Московский государственный университет печати

М.Д. Акатьева


         

Бухгалтерское дело в полиграфии

Учебное пособие


М.Д. Акатьева
Бухгалтерское дело в полиграфии
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Глава 1. Методология и организация бухгалтерского дела

1.1.

Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование

1.2.

Формирование профессии современного бухгалтера и аудитора

1.3.

Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

1.4.

Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией

2.

Глава 2. Бухгалтерское дело в организациях различных форм собственности

2.1.

Бухгалтерское дело в хозяйственных товариществах и обществах

2.2.

Бухгалтерское дело в производственных и потребительских кооперативах

2.3.

Бухгалтерское дело в государственных унитарных организациях

2.4.

Бухгалтерское дело в некоммерческих организациях

2.5.

Бухгалтерское дело по договору о совместной деятельности

3.

Глава 3. Комплексный анализ и оценка хозяйственных операций (ситуаций) - важнейшего объекта бухгалтерского дела

3.1.

Хозяйственные операции как факт хозяйственной деятельности

3.2.

Юридический анализ хозяйственных фактов

3.3.

Документ. Документирование хозяйственных операций

3.4.

Договор как правомерное действие. Юридическая сила документов на машинных носителях

3.5.

Некоторые разновидности договоров

3.6.

Информационное обеспечение аналитических функций бухгалтерского дела

3.7.

Учетная политика организации как инструмент оптимизации решения хозяйственных ситуаций и налогообложения

3.8.

Оценка рисков от проведения хозяйственных операций

4.

Глава 4. Бухгалтерская отчетность и аудит как завершающие стадии бухгалтерского дела

4.1.

Специфика формирования информации по сегментам и в случае прекращения деятельности

4.2.

Система внутреннего контроля организации

4.3.

Внутренний аудит: специфика, особенности, значение

4.4.

Аудиторские доказательства. Предпосылки в аудиторской деятельности

5.

Глава 5. Бухгалтерский учет и аудит в компьютерной среде

5.1.

Система управления предприятием. Бухгалтерская информационная система

5.2.

Вариант бухгалтерского программного продукта для полиграфии

5.3.

Аудит в компьютерной среде

6.

Глава 6. Концептуальные основы развития и реформирования бухгалтерского учета и аудита

6.1.

Международная стандартизация бухгалтерского учета. Направления развития бухгалтерского учета в России

6.2.

Перспективы бухгалтерского учета и аудита, подготовки профессиональных бухгалтеров в международном аспекте

7.

Библиографический список

8.

Приложения

8.1.

Приложение 1

8.2.

Приложение 2

8.3.

Приложение 3

8.4.

Приложение 4

Указатели
9   указатель иллюстраций
Рис. 1.1. Бухгалтерский учет в системе управления и информационного обеспечения организации Рис. 1.2. Вертикальная структура бухгалтерии Рис.1.3. График документооборота

Понятие «бухгалтерское дело» как таковое в настоящее время в специальной литературе отсутствует.

Однако в широком смысле слова принято понимать под бухгалтерским делом профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях, включая ведение учета, составление отчетности, формирование учетной политики, контроль и анализ отчетных данных и т.д.

Соответственно бухгалтерское дело в полиграфии - это совокупность перечисленных элементов с учетом отраслевой специфики бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета, отчетности и прочих взаимосвязанных компонентов.

Кроме того, в соответствии с Большим бухгалтерским словарем счетоводство - это совокупность принципов учета, а также процесс ведения бухгалтерского учета путем регистрации хозяйственных операций и хранения учетной документации.

Если учесть, что термины «счетоводство», «бухгалтерия», «книговедение» и «книговодство» являются синонимами, то логично рассматривать представленное определение наукой и техникой бухгалтерского дела одновременно.

В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 01.04.03 № 4-П в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе и налоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В связи с этим бухгалтерское дело в современных условиях приобретает особенно важное значение и место среди других отраслей знания.

С учетом изложенного очевидно, что объектом бухгалтерского дела является организация процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на счетах бухгалтерского учета. К объектам бухгалтерского дела также можно отнести учетную информацию, бухгалтерскую отчетность, документацию, инвентаризационные данные об экономических действиях, циклы деятельности организации, различные показатели деловой активности [9, с. 5].

Основанием отражения взаимосвязи счетов являются факты хо­зяйственной деятельности, которые в результате становятся основ­ным объектом бухгалтерского дела. Основанием формирования учетной информации являются учетные данные как описания фактов хозяйственной деятельности.

К основным циклам текущей, финансовой и инвестиционной деятельности относятся получение доходов, фор­мирование расходов, приобретение, производство, возникновение и исполнение текущих обязательств и др.

С учетом того, что факт хозяйственной деятельности является ос­новным объектом бухгалтерского дела, целесообразно выделить докумен­тацию и финансовую отчетность как носителей информации о дея­тельности организации.

Соответственно предмет бухгалтерского дела характеризуется задачами, связанными: 1) с организацией учетного процесса, базирующегося на совершении фактов хозяйственной деятельности, 2) подтверждением (проверкой) достоверности бухгалтерской отчетности, 3) анализом деятельности организации.

Учетный процесс, дающий возможность получать соответствующую информацию о состоянии активов и источниках их образования, реализует тем самым информационную функцию учета. Конечным продуктом учетного процесса являются регистры аналитического и синтетического учета, баланс и отчетность.

Целью учетной деятельности являются анализ сложившейся хозяйствен­ной ситуации (на базе хозяйственных фактов), выработка и реализация конкретного решения, организация и контроль его выполнения.

Метод бухгалтерского дела связан с содержанием его объекта и предмета и представляет со­бой способ комплексного изучения законности, достоверности и целесообразности осуществления фактов хозяйственной деятельно­сти на основе использования учетной и различной внеучетной информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов (аудит, внутренний контроль), юридического и экономи­ческого анализа их содержания [9, с. 7].

Очевидно, что бухгалтерское дело является частью ряда наук в самом широком смысле.

Бухгалтерское дело требует знаний в области теории бухгалтерского учета, финансового и управленческого учета, аудита, экономического анализа, компьютер­ных систем обработки данных, экономики предпринимательства (бизнеса), гражданского права, кредитования, банковского дела, на­логового законодательства и др.

Законодательство России обязывает организации вести бухгалтер­ский (финансовый) учет. Но для принятия управленческих решений существует необходимость организации управленческого учета.

Финансовый и управленческий учет являются источниками ин­формации, необходимой для управления организацией и принятия соответствующих решений, составления бухгалтерской отчетности, организации учетного процесса. Любая информация в бухгал­терском учете должна отвечать требованиям полноты, достоверности, существенности, полезности, понятности, своевременности, при этом для финансового учета главное - достоверность информации, а для управленческого - ее существенность.

Содержание объектов бухгалтерского дела и условия его иссле­дования предопределяют выбор и последовательность применения экономического анализа, который осуществляется с целью выявления основных закономерностей развития хозяйствующего субъекта, их взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторов, определивших те или иные результаты деятельности организации.

Взаимосвязь между бухгалтерским делом и аудитом осуществля­ется на уровне отчетной информации. В настоящее время ряд аудиторских фирм занимается операционным аудитом, оказанием и предоставлением услуг в области управления, налогообложения, осуществления финансовых операций, оценки заключенных догово­ров с точки зрения юридических требований и т.д.

Ведение компьютеризированного бухгал­терского учета является уже типичным для большинства предприятий. В связи с этим каждый бухгалтер (аудитор, оценщик, аналитик, финансовый менеджер) должен обладать знаниями в области электронной обработки данных и контроля на уровне, необходимом для принятия соответствующего решения и взаимодействия со специалистами.

Принципы, правила и требования бухгалтерского учета устанавливают рамки в построении системы учета в организациях, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса.

В рыночных условиях экономики России возникла необходимость раз­работки новой системы нормативных документов, регламенти­рующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации, а также определения роли государственных органов в ее создании.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

В проекте нового Федерального закона о бухгалтерском учете, подготовленном Министерством финансов Российской Федерации, определены четыре уровня нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет.

