Московский государственный университет печати

Л.А. Волкова


         

Издательско-полиграфическая техника и технология

Учебник для вузов


Л.А. Волкова
Издательско-полиграфическая техника и технология
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Виды печатных изданий

2.

Основные конструктивные и оформительские элементы печатных изданий

3.

Основные правила верстки

3.1.

Правила книжной верстки сплошного, усложненного текста и текста с иллюстрациями

3.2.

Технологические особенности журнальной верстки

3.3.

Техническая документация к книжно-журнальной верстке

3.4.

Особенности газетной верстки

4.

Выбор шрифтового оформления издания

4.1.

Печатающие и пробельные элементы печатных форм и фотоформ

4.2.

Шрифты полиграфии

4.3.

Классификация шрифтов

5.

Функции издательств и полиграфических предприятий

6.

Основные издательско-полиграфические термины

7.

Система измерений в полиграфии

8.

Виды изобразительных оригиналов и требования к ним

Все изобразительные оригиналы, предназначенные для полиграфического репродуцирования, в зависимости от способа их изготовления, подразделяются на:

  • рисованные
  • фотографические
  • полиграфические (оттиски или распечатки)

По виду оригиналы делят на:

  • штриховые (непрозрачные и прозрачные)
  • полутоновые (непрозрачные и прозрачные)

В свою очередь и те и другие могут быть одноцветными и многоцветными.

Изобразительные оригиналы, в том числе и текстовые (как вариант штрихового оригинала), могут поступать для полиграфического воспроизведения и в закодированном виде.

Рисованные одноцветные или многоцветные штриховые оригиналы - это рисунки, выполненные штрихами или элементами другой конфигурации с использованием пера, рейсфедера, кисти без размывок и растушевки; чертежи; диаграммы; схемы и т.п. на непрозрачной основе.

Фотографические штриховые одноцветные оригиналы могут быть изготовлены в виде диапозитивов и негативов. Многоцветные штриховые прозрачные оригиналы должны быть только в виде диапозитивов. Фотографические штриховые оригиналы (фотографии) используются крайне редко.

Полиграфические штриховые оригиналы (оттиски отпечатанных изданий, распечатки с принтера, оттиски с гравюр на дереве) в зависимости от используемой основы могут быть непрозрачными и прозрачными.

Основные требования, предъявляемые к штриховым непрозрачным одноцветным и многоцветным оригиналам, следующие:

  • штриховые элементы должны иметь равномерную насыщенность, минимальная оптическая плотность - 1,2 Б; оптическая плотность бумаги, на которой изготовлен штриховой оригинал, не должна быть более 0,15 Б;
  • ширина штриховых элементов на оригинале должна быть такой, чтобы с учетом масштаба воспроизведения она была на репродукции не менее 0,1 мм, а расстояние между штриховыми элементами - не менее 0,2 мм;
  • штриховые непрозрачные многоцветные оригиналы, на которых элементы цветного изображения не соприкасаются, могут быть выполнены в виде единого рисунка с указанием цвета печатных красок для каждого элемента; указываются или номера печатных красок по каталогу или образцы оттисков печатных красок.

Оригиналы, на которых элементы цветного изображения соприкасаются, должны быть выполнены цветами, разделяемыми при стандартном процессе цветоделения.

Если цвета на оригинале при стандартном процессе цветоделения четко не разделяются, то необходимо изготовить отдельные черно-белые оригиналы для каждой краски, снабженные приводочными метками (крестами). Таким образом, число отдельных одноцветных оригиналов будет соответствовать числу красок, которые предполагается использовать для печати репродукции. В этом случае такие оригиналы воспроизводятся, как обычные штриховые одноцветные.

Оптическая плотность шрифтовых (текстовых) оттисков или распечаток текста должна быть также равномерной и не менее 1,2 Б. при максимальной оптической плотности бумажной основы, использованной для распечаток или оттисков, не более 0,15 Б.

