Московский государственный университет печати

Л.А. Волкова


         

Издательско-полиграфическая техника и технология

Учебник для вузов


Л.А. Волкова
Издательско-полиграфическая техника и технология
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Виды печатных изданий

2.

Основные конструктивные и оформительские элементы печатных изданий

3.

Основные правила верстки

3.1.

Правила книжной верстки сплошного, усложненного текста и текста с иллюстрациями

3.2.

Технологические особенности журнальной верстки

3.3.

Техническая документация к книжно-журнальной верстке

3.4.

Особенности газетной верстки

4.

Выбор шрифтового оформления издания

4.1.

Печатающие и пробельные элементы печатных форм и фотоформ

4.2.

Шрифты полиграфии

4.3.

Классификация шрифтов

5.

Функции издательств и полиграфических предприятий

6.

Основные издательско-полиграфические термины

7.

Система измерений в полиграфии

8.

Виды изобразительных оригиналов и требования к ним

Все элементы печатных форм подразделяются на:

  • изобразительные (печатающие)
  • пробельные

Изобразительные элементы при накатывании на них краски и совмещении с воспринимающей поверхностью передают изображение. Пробельные элементы создают пробелы между словами, строками, другие пробелы внутри наборной полосы и поля на странице издания.

Пробельный материал оригинальных наборных форм высокой печати в соответствии с выполняемыми функциями подразделяется на три группы:

  1. Внутристрочный, или выключной;
  2. Межстрочный, или разделительный;
  3. Полосный, или заполнительный.

К внутристрочному пробельному материалу относятся шпации и квадраты.

Шпации используются для:

  • отделения слов друг от друга
  • образования абзацного отступа
  • выключки и заключки строк в установленном формате

Кегль шпаций всегда равен кеглю набора. Шпации бывают:

  1. Кегельные, т.е. ширина их равна кеглю шрифта;
  2. Полукегельные, ширина которых равна половине кегля;
  3. Тонкие, ширина которых равна 1, 2, 3 и 4 п.

Тонкие шпации используются также при наборе вразрядку (для увеличения пробелов между буквами). С внедрением современных способов набора применение вещественных шпаций в виде брусочков ростом 20,5 мм остается только там, где остался ручной набор, но размер по ширине шпаций остался, например, нормальный межсловный пробел равен полукегельной; абзацный отступ, в зависимости от формата набора, устанавливается от 1 до 2 кегельных; при наборе вразрядку используется размер увеличения пробелов между буквами, в зависимости от кегля набора, равный 2-3 п.

Квадраты применяются для заполнения более крупных пробелов внутри строк - в концевых, формульных, при наборе выводов, таблиц, акциденции, ритмизованных текстов. По ширине квадраты бывают:

  • полные - 48 п
  • трехчетвертные - 36 п
  • полквадраты - 24 п

К межстрочному разделительному пробельному материалу относятся шпоны и реглеты.

Шпоны по кеглю (толщина) бывают 1, 2, 3 и 4 п, они служат для увеличения межстрочных пробелов (набор на "шпон"), отбивки линеек от текста в табличном, формульном и акцидентном наборе.

Реглеты служат для увеличения межстрочных пробелов при крупнокегельном и акцидентном наборе, для отделения заголовков от текста.

К полосному пробельному материалу относятся бабашки и марзаны, которые служат для заполнения более крупных пробелов внутри наборной полосы и с внедрением компьютерной верстки они практически утратили свое значение.

Для раскладки и обкладки форм высокой печати (оригинальных наборных и стереотипных) при подготовке их к печати или матрицированию использовались крупноформатные обкладочные марзаны для создания полей на странице издания.

К печатающим или изобразительным элементам относятся:

  • буквы алфавита
  • знаки
  • цифры
  • линейки
  • орнаменты
  • иллюстрации.

Буквы, знаки, цифры условно расположены на кегельной площадке (Em-Square) А (рис. 5).

Рис.5

Буквы состоят из следующих основных элементов:

  • основных штрихов (Stem) 1
  • соединительных штрихов (Hairline) 2
  • засечек, серифов (Serif) 3, 4 различной формы

Расстояние 5, 6 между основными штрихами называется внутрибуквенным просветом (Counter). Межбуквенный просвет (Letterspace) 7 образуется за счет полуапрошей двух рядом стоящих букв. Ширина очка букв зависит от их конфигурации. Размер апрошей составляет 0,17-0,23 ширины кегельной площадки. Ширина цифр - 0,5 кегля. Процесс установки для каждого шрифта правильного значения апрошей в зависимости от кегля набора называется трекингом. Все буквы и знаки располагаются на одной линии шрифта (Baseline) 8. Овальные буквы зрительно кажутся меньше прямоугольных и, чтобы устранить эту зрительную иллюзию, их немного выводят за линию шрифта 8, располагая на линии 9. К - кегль шрифта, в размер которого входит очко строчных букв 11 без выносных элементов: нижних (Descender) 13 и верхних (Ascender) 14, а также верхняя и нижняя части кегельной площадки (верхние и нижние заплечики). Верхняя часть кегельной площадки предназначена для размещения прописных букв 10, верхних выносных элементов 14 и диакритических знаков 15. Нижняя часть кегельной площадки используется для размещения спускающихся элементов букв 13. Размер очка строчных букв соответственно прямого и округлого начертаний занимает 0,41-0,44 кегля, а размер очка прописных букв соответственно 0,64-0,66 кегля. Интерлиньяж 16 - расстояние между линиями шрифта (Linespace). 12 - оптическая середина букв.

Капительные буквы имеют размеры строчных букв, а рисунок - прописных. В русском языке семь капительных букв: А, Б, Е, Р, С, У, Ф. Есть капительные буквы и в латинском алфавите. Они используются для выделений в тексте, чаще всего при формульном наборе.