Первый уровень охватывает разработку вопросов по ведению бухгалтерского учета на законодательном уровне. При этом здесь имеется в виду не только закон о бухгалтерском учете, но и другие законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, затрагивающие методологию бухгалтерского учета. Это практически все законы, связанные с хозяйственным и налоговым правом.

Второй уровень включает Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях.

Первый и второй уровни, согласно проекту закона, разрабатываются Минфином России.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского уче­та Минфином России разработаны и приняты ряд норматив­ных документов по бухгалтерскому учету, важнейшими из которых являются: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Прика­зом от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями и дополне­ниями); а также 19 стандартов (ПБУ) бухгалтерского учета.

В соответствии с «Мерами по реализации в 2001-2005 гг. про­граммы реформирования бухгалтерского учета» предполагается, что будет разработано и введено в действие еще более 20 положений (стандартов), охватывающих наиболее существенные стороны мето­дологии бухгалтерского учета, и в большей мере международных стандартов финансовой отчетности.

Третий уровень регулирования бухгалтерского учета в соответствии с проектом Федерального закона о бухгалтерском учете состоит в создании методических указаний, в том числе и отраслевых, плана счетов бухгалтерского учета и инструкций по его применению, инструкций, рекомендаций и аналогичных им документов по регулированию бухгалтерского учета.

И наконец, последний, четвертый, уровень нормативных документов: рабочие планы счетов и другие документы, регулирующие ведение учета в самой организации.

Министерством финансов РФ в 2001 г. был утвержден долго­срочный план развития системы бухгалтерского учета, охватывающий период до 2010 г., в котором изложены цели раз­вития бухгалтерского учета и мероприятия, направленные на создание системы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО.

В России все разрабатываемые положения по бухгалтерскому учету (стандарты) исходят из норм, заложенных в МСФО, что призвано сделать финансовую отчетность организаций прозрачной и, следовательно, создать условия для привлечения дополнительных средств инвесторов на развитие предпринима­тельства, в том числе малого и среднего. Такая направленность позволяет говорить об определенной гармонизации и стандартизации российского бухгалтерского учета и отчетности с международными стандартами.

По данным группы поиска персонала «ТРИЗАЕxclusive», в десятке самых востребованных профессий в 2003 г. первое место в рейтинге занимал главный бухгалтер/финансовый контролер, второе место - консультант по налогам. В целом же по перспективным оценкам специалистов на рынке стабильно будут востребованы бухгалтеры, аудиторы, консультанты по налогам и инженеры по сервисному обслуживанию оборудования.

Одним из направлений принятой 6 марта 1998 г. Программы рефор­мирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стан­дартами финансовой отчетности является повышение уровня знаний бухгалтера и изменение его роли в управлении экономикой организации.

Современные профессии бухгалтера. В рамках бухгалтерского учета сформирована интересная, творческая и престижная профессия, имеющая специализацию по следующим областям:

    - финансовый и управленческий учет;

    - независимая бухгалтерская деятельность;

    - финансовое управление (менеджмент);

    - финансовая экспертиза;

    - бюджетный учет;

    - преподавательская, научно-исследовательская или управлен­ческая деятельность в указанных сферах.

Главный бухгалтер, бухгалтер в области финансового и управлен­ческого учета работает по найму в организациях различных форм собственности. Благодаря широкому, всестороннему и глубокому взгляду на все стороны деятельности организации бухгалтер оказыва­ет большое влияние на принятие управленческих решений. По ре­зультатам социологических исследований, не менее 50% высших руководящих работников имеют, как правило, бухгалтерское или финансовое образование [9, с. 18].

Основополагающие признаки, характеризующие статус главно­го бухгалтера, установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (ст. 7). Этим же документом регулируются общие основания юридической ответственности главного бухгалтера, определяемые задачами и функциями, возложенными на него Законом. Так, он несет ответственность:

    - за формирование учетной политики;

    - ведение бухгалтерского учета;

    - своевременное представление полной и достоверной бухгал­терской отчетности;

    - контроль за соответствием фактов хозяйственной деятельно­сти действующему законодательству и пресечение незаконных действий исполнительных лиц;

    - сохранность бухгалтерских документов, оформление и переда­чу их в установленном порядке в архив.

Основная задача бухгалтера по финансовому учету заключается в сборе, подготовке, систематизации и обобщении учетной ин­формации. Финансовый учет осуществляется с целью получения информации как внешними, так и внутренними пользователями. Так как фи­нансовый учет строго регламентирован и подчиняется установ­ленным положениям по бухгалтерскому учету, то обязанностью бухгалтера является соблюдение норм финансового и налогового законодательства.

Бухгалтер по управленческому учету занимается обеспече­нием руководства организации информацией, необходимой для при­нятия управленческих решений, принимает участие в планировании доходов и расходов, составлении смет и кон­троле за расходами, ведет наблюдение за пра­вильностью ведения документации и подготовкой соответствующей внутренней отчетности.

Главные бухгалтеры, бухгалтеры по финансовому и управленче­скому учету должны подтверждать свою профессиональную компе­тентность и подготовку путем прохождения аттестации на получе­ние квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.

Основным документом, определяющим порядок аттестации, яв­ляется Положение об аттестации ассоциированных членов Института профессиональных бухгалтеров России, утвержденное решением Президентского совета ИПБ России от 18 апреля 2001 г. № 4/01 с изменениями и дополнениями от 27 июня 2001 г. № 6/01.

В процессе аттестации профессиональных бухгалтеров подтверждается: соответствие специалиста требованиям профессиональной компе­тентности (уровень специальной подготовки, приобретенных навы­ков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности); способность специалиста в случае необходимости организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также возглавить самостоятельные консультационные ком­мерческие службы; приверженность специалиста к соблюдению профессиональ­ной этики.

Независимая бухгалтерская деятельность связана с работой бухгал­тера по предоставлению своих, как правило платных, услуг по проведению ауди­торских проверок, налогообложению, оценке активов организации, собственности, недвижимости, управленческому консультированию и др. Принципиально важно, что для осуществления такой деятельности необходимо наличие лицензии и соответствующего сертификата, подтверждающего профес­сиональные качества аудитора, оценщика, финансового менеджера.

В крупнейших многопрофильных организациях, построенных по западному типу, для управления финансовой деятельностью вводятся должности финансовых менеджеров, контролеров, казначеев - специалистов, обладающих знаниями в об­ласти финансов и бухгалтерского учета, кредитования и ценообразова­ния, налогового законодательства, биржевой и инвестиционной деятельности и др.

Перед финансовым менеджером стоят задачи, связанные с управлением оборотным капиталом, определением оптимальной его величины и структуры, управлением дебитор­ской и кредиторской задолженностью, оценкой эффективности инвестиционных проектов с учетом рисков, связанных с их осуществлением, анализом хозяйственной деятельности, финансо­вым контролем. Такая работа основывается на знании действующего законода­тельства в области валютного регулирования, бухгалтерской, нало­говой, финансовой и кредитной сферах, оценки эко­номической ситуации в целом по организации, в стране, регионе. Финансовый менеджер несет ответственность за качество анализа финансовых проблем, выработку рекомендаций руководству ком­мерческих организаций.

Должностные обязанности контролеров и казначеев зависят от содержания учетной политики, проводимой организацией, и персо­нальных качеств.

Функции контролера имеют внутренний характер и заключают­ся в ведении учетной документации, отслеживании документообо­рота и контроле финансовых результатов по прошлой и текущей деятельности: организация финансо­вого и управленческого учета, подготовка отчетности, составление смет расходов и калькуляций, расчет заработной платы и налогов, контроль внутрихозяйственной деятельности. Контролер занимается составлением промежуточной отчетности, налоговых деклараций, годовой бухгал­терской отчетности, таким образом выполняя функции бухгалтера компании.

Казначей занят решением глобальных во­просов по обеспечению финансовой устойчивости организаций: формированием структуры основного и оборотного капитала, оценкой затрат на капитал, управлением денежным оборотом, привлечением краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов, ор­ганизацией расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, поддержкой ликвидности организации, формированием потоков денежной наличности и некоторыми другими проблемами.

