Московский государственный университет печати

Шуремов Е.Л., Умнова Э.А., Воропаева Т.В.


         

Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета, анализа, аудита

Учебное пособие для вузов


Шуремов Е.Л., Умнова Э.А., Воропаева Т.В.
Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета, анализа, аудита
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Раздел 1. Основы построения автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета

1.1.

Глава 1. Понятие автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета

1.1.1.

Автоматизированная информационная система бухгалтерского учета в управлении экономическим объектом

1.1.2.

Структура учетной информации

1.1.3.

Информационный процесс бухгалтерского учета и информационные технологии

1.1.4.

Обеспечивающие компоненты АИС-БУ

1.1.5.

Автоматизированное рабочее место бухгалтера

1.1.6.

Концептуальная модель обработки данных в АИС-БУ

1.1.7.

Компьютерная форма бухгалтерского учета

1.1.8.

Вопросы для самоконтроля

1.2.

Глава 2. Классификация автоматизировании информационных систем бухгалтерского учета

1.2.1.

Подходы к классификации АИС-БУ

1.2.2.

Развернутая классификация АИС-БУ

1.2.3.

Интегральная классификация АИС-БУ

1.2.4.

Вопросы для самоконтроля

2.

Раздел 2. Организация и технология функционирования автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета

2.1.

Глава 7. Особенности построения и функционирования многопользовательских АИС-БУ

2.1.1.

Основные принципы построения многопользовательских АИС-БУ

2.1.2.

Технологии многопользовательской работы в АИС-БУ

2.1.3.

Организация информационной базы многопользовательских АИС-БУ

2.1.4.

Вопросы для самоконтроля

2.2.

Глава 8. Зарубежные системы автоматизации бухгалтерского учета

2.2.1.

Краткая характеристика зарубежных программных средств автоматизации учета

2.2.2.

Системные различия западного и российского бухгалтерского учета и подходов к его автоматизации

2.2.3.

Автоматизация параллельного ведения учета в нескольких стандартах

2.2.4.

Вопросы для самоконтроля

3.

Раздел 3. Внедрение и эксплуатация автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета

3.1.

Глава 10. Создание и ввод в эксплуатацию АИС-БУ

3.1.1.

Подходы к созданию и внедрению АИС-БУ

3.1.2.

Критерии выбора программного обеспечения АИС-БУ

3.1.3.

Адаптация тиражных программ при создании АИС-БУ

3.1.4.

Ввод АИС-БУ в эксплуатацию

3.1.5.

Вопросы для самоконтроля

3.2.

Глава 11. Эксплуатация и сопровождение АИС-БУ

3.2.1.

Правовая поддержка АИС-БУ

3.2.2.

Методическое сопровождение АИС-БУ

3.2.3.

Обновление программного обеспечения АИС-БУ

3.2.4.

Вопросы для самоконтроля

4.

Раздел 4. Автоматизированные информационные системы анализа и аудита

4.1.

Глава 12. Автоматизированные информационные системы экономического анализа

4.1.1.

Системы автоматизации финансового анализа

4.1.2.

Средства автоматизации внутреннего анализа хозяйственной деятельности

4.1.3.

Системы автоматизации анализа инвестиционных проектов

4.1.4.

Вопросы для самоконтроля

4.2.

Глава 13. Автоматизированные информационные системы аудита

4.2.1.

Особенности проведения аудита в среде АИС

4.2.2.

Программное обеспечение АИС-аудита

4.2.3.

Вопросы для самоконтроля

5.

Литература

Указатели
15   указатель иллюстраций

Для принятия эффективных управленческих решений необходимо применение разнообразных инструментов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Можно выделить три основных типа задач, требующих применения экономического анализа, для решения которых используются широко распространенные программные продукты.

Анализ финансового состояния предприятия. В нем заинтересованы как внутренние, так и внешние по отношению к предприятию пользователи экономической информации - инвесторы, налоговые службы и т.д. Он дает возможность оценить текущее финансовое состояние предприятия и сделать выводы об основных тенденциях его развития.

Задачи анализа, ориентированные на выработку стратегических управленческих решений по развитию бизнеса. В данном виде анализа заинтересованы руководители предприятий и потенциальные инвесторы с целью оценки эффективности инвестиционных проектов. Этот вид анализа рассчитан на составление долгосрочных прогнозов развития бизнеса и дает оценку эффективности новым направлениям деятельности.

Задачи анализа, ориентированные на выработку тактических решений управления предприятием. Эти задачи являются прерогативой служб оперативного управления и направлены на выявление оптимальных путей решения задач текущего развития бизнеса.

В настоящее время на российском рынке программного обеспечения имеется достаточно много программ, ориентированных на подготовку аналитической информации. Они в достаточной степени различаются как по охвату задач анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, так и по реализованным в них подходам к их решению.

Можно выделить следующие основные группы программных средств, предназначенных для решения задач экономического анализа:

    1) системы автоматизации финансового анализа;

    2) средства автоматизации внутреннего анализа хозяйственной деятельности;

    3) системы автоматизации анализа инвестиционных проектов;

    4) интеллектуальные аналитические системы.

Наиболее распространенными и востребованными являются первые три группы программных средств. К четвертой группе относятся, прежде всего, нейросетевые аналитические системы, которые пока используются только небольшим числом крупных финансовых и производственных структур. Предоставляемые ими возможности требуют отдельного рассмотрения, и потому их анализ в дальнейшем изложении опущен.

Системы автоматизации финансового анализа позволяют проводить анализ и оценку отдельных показателей финансового состояния объекта и определять тенденции их изменения, осуществлять статическое и динамическое сравнение показателей. Во многих программах экономический анализ может производиться по различным методикам, в том числе и в соответствии с международными стандартами. Нередко предоставляется возможность рассчитывать дополнительные показатели по алгоритмам пользователя. При проведении анализа могут учитываться различные факторы экономического и неэкономического характера. Результатная информация может быть представлена в виде различного рода таблиц и графиков.

Основой финансового анализа являются показатели, тем или иным способом выводимые из данных стандартной бухгалтерской и статической отчетности, а также других открытых источников информации. Большинство программ данного типа в качестве исходной информации используют формы внешней отчетности: Бухгалтерский баланс (форма 1), Отчет о прибылях и убытках (форма 2), Отчет о движении капитала (форма 3), Отчет о движении денежных средств (форма 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5).

Системы автоматизации финансового анализа являются либо автономными программами, либо могут быть интегрированы в состав программных средств обработки учетной информации. Автономные программы требуют ручного ввода исходной информации или ее автоматической загрузки из внешних источников. Обычно такие системы имеют стандартные настройки, позволяющие импортировать данные из наиболее распространенных бухгалтерских программ. Системы автоматизации финансового анализа, интегрированные в состав программных средств обработки учетной информации, как правило, достаточно жестко привязаны к форматам данных программ того же производителя, но ряд из них позволяет загружать данные и из внешних источников. В настоящее время средства финансового анализа интегрированы во многие системы автоматизации бухгалтерского учета и комплексной автоматизации управления. Например, средства финансового анализа интегрированы в разработки фирм «Галактика», «Инфософт», «Интеллект-Сервис», «Атлант-Информ» и т.д.

Рассмотрим основные возможности систем автоматизации финансового анализа на примере нескольких разработок.

Программа «ИНЭК-АФСП» фирмы «Инэк» предназначена для анализа финансового состояния предприятий и организаций любых видов деятельности на основе данных внешней бухгалтерской отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках) и мониторинга хозяйствующих субъектов городов, областей, республик.

Система позволяет выполнить расчет до 100 показателей, характеризующих структуру и источники формирования имущества предприятия, ликвидность, финансовую устойчивость, рентабельность капитала и деятельности предприятия. При расчете показателей и коэффициентов программа следует требованиям действующего законодательства. Оценка стоимости чистых активов производится в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом Минфина РФ № 71, а оценка структуры баланса - на основании порядка, предусмотренного Постановлением Правительства РФ № 498. Оценка финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов проводится на основе рекомендаций, изложенных в Постановлении Правительства Москвы № 763. В соответствии с Регламентом «Предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами» проводится расчет рейтинга заемщика, а характеристика признаков фиктивного или преднамеренного банкротства дается в соответствии распоряжением ФСФО России № 33-р.

