Московский государственный университет печати

Шашлов А.Б., Уарова P.M., Чуркин А.В.


         

ОСНОВЫ СВЕТОТЕХНИКИ

Учебник для вузов


Шашлов А.Б., Уарова P.M., Чуркин А.В.
ОСНОВЫ СВЕТОТЕХНИКИ
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение

2.

Общие свойства излучений и их преобразование

2.1.

Энергетические и световые характеристики оптического излучения

2.1.1.

Природа и свойства излучений

2.1.2.

Оптическая область спектра излучения

2.1.3.

Основные энергетические и световые (фотометрические) величины

2.2.

Источники излучения

2.2.1.

Типы источников излучения. Принципы их классификации

2.2.2.

Точечные и линейные источники излучения

2.2.3.

Симметричные и несимметричные источники излучения

2.2.4.

Источники с различным спектральным распределением энергии

2.2.4.1.

Тепловые источники излучения

2.2.4.2.

Газоразрядные источники

2.2.4.3.

Источники излучения на основе явления люминесценции

2.2.4.4.

Оптические квантовые генераторы (лазеры)

2.3.

Преобразование излучений оптическими средами

2.3.1.

Понятие об оптической среде

2.3.2.

Преобразование оптическими средами мощности излучения и его спектрального состава

2.3.2.1.

Оптические и световые коэффициенты

2.3.2.2.

Оптическая плотность

2.3.3.

Закон Бугера-Ламберта-Бэра

2.3.4.

Изменение пространственного распределения излучения при взаимодействии с оптической средой

2.3.4.1.

Преломление и отражение света на границе двух оптических сред

2.3.4.2.

Рассеяние света оптическими средами

3.

Приемники излучения. Их взаимодействие с излучением

3.1.

Общие сведения о приемниках излучения и их взаимодействии с излучением

3.1.1.

Понятие о приемнике излучения

3.1.2.

Понятие об эффективном потоке и спектральной чувствительности приемника

3.1.3.

Фотоактиничный поток

3.1.4.

Эффективные оптические коэффициенты. Копировальная плотность

3.2.

Глаз как приемник излучения. Закон Вебера-Фехнера

3.2.1.

Строение и работа глаза. Формирование оптического изображения на сетчатке глаза

3.2.2.

Контрастная чувствительность глаза. Закон Вебера-Фехнера

3.2.3.

Адаптация при восприятии яркостей. Спектральная чувствительность глаза

3.3.

Взаимодействие оптического излучения со светочувствительными материалами

3.3.1.

Типы светочувствительных материалов

3.3.2.

Фотографическое действие оптического излучения

3.4.

Фотографическое воспроизведение объектов на примере галогенидосеребряных фотоматериалов

3.4.1.

Галогенидосеребряныефотоматериалы как приемники оптического излучения

3.4.1.1.

Строение и состав галогенидосеребряных светочувствительных материалов

3.4.1.2.

Получение изображений на галогенидосеребряных фотографических материалах

3.4.1.3.

Основные представления о химико-фотографической обработке галогенидосеребряных материалов

3.4.2.

Фотографические свойства галогенидосеребряных фотоматериалов

3.4.3.

Факторы, влияющие на форму и положение характеристической кривой

3.4.3.1.

Типы фотоматериалов

3.4.3.2.

Влияние спектрального состава излучения на характеристическую кривую и светочувствительность фотографического материала

3.4.3.3.

Влияние уровня освещенности. Явление невзаимозаместимости освещенности и времени экспонирования

3.4.3.4.

Влияние химико-фотографической обработки на характеристическую кривую и сенситометрические параметры фотоматериала

3.4.4.

Воспроизведение градации объекта в изображении

3.4.4.1.

Градационные свойства объекта и изображения

3.4.4.2.

Типы градационной передачи

3.4.4.3.

Формирование градации изображения. Стадии градационного процесса

3.4.4.4.

Расчет градационного процесса с помощью системы градационных графиков. Управление градационным процессом

4.

Основы метрологии светочувствительных материалов

4.1.

Интегральная сенситометрия

4.1.1.

Общие сведения об интегральной сенситометрии

4.1.2.

Сенситометрическое экспонирование

4.1.3.

Сенситометрическое проявление

4.1.4.

Получение семейства характеристических кривых. Определение сенситометрических параметров фотографического материала

4.2.

Спектральная сенситометрия

4.2.1.

Понятие о кривой спектральной чувствительности

4.2.2.

Методика получения кривой спектральной чувствительности

4.2.2.1.

Получение спектросенситограммы

4.2.2.2.

Получение кривой спектральной чувствительности

4.3.

Структурометрия

4.3.1.

Общие сведения о воспроизведении мелких деталей

4.3.2.

Рассеяние света в эмульсионном слое

4.3.2.1.

Ореолы рассеяния

4.3.2.2.

Пограничная кривая и визуальная резкость изображения

4.3.2.3.

Функция передачи модуляции

4.3.3.

Ореолы отражения. Определение коэффициента противоореольности

4.3.4.

Зернистость и гранулярность изображения

4.3.5.

Разрешающая способность

5.

Основы учения о цвете: природа и психология цвета

5.1.

Основные понятия и определения

5.1.1.

Определение понятия "цвет"

5.1.2.

Спектральные цвета

5.1.3.

Явления метамерности

5.1.4.

Природа цветового ощущения

5.1.5.

Механизм цветовосприятия (упрощенный)

5.1.6.

Зрительный аппарат и цветное зрение

5.1.7.

Световая и спектральная чувствительность глаза

5.1.8.

Механизмы зрительного процесса. Адаптация. Инерция

5.1.9.

Основы теории цветового зрения

5.1.10.

Психологическая и психофизическая характеристики цвета

5.1.11.

Действие сложных излучений на сетчатку глаза

5.1.12.

Психология восприятия цвета

5.1.13.

Восприятие цвета при различных уровнях яркости

5.1.14.

Непрямые раздражения. Расстройства цветового зрения

5.2.

Синтез цвета. Методы образования цвета

5.2.1.

Синтез цвета

5.2.2.

Аддитивный синтез цвета

5.2.3.

Основные цвета аддитивной смеси

5.2.4.

Способы аддитивного сложения цветов

5.2.5.

Схема аддитивного синтеза цвета

5.2.6.

Цветовое уравнение, его анализ

5.2.7.

Цветность и ее выражение

5.2.8.

Основные законы аддитивного синтеза

5.2.9.

Субтрактивный синтез цвета

5.2.10.

Формы кривых поглощения идеальных и реальных красок

5.2.11.

Субтрактивный синтез идеальными красками в проходящем и отраженном свете

5.2.12.

Уравнение субтрактивного синтеза

5.2.13.

Особенность автотипного синтеза

6.

Представление цвета

6.1.

Цветовое пространство

6.1.1.

Общие сведения о цветовом пространстве

6.1.2.

Цветовой охват. Цветовое тело

6.1.3.

Определение цвета как векторной величины

6.2.

Системы спецификации

6.2.1.

Визуальные методы описания цветов по эталонным образцам

6.2.2.

Принципы построения цветового пространства систем спецификации

6.2.3.

Систематизация систем спецификации

6.2.4.

Пигмент-смесь

6.2.5.

Цвет-смесь

6.2.6.

Цвет-восприятие

7.

Колориметрические системы

7.1.

Основные колориметрические системы

7.1.1.

Принципы измерения цвета

7.1.2.

Основы построения колориметрических систем

7.1.3.

Основная физиологическая система КЗС

7.1.4.

Основы колориметрической системы (CIERGB)

7.1.5.

Основы стандартной колориметрической системы XYZ (CIEXYZ)

7.1.5.1.

Кривые сложения <?xml version="1.0"?>
. Диаграмма цветности ху

7.1.5.2.

Определение характеристик цвета по диаграмме ху

7.1.6.

Переход от координат одной колориметрической системы к координатам другой

7.1.7.

Расчет координат цветов излучений произвольной мощности и несамосветящихся тел

7.1.8.

Стандартные излучения и источники света

7.1.9.

Расчет характеристик цвета по спектральным кривым общим методом и методом избранных ординат

7.2.

Измерение малых цветовых различий

7.2.1.

Высшая метрика цвета

7.2.2.

Пороговые эллипсы. Понятие о порогах цветразличения

7.2.3.

Развитие равноконтрастных колориметрических систем МКО (CIE)

7.2.4.

Равноконтрастная система CIE-76

8.

Практические аспекты применения цвета

8.1.

Приборы для измерения цвета

8.1.1.

Условия рассматривания

8.1.2.

Классификация способов измерения цвета

8.1.3.

Цветные денситометры, особенности измерения цветовых величин

8.1.4.

Общая схема условий освещения и наблюдения в колориметрии

8.1.5.

Спектрофотометры, спектроколориметры, колориметры

8.2.

Стадии процесса цветовоспроизведения. Их сущность

8.3.

Основные принципы дубликационной теории

8.4.

Общие сведения о цветной фотографии. Цветные фотографические материалы. Их строение. Получение изображения на цветных фотоматериалах

9.

