Московский государственный университет печати

Исаченко И.И.


         

Самоменеджмент

Учебное пособие


Исаченко И.И.
Самоменеджмент
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Самоменеджмент и личный успех

1.1.

Цели, функции, обзор техники самоменеджмента

1.2.

Самоменеджмент и личный успех

1.3.

Правильный баланс между работой и жизнью

2.

Определение жизненных целей

2.1.

Цели: классификация и значение постановки

2.2.

Нахождение целей

2.3.

Ситуационный анализ

2.4.

Формулирование целей

3.

Построение успешной карьеры

3.1.

Карьера, ее типы и этапы

3.2.

Чем следует руководствоваться при выборе карьеры

3.3.

Роль самомаркетинга в построении успешной карьеры

3.4.

Образование через всю жизнь

4.

Планирование личной работы руководителя: подготовка к реализации целей

4.1.

Основы планирования

4.2.

Основные принципы и правила планирования времени

4.3.

Система планирования времени: день предваряет неделя

4.4.

Дневное планирование по АЛПЕН-методу

4.5.

Управление временем с помощью наглядных инструментов самоменеджмента

5.

Приоритеты в работе руководителя

5.1.

Преимущества работы по приоритетам

5.2.

Методы распределения очередности выполнения работы

5.2.1.

Принцип Парето (соотношение 80:20)

5.2.2.

Установление приоритетов с помощью анализа АВС

5.2.3.

Ускоренный анализ по принципу Эйзенхауэра

5.3.

Директ-принцип

5.4.

Матрица управления временем по Кови

6.

Рабочий стиль руководителя

6.1.

Анализ использования времени

6.2.

Анализ временных потерь

6.3.

Анализ похитителей времени

6.4.

Пятнадцать «золотых правил» эффективного использования времени

6.5.

Менеджмент времени на основе биоритмов

6.6.

Способы персонального управления временем

7.

Делегирование полномочий

7.1.

Основы делегирования

7.2.

Практика делегирования полномочий

7.3.

Препятствия эффективному делегированию и пути их преодоления

8.

Мотивация и самосовершенствование личности

8.1.

О личности мотиватора

8.2.

Эффективный тренировочный метод мотиватора - сознательная аутосуггестия

8.3.

14 основных принципов творческого мышления для раскрытия личности

8.4.

Мотивация и харизма

9.

Литература

Указатели
12   указатель иллюстраций
Типология личностей Дж. Голланда

Карьера - это субъективно осознанные собственные представления человека о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения своей трудовой деятельностью. Это поступательное продвижение по служебной лестнице; изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру и является ее частью. Карьера - продвижение вперед по выбранному пути деятельности, иначе говоря, это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении всей рабочей жизни.

«Сделать карьеру» - значит добиться престижного положения в обществе и больших полномочий, более высокого статуса, власти, высокого уровня дохода. При этом имеется в виду престижность с точки зрения широкого общественного мнения. Существует тесная связь между понятиями «карьера» и «успех».

Содержание успеха при любой деятельности определяет постановка цели. Несмотря на то, что успех рассматривается как событие, получающее социальную и общественную оценку, его относительность очевидна. То, что одни считают успехом, другие могут воспринимать как неудачу. Успех - это вопрос масштаба, вопрос ожидаемых результатов и целевой установки.

Стремясь к признанию и успеху, необходимо объективно оценивать свои силы и возможности на этом пути. И совсем не лишним будет следующий вопрос: досягаема ли выбранная цель. Только трезвый анализ собственных желаний и своего внутреннего потенциала позволит добиться реальных достижений.

Развитие карьеры - непрерывный процесс, на протяжении которого человек узнает себя для того, чтобы выбрать свою область деятельности, а затем и конкретную профессию. Подыскивая направление своей профессиональной карьеры и профессию, следует обратить внимание на три существенных аспекта:

    - профессия должна быть интересной и увлекательной,

    - профессия должна отвечать способностям,

    - возможность нахождения работы по этой профессии.