Программа позволяет сформировать шаблон «Отчета руководителя» и включить в него необходимые финансовые показатели. Шаблон отчета формируется в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства от 4 октября 1999 года № 1116. С другой стороны, специалисты органов государственного управления с помощью программы могут проверять правильность расчета включенных в сданные отчеты финансовых показателей.

Наряду с расчетом общепринятых показателей, программа позволяет рассчитать показатель комплексной оценки финансового состояния предприятия, что дает возможность не только проследить изменения финансового положения предприятия в динамике, но и определить его рейтинг по отношению к другим предприятиям и организациям. Может быть создан банк данных по неограниченному числу предприятий и проведено ранжирование предприятий по выбранным показателям (например, по кредитоспособности). Предусмотрено сравнение рассчитанных показателей со значениями, рекомендуемыми для различных отраслей (ОКОНХ).

Результаты анализа могут быть автоматически пересчитаны в любую валюту. Баланс и Отчет о прибылях и убытках могут отображаться на русском и английском языках в стандартах GAAP и IAS.

Вывод данных возможен в табличном и графическом виде. Система позволяет таблицы с рассчитанными показателями хранить в DBF-формате и экспортировать в Excel, Word.

Программа позволяет получать пробные текстовые описания результатов анализа. Автоматически может быть составлено два вида резюме. Краткое резюме (2-3 страницы) состоит из текста и графиков и часто используется для предоставления информации о предприятии руководителям предприятия, города, специалистам министерств и ведомств. Наряду с ним может быть автоматически составлено подробное (15-16 страниц таблиц и текста) заключение по финансовому состоянию предприятия.

Данная программа является автономной системой автоматизации финансового анализа. Существуют различные варианты ее поставки: стандартная версия и версии для пользователей бухгалтерских программ конкретных производителей. Например, специально разработана версия для пользователей программных продуктов фирмы «1С», которая в автоматическом режиме принимает данные бухгалтерского учета из различных версий «1С Бухгалтерии».

Система «ФинЭксперт» фирмы «Росэкспертиза» позволяет провести анализ имущественного положения предприятия, структуры активов и пассивов, финансовой устойчивости, ликвидности, деловой активности и оборачиваемости средств, рентабельности капитала и продаж. В ней реализованы: методика Федерального управления по делам о несостоятельности; адаптированная к отечественной практике многофакторная модель корпорации Дюпон, предназначенная для расчета рентабельности чистых активов, экономического роста компаний и средневзвешенной стоимости капитала, а также различные методы и приемы отечественного анализа.

Программа работает в нескольких режимах: проверка отчетности, экспресс-анализ, полный анализ, анализ по методике Федерального управления по банкротствам, анализ рентабельности и экономического роста по факторной методике Дюпона, сравнение и ранжирование предприятий по комплексным финансовым показателям, моделирование и прогнозирование финансового состояния предприятия.

Система спроектирована как приложение к Excel и использует в полном объеме все его возможности.

Модуль «Финансовый анализ» системы «Галактика» корпорации «Галактика». Основное назначение модуля состоит в построении системы отчетов, включающих показатели необходимые для проведения экономического анализа любой степени сложности и детализации. В качестве базы анализа может быть использована любая сколько-либо формализованная исходная информация. Интересной особенностью программы является то, что заранее могут быть заданы правила трансформации одних показателей в другие. Это позволяет, в частности, в качестве базовой информации использовать бухгалтерскую отчетность, составленную в соответствии с разными учетными стандартами. Пользователь может применять и различные механизмы индексации показателей отчетности для их приведения к сопоставимому виду.

Анализ может проводиться не только по предприятию в целом, но и по его отдельным филиалам, подразделениям или их выбранной совокупности. Для этого, при подготовке модуля к работе задается структура предприятия, иерархия его филиалов и подразделений. В качестве структурных компонент можно использовать и центры ответственности.

Порядок расчета выходных показателей является полностью настраиваемым, что позволяет к одним и тем же исходным данным применять несколько различных методик анализа. Гибко настраиваемым является и порядок составления отчетности по результатам анализа. Аналитик может представить выходную информацию в нужной ему совокупности отчетов, включающих интересующий его набор показателей.

Основной информационной базой модуля «Финансовый анализ» являются данные внешней отчетности предприятий: Баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о финансовых результатах и т.д. Однако помимо этого, для анализа может привлекаться и любая другая информация. В общем случае пользователь может определить произвольный состав внутренних форм, принимающих исходные данные.

Ввод данных может осуществляться вручную или автоматически из уже подготовленных источников. Такими источниками могут быть любые отчеты, подготавливаемые модулями контуров бухгалтерского и оперативного контуров системы «Галактика», файлы в формате MS Excel, а также сформированные по определенным правилам текстовые файлы, что позволяет принимать данные из программ других производителей. Имеется возможность автоматического приема данных от учреждений банковской системы, товарных, фондовых и валютных бирж и т.д. через Интернет.

Поскольку программа может применяться для различных видов анализа, в общем случае требующих различных информационных источников, то могут быть сформированы несколько независимых описаний комплектов документов, содержащих исходную информацию. Порядок загрузки комплектов определяется так называемыми шаблонами. Шаблон определяет состав информации, исходной для конкретного вида анализа, и является формализованным описанием состава документов и входящих в них показателей. Настройка шаблона выполняется единожды, и потом он может многократно использоваться при загрузке исходных данных. По одному и тому же шаблону могут вводиться данные разных филиалов предприятия, за различные периоды времени.

Для каждого шаблона можно представить в виде формул правила контроля непротиворечивости показателей входящих документов, а также определить сообщения, которые будут выдаваться при обнаружении конкретных несоответствий. Необходимость контроля вызвана тем, что документы для анализа поступают не одновременно, с ошибками, данные одних отчетов противоречат данным других и т.д. При загрузке документа в комплект его показатели автоматически контролируются на соответствие заданным правилам и, если обнаружены ошибки, выдается соответствующая диагностика. После внесения исправлений контроль может быть проведен повторно.

При загрузке исходные документы автоматически группируются по периодам, структурным единицам корпорации и другим параметрам. Затем программа может выполнить необходимую трансформацию исходных данных. Например, может потребоваться приведение показателей форм отчетности к единому стандарту. Потребность в этом возникает у транснациональных корпораций, когда их филиалы составляют отчетность по разным национальным стандартам. Правила пересчета показателей задаются пользователем единожды, а потом применяются автоматически при загрузке данных. Помимо преобразования стандартов, программа позволяет исключать внутри- и межфилиальные обороты, а также различным образом индексировать данные для устранения инфляционных тенденций по требованию пользователя в зависимости от целей анализа и состава исходной информации.

На основе исходных данных, определяемых комплектами входящих документов, программа «Финансовый анализ» рассчитывает применяемые конкретной методикой анализа показатели и на их основе формирует необходимую отчетность. Программа не привязана жестко к какой-либо конкретной методике финансового анализа. В ней наиболее известные методики (В. Палия, В. Ковалева и др.) определенным образом формализованы и открыты для изменения пользователем. При желании можно вообще создать и применять собственную методику, предварительно описав ее средствами системы. Для этого нужно составить перечень итоговых показателей и ввести в базу данных системы формулы, по которым они рассчитываются на основании ранее установленного состава исходных показателей. Задавать такие формулы не сложнее, чем при использовании Excel. В общем случае, можно одновременно проводить анализ по нескольким методикам с тем, чтобы потом сравнить полученные результаты.

Может быть заранее задано формализованное описание правил интерпретации тех или иных показателей. В простейшем случае для этого достаточно указать диапазоны изменения конкретного показателя и дать словесное описание - легенду - того, что именно означает попадание его значения в определенный диапазон. На основе этой информации, анализируя рассчитанные показатели, программа может автоматически выдавать пользователю соответствующие сообщения. Этот механизм рекомендуется использовать при проведении экспресс-анализа, когда в первом приближении можно удовлетвориться перечнем относительно простых правил интерпретации важнейших индикаторов финансового состояния.

