (1053-1125) провел ряд мероприятий с целью смягчить социальные противоречия. «Уставом Владимира Мономаха» вводилось правило, по которому взявший деньги в долг из 50% годовых, должен был платить эти проценты лишь в течение двух лет. Кто уплатил такие проценты за три года, делался свободным от всякого долга. «Устав Владимира Мономаха» ограничивал произвол ростовщиков.

Отношение церковнослужителей Древней Руси к взиманию резов (процентов) за долги было весьма противоречивым. Нельзя признать правильным мнение о том, что служители церкви безоговорочно высказывались за умеренные проценты. В действительности, церковь подвергала моральному осуждению лишь высокие проценты, взимаемые духовными лицами. Что касается мирян, то церковь ограничивалась попытками уговорить ростовщиков, чтобы те брали «легкие» проценты, считая таковыми 60-80%.

В «Поучении Владимира Мономаха» содержится призыв русского князя к сыновьям укреплять единство Руси. «Поучение» отражает основу, на которой строилось хозяйство Древней Руси, - трудолюбие как добродетель. Труд - высшее мерило богоугодности, любой труд для человека - радость.

С образованием самостоятельных княжеств возникли новые центры хозяйственной, политической и культурной жизни. Происходило развитие производительных сил, о чем свидетельствовало распространение в сельском хозяйстве трехполья, высокий уровень сельского и городского ремесла, расширение торговли.

В XIV в. закрепощение выразилось в том, что князья стали заключать договоры о запрещении перехода крестьян из одного княжества в другое. Крестьяне несли тягло. Переход к феодальной раздробленности и усиление внеэкономического принуждения вызвали протест со стороны народных масс. Борьба с гнетом феодалов, и религиозные противоречия проявились также в виде городской ересей - оппозиционных течений, враждебных господствующей феодальной церкви. В ХIV-ХV вв. в Новгороде и Пскове ересь возникла среди городских ремесленников «стригольников». Она выразилась в выступлениях не только против поборов со стороны духовенства, но и вообще против общественного неравенства. В период феодальной раздробленности массы продолжали страдать от высоких процентов. Ненависть к ростовщичеству нашла выражение в народном творчестве, например, «Сказание о посаднике Шиле», который провалился сквозь землю за «резоимство».

Междукняжеские договорные грамоты регламентировали хозяйственно-экономические и правовые связи разных земель, прокламировали строгое невмешательство в дела друг друга, уважение суверенитета каждого, отказ от покупки или приема беглецов из числа крепостных крестьян чужого княжества, совместную борьбу против восставших крестьян. Статьи определяли условия торгово-экономических сборов и пошлин, порядок охраны торговых путей, устройство ярмарок, выработку определенных условий торговли иностранных купцов. Важное место в междукняжеских договорных соглашениях занимали вопросы финансовой политики, монетной системы. Важным источником по истории экономической мысли этого периода являлась церковная литература.

Важную роль в развитии феодальных отношений играло христианство, принятое на Руси в период княжения Владимира I (988 г.). Монастыри и церкви были крупными землевладельцами, собиравшими подати с живших на их земле крестьян. Церковь требовала от них повиновения властям, покорности, смирения и неустанного труда на феодалов. Христианская церковь способствовала распространению грамотности на Руси, была противником крайностей крепостничества, ратовала за умеренное взимание ростовщических процентов. Она наблюдала за точностью торговых мер и весов. Эталоны этих единиц хранились в церкви.

Взгляды угнетенных масс Киевской Руси нашли отражение в былинном творчестве, где воспевался труд земледельцев, его трудолюбие, верность Руси.

Период феодальной раздробленности характеризуется новым этапом в развитии экономической мысли. Это нашло отражение и в светской литературе ХII-ХV вв., представленной такими произведениями, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Задонщина», «Моление Даниила Заточника». В «Слове о полку Игореве» содержатся высказывания о земледельческих работах, о подневольном, почти рабском труде. Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием отражена в «Слове о погибели русской земли» и «Задонщине». В «Молении» выражено отрицательное отношение безымянного автора к образу жизни монахов, к сытой жизни богатых и сочувствие к жизни бедных. Даниил Заточник выступал против боярского закабаления, рассматривал бояр как преграду между народом и князем, высказываясь за сильную княжескую власть, которая могла бы обуздать боярский произвол. Он восклицал: «Лучше мне видеть свою ногу в лапте, чем в красном сапоге на боярском дворе, лучше мне тебе, князь, в деревне служить, нежели в багряннице на боярском дворе... Лучше мне воду пить в твоем доме, нежели пить мед в боярском дворе».

Владимир Мономах в «Поучении к детям» призывал к смягчению феодальной эксплуатации. Он писал про себя: «Тоже и худого смерда и убогые вдовице не дал есть сильным обидите». Он призывал своих детей не чинить насилия над населением, осуждал погоню за богатством, сребролюбие, насилие над людьми и чрезмерную эксплуатацию.

В эпоху раздробленности на Руси прогрессивные общественные идеи служили объединению Руси. Этому способствовало изменение экономических условий хозяйствования, когда общественное разделение труда потребовало новых, устойчивых экономических связей различных частей страны, экономической и политической централизации государства. Объединение феодальных сил необходимо было и для борьбы с внешним врагом.

В 1240 г. татарами был взят Киев. Золотая Орда в экономическом и политическом отношении была слаборазвитым государством. Поэтому она не могла экономически освоить русские земли и создать на них органы управления. Уплата огромной дани в пользу Золотой Орды требовала развития производства, торговли в вотчинных хозяйствах, расширения товарно-денежных отношений и экономических связей между княжествами. И все-таки в результате татарского ига Русь стала в своем социальном и экономическом развитии отставать от западноевропейских стран.

Русские юго-западные земли гораздо меньше, чем в Поднепровье, страдали от набегов кочевников. Они были густо населены и располагали богатыми запасами полезных ископаемых. Особенное значение имели соляные копи в Галицкой земле, которые снабжали солью население не только своих, но и соседних территорий. На юго-западе Руси были плодородные черноземные земли, которые при благоприятных климатических условиях давали возможность получать большое количество сельскохозяйственной продукции, вывозимой в соседние страны.

Успешное экономическое развитие, формирование и усиление феодальной вотчины, крупного боярского землевладения привели к тому, что уже при князьях Володаре и Васильке Ростиславичах (1084-1124) галицкие земли вышли из-под власти киевского князя. Экономический подъем в Галицко-Волынском княжестве был прерван монголо-татарским нашествием. В конце XIII в. наблюдался хозяйственный упадок в Галицко-Волынском княжестве. В соответствии с договором, заключенным в 1352 г. между Польшей и Литвой, Галицкие земли отошли к Польше, а Волынские - к Литве.