Линейки используются при наборе таблиц и формул как разделительный печатающий материал, в акцидентном наборе - для отделения и выделения. По начертанию очка линейки подразделяются на несколько видов (рис. 6).

  • 1 - тонкая светлая,
  • 2 - двойная тонкая,
  • 3 - полужирная, 2 п,
  • 4 - рантовая, 2 п,
  • 5 - жирная, 2 п,
  • 6 - жирная, 3 п,
  • 7 - жирная, 4 п,
  • 8 - рантовая, 4 п,
  • 9 - пунктирная, 2 п,
  • 10 - волнистая, 2 п,
  • 11 - штрихованная, 6 п,
  • 12 - ассюре, 12 п
  • Рис. 6

    Орнаменты (украшения) используют при художественном оформлении книг и журналов, при акцидентном наборе. Орнаменты служат одновременно разделительными и декоративными элементами. Основным элементом наборного орнамента является раппорт (рис. 7) - повторяющаяся часть рисунка определенного кегля. Раппорты, при соединении их друг с другом, образуют орнаментальную строку с рисунком ленты, заставки, концовки, какой-либо фигуры или сплошного фона.

    Рис.7. Раппорты: а - для составления ряда, б - фоновый, в - угловой

    Различное положение раппортов при наборе, разделение их пробельным материалом позволяет создавать наборные украшения разных видов.

    Графической основой наборных орнаментов является мотив, который может быть геометрическим (прямоугольным, линейным, полукруглым, круглым и др.) и более сложным. В зависимости от мотива орнаменты объединяются в серии. Простые по рисунку орнаменты - в серии: "геометрические", "звездочки", "розетки" (рис. 8).

    Рис. 8. Простые орнаменты

    Более сложные орнаменты - бордюры (рис. 9), комбинированные орнаменты и фоновые украшения. Серия содержит несколько гарнитур, различных по характеру, но выполненных в одном стиле.

    Рис. 9. Бордюрные комплекты и концовки

    Гарнитура объединяет различные по начертанию онаменты (рис. 10)

    Рис. 10. Гарнитуры. Орнаменты:

    простые (а), усложненные (б, г), сложные (д), изолированные (а, б, ж), бордюрные (в, г, д, з) и фоновые (е)

    Задача дизайнера состоит в том, чтобы построение орнаментных композиций носило закономерный характер и отдельные графические элементы орнамента были органически связаны между собой, особенно в стыковых местах (углах).

    Построение орнаментных композиций может быть ритмичным и аритмичным.

    Под ритмом в орнаментах подразумевается чередование графических элементов (единичных или комбинированных) в определенном порядке.

    Ритмичные построения могут быть простыми, если они состоят из одного или двух элементов, и сложными, состоящими из нескольких элементов.

    Аритмичные акцидентные орнаменты строятся по принципу равномерного заполнения выбранной плоскости бессистемно расставленными элементами, однако при этом должно выполняться следующее требование: разные элементы могут быть контрастными по форме и насыщенности, но иметь общий для всех ритм, замкнутый или диагональный.

    Шрифт - графическая форма определенной системы письма. Полиграфический шрифт рассматривается как средство художественного оформления любой печатной продукции, являясь выразителем культурного наследия народа. Для каждого исторического периода характерен шрифт определенного рисунка.

    Ученые различают четыре основных типа письма:

    1. Пиктографическое, при котором отдельные сообщения передавали изобразительными знаками. Пиктографическое письмо - самый ранний тип, не представляющий собой никакой системы письма.
    2. Идеографическое письмо возникло в эпоху образования государств. Это уже система знаков (идеограмм) определенной графической формы (например, иероглифы), обозначающих слова. Идеографическое письмо впервые появилось в Древнем Египте и Древнем Китае.
    3. Слоговое письмо характеризуется использованием знаков, обозначающих слоги. Слоговое письмо употребляется некоторыми народами Индии (письмо деванагари) и в Японии.
    4. Буквенно-звуковое письмо, при котором используются отдельные звуки (фонемы), изображенные графически. Первый алфавит буквенно-звукового письма был создан финикийцами около ХI в. до н.э.; греческий алфавит - в VIII -VII вв. до н.э.; латинский - в III в. до н.э.; славянский -в IХ в. н.э.

    Первой азбукой, созданной Константином-Кириллом Философом и Мефодием в 863 г., была глаголица; кириллица была создана вместе с учениками Константина в конце IХв. в Восточной БолгарииПо материалам Жития неизвестного автора.. Первоначально глаголицу и кириллицу использовали параллельно (рис. 11), но потом кирилловская азбука вытеснила глаголицу (дольше всех славян ее использовали хорваты - вплоть до XIX столетия). Кириллица лежит в основе азбук русского, болгарского, сербского алфавитов.

    Алфавит - графическая форма определенной системы буквенно-звукового письма.

    Армянский алфавит, созданный в V в. н.э. Месроном Маштоцем, и грузинский имеют свои графические основы.

    Специфика языка определяет число знаков в алфавите. Так, в русском алфавите - 33 знака, латинском (рис. 12) - 26, греческом (рис. 13) - 24, армянском - 36, готическом - 26 (рис. 14).

    Языки классифицируются:

    • по гениалогическим признакам (общность языкового материала и общность происхождения)
    • по морфологическим признакам (общность грамматического строя)

    Каждый язык имеет свой алфавит, однако существуют алфавиты, которые используются для письменности на нескольких языках. Так, например, русский алфавит с дополнительными знаками используется для 60 языков.

