Московский государственный университет печати

Донцова Л.В., Никифорова Н.А.


         

Анализ финансовой отчетности

Учебное пособие


Донцова Л.В., Никифорова Н.А.
Анализ финансовой отчетности
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Предисловие

2.

1. ФИНАНСОВАЯ (БУХГАЛТЕРСКАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ - ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

2.1.

1.1. Цель, основные понятия, задачи анализа финансовой отчетности

2.2.

1.2. Понятие, состав и порядок заполнения форм финансовой (бухгалтерской) отчетности

2.2.1.

1.2.1. Об объеме бухгалтерской отчетности

2.2.2.

1.2.2. Требования, предъявляемые к достоверности отчетности

2.2.3.

1.2.3. Пользователи финансовой отчетности

2.2.4.

1.2.4. Отчетный период и отчетная дата

2.2.5.

1.2.5. Порядок составления форм отчетности

2.2.6.

1.2.6. Роль пояснительной записки в раскрытии информации

2.2.7.

1.2.7. Порядок подписания финансовой отчетности

2.2.8.

1.2.8. Адреса и сроки представления финансовой отчетности

2.2.9.

1.2.9. Порядок внесения изменений в отчетность организации

2.2.10.

1.2.10. Публичность финансовой отчетности

2.2.11.

1.2.11. Аудит финансовой отчетности

2.3.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

2.3.1.

1.3.1 .Содержание бухгалтерского баланса

2.3.2.

1.3.2. Содержание отчета о прибылях и убытках

2.3.3.

1.3.3. Содержание отчета об изменениях капитала

2.3.4.

1.3.4. Содержание отчета о движении денежных средств

2.3.5.

1.3.5. Содержание приложения к бухгалтерскому балансу

2.4.

1.4. Последовательность анализа финансовой отчетности

2.5.

1.5. Влияние инфляции на данные финансовой отчетности

2.5.1.

1.5.1. Сопоставимость данных отчетности

2.5.2.

1.5.2. Инфляция и финансовые отчеты

3.

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

4.

3. АНАЛИЗ ФОРМЫ №1 «БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС»

4.1.

3.1. Общая оценка структуры имущества организации и его источников по данным баланса

4.2.

3.2. Результаты общей оценки структуры активов и их источников по данным баланса

4.3.

3.3. Анализ ликвидности бухгалтерского

4.4.

3.4. Расчет и оценка финансовых коэффициентов платежеспособности

4.5.

3.5. Критерии оценки несостоятельности (банкротства) организаций

4.6.

3.6. Определение характера финансовой устойчивости организации. Расчет и оценка по данным отчетности финансовых коэффициентов рыночной устойчивости

4.6.1.

3.6.1. Анализ показателей финансовой устойчивости

4.6.2.

3.6.2. Анализ достаточности источников финансирования для формирования запасов

4.7.

3.7. Классификация финансового состояния организации по сводным критериям оценки бухгалтерского баланса

4.8.

3.8. Анализ показателей внутригодовой динамики

4.9.

3.9. Общая оценка деловой активности организации. Расчет и анализ финансового

5.

4. АНАЛИЗ ФОРМЫ № 2 «ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ»

5.1.

4.1. Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности

5.2.

4.2. Анализ затрат, произведенных организацией

5.2.1.

4.2.1. Основные виды и признаки классификации расходов организации

5.2.2.

4.2.2. Анализ расходов по элементам

5.3.

4.3. Анализ влияния факторов на прибыль

5.4.

4.4. Анализ динамики прибыли

5.5.

4.5. Факторный анализ рентабельности организации

5.6.

4.6. Сводная система показателей рентабельности организации

5.7.

4.7. Оценка воздействия финансового рычага

5.7.1.

4.7.1. Сущность финансового рычага

5.7.2.

4.7.2. Связь между экономической рентабельностью и рентабельностью собственного капитала

5.7.3.

4.7.3. Расчет коэффициента финансового рычага

6.

5. АНАЛИЗ ФОРМЫ №3 «ОТЧЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА»

6.1.

5.1. Источники финансирования активов

6.2.

5.2. Оценка состава и движения собственного капитала

6.2.1.

5.2.1. Анализ состава и движения собственного капитала

6.2.2.

5.2.2. Расчет и оценка чистых активов

7.

6. АНАЛИЗ ФОРМЫ № 4 «ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ»

7.1.

6.1. Анализ движения денежных средств по данным отчетности

8.

7. АНАЛИЗ ФОРМЫ № 5 «ПРИЛОЖЕНИЕ К БУХГАЛТЕРСКОМУ БАЛАНСУ»

8.1.

7.1. Состав и оценка движения заемных средств

8.2.

7.1. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

8.2.1.

7.2.1. Анализ дебиторской задолженности

8.2.2.

7.2.2. Анализ кредиторской задолженности

8.3.

7.3. Анализ амортизируемого имущества

8.3.1.

7.3.1. Анализ нематериальных активов

8.3.2.

7.3.2. Анализ основных средств

8.4.

7.4. Анализ движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений

8.4.1.

7.4.1. Сущность и отличия понятий инвестиций и финансовых вложений

8.4.2.

7.4.2. Задачи анализа инвестиций

8.4.3.

7.4.3. Основные показатели анализа доходности ценных бумаг

8.5.

7.5. Пояснительная записка к годовому бухгалтерскому отчету

9.

8. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГНОЗНОГО БАЛАНСА

10.

9. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ

10.1.

9.1. Сущность и основные понятия консолидированной отчетности

10.2.

9.2. Процедуры и принципы подготовки и представления консолидированной отчетности

10.3.

9.3. Методы первичной консолидации

10.4.

9.4. Последующая консолидация

10.5.

9.5. Анализ консолидированной отчетности

11.

10. СПЕЦИФИКА СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

11.1.