Для характеристики экономической мысли юго-западных княжеств русского государства важным источником является Галицко-Волынская летопись, содержащая описание событий с начала XIII в. до 1292 г. В ней рассказывается об экономической политике галицких и волынских князей, поощрявших развитие ремесел, торговли и торговых путей. С этой целью строились города, оказывалась помощь горожанам в их борьбе с боярами. Горожане высоко оценивали деятельность Даниила Галицкого как покровителя промышленности. Он приглашал в свое княжество умелых ремесленников, торговых людей, что способствовало развитию производительных сил.

Но все-таки политическая централизация стала настоятельной потребностью. Ведущая роль в деле объединения русского государства выпала на долю Московского княжества, ставшего со времени Ивана Калиты (1325-1340) основой централизации разобщенных княжеств.

Централизация русского государства, начавшаяся еще при Иване Калите, закончилась при царе Иване IV Васильевиче Грозном (1538-1584). Особенно же активный процесс объединения русских земель приходится на период царствования Ивана III (1462-1505). Именно при нем начал складываться центральный аппарат власти, получило развитие поместное землевладение, сильно возросло политическое значение дворянства. В этот же период наблюдался подъем земледелия, развивались товарно-денежные отношения. Натуральный оброк был частично заменен денежным, получила распространение денежная рента. Промышленность по-прежнему была тесно связана с земледелием, переработкой его сырья. Экономическая мысль периода создания централизованного русского государства способствовала преодолению феодальной раздробленности. Это выразилось в обосновании экономической политики Ивана III, служившей объединению русских земель. Ставилась задача подорвать экономическую основу крупных княжеств, стремившихся к сепаратизму, противопоставить боярской собственности поместную систему землевладения. Это явилось причиной объединения поместных дворян вокруг государя, давшего им землю. Верховным собственником земли поместного дворянства считался государь. Дворянам она давалась на период службы и по наследству не передавалась.

Финансовая политика Ивана III также способствовала созданию и укреплению единого государства. Сбор податей в государственную казну стал осуществляться централизованно. Податной единицей обложения стала соха. Политика в области внутренней торговли была направлена на создание единого внутреннего рынка.

Получила распространение и внешняя торговля, государь забрал ее организацию и регламентацию в свои руки, что также способствовало объединению всех княжеств вокруг Москвы. При Иване III развивались ремесла, горнодобывающая промышленность, пушечное литье. Ценным документом, свидетельствующим о характере экономической политики, является Судебник 1497 г., который устанавливал единый порядок судопроизводства для всего русского государства. В ряде статей определялись имущественное отношение, положение крестьян, холопов, условия найма на работу, выдачи займов.

Расширение русского государства сопровождалось ростом противоречий, восстанием крепостных крестьян и бунтами городских низов. Царь Иван IV юридически оформил окончательное прикрепление крестьян к земле, что еще более усилило их протест и явилось как бы прелюдией крестьянских войн в XVII в. Развитие русской экономической мысли XIII-XV вв. было неотделимо от экономической и политической жизни государства. С одной стороны, происходил процесс дальнейшего закрепощения крестьян, с другой - московские князья стремились подчинить себе как можно больше светских феодалов, монастырей и церковных уделов. Эти идеи четко выявлялись в многочисленных жалованных грамотах, в которых указывалось, что великие князья предоставляют светским феодалам и церкви различные льготы и привилегии, минуя местную княжескую власть, тем самым как бы подчиняя их себе. Раздача таких грамот особенно характерна для XIV и XV вв.

В ХII-ХV вв. центр экономической и политической жизни переместился во Владимирско-Суздапьское княжество. В период феодальной раздробленности основной формой феодального владения была вотчина. Экономика феодальной вотчины была натуральной, слабо связанной с рынком. Все необходимые продукты производились на месте.

В ХII-ХV вв. основной формой отношений были натуральные оброки. Однако существовала и барщина. Во второй половине XV в. наметился переход к денежному оброку.

Большое значение имел торговый путь, проходивший по Волге. Русские княжества вели оживленную торговлю, как с Востоком, так и с западноевропейскими государствами. Успешное развитие торговли в XIV-XV вв. способствовало укреплению экономических связей между русскими княжествами и формированию предпосылок для создания централизованного государства.

роба рабыня
вира штраф за убийство свободного человека
урок возмещение убытков господину убитого холопа
торг рынок
гостьба внешняя торговля
резы проценты
тягло целый ряд натуральных и денежных повинностей
стригольник суконщик
соха семья, состоящая из двух работающих членов
смерд свободный крестьянин
холоп закрепощенный крестьянин

Феодализм утвердился как специфическая форма разрешения противоречий, накопившихся в недрах предшествующих способов производства. Производительные силы феодального общества характеризовались преобладанием сельского хозяйства над ремеслом, а в связи с этим - деревни над городом, что сохранилось в целом до конца феодальной эпохи, хотя в период позднего средневековья ремесло, а на его основе и города получили значительное развитие. С утверждением господства феодального способа производства улучшались методы обработки земли. Дальнейшее совершенствование орудий труда играло решающую роль в развитии сельскохозяйственного производства.

Одним из важнейших проявлений совершенствования орудий труда в феодальную эпоху явилось значительное улучшение плавки и обработки железа и в связи с этим широкое распространение различных видов железного плуга и ряда других железных орудий труда. Тогда же была изобретена водяная и ветряная мельница, появились гидросиловые установки с устройством плотин, становились более производительными виноградный пресс и некоторые другие приспособления и механизмы. На основе развития орудий труда сельскохозяйственное производство поднималось на более высокий уровень. В земледелии получили распространение двуполье и трехполье. Возникли новые отрасли производства, дальнейший шаг сделали огородничество, луговодство, виноградарство, виноделие, маслоделие. Наблюдался значительный рост животноводства, в особенности коневодства, что было связано с военной службой феодалов.

Вслед за развитием и совершенствованием сельскохозяйственного производства постепенно начало возрождаться и расти ремесленное производство, возрождалось и совершенствовалось строительное дело, получило дальнейшее развитие кораблестроение. Появились специальные ремесленные мастерские по изготовлению различных инструментов и механизмов, а также оружия. Рост ремесла и развитие его специализации на основе совершенствования орудий производства привели к тому, что вновь начало происходить отделение ремесла от сельского хозяйства.

Объединение русских земель в единое целое государство было обусловлено постепенным, хотя и медленно протекавшим процессом размывания экономической обособленности отдельных земель вследствие роста производительных сил, углубления общественного разделения труда. Экономическое развитие России в Х\/I-Х\/II вв. происходило в более благоприятных политических условиях, чем в предшествующий период. В 1480 г. было окончательно ликвидировано татарское иго, тяготевшее над Русью почти два с половиной столетия. Уже Иван III (1462-1505) в основном закончил собирание земель под властью московских князей.

