Московский государственный университет печати

Л.А. Волкова


         

Издательско-полиграфическая техника и технология

Учебник для вузов


Л.А. Волкова
Издательско-полиграфическая техника и технология
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Виды печатных изданий

2.

Основные конструктивные и оформительские элементы печатных изданий

3.

Основные правила верстки

3.1.

Правила книжной верстки сплошного, усложненного текста и текста с иллюстрациями

3.2.

Технологические особенности журнальной верстки

3.3.

Техническая документация к книжно-журнальной верстке

3.4.

Особенности газетной верстки

4.

Выбор шрифтового оформления издания

4.1.

Печатающие и пробельные элементы печатных форм и фотоформ

4.2.

Шрифты полиграфии

4.3.

Классификация шрифтов

5.

Функции издательств и полиграфических предприятий

6.

Основные издательско-полиграфические термины

7.

Система измерений в полиграфии

8.

Виды изобразительных оригиналов и требования к ним

Все печатные издания подразделяются на нижеперечисленные основные виды.

Книжные издания

Книжные издания подразделяются на брошюры (объемом от 5 до 48 с.) и книги (объемом от 48 с. и выше). В зависимости от вида книжного издания, планируемого срока использования, вида и количества иллюстративного материала, тиража, сложности по набору и объема, книги, в свою очередь, делятся на ряд подгрупп:

  • историческая литература характеризуется первой группой сложности по набору, наличием черно-белых или цветных иллюстраций (от 25% до 85%);

  • художественная литературадля подготовленного читателя : отдельные произведения, собрание сочинений, избранные произведения, подарочные и сувенирные. Отдельные произведения и сборники содержат в среднем 5% иллюстраций одно- или двухкрасочных. Собрания сочинений и избранные произведения (в том числе и миниатюрные) могут содержать до 15% однокрасочных или четырехкрасочных иллюстраций внутритекстовых или иллюстраций-вкладок с красочностью от 4 до 8. Группа сложности по набору текста художественной литературы - первая/вторая;
  • учебники для школ среднего и старшего возраста характеризуются наличием иллюстраций (чаще одноцветных) от 5 до 15%. Группа сложности по набору, в зависимости от вида учебника, от 1 (история, литература) до 4 (математика, физика, химия). Учебники для школ отличаются высокой тиражностью;
  • учебники для вузов, техникумов и других специальных учебных заведений издаются небольшими тиражами, одноцветные иллюстрации не превышают 5%, группа сложности по набору от 1 до 4;
  • производственно-инструктивные издания: научно-популярные и научно-справочные характеризуются небольшим процентом иллюстраций и группой сложности по набору от 2-й до 4-й;
  • энциклопедии и словари энциклопедического типа характеризуются большим объемом, использованием шрифтов для основного набора более мелкого кегля (8 п), четвертой группой сложности по набору, небольшим процентом (иногда цветных) иллюстраций, использованием для печати более тонкой и прочной бумаги и отличаются более прочным скреплением книжного блока с переплетной крышкой;
  • словарные издания: словари переводные, орфографические, орфоэпические, толковые, терминологические и другие отличаются спецификой как содержания, так и оформления. Группа сложности по набору - четвертая, иллюстрации, как правило, отсутствуют;
  • художественная литература для детей дошкольного и младшего школьного возраста может содержать более 50% иллюстраций черно-белых и цветных, в том числе, цветных штриховых, и использованием шрифта простых гарнитур и повышенного кегля. Группа сложности по набору - первая;
  • художественная литература для детей среднего и старшего школьного возраста отличается от предыдущей подгруппы уменьшенным процентом иллюстрации и использованием шрифта меньшего кегля (10-12 п). Группа сложности по набору - первая;
  • учебники для младшего школьного возраста характеризуются большим процентом (20-40%) чаще цветных иллюстраций и использованием шрифта кеглей от 12 до 16 п, возможно двухгарнитурное оформление; группа сложности по набору - первая;
  • официально-документальные и официально-справочные издания не содержат иллюстраций; группа сложности - 1.

Книжные издания выпускаются в соответствии с тематическим и перспективным планами.

Журналы

Журнальная продукция в отличие от книжных изданий характеризуется периодичностью выхода в свет: еженедельно, ежемесячно и т.д.

