Московский государственный университет печати

Исаченко И.И.


         

Самоменеджмент

Учебное пособие


Исаченко И.И.
Самоменеджмент
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Самоменеджмент и личный успех

1.1.

Цели, функции, обзор техники самоменеджмента

1.2.

Самоменеджмент и личный успех

1.3.

Правильный баланс между работой и жизнью

2.

Определение жизненных целей

2.1.

Цели: классификация и значение постановки

2.2.

Нахождение целей

2.3.

Ситуационный анализ

2.4.

Формулирование целей

3.

Построение успешной карьеры

3.1.

Карьера, ее типы и этапы

3.2.

Чем следует руководствоваться при выборе карьеры

3.3.

Роль самомаркетинга в построении успешной карьеры

3.4.

Образование через всю жизнь

4.

Планирование личной работы руководителя: подготовка к реализации целей

4.1.

Основы планирования

4.2.

Основные принципы и правила планирования времени

4.3.

Система планирования времени: день предваряет неделя

4.4.

Дневное планирование по АЛПЕН-методу

4.5.

Управление временем с помощью наглядных инструментов самоменеджмента

5.

Приоритеты в работе руководителя

5.1.

Преимущества работы по приоритетам

5.2.

Методы распределения очередности выполнения работы

5.2.1.

Принцип Парето (соотношение 80:20)

5.2.2.

Установление приоритетов с помощью анализа АВС

5.2.3.

Ускоренный анализ по принципу Эйзенхауэра

5.3.

Директ-принцип

5.4.

Матрица управления временем по Кови

6.

Рабочий стиль руководителя

6.1.

Анализ использования времени

6.2.

Анализ временных потерь

6.3.

Анализ похитителей времени

6.4.

Пятнадцать «золотых правил» эффективного использования времени

6.5.

Менеджмент времени на основе биоритмов

6.6.

Способы персонального управления временем

7.

Делегирование полномочий

7.1.

Основы делегирования

7.2.

Практика делегирования полномочий

7.3.

Препятствия эффективному делегированию и пути их преодоления

8.

Мотивация и самосовершенствование личности

8.1.

О личности мотиватора

8.2.

Эффективный тренировочный метод мотиватора - сознательная аутосуггестия

8.3.

14 основных принципов творческого мышления для раскрытия личности

8.4.

Мотивация и харизма

9.

Литература

Указатели
12   указатель иллюстраций
Три шага к личному успеху Баланс жизненных сфер Пирамида потребностей по Маслоу

Быть организованным, независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к нашему времени, - означает быть подготовленным. Это означает чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями, которые жизнь создает на нашем пути. К сожалению, многие руководители, управляя теми или иными коллективами, мало проявляют личную организованность, обязательность, не умеют рационально использовать рабочее время. Это свидетельствует о том, что они недостаточно используют возможности саморазвития, которые предоставляет им самоменеджмент.

Самоменеджмент прежде всего это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Руководитель должен так уметь организовать свой труд, чтобы эффективность была максимальной, обеспечивая при этом рачительное использование самого ценного ресурса - времени, а именно:

    - либо имеющееся время употребить для плодотворной и успешной деятельности,

    - либо достичь поставленных целей с возможно меньшим расходом времени.

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование в повседневной практике испытанных методов работы, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время для достижения успеха. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

В первую очередь, речь идет о том, чтобы ситуацию собственной неупорядоченной работы и внешних обстоятельств, влияющих на ее выполнение, превратить в ситуацию целенаправленных, систематически планируемых и осуществляемых задач. Улучшение собственного стиля работы должно исходить непосредственно от каждой конкретной личности; самоменеджмент означает способность владеть собственным временем и работой и не позволять времени и работе господствовать над собой. Для этого прежде всего необходимо самому владеть ситуацией, то есть активно влиять на процесс работы и управлять им. Самоменеджмент позволяет увеличить нагрузки и за счет применяемых методов и инструментов экономить время для повышения личных достижений и получения требуемых результатов.

Однако многие менеджеры слишком ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты. Ведущий европейский специалист по проблемам эффективного использования времени и осмысленной организации жизни профессор Лотар Зайверт совершенно обоснованно напоминает о том, что улучшать свою жизнь необходимо, начиная с самого себя: «Измени себя - и ты изменишь мир вокруг себя». Вместо того чтобы изменять обстоятельства, которые мы не в силах изменить, нужно изменить свое отношение к ним.