Рассчитанные программой показатели могут быть сведены в различные отчеты. Состав отчетов и перечень включаемых в них показателей не фиксирован жестко и может произвольно настраиваться пользователем. В частности, возможна настройка, которая позволяет включить в отчет не только показатели и коэффициенты, но и их расшифровки, предлагаемые методикой.

Структура отчетов определяется так называемыми шаблонами. Шаблон может использоваться для получения конкретных экземпляров отчетов по предприятию в целом, по отдельно взятым центрам ответственности или их группам за произвольные периоды, по которым имеется необходимая для выполнения расчета искомых показателей информация. После формирования отчет можно просмотреть на экране, распечатать, выгрузить в виде таблицы MS Excel или текстового файла.

Средства автоматизации данного типа предназначены для решения задач детального анализа торгово-закупочной и производственной деятельности предприятий. Они могут существовать как встроенные функциональные блоки программного обеспечения бухгалтерского и оперативного учета и как автономные программные средства решения задач внутреннего анализа.

Встроенные функциональные блоки внутреннего анализа хозяйственной деятельности имеются во многих программах, разработанных для решения учетных задач, и обычно ориентированых на формирование того или иного набора отчетов, содержащих развернутую аналитическую информацию по оборачиваемости товаров, рентабельности продаж и т.д. Компьютерный анализ детализированных данных количественно-суммового учета позволяет принимать оперативные тактические решения по конкретным вопросам хозяйственной деятельности предприятия.

Например, с помощью программы «1С:Торговля+Склад» можно формировать аналитические отчеты, позволяющие оценить прибыльность различных видов и групп товаров, их привлекательность для различных категорий покупателей, составить графики платежей и т.д. Средствами конфигурации «Производство+Услуги+Бухгалтерия» системы программ «1С:Предприятие» можно получить отчеты, позволяющие на основе имеющихся заказов, остатков и норм расхода материалов оценить степень обеспеченности производственными запасами с тем, чтобы заранее спланировать необходимые закупки.

Значительное число такого рода отчетов имеется в системе «Галактика». С их помощью можно проследить динамику движения товарно-материальных ценностей в разрезе поставщиков, покупателей и номенклатуры, что позволяет выявить наиболее активных (пассивных) поставщиков и покупателей, оценить оборачиваемость материальных запасов, рентабельность продаж отдельных групп и видов товаров и готовой продукции.

Автономные программные средства решения задач внутреннего анализа оформляются как отдельные программные системы, способные функционировать либо автономно, либо в связке с какой-либо системой автоматизации оперативного и бухгалтерского учета. В первом случае программа требует ручного ввода данных или их загрузки из внешних источников; во втором - автоматически выбирает информацию из информационной базы учетных программ.

Рассмотрим основные возможности автономных программных средств решения задач внутреннего анализа на примере нескольких разработок.

Система «БЭСТ-Анализ» компании «Интеллект-Сервис» предназначена для руководства торговых компаний и позволяет проводить анализ товарооборота, закупок и цен за различные периоды времени. Она является дополнением к программному комплексу «БЭСТ-4», из базы данных которого извлекается вся необходимая исходная информация по товародвижению.

Программа позволяет решать задачи анализа конъюнктуры рынка, выявлять закономерности сбыта различных товаров, особенности покупательского спроса в различные периоды времени. На основе этой информации система дает прогнозы хода продаж, помогает выработать эффективную ассортиментную и ценовую политику, определить направления рационального использования трудовых ресурсов, складских и торговых помещений, оптимизировать графики работы торговых отделов, сроки и объемы закупок.

Система позволяет проводить статический и динамический анализ товарооборота, причем как по предприятию в целом, так и по его структурным подразделениям, в разрезе номенклатурных групп и отдельных видов товаров. Формируются данные, необходимые для управления товарными запасами: оценка оборачиваемости, выявление неликвидных товарных позиций, расчет количества оборотов по номенклатуре. Результаты представляются в виде разнообразных отчетов и графиков.

Система «ИНЭК-АДП» фирмы «Инэк» предназначена для комплексного анализа деятельности предприятия. Включая в себя возможности рассмотренной ранее системы «ИНЭК-АФСП», она позволяет решать значительно больший спектр задач. В качестве исходной базы используются не только данные балансов и отчетов о прибылях и убытках, но и информация о структуре выручки (номенклатура продукции, стоимость, количество, цена), калькуляции себестоимости, использовании прибыли, поступлении и расходовании денежных средств. Основные функции программы:

  • анализ темпов изменения цен на продукцию предприятия и основные виды материальных ресурсов;
  • оценка эффективности использования материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;
  • анализ эффективности производства и реализации каждого вида продукции;
  • исследование динамики изменение структуры себестоимости и выручки, а также динамики движения продукции и ресурсов на складе;
  • анализ денежных потоков;
  • расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия;
  • факторный анализ динамики прибыли.

Системы данного типа ориентированы на разработку перспективных планов развития предприятия и анализа эффективности инвестиционных проектов. Наиболее мощными программными продуктами данного класса являются системы «ИНЭК-Инвестор» фирмы «ИНЭК» и «Project Expert» компании «Pro-Invest Consulting».

Система «ИНЭК-Инвестор» фирмы «ИНЭК» предназначена для оценки риска и эффективности вложений в предприятия, занимающиеся различными видами деятельности (производство, оказание услуг, торговля); для разработки, анализа и оценки инвестиционных проектов, отвечающих требованиям российских и зарубежных финансовых институтов. Система позволяет:

  • рассчитать интегральные оценки финансового состояния объектов инвестирования и распределить их по группам инвестиционной привлекательности;
  • провести комплексный прединвестиционный анализ производственно-финансовой деятельности предприятий (оценка платежеспособности, финансовой устойчивости, кредитоспособности и вероятности банкротства предприятия, анализ структуры баланса, факторный анализ прибыли, оценка эффективности использования трудовых, материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов);
  • разработать финансовый план инвестиционного проекта предприятий и организаций любых видов деятельности, включая планирование объемов производства и реализации продукции, расчет затрат на ее производство и реализацию, оценку потребности в инвестиционных вложениях и привлечении заемных средств с учетом конкретных кредитных соглашений с банком, органом государственной власти, иностранным инвестором и т.п.;
  • сформировать представительские документы инвестиционного проекта (отчет о движении денежных средств, таблицу достижения прибыльности, прогноз баланса и финансовых результатов в стандартах России, США и стран ЕС и др.);
  • проанализировать вероятность реализации и оценить эффективность инвестиционного проекта, с учетом чувствительности к выручке от реализации каждого вида продукции, ставкам дисконтирования, инвестиционным затратам, стоимости материальных ресурсов, заработной плате персонала, величине коммерческих расходов; дать оценку коммерческого риска проекта;
  • оценить реальную стоимость компании;
  • сравнить показатели инвестиционных проектов и выбрать из них наиболее привлекательный.

Анализ может производиться как по одному предприятию, так и по их группе.

Система «Project Expert» фирмы «Pro-Invest Consulting» представляет собой профессиональную систему для разработки бизнес-планов. Основное ее назначение состоит в том, чтобы просчитать возможные последствия реализации хозяйственных планов, определить их потребность в ресурсах, прежде всего финансовых.

Например, пользователь определяет планируемую структуру выпуска продукции, определяет нормативы затрат на единицу выпуска каждого ее вида (в стоимостном и/или натуральном выражении), отпускные цены на продукцию и каждый вид ресурсов, внешние характеристики, влияющие на реализацию проекта - уровень инфляции, ставки кредита и налогов, курсы валют и т.д. На основе всей этой информации программа рассчитывает основные экономические показатели деятельности предприятия, которые образуются при данных посылках.

