Московский государственный университет печати

М.Д. Акатьева


         

Бухгалтерское дело в полиграфии

Учебное пособие


М.Д. Акатьева
Бухгалтерское дело в полиграфии
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Глава 1. Методология и организация бухгалтерского дела

1.1.

Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование

1.2.

Формирование профессии современного бухгалтера и аудитора

1.3.

Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

1.4.

Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией

2.

Глава 2. Бухгалтерское дело в организациях различных форм собственности

2.1.

Бухгалтерское дело в хозяйственных товариществах и обществах

2.2.

Бухгалтерское дело в производственных и потребительских кооперативах

2.3.

Бухгалтерское дело в государственных унитарных организациях

2.4.

Бухгалтерское дело в некоммерческих организациях

2.5.

Бухгалтерское дело по договору о совместной деятельности

3.

Глава 3. Комплексный анализ и оценка хозяйственных операций (ситуаций) - важнейшего объекта бухгалтерского дела

3.1.

Хозяйственные операции как факт хозяйственной деятельности

3.2.

Юридический анализ хозяйственных фактов

3.3.

Документ. Документирование хозяйственных операций

3.4.

Договор как правомерное действие. Юридическая сила документов на машинных носителях

3.5.

Некоторые разновидности договоров

3.6.

Информационное обеспечение аналитических функций бухгалтерского дела

3.7.

Учетная политика организации как инструмент оптимизации решения хозяйственных ситуаций и налогообложения

3.8.

Оценка рисков от проведения хозяйственных операций

4.

Глава 4. Бухгалтерская отчетность и аудит как завершающие стадии бухгалтерского дела

4.1.

Специфика формирования информации по сегментам и в случае прекращения деятельности

4.2.

Система внутреннего контроля организации

4.3.

Внутренний аудит: специфика, особенности, значение

4.4.

Аудиторские доказательства. Предпосылки в аудиторской деятельности

5.

Глава 5. Бухгалтерский учет и аудит в компьютерной среде

5.1.

Система управления предприятием. Бухгалтерская информационная система

5.2.

Вариант бухгалтерского программного продукта для полиграфии

5.3.

Аудит в компьютерной среде

6.

Глава 6. Концептуальные основы развития и реформирования бухгалтерского учета и аудита

6.1.

Международная стандартизация бухгалтерского учета. Направления развития бухгалтерского учета в России

6.2.

Перспективы бухгалтерского учета и аудита, подготовки профессиональных бухгалтеров в международном аспекте

7.

Библиографический список

8.

Приложения

8.1.

Приложение 1

8.2.

Приложение 2

8.3.

Приложение 3

8.4.

Приложение 4

Указатели
9   указатель иллюстраций
Рис. 5.1. Общая структура информационного пространства объекта экономики

Комплексная система автоматизации управления предприятием - это некая операционная среда, которая способна предоставить актуальную и достоверную информацию о всех бизнес-процессах предприятия, в том числе территориально распределенного и имеющего сложную структуру, необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа, среда, несущая в себе технологический регламент и управленческий опыт. B этой среде реализуется полный рыночный цикл - от планирования бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия и последующей корректировки планов.

Важной составляющей системы управления пред­приятием является учётный контур, который при­зван (особенно при отсутствии других контуров) обеспечивать пользователей доступной информа­цией для управления деятельностью объекта эко­номики, в том числе предоставлять данные для внутрихозяйственного контроля и аудита его и его компонентов (рис. 5.1).

Это предъявляет к информационному процессу сбора, отображения, накопления и представления учётных данных повышенные требования. Такая информация должна быть полной, достоверной, своевременной и объективной.

Несмотря на активизацию процесса использо­вания информационных технологий для обработ­ки учётной информации, данный контур управ­ления должен рассматриваться на современном этапе как часть целостной системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

Рис. 5.1. Общая структура информационного пространства объекта экономики

Рис. 5.1. Общая структура информационного пространства объекта экономики

Это требование стимулирует использование но­вых информационных технологий. С помощью со­временных аппаратно-программных средств дан­ные бухгалтерского учёта могут быть объединены с информационной средой объекта экономики, из которой по запросам пользователей создаются формируемые и воспринимаемые области инфор­мационного пространства для составления финансовой отчётности, проведения аналитической, аудиторской и многих других видов управленческой деятельности.