Библиографический список

Указатели
176   указатель иллюстраций
Рис. 3.1. Принципиальная схема сенситометра афокального типа: 1 - источник света; 2 - затвор; 3 - светофильтр среднего дневного света; 4 - серый светофильтр; 5 - диафрагмы, предотвращающие попадание на материал света, отраженного от стенок; 6 - ступенчатый оптический клин; 7 - фотоматериал Рис. 3.2. Схема сенситометрического клина Рис. 3.3. Резиновая кисть для перемешивания проявителя в открытой горизонтальной кювете Рис. 3.4. Стандартный сенситометрический бланк характеристической кривой Рис. 3.5. Семейство характеристических кривых Рис. 3.6. Методика построения кривых кинетики проявления по семейству характеристических кривых Рис. 3.7. Кривые кинетики проявления. Определение сенситометрических параметров и времени проявления по рекомендуемому коэффициенту контрастности Рис. 3.8 Рис. 3.9. Общий вид спектросенситограммы и принципиальная схема ее получения: а - схема получения спектросенситограммы (1 - модулятор экспозиций, 2 - призма, 3 - оптическое изображение спектра); б - схематическое изображение спектросенситограммы Рис. 3.10, a. Типовая оптическая схема спектросенситометра (а): 1 - лампа, 2 - конденсор, 3 - набор диафрагм - модулятор экспозиций, 4 - автоматический затвор, 5 - входная щель спектрографа, 6 - объектив, 7 - призмы, 8 - объектив, 9 - фокальная плоскость Рис. 3.11. Ленточная лампа Рис. 3.10, б. Типовая оптическая схема спектросенситометра: б - образцы дырчатых диафрагм Рис. 3.12. Ход лучей в спектрографе: 1 - призма, 2 - объектив камеры, 3 - фокальная плоскость Рис. 3.13. Типичная кривая распределения энергетической освещенности в фокальной плоскости спектросенситометра Рис. 3.14. Семейство монохроматических характеристических кривых Рис. 3.15. Номограмма для расчета критериальных экспозиций Рис. 3.16. Образование диффузного ореола вследствие рассеяния света в эмульсионном слое: Ннал - наложенная экспозиция, А - точка на участке, не получившем экспозиции, 1 и 3 - границы оптического изображения, 2 - его середина Рис. 3.17. Профили наложенной (сплошная линия) и действующей (пунктирная линия) освещенностей для светлых штрихов различной ширины (а - большой, б - малой) Рис. 3.18. Получение пограничной кривой: а - экспонирование края полуплоскости; б - профиль наложенной освещенности; в - профиль действующей освещенности (краевая функция); г - пограничная кривая Рис. 3.19. Принцип получения функции передачи модуляции: а - схема получения копии миры. Профиль плотности миры показан заливкой; б - профили освещенности - наложенной Енал (сплошная линия) и эффективной Еэф (пунктирная линия), Av - амплитуда наложенной освещенности, A'v - амплитуда эффективной освещенности; в - функция передачи модуляции Рис. 3.20. Определение эффективных экспозиций по контактной копии миры Рис. 3.21. Влияние пограничных эффектов проявления на профиль изображения края полуплоскости: а - распределение наложенной освещенности Eнал(x), б - распределение оптической плотности при отсутствии светорассеяния Рис. 3.22. К образованию ореолов: а - схема рассеяния и отражения света в фотоматериале; изображение ореольных кружков рассеяния (внутренний круг) и отражения (наружный круг); в - распределение освещенностей: наложенной Енал и эффективной Еэф, Р - рассеянный свет, О - отраженный свет Рис. 3.23. Тест-объект для определения коэффициента противоореольности (а) и его фотографическое изображение (б) Рис. 3.24. Оптические скопления зерен (1, 3 - темные пятнышки, 2 - светлые) Рис. 3.25, в. Микроденситометрические записи на фотографических материалах с различной гранулярностью (1 - малой, 2 - большой): в - темный штрих на светлом фоне Рис. 3.25, а. Микроденситометрические записи на фотографических материалах с различной гранулярностью (1 - малой, 2 - большой): а - равномерное почернение Рис. 3.25, б. Микроденситометрические записи на фотографических материалах с различной гранулярностью (1 - малой, 2 - большой): б - пространственная решетка Рис. 3.25, г. Микроденситометрические записи на фотографических материалах с различной гранулярностью (1 - малой, 2 - большой): г - два узких темных штриха малого контраста Рис. 3.26. Спиралевидная мира (мира Ащеулова) Рис. 3.27. Кривые разрешения (резольвометрические кривые) двух фотографических материалов, имеющих одинаковую разрешающую способность, но различную резольвометрическую широту

Для эффективного использования светочувствительных материалов необходимо знание их рабочих характеристик. Наука, занимающаяся изучением свойств светочувствительных материалов, называется фотографической метрологией. Важнейшим результатом метрологических разработок являются стандарты на испытание светочувствительных материалов.

Наиболее совершенного уровня достигла метрология галогенидосеребряных фотографических материалов. Объясняется это тем, что до расцвета цифровых методов получения изображений они играли очень важную роль в полиграфии и фотографии. Разработанные метрологической наукой принципы, методы и системы испытания фотографических материалов легли в основу метрологии других светочувствительных материалов и систем, в том числе и новых. Поэтому рационально изучать метрологию на примере фотографических материалов. Здесь будут рассмотрены основные представления и методы фотографической метрологии и стандарты на черно-белые фототехнические материалы, используемые в полиграфии.

Фотографическая метрология имеет три раздела: интегральную сенситометрию, спектральную сенситометрию и структурометрию (микросенситометрию).

Интегральная сенситометрия занимается фотографическими свойствами материалов и методами измерения их характеристик, обнаруживаемых при воздействии интегрального (белого) излучения. В качестве источников излучения используются сенситометрические источники с цветовой температурой 3200 К и 5500 К. К основным характеристикам, определяемым методом интегральной сенситометрии, относятся сенситометрические параметры, рассчитываемые по характеристической кривой фотоматериала, - светочувствительность, коэффициент контрастности и др.

Спектральная сенситометрия занимается исследованием спектральной чувствительности материалов. Она использует построение монохроматических характеристических кривых, по которым определяются спектральная чувствительность и монохроматический коэффициент контрастности. Результатом испытания материала методом спектральной сенситометрии является кривая его спектральной чувствительности. Спектральная сенситометрия изучает также воздействие зональных излучений (цветочувствительность).

Структурометрия изучает способность фотоматериала воспроизводить мелкие детали изображения. Основными структурометрическими характеристиками являются разрешающая способность, зернистость, функция передачи модуляции.

В основе сенситометрии лежит экспериментальное получение характеристической кривой фотографического материала в заданных условиях. Ввиду того, что на характеристическую кривую влияют условия экспонирования и проявления (подразд. 3.4.3), все условия сенситометрического испытания материала должны быть максимально приближены к условиям его эксплуатации.

Испытания должны характеризоваться высокой точностью и воспроизводимостью. Это возможно, если:

- все условия их проведения строго определены в регламентирующих документах, которыми являются государственные стандарты;

-для испытаний используется аппаратура, способная обеспечить точность и воспроизводимость экспонирования и обработки фотоматериалов и соответствие их стандартным условиям;

- окончательный результат испытания должен представлять среднее значение, полученное из ряда параллельных испытаний;

- строго регламентирован способ измерения оптических плотностей и способ определения сенситометрических параметров по характеристическим кривым или семейству характеристических кривых.

Сенситометрическое испытание проводится с использованием следующих приборов: сенситометр, проявочное устройство, денситометр. Для построения характеристических кривых и определения по ним сенситометрических параметров используется специальные сенситометрические бланки.

Регламентации подлежат спектральный состав излучения тип шкалы экспозиций, уровень времен экспонирования, проявитель и режимы проявления, способы определения сенситометрических параметров и оптимального времени проявления. Конкретные нормы различны для разных типов материалов, поэтому для черно-белых фотографических материалов существует не один стандарт, а группа стандартов (ГОСТ 10691.0-84, ГОСТ 10691.6-84). Процесс сенситометрического испытания состоит из этапов:

- сенситометрическое экспонирование с получением нескольких копий сенситометрического клина в одинаковых условиях;

- проявление этих копий, называемых сенситограммами, в течение ряда времен, фиксирование, промывка и сушка, проводимые в стандартных условиях;

- измерение визуальных диффузных оптических плотностей сенситограмм на поверенном рабочем денситометре;

- построение семейства характеристических кривых на стандартном сенситометрическом бланке;

- определение сенситометрических параметров в соответствии со стандартом;

- построение на полулогарифмическом бланке кривых кинетики проявления <?xml version="1.0"?>

- определение времени проявления по рекомендуемому параметру, например по рекомендуемому коэффициенту контрастности;

- определение остальных сенситометрических параметров фотоматериала по найденному времени проявления.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Для экспонирования в сенситометрии используют специальные приборы-сенситометры. Схема простейшего сенситометра показана на рис. 3.1 Рис. 3.1. Принципиальная схема сенситометра афокального типа: 1 - источник света; 2 - затвор; 3 - светофильтр среднего дневного света; 4 - серый светофильтр; 5 - диафрагмы, предотвращающие попадание на материал света, отраженного от стенок; 6 - ступенчатый оптический клин; 7 - фотоматериал.

Этот афокальный сенситометр (он не имеет объектива) содержит следующие основные части: сенситометрический источнике света (лампа с цветовой температурой излучения 2850 К), затвор, позволяющий задавать определенные времена экспонирования, набор светофильтров, позволяющий изменять цветовую температуру сенситометрического источника, ступенчатый оптический клин с константой (шагом оптических плотностей) 0,15 и кассету с фотоматериалом.

Сенситометрический источник должен отвечать целому ряду требований.