При изготовлении оригинала полосы, содержащей как текстовые, так и штриховые изобразительные элементы, белизна бумаги, на которой выполняется расклейка, должна быть такой же, как для распечатки текста.

Отдельные оригиналы, монтируемые при подготовке к репродуцированию в один оригинал, должны иметь одинаковую оптическую плотность в светах и тенях, а изображение должно быть выполнено в одной манере - тушью, карандашом или краской.

Штриховые одноцветные и многоцветные оригиналы на прозрачной основе в основном подчиняются тем же требованиям, что и на непрозрачной. Штриховые элементы должны иметь равномерную насыщенность, визуально резкие края и быть выполнены на прозрачной подложке, оптическая плотность которой не превышает 0,20 Б. Разница между оптической плотностью подложки и штриховыми элементами должна быть не менее 1,0 Б.

Полутоновые оригиналы характеризуются наличием полутонов различной яркости (светлоты). Основной характеристикой полутонового оригинала является его контраст, показатель которого - интервал плотности , т.е. разность между максимальной и минимальной оптической плотностями оригинала:

По контрасту оригиналы делятся на три группы:

  • мягкие (вялые)
  • нормальные
  • контрастные

Тоновые оригиналы подразделяются на рисованные, фотографические (на прозрачной и непрозрачной основе) и полиграфические. Тоновые оригиналы бывают черно-белые и цветные.

Рисованные тоновые оригиналы изготавливаются тушью с размывкой, краской (акварелью, гуашью), карандашом с растушевкой, пастелью.

Рисованные цветные полутоновые оригиналы представляют собой обширную и разнообразную группу. Они могут быть выполнены масляными красками, гуашью, акварелью, пастелью, темперой. Основной особенностью цветного оригинала является цветовое содержание. Цветовой охват оригинала должен учитывать охват триадной печати. Для изданий повышенного качества допустимы исключения (увеличение краскопрогонов). Применение люминесцентных красок не допускается. Рисованные оригиналы должны быть выполнены в одной манере (масляные краски, акварель, гуашь и т.д.).

Фотографические тоновые оригиналы подразделяются на оригиналы на непрозрачной основе (фотографии) и на прозрачной основе (диапозитивы и негативы). Фотографические тоновые оригиналы бывают черно-белые и цветные.

Фотографии - изображения на гладкой белой фотобумаге. Сюжетно важные детали изображения должны быть визуально резкими, если нерезкость не требуется специально. Глянцевые фотоотпечатки должны иметь визуально равномерный глянец по всей поверхности оригинала.

Для полутоновых фотографических оригиналов, в отличие от штриховых, появляется понятие - градационное содержание. Задача - правильность тоно-воспроизведения, а для цветных полутоновых - и правильность цветовоспроизведения. Интервал оптических плотностей от 1,2 Б до 2,0 Б. Не допускается потеря сюжетно важных деталей в светах и тенях изображения. Для специфических оригиналов (зимний пейзаж, скульптура) допустим интервал оптических плотностей 0,8 Б при оптической плотности "белых" участков на оригинале не более 0,15 Б.

Черно-белые фотографии, раскрашенные красками, не могут служить цветным тоновым оригиналом.

Интервал оптических плотностей полутоновых одноцветных прозрачных оригиналов должен быть в пределах от 1,0 Б до 1,6 Б. Для специфических оригиналов (скульптура, хрусталь и т.п.) допустим меньший интервал, но не менее 0,8 Б при минимальной оптической плотности оригинала 0,35 Б и плотности вуали не более 0,1 Б.

Многоцветные диапозитивы должны иметь визуально резкое изображение сюжетно важных деталей с зоной размытого перехода в масштабе репродукции не более 100 мкм, оригиналы с произведений искусства - не более 50 мкм; на многоцветных диапозитивах должны быть нейтрально-серые цвета, а вуаль - отсутствовать; интервал оптических плотностей - в пределах 1,6 Б до 2,75 Б, оптическая плотность в светах должна быть не менее 0,35 Б при плотности вуали равной или меньшей 0,1 Б; в тенях изображения - не более 3,1 Б.