Полученные показатели сводятся в стандартные отчетные формы: Баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств и другие. Формы отчетности соответствуют общепринятым международным стандартам и представляются в динамике - на каждый временной период проекта. Рассчитываются стандартные показатели финансового анализа и оценки инвестиционной привлекательности проекта. На основе полученных результатов формируется готовая текстовка бизнес-плана, который может быть распечатан, выгружен в формат Word или HTML.

В полном варианте система содержит средства для консолидации всех или группы проектов корпорации (холдинга) для оценки общей потребности в финансировании и расчета совокупных показателей эффективности.

Для оценки устойчивости проекта может использоваться What-If анализ, позволяющий оценить чувствительность проекта по отношению к внешним и внутренним факторам.

1. Для решения каких задач экономического анализа разработаны специальные программные продукты?

2. На какие группы подразделяются программные средства для решения задач экономического анализа?

3. Перечислите функции систем автоматизации финансового анализа.

4. Что является исходной базой для систем автоматизации финансового анализа и как представляется результатная информация?

5. Как подразделяются системы автоматизации финансового анализа и чем они отличаются?

6. Приведите примеры систем анализа и охарактеризуйте их.

7. Для решения каких задач предназначены средства автоматизации внутреннего анализа хозяйственной деятельности? Как они подразделяются и чем отличаются?

8. Приведите примеры средств автоматизации внутреннего анализа хозяйственной деятельности и охарактеризуйте их.

9. Для решения каких задач предназначены системы автоматизации анализа инвестиционных проектов?

10. Приведите примеры систем автоматизации анализа инвестиционных проектов и охарактеризуйте их.

В последние годы в аудиторской деятельности начинают применяться новые информационные технологии. Компьютер становится инструментом аудитора, позволяющим ему не только сократить время и средства при проведении аудита, но и провести более детальную проверку и составить качественное аудиторское заключение с рекомендациями по стратегии, направлениям и средствам улучшения финансово-хозяйственного положения предприятия.

Автоматизация бухгалтерского учета и других управленческих функций предприятия, с одной стороны, и автоматизация аудита, с другой, в корне меняют проведение аудита на конкретном экономическом объекте. Стали различать аудит вне компьютерной среды, т.е. на объекте с традиционной технологией ручного ведения учета, и аудит в компьютерной среде - на объекте, где бухгалтерский учет выполняется с использованием компьютеров. Сам аудит может также проводиться без использования компьютеров и с их помощью.

Проведение аудита в среде компьютерной обработки данных имеет ряд отличий. Основные принципы самого аудита здесь не меняются. Сохраняются его цели, задачи, действуют основные элементы его методологии. В то же время компьютерная обработка данных влияет на процесс изучения аудитором системы учета и внутреннего контроля проверяемого экономического субъекта.

Существует ряд международных стандартов аудита, посвященных вопросам его проведения в среде компьютерных информационных систем и оценке при этом аудиторских рисков, а также требованиям к специальным знаниям аудиторами компьютерных информационных систем. В 1998 году в рамках Программы внедрения аудиторских стандартов введено Правило (стандарт) «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» [22], которое регламентирует действия аудиторской организации при осуществлении аудита в условиях компьютерной информационной системы, функционирующей у проверяемого экономического субъекта.

Изучение и оценка автоматизированных информационных систем экономического субъекта. В ходе проверки аудитор должен изучить и задокументировать все наиболее существенные стороны, связанные с организацией обработки учетных данных в АИС экономического субъекта. Он должен принять во внимание особенности организации и ведения компьютерного учета. Следует помнить, что в условиях АИС хозяйственные операции отражаются не только в традиционных бумажных документах, но и в первичных документах, имеющих электронную форму, и в информационной базе учета. Система бухгалтерских счетов и нормативно-справочные данные хранятся в памяти машины. Формы представления учетных регистров и технология их формирования существенно отличаются от используемых в системах учета без компьютеров.

Приступая к проведению аудиторской проверки на экономическом объекте, аудитору, прежде всего, следует ознакомиться с организационной формой обработки данных и уровнем автоматизации управленческих задач, в том числе задач бухгалтерского учета. Экономический объект осуществляет, как правило, обработку данных самостоятельно. Лишь в редких исключениях по договору привлекается сторонняя организация. Современные АИС-БУ, технической основой которых являются компьютеры, предполагают их децентрализованное использование непосредственно на рабочих местах бухгалтерского персонала. Уровень же централизации обработки и хранения данных может быть разным и зависит от численности бухгалтерии, оснащенности ее компьютерами, распределения работ между персоналом и многих других факторов. На малых предприятиях, где обработка данных выполняется одним бухгалтером, программное обеспечение АИС-БУ и информационная база сосредоточены на одном компьютере. Однако при численности бухгалтерии более одного человека речь идет уже о многопользовательских системах, реализующих работу нескольких пользователей с информационной базой учета. Такие системы используют одну из четырех технологий: локальное функционирование рабочих мест; обработка информации на основе технологии файл-сервер; обработка информации на основе технологии клиент-сервер; полностью централизованная обработка данных. Каждая из этих технологий предполагает свои формы использования компьютеров, формы организации и ведения информационной базы учета и интеграции учетных данных для составления отчетности. Подробно организация и технология функционирования многопользовательских систем АИС-БУ рассматривались в главе 7. Как правило, на средних и крупных предприятиях предпочтение отдается последним трем технологиям. При этом на крупных предприятиях все больший сдвиг делается в сторону технологии клиент-сервер. Аудитор должен разбираться в основных отличиях этих технологий, так как это влияет на определяемые им процедуры проверки и риск проводимого аудита. Он должен оценить, насколько обоснована и эффективна система, используемая конкретным экономическим объектом. Однако аудитор не имеет права принуждать клиента к применению известной ему системы. Аудитор может помочь клиенту компьютеризировать бухгалтерский учет, рекомендовать ту или иную фирму и программу, но только при заключении договора с клиентом на услуги, сопутствующие аудиту, руководствуясь Правилом (стандартом) «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» [23]. Сам аудитор должен уметь работать с программными продуктами разных фирм, а не пытаться подстроить компьютерный учет клиента под известную ему систему.

Необходимость комплексной автоматизации управленческих функций, в том числе бухгалтерского учета, осознается руководителями многих предприятий. Создание комплексной информационной системы управления предприятием требует больших затрат. Внедрение такой системы осуществляется поэтапно. В первую очередь подлежат автоматизации работы наиболее перегруженных подразделений, которые тормозят работу предприятия. Так, кризис неплатежей на многих предприятиях показал, что одним из «узких мест» является учет и анализ дебиторской задолженности. Поэтому учет и анализ дебиторской задолженности включаются в состав первоочередных задач, подлежащих автоматизации. Аудитор должен дать оценку правильности выбора задач автоматизации и высказать мнение о задачах, участках учета, работе подразделений, где применение компьютерной технологии обработки данных даст наибольший эффект. Он должен оценить функциональную полноту системы, ориентируясь на классификацию, приведенную в главе 2.

В ходе проверки аудитору следует изучить и оценить систему документооборота экономического объекта, порядок формирования, регистрации, хранения, обработки документов и трансформации первичных документов в систему записей на бухгалтерских счетах. Следует выяснить места возникновения первичной информации и степень автоматизации ее сбора и регистрации. При использовании специальных средств автоматизации сбора и регистрации информации (датчиков, счетчиков, весов, считывателей штрих-кодов и т.п.) аудитор должен убедиться в том, что тестирование этих устройств специалистами проводится регулярно, результаты надлежащим образом оформляются и принимаются соответствующие меры при выявлении отклонений от нормы. Первое представление об уровне автоматизации составления первичных документов аудитор может получить и при знакомстве со схемой расположения АРМ управленческих работников на предприятии. АРМ, расположенные в местах возникновения первичной информации (на складах, в цехах), позволяют составить первичный документ в момент совершения операции, зафиксировать информацию на машинном носителе, передать документ в бухгалтерию для дальнейшей обработки. Отсутствие АРМ в низовых подразделениях предприятия свидетельствует либо о ручном способе составления документов с последующей передачей их в бухгалтерию, либо о том, что документы формируются в самой бухгалтерии, что бывает характерно для предприятий с небольшим объемом документов.