Карьеру - траекторию своего движения - человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри и внеорганизационной реальности и главное - со своими собственными целями, желаниями и установками. Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера - связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

    - вертикальной карьеры - должностной рост;

    - горизонтальной карьеры - продвижение внутри организации, например работа в разных подразделениях одного уровня иерархии;

    - центростремительной карьеры - продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Существуют определенные этапы карьеры, в основу классификации которых обычно закладывают целый комплекс различных признаков: возраст, накопленный опыт, уровень развития личности и др. Можно дать общую характеристику этапов, опираясь на то, что на разных стадиях карьеры человек удовлетворяет различные потребности (табл. 8).

Таблица 8

Этапы карьеры менеджера и удовлетворяемые потребности

Untitled Document

Этапы
карьеры
Возраст, лет
Достижения, цели
Моральные потребности
Физиологические и материальные потребности
Предварительный
До 25
Учеба, испытания на разных работах
Начало самоутверждения
Безопасность существования
Становление
До 30
Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя
Самоутверждение, начало достижения независимости
Безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты труда
Продвижение
До 45
Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации
Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения
Здоровье, высокий уровень оплаты труда
Сохранение
До 60
Пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя. Повышение своей квалификации. Обучение молодежи
Стабилизация независимости, рост самовыражения, начало уважения
Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам дохода
Завершение
После 60
Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка смены и к новому виду деятельности на пенсии
Стабилизация самовыражения, рост уважения
Сохранение уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам дохода

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который тот проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное - специфику индивидуальной мотивации.

Этапы карьеры не всегда связаны с этапами профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры - временной период развития личности и фазы развития профессионала - периоды овладения деятельностью.

В соответствии с фазами развития профессионала различают:

    - оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры;

    - адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой инструктаж);

    - адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит «как ключ к замку» производственной работе;

    - интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают коллеги по работе, по профессии;

    - мастер (продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу;

    - авторитет (фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации;

    - наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, перенимателями опыта, учениками.

Планирование карьеры - одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии, этапов развития и продвижения специалистов. Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

Перечень профессиональных и должностных требований, фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму, формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.

Планированием карьеры в организации могут заниматься: менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены в табл. 9.

Таблица 9

Специфика мероприятий по планированию карьеры

Untitled Document

Субъект планирования
Мероприятия по планированию карьеры
Сотрудник

Первичная ориентация и выбор профессии

Выбор организации и должности

Ориентация в организации

Оценка перспектив и проектирование роста

Реализация роста
Менеджер по персоналу

Оценка при приеме на работу

Непосредственный руководитель (линейный) менеджер

Оценка результатов труда

Оценка мотивации

Организация профессионального развития

Предложения по стимулированию

Предложения по росту

Продвижение по службе определяется, как правило, не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными условиями. Среди важнейших объективных характеристик карьеры выделяют:

    - высшую точку карьеры - высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;

    - длину карьеры - количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;

    - показатель уровня позиции - отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;

    - показатель потенциальной мобильности - отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.

В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой - у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом, исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.

Практически каждый человек сталкивается в своей жизни с такой проблемой, как выбор карьеры. При этом каждый стремится достичь в жизни определенных успехов: покорить какие-либо вершины, достичь наилучших результатов, стремиться к совершенству и профессионализму в какой-либо области и, несомненно, получению удовлетворения от работы.

Выбор профессии - очень важное решение, поскольку ошибки на этом пути могут привести к самым негативным результатам. Сам выбор профессии зависит только лично от человека, так что необходимо иметь представление о собственных склонностях и способностях, а также о существующих профессиях. Чтобы обойти конкурентов на рынке труда и получить интересующую работу, с которой человек будет успешно справляться, мало иметь непреодолимое желание ее получить - необходимо обладать определенными качествами и личными характеристиками, специальными знаниями, хорошим образованием и правильно ориентироваться в конкретной ситуации. И необходимо помнить, что главным в работе является не только заработок, но и удовольствие, получаемое от нее.

Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которые человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или иной сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с возможностями организации.

На рынке труда присутствует напряженная конкурентная борьба между желающими занять наиболее «выгодное» рабочее место. В таких условиях достижение карьерных целей невозможно без своевременно разработанного стратегического плана. Это особенно значимо на первоначальном этапе поиска работы, где можно применить свои профессиональные способности.