Доля учётных данных в информационном про­странстве предприятия велика, они широко ис­пользуются в системе управления. Некоторое вре­мя назад налоговый учёт выделился в самостоятельное направление, но большая часть составляющих для налогового учёта по-прежнему формируется на основе информации бухгалтер­ского учёта. Данные управленческого учёта ис­пользуются исключительно внутри предприятия; данные налогового учёта направляются налого­вым органам; бухгалтерский, финансовый учёт и отчётность служат для внутреннего и внешнего использования.

В связи с этим наряду с разработкой отдельных видов учётного пространства целесообразно рас­смотреть становление единого информационного пространства объекта экономики. Необходимо оп­ределить цели его создания, принципы интеграции массивов внутренних и внешних данных, органи­зацию информационных взаимосвязей, подходы к реализации прямых и обратных связей для поль­зователей разных категорий и уровней, получаю­щих доступ к внешней и внутренней информации.

Такой подход обусловлен, во-первых, требова­ниями комплексной информационной интегра­ции, а во-вторых, возможностями её компьютерной реализации. Причём если рассматривать описание отдельных моделей обычными средствами компью­терной программы, как это часто делается, то про­грамма лишь воспроизводит существующую мето­дологию и методику.

Информационная интеграция означает объе­динение отдельных частей и функций системы в единое целое. При этом рассматриваются техно­логии, аппаратные и программные средства, обес­печивающие состояние этого процесса.

Бухгалтерская информационная система представляет собой подсистему комплексной информационной системы управления предприятием и занимает в ней центральное место. Задача комплексной системы заключается в том, чтобы упорядочить информационные потоки, минимизировать объемы первичной формации за счет сокращения ее дублирования, предоставить эффективный доступ к информационным ресурсам предприятия менеджерам всех уровней дня принятия мотивированных управленческих решений.

Место и роль бухгалтерской информационной системы в системе управления обусловлены следующим:

    - обязательность ведения бухгалтерского учета для всех пред­приятий независимо от их вида, формы собственности и подчиненности;

    - необходимость предприятий регулярно и своевременно пре­доставлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы;

    - бухгалтерский учет - наиболее формализованная задача в системе управления предприятием;

    - относительная простота создания алгоритмов, описывающих процессы бухгалтерского учета.

Бухгалтерская информационная система в соответствии с определенным выше составом пользователей ее информации взаимодействует с другими информационными системами как внутри предприятия, так и за его пределами.

Так, бухгалтерская информационная система в комплексной системе управления предприятием взаимодействует (взаимно обменивается информацией) с:

    - справочно-правовой системой,

    - системой делопроизводства,

    - кадровой системой,

    - системой анализа финансовой и хозяйственной деятельности,

    - системой оперативного управления производством,

    - системой финансового планирования,

    - системой маркетинга,

    - системой календарно-сетевого планирования.

За пределами же предприятия информационная взаимосвязь бухгалтерской системы осуществляется с информационными системами следующих внешних пользователей:

    - налоговых органов,

    - пенсионного фонда,

    - страховых компаний,

    - банков,

    - Федерального казначейства (для бюджетных организаций),

    - аудиторских фирм,

    - органов статистики,

    - таможенных служб и др.

Взаимодействие и взаимоотношения бухгалтерской службы с ра­ботодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными органами, кредиторами и инвесторами повышает уровень требований к профессиональной компетентности бухгалтера. Бухгалтер теперь должен не только владеть теорией и практикой бухгалтерского учета, но и иметь навыки работы в конкретной бухгалтерской информационной системе, уметь подготовить информацию для информационных систем внешних пользователей.

Еще на международном конкурсе (1998) программного обеспечения бухгалтерского учета и финансов впервые как отдельный класс рассматривались корпоративные системы.

Кор­поративная информационная система предприя­тия (КИС) строится как определённая совокуп­ность методов и решений для создания информа­ционного пространства управления и обеспечения деятельности компании.