10.1 Сущность и назначение сегментарной отчетности

11.2.

10.2. Раскрытие информации по отчетным сегментам

11.3.

10.3. Этапы создания сегментарной отчетности организации

12.

ПРИЛОЖЕНИЯ

12.1.

Приложение 1

12.2.

Приложение 2

12.3.

Приложение 3

12.4.

Приложение 4

12.5.

Приложение 5

12.6.

Приложение 6

12.7.

Приложение 7

12.8.

Приложение 8

13.

ЛИТЕРАТУРА

Указатели
20   указатель иллюстраций
Рис. 4.1. Факторы, влияющие на прибыль Рис. 4.2. Классификация затрат Рис. 4.3. Динамика прибыли от продаж и факторов, влияющих на нее Рис. 4.4. Динамика показателей прибыли организации в течении отчетного года Рис. 4.5. Диаграмма динамики рентабельности организации Рис. 4.6. Влияние факторов на рентабельность собственного капитала

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

Прибыль - это положительный финансовый результат деятельности организации. Отрицательный результат называется убыток.

Прибыль (убыток) - это разница между всеми доходами организации и всеми ее расходами.

С философской точки зрения прибыль можно определить так: «Это функция времени и вознаграждение за терпение».

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:

  1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ, расчет в колонке 5 таблицы 4.1);
  2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ, расчет в колонках 6, 7, 8 таблицы 4.1);
  3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);
  4. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

1. Абсолютное отклонение:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- прибыль базисного периода;

<?xml version="1.0"?>
- прибыль отчетного периода;

<?xml version="1.0"?>
- изменение прибыли.

2. Темп роста

<?xml version="1.0"?>

3. Уровень каждого показателя относительно выручки от продажи (в %)

<?xml version="1.0"?>

Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периодах.

4. Изменение структуры:

<?xml version="1.0"?>

(уровень отчетного периода - уровень базисного периода).

Новая страница 1

Таблица 4.1

Анализ прибыли

(тыс. руб.)

Наименование показателя Код строки За отчетный период За аналогичный период прошлого года Отклонение (+, -) Уровень в % к выручке в отчетном периоде Уровень в % к выручке в базисном периоде Отклонение уровня
1 2 3 4 5=3-4 6 7 8=6-7
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (В)) 010 106969 99017 +7952 100 100 -
В том числе:
готовой продукции
011 88988 80504 +8484 83,2 81,3 +1,9
товаров 012 12533 14652 -2119 11,7 14,8 -3,1
услуг промышленного характера 013 5448 3861 +1587 5,1 3,9 +1,2
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (С) 020 69744 70203 -459 65,2 70,9 -5,7
В том числе:
готовой продукции
021 59470 60254 -784 55,6 60,9 -5,3
товаров 022 6893 7305 -412 6,4 7,4 -1,0
услуг промышленного характера 023 3381 2644 737 3,2 2,7 0,5
Валовая прибыль 029 37225 28814 8411 34,8 29,1 5,7
Коммерческие расходы (КР) 030 5562 594 +4968 5,2 0,6 +4,6
Управленческие расходы (УР) 040 3102 198 +2904 2,9 0,2 +2,7
Прибыль (убыток) от продаж (стр. 010-020-030-040) (ПП) 050 28561 28022 +539 26,7 28,3 -1,6
Проценты полученные (%пол) 060 1610 4654 -3044 1,5 4,7 -3,2
Проценты к уплате (%упл) 070 3102 4188 -1086 2,9 4,2 -1,3
Доходы от участия в других организациях (ДрД) 080 4814 1064 +3750 4,6 1,1 +3,5
Прочие операционные доходы (ПрОД) 090 749 600 +149 0,7 0,6 +0,1
Прочие операционные расходы (ПрОР) 100 11344 3584 +7760 10,6 3,6 +7,0
Прочие внереализационные доходы (ВнД) 120 1604 495 +1190 1,5 0,5 +1,0
Прочие внереализационные расходы (ВнР) 130 642 1715 -1073 0,6 1,7 -1,1
Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 050+060-070+080+090-100+120-130) (ПБ) 140 22250 25348 -3098 20,8 25,6 -4,8
Налог на прибыль (н/п) 150 6675 8872 -2197 - - -
Прибыль (убыток) от обычной деятельности (ПОД) 160 15575 16476 -901 14,6 16,6 -2
Чрезвычайные доходы (ЧД) 170 - - - - - -
Чрезвычайные расходы (ЧР) 180 - - - - - -
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 160+170-180) (ПЧ) 190 15575 16476 -901 14,6 16,6 -2

5. Факторный анализ

На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы. По сути, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. А другие оказывают косвенное влияние, через какие-либо показатели (рис. 4.1 Рис. 4.1. Факторы, влияющие на прибыль). В данном случае величину воздействия определить можно только с определенной долей вероятности или вообще невозможно.

На сумму чистой прибыли влияют все показатели-факторы, определяющие ее:

<?xml version="1.0"?>

Это факторная модель аддитивного вида.

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- валовая прибыль;

<?xml version="1.0"?>
- прибыль от продаж;

<?xml version="1.0"?>
- прибыль бухгалтерская (до налогообложения);

<?xml version="1.0"?>
- прибыль от обычной деятельности;

<?xml version="1.0"?>
- чистая (нераспределенная) прибыль.

Основными факторами, влияющими на прибыль предприятия, являются, прежде всего, выручка от продажи продукции, товаров (работ, услуг) или доход от основной деятельности и расходы (себестоимость и прочие). Что касается выручки, то на ее объем влияют такие показатели, как количество реализованной продукции (товаров) и цена продажи. Расчет влияния выручки на прибыль организации мы приведем в другом параграфе, а сейчас - о затратах.