Бухгалтеры, работающие в организациях, применяющих бюджет­ный учет, который, с одной стороны, является частью системы бухгалтерского учета в целом, а с другой - характе­ризуется наличием специальной нормативной базы, формируют бухгалтерский учет в подавляющем боль­шинстве учреждений, опираясь на централизованные принципы его ведения с учетом воздействия рыночных условий, недостаточности бюджетного финансирования, с использованием внебюджетных источников на их содержание.

Бухгалтеры, занимающиеся педагогической деятельностью, осуществляют подготовку специалистов в области бухгал­терского учета. В настоящее время в России сложилась фундаментальная школа подготовки бухгалтеров, включающая Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации, Московский государственный университет, Всероссийский заочный финансово-экономический ин­ститут и др. Многие вузы готовят бухгалтеров, обеспечивая потребно­сти конкретных отраслей и регионов.

Повышение квалификации бухгалтеров. «Мерами по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета», утвержденными Постановлением Правительства РФ 13 апреля 2001 г., предусмотре­ны направления в области развития бухгалтерской профессии, под­готовки и повышения квалификации специалистов по бухгалтер­скому учету. При этом особое место отводится значительному повышению качества подготовки бухгалтеров: знанию современных программных бухгалтерских и аналитических программ, контроль­ных и аналитических процедур, диагностике и мониторингу дея­тельности организаций, стратегическому планированию и моделированию развития производства. Эти знания можно получить не только в базовых вузах, но и в специализированных организациях, объединенных Институтом профессиональных бухгалтеров России и Аудиторской палатой России.

Среди официальных документов, регулирующих профессио­нальную деятельность бухгалтеров как в России, так и за рубежом, следует отметить Кодекс этики бухгалтера, на основании которого Международной федерацией бухгалтеров разработаны нормы этики бухгалтера [6, с. 112]. При разработке основных положений Кодекса Между­народная федерация бухгалтеров исходила из того, что цели и фун­даментальные принципы действительны для всех профессиональ­ных бухгалтеров.

Бухгалтерской профессии необходимо соответствовать складывающимся в современном мире реалиям, суть которых в том, что экономика стремительно усложняется в раз­личных измерениях - информаци­онном, технологическом, инстру­ментальном, коммуникативном.

Давно очевидно стремление бухгалтеров занять более активную позицию в управлении бизнесом и, как пред­ставляется, в настоящее время они, как никогда, близки к достижению этой цели. Однако изменение сущности работы высшего бухгал­терского персонала предполагает и новое понимание тех знаний и на­выков, которыми в этом случае должен владеть бухгалтер, а также требований, предъяв­ляемых к нему. Эти требования не только составляют суть новых реалий в современном учете, но и в нема­лой степени определяют тенден­ции его развития. Основными из них являются:

    - умение принимать решения в ситуациях с многовариантными исходами;

    - необходимость учета психологической составляющей в работе бухгалтера;

    - соответствующая юридическая под­готовка;

    - осознание сущности и техники операций инвестирования и финансирования;

    - понимание сути и принципов функционирования финансо­вых рынков;

    - свободное владение техникой финансовых вычислений;

    - умение применять технику фи­нансового анализа;

    - понимание международных бух­галтерских регулятивов.

Дадим краткую характеристику указанных требований.

Умение принимать решения в ситуациях с многовариантными ис­ходами. Введение новых бухгалтерских нормативно-законодательных документов (прежде все­го, Закона «О бухгал­терском учете» и положений по бухгалтерскому учету) существенно изменило суть работы бухгалтера во многих аспектах, од­нако наиболее сущест­венным из них представляется следующий: новая систе­ма регулирования знаменует собой отход от жестко регламентирован­ного инструкциями учетного про­цесса в сторону вариативного его наполнения, включая появле­ние так называемого креативного («созидательного») учета. Делая свой выбор из допустимых регулятивами вариантов оценки и учета фактов хозяйственной жизни, бух­галтер может существенно влиять на конечный финансовый резуль­тат. Понятие «креативный учет», введенное представителями англо-­американской бухгалтерской шко­лы, означает использование ме­неджерами (т. е. по их распоряже­нию) методов учета, позволяю­щих приукрашивать финансовое положение фирмы, причем это приукрашивание не обязательно находится в рамках действующих регулятивов (в до­революционном российском учете подобные процедуры назывались вуалированием баланса). Таким образом, креативность, как прави­ло, имеет негативный оттенок. Итак, современные реалии таковы, что бухгалтер, с одной стороны, обла­дает правом выбора наилучшего по его субъективному мнению варианта учета, а с другой сторо­ны, нередко выступая в роли фи­нансового аналитика, должен иметь в виду возможную вуалированность (приукрашенность) балансов своих контр­агентов.

Необходимость учета психоло­гической составляющей в работе бух­галтера. Данный тезис непосредственно связан с предыдущим, но имеет свою специфику. Упомянутая свобода дей­ствий, предоставляемая бухгалтеру действующими регулятивами, сопровождается немалыми трудностями, одна из которых - проблема выбора. Эта проблема исключительно сложна, особенно с позиции психологии - го­раздо легче следовать предписани­ям, чем брать на себя хотя бы минимальную ответственность, например, по выбору того или иного метода оценки или учета. Сделать выбор всегда сложно, причем вероятность того, что вы­бранное решение не будет луч­шим, весьма высока, однако не де­лать выбор чревато еще более негативными последствиями.

Психологическая составляющая учета проявляется также и при рассмотрении процесса подго­товки и использования данных с позиции потребителя информа­ции. Главному бухгалтеру прихо­дится нередко готовить различные аналитические записки (данные). В зависи­мости от типа поведе­ния руководителя в управлении приходится варьи­ровать объем отчетных данных, степень их структурирования, агрегированности и аналитичности, наличие альтернативных вариан­тов, выделение и ранжирование определяющих факторов и т. п. Отсюда вывод: бухгалтер (или аналитик) обязан учитывать психотип пользователя, на который он ориентирует свою аналитическую записку.

Надлежащая юридическая под­готовка. Как показывает практика, особенно в небольших фирмах, которые не могут позво­лить себе иметь самостоятельную юридическую службу, роль юрис­та нередко возлагается фактиче­ски на главного бухгалтера или финансового директора. В связи с введением в хозяйственный обо­рот системы кодексов и законов значение надлежащей юридической подготовки бухгалтеров многократно возросло, особенно учитывая традиционно присущий российским практикам правовой нигилизм. Отметим, что дореволюционная подготовка специалистов эко­номического профиля велась на юридических факультетах уни­верситетов, что автоматически по­дразумевало и соответствующую правовую подготовку выпускников; эта тра­диция была утеряна в советское время и сейчас с трудом восста­навливается.

Осознание сущности и техники операций инвестирования и финан­сирования. Управление финансами как совокупностью денежных потоков реализуется в виде бесконечной череды принимаемых решений в отношении двух типо­вых процессов: 1) мобилизации, т. е. привлечения средств, их при­тока и 2) инвестирования, т. е. вложения средств, их оттока. Оба эти процесса находятся в компе­тенции высшего руководства организации, и в подавляющем большин­стве случаев главный бухгалтер имеет к ним непосредственное ка­сательство, в том числе и в части экспертного решения возникающих проблем. Например, мобилизация финансовых ресурсов означает необходимость выбора между различными вариантами, а также оценку стоимости источника. Бесплатных источников финансирования практически не существует, поэтому желательно выбрать источник, по крайней мере, не самый дорогой. В вопросах инвестирования проблем не меньше, поскольку нередко вариантов инвестирования много, а параметры продуктов не определены.