1. Источник должен иметь определенный состав излучения, т.е. заданную цветовую температуру. В соответствии со стандартами сенситометры должны обеспечивать возможность получения нескольких цветовых температур: 2850 К (норма искусственного света ламп накаливания), 5500 К (норма солнечного света) и 3200 К (копировальный источник света).

2. Сила света сенситометрического источника должна обеспечивать в плоскости фотографического материала получение освещенностей, приближенных к практическим условиям. В противном случае вследствие невзаимозаместимости сенситометрические параметры материала не будут отражать свойств материала при его практическом применении.

3. Излучение источника должно быть стабильным во времени и в заданном направлении, что зависит от типа лампы и соблюдения режимов ее питания.

4. Лампы должны иметь небольшой размер светящегося тела и небольшие габариты.

Для выполнения перечисленных условий в сенситометрах

Используются специальные сенситометрические источники света. Они состоят из сенситометрической лампы и светофильтров, позволяющих изменять цветовую температуру источника. Излучение этой лампы имеет цветовую температуру <?xml version="1.0"?>
К. Для обеспечения заданных спектральных характеристик и силы света лампа включается через стабилизатор, на котором устанавливаются заданные метрологической службой режимы питания: напряжение на цоколе лампы и потребляемый ток.

Известны следующие эмпирические зависимости, связанные с изменением напряжения лампы по сравнению с напряжением, указанным на цоколе лампы:.

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- напряжение, указанное на цоколе лампы, <?xml version="1.0"?>
- напряжение питания лампы, <?xml version="1.0"?>
- сила света лампы при напряжении <?xml version="1.0"?>
, <?xml version="1.0"?>
- цветовая температура лампы, a L - срок жизни лампы. Индекс 1 относится к номинальным значениям, а индекс 2 - к измененным. Номинальный срок жизни сенситометрических ламп составляет около 2000 часов.

Для превращения лампы накаливания в источник света с цветовой температурой 5500 К ее экранируют конверсионным светофильтром среднего дневного света, который состоит из нескольких оптических стекол, склеенных оптическим клеем. Таким же образом получают цветовую температуру 3200 К. Светофильтры имеют определенную визуальную кратность, которую учитывают при расчете экспозиции.

Модулятор экспозиций

Модулятор экспозиций служит для сообщения фотографическому материалу ряда экспозиций, отвечающих условию

<?xml version="1.0"?>

где k - константа. Для создания ряда экспозиций используется шкала освещенностей, когда экспозиции варьируются за счет изменения освещенности при постоянной выдержке:

<?xml version="1.0"?>

Модулятор, работающий на этом принципе, представляет собой шкалу с постоянным шагом оптических плотностей, называемую ступенчатым оптическим клином. Шаг плотностей называют константой клина. Стандартная константа клина равна 0,15 Б. Для испытания контрастных фотоматериалов допускается использование клиньев с константами 0,05 и 0,1 Б. Оптическая плотность любого поля ступенчатого оптического клина может быть рассчитана по формуле

<?xml version="1.0"?>

где D - оптическая плотность поля клина, k - константа клира n - номер поля клина.

Сенситометрический клин должен обладать спектрально-неизбирательным поглощением. Такой клин называют нейтрально-серым. Обычно клин представляет собой слой поглощающего вещества переменной толщины и, следовательно, переменной оптической плотности, нанесенный на твердую прозрачную подложку. Например, клин может быть изготовлен из коллоидного графита на стеклянной подложке. Схема сенситометрического клина приведена на рис. 3.2 Рис. 3.2. Схема сенситометрического клина.

От количества полей оптического клина зависит интервал освещенностей <?xml version="1.0"?>
lgE (соответственно интервал экспозиций <?xml version="1.0"?>
lgH), которые сенситометр может создать на поверхности фотоматериала. Стандартный клин с константой 0,15 содержит 21 поле и обеспечивает интервалы освещенностей экспозиций, равные 3,0. Освещенности и экспозиции соседних полей различаются

Абсолютные значения экспозиций определяются временем экспонирования (Н = E x t). Задается выдержка с помощью автоматического затвора. К затвору предъявляются жесткие требования. Он не должен допускать расхождения в выдержках более 1-2%. Достаточно точными и воспроизводимыми являются затворы с падающей шторкой (в современных конструкциях используют затворы других типов). Автоматическая выдержка Равна 0,05 с. Выдержки при использовании конкретного материала должны быть близкими к практическим временам экспонирования и могут отличаться от автоматической.

Если выдержка 0,05 с для испытуемого материала слишком велика (материал высокой светочувствительности), то используют серый светофильтр. Он имеет оптическую плотность 0,9 и снижает освещенность поверхности клина в 8 раз.

Точность и воспроизводимость результатов сенситометрического испытания в значительной степени зависят от условий химико-фотографической обработки. Эти условия (см. подразд. 3.4.3.4) должны быть строго регламентированы и выдерживаться с высокой точностью. Особенно важна стадия проявления, в течение которой скрытое изображение превращается в видимое. Состав проявителя и режимы химико-фотографической обработки регламентируются техническими условиями (ТУ) на каждый тип пленки.

Проявление проводится в проявочной машине, обеспечивающей необходимый режим перемешивания. Температура раствора поддерживается с точностью 0,5<?xml version="1.0"?>
, а время проявления - с точностью 1 с. После приготовления проявителя вследствие взаимодействия проявляющего вещества с кислородом воздуха активность проявителя изменяется в течение нескольких часов (обычно возрастает). При дальнейшем его хранении в закрытых сосудах происходит стабилизация свойств. Поэтому проявитель используют не ранее чем через 12 часов после приготовления и в течение допустимого срока хранения. При проявлении фотопленок состав проявителя в машине также изменяется - он истощается. Истощению противостоят буферные свойства проявителя. Чтобы изменение свойств проявителя не превысило допустимой величины и не сказывалось на сенситометрических параметрах, производится периодическая регенерация проявителя в машине путем введения специальных добавок.

В случае кюветной обработки (при стандартном испытаний ее использование не рекомендуется) существует несколько простых правил.

  1. Фотоматериал помещается в кювету эмульсией вверх, и вся поверхность сразу смачивается проявителем.
  2. В кювету наливают такое количество проявителя, чтобы над эмульсионным слоем было не менее 10 мм раствора и на каждый квадратный дециметр поверхности приходилось бы не менее 100 мл свежего раствора. Для интенсификации проявления кювету необходимо покачивать (до 30 покачиваний в минуту).

    Еще лучше проводить по поверхности материала резиновой кистью (рис. 3.3 Рис. 3.3. Резиновая кисть для перемешивания проявителя в открытой горизонтальной кювете). Кисть, скользя по материалу, разрушает тонкий приповерхностный эмульсионный слой, существующий при перемешивании любой интенсивности и лимитирующий скорость проникновения свежего проявителя внутрь эмульсии. Кроме того, мягко надавливая на набухший слой, кисть ускоряет диффузионный процесс внутри эмульсии в направлении перпендикулярном ее поверхности. В результате увеличивается скорость проявления и повышаются его равномерность и воспроизводимость результатов.

  3. После удаления пленки из проявителя процесс проявления не заканчивается, так как набухший слой содержит проявитель, процесс останавливают, погружая пленку в стоп-ванну. Это раствор уксусной (1-2%) или серной кислоты с рН = 4,5. Вследствие падения рН внутри эмульсии проявление, требующее щелочной среды, останавливается.

  4. Для фиксирования используют свежеприготовленный кислый фиксаж в количестве не менее 20 мл на 1 <?xml version="1.0"?>
пленки. В фиксаже, имеющем температуру <?xml version="1.0"?>
, пленка выдерживается в течение времени, в 2 раза большего времени полного осветления сенситограммы, причем первые 30 с раствор интенсивно перемешивают.

  5. Сенситограммы промывают в проточной воде комнатной температуры.

  6. Сушат сенситограммы в равномерном потоке теплого воздуха.

При проведении сенситометрического испытания несколько сенситограмм (например, пять), полученных при одинаковых условиях экспонирования, проявляют в течение различного времени. Времена проявления отдельных сенситограмм составляют геометрическую прогрессию. Их выбирают так, чтобы наибольшая продолжительность проявления обеспечивала получение максимальных светочувствительности и коэффициента контрастности.

Измерив визуальные диффузные оптические плотности полей сенситограмм, строят семейство характеристических кривых для всех времен проявления на специальном бланке, называемом стандартным сенситометрическим бланком.

Стандартный сенситометрический бланк

Для построения характеристических кривых используется стандартный сенситометрический бланк (рис. 3.4 Рис. 3.4. Стандартный сенситометрический бланк характеристической кривой). Бланк связан с клином сенситометра: расстояние между его вертикальными осями равно константе клина. Напомним, что константа стандартного клина равна 0,15. Бланк построен так, что на нем можно легко и быстро строить характеристические кривые и определять по ним сенситометрические параметры фотографического материала (на бланке нанесена масштабная сетка я номограммы, облегчающие расчет сенситометрических параметров фотоматериалов).

По координатным осям бланка откладываются следуюШй6 величины: по оси абсцисс - логарифмы экспозиций, а по оси ординат - оптические плотности сенситограммы. Оси снабжены одинаковыми масштабными шкалами. Цена крупного деления шкал 0,1, а мелкого - 0,02. Ось оптических плотностей имеет Деления от 0,0 до 4,0. Именно такая максимальная плотность Доступна для измерения на большинстве денситометров. Начало координат оси lgH (lgH = 0) находится в середине координатной оси, имеющей протяженность от -3,0 до +3,0. Это позволяет строить на бланке характеристические кривые фотоматериалов с Различной светочувствительностью.