    КИРИЛЛИЧЕСКОЕ И ГЛАГОЛИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

    Рис. 11

    Продолжение таблицы

    Рис. 11

    Латинский алфавит

    Рис. 12

    Греческий алфавит

    Рис.13

    Готический алфавит

    Рис. 14

    Алфавиты, построенные на русской графической основе
    1. Абазинский
    2. Абхазский
    3. Аварийский
    4. Адыгейский
    5. Азербайджанский
    6. Алтайский
    7. Балкарский
    8. Башкирский
    9. Белорусский
    10. Болгарский
    11. Бурятский
    12. Даргинский
    13. Дунганский
    14. Ингушский
    15. Кабардино-черкесский
    16. Казахский
    17. Калмыцкий
    18. Каракалпакский
    19. Карачаевский
    20. Киргизский
    21. Коми
    22. Коми-пермяцкий
    23. Корякский
    24. Кумыкский
    25. Курдский
    26. Лакский
    27. Лезгинский
    28. Македонский
    29. Мансайский
    30. Марийский
    31. Марийский(луговой)
    32. Молдавский
    33. Монгольский
    34. Мордовско-мокшанский
    35. Мордовско-эрзянский
    36. Нанайский
    37. Ненецкий
    38. Нивхский
    39. Ногайский
    40. Осетинский
    41. Русский
    42. Селькупский
    43. Сербский
    44. Таджикский
    45. Татарский
    46. Тувинский
    47. Туркменский
    48. Удмуртский
    49. Узбекский
    50. Уйгурский
    51. Украинский
    52. Хакасский
    53. Хантыйский
    54. Чеченский
    55. Чувашский
    56. Чукотский
    57. Эвенкийский
    58. Эвенкский
    59. Эскимосский
    60. Якутский

    Латинский алфавит используется для 67 языков, а также для искусственных международных языков: эсперанто, интерлингва, акциденталь.

    Алфавиты, построенные на латинской графической основе

    1. Албанский
    2. Английский
    3. Африкаанс
    4. Баскский
    5. Бретонский
    6. Буи
    7. Венгерский
    8. Волоф
    9. Вьетнамский
    10. Голландский
    11. Датский
    12. Зулу
    13. Индонезийский
    14. Иоруба
    15. Исландский
    16. Испанский
    17. Итальянский
    18. Каталонский
    19. Конго
    20. Курдский (заруб.)
    21. Латинский
    22. Латышский
    23. Лаху
    24. Лингала
    25. Лису
    26. Литовский
    27. Лужицкий
    28. Луба
    29. Мадура
    30. Малайский
    31. Мальгашский
    32. Мандинго
    33. Маори
    34. Минангкабау
    35. Моси
    36. Мяо
    37. Немецкий
    38. Норвежский
    39. Польский
    40. Португальский
    41. Ретороманский
    42. Румынский
    43. Самоа
    44. Сербско-хорватский
    45. Словацкий
    46. Словенский
    47. Сото
    48. Соахили
    49. Сунда
    50. Тагальский
    51. Туи
    52. Турецкий
    53. Уэльский
    54. Фиджи
    55. Финский
    56. Французский
    57. Фульбе
    58. Хауса
    59. Цзайва
    60. Цзинко
    61. Чвапа
    62. Чешский
    63. Чжуанский
    64. Шведский
    65. Эве
    66. Эстонский
    67. Яванский

    Арабским алфавитом пользуются более 10 национальностей:

    Алфавиты, построенные на арабской графической основе

    1. Арабский
    2. Афганский
    3. Казахский (КНР)
    4. Киргизский (КНР)
    5. Курдский (зарубежный Восток)
    6. Персидский
    7. Синдхи
    8. Татарский (КНР)
    9. Узбекский (КНР)
    10. Уйгурский (КНР)
    11. Урду

    Дополнительные (акцентированные и специальные) знаки приведены на рис. 15

    Акцентированные знаки

    Рис. 15

    Русский алфавит более сложен по сравнению с латинским своим буквенным составом, так как в нем есть шипящие (ж, ч, ш, щ, ц) и йотированные гласные (я, ю), отсутствующие в латинском. Для обозначения этих фонем Фонема - основной звук языка. в других языках пользуются двух-трехбуквенным сочетанием (например, фонема "ш" в немецком языке обозначается сочетанием трех графем Графема - условное графическое изображение звука-буква. sch, а в польском языке фонема "щ" обозначается сочетанием четырех графем - "szcz".

    Одну и ту же фонему в разных алфавитах могут изображать различные графемы (Б, б - русская основа, В, b - латинская, В, р - греческая (прописной знак).

    Графемы некоторых прописных знаков отличаются от графем строчных (А,а, Б,б, Е,е и т.д.), но в некоторых алфавитах (абиссинском, тибетском, бенгальском, пенджабском, синегальском и др.) прописные буквы вообще отсутствуют. В грузинском алфавите прописные буквы выделяются размером без изменения графемы.

    Письменность разных народностей отличается по слитности и направленности. Так, письменность с использованием алфавитов на русской и латинской графических основах не слитная - буквы не связаны между собой штрихами, а письменность народностей деванагори, Сирии, Монголии, Маньчжурии, Сибо и др. - слитная. Корейская письменность строится путем слитного написания слогов, не связанных между собой в слове.

    Форма письма почти у всех народностей горизонтальная, слева направо, кроме китайцев, которые пишут вертикально, располагая строки-столбики справа налево; в настоящее время они используют и европейскую систему письма.

    Для набора на языках, построенных на русской и латинской графических основах, разработан суммарный алфавит, содержащий 400 знаков (рис. 16).