Журналы практически все оформляются в обложку, используются все способы скрепления. Журналы подразделяются на следующие основные виды:

  • массовые малообъемные (до 50 с.) иллюстрированные (с высокой иллюстративностью от 30% до 90%, особенно рекламные). Характеризуются первой группой сложности по набору с использованием для шрифтового оформления нескольких гарнитур шрифтов;
  • журналы для детей отличаются высокой (от 50 до 70%) цветной иллюстративностью, несложным набором (первая группа) с использованием шрифта более крупного кегля;
  • журналы по искусству характеризуются наличием черно-белых или цветных (чаще тоновых) иллюстраций (от 30%) и простым набором с использованием шрифта нескольких гарнитур кеглем от 8 до 10 п;
  • научно-популярные журналы содержат от 25% одноцветных или цветных иллюстраций в зависимости от вида журнала;
  • научные и производственные журналы - периодические и продолжающиеся издания. Научные журналы содержат материалы теоретических и экспериментальных исследований. Производственные журналы содержат научно-техническую, производственную, научно-методическую профессиональную информацию. Иллюстративность (чаще черно-белая штриховая) - 3-5%. Группа сложности по набору - 3-4. Шрифтовое оформление основано на использовании одной или двух гарнитур шрифтов кеглем от 8 до 10 п;
  • литературно-художественные журналы и альманахи делятся на журналы для широкого круга читателей с иллюстративностью до 5%, журналы для молодежи с иллюстративностью до 15% и литературно-критические журналы с иллюстративностью от 0 до 3%. Шрифтовое оформление может быть с использованием двух-трех гарнитур шрифтов кеглем от 8 до 10 п. Сложность по набору - первая;
  • общественно-политические журналы и бюллетени характеризуются простым текстом, отсутствием иллюстраций. Некоторые журналы могут быть иллюстрированными (до 25%);
  • официальные или информационные бюллетени содержат только текстовую информацию, сложность по набору - 1-2.

Газеты

Газета - официальное издание, содержащее актуальные материалы, оперативную информацию по общественно-политическим, производственным, экономическим и другим подобным вопросам, рекламу.

Газеты, как и журналы, характеризуются периодичностью выхода в свет.

Особенностью продукции газетного производства является предельно краткий срок ее изготовления, строго по графику, за выполнением которого следит выпускающий издательства или редакции.

В настоящее время газеты характеризуются увеличением объема и красочности.

Календари

Календарь - справочное издание с последовательным перечнем дней недели, недель, месяцев года с обозначением воскресных, праздничных дней и памятных дат.

В некоторых календарях, например в отрывном настенном календаре-численнике, содержится полезная текстовая информация.

Календари подразделяются на:

  • настенные: календарь-численник отрывной, ежемесячный перекидной, годовой листковый;
  • настольный перекидной
  • карманный.

Настенные календари должны иметь специальные приспособления для крепления на стену. Отрывные календари должны иметь специальную перфорацию в месте отрыва. Кегль набора цифр не менее 24 п (7,5 мм). Допускаются все известные способы скрепления и специальные. Иллюстрации высокохудожественные цветные (кроме перекидного настольного и календаря-численника), отделка календаря, в зависимости от вида и назначения, может быть использована любая из известных (лакирование, припрессовка пленки, бронзирование, тиснение, высечка, припрессовка растра для варио-стереокалендарей и др.). Виды печати - офсетная (преимущественно), глубокая, высокая (численник отрывной настенный), трафаретная.

Альбомы

По характеру иллюстраций альбомы подразделяются на три подгруппы:

  • альбомы по искусству: живопись, графика, архитектура, скульптура - содержат репродукции, фотографии и авторские (оригинальные) работы;
  • фотоальбомы - видовые, репортажно-публицистические, исторические, туристические рекламные каталоги и тому подобные фотоизображения;
  • научно-технические альбомы: научные, производственные, технические, учебные, атласы (кроме картографических), в которых содержатся чертежи, схемы, фотографии, графики, технические и научные рисунки, планы и т.п.

Красочность иллюстрации - 1-6, высокоточное воспроизведение. В соответствии с оригиналами иллюстраций допустимы любые способы печати и смешанная печать.

Альбомы (за исключением массового использования: научно-популярных, учебных, инструктивных, каталогов, рекламных и т.п.) оформляются в переплет, иногда и в суперобложку с использованием дополнительной отделки или в футляр.

Альбомы массового, популярного назначения оформляются в обложку или более дешевый переплет.

Репродукции

Репродукции - оттиски произведений живописи, графики, экстампа, художественных фотографий, прикладного и народного искусства, полученные полиграфическим способом. Чаще всего это репродукции картин или видовых художественных фотографий, черно-белых или цветных.

Это высокохудожественная продукция (1-4 и более красок). Допустимы любые способы печати, в том числе трафаретная; для воспроизведения и печати репродукций с картин чаще используется офсетный способ. Выпускают отдельными листами или комплектами.