Каждый человек выделяет в качестве приоритетов несколько ориентиров, «задающих тон» всей стратегии построения карьеры. Когда люди осведомлены о факторах, влияющих или «прикрепляющих» их к тому или иному карьерному пути, то становится возможным осуществлять наиболее эффективный поиск значимой для них работы. Чтобы правильно построить (выбрать) карьеру, надо верно оценить свой потенциал и личные качества.

Надо не бояться выявить у себя сильные и слабые стороны. К сильным сторонам относят: уровень образования, навыки и способности, опыт, физические показатели; все эти аспекты находятся под контролем самого человека. К слабым сторонам относятся негативные аспекты профессиональной подготовки (которые можно устранить), неуверенность в себе, нежелание работать.

Обладая возможностью самооценки, человек сам лучше других способен осознать свои сильные и слабые стороны. Поэтому он может принять наиболее эффективное решение для увеличения своих шансов на успех. Планировать то, что вряд ли будет достигнуто, не является разумным.

Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, выбирающего область деятельности. Консультант по персоналу Дж. Голланд утверждает, что индивидуальность личности (ценности, мотивы и потребности) является одним из важных факторов выбора карьеры. Он определил, что имеется шесть основных личностных ориентаций, которые определяют виды карьер, к которым люди наиболее склонны. Основываясь на исследованиях с применением своего профессионально-технического теста, Дж. Голланд выделил следующие основные индивидуальные ориентации (рис. 6, табл. 10):

    1. Реалистическая ориентация. Люди, обладающие такой ориентацией, склонны к занятиям, связанным с физическим трудом, требующим навыка, силы и координации: лесоводство, фермерство и сельское хозяйство.

    2. Исследовательская ориентация. Эти люди склонны к карьере, связанной, скорее, с интровертной деятельностью (размышление, организация, интерпретация), чем аффективной (чувство, межличностное общение и эмоции): биологи, химики, преподаватели.

    3. Артистическая ориентация. Здесь люди склонны к карьере, которая требует самовыражения, артистического созидания, выражения эмоций и индивидуальности: художники, музыканты, создатели рекламы.

    4. Социальная ориентация. Эти люди склонны к карьере, которая подразумевает скорее межличностное, чем интеллектуальное или физическое взаимодействие: дипломатическая служба, социальная работа.

    5. Предпринимательская ориентация. Эти люди склонны к карьере, которая подразумевает вербальную активность, связанную с влиянием на других: менеджеры, адвокаты.

    6. Конвенциональная ориентация. Эти люди предпочитают карьеру, обеспечивающую структурированную, регулируемую деятельность, а также профессии, в которых необходимо, чтобы подчиненный сопоставлял свои персональные потребности с организационными: бухгалтеры, финансисты.

Типология личностей Дж. Голланда

Рис. 6. Типология личностей Дж. Голланда

Большинство людей имеют несколько ориентаций, и Голланд полагает, что чем более похожи или совместимы эти ориентации, тем меньше внутренний конфликт и легче принимать решение о выборе карьеры.

Согласно исследованию Голланда, две наиболее близкие ориентации на схеме соответствуют наиболее совместимым. Голланд полагает, что если у человека две ориентации находятся рядом, он будет иметь меньше проблем при выборе карьеры. Однако, если ориентации окажутся противоположными (например, реалистическая и социальная), человек может иметь большее количество неопределенностей при выборе карьеры и дальнейшей работы, потому что его интересы предполагают различные типы карьеры.

Таблица 10

Сводная таблица типологии личностей Дж. Голланда

Untitled Document

Тип личности

Содержание деятельности

Реалистический

Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами

Исследовательский

Ориентация на поиск

Артистичный

Ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию

Предпринимательский

Ориентация на влияние на людей

Социальный

Ориентация на взаимодействие с людьми

Конвенциональный

Ориентация на манипулирование данными, информацией

Хотя по концепции Голланда один из типов ориентации личности всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов. Чем ближе секторы круга доминирующей и второй (третьей) ориентации, тем целостнее личность. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ориентаций, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. Если доминирующая и последующие ориентации далеки друг от друга, карьеру выбирать сложнее.

Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.Л. Климова. Предложенная им методика помогает осуществить выбор профессиональной карьеры на основе тех навыков и умений, от реализации которых человек получает наибольшее удовлетворение, что является важнейшей предпосылкой роста производительности труда, надежной гарантией от разнообразных ошибок и упущений. Все виды деятельности разделены здесь по предметам труда:

    Тип П - «человек - природа», если главный, ведущий предмет труда - растения, животные, микроорганизмы.