    Рис. 16. Суммарный алфавит

    Все шрифты классифицируются по трем основным признакам:

    1. Рисунку
    2. Начертанию
    3. Кеглю

    В основу классификации шрифта по рисунку положено два признака:

    • контрастность шрифта - соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв;
    • наличие и форма засечек - дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные штрихи.

    По рисунку шрифты делятся на шесть основных и одну дополнительную группы.

    Внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры.

    Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех кеглях и начертаниях.

    Основные гарнитуры были включены в Государственный стандарт "Шрифты типографские". В стандарт не включены гарнитуры, используемые для набора центральных газет, а также ряд гарнитур, имеющих ограниченное использование.

    Стандартом предусмотрено использование около 2000 гарнитуро-кеглей шрифтов, 348 из них для фотонабора.

    При рассмотрении образцов гарнитур будут учтены и основные гарнитуры, используемые при компьютерном наборе.

    В библиотеку Рага Туре включены 176 названий гарнитур шрифтов.

    Группа рубленых шрифтов включает шрифты, не имеющие засечек (рис. 17). К этой группе относятся следующие гарнитуры: Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Древняя, Рубленая, Плакатная, Букварная, Агат, Кудряшевская энциклопедическая.

    Рис. 17

    Современные рубленые шрифты основаны на рисунках шрифтов без засечек, появившихся в начале XIX века в Англии. Они широко используются в рекламных изданиях. Эти шрифты часто называют гротесковыми.

    Журнальная рубленая гарнитура разработана художниками Щукиным А.В. и Сидельниковым В.П. на основе шрифта Эрбар-гротеск (Германия) и впервые введена в ГОСТ в 1957 г. Шрифт Журнальной рубленой гарнитуры предназначен для набора периодических изданий и хорошо воспроизводится способами офсетной и глубокой печати. Используется при типографском наборе, фотонаборе (Гельветика) и компьютерном наборе в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, наклонном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, нормальном наклонном полужирном и дополнительно для компьютерного набора в декоративном и оттеночном начертаниях.

    Образец Журнальной рубленой гарнитуры

    Шрифт Журнальной рубленой гарнитуры характеризуется округлостью букв и широким очком. Особенности построения некоторых букв: правый штрих буквы "к" напоминает математический знак "меньше", принцип построения буквы "л" тот же, что и буквы "п".

    Газетная рубленная гарнитура предназначена для набора заголовков газет, основной текст которых набран шрифтом новой газетной гарнитуры.

    Образец Газетной рубленой гарнитуры

    Выпускается в прямом узком полужирном начертании для компьютерного набора. Прежде использовалась для строкоотливного крупнокегельного набора

    кеглей 14-42 п.

    Плакатная гарнитура предназначена для набора акцидентных работ. Используется для типографского ручного набора и компьютерного набора (Hermes); в прямом нормальном полужирном начертании; характеризуется открытыми округлыми буквами.

    Образец Плакатной гарнитуры

    Древняя гарнитура предназначена для набора акциденции и оформительских элементов книжных изданий (заголовков, шмуцтитулов и титулов) в изданиях художественной литературы и книг по искусству, набранных шрифтом обыкновенной гарнитуры, так как древняя гарнитура хорошо сочетается с обыкновенной. Использовалась для типографского ручного и буквоотливного набора в трех начертаниях: прямом нормальном полужирном, прямом узком полужирном и курсивном узком полужирном. Рисунок шрифта древней гарнитуры характеризуется прямоугольностью и закрытостью округлых букв.

    Образец Древней гарнитуры

    Рубленая гарнитура предназначена для набора детской литературы, акциденции и бланочных работ. Используется в трех начертаниях: прямом широком светлом, прямом широком полужирном, прямом широком жирном для типографского ручного (кг. 6-48) набора и компьютерного набора (Journal-Sans)

    Образец Рубленой гарнитуры

    Особенности построения некоторых характерных букв:

    • округлые буквы закрыты;
    • буква "ф" имеет прямоугольную форму;
    • правый штрих у буквы "к" и штрихи у буквы "ж" напоминают скобу - парантез;
    • буква "з" похожа на цифру 3.

    Букварная гарнитура разработана в 1964-1968 гг. для набора букварей и журналов для детей младшего возраста.

    Образец Букварной гарнитуры

    Используется для типографского и компьютерного набора (TextBook) в трех начертаниях:

    Рисунок шрифта отличается строгостью и четкостью, округлые буквы открыты; шрифт характеризуется хорошей удобочитаемостью.

    Гарнитура Агат предназначена для набора заголовков и титулов. Используется для типографского (ручного и строкоотливного) и компьютерного набора в прямом и наклонном узком полужирном начертаниях.

    Образец гарнитуры Агат

    Кудряшевская энциклопедическая рубленая гарнитура является одним из выделительных начертаний Кудряшевской энциклопедической гарнитуры и выпускается только в одном прямом полужирном начертании для компьютерного набора (Kudrashov).

    Образец Кудряшевской энциклопедической рубленой гарнитуры

    Группа шрифтов с едва наметившимися засечками

    Включает гарнитуры шрифтов с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (некоторое подобие засечек). К этой группе относятся шрифты гарнитуры акцидентная Телингатера и Октябрьская.

    Гарнитура акцидентная Телингатера создана в 1965-1968 гг. на основе образцов рисованных шрифтов художника С.Б. Телингатера для акцидентного и титульного набора в прямом нормальном светлом начертании при типографском ручном наборе.

    Образец акцидентной Телингатера

    Октябрьская гарнитура предназначена для набора заголовков в журналах поискусству, журналах мод, альманахах. Шрифт октябрьской гарнитуры состоитиз одних прописных букв прямого нормального светлого начертания.