Л. Зайверт дает практические рекомендации для тех, кто хочет улучшить свое непосредственное исполнение функций руководителя, меньше засиживаясь на работе, эффективнее и с меньшими затратами времени выполняя возложенные задачи, предупреждая стрессы, повышая квалификацию. Он предлагает контролировать то, чего всем нам часто не хватает - время - путем составления планов работы, где каждому виду деятельности отводится определенное место.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной очередности. Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз:

    - постановка цели - анализ и формирование личных целей;

    - планирование - разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

    - принятие решений по конкретным делам;

    - реализация и организация - составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;

    - контроль - самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости - корректировка целей);

    - информация и коммуникация - фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех этапах самоменеджмента.

Отдельные функции не обязательно строго следуют одна за другой, а могут переплетаться.

Каждой функции самоменеджмента соответствуют определенные рабочие методы, техники работы, применение которых приносит соответствующие результаты, не позволяя попасть во временной цейтнот, который неизбежно ведет к стрессовому состоянию. Краткий обзор методов самоменеджмента приведен в табл. 1.

Таблица 1

Обзор техники самоменеджмента

Untitled Document

Функции

Методы

Техника работы
Успехи. Результаты (выигрыш времени благодаря…)
1
2
3
1. Постановка целей

Стратегия целей и методов достижения успеха

Нахождение и формулирование целей

Ситуационный анализ

Мотивирование

Распознавание преимуществ

Концентрация усилий на «узких местах»

Устранение слабых мест

Фиксирование сроков и последовательных действий
2. Планирование

Принципы временного менеджмента. Планирование на конкретные периоды времени

АЛПЕН-метод

Менеджмент с помощью дневника времени

Подготовка к осуществлению целей. Оптимальное распределение и использование имеющегося в распоряжении времени

Сокращение продолжительности проведения мероприятий
3. Принятие решений по конкретным делам

Установка приоритетов Принцип Парето (Правило «80:20»)

АВС-анализ

Принцип Эйзенхауэра

Делегирование полномочий

Организация труда, приводящая к успеху

Первоочередное решение жизненно важных проблем

Упорядочение задач в соответствии с их важностью

Преодоление «тирании» срочности и неотложных заданий
4. Реализация и организация

Распорядок дня

Кривая нагрузки

Биоритмы

Саморазвитие

План в рамках дня

Применение принципов самоменеджмента. Концентрация внимания и усилий на существенных задачах

Использование пика производительности. Принятие во внимание периодических колебаний работоспособности

Выработка индивидуального стиля работы
5. Контроль

Контроль результатов (контроль целей, конечный и промежуточный контроль)

Контроль в течение дня (сравнение намеченного и итогов)

Обзор проведенного дня (самоконтроль)

Обеспечение выполнения запланированных мероприятий

Позитивное ведение жизни
6. Информация и связь (коммуникация)

Рациональные беседы, совещания, обсуждения.

Рациональные диалоги (менеджмент посещений)

Рациональное общение по телефону

Рациональное ведение корреспонденции.

Рациональное чтение

Использование чеклистов и формуляров

Лучшая организация совещаний, времени для переговоров

Устранение помех

Меньшие перерывы в работе

Более высокая скорость чтения

Меньшая «бумажная война»

Согласно разработке российского специалиста в области персонального менеджмента С.Д. Резника, искусство самоменеджмента - управление собственной жизнью складывается из семи блоков характеристик - своеобразной модели требований к качествам менеджера (табл. 2).

Таблица 2

Модель качеств менеджера «Умение управлять самим собой»

Untitled Document

Основные группы качеств

Содержание
1
 
 
2
 
 
3
 
 
4
 
 
5
 
 
6
 
 
7
 
 

Практическая полезность предлагаемой концепции не вызывает сомнений, поскольку ориентирует на самооценку потенциала менеджера в каждой из функций, нацеливает на индивидуальную управленческую деятельность в каждом из основных составных элементов с опорой на теорию классического менеджмента, рекомендует, как практически улучшить результат.