Аудитор должен оценить, насколько модель документооборота, поддерживаемая программным обеспечением АИС, рациональна и эффективна для проверяемого объекта. Для крупных предприятий должна поддерживаться модель полного документооборота предприятия. Здесь важно проанализировать распределение функций между службами оперативного управления и бухгалтерией, информационные связи разных подразделений управления с бухгалтерией, проследить движение отдельных документов и их взаимосвязь, уяснить, как поддерживается система междокументальных связей, где хранятся электронные копии документов и как к ним обеспечен доступ бухгалтерии. Для предприятий, автономно автоматизирующих функции бухгалтерского учета, в выбранной программной системе аудитору необходимо обратить внимание на соблюдение временного лага между выпиской документа, совершением операции и отражением ее в учете на счетах, на возможность сохранения документов в системе после их печати, на связь документов и сформированных бухгалтерских проводок (глава 4).

Аудитор должен дать характеристику способам ввода данных и формирования записей о хозяйственных операциях. Автоматизированная и автоматическая генерация бухгалтерских записей и проводок на основе типовых операций и электронных форм документов позволяет избежать многих ошибок, которые неизбежны при ручном вводе и формировании проводок. Следует изучить организацию хранения информации о хозяйственных операциях и возможность быстрого получения информации о хозяйственных операциях, документах и вывода ее на печать. По просьбе аудитора клиент должен распечатать данные о любых хозяйственных операциях в требуемом разрезе. Это упрощает процесс проведения аудита. Надо помнить, что в компьютерном учете ряд операций, таких как начисление процентов, закрытие счетов, определение финансового результата, может инициироваться программой и, следовательно, по ним отсутствуют какие-либо организационно-распорядительные или оправдательные документы.

Данные должны вводиться в систему полностью, своевременно, с достаточным уровнем детализации (аналитичностью). Тестирование вводимых в АИС-БУ данных является обязательной аудиторской процедурой. Эта процедура предполагает тестирование полноты документов в «бумажном» варианте и тестирование соответствия «бумажных» документов их электронным копиям, введенным в систему. Отсутствие этого соответствия является сигналом, что отчетность недостоверна, поскольку не вся информация о совершившихся операциях была введена в систему. Тестирование может быть сплошным или выборочным, но при этом аудитору необходимо убедиться, что контроль полноты ввода данных в систему регулярно выполняется персоналом проверяемого объекта.

Аудитору следует удостовериться в обеспечении сохранности данных информационной базы, в простоте доступа к данным и ограничении несанкционированного доступа к ним. Информационная база должна быть актуальной: текущая база учета - непрерывно пополняться новыми записями о хозяйственных операциях, а условно-постоянная и справочная информация - соответствовать изменившимся условиям и периодически обновляться. Целесообразно характеризовать информационную модель, поддерживаемую программным обеспечением АИС-БУ, и эффективность ее реализации на проверяемом объекте.

Особое внимание уделяется проверке надежности средств внутреннего контроля в среде компьютерной обработки данных. Учетная политика, ориентированная на АИС-БУ, должна обязательно предусматривать элементы внутреннего контроля.

Аудитор обязан выявить слабые места контроля системы компьютерного учета - рассмотреть как аппаратные, так и программные средства контроля, а также организационные мероприятия, например ежевечернюю проверку целостности данных и отсутствие компьютерных вирусов.

Ему необходимо проанализировать систему контроля подготовки бухгалтерских данных, проверить, какие меры приняты у клиента для предотвращения ошибок и фальсификаций. Следует отметить способы организации контроля полноты и правильности ввода первичной информации в информационную базу, контроля обработки и вывода данных, дать оценку их достаточности и эффективности. В многопользовательских сетевых системах объектом внимания должен быть контроль передачи данных. Рекомендуется изучить, как контролируется работа с данными нормативно-справочного характера. Особенно актуальна эта проблема в несетевых многопользовательских системах. Ошибки из-за рассогласованности этих данных на разных компьютерах, например цен на товары, исказят конечные результаты работы предприятия.

Столь пристальное внимание аудитора к вопросам контроля в компьютерной среде объясняется тем, что он не в состоянии проконтролировать все аспекты деятельности организации и потому часть задач может быть возложена на внутрифирменный контроль. Однако для этого целесообразно оценить риск неэффективности системы внутреннего контроля и его влияние на общий риск аудиторской проверки.

Компьютерные системы более открыты для доступа к данным, поэтому в каждой их них четко разграничиваются полномочия и права доступа к информации, а также введена система защиты и контроля от несанкционированного доступа. Разграничение прав доступа, ввода, изменения и удаления информации, дополняется рядом других способов. Например, криптографическая защита всех или части документов, защита от несанкционированного использования АРМ, защита каналов связи от несанкционированного вмешательства и т.д. В ходе аудита следует убедиться в достаточности этих средств для обеспечения формирования достоверных данных о финансово-хозяйственной деятельности субъекта и невозможности вмешательства извне в управление производственным процессом.

Аудитор должен тщательно проверить правильность алгоритмов расчетов. Ошибка, заложенная в алгоритм расчета и примененная многократно к повторяющимся хозяйственным операциям, может исказить результат хозяйственной деятельности. В процессе проверки алгоритмов расчета сумм при вводе хозяйственных операций контролируется также правильность формирования проводок. Особенно тщательно проверяются алгоритмы операций, которые инициируются самой программой, так как к моменту их исполнения персонал обязан ввести, проконтролировать, откорректировать все данные, используемые этой операцией.

Аудитору следует проверить алгоритм на соответствие действующему законодательству и учетной политике экономического субъекта и выяснить возможность выполнения корректировки алгоритма в случае изменения порядка ведения бухгалтерского учета, налогового или иного законодательства. Тестирование настройки алгоритмов предъявляет высокие требования к аудитору в части его компьютерной подготовки. Желательно, чтобы он понимал макроязык конкретной программы. Это позволит ему не только протестировать алгоритм на конкретных данных, но и разобраться в правильности его настройки, например при использовании типовых операций, доступ к изменению которых имеет непрофессиональный пользователь - бухгалтер. Практика показывает, что наиболее эффективно работают системы, настроенные либо дилерами фирмы-разработчика программного продукта, либо высококвалифицированными аудиторами, имеющими весомые знания в области бухгалтерского, налогового учета и законодательства и значительный опыт работы с разными компьютерными системами.

При тестировании алгоритмов следует обращать внимание и на правила округления, перевода данных из одних единиц измерения в другие и т.п. Может случиться так, что из-за ошибки в округлении баланс, например, может сходиться в рублях и не сходиться в тысячах рублей.

Аудитор обязан также проверить алгоритмы расчета показателей форм отчетности и оценить возможность их корректировки при изменениях в законодательстве. Более того, часто изменения затрагивают и сами формы отчетности, добавляются одни строки, исключаются другие. Большинство систем обработки учетной информации позволяют бухгалтеру вносить самому такие изменения, не прибегая к помощи разработчиков. Необходимо проверить соответствие используемых форм отчетности действующему законодательству. Многие известные фирмы-разработчики оперативно распространяют среди своих пользователей новые формы бланков при их изменении.

Аудитор должен оценить возможности используемой клиентом системы в части создания и формирования новых, не предусмотренных программой, форм внутренней или внешней отчетности: рассмотреть механизм работы с результатной выходной информацией, возможности ее расшифровки и быстрого выявления и исправления ошибок; провести тестирование результатов обработки, чтобы выявить, например, неправильно рассчитанное сальдо на счетах; протестировать перенос учетных данных в отчетность, особенно в тех случаях, когда показатели формы отчетности в системе заполняется «вручную» переносом из сформированных программой стандартных отчетов (учетных регистров).

Если клиент ведет бухгалтерский учет в нескольких стандартах, то следует уяснить и оценить правильность выбора метода для составления отчетности в нескольких стандартах (параллельного учета, трансляционных таблиц, регистрации отклонений).