    Группа медиевальных шрифтов

    включает шрифты с умеренной контрастностью, с засечками в виде плавного утолщения основных штрихов, чаще всего приближающихся по форме к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв. К этой группе относятся гарнитуры: Литературная, Заголовочная газетная, Банниковская, Лазурского, Ладога, Тип Тайме, Мысль и др.

    Литературная гарнитура создана в русском начертании в 1901 г. в словолитне Бертгольда под названием "латинская". Строгость построения шрифта, хорошая удобочитаемость обеспечили универсальность литературной гарнитуры; ее используют при печати различных видов изданий.

    Литературная гарнитура используется в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, курсивном нормальном полужирном, прямом узком полужирном, прямом широком полужирном при типографском (всех способах) наборе, фотонаборе, компьютерном наборе (иногда под названием QuantAntiqua).

    Образец Литературной гарнитуры

    Особенности построения отдельных букв:

    • в строчных буквах "р", "ф" скошены верхние засечки;
    • у букв "л", "с", "у" окончания штрихов имеют вытянутую каплеобразную форму;
    • буква "д" имеет свисающие элементы, скошенные наружу;
    • прописная буква "М" имеет расходящиеся книзу основные штрихи;
    • манера написания строчных букв напоминает рукописные.

    Гарнитура Тип Таймс близка по своим характеристикам к литературной гарнитуре или более правильно к гарнитуре Таймс Роман. Гарнитура Таймс Нью Роман (новая антиква Таймс) была создана для печати газеты "Таймс" по инициативе С. Морисона на фирме Монотайп Корпорейшн в 1933-1935 гг. По инициативе Морисона в 1923-1933 гг. были также созданы шрифты гарнитур: "Баскирвилл", "Полифил", "Фурнье", "Бембо", "Белл", "Вальбаум".

    Гарнитура Тип Таймс в прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном и курсивном нормальном полужирном начертаниях используется для фотонабора и компьютерного набора.

    Образец гарнитуры Тип Таймс

    Близка по своим характеристикам и гарнитура Мысль (Mysl, Garamond).

    Заголовочная газетная гарнитура (Caslon) разработана в 1957 г. и используется в прямом нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, курсивном нормальном полужирном, прямом узком светлом, курсивном узком светлом, прямом узком полужирном, курсивном узком полужирном начертаниях для набора заголовков газет и журналов при типографском и компьютерном наборах.

    Образец Заголовочной газетной гарнитуры

    Особенности построения некоторых букв:

    • нижние штрихи букв "ж" и "к" имеют плавные закругления вверх, верхние штрихи оканчиваются точками;
    • спускающиеся элементы строчных букв "д", "ц" удлинены.

    Банниковская гарнитура создана художником Г.А. Банниковой в 1946-1948 гг.; имеет хорошую удобочитаемость и предназначена для изданий художественной литературы. Выпускается в прямом и курсивном нормальном светлом и прямом нормальном полужирном начертаниях для типографского и компьютерного наборов:

    Образец Банниковской гарнитуры

    Особенности построения некоторых характерных букв:

    • спускающиеся элементы букв "ц", "щ", "д" скошены внутрь и удлинены;
    • верхняя засечка у буквы "л" односторонняя и направлена влево;
    • строчная буква "б" напоминает цифру "6".

    Банниковская гарнитура отличается более широким очком и хорошей удобочитаемостью для читателей любой квалификации.

    Гарнитура Лазурского (Lazurski) разработана художником В.В. Лазурским в 1962-1964 гг. Гарнитура относится к разряду рисованных шрифтов и предназначена для текстового и титульного наборов художественной литературы, изданий по искусству, акциденции. Используется в прямом и курсивном нормальном светлом начертаниях.

    Образец гарнитуры Лазурского

    Особенности построения характерных букв:

    • буквы "л" и "д" имеют треугольную форму;
    • буква "и" имеет только две засечки: верхнюю левую и нижнюю правую;
    • выступающий элемент строчной буквы "ф" направлен влево;
    • свисающие элементы букв "ц", "щ" напоминают запятую.

    Гарнитура Ладога предназначена для набора журналов и альбомов по искусству, журналов мод, научной и научно-популярной литературы по искусству: в прямом и курсивном нормальном светлом начертаниях.

    Образец гарнитуры Ладога

    Особенности построения некоторых характерных букв:

    • непропорциональность утолщения основных штрихов буквы "о";
    • верхние засечки буквы "к" в виде треугольника;
    • буква "ф" строчная заканчивается односторонней верхней засечкой.

    Группа обыкновенных шрифтов

    включает шрифты с контрастными штрихами, с длинными тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением; округлые буквы с вертикальными осями. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Обыкновенной, Обыкновенной новой, Северной, Елизаветинской, Бодони книжной, Кузаняна, Байконур.

    Обыкновенная гарнитура периодически совершенствуется. Прототипом современных обыкновенных шрифтов были созданные в 1840 г. обыкновенные плотные шрифты на русской графической основе; раньше она использовалась для газетного набора в связи с экономичностью, позже использовалась для набора различных изданий. Виды набора: типографский (ручной, буквоотливной и строкоотливной машинный), компьютерный.

    Образец Обыкновенной гарнитуры

    Обыкновенная новая гарнитура отличается от обыкновенной более широким очком, имеет хорошую удобочитаемость, универсальна, отличается простотой и четкостью рисунка и используется во всех начертаниях. Шрифтами обыкновенной новой гарнитуры набирают исторические и агитационно-массовые произведения, научно-справочные издания и отдельные произведения художественной литературы.

    Используется для типографского набора (ручной, буквоотливной, строкоотливной, включая крупнокегельный), фотонабора и компьютерного набора.