Формат оригинала в масштабе его воспроизведения должен выбираться в зависимости от технических возможностей оборудования, на котором предполагается обрабатывать оригинал, и согласовываться с форматом издания и правилами верстки полос. Формат оригинала указывается в миллиметрах, а масштаб воспроизведения - в процентах. В соответствии с ОСТ 29.106-90 рекомендуются следующие масштабы воспроизведения:

  • для непрозрачных оригиналов - от 33 до 150%;
  • для прозрачных одноцветных и оригиналов произведений искусства - неболее 400%;
  • для прозрачных многоцветных - не более 800%.

Для многоцветных прозрачных оригиналов, предназначенных для изготовления плакатов, допускается масштабирование более 800%.

Формат оригиналов иллюстраций, которые будут располагаться на полосе издания "под обрез", должен, с учетом масштаба репродуцирования, соответствовать формату полосы до обрезки. Формат оригиналов не должен быть меньше 40x60 мм; формат 24x36 мм допускается при репортажной съемке, в том числе быстродвижущихся объектов.

К непрозрачным оригиналам, которые предполагается монтировать в единую композицию, должен быть приложен макет с точным расположением всех частей сборного оригинала.

Отдельные оригиналы, монтируемые в сборный оригинал, должны иметь одинаковое градационное и цветовое содержание, одинаковую минимальную и максимальную оптические плотности.

Все изменения изображений против оригинала или особенности оригинала, которые должны быть оставлены без изменения в процессе репродуцирования (например отклонение от "памятных" цветов, общий цветовой тон и т.п.), нужно указать в разделе "Аннотация" паспорта на оригинал. На рисованные и штриховые оригиналы паспорт не составляется.

Оригиналы с произведений искусств, например картин, должны содержать дополнительно к слайду изображение тест-объекта для контроля съемки. Если при съемке картин использовался коррекционный светофильтр, позволяющий более точно передать цвет оригинала, необходимо сделать соответствующие указания в паспорте на оригинал.

Учитывая то, что в процессе электронной верстки полос книжно-журнальных изданий и возможного макетирования и расчета объема изданий в донаборной стадии легче иметь дело с ограниченным количеством разных размеров изобразительных оригиналов при заверстке их вразрез и в оборку, целесообразно на стадии выбора формата воспроизведенного оригинала однотипные изобразительные оригиналы привести к 3-5-размерным группам.

При изготовлении оригиналов, специально предназначенных для полиграфического воспроизведения, необходимо учитывать вид печатной формы и характеристику бумаги, на которой предполагается печать тиража. Так, например, оригиналы, предназначенные для воспроизведения их офсетным способом, могут иметь чистые светлые и насыщенные цвета, богатую градацию в светах. Оригиналы, выполненные акварелью, пастелью, карандашом, имеющие небольшой интервал оптических плотностей, также лучше воспроизводятся с офсетных форм.

Оригиналы, выполненные в темной тональности (гуашью или маслом), лучше воспроизведутся с форм высокой печати; масляная живопись - с форм глубокой печати.

При печати на гладкой мелованной бумаге разрешающая способность и соответственно интервал оптических плотностей выше; при использовании для печати шероховатой бумаги контраст оригинала должен быть больше, а мелкие детали и тонкие штрихи - отсутствовать.

Градационная ретушь тоновых оригиналов должна быть минимальной. Цветовой оттенок и структура поверхности отретушированных участков оригинала не должны выделяться. Не допускается использование чистых кроющих белил для осветления светлых участков изображения. Допускается незначительная корректура деталей изображения, например ретушь цветных участков специальным красителем, при формате многоцветного диапозитива не менее 9x12 см, предназначенного для двукратного увеличения и не более. Если необходима корректура, то оригиналы лучше изготавливать большего размера с последующим их уменьшением.