Понимание сути и принципов функционирования финансовых рынков. В условиях рыноч­ной экономики предприятию для долгосрочного финансирования своей деятельности теоретически доступен ряд основных источников: прибыль, рынок цен­ных бумаг, банковская система, бюджет. С позиции краткосроч­ного кредитования необходимо упомянуть о таком источнике, как кредиторская за­долженность, возникающая в результате текущих операций и принятой системы расчетов с различными контрагентами и други­ми сторонними лицами и субъектами. Видимо, именно первые два источ­ника становятся основными. Даже если фирма не планирует выход на рынок со своими ценными бу­магами, ей не избежать общения с рынком, являющимся хорошим индикатором степени благополучия экономики в целом: на нем проявляются тенденции в отношении финансового положения отдельных фирм, на рынке приобретаются ликвидные фи­нансовые инструменты для по­лучения текущего дохода или формирования страхового запаса эквивалентов денежных средств и др.

Не случайно в последние годы явственно проявляется тенденция ко все более тесному смыканию бухгалтерской и финансовой про­фессий; более того, многие веду­щие специалисты Запада нередко ставят знак равенства между глав­ным бухгалтером и финансовым директором. Данная тенденция от­четливо видна и в Международных стандартах финансовой отчетно­сти - это в большей степени фи­нансовый, чем чисто бухгал­терский документ. Заметим, что эта идея нашла свое отражение и в изменении названия этого доку­мента с «International Accounting Standards» (IAS) на «Internatio­nal Financial Reporting Standards» (IFRS).

Свободное владение техникой финансовых вычислений. В основе любых решений финансового ха­рактера лежит аналитическое обоснование с помощью несложных алгоритмов, разработанных в рамках так назы­ваемой финансовой математики. Бухгалтеру необходимо знать сущ­ность и логику исчисления показа­телей доходности и эффективно­сти, виды процентных ставок и способов начисления процентов, различие между номинальными и реальными ставками, алгоритмы пересчета курсов валют и темпов инфляции при переходе от одного промежутка времени к другому и др.

Такого рода ситуации встречаются достаточно часто в бухгалтерской практике, вот почему задача овладения бухгалте­рами и финансистами техникой финансовых вычислений пред­ставляется одной из самых актуа­льных.

Умение применять технику фи­нансового анализа. Анализ с позиции управленцев исключительно технологи­чен, т. е. определяется особенностями технологии конкретного производства, а потому формали­зованному обобщению вряд ли подлежит и может рассматриваться как элемент конкретной сис­темы управленческого контроля.

Анализ финансо­вый несет определенную общую идею, объ­единяющую специалистов и менед­жеров, имеющих отношение к финансовой деятельности эконо­мических субъектов. В качестве та­ковой идеи выступает финансовая модель субъекта, выражаемая его отчетностью, а потому может быть подвергнута стандар­тизованному анализу. Так, используя данные бухгалтерского баланса, могут аргументировать свои управленческие действия практически любые категории за­интересованных лиц: менеджеры, финансисты, бухгалтеры, аудиторы и др.

Отметим, что экономический анализ, в буквальном смысле означающий совокупность аналитических мето­дов и процедур в экономике, и его теоретическое, методо­логическое и инструментальное наполнение есть прерогатива скорее эко­номистов-теоретиков.

Бухгалтеру, финансисту, управ­ленцу ближе и нужнее финансовый анализ, ибо финансовые потоки - это кровеносная система любого пред­приятия, а умелое управление ими как раз и предопределяет жизне­способность этого предприятия.

Понимание международных бух­галтерских регулятивов. К настоящему времени в области регулирования учета сложились два подхода, на­зываемые соответственно рыноч­ным (market) и регулятивным (re­gulatory). Сторонники первого подхода утверждают, что основной продукт бухгалтерского учета, т. е. отчетность, является рыночным товаром, а потому рынок (точнее, покупатели отчетности) и должен определять содержание публикуе­мых данных, а методология учета должна в максимальной степени способствовать раскрытию инфор­мации исходя из потребностей пользователей. Таким образом, основной регулятор учета (через отчетность) - это рынок, какое-либо дополнительное регулирова­ние не обязательно, поскольку оно всегда связано с дополнительными затратами, за которые рынок вряд ли будет платить.

Сторонники второго подхода указывают на очевидные недостат­ки в абсолютизации роли рынка, проявляющиеся прежде всего в том, что потребителей бухгалтер­ской информации очень много, их информационные потребности и ожидания различны, а иногда и противоположны, а потому необ­ходимы какие-то регулятивы, сни­жающие неопределенность публи­куемых данных в отношении их репрезентативности, оценки, груп­пировки, регулярности и т. п. и тем самым повышающие степень доверия к бухгалтерии.

Квинтэссенция первого подхо­да - система регулирования учета в США, что касается второго под­хода, то наиболее заметно, хотя и не в контексте рынка, он проявил­ся в социалистическом учете. Ме­нее жесткие варианты второго подхода имеют место в организа­ции учета в ряде стран континен­тальной Европы.

Проблема противоречия между МСФО и GAAP коренится в раз­личии подходов к сути и логике регулирования, исповедуемых в рамках соответственно континен­тальной и англо-американской мо­делей учета (заметим, что по этому вопросу Великобритания находит­ся на позициях континентальной школы). Представители континен­тальной школы считают, что в основе стандартов должны быть принципы с ограниченными ука­заниями по их применению; аме­риканцы ратуют за правила с более детализированными указаниями по их применению. Континенталь­ный подход базируется на испове­дуемой британскими специалиста­ми концепции достоверности и непредвзятости (true and fair view), американский подход предполага­ет более жесткую регулируемость и заданность (не случайно британцы имеют около трех десятков нацио­нальных стандартов, а американ­цы - около 150).

Каким бы ни было окончатель­ное решение, вывод один: учиты­вая провозглашенное в России на­мерение построить систему учета в соответствии с международными стандартами, бухгалтерам придется в той или иной степени понимать и принимать логику этих стандар­тов.

Современная профессия аудитора. Аудитором является лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Соблюдение независимости является главнейшей из пяти известных на сегодня концепций аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности - наряду с этикой поведения, профессионализмом, доказательностью, точностью представления.

В соответствии с федеральным правилом (стандартом) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Аттестация и повышение квалификации аудиторов. Министерство финансов Российской Федерации организует в установленном законодательством РФ порядке систему аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации. Аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в учебно-методических центрах, включенных в государственный реестр учебно-методических центров.

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

    а) в области общего аудита;

    б) в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

    в) в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

    г) в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа.

Для обеспечения проведения аттестации Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ по согласованию с Минфином РФ создаются комиссии по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов, а также комиссия по формированию и обновлению экзаменационной базы билетов и тестов и утверждается состав указанных комиссий.

Порядок предаттестационного (или предквалификационного) обучения претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора определяется федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Образование аудитора». В период до принятия постановления Правительства РФ по данному вопросу претендентам рекомендуется проходить предэкзаменационное (предквалификационное) обучение в учебно-методических центрах по Программам проведения квалификационных экзаменов.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Минфином РФ. До утверждения данных программ действуют программы повышения квалификации аудиторов, утвержденные Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина РФ.

Международные организации бухгалтеров и аудиторов. Сегодня со­став международных организаций, занимающихся вопросами учета и финансовой отчетности, их гармонизации и стандартизации, доста­точно представителен.

К международным и межправительственным профессиональным организациям бухгалтерского учета и в области аудита относятся:

    - Управление по международным стандартам (бывший между­народный комитет по международным стандартам финансо­вой отчетности - КМСФО);

    - Международная федерация бухгалтеров(IFAC);

    - Европейское экономическое общество;

    - Федерация бухгалтеров стран - членов АСЕАН;

    - Межамериканская организация бухгалтеров;

    - Африканский совет по бухгалтерскому учету;

    - Конфедерация бухгалтеров стран Азии и Тихого океана;

    - Межправительственная рабочая группа экспертов по между­народным стандартам в области учета и финансовой отчетности при ООН;

    - Рабочая группа по учетным стандартам Организации эконо­мического сотрудничества и развития;

    - Федерация европейских бухгалтеров-экспертов;

    - Комитет взаимодействия реализации директив ЕС;

    - Международный центр реформы бухгалтерского учета и др.;

    - Институт внутренних аудиторов (IIA);

    - Международный совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (МССБА).