Достичь успеха - одна из основных потребностей человека, распространяющаяся как на личную, так и на профессиональную сферу. Однако, отвечая на вопрос о том, в чем заключается личный успех, каждый может высказать собственные соображения. Анализируя основные системы достижения личного успеха, в первую очередь, выделяют следующие шесть факторов успеха:

    - личная стратегия и цели,

    - эффективная самоорганизация,

    - оптимальное использование информации,

    - использование навыков,

    - успешная коммуникация,

    - ориентация во внешнем окружении.

Как же добиться личного успеха? Для этого прежде всего необходимо осознать потребность в развитии личности и искренне стремиться к этой цели. Следовательно, анализ собственной личности является предпосылкой ее успешного развития. Лишь тот, кто на данный момент четко представляет себе собственный уровень развития, может определить, каким он должен быть в будущем и как его достичь.

Лучшая возможность познать самого себя - это эффективный самоанализ. Такой анализ, однако, не имеет ничего общего с личной самооценкой. Цель анализа - помочь человеку объективно определить свои сильные и слабые стороны, выявить природную одаренность, а также дать практические советы по дальнейшему успешному развитию сильных сторон личности и преодолению слабостей.

Конечная цель самоанализа состоит в том, чтобы осознать свои сильные и слабые стороны; преодолеть собственные границы, проводимые неосознанной самооценкой; развить позитивное отношение к жизни, в рамках которого личный успех станет реальностью.

При реализации предложений по успешному развитию личности, включающему в себя как профессиональный, так и личный успех, можно руководствоваться следующей концепцией (рис. 1), предложенной немецким исследователем Куртом Нагелем.

Три шага к личному успеху

Рис. 1. Три шага к личному успеху

Поясним содержание этой схемы. Следующие действия способны обеспечить успешное развитие личности:

    1-й шаг. Самопознание - осознание своих сильных и слабых сторон, одаренности, способностей и навыков.

    2-й шаг. Установление иерархии ценностей - создание личной системы ценностей.

    3-й шаг. Саморазвитие - реализация результатов предыдущих шагов в рамках собственных возможностей.

    1. Успешное самоуправление включает в себя, в частности:

      - определение личной стратегии жизни и планирование целей (фактор успеха 1),

      - самоорганизацию с использованием методов рационализации труда (фактор успеха 2).

    2. Успешное применение способностей посредством

      - оптимального использования информации и постоянного эффективного обучения (фактор успеха 3),

      - позитивной самомотивации и использования способностей (фактор успеха 4).

    3. Успешная ориентация при работе с партнерами и клиентами

      - путем эффективной коммуникации и оптимального ведения переговоров (фактор успеха 5),

      - генерирования положительных моментов для окружающих и ориентации на партнеров и клиентов в самом широком смысле слова (фактор успеха 6).

Фактор успеха 1: личная стратегия

Многочисленные опросы руководящих кадров и топ-менеджеров фирм позволяют придти к выводу, что успех чаще всего сопутствует людям, имеющим личные цели и стратегии. Неудачники позволяют собой манипулировать, а победители берут управление в свои руки. Те, кому сопутствует успех, преследуют определенную цель; для них она является двигателем, придающим их жизни динамику. Все известные стратегии успеха отмечают значение постановки цели. Они поясняют роль целей в течение всей жизни и конкретного периода. Отсутствие плана нередко является одной из главных причин неудач. Несомненно, что и труд в узком смысле, и жизнь в целом можно построить гармонично и успешно.

Общим для различных систем достижения успеха, теоретических и практических выводов, является следующий: преуспевающий человек придерживается того, что приближает его к цели. При этом важно, что люди успеха хотят достигнуть результата не только в каждом отдельном эпизоде, но мысленно представляют себе и весь свой путь на более длительную перспективу.

Людей успеха выделяют способность воодушевляться своими задачами, оптимизм при решении сложных проблем и постоянная внутренняя готовность действовать, тесно связанная с социальным компонентом и этическим восприятием. Чем выше требования, предъявляемые к задачам, и выше уровень их реализации, тем обычно успешнее складывается у таких людей каждая конкретная жизненная ситуация.