Для удобства построения характеристических кривых параллельно оси ординат с шагом, совпадающим по величине с конcтантой клина (0,15), проведены прямые линии, также называемые осями бланка. Оси разделены на основные и вспомогательные. Одна из основных осей совпадает с делением шкалы lgH= 1,0. т Нее через ось в обе стороны располагаются другие основные СИ бланка. Над ними сверху нанесены экспозиции, составляющие геометрическую прогрессию с модулем 2. Отношение экспозиций соседних основной и вспомогательной осей равно 2'/2 = 1,4 j.

Через каждые 0,5 единиц на оси оптических плотностей проведены горизонтальные линии, а через 0,1 единицы - тонкие горизонтальные линии, либо на основных осях повторяется масштабная шкала D.

Внизу под осью логарифмов экспозиций располагается ось светочувствительности, представляющая номограмму для расчета светочувствительности. На ней отложены значения lgS = -lgH, а оцифровка соответствует числам светочувствительности, т.е. использована логарифмическая шкала. Крайняя правая ось служит для определения коэффициента контрастности <?xml version="1.0"?>
, минимального полезного градиента <?xml version="1.0"?>
и среднего градиента <?xml version="1.0"?>
. Методика их определения описана ниже.

Построение семейства характеристических кривых

При юстировке сенситометра добиваются, чтобы при автоматической выдержке экспозиция за контрольным полем клина соответствовала одной из осей сенситометрического бланка. Контрольным является первое или среднее поле клина. При 21-польном клине среднее поле - 11-е. Если установить за 11-м полем экспозицию 0,16 <?xml version="1.0"?>
, экспозиции за остальными полями клина попадут на оси бланка, а экспозиции за соседними полями - на соседние оси.

Построение проводится так. Сенситограммы измеряют на поверенном денситометре и составляют таблицу, столбцы которой соответствуют разным сенситограммам (различным временем проявления), а строчки - номерам полей сенситограммы. Таблицы содержит оптические плотности полей сенситограмм. Для удобства определения номера поля на каждом 5-м поле клина нанесена треугольная метка.

На бланке находят ось, соответствующую экспозиции за контрольным полем клина (одиннадцатым). При одной автоматической выдержке она соответствует определенной при юстировке сенситометра величине, например 0,16 <?xml version="1.0"?>
. Если задавалось две или четыре автоматических выдержки, экспозиция <?xml version="1.0"?>
, равна произведению 0,16 на число автоматических выдержек, например <?xml version="1.0"?>
На оси 0,31 откладывают оптические плотности контрольного поля каждой из сенситограмм Оптические плотности соседних полей сенситограммы откладывают на соседних осях бланка. Например, оптические плотности для 10-го поля сенситограмм наносят на ось с Н = 0,44 <?xml version="1.0"?>
(вспомогательная ось между осями с Н = 0,31 и 0,63 <?xml version="1.0"?>
. Получают семейство характеристических кривых. Кривые заканчивают, откладывая слева оптические плотности фона сенситограмм <?xml version="1.0"?>
. Над кривыми семейства можно надписать времена проявления. Пример семейства характеристических кривых показан на рис. 3.5 Рис. 3.5. Семейство характеристических кривых.

Для каждой из характеристических кривых семейства рассчитывают сенситометрические параметры фотоматериала.

Определение сенситометрических параметров фотоматериала

Методика определения сенситометрических параметров с использованием сенситометрического бланка показана на рис. 3.4 и рис. 3.6 Рис. 3.6. Методика построения кривых кинетики проявления по семейству характеристических кривых. Рассмотрим ее подробнее.

Определение светочувствительности стандартизовано, причем формула для определения S и критерий для каждого типа фотоматериала регламентируются стандартом на данный тип Материала. Отечественные фототехнические пленки испытывают в соответствии со стандартом ГОСТ 10691.6-84, предписывающим рассчитывать светочувствительность по формуле

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- оптическая плотность неэкспонированного участка сенситограммы.

Коэффициент контрастности <?xml version="1.0"?>
определяется следующим образом. Через точку К, нанесенную справа на оси логарифмов экспозиций и отстоящую от крайней правой оси на расстоянии <?xml version="1.0"?>
lgH = 1,0, проводят прямую, параллельную прямолинейному участку характеристической кривой. На пересечении этой кривой с крайней правой осью находят величину D, численно равную <?xml version="1.0"?>
Поэтому на крайней правой оси нанесен символ у, и эта ось является номограммой для расчета коэффициентов контрастности.

Если коэффициент контрастности больше 4,0, то его рекомендуется определять не графически, а по формуле

<?xml version="1.0"?>

Точки 1 и 2, выбираемые на характеристической кривой, должны находиться на ее прямолинейном участке и быть достаточно удаленными друг от друга.

Построение кривых кинетики проявления

По полученным данным <?xml version="1.0"?>
строят кривые кинетики проявления <?xml version="1.0"?>
. Методика построения таких кривых показана на рис. 3.6.

Обычно эти кривые строят на полулогарифмическом бланке На нем ось ординат логарифмическая (отложены логарифмы величин, а нанесены сами величины), поэтому она неравномерная. Такая шкала позволяет на одном бланке наносить параметры, сильно различающиеся по величине. Ось времен проявления - обычная. Полулогарифмический бланк с кривыми кинетики проявления <?xml version="1.0"?>
, Dmin(inp) приведен на рис. 3.7 Рис. 3.7. Кривые кинетики проявления. Определение сенситометрических параметров и времени проявления по рекомендуемому коэффициенту контрастности. Как видно из рисунка, оси S и <?xml version="1.0"?>
совмещены, а для <?xml version="1.0"?>
справа проведена отдельная ось ординат.

Кривые кинетики проявления дают представление об изменении сенситометрических параметров со временем проявления, они служат для нахождения оптимального времени проявления и расчета сенситометрических параметров, выставляемых на упаковке фотоматериала.

Для каждого типа фототехнического материала задаются рекомендуемым коэффициентом контрастности <?xml version="1.0"?>
и находят, при каком времени проявления будет достигнут <?xml version="1.0"?>
. Для этого времени определяют число светочувствительности S и <?xml version="1.0"?>
. Таким образом, характеристики пленки связаны не только с условиями проявления, но и со временем проявления. При изменении времени проявления характеристики пленки изменяются.

Спектральная сенситометрия занимается изучением спектральной чувствительности материалов и разработкой методов получения кривых спектральной чувствительности материала к излучениям оптического диапазона. В последний входят видимое, ближнее ультрафиолетовое и ближнее инфракрасное излучения.

Спектральная чувствительность определяется по формуле <?xml version="1.0"?>
т.е. для ее расчета используется энергетическая, а не световая экспозиция. Единица измерения спектральной чувствительности - <?xml version="1.0"?>
.

При выборе критерия спектральной чувствительности руководствуются не условиями практического использования, а удобством и точностью измерения. В соответствии со стандартом ГОСТ 2818-83 в качестве критериальной выбирают точку на монохроматической характеристической кривой, лежащую примерно в середине ее прямолинейного участка:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- минимальная оптическая плотность.

Кривой спектральной чувствительности называют график зависимости чувствительности материала к монохроматическому излучению от длины волны излучения: <?xml version="1.0"?>
или lg<?xml version="1.0"?>
(рис. 3.8 Рис. 3.8 (Кривые <?xml version="1.0"?>
и lg <?xml version="1.0"?>
малочувствительного (1) и высокочувствительного (2) материалов с одинаковым спектральным распределением светочувствительности)). Форма кривой lg<?xml version="1.0"?>
зависит не только от распределения чувствительности по спектру, но и от абсолютных величин <?xml version="1.0"?>
Форма кривой lg<?xml version="1.0"?>
зависит только от распределения чувствительности по спектру. При изменении абсолютных величин <?xml version="1.0"?>
кривая lg<?xml version="1.0"?>
перемещается вверх или вниз, не изменяя своей формы.

Знание кривой спектральной чувствительности позволяет определять расчетным путем интегральную светочувствительность и актиничность излучения. Так Ван-Крефельдом было установлено правило аддитивности, согласно которому чувствительность материала S к сложному излучению Ф равна сумме произведений спектральной чувствительности материала на Долю монохроматического излучения данной длины волны в общем лучистом потоке <?xml version="1.0"?>
. В соответствии с правилом Ван-Крефельда можно записать формулу

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- область спектральной чувствительности и светочувствительного материала.

Так как <?xml version="1.0"?>
- актиничность излучения, a <?xml version="1.0"?>
- энергетическая освещенность, то

<?xml version="1.0"?>

Правило аддитивности не выполняется, если коэффициенты контрастности <?xml version="1.0"?>
, определенные по монохроматическим характеристическим кривым <?xml version="1.0"?>
изменяются с длиной волны.

Для построения кривой спектральной чувствительности получают набор сенситограмм, экспонируя фотоматериал под монохроматическими или узкозональными излучениями (должна быть охвачена та часть спектра, в которой работает данный фотоматериал).

Для получения такого набора сенситограмм возможны два способа.