Деятельность специалистов всех организаций связана с изуче­нием и обобщением национальных бухгалтерских стандартов от­дельных стран, проблемами международной стандартизации учета, однако общепринято, что ведущая роль в этом процессе принад­лежала КМСФО. Созданный в 1973 г. по соглашению между про­фессиональными организациями бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании и США, он осуществляет свою деятельность и сегодня, но под другим названием.

В настоящее время КМСФО преобразован в Управление по ме­ждународным стандартам, которое приступило к работе с апреля 2001 г. в составе экспертов в области бизнеса, бухгалтерского учета, инвестиций, образования и представляет собой независимую орга­низацию, управляемую доверенными лицами.

Для координации усилий по гармонизации бухгалтерского учета в мировом масштабе национальные институты, как правило, объединяются в различные международные организации. Наиболее важную роль в унификации учета играют три организации - Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC), Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC) и Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO).

Основная задача Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (IASC) - гармонизация международной практики учета и отчетности через систему МСФО.

Интересы рынков капитала опосредованно представляет Международная организация комиссий по ценным бумагам и биржам (IOSCO), объединяющая специалистов из национальных государственных институтов, ответственных за организацию и функционирование рынков капитала. В 1989 г. IASC заключило договор о разработке совместного проекта по координации усилий в области гармонизации бухгалтерского учета в увязке с требованиями фондовых бирж, согласно которому разработан базовый набор стандартов (правил ведения учета и составления отчетности), признаваемый всеми биржами.

Кроме IASC и IOSCO существенное влияние на учет и аудит в международном контексте оказывает Международная федерация бухгалтеров (IFAC), в которой представлены профессиональные организации всех развитых стран мира. Это единственная международная организация, объединяющая представителей бухгалтерской профессии из частного и государственного секторов экономики, сферы аудиторско-консультационных услуг, образования.

Цель IFAC - развитие и гармонизация бухгалтерского учета в мире, ее деятельность осуществляется через специально созданные комитеты (по международной аудиторской практике, по членству в IFAC, по образованию, по профессиональной этике, по финансовому учету и управленческому учету, по информационным технологиям).

Итак, управление по международным стандартам (КМСФО) является основным координатором усилий разработчиков национальных стандартов. Оно направляет свою деятельность на достижение единообразия стандартизации представляемой финансовой отчетности во всем мире и гармонизации учетных стандартов.

В настоящее время понятие «стандартизация учета» заключается в следующем:

    - наличие определенного свода правил (стандартов), принятых го­сударством с одновременным существованием множества зако­нодательных актов, инструкций, планов счетов, валюты и т.д.;

    - наличие ряда стандартов, определяющих систему учета в от­дельной стране и принятых профессиональными бухгалтер­скими организациями [9, с. 39].

Стандартизация учетных процедур состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к различным ситуациям в любой стране. В результате осуществления идеи стандартизации отпадает необходимость создания нацио­нальных стандартов, однако внедрения единых стандартов сле­дует добиваться путем добровольного соглашения профессио­нальных организаций стран. Законодательный путь в данном случае неприемлем.

Ученые многих стран к стандартизации учета предлагают при­менить два подхода: рыночный и регулятивный. Рыночный меха­низм обеспечивает эффективность получения учетной информации. В этом случае стандарты финансовой отчетности не являются обя­зательными. Это определено тем, что национальная система фи­нансовой отчетности представляет собой комплекс норм и правил, регулирующих взаимоотношения бухгалтеров и государства исходя из законодательства и обычаев страны. При этом стандарты преду­сматривают методы подготовки финансовой отчетности и раскры­тия информации исходя из требований ответственности и ее про­зрачности.

При применении регулятивного подхода стандарты подлежат обязательному исполнению, так как изменения рыночных структур не позволяют отказаться от регулирования бухгалтерского учета.

В настоящее время понятие гармонизации является скорее взаимодополняющим идеи стандартизации учетных процедур. Гармонизация различных систем бухгалтерского учета реализует­ся в рамках Европейского сообщества. Ее сущность заключается в том, что в каждой стране может существовать собственная мо­дель организации учета и система стандартов, регулирующих ее и не противоречащих аналогичным стандартам в странах - членах сообщества.

Российские профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов. Основой организации бухгалтерского дела является регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

На верхнем уровне регулирования бухгалтерского учета нахо­дится Государственная дума, которая определяет законодательную базу организации бухгалтерского учета в стране, а следовательно, бухгалтерского дела.

Официальным исполнительным органом регулирования бухгал­терского учета в стране является Министерство финансов Россий­ской Федерации (Минфин России), на которое возложены как ме­тодологические (разработка нормативных документов), так и контрольные функции ведения бухгалтерского учета. В частности, разработкой нормативных документов для хозяйствующих субъек­тов занимается Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности не только отвечает за разработку новых правил (стандартов) бухгалтер­ского учета, соответствующих международным, но и ведет огромную разъяснительную работу. Практически Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности является единственным легитимным органом, разъяснения которого должны приниматься как дру­гими министерствами и ведомствами, так и арбитражными судами. Сегодня методологические службы в министерствах и ведомствах практически отсутствуют. Поэтому доведение правил бухгалтерского учета до предприятий и организаций, толкование документов и кон­троль за их исполнением фактически ведутся произвольно.

Решение этой проблемы взял на себя Институт профессиональ­ных бухгалтеров России, созданный в 1997 г. при содействии Мин­фина России, высших учебных заведений, научных и общественных организаций, ведущих ученых страны.

В ноябре 2001 г. ИПБ России был принят в действительные члены IFAC. Учитывая то обстоятельство, что полное членство получает, как правило, одна организация от страны, значимость вступления ИПБ России в IFAC является знаковым событием.

ИПБ России - действительно национальный институт, поскольку в его основе - принцип построения структуры управления на основе самостоятельных, но тесно взаимодействующих региональных образований, предусматривающий создание юридически и финансово самостоятельных территориальных институтов профессиональных бухгалтеров (ТИПБ).

В институте активно работают комитеты по вопросам членства и профессиональной этики, по бухгалтерскому учету, налогообложению, аудиту, финансовому менеджменту, созданы экспертные советы по направлениям деятельности комитетов. Продолжается работа по составлению программ подготовки и аттестации бухгалтеров, программ повышения квалификации членов ИПБ России, совершенствованию системы методического и информационного обеспечения профессиональных бухгалтеров, подготовке и проведению конгрессов, учебных программ и семинаров и др.

К профессиональным организациям бухгалтеров и аудиторов следует отнести Аудиторскую палату России. В своем составе она объединяет региональные профессиональные аудиторские объеди­нения; крупнейшие вузы, занимающиеся подготовкой, переподго­товкой и повышением квалификации аудиторов; аудиторские фирмы, консультационные и оценочные фирмы. Для оказания своим членам организационной, консультационной и методиче­ской помощи созданы профильные комитеты и информационно-консультационные центры.

Свою работу профильные комитеты строят в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и «Основ­ными направлениями деятельности Аудиторской палаты России».

Обе организации тесно сотрудничают с международными орга­низациями бухгалтеров и аудиторов.

Структурное построение любой организации представляет собой систему взаимосвязанных элементов, осуществляющих коммерческую (текущую, финансовую, инвестиционную) деятельность и управляющих ею. Совокупность таких неразрывно связанных элементов образует систему управления.

Для принятия управленческого решения необходима полная, достоверная и оперативная информация. Информационное обеспечение организации включает данные финансового и управленческого учета, налоговую и статистическую отчетность, оперативные данные и прочие внеучетные сведения. Таким образом, важнейшим элементом системы управления, составляющим основу ее информационного обеспечения, является бухгалтерский учет, включающий в себя структурно-финансовый, управленческий и налоговый учет с соответствующими информационными потоками.

Место и роль бухгалтерского учета в системе управления организацией и ее информационном обеспечении могут быть представлены схематично следующим образом (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Бухгалтерский учет в системе управления и информационного обеспечения организации

Рис. 1.1. Бухгалтерский учет в системе управления и информационного обеспечения организации

Не случайно в схему введен аудит финансовой отчетности, так как именно он позволяет повысить достоверность информации и обеспечить проведение более точной оценки работы организации в целом на основе имеющейся информации.