Аудиторские риски использования компьютерных систем обработки. Использование клиентом компьютерных систем обработки данных вносит дополнительные аудиторские риски. Эти риски связаны с техническими аспектами, конкретно используемой системой обработки информации, организацией учета и контроля при использовании АИС, квалификацией самого аудитора.

Технические аспекты касаются рисков, вызванных плохой работой аппаратных средств, использованием нелегального программного обеспечения, несоответствия характеристик аппаратного и программного обеспечения, отсутствием надлежащего технического обслуживания и контроля. Риск аудита повышается, если компьютерная система децентрализована, существует географическая разбросанность компьютерных установок. Известно, что законный приобретатель программного обеспечения бухгалтерского учета имеет право получать помощь и поддержку у разработчика программного продукта. Поскольку фирмы-разработчики тщательно отслеживают все изменения в законодательстве и нормативных актах, то они своевременно вносят исправления в свои программы и часто бесплатно или за незначительную доплату доводят их до своих пользователей. Такая помощь и поддержка являются фактором повышения достоверности работы с такой программой, снижает аудиторский риск. В то же время использование незаконно приобретенной программы повышает аудиторский риск, поскольку такие программы часто являются устаревшими версиями, в них своевременно не корректируются алгоритмы расчетов, формы отчетности и документов, пользователь не имеет сопроводительной документации и не может полностью правильно использовать возможности программы. Именно поэтому стандарт указывает на необходимость оценки аудитором законности приобретения и лицензионной чистоты бухгалтерского и системного программного обеспечения, используемого на проверяемом объекте. Кроме того, одной из задач аудита является соблюдение клиентом действующего законодательства, куда входит и выполнение требований по охране авторских прав на программные продукты.

Риски, связанные с конкретно используемой системой обработки данных, могут быть вызваны ошибками при разработке системы, ее малой тиражностью, использованием не по назначению. Системы массово тиражируемые, широко распространенные, применяемые на сотнях предприятиях и в различных условиях, как правило, не содержат ошибок, так как они были выявлены в процессе внедрения на многих объектах и устранены. Разработчики таких программ быстро реагируют на требования сегодняшнего дня и оперативно доводят новые релизы до своих пользователей. Аудиторский риск в этом случае снижается. И наоборот, система, созданная в единичном экземпляре программистом, не имеющим экономической подготовки, скорее всего, содержит массу ошибок. Такая система чаще всего плохо поддерживается разработчиками. Естественно, она повышает риск при аудиторской проверке. Опытный аудитор может оценить целесообразность использования такой «доморощенной» системы в сравнении с другими аналогичными системами и дать соответствующие рекомендации клиенту. Не исключаются случаи применения программ, явно не предназначенных для бухгалтерского учета, для обработки именно данных учета. Обязанность аудитора выяснить, используется ли система клиента по назначению.

Риски, связанные с организацией учета и контроля при использовании АИС, вызваны недостаточной подготовкой персонала клиента к работе с системой обработки данных учета, отсутствием четкого разграничения обязанностей и ответственности персонала клиента, неудовлетворительной организацией системы внутреннего контроля, слабой системой защиты от несанкционированного доступа к базе данных либо ее отсутствием, утратой данных.

В современных условиях плохо обученный персонал является наиболее уязвимым звеном системы обработки данных. Аудитор должен оценить квалификацию бухгалтерского персонала в области компьютерной подготовки, информационных технологий и конкретной учетной системы. Ему необходимо обратить внимание и на отношение персонала к системе, степень доверия к ней. Бухгалтер, считающий, что он все быстрее сделает без программы, явно плохо знаком с ее возможностями и не исключено, что допускает множество ошибок, обрабатывая данные на компьютере.

Риски, связанные с квалификацией аудитора, возможны в связи с неверной оценкой системы обработки учетных данных, некорректностью построения тестов, ошибочным толкованием результатов.

Компетентность аудитора в вопросах компьютерной обработки данных. Для проведения аудита в компьютерной среде аудитор должен обладать дополнительными знаниями в области систем обработки экономической информации: иметь представление о техническом, программном, математическом и других видах обеспечения АИС-БУ; владеть терминологией в области компьютеризации; четко представлять особенности технологии и последовательность процедур компьютерной обработки учетной информации; организацию работы бухгалтерии в условиях АИС. Он обязан уметь работать на компьютере с основными офисными программами, иметь практический опыт работы с разными системами бухгалтерского учета, анализа, правовыми и справочными системами, специальными информационными системами аудита. Все эти знания ему необходимы, чтобы правильно определить, какое влияние на организацию, планирование, проведение аудита оказывают условия использования АИС на проверяемом экономическом объекте.

Если же опыт аудитора недостаточен, либо он отсутствует, стандартом допускается привлечение эксперта на договорных началах. Но и в этом случае аудитор должен иметь достаточное представление о компьютерной системе клиента в целом, чтобы правильно планировать, регулировать и контролировать работу эксперта, сохраняя главенствующее положение. Следует понимать, что эксперт оценивает систему обработки, а аудитор - достоверность информации, содержащейся в отчетности, формируемой с помощью этой системы. Аудиторская фирма полностью несет ответственность за составленное аудиторское заключение на основе отчетности проверяемого экономического объекта. Привлечение к процессу аудита дополнительных специалистов увеличивает риск утечки информации. Именно поэтому аудиторские фирмы стараются иметь библиотеку наиболее распространенных программ бухгалтерского учета и ориентируют своих специалистов на изучение особенностей их практического применения. Соблюдение коммерческой тайны способствует созданию условий для повышения квалификационного уровня аудиторов в области компьютеризации.

В стандарте [22] перечислены факторы, влияющие на аудиторский риск как в сторону повышения, так и понижения. Этот перечень может помочь аудитору сделать правильную оценку риска. Однако этот перечень далеко не полный и требует творческого подхода к его применению, поскольку в разных ситуациях одни и те же факторы действуют по-разному.

Планирование аудита. Наличие у клиента АИС и оценка аудиторского риска, связанного с использованием АИС, влияют на состав и глубину аудиторских процедур, которые предстоит выполнить на проверяемом объекте. Поэтому планирование аудита в компьютерной среде имеет свои особенности. Составляя общий план и программу аудита в соответствии с Правилами (стандартом) «Планирование аудита» [25], следует принимать во внимание степень автоматизации обработки учетной информации, применяемые экономическим объектом информационные технологии и системы автоматизированной обработки данных. Это позволит аудиторской организации более точно определить состав, объем и характер аудиторских процедур. В документах по планированию аудита должны найти отражение такие вопросы, как характер выполнения процедур аудита с использованием компьютерной обработки данных, необходимость привлечения независимого эксперта в целях изучения и оценки АИС клиента в целом и отдельных ее сторон, дата и форма предоставления данных из компьютерной системы учета аудитору, особенности представления аудиторской документации.

Аудиторские доказательства. В ходе проверки аудитор должен получить достаточное количество качественных аудиторских доказательств, позволяющих сформировать мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При этом виды аудиторских доказательств, источники и методы их получения могут быть разными. Собирая аудиторские доказательства, аудитор должен следовать требованиям, установленным Правилом (стандартом) «Аудиторские доказательства» [26]. Получение аудиторских доказательств у клиента, использующего АИС, значительно упрощает процесс их получения. Аудитор может при получении доказательств опираться на саму систему обработки, максимально используя ее возможности для получения нужной ему информации. Он активно применяет такие методы, как тестирование данных, сплошной либо выборочный перерасчет, прослеживания движения хозяйственной операции от регистрации ее в документе до отражения на счетах бухгалтерского учета, аналитические процедуры для анализа и оценки полученной информации, исследования важнейших финансовых и экономических показателей работы проверяемого субъекта, составление альтернативных балансов и т.д. При этом, чем больше автоматически формируемых отчетов позволяет получать используемая клиентом АИС-БУ, тем больше различных тестов на согласованность данных и результатов может провести аудитор. Желательно, чтобы система позволяла получать одни и те же результаты разными способами. Источниками получения аудиторских доказательств являются данные, которые хранятся в АИС-БУ в файлах первичных документов, массивах информации о хозяйственных операциях. Аудитор либо сам, либо может попросить клиента сформировать необходимые хронологические и систематические учетные регистры в требуемых разрезах и включить их в состав рабочих документов аудита. Аналогично он может поступить с бухгалтерской отчетностью. Аудитору следует убедиться, что регистры учета, подготовленные АИС-БУ, соответствуют данным первичного учета. Вместе с тем стандартом подчеркивается, что наличие АИС не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной деятельности. Поэтому экономический субъект обязан «подшивать» все предусмотренные законодательством первичные документы, а аудитор проверять порядок оформления таких документов и соответствие их данным, зафиксированным в АИС-БУ. Используя компьютер, аудитор может создавать ведомости и таблицы с результатами анализа финансово-экономической деятельности экономического субъекта.