Имея только «Отчет о прибылях и убытках» (ф. № 2), проанализировать влияние изменения затрат на прибыль можно, но оценить влияние факторов на изменение самих затрат - нельзя. Для такого анализа необходимо располагать данными управленческого учета и формой № 5. В пункте 6 формы № 5 отражены расходы, произведенные организацией в отчетном и прошлом году, сгруппированные по экономическим элементам. На рисунке 4.2 Рис. 4.2. Классификация затрат показана схема классификации состава затрат по различным признакам.

Признаки классификации затрат

Прежде чем приступить к анализу затрат, необходимо определить различия в понятиях: выплаты, себестоимость, расходы, затраты.

Выплата - это передача (наличный расчет) или перечисление (безналичный расчет) денежных средств организации другой организации или физическому лицу с полным отчуждением этих средств.

Себестоимость продукции - это выраженные в денежном измерении расходы предприятия (за определенный период времени на изготовление продукции, находящейся на различных стадиях готовности: в незавершенном производстве, на складе готовой продукции, отгруженной в данном периоде покупателю. Различают общую себестоимость продукции и себестоимость единицы продукции. Чем выше производственные затраты, тем выше себестоимость. Себестоимость - это расходы на простое воспроизводство, текущие расходы конкретного производителя.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Затраты - это выраженная в денежном измерении стоимость каких-либо ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), использованных на обеспечение процесса расширенного воспроизводства. В отличие от общего понятия «издержек» (кроме издержек обращения) понятие «затрат» в бухгалтерском учете относится прежде всего не к поглощающим объектам, а к поглощающим ресурсам. Понятие «затраты» шире, чем понятие «себестоимость», которая представляет собой затраты на простое воспроизводство, текущие расходы конкретного производителя. Затраты увеличивают стоимость определенного вида активов (например, незавершенного производства). При этом или уменьшается стоимость других активов (например, товарно-материальных ценностей), или увеличиваются обязательства к выплате. Затраты отражаются дебетовыми оборотами соответствующих активных счетов: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и других. К категории затрат также относятся активы, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу».

На рисунке 4.2 представлен один из возможных вариантов классификации расходов предприятия по различным признакам.

Качество анализа расходов зависит от качества исходной информации. По данным финансовой отчетности выполнить полный анализ затрат невозможно. Для этого необходимо располагать данными аналитического и синтетического учета. Для того чтобы проанализировать расходы и по видам, и по продуктам, и по затратным центрам можно составлять соответствующие аналитические таблицы.

Используя данные п. 6 формы № 5, составим таблицу 4.2. В отчетном году по сравнению с прошлым годом расходы предприятия возросли на 7413 тыс. руб., или на 10,4%. В составе всех элементов затрат произошли некоторые изменения. Так, в отчетном году на 19,3% по сравнению с прошлым годом снизились материальные затраты, а их доля сократилась на 17,5%. Остальные элементы затрат организации в отчетном году увеличились. Сумм затрат на оплату труда выросла на 7647 тыс. руб., или на 57,5%, а их доля увеличилась по сравнению с прошлым годом на 7,98%. Отчисления на социальные нужды и амортизация основных средств также возросли на 66,7 и 57,8%, соответственно. Значительный темп роста прочих затрат у организации (в 2 раза) произошел за счет существенного увеличения управленческих расходов (в частности общехозяйственных), а также иных косвенных расходов.

Новая страница 1

Таблица 4.2

Анализ расходов организации по элементам

(тыс. руб.)

Виды затрат

За предыдущий год За отчетный год Отклонения Темп роста, %
Сумма В % Сумма В % Сумма Уд. веса, %
1. Материальные затраты 46142 64,9 37239 47,49 -8903 -17,50 80,7
2. Затраты на оплату труда 13295 18,73 20942 26,71 +7647 +7,98 157,5
3. Отчисления на социальные нужды 5603 7,89 9339 11,92 +3736 +4,06 166,7
4. Амортизация ОС 4147 5,84 6542 8,34 +2395 +2,50 157,8
5. Прочие затраты 1808 2,55 4346 5,54 +2538 +2,99 204,4
Итого 70995 100 78408 100 +7413 - 110,4

Методика расчета влияния факторов на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги (данные из таблицы 4.1):

1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».

Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации - это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 19%.

Тогда индекс цены <?xml version="1.0"?>

Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна

<?xml version="1.0"?>

где В' - выручка от продажи в сопоставимых ценах;

<?xml version="1.0"?>
- выручка о продажи продукции в отчетном периоде.

Для анализируемой организации выручка в сопоставимых ценах составит:

<?xml version="1.0"?>

Следовательно, выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом увеличилась за счет роста цены на 17079,1 тыс. руб.

<?xml version="1.0"?>

<?xml version="1.0"?>

Сокращение количества реализуемой продукции привело к уменьшению выручки в отчетном периоде на 9127,1 тыс. руб., а общий прирост выручки (+7952 тыс. руб.) получился за счет повышения цен на 19%. В данном случае прирост качественного фактора перекрыл негативное влияние количественного фактора.

1.1. Расчет влияния фактора «Цена»

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:

<?xml version="1.0"?>

<?xml version="1.0"?>

Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 19% привел к увеличению суммы прибыли от продажи на 4833,4 тыс. руб.

1.2. Расчет влияния фактора «Количество проданной продукции (товаров)»

Влияние на сумму прибыли от продажи (ПП) изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количества проданной продукции»;

<?xml version="1.0"?>
- соответственно выручка от продажи в отчетном (1) и базисном (0) периодах;

<?xml version="1.0"?>
- показатель (*), изменение выручки от продажи под влиянием цены;

<?xml version="1.0"?>
- рентабельность продаж в базисном периоде (табл. 3.1).

Для анализируемой организации:

<?xml version="1.0"?>

Таким образом, влияние получилось отрицательным, т.е. в результате сокращения в отчетном периоде объема полученной выручки в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи уменьшилась на 2583 тыс. руб., потому что на выручку помимо цены влияет и количество реализуемой продукции (товаров):

2. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.