Создание централизованного русского государства объективно отвечало тенденциям прогрессивного развития страны. Большая часть феодального класса активно поддерживала создание и укрепление сильного государства, которое способствовало бы приобретению новых владений за счет присоединения новых земель или захвата крестьянских. Население городов и основная масса крестьян также были заинтересованы в ликвидации феодальной раздробленности, так как централизованное государство создавало благоприятные условия для развития торговли и промыслов, обеспечивало защиту от разрухи, которую приносили междоусобицы и вторжения внешних врагов.

Ликвидация феодальной раздробленности оказала благоприятное влияние на экономическое развитие страны. С исчезновением междоусобных войн торговые пути стали менее опасными. Стала возможной унификация монеты. Московские князья начали строить новые города, используя для этого фискальные ресурсы и военные контингенты. Со временем пограничные крепости превращались в торгово-ремесленные центры. Строилась и сама Москва. Создание Судебников 1497 и 1550 гг. свидетельствовало об упорядочении феодального законодательства. Централизованное феодальное государство перерастало в абсолютистское.

При Василии III (1505-1533) были подавлены сепаратистские тенденции Пскова. То же самое произошло и с Рязанским княжеством. В итоге войны с Литвой и Польшей был присоединен Смоленск (1514 г.). В 1552 г. Иван Грозный разгромил Казанское ханство и укрепился на Средней Волге. Под власть Москвы попали мары, чуваши, удмурты. В 1556 г. последовало крушение Астраханского ханства. Со времени знаменитого похода Ермака (1581 г.) началось завоевание Сибири. Границы России продвинулись до Тихого океана.

Крупную роль в экономическом развитии феодальной России играла колонизация. Она расширяла обрабатываемые площади, увеличивала ресурсы страны. Феодальный режим мог развивать вширь и укреплять свои позиции. Предпосылки колонизации были созданы стремительным ростом территориальных владений русского государства, увеличением населения, экспансией крепостничества и активными мероприятиями правительства.

В ХVI-ХVII вв. сильно выросла экономическая роль русского города. В истории ремесла он начинает занимать доминирующее положение. Концентрация ремесленников в городах все больше увеличивалась. Росло количество городов. В XV в. их насчитывалось 78, в XVI в. - 113, а в XVII в. - 335.

В сфере торговли складывались буржуазные отношения. Их почти не было в промышленном производстве и в сельском хозяйстве, оставшимся основной отраслью народного хозяйства. Именно это определило отставание России от передовых стран Западной Европы, вступивших к тому времени на путь капиталистического развития.

В ХVI-ХVII вв. Россия стала занимать все более важное место в международной торговле. В 1584 г. основан Архангельск, который стал главным экспортным портом страны.

Значительную роль в развитии торговли играл абсолютизм. Важным центром торговли стала Москва, затем шли Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Псков и другие города. Возникали торжки, выделялись торговые села. Ярмарки приобретали массовый характер.

Все больше активизировалась внешняя торговля России, с падением Казанского и Архангельского ханств торговые пути в Среднюю Азию, Закавказье, Ближний Восток были открыты. Восточные товары (шелковые ткани, ковры, пряности, ювелирные изделия) чаще доставлялись в Москву. Устанавливались торговые связи с Китаем. Из Западной Европы через Архангельск Россия получала предметы роскоши (вина, шелковые ткани, тонкое сукно, драгоценные камни, зеркала, табак, пряности). Кроме того, ввозились «свейское железо», цветные металлы, оружие, сельдь и некоторые другие товары. Из России англичанами и голландцами вывозились традиционные товары русского экспорта (лен, пенька, смола, деготь, поташ, меха, кожи и икра).

Развитие торговли, а также стремление увеличить доходы побудило правительство принять меры к упорядочению денежного обращения, которое находилось в хаотическом состоянии. Собственной добычи серебра почти не было. Серебряную монету приходилось чеканить из ефимок (немецких талеров), поступавших от иностранных купцов. Рубль оставался счетной единицей. Чеканилась преимущественно медная деньга разменного характера. Количество серебра в рубле систематически уменьшалось. Обесценение рубля вызывало дезорганизацию товарооборота. Многие товары были монополизированы казной. Широкий размах получила фискальная эксплуатация податного населения. В XVI в. главной формой обложения была посошная система. В 1551 г. был введен сбор полоняничных денег (на выкуп пленных). Обязательными стали засечное дело (работы по строительству засечных линий) и ямчужное дело (варка селитры). Тамга (таможенный сбор) увеличилась до 10% стоимости товара. Пересмотр тарханных (льготных) грамот повлек за собой обложение налогами и населения монастырских вотчин.

Первое место среди источников для изучения экономической мысли на Руси в средние века принадлежит «Домострою», известнейшему произведению, посвященному описанию средневекового быта во всех тонкостях общественных и семейных отношений.

Первая редакция «Домостроя» составлена в Новгороде в конце XV - начале XVI вв., вторая была значительно переработана выходцем из Новгорода, впоследствии влиятельным советником молодого Ивана IV благовещенским протопопом Сильвестром. В обеих редакциях «Домострой» состоит из трех основных частей. Уже в Предисловии к первой редакции говорится, что эти части последовательно излагают правила общежития в отношении «духовного строения» (религиозные наставления, главы 1-15), «мирского строения» (о семейных отношениях, главы 16-29) и «домовного строения» (хозяйственные рекомендации, главы 30-63). Кроме того «Домострой» постоянно дополнялся различными приложениями, раскрывавшими отдельные мысли книги частными комментариями (это, например, «Травник», «Назидатель», «Лечебник» и др.). Во второй редакции таким дополнением стала 64-я глава, которая представляет собой авторский конспект всего «Домостроя», сделанный Сильвестром и адресованный его сыну. В этой же главе автор показывает, насколько эффективны и справедливы рекомендации книги, следуя которым можно добиться успеха в современном им обществе.

Строго говоря, в «Домострое» изложен сценарный план проведения жизненно важных семейных и общественных действ, приложенные к некоторым главам перечни праздничных блюд или свадебного чина подтверждают, что именно так и воспринимался этот текст. В определенных местах говорится о людях «имя рек» - и нужно заполнить пропуск собственным именем. «Домострой» не доказывает фактами и рассуждениями, он убеждает проповедно. Его адресатами попеременно являются представители всех сословий средневековой Руси: то господин, то служка, то раб или холоп, а то и «свят человек». Каждому адресату отведена своя роль и свой круг обязанностей в иерархии социально-экономической жизни. В своем личном «государстве» домохозяин как носитель духовного чина, то есть порядка, просто обязан обеспечить дом экономически и устроить его обитателей нравственно, но, прежде всего он должен быть христианином и соблюдать заповеди: «Так возлюби же Господа Бога твоего всею душой своей и со всею твердостью духа своего, и стремись делами своими всеми, привычками, нравом угодить Богу. При этом возлюби всех близких твоих по образу Божию созданных, то есть всякого христианина. Страх Божий всегда носи в своем сердце и любовь нелицемерную и помни о смерти. Всегда соблюдай волю Божию и живи по заповедям его»Домострой. - М., 1990. - С.117.. По-христиански предписывалось относиться и к светской власти: верно служить царю, во всем ему, повинуясь, покоряться следовало также и князьям, воздавая им должные почести. Но и самому господину «Домострой» предписывает «...ни дома, ни на селе, ни на службе, ни в жалованье - ни в каких делах, и отнюдь не обделять никого ни в чем: ни пашней, ни землей, ни домашним каким припасом, ни скотиной неправедного стяжания избегая»Домострой. - М., 1990. - С.144.. Каждому человеку подобало жить только благословенным трудом и праведными средствами. Под праведными средствами понимаются государево жалование, доход или вотчина, а под праведным трудом - труд людей различных сфер деятельности: торговых, мастеровых, земледельцев. Самое главное, чтобы не