1. Спектр фотографируется через модулятор экспозиций, для чего используется спектросенситометр. Получается спектросенситограмма. На рис. 3.9 Рис. 3.9. Общий вид спектросенситограммы и принципиальная схема ее получения: а - схема получения спектросенситограммы (1 - модулятор экспозиций, 2 - призма, 3 - оптическое изображение спектра); б - схематическое изображение спектросенситограммы представлены общий вид спектросенситограммы и принципиальная схема ее получения.

2. Через модулятор экспозиции фотографируются монохроматические излучения. В результате получается ряд сенситограмм с шагом <?xml version="1.0"?>
.

На рис. 3.10, а Рис. 3.10, a. Типовая оптическая схема спектросенситометра (а): 1 - лампа, 2 - конденсор, 3 - набор диафрагм - модулятор экспозиций, 4 - автоматический затвор, 5 - входная щель спектрографа, 6 - объектив, 7 - призмы, 8 - объектив, 9 - фокальная плоскость показана типовая оптическая схема спектросенситометра. Основные компоненты спектросенситометра - источник света, модулятор экспозиций, автоматический затвор и спектрограф.

Источником света 1 в спектросенситометре служит ленточная лампа накаливания с цветовой температурой <?xml version="1.0"?>
. Ее тело накала имеет вид вертикально расположенной ленты длиной около 8 мм и шириной 2 мм (рис. 3.11 Рис. 3.11. Ленточная лампа). Тело накала проецируется на входную щель спектрографа 5 с помощью конденсора 2.

Между линзами конденсора помещено два револьверных диска 3 с набором из 12 дырчатых диафрагм (рис. 10, б Рис. 3.10, б. Типовая оптическая схема спектросенситометра: б - образцы дырчатых диафрагм). Они позволяют модулировать экспозиции по шкале освещенности. Коэффициент пропускания такой диафрагмы определяется отношением площади, занятой отверстиями, к общей площади, так как свет проходит только через отверстия. Коэффициенты пропускания составляют геометрическую прогрессию с модулем 1,6. Получается ступенчатый модулятор освещенностей (и экспозиций) с константой <?xml version="1.0"?>
тринадцатью полями и минимальной плотностью <?xml version="1.0"?>
= 0. Он обеспечивает интервал освещенностей (и интервал экспозиций), равный 2,4.

Затвор 4 представляет из себя диск, имеющий три центральных выреза с угловыми размерами 4,5; 18 и 90<?xml version="1.0"?>
, обеспечивающими выдержки 1/20, 1/5 и 1 с.

Держатели лампы, модулятора с конденсором и затвор располагаются на рельсе, соединенном со спектрографом. Полоска света от лампы проецируется на щель спектрографа. Это - диафрагма с узким прямоугольным отверстием, ширину которого можно изменять от 0 до 2 мм с точностью 0,01 мм. Обычно при спектросенситометрическом испытании устанавливают ширину щели 0,6-0,8 мм.

Свет, прошедший через щель, попадает в объектив - коллиматор 6, создающий параллельный поток лучей к призме 7. Призма по-разному отклоняет лучи разных длин волн, и выходящий из призмы свет разделяется на монохроматические потоки, выходящие под разными углами к направлению лучей, входящих в призму. В наибольшей степени отклоняются фиолетовые и синие лучи, в наименьшей - длинноволновые красные (рис. 3.12 Рис. 3.12. Ход лучей в спектрографе: 1 - призма, 2 - объектив камеры, 3 - фокальная плоскость).

Монохроматические потоки собирают с помощью объектива в пучки, падающие на разные участки фокальной плоскости. Излучения различных длин волн расходятся в фокальной плоскости тем дальше, чем больше преломляющий угол призмы, показатель преломления стекла и число призм. Например, при использовании двух призм с углом преломления 63<?xml version="1.0"?>
и двухкомпонентного объектива 8 (см. рис. 10, а) получают полоску спектра от 400 до 1000 нм длиной 73 мм.

В каждом акте экспонирования печатается узкая полоска спектра, выделенная ограничительной рамкой с прорезями, нанесенными через определенные интервалы длин волн. На фотоматериале прорези отпечатываются в виде штрихов, позволяющих легко находить участки спектросенситограммы, соответствующие каждому из участков спектра. С помощью винта кассета с фотоматериалом шаг за шагом перемещается в вертикальном направлении, фиксируясь в 14 позициях. Одна позиция используется для копирования на фотоматериал шкалы длин волн, а 13 других - для фотографирования полосок спектра с различными экспозициями. Экспозиции изменяются модулятором освещенности с дырчатыми диафрагмами, позволяют получать ряд уровней освещенности на поверхности фотоматериала (см. формулу 3.12).

После проявления в стандартных условиях отэкспонированного отрезка фотопленки получают спектросенситограмму. Измерив ее плотности, строят монохроматические характеристические кривые и кривые спектральной чувствительности.

Для построения кривых спектральной чувствительности необходимо знать энергетические освещенности, приходящиеся на монохроматические излучения. Рассчитать их по известным характеристикам источника света не так просто, поскольку свет проходит через сложную оптическую систему, влияющую на освещенности.

Для получения абсолютного распределения энергии в фокальной плоскости спектросенситометра <?xml version="1.0"?>
Далее индекс 'э' будет опущен используют следующую методику. Измеряют монохроматические освещенности <?xml version="1.0"?>
(например, с помощью вакуумного термоэлемента с гальванометром), перемещая приемник энергии в фокальной плоскости вдоль спектра. При этом коэффициент пропускания модулятора экспозиции должен быть равен 1,0, а ширина входной щели - 1 мм. Шаг перемещения 25 нм. Пример типичной кривой распределения энергетической освещенности по спектру в диапазоне <?xml version="1.0"?>
от 400 до 1000 нм показан на рис. 3.13 Рис. 3.13. Типичная кривая распределения энергетической освещенности в фокальной плоскости спектросенситометра.

Освещенности <?xml version="1.0"?>
и экспозиции <?xml version="1.0"?>
для любой точки спектросенситограммы можно рассчитать по формулам

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- показания прибора; <?xml version="1.0"?>
- ширина щели спектрографа; <?xml version="1.0"?>
- коэффициент пропускания используемой дырчатой диафрагмы; t - используемое стандартное время экспонирования; n - номер диафрагмы.

Как и в интегральной сенситометрии, проявление проводят в регламентируемых нормативно-технической документацией условиях до достижения рекомендуемого коэффициента контрастности <?xml version="1.0"?>
или рекомендуемого среднего градиента <?xml version="1.0"?>
.

Оптические плотности измеряют на денситометре или, если размеры полей спектросенситограммы слишком малы, на микроденситометре.

Спектросенситометрическое испытание можно проводить по полной и сокращенной программе.

При испытаниях по полной программе строят семейство монохроматических характеристических кривых <?xml version="1.0"?>
с шагом <?xml version="1.0"?>
= 25 нм. В этом случае режимы получения спектросенситограмм (ширина щели <?xml version="1.0"?>
и время экспонирования t) подбираются так, чтобы для всех исследуемых длин волн достигался диапазон оптических плотностей, достаточный для построения монохроматической характеристической кривой. Пример семейства монохроматических характеристических кривых показан на рис. 3.14 Рис. 3.14. Семейство монохроматических характеристических кривых [ссылка на источники литературы].

Для построения каждой кривой прежде всего рассчитывают <?xml version="1.0"?>
. Это максимальная экспозиция, полученная за свободным отверстием диафрагмы с <?xml version="1.0"?>
= 1.

Для этого используют формулу

<?xml version="1.0"?>

Последующие <?xml version="1.0"?>
рассчитывают, используя константу модулятора экспозиции <?xml version="1.0"?>
:

<?xml version="1.0"?>

Поскольку в спектросенситометре <?xml version="1.0"?>
= 0,2, логарифмы экспозиций соседних полей различаются на 0,2. Поэтому можно, отложив плотность первого поля, получать следующие точки кривой, смещаясь вдоль оси <?xml version="1.0"?>
влево на 0,2 логарифмические единицы.

Для всех кривых <?xml version="1.0"?>
семейства находят критериальную экспозицию <?xml version="1.0"?>
и рассчитывают спектральную чувствительность по формуле

<?xml version="1.0"?>

Обычным путем определяют коэффициенты контрастности <?xml version="1.0"?>
или средние градиенты кривых <?xml version="1.0"?>
.

Упрощенный метод получения кривой lg<?xml version="1.0"?>
заключается в следующем. Вместо сенситометрического бланка используют специальную номограмму, показанную на рис. 3.15 Рис. 3.15. Номограмма для расчета критериальных экспозиций [ссылка на источники литературы]. Она предназначена для определения коэффициента пропускания диафрагмы, необходимого для определения критериальной экспозиции <?xml version="1.0"?>
. Для построения номограммы по оси ординат откладывают величины оптических плотностей за вычетом вуали: <?xml version="1.0"?>
. На оси абсцисс, проходящей через D' = 1,0, откладывают логарифмы коэффициентов пропускания дырчатых диафрагм lg<?xml version="1.0"?>
. Для каждой диафрагмы через ее lg<?xml version="1.0"?>
проводят вертикальные оси. Их обозначают соответствующими номерами диафрагм 1-13 (эти номера наносятся на оси абсцисс). Величины lg<?xml version="1.0"?>
для диафрагм наносят на горизонтальной прямой, проходящей через оптическую плотность 1,0.