<?xml version="1.0"?>

Здесь при анализе нужно быть внимательным, так как расходы - это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. Если мы посмотрим таблицу 4.1, то увидим, что себестоимость в отчетном периоде снизилась на 459 тыс. руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи уменьшился на 5,7%. Поэтому экономия привела к увеличению суммы прибыли от продажи на 6097 тыс. руб.

3. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы»

Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах.

<?xml version="1.0"?>

Таким образом, перерасход по коммерческим расходам в отчетном периоде и повышение их уровня на 4,6% привели к уменьшению суммы прибыли от продажи на 4920,3 тыс. руб.

4. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы»

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах.

<?xml version="1.0"?>

Это означает, что перерасход по управленческим расходам в отчетном периоде по сравнению с прошедшим и повышение их уровня на 2,7% уменьшил сумму прибыли на 2888,1 тыс. руб.

Остальные показатели - факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности и чрезвычайные - не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида.

Влияние фактора определяется по колонке 5 в таблице 4.1 (абсолютные отклонения). Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель-фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.

Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного периода.

Новая страница 1

Таблица 4.3

Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль отчетного периода

Показатели-факторы

Сумма, тыс. руб.
1. Количество проданной продукции (работ, услуг) -2583,0
2. Изменение цен на реализованную продукцию +4833,4
3. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг +6097
4. Коммерческие расходы -4920,3
5. Управленческие расходы -2888,1
6. Проценты к получению -3044
7. Проценты к уплате +1086
8. Доходы от участия в других организациях +3750
9. Прочие операционные доходы +149
10. Прочие операционные расходы -7760
11. Прочие внереализационные доходы +1109
12. Прочие внереализационные расходы +1073
13. Налог на прибыль +2197
Совокупное влияние факторов -901

Используя промежуточные отчеты о прибылях и убытках, можно проанализировать внутригодовую динамику изменения прибыли и рентабельности организации.

По данным приложения 8 можно сделать расчет влияния факторов на изменение прибыли организации (см. табл. 4.4).

По данным таблицы 4.4 можно сделать следующие выводы: в I квартале отчетного года прибыль организации снизилась на 28151 тыс. руб. в результате отрицательного влияния всех факторов, кроме цен. Наибольшее снижение прибыли произошло из-за резкого сокращения количества проданной продукции (на 13201 тыс. руб.) и за счет повышения на 18,258% уровня себестоимости проданной продукции (на 9953,8 тыс. руб.) (см. рис. 4.3 Рис. 4.3. Динамика прибыли от продаж и факторов, влияющих на нее).

Во II квартале отрицательная тенденция снижения прибыли продолжалась, но не так резко (-3024 тыс. руб.). На это повлияло, в основном, повышение уровней себестоимости продукции (на 3,401%) и коммерческих расходов (на 2,298%), и в результате этих изменений прибыль снизилась на 2271,3 и 1534,6 тыс. руб. соответственно.

В III квартале произошел перелом в деятельности организации в сторону улучшения. Прибыль впервые за год увеличилась на 15744 тыс. руб. Произошло это, в основном, за счет снижения уровня себестоимости продукции (на 16,151%) и снижения уровня управленческих расходов организации (на 2,876%). За счет изменения этих факторов прибыль повысилась на 14359,4 и 2556,8 тыс. руб. соответственно.

В IV квартале положение организации еще более укрепилось, и прирост прибыли составил 15970 тыс. руб. За счет снижения уровня себестоимости проданной продукции на 11,208% прибыль увеличилась на 11988,8 тыс. руб., за счет увеличения количества проданной продукции - на 1836,6 тыс. руб., за счет снижения уровня управленческих расходов прирост прибыли организации составил 1613,2 тыс. руб.

В целом за отчетный год прирост прибыли организации составил + 1,92%, или 539 тыс. руб.

Новая страница 1

Таблица 4.4

Внутригодовая динамика влияния факторов на прибыль организации

(тыс. руб.)

Показатели

За I квартал За II квартал За III квартал За IV квартал За год
1. Выручка в сопоставимых ценах* 52370 63356,7 84997,1 101875,2 89889,9
2. Влияние на выручку изменения цен 2147,2 3421,3 3909,9 5093,8 17079,1
3. Влияние на выручку изменения количества проданной продукции -46646,2 8838,7 18219,1 12968,2 -9127,1
4. Влияние на прибыль изменения количества проданной продукции -13201,0 -20,9 -860,2 1836,6 -2583,0
5. Влияние на прибыль изменения цен 607,7 -8,1 -184,6 721,4 4833,4
6. Влияние на прибыль изменения уровня себестоимости проданной продукции -9953,8 -2271,3 14359,4 11988,8 6097,0
7. Влияние на прибыль изменения уровня коммерческих расходов -1079,9 -1534,6 -127,4 -189,9 -4920,3
8. Влияние на прибыль изменения уровня управленческих расходов -4524,0 810,9 2556,8 1613,2 -2888,1
9. Изменение прибыли (убытка) организации за отчетный период -28151,0 -3024,0 +15744,0 +15970,0 +539,0

* Для расчета выручки в сопоставимых ценах использованы средние индексы потребительских цен по кварталам 200_ года: I квартал - 1,041; II квартал - 1,054; III квартал - 1,046; IV квартал - 1,05; в среднем за отчетный год -1,19.

Рисунок 4.4 Рис. 4.4. Динамика показателей прибыли организации в течении отчетного года наглядно отражает изменение основных показателей прибыли (убытка) организации.

Третьей составляющей понятия «результативность» являются показатели прибыльности или рентабельности.