Общими и наиболее характерными чертами таких систем являются:

    - охват большого числа задач управления предприятием,

    - детальная разработка обобщенной модели документооборота предприятия с учетом внутренних связей документов и реализация функций системы как производной междокументных связей;

    - наличие развитых встроенных инструментальных средств, позволяющих пользователю самостоятельно развивать возможности системы и адаптировать ее к своим потребностям;

    - развитая технология объединения и консолидации данных удаленных подразделений.

Можно сказать, что современная корпоративная информационная система - это комплекс средств по управлению организацией (предприятием), ко­торый включает в себя некое общее для всех ядро как принцип управления и определённый уни­кальный набор функций управления. Она может быть реализована как на существующем интегрирован­ном программно-аппаратном комплексе, так и соз­дана «с нуля» посредством единого решения, увя­зывающего все процессы предприятия. При этом желательно, чтобы система максимально оптими­зировала сложившиеся на предприятии бизнес-процессы, методы и структуру управления. Состав КИС определяется масштабами предприятия, объ­ёмом и характеристиками выполняемых работ. Чем их больше и чем они сложнее, тем актуальнее применение крупных систем управления. Современная КИС предприятия должна удовлетворять ряду требований: наличие СУБД, безопасность, контроль и разграничение доступа, модульный принцип построения из оперативно-функциональ­ных блоков, поддержка интранета и Интернета, контроль и разграничение прав доступа, поддерж­ка принятых стандартов и русифицированный эргономичный интерфейс.

Практика информатизации показывает, что для обеспечения управленческого персонала досто­верными и оперативными данными о текущей фи­нансовой ситуации и состоянии хозяйственной деятельности предприятия многие фирмы в первую очередь обращаются к автоматизации бухгалтерского учёта. Известно, что программные продукты, предназначенные для автоматизации бухгалтерско­го учёта, пользуются наибольшим спросом на оте­чественном рынке. Это объясняется тем, что в Рос­сии за последнее десятилетие появилось большое количество юридических лиц, ведущих самостоя­тельную хозяйственную деятельность, а также зна­чительной динамикой изменений правовой базы и трудоёмкостью учётных процедур. Немаловаж­ным фактором, способствующим массовому произ­водству компьютерных программ бухгалтерского учёта, является довольно хорошая формализация самих учётных процедур.

Современные программные средства обеспечи­вают необходимые процедуры преобразования учётной информации, документирование в элек­тронном виде хозяйственных операций и создание информационной базы, обобщение учётных данных и формирование учётных регистров, подготовку бухгалтерской и другой внешней финансовой от­чётности. Общая концептуальная модель обработки данных в АИС-БУ представлена в приложении 3 пособия.

Применение крупных и дорогостоящих запад­ных систем далеко не всегда оправданно в Рос­сии, даже если предприятие может себе позволить такую роскошь. Причины этого не только в их вы­сокой стоимости, но и в том, что западные реше­ния опираются на западные же технологии веде­ния бизнеса и содержат набор таких средств, ко­торые для российских предприятий по большей части не применимы или не востребованы ими. Всё-таки «национальные особенности» ведения российского бизнеса, правовые нормы и учётные стандарты, а также динамика их изменений не­сколько отличаются от западных.

В числе КИС ведущих российских компаний можно назвать следующие наиболее известные системы: «Галактика», «ПАРУС-Корпорация», «1С: Предприятие», «1C: Производство», «1С: Рарус», «Эталон», «БОСС-Корпорация», NS2000, «Тектон», «БЭСТ-ПРО», «Флагман». В приложении 4 учебного пособия приведен более полный перечень современных бухгалтерских программ с указанием фирм-производителей. Российские системы отличают от­носительно низкая стоимость (по сравнению с за­падными аналогами) и то, что они лучше учитыва­ют отечественную специфику и адаптированы под возможные изменения бухгалтерского и налогового учёта.