было кражи, разбоя и грабежа, поклепов, лжи, клеветы и обмана. Отрицательно отношение авторов «Домостроя» к ростовщичеству как к «неправедному способу обогащения». Основу же общественного строя, как следует из текста «Домостроя», составляло в этот исторический период натуральное хозяйство, в недрах которого зарождались и начинали развиваться отношения обмена. Доминирующей сферой деятельности являлось сельское хозяйство, поэтому в основном тексте «Домостроя» и в приложении, названном «Назидатель» или «Попечитель», содержатся практические указания по многим вопросам сельскохозяйственных работ и сельского быта, включая и медицинские советы. Например, как определить место, пригодное или вредное для поселения и жизни человека; построить двор или сельский дом, удобный для жизни и пригодный к разведению всяких плодов; искать ключи, рыть колодцы, познавать качество воды; расположить поле, предназначенное для нивы, с учетом его плодородия. Интересно, что в рекомендациях «Домостроя» по ведению сельскохозяйственных работ фактически проанализирована, правда, в неявном виде, дифференциальная рента I, возникающая на более плодородных и выгодно расположенных участках. Так, по рекомендации «Домостроя», при выборе поля прежде всего необходимо учитывать естественное плодородие почвы, кроме этого нужно принимать во внимание и следующие обстоятельства: «во-первых, землю не должны вредить твои недруги; второе, чтобы город располагался близко и ты мог продать в нем излишки от своего урожая. Третье - если дом твой далеко от нивы, и ты не можешь быстро добраться туда, чтобы нужное взять, такая нива совсем бесполезна. Четвертое - между домом и нивой нужен удобный проезд, чтобы сходились там различные дороги, по которым можно везти возами (или судами водой) и чтобы мог получать ты вести и вещи от проходящих мимо людей»Домострой. - М., 1990. - С.222..

Как видно из приведенного текста, присутствует явный экономический подход к выбору участка и определению факторов, влияющих на доход земледельца. Не оставались без внимания и правила агротехнической науки, «Необходимо посмотреть, - рекомендует «Домострой», - какие по качеству и обработке нивы твоих соседей... если сосед рядом с тобой владеет дубовым лесом, - знай, что там уже точно не сможешь ты развести маслины, потому что и у деревьев есть несовместимость»Домострой. - М., 1990. - С.222..

Однако основу «Домостроя» составляет наука о рациональном ведении хозяйства, проглядывает анализ домоводства как учения с позиций, главным образом, потребительской стоимости, натурального хозяйства. Поразительно то внимание, которое «Домострой» уделяет питью и пище - в тексте указано более 135 наименований различных кушаний. Это и лебеди, тетерева, рябчики, свинина, ветчина, лососина, белорыбица, уха с шафраном, стерляжья, из плотиц, икра, пирожки в ореховом масле и многое, многое другое. Но не следует понимать так, будто наши предки были обжорами. Напротив, рачительное хозяйское отношение к каждому кусочку показывает, насколько ценились эти блага. В повседневном хозяйстве предписывалось все заранее распределить, учесть все приходы и доходы, жить по средствам, добытым законным путем. Великим бесчестием, стыдом и позором называлось неумение разобраться в своем хозяйстве и превышать расходами доходы. Понятие «прибыль» встречается в «Домострое», когда речь идет именно об умении создать и сохранить припас. Начинается этот процесс с приобретения товара на рынке, причем в особое время, когда «...навезут всего или много когда чего и дешево у приезжих людей, у христиан, - в те поры и закупить на весь год, все с рубля четвертак не додашь, и с десяти рублей тоже». Безусловно, налицо понимание нашими предками закономерностей развивающихся рыночных отношений. В данном случае рекомендуется приобретать товары, когда возрастает предложение товара или, как мы говорим сейчас, происходит сдвиг кривой предложения вправо вниз и рыночная цена товара падает, создавая выгодные условия для приобретения товара. «...Всякий товар запасать, только когда завоз, это дешево хоть сейчас и не нужно, но тогда и купи - и покроешь нужду свою»Домострой. - М., 1990. - С.156., - рекомендует «Домострой». Интересен факт, что именно при создании запаса, т.е. при появлении определенного избытка товаров происходит отход от его одностороннего анализа, т.е. только с позиций потребительной стоимости. Авторы «Домостроя» исподволь обращают внимание на меновую стоимость товара, т.е. на способность не только удовлетворять те или иные потребности хозяина и его семьи, но быть проданным с целью получения прибыли. Это свойство товара реализуется в следующей рекомендации о перепродаже товара, запасенного впрок, но опять же с учетом рыночной конъюнктуры. Обратим внимание, как «Домострой» советует это делать: «А какой товар и припас не портится быстро, да еще и дешев, тогда и лишнего можно купить, чтобы ... во время продать, когда товар вздорожает. И тогда запасы твои обернутся прибылью»Домострой. - М., 1990. - С.156.. Как мы видим, источником прибыли авторы «Домостроя» считают разницу в ценах, которая возникает в первом случае при приобретении запаса за счет увеличения рыночного предложения и, соответственно снижения цены и, во втором случае при продаже излишка по более высокой цене по сравнению с той, по которой товар был куплен. Разумеется, эти операции можно провести, изучив рыночную конъюнктуру, зная закономерности движения спроса и предложения по каждому покупаемому товару. Категорически авторы «Домостроя» не советуют иметь дело с перекупщиками, поскольку «у перекупщика возьмешь дороже, а не вовремя купишь - вдвое деньги дашь, да еще и не всякое купишь, если чего нет, а надобно». Думается, что эти советы надо иметь ввиду и нам, проходящим школу рационального поведения в условиях рыночной экономики, развивающейся по российскому сценарию.