Итак, оценить финансовое состояние, результаты производственно-хозяйственной деятельности и организации в целом можно лишь на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, которые в настоящее время являются официальными источниками информации.

В связи с этим особенную аналитическую и информационную значимость приобретает бухгалтерская (финансово-бухгалтерская) служба, являющаяся ча­стью единого механизма управления текущей, финансовой и инве­стиционной деятельностью, которая тесно связана с другими под­разделениями организации.

Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативны­ми документами, организационно-правовой формой и общей струк­турой управления организацией.

Задачами бухгалтерской (финансово-бухгалтерской) службы являются [9, с. 23]:

    - организация взаимоотношений организации с другими субъ­ектами хозяйствования;

    - поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания;

    - своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности организации;

    - эффективное использование финансовых ресурсов для дости­жения стратегических и тактических целей организации;

    - сохранение и рациональное использование основного и обо­ротного капитала, собственного и заемного капитала;

    - обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации.

Одной из наиболее важных задач финансово-бухгал­терской службы является разработка учетной политики, отражающей основные аспекты:

    - финансовой деятельности;

    - кредитной политики;

    - вопросов управления денежными потоками;

    - амортизационной политики;

    - дивидендной политики;

    - проблем формирования доходов и расходов;

    - вопросов налогообложения.

Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на основании организационных, распорядительных, платежных, учетных и прочих документов. В соответствии с Феде­ральным законом «О бухгалтерском учете» все факты хозяйственной деятельности организации должны оформляться пер­вичными учетными документами, следовательно, постановка бухгалтерского дела по данному направлению сводится: 1) к разработке правил оформления, приема, выдачи и хранения учетной документации на основании организационных и распорядительных документов и 2) составлению ряда дополнительных, корректировке специализированных докумен­тов - регистров бухгалтерского и налогового учета и документов внутренней отчетности.

Таким образом, организация бухгалтерского дела включает в себя:

    - разработку организационно-распорядительных документов (по­ложения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания);

    - составление графика документооборота организации;

    - создание номенклатуры дел и организацию хранения документов;

    - определение технологии обработки получаемой информации (форма и способ ведения учетного процесса);

    - формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка атте­стации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения его квалификации).

Руководители организации в зависимости от объема работы могут:

    а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделе­ние, возглавляемое главным бухгалтером;

    б) ввести в штат должность бухгалтера;

    в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

    г) вести бухгалтерский учет лично.

Последние три случая рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству РФ к субъектам малого предпринимательства.

На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лич­но. В этом случае он должен создать необходимые условия для его правильного ведения.

В большинстве организаций (предприятий) преобладают две основные организационные формы бухгалтерской работы:

    1) наличие бухгалтерии как самостоятельного структурного подразделения;

    2) ведение бухгалтерского учета одним должностным лицом (бухгалтером).

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

По российскому законодательству главный бухгалтер:

    1) отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгал­терского учета, своевременное представление достоверной бухгал­терской отчетности;

    2) обеспечивает контроль за движением имущества и выполнени­ем обязательств организации, соответствие законодательству осуще­ствляемых фактов хозяйственной деятельности;

    3) дает всем работникам организации обязательные для выпол­нения указания по документальному оформлению фактов хозяйст­венной деятельности и представлению для учета необходимых до­кументов, отчетов, иных сведений.

За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обя­занностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Кроме приведенных положений главный бухгалтер и бухгалтер предприятия имеют ряд и других прав и обязанностей [6, с. 149-157].

При учреждении бухгалтерской службы как структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером и состоящего из нескольких сотрудников, необходима четкая регламентация деятельности каждого из них и всего подразделения в целом. Для этого и разрабатывается Положение о бухгалтерии и должностные инструкции работников данного подразделения.

Для разработки Положения о бухгалтерии и должностных инструкций необходимо использовать следующие нормативные акты:

    - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,

    - Кодекс законов о труде Российской Федерации,

    - Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Положение о бухгалтерии составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Приступающий к рабо­те главный бухгалтер знакомится с ним под расписку или вносит дополнения и изменения, которые утверждаются руководителем организации.

Текст положения о бухгалтерии включает следующие разделы:

    1) Общие положения;

    2) Основные задачи;

    3) Функции;

    4) Права и обязанности;

    5) Ответственность;

    6) Взаимоотношения (служебные связи);

    7) Организация работы.

Должностная инструкция определяет организационно-правовое положение работника.

Должностная инструкция - документ, определяющий функции, права, обязанности и ответственность сотрудника предприятия. Они являются действенным средством управления, выполняют организационную, регламентирующую и регулирующую роли и позволяют:

    - обеспечить четкое разграничение обязанностей и прав между сотрудниками;

    - исключить дублирование в выполнении определенных трудовых функций;

    - обеспечить взаимосвязь в работе сотрудников, занимающих различные должности;

    - осуществить объективную оценку деятельности сотрудников.

Основные должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации работников должны соответствовать тарифно-квалификационным характеристикам, предусмотренным Поста­новлением Минтруда России № 32 от 6 июня 1996 г.

На основании должностных инструкций разрабатывается трудовой договор (контракт) с работником. Трудовой договор (контракт) и должностные инструкции используются при разрешении конфликтных ситуаций между работодателем и работником.

В инструкции указывается перечень документов, получаемых работником для обработки, дальнейшей передачи и наличие права подписывания. Структура инструкции соответствует положению о бухгалтерии и отражает следующие разделы:

    1) Общие положения;

    2) Функции работника;

    3) Права и обязанности;

    4) Взаимодействия с другими работниками бухгалтерии и орга­низации;

    5) Организация работы;

    6) Правила оценки результатов работы.

Должностные инструкции составляются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. После ознакомления с инструкцией работник ставит отметку «ознакомлен», дату и подпись. Рекомендуется текст инструкции выдать бухгалтеру, что также фик­сируется надписью «инструкция получена на руки», затем ставится дата и подпись.

Принятый на работу новый главный бухгалтер имеет право из­менить должностные инструкции в соответствии со своими требо­ваниями. После этого они утверждаются руководителем организа­ции и доводятся до сведения работников бухгалтерии.

В штатном расписании должны быть указаны общее количе­ство работников бухгалтерии, наименование должностей, основ­ные обязанности работников, система оплаты труда и размер заработной платы. Главный бухгалтер должен обоснованно опре­делить количество работников бухгалтерии и степень их квали­фикации. В дальнейшем проводится аттестация работников бух­галтерии, по результатам которой работник может быть уволен, переведен на другую должность и т.п. Кроме этого, необходимо решить вопросы взаимозаменяемости сотрудников в случае болезни, отпусков и т.п.

Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимо­сти от объемов обрабатываемой информации по каждому из объ­ектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания на рабо­ты по бухгалтерскому учету. В соответствии с расчетным количе­ством работников бухгалтерии и формируется ее организацион­ная структура.

Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от усло­вий организации и технологии производства, объема учетной рабо­ты и наличия технических средств учета.

Структурная организация бухгалтерской службы. Предприятие любой организационно-правовой формы можно рассматривать как коллектив, организацию людей, объединенных коммерческими целями, зарегистрированную в установленном порядке. Оно имеет определенную структуру, внутренние связи, которые обеспечивают взаимодействие между руководителями различных уровней и структурными подразделениями или сотрудниками, и внешние связи с деловыми партнерами, предприятиями, органами власти.

Бухгалтерия как структурное подразделение организации выполняет специфические функции ведения бухгалтерского учета. В небольших организациях эту работу может выполнять один человек - бухгалтер. Бухгалтерский учет является одной из функций управленческой деятельности.

В настоя­щее время сложилось три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), вертикальная (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

Сущность линейной структуры организации бухгалтерии заключа­ется в том, что все ее работники подчиняются непосредственно глав­ному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии характерна для не­больших организаций с численностью аппарата 7-10 человек.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы, сектора, бюро, груп­пы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главно­го бухгалтера в этом случае передаются старшим бухгалтерам соот­ветствующих отделов, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ. Вертикальная структура бухгал­терской службы применяется в большинстве средних и части круп­ных организаций.