По данным «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2) можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность продаж (<?xml version="1.0"?>
) - это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

<?xml version="1.0"?>

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

1. Влияние изменения выручки от продажи на <?xml version="1.0"?>
:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- отчетная и базисная выручка,

<?xml version="1.0"?>
- отчетная и базисная себестоимость;

<?xml version="1.0"?>
- отчетные и базисные коммерческие расходы;

<?xml version="1.0"?>
- управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

<?xml version="1.0"?>

2. Влияние изменения себестоимости продажи на <?xml version="1.0"?>
:

<?xml version="1.0"?>

<?xml version="1.0"?>

3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж <?xml version="1.0"?>
:

<?xml version="1.0"?>

<?xml version="1.0"?>

4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж <?xml version="1.0"?>
:

<?xml version="1.0"?>

<?xml version="1.0"?>

Совокупное влияние факторов составляет:

<?xml version="1.0"?>

<?xml version="1.0"?>

Рентабельность продаж отчетного периода снизилась по сравнению с рентабельностью прошедшего периода на 1,6% (табл. 4.1).

Чистая рентабельность организации в отчетном периоде рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли отчетного периода к выручке от продажи:

<?xml version="1.0"?>

и, следовательно, на эту рентабельность (<?xml version="1.0"?>
) оказывают влияние факторы, формирующие чистую прибыль отчетного периода.

На чистую рентабельность отчетного периода (<?xml version="1.0"?>
) оказывают влияние (кроме выше перечисленных) изменения уровней всех показателей факторов:

<?xml version="1.0"?>

<?xml version="1.0"?>

Таким образом, повышение рентабельности отчетного периода на 1,5% произошло под влиянием, в основном, снижения показателей уровня рентабельности продаж и уровня процентов к получению, а также за счет относительного перерасхода прочих операционных расходов.

Анализ динамики рентабельности

Анализ динамики рентабельности организации проводится также на основе расчетных показателей приложения 8 (рис. 4.5 Рис. 4.5. Диаграмма динамики рентабельности организации).

Влияние факторов на изменение рентабельности рассчитывается методом цепной подстановки. В таблице 4.5 приведены расчеты влияния факторов на рентабельность продаж и чистую рентабельность организации за каждый квартал отчетного года и в целом за анализируемый период. Деятельность организации была убыточной в I и II кварталах отчетного года, а прибыльной - в III и IV кварталах.

Таблица 4

Таблица 4.5

Динамика влияния факторов на рентабельность продаж организации

(%)

Факторы, влияющие на рентабельность

Расчет влияния факторов
I квартал II квартал III квартал IV квартал В целом за год
1. Выручка от продажи -58,523 +18,403 +26,065 -42,699 +5,330
2. Себестоимость +39,613 -19,770 -6,887 +24,052 +0,429
3. Коммерческие расходы -1,491 -2,772 -1,358 +23,369 -4,644
4. Управленческие расходы -8,135 -0,346 +1,063 +7,817 -2,715
5. Рентабельность (убыточность) продаж -28,537 -4,485 18,884 12,538 -1,600
6. Проценты к получению -4,308 -0,246 +0,156 +1,203 -3,195
7. Проценты к уплате -2,706 +3,380 +1,186 -0,531 +1,330
8. Доходы от участия в других организациях -0,895 -0,096 -0,052 +4,469 +3,426
9. Прочие операционные доходы -0,567 +0,062 +0,130 +0,470 +0,094
10. Прочие операционные расходы -3,347 -0,624 -1,594 -1,420 -6,985
11. Прочие внереализационные доходы -0,401 -0,065 +0,947 +0,518 +1,000
12. Прочие внереализационные расходы -1,362 +1,467 -1,460 +2,487 +1,132
13. Налог на прибыль +8,138 +0,227 -0,359 -5,286 +2,720
14. Чрезвычайные доходы - - - - -
15. Чрезвычайные расходы - - - - -
16. Чистая рентабельность (убыточность) -33,984 -0,380 17,838 14,447 -2,079

Кроме проанализированных коэффициентов рентабельности различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, перманентных средств (табл. 4.6).

Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единственной базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы.

Валовая рентабельность (<?xml version="1.0"?>
) отражает величину валовой прибыли в каждом рубле реализованной продукции (работ, услуг). В зарубежной практике этот показатель называется маржинальным доходом (коммерческой маржой).

Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ не таких традиционных показателей прибыльности, как затратоотдача (<?xml version="1.0"?>
), которая показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 рубль затрат. Более информативным является анализ рентабельности активов (<?xml version="1.0"?>
) и рентабельности собственного капитала (<?xml version="1.0"?>
).

Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.

Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является экономическая рентабельность (показатель <?xml version="1.0"?>
, в таблице 4.6), его еще принято называть рентабельностью активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. От его уровня, в частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

В показателе рентабельности активов (<?xml version="1.0"?>
) результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является, главным образом (почти на 98%), результатом от продажи продукции (работ, услуг). Выручка от продажи - показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен продажи, а натуральный объем производства и продажи определяется стоимостью имущества.

Новая страница 1

Таблица 4.6

Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)

№ п/п

Наименование показателя

Способ расчета

Пояснения

1 Рентабельность продаж Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции
2 Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности Показывает уровень прибыли после выплаты налога
3 Чистая рентабельность Показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу продукции
4 Экономическая рентабельность Показывает эффективность использования всего имущества организации
5 Рентабельность собственного капитала Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика R5 оказывает влияние на уровень котировки акций
ЧАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
6 Валовая рентабельность Показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки
7 Затратоотдача Показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 тыс. руб. затрат
8 Рентабельность перманентного капитала Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок
9 Коэффициент устойчивости экономического роста Показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности

Если преобразовать формулу рентабельности активов, введя множитель

<?xml version="1.0"?>

то она примет следующий вид:

<?xml version="1.0"?>

Таким образом, мы приходим к известной формуле, разработанной в фирме «Дюпон де Немур». Эта формула Дюпона позволяет определить, какие факторы в наибольшей степени влияют на экономическую рентабельность.

