Московский государственный университет печати

Т.Н. Юдина, М.В. Зотова, Б.Ф. Козаченко, А.Л. Кочетков, В.В. Кудряшова, Л.Ф. Левина, В.А. Писемский, М.М. Черкасов, Н.К. Фигурновская


         

История экономических учений. Часть1: История русской экономической мысли.

учебное пособие для направлений: 521500 - "Менеджмент", 521600 - "Экономика".


Т.Н. Юдина, М.В. Зотова, Б.Ф. Козаченко, А.Л. Кочетков, В.В. Кудряшова, Л.Ф. Левина, В.А. Писемский, М.М. Черкасов, Н.К. Фигурновская
История экономических учений. Часть1: История русской экономической мысли.
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

2.

Раздел I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ IХ-ХVI вв.

2.1.

Лекция 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ IХ-ХV вв.

2.1.1.

Образование Киевского государства. Киевская Русь (IX - середина XII в.)

2.1.2.

Экономика Киевского государства. Земледелие - главная отрасль хозяйства Киевской Руси

2.1.3.

Ремесло - вторая по значению отрасль экономики цивилизации Древней Руси

2.1.4.

Торговля

2.1.5.

«Русская Правда», ХI-ХII вв. (экономические статьи)

2.1.6.

Православная церковь и ростовщичество.

2.1.7.

Экономическая мысль в период феодальной раздробленности (ХV-ХIV вв.)

2.1.8.

Христианство и экономическая мысль

2.1.9.

Галицко-Волынская летопись

2.1.10.

Образование централизованного государства (ХV-ХVI вв.). Московское княжество - центр русского государства и экономическая политика Ивана III

2.1.11.

Словарь терминов

2.2.

Лекция 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ ХVI-ХVIII вв.

2.2.1.

Экономика русской цивилизации ХVI-ХVIII вв.

2.2.2.

«Домострой» как памятник экономики русской цивилизации XVI в.

2.2.3.

Экономическая мысль в России ХVII-ХVIII вв.

2.2.4.

А.Л.Ордин-Нащокин (около 1605-1686)

2.2.5.

И.Т.Посошков (1652-1726)

2.2.6.

М.В. Ломоносов (1711-1765)

3.

Раздел II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

3.1.

Лекция 1. ЭКОНОМИКА РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ XIX в. (из истории российского предпринимательства).

3.1.1.

Россия XVIII - конца XIX в.

3.1.2.

Русское предпринимательство

3.1.3.

Справка

3.1.3.1.

Кузнецовы

3.1.3.2.

Морозовы

3.1.3.3.

Прохоровы

3.1.3.4.

Н.И. Путилов

3.1.3.5.

А.И. Хлудов

3.2.

Лекция 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ (социально-экономические воззрения декабристов)

3.2.1.

Социально-экономические взгляды П.И. Пестеля

3.2.1.1.

Н.И. Тургенев (1789-1871)

3.3.

Лекция 3. БУРЖУАЗНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. РОССИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX вв.

3.3.1.

Экономические взгляды А.И. Чупрова (1842-1908)

3.3.2.

Экономические взгляды С.Ю. Витте (1849-1915)

3.3.3.

Историческая справка

3.3.4.

Экономические воззрения П.А. Столыпина по аграрной проблеме в России

4.

Раздел III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СССР И РОССИИ В XX в.

4.1.

Лекция 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ НЕБОЛЬШЕВИСТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ

4.1.1.

Меньшевики

4.1.2.

Эсеры Левые эсеры

4.1.3.

Правое крыло эсеровской партии

4.2.

Лекция 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В 20-30-е ГОДЫ (дискуссии по проблемам товарно-денежных отношений)

4.3.

Лекция 3. ИЗУЧЕНИГ ЭКОНОМИКИ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во дни тревог, во дни сомненья

Как сердце верой окрылить?

Эпохи вздыбленной крушенье -

Дано ли нам остановить?

Когда порушены устои,

Все идеалы сметены,

Жизнь человека мало стоит,

И ставят совесть вне цены.

Гроза над русскою судьбою...

Как эту бурю перенесть,

Оставшись все ж самим собою -

Храня достоинство и честь?!

В.Суховский. Во тревог, во дни сомненья.

Сейчас необходима новая национальная стратегия развития общества, новая положительная идеология. Новая идеология общества должна привести к истинному духовному воскрешению России. Оно станет результатом «политического раскрепощения, экономического возрождения, культурного ренессанса, религиозной информации», - такие предпосылки создания новой России сформулировал С.Н. Булгаков еще в начале века. «Но для этого необходим дружный самоотверженный труд целых поколений», - говорил он, Важны осмысленность, нацеленность, постепенность и поэтапность преобразований. Постепенность была всегда характерна для русского либерализма. Вот так трактует либерализм русский ученый-правовед первой волны эмиграции В.В. Леонтович: «Осуществление свободы личности - не столько творческая деятельность, сколько устранение всего, что грозит существованию индивидуальной свободы или мешает ее развитию. Не запрещать и не принуждать... Мудрая взвешенная политика».

На пути формирования новой личности и новой экономики, несомненно,

возникнут проблемы адаптации и совместимости ценностей, трудно разрешимые без учета национальных особенностей экономического поведения и национальной модели развития. Увлеченные западной манерой разрешения наших проблем вольно или невольно оказываются в русле идей Ф. Фукуямы о конце истории, о том, что указанный Европой путь либерализации общественной жизни - единственно возможный путь. Это еще один миф. Пример развития стран Юго-Восточной Азии опровергает это.

Отмеченные отличительные черты русского менталитета и истории его формирования свидетельствуют о необходимости искать свои пути либерализации на основе изучения особенностей общественного развития России. Они выдвигают требование выработки целевых народнохозяйственных программ с учетом национальной экономической психологии. Для России характерна большая степень внешнеэкономических составляющих хозяйственного успеха. В связи с этим одна из целей практической социально-экономической политики - «становление стабильности национального духа» (Д.С. Лихачев). Не в последнюю очередь реализация культурных начал связана с воссозданием благоприятных условий существования и развития творческого потенциала человека, осуществлявшего хозяйственную деятельность. Особое внимание следует обратить на активизацию предпринимательской деятельности населения, выработку мотиваций и формирование каналов проявления личной ответственности и творческой воли с учетом типа менталитета русской личности.

В целом для российского менталитета характерна соборность, коллективизм, солидарность, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью. Немаловажное значение имеет и «прелесть малого делания». Стабильности национального духа, особенно в переходный период, будут способствовать восстановление и поддержание таких христианских чувств, как способность к активному сочувствию и состраданию. Бизнес и благотворительность в России всегда были тесно связаны между собой и имеют глубокие национальные корни.

Вместе с тем «ювенальность» нашей современной реформы, отдающей предпочтение, прежде всего молодежи, плохо воспринимается русским менталитетом, отрицательно сказывается на самой молодежи, легкий успех негативно влияет на ее неокрепшую психику и нетвердые моральные устои, от чего, в конечном счете, страдает общество в целом. Формируется стиль предпринимательского поведения, не отягощенный никакими этическими рамками.

Современная реформа нуждается в адекватной экономической теории.

© Центр дистанционного образования МГУП