    Образец Обыкновенной новой гарнитуры

    Особенности построения характерных букв: строчная буква "ф" имеет раздвоенные засечки;

    • у прописных букв "К" и "Я" и у строчной буквы "а" нижние штрихи закруглены вверх;
    • нижние штрихи у букв "з", "л", "э" и верхние штрихи у букв "К" прописной и "а" строчной заканчиваются точками;
    • овальные буквы почти закрыты.

    Северная гарнитура воспроизводит рисунок шрифта "Нордиш". Используется для набора текстов на латинской основе, характеризуется односторонними засечками ряда букв; начертание: прямое нормальное светлое, курсивное нормальное светлое и прямое нормальное полужирное.

    Образец Северной гарнитуры

    Елизаветинская гарнитура (Paragon Nord) характеризуется средней удобочитаемостью и используется для набора отдельных изданий художественной литературы и литературы по искусству в прямом нормальном светлом и курсивном нормальном светлом начертаниях для типографского и компьютерного набора.

    Образец Елизаветинской гарнитуры

    Особенности построения характерных букв:

    • нижние штрихи у букв "э", "з" имеют форму перевернутой вправо запятой;
    • свисающие элементы строчных букв "ц" и "щ" имеют волнистую линию;
    • буква "з" имеет посредине петлю;
    • основные штрихи у букв "м" и "д" сходятся под острым углом.

    Гарнитура Бодони книжная разработана на основе рисунка шрифта итальянского мастера Джамбатисты Бодони (начало XIX в.) и впервые введена в ГОСТ в 1957 г. Используется для набора изданий на латинской графической основе. Начертания: прямое нормальное светлое, курсивное нормальное светлое, прямое полужирное и компьютерного набора (Bodoni).

    Гарнитура характеризуется строгостью и пропорциональностью рисунка.

    Особенности рисунка характерных букв:

    • верхние засечки основных штрихов строчных букв "k", "h", "b" заканчиваются левосторонними тонкими засечками, немного скошенными вниз.

    Образец гарнитуры Бодони книжная

    Гарнитура Кузаняна разработана художником П.М. Кузаняном и освоена в 1962-1964 гг. Она напоминает рисованные шрифты и используется в основном для набора журналов и научно-популярной литературы по искусству. Начертания: прямое узкое полужирное и курсивное узкое полужирное.

    Образец гарнитуры Кузаняна

    Особенности построения характерных букв:

    • верхняя засечка строчной буквы "ф" закруглена и направлена вправо, нижней засечки нет;
    • диакритический знак у строчной буквы "и" и свисающие элементы у строчных букв "ц" и "щ" одинакового рисунка;
    • верхние засечки у прописных букв "Д" и "Л" односторонние и направлены влево, а у буквы "М" - в разные стороны;
    • цифры 3, 5, 7 имеют сверху волнистые линии.

    Гарнитура Байконур (прежнее название 2-я Банниковская) использовалась для набора изданий художественной литературы при типографском наборе в начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном.

    Группа Брусковых шрифтов

    включает шрифты с неконтрастными или малоконтрастными штрихами с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. К этой группе относятся шрифты гарнитур: брусковая газетная, Балтика, Хоменко, Реклама.

    Брусковые, или египетские шрифты появились в начале XIX в. и в различных странах первоначально использовались в акцидентном наборе для оформления реклам, упаковки и т.д. С середины XIX в. брусковые шрифты стали использовать для набора оформительских элементов книжных изданий. Брусковые шрифты отличаются массивностью, что по ассоциации с египетскими пирамидами определило их второе название - египетские.

    Брусковая газетная гарнитура (Bruskovaya) применяется в следующих начертаниях: прямом нормальном полужирном, прямом узком полужирном, наклонном нормальном полужирном, наклонном узком полужирном для типографского и компьютерного набора.

    Образец Брусковой газетной гарнитуры

    Шрифты Брусковой газетной гарнитуры используются для набора заголовков газет и журналов.

    Гарнитура Балтика создана на основе шрифтов типа малоконтрастной антиквы. Русский вариант гарнитуры Балтика является оригинальным и предназначен для текстового и акцидентного набора художественной и исторической литературы. Используется в типографском наборе, фотонаборе и компьютерном наборе (Baltica). Начертания: прямое нормальное светлое, курсивное нормальное светлое, прямое нормальное полужирное.

    Образец гарнитуры Балтика

    Особенности рисунка характерных букв:

    • прописные буквы "А", "Л", "Д" имеют вид треугольника;
    • свисающие элементы у букв "д", "ц", "щ" прямые;
    • засечки вертикальные;
    • верхние засечки букв "л" и "м" односторонние.

    Гарнитура Реклама предназначена для набора акциденции. Использовалась в одном начертании - курсивном широком жирном для ручного набора (кг. 8-36 п).

    Образец гарнитуры Реклама

    Гарнитура Хоменко создана художником Хоменко для набора художественной литературы, литературы для детей старшего школьного возраста, набора и оформления литературно-художественных журналов и журналов по искусству. Используется при типографском и компьютерном наборе в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, наклонном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, наклонном нормальном полужирном.

    Буквы характеризуются наличием одной верхней засечки, направленной влево, и одной нижней, направленной вправо.

    Группа новых малоконтрастных шрифтов

    включает шрифты, имеющие малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Новой газетной, Школьной, Бажановс-кой, Журнальной, Академической, Пискаревской, Кудряшевской словарной, Кудряшевской энциклопедической, Баченаса, Новой журнальной, Малановской.

    Новая газетная гарнитура разработана художником Н.Н. Кудряшовым. Используется для набора газет кеглем 8 п, который принят как основной в связи с тем, что удобочитаемость кегля 8 п такая же, как кегля 9 п обыкновенной гарнитуры узкого начертания, а емкость набора выше на 10%. Новая газетная гарнитура применяется в типографском наборе, фотонаборе и компьютерном наборе. Начертания: прямое нормальное светлое, прямое нормальное полужирное, курсивное нормальное светлое.