Можно сказать, что рентабельность активов - показатель, производный от выручки.

Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т.е. ускорении оборачиваемости активов (ресурсоотдачи). И наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста бухгалтерской (до налогообложения) рентабельности.

Имеет ли значение для оценки финансово-хозяйственной деятельности организации, за счет каких факторов растет или снижается рентабельность активов? Безусловно, имеет. Потому что у разных предприятий неодинаковы возможности повышения рентабельности продаж и увеличения объема реализации.

Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Однако эти способы временные и недостаточно надежны в нынешних условиях. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции (работ, услуг), необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

В теории финансового анализа содержится оценка оборачиваемости и рентабельности активов по отдельным его составляющим: оборачиваемости и рентабельности материальных оборотных средств, средств в расчетах, собственных и заемных источников средств. Однако, на наш взгляд, сами по себе эти показатели малоинформативны. Чисто арифметически, в результате уменьшения знаменателей при расчете этих показателей по сравнению со знаменателем показателя рентабельности или оборачиваемости всех активов, мы имеем более высокую рентабельность и оборачиваемость отдельных элементов капитала.

При анализе экономической рентабельности, безусловно, нужно принимать во внимание роль отдельных его элементов. Но зависимость, на наш взгляд, целесообразно строить не через оборачиваемость элементов, а через оценку структуры капитала в увязке с динамикой его оборачиваемости и рентабельности. Из формулы <?xml version="1.0"?>
хорошо видны возможные пути повышения экономической рентабельности - пути увеличения прибыльности капитала.

Показатель рентабельности собственного капитала (<?xml version="1.0"?>
) позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования (рис. 4.6 Рис. 4.6. Влияние факторов на рентабельность собственного капитала).

Следует отметить, что факторам, представленным на этой схеме, и по уровню значений, и по тенденции изменения присуща отраслевая специфика, о которой не следует забывать, проводя анализ. Так, показатель ресурсоотдачи (<?xml version="1.0"?>
) может иметь относительно невысокое значение при высокой капиталоемкости. Показатель рентабельности продаж (<?xml version="1.0"?>
) при этом будет высоким. Относительно низкое значение коэффициента финансовой независимости (<?xml version="1.0"?>
) может быть только в организациях, имеющих стабильное и прогнозируемое поступление денежных средств за свою продукцию (работы, услуга). Это же относится к организациям, имеющим значительную долю ликвидных активов.

Таким образом, в зависимости от отраслевой специфики, а также финансово-хозяйственных условий организация может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.

По нашему мнению, анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя.

Первая связана с проблемой выбора стратегии управления финансово-хозяйственной деятельностью организации. Если выбирать стратегию с высоким риском, то необходимо получение высокой прибыли. Или наоборот - небольшая прибыль, зато, почти не рискуя. Одним из показателей риска в бизнесе как раз является коэффициент финансовой независимости (<?xml version="1.0"?>
) - чем ниже его значение, тем в меньшой степени доля собственного капитала увеличивается за счет повышения фактора-коэффициента финансовой независимости. И это положение ослабляет финансовую устойчивость организации.

Вторая особенность связана с проблемой оценки. Числитель и знаменатель рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель, т.е. прибыль, динамичен. Он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары, услуги в основном за истекший период. Знаменатель, т.е. стоимость собственного капитала, складывается в течение ряда лет. Он выражен, как правило, в учетной оценке, которая может существенно отличаться от текущей оценки. Поэтому высокое значение коэффициента <?xml version="1.0"?>
может быть вовсе не эквивалентно высокой отдаче на инвестируемый собственный капитал.

И, наконец, третья особенность связана с временным аспектом деятельности организации. Коэффициент чистой рентабельности (<?xml version="1.0"?>
), влияющий на рентабельность собственного капитала, определяется результативностью работы отчетного периода, а будущий эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Если организация планирует переход на новые технологии или другую деятельность, требующую больших инвестиций, то рентабельность капитала может снижаться. Однако если расходы в дальнейшем окупятся, то снижение рентабельности (<?xml version="1.0"?>
) нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.

В ходе анализа финансового положения организации оценивается и финансовый риск. Финансовый риск - это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты по кредитам и займам. Возрастание финансового риска характеризуется повышением финансового рычага.

Финансовый рычаг определяется степенью использования заемных средств для финансирования различных активов. Увеличение доли заемного капитала в финансировании повышает влияние прироста объема деятельности организации на ее рентабельность. Иными словами, финансовый рычаг - это потенциальная возможность влиять на прибыль организации путем изменения объема и структуры обязательств.

Существуют две концепции финансового рычага:

- рассчитывается коэффициент финансового рычага:

<?xml version="1.0"?>

У анализируемой организации на конец отчетного периода коэффициент финансового рычага равен:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- абсолютное отклонение прибыли за минусом процентов уплаченных, из налога на прибыль за отчетный период;

<?xml version="1.0"?>
- абсолютное отклонение прибыли от продажи за отчетный период;

<?xml version="1.0"?>
- величина прибыли за минусом финансовых расходов в базисном периоде;

<?xml version="1.0"?>
- величина прибыли от продажи в базисном периоде;

Q - количество проданной продукции (товаров);

p - цена единицы продукции;

v - удельные переменные расходы;

НЗ - сумма постоянных расходов;

ФЗ - финансовые расходы (проценты по кредитам и займам и налоги).

- финансовый рычаг рассматривается как приращение к рентабельности собственных средств, получаемое за счет использования заемных средств.

Эффект финансового рычага представляет собой важную концепцию, которая при некоторых условиях позволяет оценить влияние задолженности на рентабельность предприятия.