Репродукции относятся к листовой продукции, т.е. не требуют брошюровочно-переплетных работ, но часто используют приемы дополнительной отделки: лакирование, припрессовку пленки, тиснение (бескрасочное), бронзирование, высечку, совмещение с линзовым растром при воспроизведении стерео- или вариоизображений.

Открытки

Открытки относятся к листовой, часто высокохудожественной цветной продукции. Открытки бывают:

  • двухполосные
  • четырехполосные

Печать преимущественно офсетная, могут использоваться различные виды отделки: лакирование, припрессовка пленки, тиснение, высечка, припрессовка линзового растра и др.

Акциденция

Акциденция - (accidens - случайный). Это заказы (кроме издательской акциденции), которые не отражены в тематическом плане издательств, а часто поступают от предприятий, фирм, физических лиц нерегулярно, т.е. случайно.

Акциденция весьма специфична как по оформлению, так и по воспроизведению. Сложность по набору - четвертая.

Акциденция подразделяется на три группы:

  1. Издательская акциденция - все виды титулов, изобразительные элементы переплетов, обложек, суперобложек, книжные и журнальные объявления, заставки и концовки, а также проспекты, буклеты, листовки. Специфика издательской акциденции, оформляемой в издательстве и поступаемой для воспроизведения вместе или несколько раньше основного оригинала конкретного издания, заключается в том, что оформление оригиналов, набор, печать производятся отдельно от основной части издания, часто с других печатных форм и другим способом.
  2. Акциденция малых форм включает: бланки, программы, пригласительные билеты, дипломы, аттестаты, грамоты, свидетельства, театральные билеты, меню ресторанов, визитные карточки, удостоверения и т.п. малотиражную листовую продукцию. Используются все способы печати и отделки.
  3. Афишно-плакатная акциденция (листовая продукция): афиши, плакаты, объявления, призывы, аншлаги и т.п. могут быть в виде самостоятельных экземпляров, серийных изданий, тематических подборок. Используются все способы печати и комбинированная печать, красочность 1-6 и все виды отделки. Афишно-плакатная акциденция предназначена для расклейки на афишных витринах или стендах.

Специальные виды печатных изданий

Специальными эти виды названы потому, что для воспроизведения и печати этих изданий используются специальные материалы и технология. Это ценные бумаги, нотные издания, обои (обойные фабрики), этикетки и упаковка (картонажные фабрики), стерео- и вариоиздания, издания для слепых, тетради и блокноты (фабрики беловых товаров).

Технология полиграфического производства используется также в других отраслях народного хозяйства, например в текстильной промышленности (печать на тканях), в легкой промышленности (печать на стекле, жести, полимерах), в радиоэлектронном производстве (изготовление радиоэлектронных печатных плат) и т.д.

Первым и основным конструктивным элементом всех печатных изданий (кроме листовых) является сфальцованный (сложенный в определенном порядке) отпечатанный лист, который после фальцовки назвается тетрадью. В зависимости от количества сгибов (вида фальцовки) тетрадь может содержать:

  • 4 полосы (односгибная фальцовка)
  • 8 полос (двусгибная)
  • 16 полос (трехсгибная)
  • 32 полосы (четырехсгибная)

Газета выпускается в виде тетради. Для газеты тетрадь - единственный конструктивный элемент.

Подобранные в порядке следования друг за другом тетради образуют блок. Подборкой комплектуются книжно-журнальные издания объемом более 80 с., блоки изданий объемом менее 80 с. комплектуются вкладкой.

В книжных изданиях могут быть вклейки, вкладки или накидки, в которых располагаются иллюстрации. Они печатаются отдельно, часто на другой бумаге и другим способом; в объем издания не входят, а учитываются самостоятельно. Накидки, вкладки, вклейки, приклейки (дополнительные элементы блока) присоединяются к тетрадям в процессе комплектовки блока.

Форзацы - две четырехстраничные тетради, которые служат для скрепления блока с переплетной крышкой. Форзацы могут быть художественно оформлены и поэтому относятся к конструктивно-оформительским элементам.

Следующим конструктивно-оформительским элементом считается переплет или обложка. Переплетная крышка (обложка) оформляет издание, предохраняет книжный блок от повреждения, завершает конструкцию книги и часто содержит рекламную информацию.

При оформлении изданий в обложку форзац не используется. Изготовление обложки проще и дешевле, поэтому большое количество книг и практически все журналы оформляются в обложку.

Суперобложка предназначена для предохранения переплета от износа и загрязнения, и так же, как обложка и переплет содержит изобразительную, а иногда и рекламную информацию, следовательно является оформительским

© Центр дистанционного образования МГУП