Изобразительные оригиналы контролируют по следующим параметрам:

  • прямоугольность
  • толщина
  • точность линейных размеров
  • оптическая плотность штриховых элементов
  • ширина штрихов и расстояние между ними
  • резкость оригинала
  • зернистость
  • максимальная и минимальная оптическая плотность
  • интервал оптической плотности
  • градационное содержание
  • средний градиент оригинала
  • цветопередача

Оригиналы контролируют визуально на предмет возможных повреждений и дефектов; трещины и царапины контролируют с помощью лупы, кратность которой соответствует масштабу воспроизведения. Многоцветные диапозитивы, предназначенные для изготовления плакатов, контролируют с помощью двухкратной лупы.

Прямоугольность проверяется с помощью угольника, толщина проверяется толщиномером, равномерность толщины определяется измерением толщины в пяти точках. Толщина - величина особенно важная для оригиналов, предназначенных для обработки на электронных цветокорректорах или барабанных сканерах. Толщина таких оригиналов не должна превышать 0,4 мм, они не должны наклеиваться на паспарту и иметь защитный лист.

Контроль линейных размеров осуществляется измерительной линейкой. Оптическая плотность штриховых элементов проверяется по эталону, имеющему требуемую плотность. Ширина штрихов и расстояние между ними проверяются с помощью измерительной лупы.

Контроль резкости проводится с помощью лупы-микроскопа или визуальным осмотром через лупу, кратность которой соответствует масштабу воспроизведения. Резкость оригинала, содержащего изображение тест-объекта, проверяют по изображению миры. Возможная зернистость определяется визуально с помощью лупы.

Минимальная оптическая плотность измеряется на денситометре за светофильтром видности наиболее светлых нейтральных участков (светов) рисунка оригинала. Если на многоцветном оригинале отсутствуют нейтральные света, измерению подвергаются наиболее чистые по цвету цветные участки изображения оригинала за тремя зональными светофильтрами. Наименьшее значение -минимальная оптическая плотность оригинала.

Максимальная оптическая плотность определяется измерением за светофильтром видности на денситометре наиболее темных участков (теней) изображения оригинала, визуально близких к нейтральным. При отсутствии на многоцветном оригинале нейтральных теней измерение наиболее темных цветных участков проводят за тремя зональными светофильтрами. Разность между максимальной и минимальной оптическими плотностями определяет интервал оптической плотности.

Градационное содержание оригинала определяется визуально по относительному распределению градационых переходов (деталей рисунка) в трех зонах: светах, средних тонах и тенях изображения.

Контроль цветопередачи на многоцветном диапозитиве производится визуально на просмотровом столе с помощью коррекционных светофильтров, при этом цветопередача оценивается или по изображению шкалы НШ на многоцветном диапозитиве (если он содержит тест-объект) или по передаче "памятных" цветов объектов съемки, включая нейтрально-серые. Под определением "памятные" цвета понимают цвета часто встречающихся объектов типа: человеческой кожи, зелени, голубого неба, земли, красного флага и т.п. При наличии искажения "памятных" цветов на многоцветный диапозитив следует наложить коррек-ционные светофильтры, подобрав их таким образом, чтобы достичь цветовой сбалансированности изображения.

Размер изобразительного оригинала должен выбираться с учетом размера наборной полосы и приемов заверстки иллюстрации.

С целью симпликации и возможности автоматической обработки изображений при последующих процессах целесообразно унифицировать размеры однотипных иллюстраций, приводя их к трем размерам: полосные иллюстрации, три размера иллюстраций для заверстки вразрез и три размера иллюстраций при заверстке в оборку. Такая систематизация размеров значительно облегчает изготовление расчетного макета; если в издании количество типоразмеров иллюстраций для каждого вида заверстки от 1 до 3, расчетный макет рассчитывается в один прием, если от 4 до 6 - в два приема и т.д. (Расчетный макет предполагается составлять по программе на ПЭВМ, время изготовления - несколько минут, необходимые условия, кроме указанных, - выбор формата издания, варианта оформления, гарнитуры и кегля шрифта). Масштаб воспроизведения оригиналов указывается в процентах, размер оригинала - в миллиметрах, размер окна для заверстки иллюстрации вместе с подписью и отбивками от текста - в квадратах.