Финансовый рычаг имеет место в ситуациях, когда в структуре источников формирования капитала (инвестиционных ресурсов) организации содержатся обязательства с фиксированной ставкой процента. В этом случае образуется эффект, аналогичный применению экономического (операционного) рычага, т.е. прибыль после уплаты процентов повышается или снижается более быстрыми темпами, чем изменение в объемах выпускаемой продукции.

Сходство между операционным и финансовым рычагами заключается в том, что оба они предоставляют возможность выиграть от постоянной величины, не меняющейся при изменении масштаба производственной деятельности.

Преимущество финансового рычага заключается в том, что капитал, взятый организацией в долг под фиксированный процент, можно использовать в процессе деятельности таким образом, что он станет приносить прибыль, более высокую, чем уплаченный процент. Разница накапливается как прибыль организации.

Умение вкладывать капитал таким образом, чтобы полученная ставка доходности инвестированного капитала была выше текущей ставки ссудного процента, в западной экономике называется «преимуществом спекуляции капиталом». Оно заключается в том, что нужно взять в долг столько, сколько позволят кредиторы, и затем обеспечить рост ставки доходности собственного капитала на величину разницы между достигнутой ставкой доходности инвестированного капитала и ставкой уплаченного ссудного процента. Противоположный эффект (убыток), конечно, не заставит себя ждать, если организация получит прибыль, меньшую, чем стоимость заемного капитала.

Связь между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью активов (прибыль/актив) отражает важность феномена задолженности.

Рентабельность собственного капитала равна отношению чистой прибыли (т.е. результата после финансовых расходов) к собственному капиталу.

Рентабельность собственного капитала растет с ростом задолженности при прочих равных условиях до тех пор, пока экономическая рентабельность активов выше процентной ставки по кредитам и займам.

Пример. Рассмотрим пример, иллюстрирующий влияние задолженности на рентабельность предприятия.

Предположим три ситуации - А, В, С - идентичные во всех отношениях, за исключением политики задолженности:

  • ситуация А: деятельность финансируется только за счет собственного капитала, показатель задолженности равен нулю;
  • ситуация В: показатель задолженности равен 50%, т.е. деятельность финансируется за счет как собственного, так и заемного капиталов;
  • ситуация С: показатель задолженности равен 60%, т.е. на долю заемного капитала приходится 60% всех источников финансирования.

Процентная ставка по кредитам 25%. В таблице 4.7 приведен пассив баланса в зависимости от финансовой ситуации.

Новая страница 2

Таблица 4.7

Структура пассива баланса в различных ситуациях

(тыс. руб.)

Показатель

Ситуация А Ситуация В Ситуация С
Собственный капитал 312601 156300,5 125040
Задолженность по кредитам и займам 0 156300,5 187561
Итого 312601 312601 312601

Предположим три ситуации относительно экономических условий:

  • если экономическая ситуация благоприятная, то экономическая рентабельность равна 30%;
  • если экономическая ситуация на среднем уровне, то экономическая рентабельность 25%;
  • если экономическая ситуация неудовлетворительная, то экономическая рентабельность 5%.

Новая страница 1

Таблица 4.8

Влияние коэффициентов экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала

Показатели рентабельности собственного капитала Экономическая рентабельность, %
5 25 30
Прибыль от продаж, тыс. руб. 28022 140110 168132
Ситуация А: показатель задолженности 0%
Прибыль от продаж, тыс. руб. 28022 140110 168132
Проценты уплаченные, тыс. руб. 0 0 0
Налог на прибыль (24%), тыс. руб. 6725 33626 40352
Чистая прибыль, тыс. руб. 21297 106484 127780
Рентабельность (убыточность) собственного капитала, % 6,8 34,1 40,9
Ситуация В: заемный капитал 50%
Прибыль от продаж, тыс. руб. 28022 140110 168132
Проценты уплаченные (25% от 156300,5 тыс. руб.), тыс. руб. 39075 39075 39075
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. -11053 101035 129057
Налог на прибыль (24%), тыс. руб. 0 24248 30974
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. -11053 76787 98083
Рентабельность (убыточность) собственного капитала, % -7,1 49,1 62,8
Ситуация С: заемный капитал 60%
Прибыль от продаж, тыс. руб. 28022 140110 168132
Проценты уплаченные (25% от 187561 тыс. руб.), тыс. руб. 46890 46890 46890
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. -18868 93220 121242
Налог на прибыль (24%), тыс. руб. 0 22373 29098
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. -18868 70847 92144
Рентабельность (убыточность) собственного капитала, % -15,1 56,7 73,7

В таблице 4.8 показано влияние вариаций экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала. Этот коэффициент представляет собой отношение чистой прибыли к собственному капиталу, т.е.:

<?xml version="1.0"?>

Из таблицы 4.8 видно, что задолженность усиливает влияние вариаций экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала.

Когда коэффициент экономической рентабельности увеличился с 25 до 30% (т.е. темп прироста составил <?xml version="1.0"?>
), то рентабельность собственного капитала изменяется следующим образом:

  • в ситуации А (кредиты и займы отсутствуют) отмечается рост рентабельности собственного капитала также на 20% <?xml version="1.0"?>
.
  • в ситуации В (заемный капитал 50%) произошло увеличение рентабельности собственного капитала с 49,1 до 62,8%, т.е. прирост на 28%.
  • в ситуации С (заемный капитал 60%) отмечен рост рентабельности собственного капитала с 56,7 до 73,7%, т.е. на 30%.

И наоборот, когда ставка экономической рентабельности падает с 25 до 5%, т.е. уменьшается в 5 раз, рентабельность собственного капитала изменяется следующим образом:

  • в ситуации А (не имеется задолженности) отмечено понижение рентабельности собственного капитала на такую же величину - в 5 раз.
  • в ситуации В рентабельность собственного капитала снизилась с 49,1 до -7,1%, т.е. в 7,9 раза <?xml version="1.0"?>
.
  • в ситуации С рентабельность собственного капитала снизилась с 56,7 до -15,1%, т.е. в 4,8 раза <?xml version="1.0"?>
.