    Тип Т - «человек - техника», если главный, ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.

    Тип Ч - «человек - человек», если главный, ведущий предмет труда - люди, группы, коллективы, общности людей.

    Тип З - «человек - знак», если главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

    Тип X - «человек - художественный образ», если главный, ведущий предмет труда - художественные образы, условия их построения.

Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с человеком, уже имеющим профессию, однако важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессии:

    - традиция - вопрос о выборе не возникал в силу традиции, обычаев;

    - случай - выбор произошел случайно, в силу некоего события;

    - долг - выбор профессии связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или обязательствах перед людьми;

    - целевой выбор - выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора уже известно о будущей профессиональной деятельности).

Каким же образом обычно осуществляется выбор карьерного пути на практике? Если вы не определились с самого начала (скажем, в ходе обучения в вузе), каким будет ваш профессиональный путь, то одним из наиболее важных решений, которое вам предстоит принимать в своей жизни, станет решение о выборе рода деятельности. Если вы достаточно серьезно обдумали этот вопрос, то к моменту окончательного выбора имеете в голове несколько идей, которые, впрочем, еще предстоит уточнить. Навести необходимые справки можно из ряда источников знаний и опыта. Одним из таких источников являются ваши связи.

На этапе перехода к трудовой деятельности в вашем распоряжении имеются:

    - домашние и семейные связи;

    - связи, возможно, установившиеся в процессе занятий спортом и хобби;

    - многочисленные контакты, которые в перспективе могут стать основой ваших профессиональных связей (контакты с преподавателями вуза, людьми, с которыми и на которых вы работали в процессе учебы, на каникулах и т. д.).

Все перечисленные возможные контакты нужны для того, чтобы найти человека, который имеет практический опыт в том виде деятельности, который вы рассматриваете в качестве своей возможной профессиональной карьеры. Например, если вы подумываете о карьере бухгалтера, то нужно найти среди имеющихся в вашем распоряжении связей человека, который смог бы рассказать, что в принципе обещает такая работа. Если такого специалиста среди знакомых нет, то нужно использовать имеющиеся в вашем распоряжении контакты для поиска компетентного человека.

Впрочем, при использовании связей как источника советов при выборе карьеры вы подвергаете себя немалой опасности, поскольку всякий совет, который вы получаете от своих контактов по поводу будущей карьеры, следует оценивать трезво, учитывая эмоциональный аспект, присутствующий в словах советчика. Лучше узнать мнение нескольких человек и выяснить, в чем сходятся их оценки. Сопоставьте то общее, что было высказано вашими знакомыми, с информацией из других источников. Способ поиска совета путем активизации имеющихся в вашем распоряжении связей пригодится и тогда, когда придется решать следующую большую проблему - поиска первого места работы.

В условиях рынка достижение среднестатистических результатов обычно оценивается невысоко. Это же правило действует и в профессиональной деятельности. Поэтому нужно добиваться выдающихся успехов в тех областях, которые, по мнению руководства и клиентов, являются наиболее важными. Секрет профессионального успеха состоит в том, чтобы создать себе славу высококлассного специалиста в деле, которым вы непосредственно занимаетесь, независимо от того работаете ли вы в государственном учреждении или имеете собственное дело. Вы всегда можете внести значительный вклад в успех своего предприятия интенсивностью и качеством своей работы, заметно выделиться из общей массы остальных сотрудников.

Создайте собственную марку

Политика идентичности, или создание брэнда - торговой марки, которую называют основой всех маркетинговых теорий, обращает особое внимание на идентичность и индивидуальность конкретного человека. Марка служит знаком оригинальности и идентичности, которые выделяют продукт или человека из окружающего его миpa. Мы все знаем отдельные известные марки. Их идентичность, как правило, глубоко укоренена в сознании потребителей. В ряде случаев влияние торговой марки так сильно, что ее используют в качестве синонима названия соответствующей продукции, как это произошло, например, с памперсами.