Задача и компетенция отделов (групп) и их работников оформляется должностными инструкциями. Примерная структурная схема бухгалтерского аппарата в таком случае представлена на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Вертикальная структура бухгалтерии

Рис. 1.2. Вертикальная структура бухгалтерии

При применении комбинированного типа организации структуры бухгалтерии в ней выделяются структурные подразделения (например, по производствам), выполняющие замкнутый цикл работ. Права глав­ного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделе­ний бухгалтерской службы, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной компетенции. Такая форма организации ап­парата бухгалтерии характерна для особо крупных организаций и производственных объединений.

При наличии более двух бухгалтеров бухгалтерская служба долж­на оформляться как структурное подразделение организации, воз­главляемое главным бухгалтером, который осуществляет руководство бухгалтерией.

Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразде­лениями организации определяется движением документов в соот­ветствии с утвержденным графиком документооборота.

Возможны два варианта организации учетного процесса:

    - централизованный;

    - децентрализованный.

При централизации учетного процесса аппарат бухгалтерской 1 службы сосредоточен в главной бухгалтерии, где осуществляется ведение синтетического и аналитического учета на основании первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подраз­делений организации. В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию фактов хозяйственной деятельности.

В случае децентрализации учетного процесса персонал бухгалтерской службы рассредоточен по отдельным производственным подраз­делениям организации, где осуществляется ведение аналитического и синтетического учета, составляются отдельные балансы и отчетность цехов, филиалов, структурных подразделений. Главная бухгалтерия в этом случае производит свод балансов подразделений, осуществляет консолидацию баланса и отчетности по организации, контроль за постановкой учета в отдельных подразделениях организации.

В структуре могут быть выделены филиалы, обособленные под­разделения, представительства.

Согласно ст. 55 ГК РФ, обособленные подразделения (филиалы и представительства) должны быть указаны в учредительных доку­ментах создавшего их юридического лица.

В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгал­терская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделений, включая выделенные на отдельный баланс.

Подразделения могут быть выделены как на отдельный баланс, так и остаться в составе головной организации.

В практической деятельности организаций возможны следую­щие схемы организации бухгалтерского учета в структурных под­разделениях:

    1. Структурное подразделение не выделено на отдель­ный баланс, учетный процесс осуществляет головная организация.

    2. Структурное подразделение выделено на отдельный баланс, но не имеет расчетных (текущих) счетов.

    3. Структурное подразделение выделено на отдельный ба­ланс, имеет текущий счет, но не осуществляет самостоятельно продажу товаров, продукции, работ, услуг (по существу является затратным под­разделением - представительством головной организации в регионе).

    4. Структурное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетные счета, самостоятельно осуществляет про­дажу товаров, продукции, работ, услуг.

Организация документооборота.

Согласно Положению о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденному Министерством финансов СССР от 29. 07.1983 г. № 105, под документооборотом следует понимать создание или получение от других организаций первичных документов, принятие их к учету, обработка и передача в архив. В соответствии с ГОСТ 51141-98 документооборот представляет собой движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.

Таким образом, документооборот в бухгалтерском учете организации включает все стадии движения первичных документов. Эффективный документооборот в организации - залог обеспечения полноты и достоверности бухгалтерской информации, ее безопасности.

Организация документооборота подразумевает разработку форм первичных документов, учетных регистров и форм отчетности, отличных от унифицированных, создание графика документооборота, определение механизма принятия документов к учету, выбор системы обработки документов и порядок их хранения.

Документооборот должен способствовать рациональному и экономному ведению бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия. При организации системы документирования хозяйственных операций и документооборота необходимо стремиться к тому, чтобы каждая хозяйственная операция оформлялась только одним документом, а ряд однотипных операций - одним сводным документом.

В ряду наиболее актуальных характеристик документооборота можно назвать его скорость, объем, темпы роста как в целом по организации, так и по ее отдельным подразделениям.

Скорость документооборота можно оценить, ориентируясь на средний срок прохождения документом всех стадий оборота - от момента создания до момента передачи на постоянное хранение. Сведения об этих сроках можно получить из графика документооборота, который должен быть утвержден и выполняться в каждой организации независимо от формы собственности. Тогда средняя скорость документооборота может быть рассчитана методом простой средней - путем суммирования всех индивидуальных сроков прохождения документов и деления этой суммы на общее число названий документов. Очевидно, что ускорение документооборота от одного отчетного периода к другому является положительной тенденцией, при этом автоматизация документооборота дает в этой области немедленный и очень существенный позитивный эффект.

При проведении анализа скорости документооборота целесообразно также проконтролировать выполнение графика документооборота по срокам и выявить участки, где наиболее часто возникают задержки. В этих зонах следует заменить исполнителей или, если это объективно необходимо, пересмотреть утвержденный график.

Объем документооборота, единицей измерения которого можно избрать документ или реквизит документа (в условиях автоматизации - байт информации), характеризует напряженность информационных потоков в организации. Большой объем документооборота не всегда оправдан и может быть обусловлен плохой продуманностью системы, форм отдельных документов, избыточностью инстанций, через которые проходит информация. Тем не менее снижение объема документооборота не всегда эффективно и должно быть четко продумано - в какой мере и на каких участках эти мероприятия принесут пользу, а не вред.

Интерес представляет также анализ сложившейся системы документооборота с точки зрения распространения информации по вертикальным и горизонтальным каналам коммуникаций. Вертикальными принято называть информационные потоки, направленные как вниз по иерархической лестнице организации - от руководителя к исполнителям различных уровней, так и вверх - обратная связь исполнителей с инстанцией, дающей распоряжения. Горизонтальные информационные каналы предназначены для обмена информацией между различными несоподчиненными подразделениями. Здесь целесообразно обратить внимание на возникающие перед информационным потоком преграды, искажения вследствие неэффективной или необоснованной фильтрации данных.

Наконец, если система документооборота на предприятии автоматизирована (полностью или частично), необходимо оценить экономический эффект от этого мероприятия, проанализировав надежность хранения документов на магнитных носителях, возникшие дополнительные затраты на осуществление документооборота, степень высвобождения работников бухгалтерии и других служб от работ по созданию и обработке документов.

Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив, т. е. документооборот) должно регламентироваться графиком (п. 5.1 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Приказом Министерства финансов СССР от 29.07.1983 г. № 105).

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации.

График должен устанавливать на предприятии рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ.

При составлении графика должны быть соблюдены следующие требования:

    - первичные учетные документы, принимаемые бухгалтерией, должны иметь все обязательные реквизиты;

    - при приеме документов должна осуществляться проверка пра­вильности арифметических вычислений;

    - документы должны быть оформлены в соответствии с требо­ваниями законодательных и нормативных актов;

    - все исправления в документах должны быть заверены подпи­сями лиц, ответственных за их составление, с указанием даты исправления;

    - по любой сделке должны быть представлены все необходимые документы (договор и дополнения к нему, накладная, акт вы­полнения работ, смета, счет-фактура, платежное поручение).

В начале составления графика докумен­тооборота главный бухгалтер устанавливает круг лиц, которые обращаются с первичными документами (работники отдела снаб­жения, лица, ответственные за продажи, маркетологи). В офици­альном порядке они информируются о правилах оформле­ния первичных документов и сроках представления данных документов в бухгалтерию. (Зачастую это положение не включается в общий график документооборота, в результате чего задержка в приеме счетов-фактур достигает не­скольких месяцев.) Целесообразно оформить соответствующий приказ руководителя по организации, в котором также устанавли­вается ответственность за несвоевременное представление доку­ментов в бухгалтерию.

Своим распоряжением по бухгалтерии главный бухгалтер обязывает принимать только те документы, которые оформлены в установленном порядке. Бухгалтер, принявший документы, оформленные с нарушением правил, несет персональную ответ­ственность.

Контролю подлежит правильность отражения фактов хозяйствен­ной деятельности на счетах бухгалтерского учета, для чего к каждо­му первичному учетному документу прилагается перечень бухгалтер­ских записей с указанием даты и фамилии ответственного бухгалтера.