Документирование аудита. В ходе аудита должны документироваться основные аспекты проделанной работы, выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения и для доказательств качественного проведения аудита. Следует руководствоваться Правилом (стандартом) «Документирование аудита» [27]. Рабочие документы, полученные в процессе проведения аудита в условиях АИС-БУ, существенно отличаются от обычных рабочих документов аудита. Они могут представляться не только в распечатанном на компьютере виде, но и храниться на машинных носителях. Рекомендуется хранить аудиторские файлы по каждому экономическому субъекту на отдельном машинном носителе. Аудиторские файлы включают как бухгалтерские файлы клиента, так и компьютерные файлы аудитора, созданные в ходе проверки данного объекта - таблицы с расчетами, бланки, заполненные с помощью компьютера, тексты аудиторского заключения и разной письменной информации. Аудиторская организация обязана обеспечить сохранность и конфиденциальность этих файлов.

Процедуры аудиторской проверки могут быть выполнены без компьютера (ручные процедуры) и с его использованием (машинно-ориентированные процедуры). В последнем случае аудиторские инструменты подразделяются на программные средства аудита и проверочные данные. Программные средства предназначены для проверки содержания компьютерных файлов клиентов. Список задач, выполняемых аудиторскими программами, достаточно широк: проверка и анализ записей на основе критериев их качества, полноты, состоятельности и правильности; тестирование выполнения расчетов; сопоставление данных различных файлов с целью выявления несопоставимых данных; получение представительной выборки при проведении выборочного аудита; доступ к данным, которые хранятся только в машинной форме, их упорядочение, группировка по разным признакам и т.д. Программные средства аудита используются на всех стадиях аудиторских проверок.

Проверочные данные. Аудитор может использовать либо фактические данные (полностью, выборочно) клиента, либо контрольные данные. Контрольные данные вводятся в систему обработки в целях проверки правильности функционирования клиентских компьютерных программ. Они являются основой тестирования системы. Аудитору желательно иметь набор данных и заранее просчитанные на их основе результаты, т.е. контрольные примеры. Контрольные данные должны быть компактными и не требовать многочасового ввода в систему клиента, но при этом охватывать как можно больший спектр видов хозяйственной деятельности. Тестирование компьютерной системы обработки данных клиента с заранее подготовленными контрольными примерами, как показывает практика, более эффективно, чем тестирование на основе данных самого клиента. Использование контрольных данных должно быть согласовано с клиентом и не мешать его работе. После тестирования все они должны быть удалены из системы.

Аудиторы на разных стадиях аудита и при решении разных задач все чаще применяют компьютер и соответствующее программное обеспечение. В настоящее время программное обеспечение в аудиторской деятельности представлено двумя основными группами: пакетами прикладных программ общего и проблемно-ориентированного назначения;

специальными информационными системами аудита.

Пакеты прикладных программ общего и проблемно-ориентированного назначения. Эта группа включает широкий набор готовых универсальных программ, с которыми должен уметь работать аудитор. По функциональному назначению и применению их в аудите выделяют следующие подгруппы:

  • текстовые процессоры;
  • табличные процессоры правовые базы данных и справочники;
  • бухгалтерские программы и их отдельные модули;
  • специализированные статистические пакеты общего назначения;
  • программы финансового анализа и их отдельные модули;
  • программы электронного документооборота;
  • программы автоматизации управленческих функций.

Текстовые процессоры используются на всех стадиях аудита, требующих создания и качественного оформления аудиторских документов. Они применяются при составлении аудиторских программ и планов; договоров; различных справок и запросов; рабочих документов аудиторской проверки; при переписке с клиентами и третьими лицами; подготовке аудиторского заключения и рекомендаций руководству экономического субъекта и др. Чаще всего аудиторскими фирмами используются: «Word» фирмы «Microsoft» и «Лексикон».

Табличные процессоры, обладая мощными вычислительными возможностями, средствами деловой графики, обработки текстов и ведения баз данных, получили широкое применение при проведении аудиторских проверок. Они используются при составлении различных аналитических таблиц; реализации аналитических процедур, прежде всего связанных с оценкой фактических показателей бухгалтерской отчетности и анализом финансового положения поверяемого экономического объекта; представлении полученной информации в графическом виде; составлении альтернативных балансов; при создании различных рабочих табличных документов, например смет, финансовой отчетности и т.д. Встроенные функции, в том числе финансовые, статистические функции, возможность решения задач типа «что-если» сделали табличные процессоры популярными среди аудиторов. Наибольшее распространение получили табличные процессоры Excel и Lotus 1-2-3. Поскольку настройка электронных таблиц для решения конкретных задач аудита достаточно сложна, то получила распространение практика продажи готовых настроек и оказания услуг в этой области.

Программы автоматизации управленческих функций используются для автоматизации управленческих процедур самих аудиторских фирм. Среди таких программ выделяется программа «Формула времени», разработанная фирмой «Русаудит». Данная программа позволяет: в области финансов - рассчитать себестоимость выполненных работ на основе почасовой оплаты, вести учет выполненных работ и формировать счета за выполненные работы, производить расчет и анализ дебиторской задолженности; в области документооборота - формировать справочники и тексты договоров, акты о выполненных работах; в области управления персоналом - вести учет временных затрат сотрудников по видам работ в разрезе клиентов и прочих работ; в информационно-аналитической области - вести подробные справочники клиентов, структурных подразделений компании и их сотрудников; видов работ и часовых ставок; в области статистического анализа - выполнять выборку данных по произвольным критериям, получать статистические формы отчетности.

Следует заметить, что в зарубежной практике в аудиторской деятельности используются системы поддержки принятия решений при оказании услуг по бизнес-диагностике, приватизации, исследовании рынков, оценке бизнеса и т.д., а также экспертные системы при мониторинге клиентов, планировании аудита, осуществлении выборок, подготовке финансовой отчетности и т.д.

Специальные информационные системы аудита. В настоящее время некоторыми аудиторскими фирмами разрабатываются специальные информационные системы, ориентированные на внутреннюю регламентацию аудиторской деятельности с применением внутрифирменных стандартов. Рассмотрим их возможности на примере системы «Ассистент Аудитора», разработанной фирмой «Сервис-Аудит».

Система «Ассистент Аудитора» фирмы «Сервис-Аудит» представляет собой профессиональную информационно-справочную систему, интегрируемую в информационно-поисковую систему (ИПС) «Кодекс». Она предназначена для аудиторских фирм, частнопрактикующих аудиторов, а также фирм и предприятий, стремящихся повысить эффективность работы служб внутреннего аудита и финансово-экономических служб. За счет интеграции в ИПС «Кодекс», «Ассистент Аудитора» позволяет проводить поиск необходимых материалов всеми возможными методами, которые в ней реализованы (тематический поиск, контекстный поиск, поиск по наименованию, виду и типу документа и т.д.).

Система «Ассистент аудитора» позволяет систематизировать выполнение аудиторских процедур, начиная с предварительного изучения клиента и заканчивая оформлением аудиторского заключения, сформировать ряд рабочих документов, необходимых для документирования аудита, что позволяет осуществлять эффективный контроль качества аудиторских проверок, а также обеспечить аудитора (бухгалтера, экономиста) справочным материалом по широкому спектру вопросов бухгалтерского учета, налогообложения и финансового анализа.