Сочетание христианской морали и хозяйской сметливости рекомендует «Домострой» при установлении взаимоотношений с торговыми людьми, которые отнюдь не должны заканчиваться куплей-продажей товара. После уплаты денег на основе полюбовного сговора рекомендуется почтить торгового человека хлебом, да солью, да питьем - в том убытка не будет, а дружба и впредь останется, а от этой дружбы и прибыль будет в хозяйстве, так как не будет такой покупатель в дальнейшем ни товаром хорошим обнесен, ни плохого ему не продадут и лишнего с него не возьмут.

Таким образом, «Домострой» подчеркивает трудовую основу благосостояния, указывая на благословенность праведного труда, независимо от сферы его применения. Выделяются торговые, мастеровые люди и земледельцы. Однако сферой, приносящей прибыль, является торговля, где в процессе купли-продажи товаров реализуется возможность выгодного обмена и увеличения благосостояния. Следует отметить, что торговля наряду с сельским хозяйством и ремеслом рассматривается как естественный способ приобретения средств к существованию, в тексте «Домостроя» отсутствует как чрезмерное превозношение, так и неприятие торговых отношений. Исключением являются люди, занимающиеся перекупкой, с которыми «Домострой» рекомендует не вступать в торговые сделки.

Значительное место в тексте первоисточника отводится взаимоотношениям хозяев и слуг. Читая «Домострой», трудно себе представить, что он был написан во время жестокого порабощения русского народа, расслоения недавних общинников и появления подневольных людей - холопов, смердов, рядовичей и закупов - постоянных участников народных восстаний на Руси ХIV-ХVI вв.

На фоне этих исторических событий картина социально-бытового устройства, нарисованная в «Домострое», воспринимается достаточно идиллически. Слугам вменяется в обязанность полная покорность и государю, и князьям, и любому вельможе, служить им следует покорно, не мыслить против них зла, обмана и клеветы, а хозяин должен был заботиться о слугах, обучать их ремеслу, всяким добродетелям и неукоснительно требовать соблюдения Божьих заповедей.

«Господину же и госпоже нужно всегда следить и спрашивать слуг, и немощных, и убогих об их нужде, о еде, о питье, об одежде, обо всем необходимом, о всех тех нуждах, в которых можно помочь ради Бога, насколько удастся и заботиться, насколько Бог пособит и от всей души, как о детях своих, так о близких», - поучает «Домострой»Домострой. - М., 1990. - С.134.. Интересно, читали наши новые русские этот кладезь народной мудрости, показывающий путь к преодолению социальных конфликтов?

«Домострой» очень кратко говорит о причине социального расслоения, под которой понимает личную нерадивость и нерасторопность человека, вовремя не платящего налоги. «...Разные царские подати на себе не задерживайте, - учит он нерадивых налогоплательщиков, - не собирать в одно время сразу, а платить раньше срока: тогда и независим ты будешь и за просрочку да за поручительство денег не платишь, и взяток не носишь, и сам не таскаешься. А кто в срок больших оброков и всяких повинностей не платит - две дани ему набежит. И так неразумные люди попадают в рабство, а по судам и долгам до конца обнищаешь...»Домострой. - М., 1990. - С.168..

Впрочем «Домострой» предписывает относиться к слугам дифференцированно: «...кто бережлив и понятлив, и радеет о своем деле, и все у него в порядке, и хитрости в нем никакой нет, а прибыток есть у него, - того похвалить и пожаловать едой и питьем, и все просьбы его исполнить, а за добрую службу пожаловать платьем своим... А кто глуп и груб, вороват и ленив; и ни на что не годится, кого наставления не берут - того, накормив, со двора прогнать, тогда и другие, на такого глядя, не испортятся!Домострой. - М., 1990. - С.167.» Но, впрочем, обнадеживаться по поводу господских подарков особенно не следует, власть хозяина простиралась и до того, чтобы смотреть как слуга относится к подарку, и если «...человек в твоем подарке неладно ходит, так ты б своему приказчику повелел у таких нерадивых людей дареную одежду снимать ... и на время давать»Домострой. - М., 1990. - С.140..

При необходимости слуг можно подвергать и телесным наказаниям, хотя с оговоркой, что ни за какую вину нельзя ни по уху, ни по лицу бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным или деревянным не бить. Как соблюдались эти правила, мы знаем из многочисленных исторических фактов о зверствах феодалов-помещиков по отношению к своим холопам и крепостным.

Особая роль отводится женщине в иерархии семейных отношений. Она является хозяйкой дома, деятельность ее обширна и многогранна, ей предписывается никогда и ни в коем случае без дела не сидеть, разве что по болезни или только по просьбе мужа. О всяком порядке следует вопрошать своего мужа, а что он «накажет» с любовью и страхом внимать и исполнять. Запрещалось госпоже говорить со слугами речи «пустошные и пересмешные», категорически запрещалось общаться с торговками, бездельными женками, «своднями и волхвами». А если жена наставлению не следует, должен муж ее наказывать, но при этом друг на друга нельзя обижаться.

«Домострой» содержит эталоны честности, трудолюбия, хозяйственной практичности и порядочности - то, что представляет собой человеческие ценности бытия. В заключение хочется привести слова В.О.Ключевского о значении «Домостроя». «Трудно предвидеть, - писал он, - каким будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей - и он растеряется, утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден начинать все сызнова»Ключевский В.О. Очерки и речи - М., 1913. - С.433 - 434.. В своей работе мы старались доказать, что значение «Домостроя» много шире семейно-бытового, о котором говорит Ключевский. Данная книга показывает зарождение экономических знаний в России ХVI-ХVII вв., умения принимать решения оптимальным способом с учетом христианских заповедей и русской цивилизации.

В XVII в. Россия стала огромным государством с мощными экономическими ресурсами. Перед экономистами встала проблема их рационального использования. Три блестящих мыслителя того периода А.Л.Ордин-Нащокин, И.Т.Посошков, М.В.Ломоносов и царь Петр I высказались за развитие отечественной промышленности, торговли на основе политики протекционизма и, конечно, сельского хозяйства.

Экономическая мысль России того периода охватила практически весь классический комплекс политико-экономических проблем с элементами меркантилизма: вопросы общеевропейского разделения труда, российского экономического пространства, богатства (вещественного и невещественного), труда как источника богатства, денег, прибыли (прибытка), издержек производства, цены, кредита, процента, заработной платы, финансов, налогов, торгового баланса и др. Зрелому экономическому периоду соответствовали зрелые теории, идеи, Во многом русская экономическая мысль того периода предвосхитила экономическую мысль Европы.

Своими идеями, теориями, программами эти представители русской экономической мысли решали актуальные проблемы России XVII-ХVIII вв.: преодоления экономической зависимости от европейского торгового капитала и ликвидации экономической отсталости страны, где преобладало еще натуральное хозяйство, вопросы недостатка собственного капитала для развития производительных сил, отсутствия эффективной финансовой и кредитной системы, разумного налогообложения, государственного вмешательства в экономику.