Работают с номограммой следующим образом. Для каждой из исследуемых длин волн на спектросенситограмме находят два соседних поля: одно - с плотностью <?xml version="1.0"?>
+ 1,0, а другое - с плотностью <?xml version="1.0"?>
+ 1,0. Определяют номера этих полей (n и n + 1). На номограмме на осях, соответствующих диафрагмам n и n + 1 (на рис. 3.15 это n = 8 и n + 1 = 9), наносят точки, соответствующие <?xml version="1.0"?>
. Соединяют их прямой линией. В точке пересечения прямой с горизонтальной осью lg<?xml version="1.0"?>
, проходящей <?xml version="1.0"?>
= 1,0, находят lg<?xml version="1.0"?>
* для критериальной экспозиции.

Критериальную экспозицию рассчитывают по формуле

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- освещенность в фокальной плоскости за свободным отверстием диафрагмы. Она известна и от фотоматериала не зависит. Ширина щели <?xml version="1.0"?>
и время экспонирования t подбирают для каждого фотоматериала таким образом, чтобы для всех длин волн на спектросенситограмме присутствовали поля с оптическими плотностями <?xml version="1.0"?>
.

Вычисляют <?xml version="1.0"?>
, по формуле <?xml version="1.0"?>
.

Строят кривую спектральной чувствительности <?xml version="1.0"?>
.

Качество фотографической репродукции оценивается степенью ее геометрического и фотометрического подобия оригиналу. Геометрическое подобие соблюдается, если изображения на оригинале и репродукции имеют одинаковые соотношения размеров элементов и одинаковую форму элементов. Под фотометрическим подобием подразумевается точность воспроизведения градационных характеристик изображения.

Непростая задача точного воспроизведения оригинала сильно осложняется, если изображение содержит мелкие детали. Вследствие дискретного строения эмульсионного слоя и фотографического изображения происходят как геометрические, так и фотометрические искажения мелких деталей, вплоть до их исчезновения.

Непосредственными причинами ухудшения качества изображения с мелкими деталями являются следующие.

Светорассеяние в слое. Если в слое имеются оптические неоднородности (флуктуации оптических свойств материала), происходит рассеяние света. В галогенидосеребряных эмульсионных слоях свет рассеивается микрокристаллами галогенида серебра. Чем крупнее микрокристаллы, тем рассеяние больше.

Отражение света от подложки. Свет, дойдя до подложки, частично возвращается в слой. Вокруг деталей возникает ореол отражения.

Гетерогенность почернения. При проявлении галогенидосеребряных фотоматериалов происходит превращение микрокристаллов в серебряные зерна. Из-за неравномерности распределения микрокристаллов в эмульсии зерна образуют скопления. В результате почернение оказывается не сплошным, а прерывистым, выглядящим при увеличении в несколько раз как бы состоящим из отдельных зерен. Поэтому эту гетерогенность почернения называют зернистостью. Границы мелких элементов теряют резкость.

Количественная оценка действия перечисленных факторов и оценка способности фотоматериала воспроизводить мелкие детали составляют содержание структурометрии.

Поскольку структурометрия изучает действие света на малые участки фотоматериала, ее еще называют микросенситометрией.

Далее будет рассмотрено воспроизведение мелких деталей на Примере фотографических материалов, а лежащие в основе этого воспроизведения закономерности верны и для других материалов, образующих гетерогенное изображение. Это относится и к способам оценки структурометрических свойств материалов. Особенности структурометрии материалов различных типов здесь не рассматриваются, так как являются предметом специальных дисциплин.

Эмульсионный слой представляет гетерогенную среду, состоящую из взвеси мелких микрокристаллов в желатине. Микрокристаллы, плоские таблички, расположены во много ярусов: слой толщиной 10-20 мкм содержит 20-40 элементарных слоев кристаллов диаметром 0,03-2 мкм. Количество микрокристаллов так велико, что расстояния между ними соизмеримы с их размерами.

При экспонировании фотоматериала свет частично поглощается, образуя скрытое изображение, частично отражается от поверхности крупных кристаллов, частично дифрагирует на мелких кристаллах.

Отражение света и дифракция приводят к тому, что свет в слое распространяется не прямолинейно и попадает на участки, наводящиеся за пределами оптического изображения светлых участков рисунка, т.е. свет рассеивается. Рассеяние света приводит к появлению у деталей изображения нерезкого края, называется ореолом. Образование ореола показано на рис. 3.16 Рис. 3.16. Образование диффузного ореола вследствие рассеяния света в эмульсионном слое: Ннал - наложенная экспозиция, А - точка на участке, не получившем экспозиции, 1 и 3 - границы оптического изображения, 2 - его середина, где оптическое изображение кружка с прямоугольным профилем освещенности под действием светорассеяния превращается в Изображение с нерезким краем (ореолом).

Освещенность, создаваемую оптической системой на поверхности фотографического материала, называют наложенной. Оптические плотности видимого изображения определяются действующей, или эффективной освещенностью, которая получается из наложенной в результате перераспределения в слое за счет светорассеяния. На рис. 3.17 Рис. 3.17. Профили наложенной (сплошная линия) и действующей (пунктирная линия) освещенностей для светлых штрихов различной ширины (а - большой, б - малой) сопоставлены профили заложенной и действующей освещенностей для точек большего (а) и малого (б) размеров. Из рисунка видно, что рассеяние света приводит к резкому ухудшению воспроизведения мелких элементов.

Ширина ореола рассеяния (его еще называют диффузным ореолом) зависит от следующих факторов:

- средней величины микрокристаллов галогенида серебра, чем они больше, тем сильнее рассеивают свет;

- от полидисперсности эмульсии - при наличии микрокристаллов разных размеров рассеянный свет регистрируется более полно;

- от концентрации микрокристаллов (плотности их упаковки), чем плотнее расположены микрокристаллы, тем больше света поглощается у поверхности слоя и тем меньшая его доля рассеивается.

Уменьшения ореолов рассеяния можно достичь, используя тонкие эмульсионные слои с высокой концентрацией галогенида серебра и с возможно меньшей полидисперсностью (разбросом кристаллов по размерам).

О возможности получения резкого изображения на данном фотографическом материале можно судить по пограничной кривой. Пограничная кривая показывает распределение оптических плотностей в пограничной полосе нерезкости, образующейся на границе экспонированного и неэкспонированного участков.

Для получения пограничной кривой часть материала закрывают экраном, моделирующим полуплоскость и имеющим резкую границу. Таким экраном может служить лезвие бритвы.

Проводят экспонирование, равномерно освещая всю поверхность (рис. 3.18 Рис. 3.18. Получение пограничной кривой: а - экспонирование края полуплоскости; б - профиль наложенной освещенности; в - профиль действующей освещенности (краевая функция); г - пограничная кривая). Оптическое изображение, наложенное на фотоматериал, <?xml version="1.0"?>
имеет прямоугольный профиль. Вследствие светорассеяния профиль действующей освещенности <?xml version="1.0"?>
, отвечающей за оптические плотности видимого изображения, становится нелинейным в области Пограничной полосы <?xml version="1.0"?>
.

Задав выдержку и проявив изображение, получают пограничную полосу нерезкости, лежащую между точками А и В на границе изображения полуплоскости.

С помощью микроденситометра измеряют оптические плотности вдоль перпендикуляра к границе изображения полуплоскости и строят пограничную кривую D(x). Чем круче идет пограничная кривая, тем более резкой кажется граница изображения.

Существует ряд методов оценки резкости изображения, основанных на измерении ширины пограничной полосы, максимального градиента пограничной кривой, среднего градиента кривой. Большая часть из них не обладает высокой точностью, так как не учитывает форму пограничной кривой на всем ее протяжении.

Хиггинсом и Вольфом был предложен метод оценки визуальной резкости по среднеквадратичному градиенту кривой и перепаду оптической плотности в пограничной полосе. Характеристика резкости, называемая остростью, определяется по формуле

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- разность оптических плотностей на краях пограничной полосы нерезкости.

Среднеквадратичный градиент <?xml version="1.0"?>
находят следующим образом. Ось х пограничной кривой разбивают на n отрезков равной длины. В каждом из них находят градиент кривой по формуле

<?xml version="1.0"?>

Затем вычисляют среднеквадратичный градиент

<?xml version="1.0"?>

О влиянии светорассеяния на воспроизведение деталей разных размеров можно судить по функции передачи модуляции (ФПМ), записываемой как T(v), где Т - коэффициент модуляции, a v - частота, равная числу линий миры на 1 мм.

Наложим на материал решетку из параллельных линий с переменной шириной и частотой их расположения (миру). Решетка выполнена так, что оптическая плотность в поперечном направлении изменяется по синусоидальному закону. Создадим равномерную засветку (рис. 3.19 Рис. 3.19. Принцип получения функции передачи модуляции: а - схема получения копии миры. Профиль плотности миры показан заливкой; б - профили освещенности - наложенной Енал (сплошная линия) и эффективной Еэф (пунктирная линия), Av - амплитуда наложенной освещенности, A'v - амплитуда эффективной освещенности; в - функция передачи модуляции). Интервал оптических плотностей <?xml version="1.0"?>
для всех линий решетки одинаков, поэтому амплитуда наложенной освещенности (ее колебание относительно среднего значения)

<?xml version="1.0"?>

одинакова для всех частот (напомним, что <?xml version="1.0"?>
).

Совсем не так обстоит дело с эффективными (действующими) освещенностями. При малых частотах (широкие линии решетки) рассеянный свет мало влияет на максимальную и минимальную эффективные освещенности. При больших частотах (узкие линии решетки) рассеянный свет из области светлых линий попадает под темные. В результате максимальная освещенность уменьшается, а минимальная - увеличивается. Амплитуда <?xml version="1.0"?>
становится меньше <?xml version="1.0"?>
.