Иногда мы размышляем о каком-нибудь знаменитом человеке, идентичность которого выражена очень ярко. Вы можете достичь такого же успеха. Для этого нужно, чтобы на вашем предприятии вас считали выдающимся, незаменимым сотрудником, который делает свою работу квалифицированно и вносит существенный вклад в процветание фирмы. На языке маркетинга это называется внутренней политикой идентичности. Сотрудник, обладающий собственной идентичностью, делает выдающиеся успехи, одновременно направляя свой труд на усиление идентичности всего предприятия. Повышение уровня идентичности отдельных сотрудников предприятия оказывает мощное воздействие на популярность продукции и услуг, предлагаемых предприятием на рынке.

Что такое собственная марка? Любое имя собственное уже есть марка. У каждого человека есть имя. Каждый человек действует, думает и реагирует на что-то как в общественной, так и в частной жизни. При этом его действия, мысли и реакция могут носить как позитивный, так и негативный характер. Если вы хотите достичь успеха в жизни, то следует смотреть на себя, как на неизменяемый марочный продукт и выстраивать свое поведение в соответствии с этим. Для того чтобы создать собственную марку нужно последовательно сделать шесть шагов.

Первый. Выяснить все, что касается работы вашего предприятия. Одной из промежуточных целей должно стать получение максимальной информации об идентичности брэнда предприятия, его значении и миссии на рынке товаров и услуг. Следует выяснить, пользуется ли предприятие уважением у клиентов, поставщиков, конкурентов и работающих на нем сотрудников. Нужно понять, в чем заключается уникальность предприятия и чем оно принципиально отличается от других организаций такого же профиля.

Второй. Оценить отношение к себе со стороны персонала предприятия. Подробно исследуйте свой собственный вклад в работу предприятия и присмотритесь, как относятся к вам остальные сотрудники. Спросите окружающих, как бы они рассказали о вас третьему лицу. Соответствуют ли полученные данные вашим ожиданиям? Узнайте мнения других о ваших последних успехах, особенно обращая внимание на конструктивную критику.

Третий. Определить идентичность собственного брэнда. Исследуйте свой жизненный стиль, время, в течение которого вы менялись, культурную среду и общество, в которых вы вращались и вращаетесь, свою работу и отношение к вам других людей в разные периоды вашей жизни, когда, как вам кажется, вы брали самую высокую планку. После беспристрастного изучения своей личности у вас должно сложиться представление о том, кто вы есть на самом деле, чего хотите, чем отличаетесь от других и к чему чувствуете склонность. Попытайтесь суммировать все, к чему вы пришли в ходе своих рассуждений, и составьте краткое резюме о своей идентичности.

Четвертый. Составить перечень заданий. Составьте хронологический список выполненных вами заданий, которые получили высокую оценку руководства и кажутся вам наиболее успешными. Сконцентрируйтесь на тех заданиях, которые резко выделяют вас из общей массы сотрудников. Разберитесь, в чем был секрет успеха этих заданий, активизируйте себя, не ждите, что интересные проекты свалятся на вас сами. Старайтесь самостоятельно искать и разрабатывать их, не надеясь на счастливый случай. Поймите, что проекты, разработанные лично вами, будут способствовать созданию и укреплению вашей идентичности.

Пятый. Обещать себе хранить верность своему брэнду. Сумма понятий и качеств, определяющих вашу идентичность, представляет обещание, которое вы должны сделать своим «символом веры». Все будущие действия должны усиливать вашу идентичность.

Шестой. Рассказать всем о своем «символе веры». Когда вы наконец-то нашли свое обещание, разделите его с окружающими. Расскажите о нем внутри предприятия и за его стенами. Не думайте, что речь здесь идет о беззастенчивой саморекламе. Нет, просто вы сообщаете другим о том, что можете, и какими способностями и навыками обладаете.

Только после того, как в своей профессиональной жизни вы расстанетесь с неправильно понятой скромностью и верой в слепой случай и начнете последовательно, с утра до вечера трудиться над созданием собственной идентичности, вы получите шанс достичь желаемого положения внутри предприятия.

Чтобы найти свой брэнд следует поступать так:

    - выяснить, какую политику по созданию собственного брэнда проводит ваше предприятие;

    - научиться смотреть на себя глазами других людей;

    - определить свою собственную идентичность;

    - составить список проектов, которые соответствуют вашей идентичности и которые вы бы сами охотно реализовали;

    - дать себе письменное обещание направлять все свои будущие действия на укрепление своей идентичности.