    Образец Новой газетной гарнитуры

    Особенности рисунка характерных букв:

    • верхние засечки у букв "ж" и "к" заканчиваются каплеобразно, а нижние - плавным закруглением;
    • свисающие элементы у букв "д", "ц", "щ" имеют вид треугольников;
    • верхняя засечка у строчной буквы "ф" односторонняя и направлена влево;
    • верхняя засечка у строчной буквы "р" отклонена влево.

    Школьная гарнитура разработана в 1937-1939 гг. на основе шрифтов группы "сенчери". Она характеризуется строгостью построения широкого очка: прямоугольные буквы приближаются к квадрату, овальные - к кругу. Это способствует повышению удобочитаемости. Шрифты этой гарнитуры используются для набора учебников и других изданий для детей. Школьная гарнитура выпускается в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, курсивном нормальном полужирном для всех способов типографского набора, фотонабора и компьютерного набора (SchoolBook).

    Образец Школьной гарнитуры

    Особенности построения характерных букв:

    • засечки прямоугольные;
    • засечка у строчной буквы "ф" односторонняя и направлена влево под прямым углом;
    • буквы "э", "з", "с" - закрытые;
    • засечки букв "к", "л", "з", "ж", "у" имеют вид жирных точек.

    Бажановская гарнитура разработана художником М.Г.Ровенским на основе рисунков шрифта художника-графика Д.А. Бажанова и впервые включена в ГОСТ в 1957 г. Гарнитура предназначена для оформления изданий по искусству и художественной литературы. Выпускается в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, прямом нормальном жирном для типографского (ручного и строкоотливного) набора, фотонабора и компьютерного набора.

    Образец Бажановской гарнитуры

    Особенности построения характерных букв:

    • диакритический знак в букве "и" - пламевидный;
    • верхние засечки у букв "Ж", "К" прописных в виде точки;
    • нижняя засечка у буквы "Е" прописной - лыжеобразная;
    • прописные буквы "А", "Л", "Д" имеют форму остроугольного треугольника;
    • буквы "и", "й" имеют только две двусторонние засечки - верхнюю левую и нижнюю правую.

    Журнальная гарнитура разработана в 1936 г. для набора периодических изданий. Имеет хорошую удобочитаемость даже в мелком кегле. Выпускается в трех начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном для строкоотливного набора, фотонабора и компьютерного набора (Journal).

    Образец Журнальной гарнитуры

    Академическая гарнитура разработана по заказу Российской Академии наук и впервые использована в 1910 г. Основана на рисунках гражданского шрифта XVIII в. Академическая гарнитура значительно модернизирована в 1930-1940 гг. Используется для набора изданий художественной и искусствоведческой литературы. Выпускается в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, прямом нормальном жирном для типографского набора, фотонабора и компьютерного набора (Academy).

    Образец Академической гарнитуры

    Особенности построения характерных букв:

    • свисающие элементы букв "ц", "щ" - волнистые линии, заканчивающиеся точкой;
    • средний штрих у буквы "з" - петля с просветом, а нижний штрих заканчивается волнистой линией;
    • верхние засечки прописных букв "Ж" и "К" заканчиваются отсеченными каплями;
    • свисающие элементы у буквы "д" - острые и направлены внутрь.

    Пискаревская гарнитура разработана художником Н.И.Пискаревым и впервые включена в ГОСТ в 1957 г. Пискаревская гарнитура отличается особым характером рисунка, который не снижает удобочитаемость и производственно-технические возможности шрифта. Гарнитура предназначена для набора текста массовых литературно-художественных журналов. Выпускается в двух начертаниях: прямом нормальном светлом и наклонном нормальном светлом для строкоотливного машинного и строкоотливного крупнокегельного наборов. Особенности рисунка - узкое светлое очко и короткие засечки.

    Образец Пискаревской гарнитуры

    Кудряшевская словарная и Кудряшевская словарная рубленая гарнитуры разработаны художником Н.И. Кудряшовым для набора словарей и впервые включены в ГОСТ в 1957 г. Гарнитуры предназначены для выборочного чтения и соответствуют производственно-техническим требованиям. Выпускаются в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, курсивном нормальном полужирном, прямом нормальном полужирном для типографского и компьютерного наборов.

    Образец Кудряшевской словарной гарнитуры

    Кудряшевская словарная рубленая гарнитура является одним из выделительных шрифтов Кудряшевской словарной гарнитуры.

    Кудряшевская энциклопедическая гарнитура (Kudrashov) предназначена для набора энциклопедий, календарей, акциденции. Выпускается в следующих начертаниях: прямом нормальном светлом, курсивном нормальном светлом, прямом нормальном полужирном, курсивном нормальном полужирном для компьютерного набора (Peterburg).

    Образец Кудряшевской энциклопедической гарнитуры

    Гарнитура Баченаса создана художником В.И. Баченасом на основе литовского и русского алфавитов и предназначена для набора художественной, научной и научно-популярной литературы и изданий по искусству.

    Образец гарнитуры Баченаса

    Новая журнальная (Journal) гарнитура разработана на основе журнальной гарнитуры, созданной в 1936 г. для набора периодических изданий. Гарнитура отличается хорошей удобочитаемостью даже в мелком кегле. Используется в трех начертаниях: прямом нормальном светлом, прямом нормальном полужирном и курсивном нормальном светлом при типографском строкоотливном наборе, фотонаборе и компьютерном наборе.