Фактор успеха 2: эффективная самоорганизация

Люди, достигшие успеха, как правило, успешно управляют и своим рабочим временем. Им удается так организовать свои действия, что времени хватает на все, а перенапряжения не происходит. Время - благо, притом строго ограниченное. Оно представляет собой абсолютную границу человеческих возможностей, и с этим ценным ресурсом следовало бы обходиться особенно бережно. Однако нередко происходит обратное. Нельзя не учитывать и того, что большинство людей не имеет возможности использовать свое время так, как им хотелось бы. Прежде всего экономические и социальные обстоятельства диктуют нам четкие ограничения. К этому во многих случаях добавляется высокая степень внешней зависимости различного рода - от руководства, клиентов, поставщиков, сотрудников, членов семьи. Форма внешнего влияния различается в зависимости от конкретной ситуации или вида деятельности.

Тем не менее, все мы имеем шанс лучше распорядиться своим временем в рамках данности. Сознание того, что время используется правильно, позитивно влияет на нашу жизнь. Этот тезис приобретает значение в том случае, если иметь в виду время не в краткосрочном, а в перспективном плане. Тогда становится понятной мысль одного из авторитетных специалистов по организации рабочего времени из США Алена Лакейна: «Тот, у кого время выскальзывает из рук, упускает жизнь: тот, кто держит свое время в руках, держит в руках свою жизнь». Из этого Лакейн делает вывод: «Потерянное время - это растраченная жизнь; использованное время - это полноценная жизнь».

Если мы хотим эффективно использовать на практике самоуправление, то оказывается недостаточно просто усвоить необходимые для этого правила и руководствоваться многообещающими концепциями самоорганизации. Прежде всего необходимо самокритично проанализировать модели собственного поведения. Определенные, годами формировавшиеся взгляды и привычки придется подвергнуть серьезному переосмыслению. Лишь тот, кто принципиально готов по-новому определять собственное поведение, сможет добиться эффективной самоорганизации при помощи технических приемов и методов планирования времени.

Фактор успеха 3: оптимальное использование информации

Возрастающая роль информации и расширяющиеся возможности ее оптимального использования и обобщения во всех областях коренным образом изменили все виды деятельности в нашем обществе. Сегодня информация по любым областям знаний может быть получена гораздо быстрее и проще, чем когда-либо ранее. Столь легкий доступ к накопленной информации и научным данным приводит к коренному изменению всего процесса обучения. Компьютер с его огромной мощностью и постоянно совершенствующимся программным обеспечением открывает нам ранее неведомые горизонты новых возможностей обучения, которыми следует воспользоваться.

Особое значение при этом имеет способность человека обучаться. Исследования показывают, что обучение не ограничивается каким-то определенным возрастом, а мозг сравним с мышцей, которая нуждается в постоянном упражнении. Доказано, что у людей старшего возраста, поддерживающих «умственную форму», мозг функционирует лучше, чем у их сравнительно молодых коллег, прекративших после получения диплома ментальную тренировку.

Развитое мышление ценится сегодня все выше. В одном из выпусков «Megatrends aktuelle» его издатель Дж. Нэсбитт утверждает, что в динамичном профессиональном мире самыми важными качествами являются мыслительные способности и умение вести диалог, а знание о том, как надо учиться, пригодится работникам в будущем намного больше, чем специальные знания. Нельзя не признать справедливость такого утверждения.

Фактор успеха 4: позитивная самомотивация и использование способностей

Как правило, мы используем лишь ничтожный процент своих умственных возможностей. Знания остаются невостребованными, пока кто-нибудь не создаст предпосылки для их использования. Необходимо, чтобы каждый в отдельности не оставлял попыток осознать свои способности и применить их на практике. Чтобы воспользоваться собственными способностями, надо прежде всего этого захотеть.

Умение использовать собственные способности предполагает анализ своих дарований и слабостей. При этом особое внимание следует обратить на свои сильные стороны. Многие люди обладают солидными знаниями и навыками. Однако из-за отсутствия внутренней мотивации, готовности действовать эти ресурсы не используются, а ведь личное отношение к поставленной задаче в неменьшей степени, чем знания, определяет конечный результат.

Центральным мотивом и основным стимулом деятельности может считаться свойственная всем людям потребность в труде. Сам же его результат зависит от конкретной личности, ее способностей и рабочей ситуации, в которой она находится. Достижение, как результат усилий с целью получения справедливой оплаты, представляет собой существенную составляющую удовлетворенности. Лишь когда уравновешены представления о ценностях, проявляется ярко выраженное желание работать и имеет место эффективное использование человеческих способностей.