Итогом непременно станет успешная карьера.

Правильное позиционирование

Если чье-то имя связано с выдающимися успехами, широкой компетенцией и вследствие этого становится известным, маркетинговое значение его обладателя увеличивается. В конце концов любое имя, идет ли речь об отдельной личности, предприятии или социальной группе, становится маркой. То, насколько то или иное имя укрепляется в памяти целевой группы, зависит от того, что данный человек или данная группа людей для этого делают. Секрет сильных сторон любой марки кроется, во-первых, в правильном позиционировании, а во-вторых, в способности влиять на решение потребителя и его готовность совершить покупку.

Успешная брендинговая программа (позиционирование) вырабатывает определенный концепт, который затем навсегда утверждается в сознании целевой группы как неизменный и своеобразный. Это в одинаковой степени относится как к продуктам и услугам, так и к отдельной личности.

Прежде всего необходимо найти верную нишу для правильного позиционирования, имея в виду, что оно в несколько видоизмененном виде использует те же способы, которые применяются в современной рекламе. Каждый человек может разработать собственную стратегию позиционирования, для того чтобы представить продукт, услугу, предприятие, организацию или, наконец, самого себя в лучшем свете.

Правильное позиционирование предполагает, что продвигаемый продукт задерживается и остается в сознании целевой группы. При этом существуют три возможности для того, чтобы заняться собственным позиционированием, одновременно отказавшись от конкуренции:

    - «оптически» изменить себя или свою продукцию;

    - придать ей новое или дополнительное значение;

    - обеспечить более широкий профиль использования продукции.

Когда покупатель оказывается в ситуации выбора между продуктами, он начинает искать в них какие-либо отличительные признаки. Продукт должен обладать такими признаками, которые в результате покупки создают у покупателя ощущение того, что он сделал лучшее приобретение из всех возможных. Можно изменить свое позиционирование в лучшую сторону, внеся в него виртуальные или фактические изменения его качества. Виртуальные изменения предполагают, что человек с помощью тех или иных методов создает в сознании целевой группы новое видение своей личности или своей продукции. Новое позиционирование, созданное с помощью виртуальных, а не фактических изменений, обычно отличается от прежнего большим своеобразием и оригинальностью. Часто для нового позиционирования достаточно изменить упаковку, цену, название и т.д.

Под фактическими или качественными изменениями подразумевается действительное изменение или по меньшей мере принципиальное улучшение продукта.

По сравнению с позиционированием, достигнутым с помощью фактических изменений, виртуальное позиционирование, как правило, сильнее действует и крепче удерживается в сознании людей. Существует множество примеров, которые показывают, что вера и убежденность в качестве того или иного продукта действуют гораздо сильнее, чем голая реальность.

Стратегия позиционирования не обязательно базируется на том, чтобы постоянно создавать что-то новое и особенное. Скорее она связывает и соединяет уже имеющиеся мысли, придает им определенный вид и провоцирует новые ассоциации. Попробуйте и вы, не прибегая к фактическим инновациям, найти иное позиционирование для того, что вас отличает.

Благодаря огромному опыту, накопленному в ходе многочисленных исследований маркетинговых стратегий и интенсивного консультирования, немецкий эксперт Петр Савченко установил, что многие предприятия имеют ряд запоминающихся отличительных качеств, которые при этом не корреспондируются во внешний мир и существуют как бы втайне от потребителя. Поэтому нужно вести себя таким образом, чтобы целевая группа позитивно думала о вас и время от времени с благодарностью и удовлетворением вас вспоминала. Опасайтесь неудовлетворительной коммуникации.

По оценкам специалистов, знания в наше время обновляются раз в два года. А мир меняется практически на глазах. Полученное сегодня образование уже не «образование на всю жизнь» и не гарантия успешной карьеры. Гарантией ее является только «образование через всю жизнь». Это и естественно: если знания быстро устаревают, значит, обновлять их нужно еще быстрее для того, чтобы добиться успехов в своей профессиональной деятельности. Одним из способов обновления уже существующих знаний и получения новых как раз и является самообразование.