На этом же этапе устанавливается контроль за правильностью оформления первичных учетных документов и отражения на их основании фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтер­ского учета. Возможны ситуации, когда некоторые документы учи­тываются два раза. Например, по накладной материал списан со склада на один объект учета затрат, а затем передан на другой без оприходования через склад и вновь списан на расходы. В дан­ном случае нарушены правила документооборота о необходимости отражения движения всех материалов через склад.

Задачей главного бухгалтера является оптимизация (или разра­ботка) собственно документооборота и технологии обработки полу­чаемой информации. В структуре документооборота выделяют две составляющие: документооборот внутри организации и документо­оборот внутри бухгалтерии. При этом устанавливается:

    - перечень первичных документов, применяемых в организации;

    - список работников, имеющих право подписывать данные до­кументы и нести ответственность за правильность их оформ­ления и своевременность представления в бухгалтерию (ут­верждается руководителем организации);

    - рабочая схема действующих отделов организации;

    - порядок движения каждого документа между отделами орга­низации и крайний срок их представления конечному потре­бителю информации (например, бухгалтерии);

    - график движения документов внутри бухгалтерии, позволяю­щий своевременно организовать исчисление налогов и состав­ление бухгалтерской отчетности.

После составления и утверждения графика каждому лицу, уча­ствующему в документообороте, вручается соответствующая выпис­ка и определяется ответственность за невыполнением требований документооборота. При этом график документооборота позволяет улучшить контроль со стороны бухгалтерии за работой организа­ции, повышает эффективность учетной работы.

В общем виде график документооборота имеет следующий вид (рис. 1.3).

Рис.1.3. График документооборота

Рис.1.3. График документооборота

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерия не только принимает и обрабатывает различные документы, но и обеспечивает их хранение. Для быстрого поиска необходимого документа формируется номенклатура дел. Каждый полученный документ, пройдя обработку, подшивается в папку - «дело». Все папки, находящиеся в бухгалтерии, образуют номенклатуру дел бухгалтерии.

Технология обработки получаемой информации базируется на анализе количества и качества первичных учетных документов, выявлении стандартных фактов хозяйственной деятельности, отражаемых на счетах бухгалтерского учета и регистрах налогового учета, а также на многих других факторах.

Технология обработки учетных данных и система применяемых регистров зависят от форм и методов бухгалтерского учета, которые формируются учетной политикой организации. Исходя из объема получаемой информации, степени подготовленности бухгалтеров и ряда других факторов главный бухгалтер выбирает одну из форм бухгалтерского учета.

Особого внимания заслуживают вопросы автоматизации первичного документооборота. Разработаны системы, позволяющие создавать первичные документы в электронном виде, переносить на машину документы, первоначально созданные на бумажных носителях, обеспечивать оборот первичной документации в организации.

Потенциальными пользователями таких систем являются организации, в которых объем документооборота составляет хотя бы несколько документов в течение дня. Главной целью автоматизации управления документооборотом является создание единого информационного пространства предприятия, где документы не ассоциированы с местом их хранения и благодаря этому легкодоступны, что позволяет, в свою очередь, добиться высвобождения сотрудников предприятия от ручной работы с документами. По статистике применение автоматизированных систем управления документами позволяет сэкономить до 30-40 % рабочего времени, обычно затрачиваемого на поиск документов и другие рутинные операции.

Для преобразования бумажных документов в электронные необходимы устройство, называемое сканером, и специальная программа распознавания текста (OCR-система). Процесс такого преобразования необходимо интегрировать с их регистрацией средствами системы управления документами. В этом случае можно избежать ручной обработки поступающих документов на стыке двух систем. Таким образом, бумажный документ можно преобразовать в электронный внутри системы управления документами, не прибегая к вызову внешних приложений.

Устранение ручной обработки документов в процессе делопроизводства имеет ряд преимуществ. В частности, можно автоматизировать процесс создания и заполнения документов, присвоения значений реквизитов документам, контроля за исполнением документов и т. д.

Автоматизация последней функции необходима в первую очередь для поиска документов, которые должны быть определенным образом обработаны к заданному сроку, и своевременного напоминания об этом. По прошествии определенного времени автоматически производится запрос по заранее заданным правилам, при этом может учитываться имя пользователя, исполнителя. Последняя услуга позволяет защитить информационный ресурс от несанкционированного доступа. Автоматическое создание документов, таких, как бланки, анкеты, квитанции, декларации и т.д., возможно с помощью стандартных форм, зарезервированных в системе для этой цели.

Одним из основных требований, предъявляемых к современной автоматизированной системе управления документооборотом, является обеспечение логично организованного информационного пространства, т.е. пространства хранимых и обрабатываемых документов, желательно единого для всего предприятия. Такая среда должна обеспечивать простой и быстрый доступ к документам независимо от места их хранения. Они могут находиться на любом носителе информации, в Интернете и т.д.

Интерфейс системы управления документооборотом на компьютере весьма важен как с практической, так и с психологической точек зрения. Если исполнитель комфортно чувствует себя, работая с программой, имеет возможность наглядно представить себе ее структуру и потенциал, его работоспособность растет, а вероятность ошибки или неисполнения задачи снижается. Существуют определенные стандарты, тесно связанные с развитием интерфейса современных программ и средств управления документооборотом. Наиболее удобный стандарт - виртуальный рабочий стол с располагающимися на нем объектами в виде папок, документов, корзины и т.п.

Полное соответствие между объектами системы автоматизации и операционной системы не обязательно и, более того, не всегда удобно. При использовании системы управления документооборотом возможности представления документов значительно расширены. Например, один документ системы может содержать несколько файлов, что обеспечивает наглядное и полное восприятие информации. В составной документ могут входить текст, графика и аудио/видеофайлы, представленные в различных форматах.

Важнейший фактор, влияющий на эффективность работы всей системы, - поисковые возможности. При этом на первое место выходит скорость поиска документов. Системы, которые осуществляют поиск в базе данных, могут достигнуть уровня практически мгновенной выдачи документов по запросу любой сложности.

С внедрением системы управления документооборотом ручной труд сотрудников предприятия по обработке документов должен быть минимизирован. Автоматизация должна затрагивать все этапы жизненного цикла документа - от его создания или ввода в систему до его отправки в «корзину» или на долгосрочное хранение.

Полноценная система управления документооборотом предусматривает потоковый ввод документов в систему с автоматической полнотекстовой индексацией (регистрацией) каждого. Ввод документов в систему может производиться из различных источников: с диска, со сканера, из Интернета, с клавиатуры.

Для быстрого создания документов необходимо наличие набора шаблонов (стандартных форм документов). При этом существенно повысить ценность системы автоматизации документооборота может удобный и доступный пользователю блок редактирования шаблонов документов. Документы могут также создаваться автоматически с заполнением ряда полей, аналогичных структуре реквизитов.

Для системы управления документооборотом необходима интеграция с внешними программами и информационными системами. В первую очередь это ресурсы Интернета, такие, как электронная почта и универсальное адресное пространство. Нужно иметь возможность прямого импорта и экспорта документов в клиентские программы, работающие с этими ресурсами. Так, использование программ электронной почты системами управления документооборотом стало фактически стандартом.

В организации с большим количеством компьютеризованных рабочих мест следует вести делопроизводство с передачей документов по локальной сети. Организация общего информационного пространства предприятия средствами системы автоматизации подразумевает возможность работы по принципу «клиент-сервер». Следовательно, в системе должны быть проработаны вопросы защиты данных, разграничения и ранжирования доступа к документам с разных рабочих станций, централизованного управления электронным архивом.

Рынок автоматизированных систем управления документооборотом достаточно обширен, вследствие этого выбор подобной системы - достаточно сложный и ответственный процесс. Необходимо учитывать, что, приобретая систему такого класса, предприятие в лице разработчика этой системы на долгое время приобретает делового партнера. От того, насколько опытным, добросовестным и надежным окажется разработчик, будут зависеть эффективность налаженной системы делопроизводства и выгода от вложенных в автоматизацию средств.

© Центр дистанционного образования МГУП