Параметр <?xml version="1.0"?>
называют коэффициентом передачи модуляции. Из рис. 3.19, б ясно, что чем больше частота, тем меньше амплитуда эффективной освещенности <?xml version="1.0"?>
и тем меньше коэффициент передачи модуляции <?xml version="1.0"?>
.

График зависимости коэффициента передачи модуляции от частоты T(v) называют функцией передачи модуляции (ФПМ) (рис. 3.19, в).

Чтобы исключить абсолютную величину наложенной освещенности, амплитуду рассчитывают в относительных единицах, деля абсолютную величину амплитуд на среднюю освещенность. Полученная величина М = А/Еср называется модуляцией.

Модуляцию освещенности можно рассчитать по формуле

<?xml version="1.0"?>

Отсюда Т, можно рассчитывать по формуле

<?xml version="1.0"?>

Для расчета коэффициента передачи модуляции можно использовать вместо модуляции освещенности модуляцию экспозиции <?xml version="1.0"?>

<?xml version="1.0"?>

Модуляцию экспозиции находят по методике, показанной на рис. 3.20 Рис. 3.20. Определение эффективных экспозиций по контактной копии миры (<?xml version="1.0"?>
- коэффициенты пропускания миры, Н - эффективные экспозиции, х - расстояние). Получают копию миры на исследуемом материале. На микроденситометре прописывают профили плотностей штрихов, полученных на копии миры. Далее используют систему графиков Джонса, где во втором квадранте размещают профиль пропускания изображения линии на копии (штрих + просвет) для данной частоты миры в координатах <?xml version="1.0"?>
- коэффициент пропускания, а x - расстояние от начала линии в направлении, перпендикулярном направлению штриха. В первом квадранте размещают характеристическую кривую в координатах т(Н). Ее получают, копируя ступенчатую шкалу и проявляя ее в тех же условиях, что и копию миры. В третьем строят прямую под углом 45<?xml version="1.0"?>
. В четвертом квадранте получают по кривым первых двух квадрантов кривую Н(х), где H - эффективные экспозиции, полученные участком фотоматериала в месте расположения измеряемой группы миры.

Профиль <?xml version="1.0"?>
(x) копируемой миры имеет синусоидальную форму, а профиль изображения такой формы не имеет из-за нелинейности характеристической кривой <?xml version="1.0"?>
(Н). Кривая Н(х) синусоидальна. Разделив эту функцию на время экспонирования, получим кривую <?xml version="1.0"?>
. Проделав такую работу для всех частот миры, молено рассчитать функцию передачи модуляции T(v) в соответствии с формулами (3.3.6) и (3.3.7).

На практике для получения функции передачи модуляций используют, как правило, миры с прямоугольным профилем оптической плотности штрихов. В этом случае для перехода от прямоугольного распределения к синусоидальному используется специальный математический аппарат.

Необходимо помнить, что функция передачи модуляции T(v), полученная с применением измерительных приборов, включает функции передачи модуляции этих приборов. Например, при использовании для копирования миры резольвометра, а для измерения - микроденситометра получают сначала ФПМ системы "приборы - слои". Затем, разделив ФПМ системы на произведение ФПМ обоих приборов, находят ФПМ слоя:

<?xml version="1.0"?>

Кроме того, необходимо учитывать, что на фотографическое Изображение миры или края полуплоскости влияют эффекты Проявления. Например, краевой эффект ослабляет вредное действие светорассеяния на профиль, делая границу элементов более резкой (рис. 3.21 Рис. 3.21. Влияние пограничных эффектов проявления на профиль изображения края полуплоскости: а - распределение наложенной освещенности Eнал(x), б - распределение оптической плотности при отсутствии светорассеяния). Если необходимо получить оптическую (истинную) ФПМ, необходимо использовать хорошо забуференные проявители, где эффекты проявления не имеют места. Иногда получают ФПМ, не обращая внимания на эффекты проявления и не подбирая специальные проявители. В этом случае получают "эффективную функцию передачи модуляции".

При прохождении света из оптически более плотной среды в менее плотную (n1 > n2) происходит внутреннее отражение. Оно тем больше, чем больше различаются показатели преломления n1 и n2, а также чем больше угол падения лучей на границу раз дела сред.

У фотографического материала эмульсионный слой и основа имеют показатели преломления n = 1,5. Поэтому отражение света обратно в пленку происходит на выходе из основы в воздух (n = 1). Внутреннее отражение усиливается за счет большого угла падения лучей на границу раздела основа-воздух, обусловленного рассеянием света эмульсионным слоем.

На рис. 3.22 Рис. 3.22. К образованию ореолов: а - схема рассеяния и отражения света в фотоматериале; изображение ореольных кружков рассеяния (внутренний круг) и отражения (наружный круг); в - распределение освещенностей: наложенной Енал и эффективной Еэф, Р - рассеянный свет, О - отраженный свет показано образование ореолов отражения и рассеяния от маленького светлого пятна в фотопластинке с толщиной подложки 1-1,5 мм. У фотопленок с толщиной основы 0,1-0,15 мм ореол отражения сливается с ореолом рассеяния (см. подразд. 4.3.2.1).

Чтобы снизить ширину ореола отражения, существует ряд способов.

Обычно на оборотную сторону фотопленок наносят противоореольный слой, состоящий из желатины, в которой раствор краситель, поглощающий актиничный свет. Показатель преломления желатины близок к показателю преломления основы, и свет проходит из основы в противоореольный слой без отражения и там поглощается. Окраска исчезает в щелочной среде проявителя.

В некоторых пленках основу прокрашивают до оптической плотности не более 0,3. Свет, образующий ореол отражения, проходит через основу дважды, причем под большими углами. Это приводит к тому, что эффективная плотность основы для 0 света составляет более 0,6, и ореол не образуется.

О склонности фотоматериала к образованию ореолов отражения можно судить по коэффициенту противоореольности К:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- наложенная освещенность на светлом поле, а <?xml version="1.0"?>
- дополнительная освещенность за счет ореола отражения в области геометрической тени.

Тест-объект для определения коэффициента противоореольности представляет светлое кольцо на темном фоне (рис. 3.23 Рис. 3.23. Тест-объект для определения коэффициента противоореольности (а) и его фотографическое изображение (б)). Диаметр внутреннего темного круга подбирают таким образом, чтобы ореол от кольца образовывался в центре крута. Измеряют оптические плотности в центре и на кольце полученного фотографического изображения тест-объекта и по характеристической кривой находят экспозиции, полученные фотоматериалом за кольцом и в центре круга. Первую принимают за <?xml version="1.0"?>
, вторую - за <?xml version="1.0"?>
Экспонирование проводят в резольвометре, используя набор тестов с разными диаметрами внутреннего круга. При хорошей противоореольной защите коэффициент противоореольности составляет не менее 25-30.

Если увеличить фотографическое изображение в 4-8 раз, то обнаружится, что равномерно экспонированные участки имеют неравномерное пятнистое строение. Эта неоднородность почернения называется зернистостью. Зернистое строение видно и при рассматривании в микроскоп мелких элементов, например растровых точек.

Зернистая картина связана не с отдельными зернами, которые можно различить только при большем увеличении (в 1000 раз), ас их агрегатами: при небольшом увеличении мы видим физические или оптические скопления зерен.

Серебряные зерна в эмульсии, как и микрокристаллы галогенида серебра, не распределены строго равномерно. При энергичном проявлении неравномерность увеличивается из-за образования агрегатов. Кроме того, зерна расположены в несколько ярусов (до 30). Проекции зерен при копировании изображения перекрываются, образуя проекционные агрегаты, которые на копии выглядят как отдельные макрозерна (рис. 3.24 Рис. 3.24. Оптические скопления зерен (1, 3 - темные пятнышки, 2 - светлые)).

На рис. 3.25 Рис. 3.25, в. Микроденситометрические записи на фотографических материалах с различной гранулярностью (1 - малой, 2 - большой): в - темный штрих на светлом фоне [ссылка на источники литературы] показаны микроденситограммы изображений плашек и штрихов на фотоматериалах с малой и большой зернистостью. Из рисунка видно, что зернистость ухудшает воспроизведение мелких деталей, снижая их резкость. Уменьшается и разрешающая способность фотоматериала.

Методы количественной оценки зернистой структуры изображения делятся на две группы: определение зернистости и определение гранулярности. Методы первой группы оценивают предельное увеличение, при котором макрозерна становятся видны глазом. Методы второй группы оценивают колебания оптической плотности из-за зернистой структуры изображения.

Определение зернистости

Методы определения зернистости основаны на рассматривании или копировании увеличенных образцов с равномерно очерченными и проявленными участками изображения.

В нашей стране наибольшее применение нашел метод предельного увеличения, разработанный Гороховским и Левенберг.

Метод заключается в определении фактора зернистости по формуле

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- масштаб увеличения, начиная с которого зернистая структура изображения обнаруживается визуально.