Фактор успеха 5: эффективная система коммуникации

Люди успеха - это специалисты эффективной коммуникации. Они ищут контакта, проявляют инициативу, мотивируют себя и других. Эффективная коммуникация невозможна, если все вращается вокруг собственного Я. С другой стороны, положительное отношение к собственной личности является важной основой для создания отношений. Часто бывает необходимо внушать решимость себе и другим. Ободряющая, убедительная речь является важным компонентом такого положительного отношения к собственной личности. Коммуникация происходит как в вербальной, так и в невербальной областях, выражаясь через язык слова и язык тела, в частности, жестикуляцию, мимику, взгляды и т. д. В ходе переговоров и встреч особенно важно обращать внимание на сигналы, подаваемые нашим партнером на языке тела, так как внешний образ его поведения имеет решающее значение для нашего восприятия.

Фактор успеха 6: ориентация во внешнем окружении

Речь здесь идет прежде всего о том, чтобы, стремясь к своей цели, способствовать благу окружающих - ибо значительные деяния всегда совершаются во имя других. Для того, чтобы предложить обществу наилучшие результаты, необходимо самому быть в оптимальном состоянии готовности. Имеются в виду такие факторы успеха, как контактность, владение искусством переговоров, уверенность в себе. Успех обеспечен, если мы постоянно думаем о том, чтобы предложить нашему окружению максимально возможную выгоду. Последовательно повышая отдачу для окружающих, мы автоматически повышаем также и собственные личные показатели.

К сфере ориентации во внешнем окружении относится также и человеческое поведение, которое пытаются анализировать и которым пытаются управлять с конца 1960-х годов. Поведение человека - это оптимизация его жизненных возможностей в заданном окружающем пространстве. Посредством точного исследования социальных связей многие исследователи обнаружили среди произвольных, на первый взгляд, моделей человеческого поведения общие моменты и создали тем самым четкое и полезное описание анализа поведения человека по отношению к окружающим. Познание собственной личности и одновременное проникновение в чувства и ощущения окружающих можно облегчить, используя знания о человеческом поведении, полученные путем анализа способов общения.

Описанные в литературе и предлагаемые для практического освоения системы достижения личного успеха заслуживают самого серьезного внимания. В каждом конкретном случае рекомендуется выбирать те методы, которые соответствуют внутреннему настрою и согласуются с личным восприятием мира. Лишь таким способом может быть достигнута внутренняя идентификация как предпосылка успешного применения научных выводов. Об этом высказывается Эдвард де Боно в своем бестселлере «Успех - случайность, интуиция или планирование?» Он обращает внимание на следующее:

    1. Для достижения успеха существуют самые разные проявления рабочего стиля. Для тех, кто всегда считал, что их личный рабочий стиль не является стилем успеха в обычном смысле, это должно стать стимулом для саморазвития.

    2. Следует попытаться максимально точно определить собственный рабочий стиль и использовать его в качестве ориентира при принятии решений, составлении планов, необходимости сделать выбор. Нужно, в первую очередь, думать о том, подходит ли то или иное к вашему стилю.

    3. Следует осознать недостатки своего рабочего стиля, но не смущаться ими и не позволять себе использовать их в качестве отговорки. Лучше попытаться развить сильные стороны и преимущества своего рабочего стиля вместо того, чтобы переделывать его.

На основе многочисленных концепций, посвященных достижению успеха, каждый может разработать свою, соответствующую индивидуальным потребностям стратегию. Разумеется, многочисленные методы и принципы достижения успеха нельзя механически распространять на всех, но ясно, что есть целый ряд универсальных критериев, которым соответствуют люди, добивающиеся успеха. Можно многому научиться с помощью чужих идей, моделей поведения и знаний, сделав их составной частью своего существа. Некоторые человеческие аспекты можно усовершенствовать путем более глубокого погружения в себя самого, при этом не манипулируя своей личностью. Нужно всегда помнить о собственных качествах, достойных развития и совершенствования.

Насколько успешно протекает наша жизнь, зависит целиком и исключительно от нас. Не обстоятельства, не окружающие нас люди или какие-либо другие факторы определяют нашу жизнь, а только мы сами со своими мыслями и представлениями о самих себе. Наша жизнь и ее будущее находятся в наших руках, и крайне важно осознавать, что лишь мы сами можем повлиять на собственный успех.