С учетом требований качества полиграфического воспроизведения, все изобразительные оригиналы условно можно разделить на три группы:

  1. Высокохудожественные цветные оригиналы с произведений искусства и оригиналы для изданий повышенного качества (репродукции, альбомы, стерео-, вариоиздания, подарочные и сувенирные издания и т.п.), уникальные документы. Для указанных изданий в издательстве составляется макет с точным обозначением расположения текстовых и изобразительных элементов. Качество воспроизведения изобразительных элементов отдельно согласовывается между издательством и полиграфической базой. Так, например, при воспроизведениистаринных полотен, покрытых лаком, который во время длительного храненияприобретает желтоватую окраску, возникает необходимость некоторых отклонений от оригинала-слайда. Зрители в музее абстрагируются и не обращают на этовнимания, но читатели в книге плохо воспримут этот желтоватый оттенок,поэтому возникает необходимость некоторой корректировки, которая определяется издательством и отмечается в "аннотации" паспорта на оригинал. К этой жегруппе относятся оригиналы с растровой структурой.
  2. Оригиналы, предназначенные для оформления печатных изданий, требования к которым рассмотрены выше.
  3. Оригиналы для промышленных изоизданий (календари, открытки, рекламные издания, этикетки, упаковки, афиши, плакаты и т.п.), которые такжедопускают некоторое несоответствие при воспроизведении. Например, привоспроизведении оригиналов для открыток и другой указанной продукции,которые часто не удовлетворяют вкусам потребителей по цветопередаче идолжны иметь более "живые", насыщенные и чистые цветовые тона, чем воригинале, также допускаются, по согласованию с издательством (или попросьбе издательства), некоторые отклонения от оригинала; оригиналы и фотоформы при этом подвергаются ретушированию или другим приемам цвето-корректуры. Все отклонения и необходимая корректура, которая должна бытьсделана в оригиналах, указываются в паспорте на оригинал в разделе "аннотация" заранее или согласовываются с издательством в процессе воспроизведения оригиналов.

Для изготовления кодированных оригиналов используются разработанные рядом фирм (например Агфа, Актьон) так называемые "Цифровые камеры", которые работают (упрощенно) следующим образом: запись изображения при фотографировании производится через ПЗС-линейку с тремя светофильтрами, которые делят сигнал на три координаты - R, G и В, поступающие затем в запоминающий элемент и потом - в компьютер для дальнейшей обработки, минуя стадии обработки фотоматериала и сканирование. "Цифровые камеры" совместимы с платформой IBM PC и Macintoch.

Камеры для репортажных съемок (Action CAM) обеспечивают получение высококачественных снимков "открыточного" формата с разрешением 1528x1148 точек/дюйм. Съемка производится в автоматическом режиме, аппарат оснащен встроенной вспышкой. Камера совместима с платформами IBM PC и Macintoch. В процессе обработки изображений возможна изобразительная цветокоррекция.

Студийная камера типа Studio CAM фирмы Agfa позволяет создавать закодированные изобразительные оригиналы с разрешением 4500x3648 точек/дюйм.

Может производиться съемка как двухмерных, так и трехмерных объектов. Камера также совместима с компьютером платформы Macintosh.

Использование программы Adobe Photoshop позволяет, используя операционную среду Windows, свободно обмениваться файлами между компьютерами и обрабатывать изобразительную информацию с применением выборочной цветокоррекции и трансформации изображений; дополнять изображение различными текстурами; имитировать манеру письма художников-импрессионистов; корректировать насыщенность цветов в выделенной области и производить другие дополнения и исправления оригинала с использованием фильтров.

© Центр дистанционного образования МГУП