фактор зернистости определяют следующим образом. С равномерно засвеченного поля сенситограммы с оптической плотностью 0,5 на проекционном гранулометре делают ряд фотоотпечатков с масштабами увеличения, возрастающими в геометрической прогрессии (от 1,5<?xml version="1.0"?>
до 42,5<?xml version="1.0"?>
). При этом все отпечатки должны иметь одинаковые оптические плотности. Получается гранулограмма, содержащая 16 полей с одинаковыми оптическими плотностями и масштабами увеличения, различающимися в 1 ,25 раз. На гранулограмме находят поле, где зернистость обнаруживается при минимальном масштабе увеличения <?xml version="1.0"?>
. Рассчитывают фактор зернистости по формуле 3.3.10.

Определение гранулярности

Если прописать на микроденситометре оптические плотности равномерно засвеченного участка вдоль произвольно выбранного направления, получим волнистую линию, отражающую колебание оптической плотности относительно некоторого среднего значения (рис. 3.25, а Рис. 3.25, а. Микроденситометрические записи на фотографических материалах с различной гранулярностью (1 - малой, 2 - большой): а - равномерное почернение). Это колебание плотности называют гранулярностью или микрофотометрической зернистостью.

Ввиду малых расстояний между макрозернами гранулярность визуально не обнаруживается, но она мешает воспроизведению мелких деталей, снижая их резкость (рис. 3.25, б Рис. 3.25, б. Микроденситометрические записи на фотографических материалах с различной гранулярностью (1 - малой, 2 - большой): б - пространственная решетка). Если же детали малы и разность оптических плотностей этих деталей и фона мало отличается от перепада плотности, вызванного зернистостью, то детали исчезают (рис. 3.25, г Рис. 3.25, г. Микроденситометрические записи на фотографических материалах с различной гранулярностью (1 - малой, 2 - большой): г - два узких темных штриха малого контраста). Кроме того, гранулярность ухудшает качество микроденситограмм, снижая их информативность.

Гранулярность оценивают по среднеквадратичному отклонению оптической плотности от среднего значения. Ее называют СК-гранулярностью (СК - среднеквадратичная):

<?xml version="1.0"?>

Величина <?xml version="1.0"?>
зависит от трех основных факторов:

1) среднего размера микрокристаллов, т.е. от типа фотоматериала;

2) оптической плотности измеряемого участка изображения, <?xml version="1.0"?>
пропорциональна квадратному корню из среднего значения оптической плотности:

<?xml version="1.0"?>

где с = const;

3) площади измерительного отверстия; согласно правилу Селвина среднеквадратичное отклонение плотности обратно пропорционально квадратному корню из площади измерительной диафрагмы или щели:

<?xml version="1.0"?>

где G = const.

Чтобы получить характеристику гранулярности, не зависимую от величины измерительного отверстия, Селвин предложил оценивать гранулярность по формуле

<?xml version="1.0"?>

где F - площадь измерительного отверстия в <?xml version="1.0"?>
. Величина G названа коэффициентом Селвина.

Для измерения СК-гранулярности используют СК-грануломеры, работающие по следующему принципу.

Свет от источника попадает через измерительную щель с заданной площадью (например, 400 <?xml version="1.0"?>
) на измеряемый образец и далее фокусируется на приемнике (катод фотоумножителя). Образец находится на вращающемся столике, и на катод фотоумножителя попадает переменный световой поток, преобразующийся в электрические сигналы на выходе фотоумножителя. Электронный вольтметр измеряет сигналы, показывая среднеквадратичное значение электрического тока. Шкалы вольтметра градуированы в величинах <?xml version="1.0"?>
, где D - оптическая плотность, а <?xml version="1.0"?>
- коэффициент пропускания.

Поскольку среднеквадратичное отклонение плотности зависит от средней плотности участка, измерению подвергают поле с заданной оптической плотностью D =<?xml version="1.0"?>
+ 0,9.

У каждого фотоматериала существуют ограничения по воспроизведению близко расположенных деталей и мелких деталей изображения. Детали и просветы между ними исчезаю вследствие рассеяния света (см. рис. 3.16), зернистости и ореолообразования (см. рис. 3.22).

Способность фотоматериала к воспроизведению мелких деталей, а также к раздельному воспроизведению деталей с малыми промежутками между ними характеризуется его разрешающей способностью R.

Для определения разрешающей способности используют специальный тест-объект, называемый мирой. Мира состоит из светлых штрихов, разделенных темными промежутками той же ширины. Ширина штрихов b определяет частоту группы v, равную количеству линий в миллиметре. За линию принимают штрих плюс примыкающий к нему просвет: <?xml version="1.0"?>
. Частота штрихов

<?xml version="1.0"?>

изменяется от группы к группе. Используют также миры, содержащие -ррулпы.темных штрихов на светлом фоне.

Существует целый ряд конструкций миры. Так, помимо штриховых используют миры радиальные, у которых ширина штрихов и просветов между ними увеличивается от центра к периферии, а сами штрихи расположены по радиусам круга, внутри которого находится мира. По профилю оптической плотности штрихов миры делятся на прямоугольные и синусоидальные. Первые используют для определения разрешающей способности, вторые - для получения функций передачи модуляции.

В отечественной практике довольно широко используется

мира Ащеулова (рис. 3.26 Рис. 3.26. Спиралевидная мира (мира Ащеулова)). Она содержит 30 групп штрихов (темных или светлых), разделенных промежутками такой же ширины. От группы к группе ширина штрихов уменьшается на 10%. Группы расположены по спирали таким образом, что частота штрихов (и номер группы) возрастают к центру миры. Так как центр миры в резольвометре помещают на оптической оси объектива, мелкие штрихи попадают в зону наивысшей разрешающей способности объектива. Отношение частот соседних групп называют модулем миры. Он равен 1,1. Мира имеет прямоугольный профиль оптической плотности и абсолютный контраст, т.е. разность яркостей светлых и темных штрихов миры приблизительно равна яркости светлых штрихов.

За разрешающую способность фотоматериала, принимают предельно разрешаемую им частоту миры. Измерения проводят, переходя от малых частот к большим. На изображений миры, увеличенном с помощью микроскопа, находят предельно разрешенную группу миры, где штрихи еще можно сосчитать. При этом подразумевается, что предыдущая группа также разрешена, а последующая - нет. Выражают разрешающую способность в <?xml version="1.0"?>
. Так как разрешающая способность глаза много меньше, чем у фотоматериала, изображение миры рассматривают в микроскоп при увеличении <?xml version="1.0"?>
.

Для измерения разрешающей способности фотоматериала, используют резольвометр, например отечественную модель РТГ-2М, где производится прецизионное проекционное копирование миры на фотоматериал с уменьшением <?xml version="1.0"?>
. Резольвометр имеет два сменных объектива: ОС-16 (32-кратное уменьшение) и ОС-8 (60-кратное уменьшение). В комплект прибора входят две миры Ащеулова с модулем 1,1 и разным диапазоном частот. Резольвометр позволяет измерять разрешающую способность от 30 до 2000 <?xml version="1.0"?>
.

Миру копируют на отрезок фотоматериала несколько раз (например, 9 раз), изменяя логарифм экспозиции на 0,3 логарифмической единицы. Для этой цели служит диск с девятью окнами, одно из них пустое, а в других вставлены светофильтры, различающиеся по оптической плотности на <?xml version="1.0"?>
Б.

Полученную таким образом резольвограмму проявляют в стандартных условиях до рекомендуемого коэффициента контрастности <?xml version="1.0"?>
. Резольвограмму рассматривают в микроскоп, и на каждом изображении миры находят группу с предельным разрешением штрихов.

Строят график зависимости разрешающей способности, равной предельной разрешаемой частоте миры (<?xml version="1.0"?>
), от логарифма экспозиции R(lgH), который называется резольвометрической кривой, или кривой разрешения. Так как логарифм экспозиции связан с оптической плотностью светофильтра зависимостью <?xml version="1.0"?>
- экспозиция, полученная без светофильтра, то при построении кривой разрешения рекомендуется вместо логарифмов экспозиции откладывать плотности светофильтров. Кривая разрешения приобретает вид <?xml version="1.0"?>
. Графики R(lgH) и <?xml version="1.0"?>
имеют одинаковую форму, но зеркальны по отношению друг к другу. По кривой разрешения находят максимальную разрешающую способность. Она и представляет разрешающую способность фотоматериала <?xml version="1.0"?>

Кроме того, находят резольвометрическую широту. Она равна отрезку на оси абсцисс резольвометрической кривой (<?xml version="1.0"?>
D или <?xml version="1.0"?>
lgH), соответствующему центральной части кривой между точками, в которых <?xml version="1.0"?>
(рис. 3.27 Рис. 3.27. Кривые разрешения (резольвометрические кривые) двух фотографических материалов, имеющих одинаковую разрешающую способность, но различную резольвометрическую широту). Максимальная разрешающая способность приходится на средние экспозиции (прямолинейный участок характеристической кривой фотоматериала).

Факторы, влияющие на разрешающую способность фотографического материала

Зернистость не только уменьшает разрешающую способность фотографического материала, но и мешает ее определению, потому что макрозерна расположены случайным образом и за счет этого послудующая группа миры может быть разрешена лучше предыдущей.

Светорассеяние. Рассеянный свет уходит из области светлых штрихов под темные, и в просветах копии оптическая плотность увеличивается, а на изображении уменьшается.

Способ копирования изображения. При проекционном копировании на разрешающей способности сказывается Разрешающая способность объектива. Разрешающая способность системы "фотоматериал - объектив" может быть рассчитана по формуле

<?xml version="1.0"?>

Повышение контраста изображения облегчает распознавание предельной частоты и тем самым повышает разрешающую способность.

© Центр дистанционного образования МГУП