Переполненные шкафы для документов, бесконечные записки с пометками о запланированных делах, треснувший по корешку ежедневник. Множество требований, ожиданий и обязанностей и минимум удовольствия и радости. Многим знаком этот замкнутый круг из спешки, стресса и постоянных разочарований. Между тем, другие вещи, по меньшей мере столь же важные, как и те, которыми мы заняты большую часть нашей повседневной жизни, а порой даже и свободное время, полностью блокируются.

Главные жизненные сферы

Мы можем разделить нашу жизнь на четыре основные сферы: контакты - тело - работа - смысл (рис. 2). У многих людей одна из жизненных сфер, например работа, стоит на первом плане. Однако хроническое одностороннее предпочтение какой-либо одной жизненной сферы неизбежно ведет к возникновению проблем в других сферах, не менее важных. Это, в свою очередь, негативно отражается и на результатах работы: в конце концов «больше» превращается в «меньше». Перевес в сфере «работа» ведет к психосоматическим нарушениям, конфликтам в семье и в частных отношениях и может развиться вплоть до кризиса смысла. «Когда я после перенесенного сердечного инфаркта лежал в реанимации, мне наконец-то стало ясно, что своей работой довел себя до полного изнеможения», - (49-летний начальник отдела продаж).

К чему стремится большинство людей и чего достигают лишь немногие? Ответ очевиден: баланса и оптимального жизненного ритма в соответствии с индивидуальными особенностями каждого. Не следует математически точно рассчитывать жизненный баланс, разделив сто процентов на количество жизненных сфер и получив четыре части,

каждая из которых равна 25%. Личный баланс, удовлетворяющий конкретного человека и учитывающий четыре жизненные сферы, воспринимается каждым человеком по-разному. Не имеет значения, сколько времени лично вы отводите каждой сфере. В любом случае время и энергия должны быть рассчитаны таким образом, чтобы это вызывало у вас чувство удовлетворения.

Баланс жизненных сфер

Рис.2. Баланс жизненных сфер

Удовлетворение наступает тогда, когда все четыре жизненные сферы: работа, связи/семья, здоровье и смысл жизни пребывают в разумной гармонии. Если же такое равновесие отсутствует, то на каком-то из направлений возникает ощутимый перевес сил и энергии. В этом случае крушение гармоничного состояния практически запрограммировано.

Нормально, если процентное соотношение между сферами обнаруживает отчетливый перевес в пользу какой-либо одной сферы. В сфере «достижения/работа» отметка часто достигает 70%. Это вполне объяснимо, поскольку большинство из людей находятся в фазе трудовой деятельности. Сфера «смысл» в большинстве случаев стоит в процентном отношении ниже других (от пяти до десяти процентов, если не меньше). Подумаем все же, насколько важной является именно эта сфера. Известно, сколь многого можно достигнуть в жизни, если за всеми поступками стоит определенный смысл.

Одинаковое отношение ко всем своим действиям и равноценное планирование, учитывающее все жизненные сферы, является началом здорового жизненного баланса. Однако на практике большинство из нас настроено так, чтобы только профессиональные задачи рассматривать как единственно важные и достойные того, чтобы им уделяли время. Игра с детьми, время для углубления образования или хобби, час-другой для самого себя или для общения с партнером, друзьями или родственниками подчас не находят места в наших планах. В повседневной жизни мы отводим для этих важных занятий время, которое остается от нашей профессиональной деятельности. Тем самым мы неправильно определяем приоритеты. А именно здесь и находится ключ: мы должны быть готовы выделить в нашем плане место для всех жизненных сфер. Только в этом случае в него войдут часто не реализуемые добрые намерения. Во всем, чем бы мы ни занимались, не надо забывать следить за равновесием всех активных факторов, участвующих в нашей деятельности. Только если наша жизнь сбалансирована, можно спокойно принимать все вызовы внешнего мира и неуклонно приближаться к поставленным целям.

Следует всегда держать в поле зрения все жизненные сферы. Нарушение жизненного баланса часто протекает постепенно и незаметно. Нужно никогда не упускать из виду свои жизненные сферы и регулярно инспектировать их. Чаще задавайте себе вопрос о том, что действительно важно для вас, помните, что поддержание правильного баланса напрямую отражается на самочувствии. Ведь чувство удовлетворения является следствием внутреннего равновесия.