Выбор самой КИС, её конфигурации и постав­щиков решения - это сложный и ответственный процесс, требующий тщательного анализа потреб­ностей и финансовых возможностей предприятия. Правильный выбор определяет дальнейшее раз­витие предприятия на долгое время. Наибольший эффект от внедрения КИС достигается при её ком­плексном развёртывании и максимальной заинте­ресованности в успехе всего проекта в первую оче­редь руководства предприятия. И хотя КИС пред­приятия может строиться последовательно, с автоматизации отдельных управленческих функ­ций или служб предприятия, но в конечном счёте растущее, развивающееся предприятие в услови­ях всё усиливающейся конкурентной борьбы будет вынуждено стремиться к максимальной автомати­зации всех своих бизнес-процессов и к их более тес­ной интеграции и оптимизации во всех сферах своей деятельности. В заключение добавим, что на­личие КИС характеризует уровень развития пред­приятия, и можно построить её там, где уже на­коплен первый реальный опыт информатизации. Когда информационная система оптимально вы­брана, правильно сконфигурирована, рациональ­но внедряется и эффективно работает, то вложен­ные в неё средства оправдываются довольно быстро.

Как видно из предыдущего параграфа, выбор бухгалтерских программ широк и разнообразен. В каждом конкретном случае необходимо четко представлять весь спектр задач и проблем, решаемых с помощью устанавливаемого программного продукта на предприятии. При разработке таких продуктов представляет особый интерес учет и отражение в них отраслевых особенностей и других специфических данных потенциального пользователя.

Так, например, в области полиграфии разработана и применяется система бухгалтерского, оперативного учета и расчета заработной платы «Печатный цех».

«Печатный цех» - учетная информационная систе­ма, реализованная на платформе «1C: Предприятие 7.7» и предназначенная для автоматизации бухгалтерского, налогового, складского учета, расчета заработной платы и оперативного учета в производстве применительно к предприятиям полиграфической отрасли.

Основными особенностями системы учета «Печатный цех» являются:

    - реализация ведения позаказного учета в произ­водстве;

    - автоматизация расчета стоимости заказа;

    - возможность произвести план-фактный анализ результатов деятельности предприятия на осно­вании введенных в систему производственных планов и факта выпуска готовой продукции по подразделениям;

    - получение отчетной информации о загрузке обо­рудования, пооперационном выполнении заказа, прохождении заказа по производственным под­разделениям;

    - возможность получения различных видов допол­нительных отчетов, которые могут быть сохране­ны в формате MS Excel.

В системе учета «Печатный цех» предусмотрена возможность использования штатной компоненты сис­темы «1С:Предприятие 7.7» «Управление распределен­ными информационными базами». Данная возможность позволяет автоматизировать ведение учета на удаленном складе предприятия в рамках единого информационного пространства, а также при необходимости снизить коли­чество пользователей, одновременно работающих в одной информационной базе. В этом случае разделение пользо­вателей осуществляется с учетом функциональности их рабочих мест.

К основным достоинствам системы учета «Печатный цех» можно отнести:

    - минимальные финансовые затраты на приобре­тение и внедрение, низкая стоимость владения системой;

    - унифицированность и узнаваемость интерфей­сных элементов системы «1С: Предприятие 7.7» для большинства российских бухгалтеров;

    - простота настройки алгоритмов функционирова­ния системы в соответствии с учетной политикой предприятия в пользовательском режиме;

    - модульность системы учета позволяет на этапе ознакомления и внедрения использовать ми­нимально требуемый для работоспособности системы набор функциональных возможностей с последующим вводом в промышленную эксплу­атацию всех модулей системы, реализованных в рамках данного программного продукта;

    - программный код системы учета «Печатный цех» не закрыт никакими аппаратными средс­твами защиты, что позволяет обладателю систе­мы быть независимым от разработчиков.

Система учета «Печатный цех» на предпри­ятии:

    - это программный продукт, на базе которого возможна комплексная автоматизация подразде­лений и служб предприятия;

    - это программный продукт, который позволит оперативно получать информацию о текущей деятельности предприятия и принимать своевременные и обоснованные управленческие решения;

    - это программный продукт, который может быть изменен и модифицирован с изменением бизнес-процессов на предприятии;

    - это эффективное вложение в развитие бизнеса.

Функциональный состав системы учета «Печатный цех».