Эффект финансового рычага позитивен, когда коэффициент экономической рентабельности выше процентной ставки по задолженности.

Эффект финансового рычага негативен, когда коэффициент экономической рентабельности ниже процентной ставки по кредиту.

Задолженность может повышать рентабельность собственного капитала предприятия (позитивный эффект рычага), но она может также усиливать понижение экономической рентабельности (негативный эффект).

Рост задолженности влечет за собой также повышенный риск для организации.

В то время как эффект операционного рычага влияет на результат до учета процентов уплаченных и налогов, эффект финансового рычага возникает, когда предприятие имеет задолженность или располагает источником финансирования, который влечет за собой выплату постоянных сумм. Он воздействует на чистую прибыль предприятия и, таким образом, на рентабельность собственного капитала.

Рычаг представляет собой приспособление, позволяющее получить значительное увеличение результата благодаря использованию точки опоры.

Понятие рычага возникает тогда, когда в затратах организации имеются стабильные элементы, не находящиеся в прямой зависимости (в определенных пределах) от объемов выполняемых работ, т.е. постоянные расходы.

Эффект финансового рычага увеличивает влияние роста годового оборота на рентабельность собственного капитала.

Для его измерения подсчитаем коэффициент финансового рычага (<?xml version="1.0"?>
):

<?xml version="1.0"?>

где q - проданное количество изделий;

р - продажная цена единицы изделия;

НЗ - постоянные расходы;

ФЗ - финансовые расходы (проценты уплаченные и налоги).

Пример. Наша организация продает 583 изделия по 28 руб. за единицу. Переменные расходы на единицу изделия составляют 14,68 руб. Постоянные расходы - 4857 тыс. руб. Финансовые расходы равны 2015 тыс. руб.

Каков коэффициент финансового рычага данного предприятия?

<?xml version="1.0"?>

Это означает, что прирост на 1% прибыли до финансовых расходов и налогов (прибыли от продажи) влечет изменение на 3,3% рентабельности собственного капитала. Таким образом, если прибыль до финансовых расходов и налогов увеличится на 5%, то рентабельность собственного капитала увеличится на 16,5% (5x3,3).

Рост задолженности приводит к увеличению коэффициента финансового рычага и одновременно финансового риска предприятия.

Эффект финансового рычага можно объединить с эффектом операционного рычага для получения общего эффекта рычага. За счет этого будет еще больше усилено влияние колебаний прибыли до финансовых расходов и налогов на рентабельность собственного капитала.

Чтобы оценить эффект операционного рычага, рассчитывают коэффициент операционного рычага.

Коэффициент операционного рычага (<?xml version="1.0"?>
) представляет собой частное от деления относительного изменения прибыли от продажи (<?xml version="1.0"?>
) на относительное изменение объема продаж (q).

<?xml version="1.0"?>

Коэффициент операционного рычага зависит от доли постоянных расходов в структуре расходов организации.

Иначе говоря, значение коэффициента операционного рычага выражает чувствительность прибыли от продажи к изменению объема продаж.

Коэффициент операционного рычага может быть также рассчитан на основе следующей формулы:

<?xml version="1.0"?>

где р - цена единицы продукции;

v - переменные расходы на единицу продукции;

НЗ - постоянные расходы.

Коэффициент операционного рычага выражает коммерческий риск предприятия. Коммерческий риск - это неопределенность, связанная с получением прибыли и обусловленная двумя факторами: изменением объемов продажи продукции (товаров) и уровнем условно-постоянных расходов. Постоянные расходы отражают эффективность управления хозяйственной деятельностью.

Чем выше удельный вес постоянных расходов, тем больше коэффициент операционного рычага, тем выше коммерческий риск предприятия.

Общий эффект рычага будет соответствовать в таком случае произведению двух эффектов:

<?xml version="1.0"?>

Если у предприятия высокие значения эффекта операционного и эффекта финансового рычагов, то любое небольшое увеличение годового оборота будет ощутимо отражаться на значении рентабельности собственного капитала.

Контрольные вопросы по главе 4

  1. Что относится к понятию «финансовый результат» деятельности организации?
  2. Какие внешние факторы (не зависящие от деятельности предприятия) влияют на величину прибыли (убытка) организации?
  3. Какие внутренние факторы (зависящие от деятельности предприятия) влияют на величину прибыли (убытка) организации?
  4. Из чего складываются доходы организации?
  5. Какие поступления отражаются в составе операционных доходов организации?
  6. Какие поступления отражаются в составе внереализационных доходов организации?
  7. Какие выплаты и затраты отражаются в составе операционных расходов организации?
  8. Какие выплаты и затраты отражаются в составе внереализационных расходов организации?
  9. Что отражается в составе чрезвычайных доходов и расходов организации?
  10. Как определить и проанализировать прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль?
  11. Перечислите признаки, по которым классифицируются затраты.
  12. Что означает проведение анализа затрат по элементам?
  13. Какие факторы влияют на прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль?
  14. В чем сущность анализа динамики прибыли?
  15. Как рассчитывается рентабельность продаж организации?
  16. Перечислите факторы, влияющие на рентабельность продаж организации.
  17. Какие коэффициенты включаются в сводную систему показателей рентабельности организации?
  18. Какой коэффициент позволяет оценить эффективность использования активов организации?
  19. Какая категория пользователей отчетности заинтересована в представлении коэффициента рентабельности собственного капитала?
  20. Как оценить воздействие финансового рычага?
  21. Какова связь между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью активов?

© Центр дистанционного образования МГУП