Труд крепостных в сельском хозяйстве и промышленности мало отличался от рабского. Преобладающими формами организации производства было крепостное поместье, работающее на рынок, и крупная мануфактура с приписными крепостными крестьянами. И.Т.Посошков и М.В.Ломоноссв закладывали научные основы экономики природопользования, экологии.

«Московский государственный человек XVII в.», русский экономист, положивший начало политэкономии в России, государственный и военный деятель, дипломат.

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин происходил из небогатого рода псковско-торопецких помещиков. Он получил прекрасное по тому времени образование: знал латинский, немецкий, молдавский, польский, французский языки, изучал математику, риторику. Получив крупные пожалования от царя в Шацком уезде, стал крупнейшим землевладельцем, ведущим торговлю на Двине.

Он был дипломатом, поражавшим иностранных коллег своими познаниями, культурой, размахом мысли и обходительностью. В основе всех дипломатических переговоров А.Л.Ордин-Нащокина лежала мысль о развитии российской внешней торговли.

А.Л.Ордин-Нащокин поставил проблему ликвидации экономической отсталости России. Причину отсталости он видел в бесправном положении русского купечества. Первый русский политэконом явился выразителем монетарной системы меркантилизма. Как дворянин, он - идеолог абсолютной монархии.

Основные произведения А.Л.Ордин-Нащокина - «Новоторговый Устав» (1667), посольские книги, например, «Дела шведские» (1665) и др., а также указные «памяти» (1665) земским старостам Пскова.

По содержанию «Новоторговый Устав» можно разделить на две части:

  1. - общие вопросы организации таможенного управления, проблемы русской торговли;

  2. - нормы, регулирующие торговлю иностранцев.

Таможенный тариф «Новоторгового Устава» носит яркие черты протекционизма. Рост пошлин достигался путем принудительно низкого курса золотых и ефимков, которыми западные купцы должны были оплачивать пошлины. При этом государственная казна России получила от перечеканки ефимков в русскую монетную систему около 30% чистой прибыли. Торговая пошлина иностранцев более, чем в четыре раза превышала соответствующую пошлину русских купцов.

Охраняя всероссийский рынок от захвата иностранным торговым капиталом, система пошлин должна была содействовать и общим экономическим результатам внешней торговли - обеспечить положительный торговый баланс и усилить приток в страну драгоценных металлов.

В соответствии с «Новоторговым Уставом» вводилась особая повышенная пошлина на товары, ввоз которых А. Л. Ордин-Нащокин считал необходимым ограничить. Одновременно принимались меры для расширения экспорта российских товаров. «Новоторговый Устав» предусматривал ограничение ввоза предметов роскоши и высокую пошлину на импортное вино.

Цель «Новоторгового Устава» - создать условия для развития экспорта, ограничения импорта и умножения государственной казны.

Составитель «Новоторгового Устава» боролся за экономическую независимость России от торгового капитала иностранных государств. Одновременно он решал и проблему преодоления экономической отсталости России XVII в.

Будучи предшественником реформаторских идей Петра I, А.Л.Ордин-Нащокин выступил за проведение экономической реформы в России. Целью реформы было создание крупной отечественной промышленности,

развитие внутренней и внешней торговли, собственного торгового флота, путей сообщения сельского хозяйства, а также реорганизация финансовой системы. Основная макроэкономическая цель реформы - развитие производительных сил России.

А.Л.Ордин-Нащокин выступал за активное вмешательство государства в экономик-/, в том числе определял громадную роль государства в осуществлении предстоящей экономической реформы. Многие его экономические идеи были осуществлены еще при жизни автора и в последующем царем Петром I.

«Московский государственный человек XVII в.» первым из русских экономистов поставил вопрос о развитии частной инициативы и частного предпринимательства, не умаляя роли государственного вмешательства в экономику,

Им были определены основы монетарной (денежно-финансовой) политики государства Российского. А.Л.Ордин-Нащокин заботился о сохранении золота и серебра в России. В XVII в. ефимки служили основным валютным фондом для чеканки русских денег. Ефимки скупались в царскую казну по 50 коп. за штуку, после перечеканки поступали в обращение по 64 коп. за штуку. Таким образом, казна России получила в качестве прибыли 14 коп. за каждый ефимок. В «Новоторговом Уставе» предусматривалась строгая регламентация торговли, контроль за ввозом и вывозом серебра, а также система государственного регулирования денежного обращения, упорядочения таможенного сбора.

А.Л. Ордин-Нащокин предусматривал введение внешней торговли на западной границе России в определенные сроки. Ограниченность сроков торговли и быстрота оборота должны были служить, по его мнению, средством регулярного поступления денежной прибыли казне.

В своих работах А.Л. Ордин-Нащокин определял принципы политики Российского государства в области развития производительных сил. Главным принципом являлась организация диверсифицированной структуры народного хозяйства, а также принцип научности, создание собственного экономического базиса и развитие внешней торговли должны служить гарантом защиты от сильного западноевропейского капитала.

В заключение следует подчеркнуть, что А.Л. Ордин-Нащокин решал проблему путем преодоления экономической отсталости и зависимости России от западноевропейского торгового капитала путем:

    создания и защиты отечественной промышленности;

    развития внешней торговли, достижения положительного платежного баланса;

    покровительства торгово-купеческому «чину»;

    организации русского торгового флота, развитие судоходства;

    содействия развитию отечественной науки;

    проведения финансовой реформы, укрепления государственной казны, регулирования денежного обращения, образования валютного фонда;

    образования собственной кредитной системы.

Иван Тихонович Посошков - «купецкий человек» из подмосковного села Покровское, купец, предприниматель, он владел землей с крепостными крестьянами. И.Т. Посошков был современником и сторонником реформ Петра I, самоучкой. Вошел в историю мировой экономической мысли как автор «Книги о скудости и богатстве», обессмертив ею свое имя.

Основное его произведение «Книга о скудости и богатстве» (1724) - традиционная, по сути, социально-экономическая работа.

Цель книги - выявить причины экономической отсталости России, определить условия достижения богатства народа, решить проблему его скудости. Это - цельное программное произведение. Обновление России, изменение ее аграрной и сырьевой специализации в общеевропейском разделении труда, развитие российской промышленности, торговли, сельского хозяйства - вот основной круг проблем, поднятых в этой книге.

Центральная идея И.Т. Посошкова - идея обновления России. Он написал свою книгу с глубокой верой в то, что «вся наша великая Россия обновится как в духовности, так и во гражданстве и не токмо одна царская сокровица наполнятца, но и вси жители российски обогатятца и прославятся». Обновление для И.Т .Посошкова есть прежде всего реставрация или возрождение всего позитивного, что существовало или еще существует. И.Т. Посошкова чрезвычайно занимала идея «возврата» к определенным фундаментальным институтам и структурам, которые, на его взгляд, и составляли некую первооснову для нормального функционирования и развития хозяйства в России.