Система состоит из четырех условно независимых тематических разделов.

Раздел «Планы и программы аудита» содержит бланки документов, которые следует формировать до того, как подписан договор на проведение аудита, образцы договоров на различные виды аудиторских услуг, бланки и образцы документов, формируемых на этапе планирования аудиторской проверки и составления программы аудита, а также методические материалы, которые могут использоваться для разработки внутрифирменных стандартов аудиторской фирмы. Анкеты-вопросники, входящие в этот раздел, могут применяться не только аудиторскими фирмами. С их помощью службы внутреннего аудита или финансово-экономические службы предприятия могут провести тестирование системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета.

Раздел «Рабочие документы аудитора» содержит анкеты-вопросники по различным участкам бухгалтерского учета. Они призваны помочь при выполнении аудиторских процедур и тестировании отдельных участков бухгалтерского учета на предприятии. В этот раздел также включены методические материалы, призванные помочь в подготовке и оформлении заключения по итогам аудиторской проверки.

Раздел «Консультант аудитора» содержит справочные таблицы по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, финансового анализа деятельности предприятий, а также оформленные в виде таблиц нормативы, ставки, индексы, используемые для расчетов показателей отдельных хозяйственных операций, сумм налогов.

Раздел «Основные нормативные документы» носит справочный характер и включает основные законодательные и нормативные ведомственные акты, регулирующие аудиторскую деятельность и порядок ведения бухгалтерского учета.

Базы данных системы «Ассистент Аудитора» представляют собой набор аудиторских процедур, оформленных в виде анкет-вопросников, бланков, рабочих карт, методик, справочных таблиц. Большая часть документов, включенных в базы данных, является оригинальными авторскими разработками, созданными специалистами с большим практическим опытом аудита. Информационные ресурсы ИС «Ассистент Аудитора» постоянно пополняются, обновляются, актуализируются в соответствии с изменениями в законодательной и нормативной базе по аудиту и бухгалтерскому учету.

Известны и другие подходы и разработки в этой области. Одна из них, подробно описанная в работе [30], включает два блока: систему компьютеризации внешнего аудита и систему компьютеризации внутреннего аудита.

Компьютерная система для внешнего аудита должна отличаться универсальностью. Она привносится на объект аудита извне, а потому должна учитывать общие стандарты и обладать способностью настройки на операционные среды компьютеров клиентов. Как всякая система обработки она включает функциональную и обеспечивающую части. Функциональная часть системы представлена следующими комплексами задач: «Администрация», «Персонал», «Отчетность», «Консультации».

Комплекс «Администрация» предназначен для реализации функции оценки эффективности действий руководства в выборе стратегии финансово-хозяйственной деятельности и текущих решений в отчетном периоде. Здесь решаются задачи аудита заемных средств, финансовой прочности, гибкости стратегии развития, финансовой устойчивости, платежеспособности, комплексного аудиторского анализа.

Комплекс «Персонал» служит оценке существующих на предприятии систем учета финансово-хозяйственных операций, а также выявлению преднамеренных или случайных ошибок учетного персонала. Выделяются две группы задач. Первая группа задач предназначена для проверки бухгалтерской документации, имеющей отношение к отдельным статьям баланса. Вторая группа выполняет анализ финансовых операций по участкам: аудит учета основных средств, аудит учета валютных средств и расчетных операций, аудит источников средств предприятия, аудит учета затрат на производство, аудит учета труда и заработной платы. Комплекс «Персонал» базируется на технологии контрольно-советующих систем.

Комплекс «Отчетность» обеспечивает проверку финансовой и другой отчетности, контроль согласованности показателей отчетной документации, контроль правильности расчетов.

Комплекс «Консультирование» предназначен для выработки и обоснования действий администрации в последующий период. Состав задач этого комплекса определяется составом задач комплекса «Администрация», но при этом вырабатываются консультационные советы по улучшению состояния дел в последующий период по каждой задаче.

Компьютерная система внутреннего аудита более специализирована и отражает особенности конкретных организаций. Они стационарны и более развиты. Система включает два комплекса задач: «Документация» и «Консультирование».

Комплекс «Документация» предназначен для проверки правильности отображения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерских документах и отчетности. Задачи этого комплекса аналогичны задачам комплексов «Персонал» и «Отчетность» системы внешнего аудита.

Комплекс «Консультирование» позволяет на основании отчетности предприятия определить направления его развития и оказывает помощь в принятии управленческих решений. Он включает задачи комплексного диагностирования: финансового состояния, рентабельности, финансово-имущественного состояния.

Создаваться система внутреннего аудита может на базе локальных файлов, баз данных, баз знаний. Последние системы относятся к разряду интеллектуальных, они реализуются на базе экспертных систем. Экспертная система для внутреннего аудита включает стандартные блоки (базу знаний, блок приобретения знаний, блок логических выводов, блок объяснений), а также нестандартные блоки (блок локального диагноза и блок общего диагноза). Последние блоки содержат знания экспертов по аудиту в виде правил, позволяющих определять диагноз и получать рецепт «лечения» предприятия, т.е. перечень мероприятий, действий, процедур для выхода из сложной экономической ситуации.

Отечественный рынок специальных информационных систем аудита только начинает развиваться. Зарубежный рынок представлен аудиторскими программами двух типов: специальными программными средствами компьютерного аудита и специальными программными средствами поддержки аудиторских процедур. Первый тип программ предназначен для проведения аудита непосредственно компьютерной системы клиента путем ее тестирования с использованием различных методов. Результатом является заключение о фактической работоспособности процедур контроля в системе, что позволяет оценить риск неэффективности контроля и определить возможность использования базы данных клиента при проведении аудиторской проверки. Второй тип программ обеспечивает работу с большими массивами проверяемых данных при выполнении аудиторских процедур (например, проверку и анализ записей, сопоставление данных различных файлов, разметку и распечатку выборок, генерацию отчетов и т.д.). Такие системы являются эффективным инструментом решения многих задач аудита, но на практике они часто используются совместно с другими программными средствами для аудиторской проверки.

1. Каким стандартом должен руководствоваться аудитор, проводя проверку в компьютерной среде?

2. На что следует обращать внимание аудитору при изучении и оценке АИС экономического объекта в ходе аудиторской проверки?

3. Может ли аудитор предложить клиенту заменить действующую систему обработки данных на известную ему систему, с которой он привык работать?

4. Может ли аудитор дать оценку составу задач, выполняемых клиентом с использованием тех или иных программных средств и дать предложения по расширению этого состава?

5. Какие основные моменты должен отметить аудитор при изучении документооборота экономического объекта?

6. На какие моменты должен обратить внимание аудитор при изучении и оценке способов ввода и формирования записей о хозяйственных операциях, их хранения?

7. Какие моменты должны быть отмечены аудитором при оценке надежности средств внутреннего контроля в среде компьютерной обработки данных?

8. Какие основные моменты отмечаются аудитором при оценке системы защиты данных?

9. Как проверяются и оцениваются аудитором правильность алгоритмов расчетов компьютерной системы клиента?

10. Дает ли аудитор оценку механизму работы с выходной информацией в компьютерной системе клиента?

11. Какие аудиторские риски вносит использование компьютерной системы обработки данных у клиента? Назовите их основные группы. Для чего необходимо выявлять и оценивать эти риски?

12. Какие дополнительные требования предъявляются к аудитору, проводящему аудит в среде компьютерного учета?

13. Чем следует руководствоваться при проведении аудита в компьютерной среде?

14. Каковы особенности получения аудиторских доказательств при проведении аудита в компьютерной среде?

15. Каковы особенности документирования аудита при проведении его в компьютерной среде?

16. Какие аудиторские инструменты применяются при выполнении аудиторских процедур с использованием компьютеров?

17. Дайте классификацию программных средств, используемых в аудиторской деятельности.

18. Определите роль программных средств каждой подгруппы ППП общего и проблемно-ориентированного назначения в аудиторской деятельности.

19. Приведите примеры специальных информационных систем аудита и дайте их характеристики.

© Центр дистанционного образования МГУП