    Образец Новой журнальной гарнитуры

    Гарнитура Малановская создана художником Малановым Л.С. в 1950-1960 гг. и предназначена для набора периодических изданий (газет и журналов). Используется в прямом нормальном светлом и наклонном нормальном светлом начертаниях при типографском строкоотливном наборе и фотонаборе.

    Образец Малановской гарнитуры

    Малановская гарнитура характеризуется строгостью построения букв и пропорциональностью засечек. У букв "к", "ж", "у" засечки в виде срезанных точек.

    Группа дополнительных шрифтов - объединяет имитационные шрифты, относящиеся к разряду рисованных, которые предназначены для титульного и акцидентного наборов. Ранее в ГОСТ входила одна гарнитура Рерберга.

    Гарнитура Рерберга была предназначена для типографского строкоотливного и ручного крупнокегельного набора.

    Образец гарнитуры Рерберга

    Особенности построения характерных букв:

    • соединительный штрих смещен вверх;
    • буква "ч" имеет округлую форму;
    • свисающие элементы букв "д", "ц", "щ" направлены внутрь;
    • основной штрих буквы "ф" вверху заканчивается как бы диакритическим знаком.

    В настоящее время выпускается большое количество имитационных и декоративных шрифтов, предназначенных для компьютерного набора.

    Образцы имитационных и декоративных шрифтов

    Кроме того, для компьютерного набора имеются стандартные картографические шрифты, шрифтовые комплекты для сложного математического набора и для набора шахматно-шашечных диаграмм, специальные знаки, нотные знаки (Энциклопедия - 4; Обыкновеннаая жирная; рукописная Жихарева), математические знаки (Энциклопедия-4).

    Имеется ряд гарнитур шрифтов, близких по рисунку, но имеющих другие названия; форма знаков таких гарнитур перерабатывается при создании производных вариантов, и это в значительной степени снижает художественные достоинства шрифтов и другие параметры, такие как удобочитаемость и емкость. Кроме того, наличие большого количества незнакомых (не лицензионных) названий гарнитур не позволяет судить об их достоинствах.

    Систематизацией и разработкой новых гарнитур шрифта для компьютерного набора занимается АО "Ленполиграфмаш" и фирма "ПараГраф" Полиграфмаш.

    Многие гарнитуры, рассмотренные выше, использованы при разработке и изготовлении шрифтовых программ для компьютерного набора, созданы и новые, например, на фирме "ПараГраф", такие как: Арбат, Декор, Фрактура/Энциклопедия-4, Гранит, Ижица, Кудряшевская энциклопедическая рубленая, Лидия, Мысль.

    Все шрифты, изготовляемые АО "Ленполиграфмаш" и фирмой "ПараГраф" Полиграфмаш, выполнены в соответствии с действующими полиграфическими стандартами и лицензированы. Шрифты поставляются в форматах Adobe Type I (для компьютерных платформ IBM и Макинтош) и True Type (работа в среде Windows).

    Кроме шрифтов, указанные предприятия изготавливают шрифтовые комплекты для сложного математического набора, газетные украшения и линейки, специальные знаки: математические, технические, химические, картографические, топографические, словарные, астрономические, биологические, фонетические, готические и шрифтовые комплекты для набора шахматно-шашечных диаграмм.

    Могут быть изготовлены шрифтокомплекты для набора изданий на любых языках народов мира.

    Классификация шрифтов по начертанию очка

    Каждое графическое видоизменение очка шрифта, входящего в состав одной гарнитуры, называется начертанием. По начертанию очка шрифты подразделяются по трем основным признакам:

    1. По положению очка
    2. По насыщенности
    3. По плотности

    Подразделение шрифтов одной гарнитуры по начертанию

    1. По положению очка (наклону основных штрихов) шрифты бывают:

      • прямого начертания
      • курсивного начертания
      • наклонного начертания

      У шрифтов прямого начертания основные штрихи расположены вертикально. У шрифтов курсивного и наклонного начертаний основные штрихи наклонены вправо примерно на 15°. Разница между курсивными и наклонными начертаниями выражается в том, что строчные буквы наклонного начертания имеют рисунок шрифта прямого начертания, а курсивные строчные буквы - рисунок рукописного шрифта.

    2. По насыщенности очка (отношению толщины основного штриха к внут-рибуквенному просвету) шрифты делятся на:

      • светлые
      • полужирные
      • жирные

      В светлых шрифтах толщина основного штриха строчных букв в 2,0-3,5 раза меньше внутрибуквенного просвета, в полужирных - толщина основного штриха строчных букв меньше или равна внутрибуквенному просвету. В жирных шрифтах толщина основного штриха строчных букв больше внутрибуквенного просвета.

    3. В зависимости от плотности очка (соотноошения между шириной и высотой очка) шрифты делятся на:

      • нормальные
      • узкие
      • широкие

      При нормальном начертании шрифтов отношение ширины очка к его высоте составляет = 3/4, в узких начертаниях шрифтов ширины очка к его высоте находится в пределах от 1/2-2/3, в широких начертаниях шрифтов ширина очка больше его высоты.

    Имеются шрифты сверхузкого и сверхширокого начертаний.

    Наиболее распространенные гарнитуры (литературная, обыкновенная) включают до семи начертаний, остальные гарнитуры - от четырех и менее.

    Стандартом предусматривается 105 начертаний шрифтов 39 гарнитур.

    Классификация шрифтов по размерам

    Шрифты одной гарнитуры и одного начертания имеют различные размеры по кеглю.

    Шрифты кегля до 16 п имеют свои названия , широко используемые в полиграфии.

    Названия шрифтов различных кеглей в практику отечественной полиграфии в основном перешли из-за рубежа: например, миттель (нем.), петит (фр.), цицеро (ит.).

    © Центр дистанционного образования МГУП