Можно сказать, что И.Т. Посошков стоял у истоков сложной теории эволюционного совершенствования общества, экономики и государства. В сложной хозяйственной системе тогдашней России И.Т. Посошков выделил определенные опорные пункты хозяйственных структур, которые должны были стать главными объектами преобразований. Он делал ставку не только на относительно крупное мануфактурное производство и купеческий капитал, но и на предпринимательский потенциал ряда крестьянских и городских ремесленных хозяйств. Эти хозяйственные формы и составляли основу посошковского обновления экономики. Но для этого необходимо было провести целую серию реформ, чтобы «разморозить» мелкое и среднее производство. При этом И.Т. Посошков настаивал на коренном изменении налоговой политики.

Предлагаемый им вариант решения аграрно-крестьянского вопроса на практике привел бы к постепенному изживанию крепостничества как социально-экономического института. Основываясь в своих экономических построениях на исторических и культурных традициях русского народа, И.Т. Посошков вошел в историю русской экономической мысли как представитель традиционного направления экономики русской цивилизации. Он - традиционалист.

Выражаясь научным языком, И.Т. Посошков занимался поиском парадигмы хозяйственной системы. Дело в том, что петровская европеизация сопровождалась не только экспансией крепостничества, но и определенной деградацией низших форм производства, как в городе, так и в деревне.

Для обновления страны И.Т. Посошков предложил Петру I восстановить соборное начало русской государственности, которое является одним из фундаментальных понятий русской культуры и цивилизации. Посошковский идеал государственного устроения - державное единство всех сословий и слоев российского общества. Оно должно быть основано на «любви» и взаимопомощи. Сочинение И.Т. Посошкова - своего рода материал для «народосоветия», или «общесоветия» - так называл «собор идей» сам автор. Посошковский собор должен был опираться на достаточно представительный сословный состав. Впервые в деятельности собора должны были участвовать представители от солдат и крестьян. В новом законодательстве должны были быть учтены интересы всех сословий.

Главная задача книги - обеспечить непрерывный рост государственных доходов путем обогащения народа. По мнению И.Т. Посошкова, государство нельзя считать богатым, если в казну добывается много денег любыми путями и способами в качестве сокровища. Богато то государство, где богат народ.

И.Т. Посошков опирался на теоретические положения. «Богатстве» - основное понятие в этой книге. «Богатству» он противопоставлял «скудость» народа Руси - его «бедность», «нужду», «нищету», «недостаток», «убожество».

Красной нитью через всю «Книгу о скудости и богатстве» проходит идея «изобильного богатства». Под ним И.Т. Посошков понимал «разнообразие изобилия». «Изобильное богатство» включало в себя и «царственное богатство» и «всенародное богатство», и «крестьянское богатство».

В свою очередь богатство И.Т. Посошков делил на вещественное и невещественное. Богатство - это не деньги. Вещественное богатство - это совокупность потребительных стоимостей материальных благ, или просто материальные блага. Невещественное богатство - это «праведные» законы, от которых зависит рост вещественного богатства.

И.Т. Посошков, как и Петр I, считал труд в промышленности, сельском хозяйстве источником национального вещественного богатства, материальных благ. Он ратовал за создание экспортных отраслей промышленности. В этом проявлялся меркантилизм И.Т. Посошкова.

Деньги - тоже вещественное богатство, но они - прежде всего орудие развития производительных сил. И.Т. Посошков указывал на недостаток денег для развития российской промышленности. По его мнению, деньги выступают в трех ипостасях, как:

  • вещественное богатство;

  • орудие развития производительных сил;

  • средство накопления государственной казны.

И.Т. Посошков рассматривал деньги также как:

  • средство обращения товаров;

  • средство платежа;

  • средство обращения в качестве капитала.

Но раскрыть должным образом природу денег, сущность товара, стоимости ему так и не удалось. Непоследовательность И.Т. Посошкова в раскрытии природы товарно-денежных отношений вполне объяснима. В России второй половины XVII - начала XVIII в. преобладало натуральное хозяйство, несмотря на создание всероссийского рынка, развитие товарного производства и обращения.

Этой непоследовательностью и противоречивостью взглядов на товарно-денежные отношения объясняется номиналистическая позиция в отношении денег внутри страны. В соответствии с номиналистической теорией, деньги - это условные знаки, лишенные внутренней стоимости. Одобряя экономическую политику Петра I, связанную с развитием производительных сил России, расширением российского рыночного пространства, И.Т. Посошков рассматривал порчу монет как метод увеличения денежного богатства. Что же касается внешней торговли, то Посошков выступал за полноценные деньги.

И.Т. Посошков определил цену как рыночную устанавливающуюся в результате равновесия спроса и предложения. Одновременно он выступал против конкуренции, за «установленную», «настоящую» цену, за государственное вмешательство в экономику.

Автор поднимал проблему прибавочного продукта. Под ним И.Т. Посошков понимал избыток материальных благ над производительным и личным потреблением. По его мнению, прибыль - разница между продажной ценой и издержками производства (затраты сырья и труда рабочих).

В книге содержится трактовка кредита как необходимого фактора развития производительных сил. Не раскрыв полностью сущности прибыли, И.Т. Посошков не смог объяснить природу процента. Он ставил перед Петром I проблему создания кредитной системы, выдвигал идею субсидирования не только мануфактур (высших форм производства), но и ремесленных мастерских (низших форм).

Важной чертой труда И.Т. Посошкова является социальная направленность. В нем поднят аграрно-крестьянский вопрос. Не выступая с открытой критикой крепостничества, И.Т. Посошков не одобрял этот институт, подчеркивал более высокую эффективность труда наемных рабочих по сравнению с трудом крепостных. Он высказал сомнения в целесообразности крепостничества как системы внешнеэкономической, юридической зависимости крестьян от помещиков.

В главе «О крестьянстве» проводятся две главные мысли:

  • - земля - объект налогообложения;

  • - главная причина скудости народа - низкий уровень развития сельского хозяйства и бедность крестьян.

В области экономической политики государства И.Т. Посошков выступал за систему протекционизма, защиту интересов российских предпринимателей и купцов, развитие производительных сил России. Он ратовал за развитие экспортных отраслей промышленности. В главе «О купечестве» Посошков писал об усилении российского купечества с помощью создания купеческих товариществ - «кампанств».

Большое внимание И.Т. Посошков уделял проблемам фискальной политики государства (бюджетно-налоговой). По его мнению, для того чтобы не скудела казна государства, налоги не должны быть чрезмерными и приводить к обеднению налогоплательщиков, толкать их на обман, воровство и т.п. Главным объектом налогообложения должна быть земля. Фактически И.Т. Посошков закладывал классические основы налогообложения, изложенные позже шотландским экономистом А. Смитом.