Постоянно следите за четырьмя жизненными сферами и отмечайте какая из них особенно пострадала в последнее время. Чем можно похвастаться? Регулярно выстраивайте планы в отношении каждой из перечисленных выше жизненных сфер. Поступая таким образом, можно не только внести гармонию в отдельные жизненные сферы, но и приблизиться к достижению большой жизненной цели. Ведь все остальные сферы в это время будут пребывать в состоянии баланса. Поэтому нужно стараться всегда сохранять целостный взгляд на жизнь. Только так можно осмысленно и правильно планировать будущее.

Правильный баланс и состояние удовлетворения

Жизненный баланс предполагает состояние удовлетворения. Все методы эффективного управления временем и собственной личностью, все рекомендации направлены на достижение правильного жизненного баланса. Мы стремимся к тому, чтобы все наши важнейшие жизненные сферы - работа и достижения, семья и связи, смысл и ценности, тело и здоровье находились в здоровом равновесии.

Жизненный баланс - это прежде всего вопрос качества нашей жизни. К чему бы мы не стремились в своей жизни, все наши устремления направлены на удовлетворение наших внутренних потребностей. Что представляют собой эти потребности, удовлетворение которых поддерживает наш дух в здоровом состоянии и приближает нас к достижению вожделенного жизненного равновесия? Что наполняет нас счастьем и удовлетворением и, наоборот, провоцирует стресс, если наши действия отклоняются от правильного пути?

Многие психологи задумывались над природой и функциями наших внутренних потребностей. Так, Абрахам Маслоу описывает пять основных человеческих потребностей. Выстроенная им пирамида потребностей (рис. 3), в которой каждая следующая потребность начинает требовать своего удовлетворения после того, как удовлетворяется предыдущая, сейчас очень популярна. Бесспорно, что эти пять основных потребностей действительно мотивируют все наши действия:

    1) физиологические потребности,

    2) надежность и стабильность,

    3) защищенность и любовь,

    4) признание и уважение,

    5) самореализация.

Пирамида потребностей по Маслоу

Рис. 3. Пирамида потребностей по Маслоу

Вначале нужно удовлетворить физиологические потребности. По Маслоу, основными физиологическими потребностями являются голод и жажда (сегодня сюда можно включить заботу о собственном здоровье, занятия спортом и отдых). Грехи, которые человек совершает при удовлетворении этих потребностей, можно искупить лишь немалыми усилиями.

Следом идет потребность в надежности и стабильности. В наше время люди нередко полностью отдаются работе, чтобы создать надежную материальную базу для себя и своей семьи. Попробуйте непредвзятым взглядом посмотреть на свою профессиональную карьеру, учитывая при этом иерархию потребностей. С одной стороны, желание профессионального роста достойно уважения, но с другой - условием этого роста часто выступает удовлетворение других потребностей.

Защищенность и любовь следует искать в межличностных связях, независимо от их рода и характера. Решающим моментом в наших отношениях с другим человеком является наше желание быть любимым и получить признание. Общаясь с другими людьми, мы помимо прочего развиваем еще и свою идентичность.

Известно, какое мотивирующее значение имеет признание со стороны других людей. В основе этой потребности лежит наше желание получить уважение окружающих. При этом мы хотим, чтобы нас уважали за те наши качества, которыми мы уже обладаем, а не за то, чего хотят от нас другие люди. Для этого нам важно самим знать свои сильные и слабые стороны. Пользуясь уважением и признанием со стороны других людей, мы начинаем сами уважать и любить себя. А именно это необходимо нам для счастливой жизни.

Маслоу помещает потребность в самореализации на верхний уровень своей пирамиды. Тот, кто ощущает в себе эту потребность, стремится раскрыть свой потенциал в различных сферах своей жизни. Этот мотив способствует конечному достижению жизненного равновесия. Реализация собственных возможностей позволяет нам жить, оставаясь самим собой, и в результате приводит к установлению правильного жизненного баланса.

Найти себя - вот наша главная цель. Поэтому стремитесь лучше знать различные ипостаси своего я: я-признание (работа), я-отношение (частные контакты), я-расслабление (тело и здоровье) и я-духовность (смысл и ценности).

© Центр дистанционного образования МГУП