Если образование можно охарактеризовать как процесс приобретения систематических знаний и специфического образа мышления, то самообразование специалисты определяют как образование по заочной форме обучения с полным самоконтролем. Сегодня многие люди, стремящиеся добиться карьерных успехов, учатся самостоятельно, осваивая при этом в короткие сроки колоссальный объем информации. Помогает им в этом умение учиться - основное умение, необходимое человеку, занимающемуся самообразованием. Оно проявляется:

    - в способности принимать решения относительного собственного процесса обучения, развитой самомотивации;

    - в правильном использовании основных приемов умственной деятельности и интеллектуальных стратегий (мыслительных, логических и др.) по отношению к изучаемым предметам, в развитых навыках организации собственного времени, в умении планировать и контролировать свою деятельность;

    - в умении находить необходимую информацию и выбирать подходящие методы ее изучения;

    - в коммуникабельности - умении завязывать знакомства, планировать общение с интересующими вас людьми, сотрудничать с ними.

Самообразование в принципе может быть двух типов: систематическое и ситуативное, когда знания и навыки приобретаются по мере возникновения потребности в них. Особое значение имеет систематическое образование, так как только оно способствует повышению профессиональною уровня человека и приводит к успехам в карьере. Самое главное в этом процессе - привлекать все внешние ресурсы, заниматься самообразованием с помощью различных источников.

Главный и традиционный источник - книги и средства массовой информации. В принципе, занятие по книгам - самоучителям, учебникам, учебным пособиям и т.п. - это классический способ самообразования. Сегодня без труда можно найти необходимую литературу по любой теме. Средств массовой информации сегодня тоже достаточно много, однако, они неоднородны по уровню и качеству подачи материала. Поэтому необходимо критически относиться к публикуемым в них материалам, особенно к новым и необычным.

С развитием глобальной сети интернет появился новый источник для самообразования - возможность пользоваться электронными библиотеками и изучать материалы различных сайтов. Развивается также и дистанционное самообразование через интернет. Еще один источник самообразования - специальные обучающие компьютерные программы. Многие из них вообще предоставляются бесплатно вместе с соответствующим программным обеспечением. Компьютеры, конечно, сегодня есть не в каждом доме, но вполне можно воспользоваться офисным в свободное от paбoты время. Это только повысит вашу привлекательность в глазах руководства.

Посещение различных конференций, семинаров и выставок - еще один весьма полезный, а главное очень интересный источник самообразования. Участие в подобных мероприятиях позволяет всегда быть в курсе событий, вовремя узнавать о новых направлениях, идеях и разработках, которыми занимаются современные ученые и исследователи.

Еще один важный источник самообразования, о котором люди часто забывают, - это окружающая нас действительность. События, которые происходят вокруг нас, и люди, с которыми мы встречаемся и общаемся, могут обогатить наши знания не меньше, а иногда даже больше, чем другие источники. Главное - уметь видеть и слышать, а также понимать, что у любого человека можно чему-то научиться.

Говоря об окружающей действительности, специалисты, в первую очередь, советуют помнить о важности восприятия любой информации, которая попадает в ваше поле зрения. Они рекомендуют научиться преобразовывать ее в максимально полезную для себя, «пропускать» через свою профессиональную призму, а также всегда задаваться вопросом, чем данная информация может пригодиться в вашей будущей деятельности. К источникам самообразования можно отнести также всевозможные увлечения и хобби. Особенно, если они прямо или косвенно связаны с профессиональной деятельностью человека.

В любом случае, в процессе самообразования необходимо использовать все вышеперечисленные источники, не забывая ни про один из них и оптимально их комбинируя. Только в этом случае данный процесс будет эффективным.

Специалисты утверждают, что все, кто добился значительных успехов в своей деятельности, независимо от ее вида, очень много занимались самообразованием. Они связывают это не только с приобретением новых знаний, но и с тем, что данный вид образования развивает навыки творческого осмысления действительности и умения самостоятельно анализировать различную информацию, события и явления. Человеку приходится преодолевать неизвестность, поэтому у него развивается самостоятельность и независимость мышления, стойкость в преодолении возникающих трудностей. Кроме того, давно известно, что ничто не усваивается так хорошо, как добытое собственным трудом.

© Центр дистанционного образования МГУП