В заключении можно сформулировать макроэкономические цели российской экономики первой половины XVIII в. по И.Т. Посошкову:

  • экономический рост государства путем развития производительных сил, прежде всего обрабатывающей промышленности, экспортной ориентации сельского хозяйства, внутренней и внешней торговли;

  • активный торговый баланс;

  • стабильные, «настоящие цены»;

  • предпочтение наемного труда труду крепостных.

Главная же цель - богатство народа России, ликвидация ее экономической отсталости, превращение России в одну из ведущих европейских держав.

Предпочтение в достижении макроэкономических целей отдается государственному вмешательству в экономику, а не рыночному механизму.

«Первый русский университет», классик естественной науки, родоначальник русской материалистической философии, последователь реформаторских идей Петра I, Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Мишанинской Архангельской губернии в семье государственного крестьянина, занимавшегося сельским трудом, рыбным промыслом, охотой на морского зверя. Девятнадцатилетним юношей Михаил Ломоносов ушел пешком в Москву. В январе 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В декабре 1735 г. был направлен для продолжения образования в Петербургскую Академию наук. В сентябре 1736 г. послан на учебу за границу для изучения горного дела. В июне 1741 г. возвратился в Петербургскую АН. Участвовал в создании Московского университета (1755), был его основателем.

Основные произведения М.В. Ломоносова находятся в полном собрании его сочинений (См.: Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: В 10 т. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1959).

Через четверть века после смерти И.Т. Посошкова его сочинениями заинтересовался выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Он намеревался написать большой трактат социально-экономического содержания, при разработке которого использовал некоторые идеи «Книги о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова. Для потомков М.В. Ломоносова сохранился лишь систематизированный план этого ненаписанного трактата, изложенный в письме М.В. Ломоносова и И.И. Шувалову от 1 ноября 1761 г.

М.В. Ломоносов заинтересовался И.Т. Посошковым как оригинальным мыслителем, современником Петра I, а также его программой ликвидации экономической отсталости России.

М.В. Ломоносову удалось написать лишь первую главу своего социально-экономического трактата «О сохранении и размножении российского народа». Впервые в российской экономической науке разрабатывалась научно-обоснованная демографическая политика.

Как известно из письма М.В. Ломоносова И.И. Шувалову, он намеревался, свои сочинения и заметки обобщить в крупной экономической работе и сообщил набросок плана. Он писал, что «все иные, по разным временам замеченные порознь мысли могут быть подведены под следующие главы:

  1. О размножении и сохранении российского народа.

  2. О истреблении праздности.

  3. О исправлении нравов и большем просвещении народа.

  4. О направлении сельского хозяйства.

  5. О направлении и размножении народного достояния.

  6. О лучших пользах купечества.

  7. О лучшей государственной экономии.

  8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира».

Увеличение численности населения М.В. Ломоносов считал «самым главным делом», так как в многочисленном трудоспособном населении, а не в обширной, но малонаселенной территории, заключаются «величество, могущество и богатство» всего государства. Меры, предлагавшиеся М.В. Ломоносовым для сохранения и увеличения численности населения, обосновывались естественным правом человека на счастье, однако он не ставил вопрос о крепостном праве как о главном препятствии для реализации этих мер.

М.В. Ломоносов требовал запрещения мужчинам до 50 лет, а женщинам до 45 лет пострижение в монашество. Он допускал иммиграцию для заселения пустующих земель.

М.В. Ломоносов выступал за повышение образовательного уровня народа.

Для развития производительных сил страны огромное значение имели труды М.В. Ломоносова, посвященные подъему российской промышленности.

М.В. Ломоносов утверждал, что недра России богаты полезными ископаемыми. Недостаточную исследовательность недр он объяснял глубоким залежом минералов и слабым развитием геологии.

Уделяя главное внимание науке, М.В. Ломоносов вместе с тем отмечал и огромное значение торговли, особенно внешней. Свои географические исследования он также тесно связывал с потребностями развития народного хозяйства.

Важное значение среди экономико-географических и статистических трудов М.В. Ломоносова имели его указатели по составлению «Экономического лексикона российских продуктов и показаний, внутренних и внешних оных сообщений с принадлежащими к тому ландкартами». Смерть прервала работу М.В. Ломоносова над «Экономическим лексиконом».

М.В. Ломоносов - основоположник русской экономической географии. Он интересовался также исследованиями в области русской экономической мысли. По его поручению была снята копия с рукописи И.Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве».

В 1759 г. он предложил издать русскую специальную экономическую газету «Внутренние российские ведомости».

Великий русский ученый считал главным делом «высочайшей воли» сохранение народа, рост населения. М.В. Ломоносов стремился к гуманизации экономической политики российского абсолютизма в отношении населения России. Рост числа жителей государства, по его мнению, - условие прогрессивного развития производительных сил России. Что касается крепостничества, то М.В. Ломоносов не ставил прямо вопрос о нем как главном препятствии в экономическом росте и выступал за улучшение положения крестьянства и поднятие уровня его благосостояния при сохранении существовавшего социального строя.

Как и у предшествующих экономистов, главная идея М.В. Ломоносова - экономическая независимость, достижение самостоятельности, ликвидация экономической отсталости России на основе развития производительных сил.

Рост производительных сил - это, прежде всего развитие промышленности. По его мнению, металлургия - основа роста народного богатства. М.В. Ломоносов вслед за коллегами по русской экономической мысли, а также Петром I покровительствовал развитию промышленных предприятий и купечества.

Сельское хозяйство значило для М.В. Ломоносова так же много, как и промышленность. Он выступал за диверсификацию сельскохозяйственного производства.

Относительно торговли М.В. Ломоносов высказывал ряд интересных идей: внешняя торговля - фактор богатства и процветания страны; основа внешней торговли - отечественная промышленность; ресурсы могут экспортироваться, если наблюдается их избыток внутри страны; экспортное производство России развивается для получения валюты и сохранения государственной казны (например, производство разноцветных стекол, бисера и др.).

В заключении можно сделать следующие выводы: главное богатство страны, по М.В. Ломоносову, - ее население; основная цель производства и обращения - благосостояние народа; внешняя торговля - фактор роста богатства и благосостояния народа. М.В. Ломоносов выступал за развитие отечественной промышленности, прежде всего металлургии, диверсификацию сельскохозяйственного производства, активное государственное вмешательство в экономику, положительный торговый баланс. Взгляды М.В. Ломоносова не являются чисто меркантилистскими.

М.В. Ломоносова как экономиста трудно без оговорок отнести к какому-либо направлению или школе в истории экономической мысли. В его работах можно найти цитаты, отражающие меркантилистские воззрения.

Великий сын русского народа понимал, что главный источник могущества России не только в военных победах и в силе политической надстройки, а в развитой экономике русской цивилизации, русском населении.

© Центр дистанционного образования МГУП