Система учета «Печатный цех» представляет набор специальных объектов платформы «1С:Предприятие», таких, как: «константа», «документ», «справочник», «от­чет», «обработка», посредством которых в системе осу­ществляется ввод и хранение служебной и справочной информации, ввод и обработка первичной информации о хозяйственной деятельности предприятия, формирование отчетов, групповая обработка объектов системы.

Наборы конкретных объектов системы описывают биз­нес-процессы предприятия и группируются в рамках тех или иных пользовательских интерфейсов в соответствии с функциональными обязанностями пользователей системы - работников предприятия. Доступ к наборам объектов пользовательских интерфейсов осуществляется в рамках прав пользователей, заданных администратором систе­мы. Сочетание пользовательских интерфейсов и прав пользователей формирует автоматизированное рабочее место (АРМ) должностного лица. Состав интерфейса и набор прав при необходимости могут быть изменены в любой момент администратором системы. Каждое дейс­твие пользователя в системе фиксируется, ведется журнал регистрации.

В системе учета «Печатный цех» реализованы сле­дующие АРМы:

    - Администратор системы, Технолог полиграфического производства, Специалист планово-экономического отдела, Специалист участка подготовки бумаги, Кладовщик склада материалов, Кладовщик склада готовой продукции, Кассир предприятия, Специалист отдела труда и заработной платы, Расчетчик заработной платы, Кадровик, Бухгалтер, Главный бухгалтер, Менеджер по работе с клиентами, Менеджер предприятия.

    - Отличительной особенностью системы «Печатный цех» является одновременное формирование бухгалтерских проводок при проведении документов складского учета и документов учета ТМЦ в производс­тве. Данная особенность позволяет избежать двойного ввода информации и связанных с этим ошибок ввода. Формирование проводок производится в соответствии с настраиваемыми в пользовательском режиме правилами (АРМ «Администратор системы» и «Главный бухгалтер»). При отсутствии всей необходимой информации для ге­нерации бухгалтерских проводок проведение первичных документов отражается только в оперативном учете. Пере­проведение документа с целью формирования бухгалтер­ских проводок может быть отложено до получения всей необходимой информации.

МСА 401 «Аудит в среде компьютерных информационных систем» затрагивает не только особенности оценки внутреннего контроля в условиях электронных учетных систем. МСА требует от аудитора знания информационных технологий для понимания того влияния, которое они оказывают на бухгалтерский учет клиента и ход проверки. МСА признает, что компетентность аудитора может быть не равнозначна сумме знаний профессионального специалиста по компьютерным системам. В случае необходимости таковой может быть привлечен для содействия аудиторам в качестве технического эксперта.

Согласно МСА, аудиторы выясняют, насколько клиент заботится о защите данных от несанкционированного использования, а также о поддержании на современном уровне программного обеспечения. В зависимости от особенностей компьютеризованной бухгалтерии планируется больший или меньший объем аудиторских процедур.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» компьютерная обработка данных (КОД) экономического субъекта имеет место в случаях, когда с помощью компьютерной техники осуществляется обработка значительных объемов учетной информации независимо от следующих факторов:

    а) компьютер используется экономическим субъектом самостоятельно или по договору с третьей стороной;

    б) компьютер используется экономическим субъектом для обработки экономической информации во всех аспектах хозяйственной деятельности и ее учета или только для автоматизации обработки информации по отдельным видам фактов хозяйственной жизни, отдельным участкам учета.

При проведении аудита в системе КОД сохраняются цель аудита и основные элементы его методологии. Наличие среды КОД существенно влияет на процесс изучения аудитором системы учета экономического субъекта и сопутствующих ему средств внутреннего контроля.

Использование технических средств приводит к изменению отдельных элементов организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля:

    а) для проверки хозяйственных операций наряду с традиционными первичными учетными документами используются и первичные учетные документы на машиночитаемом носителе;

    б) постоянные нормативно-справочные показатели могут быть проверены по данным, хранящимся в памяти компьютера или на машиночитаемых носителях информации;

    в) вместо традиционных ручных форм счетоводства может применяться форма учета, ориентированная на прогрессивные методы формирования выходной информации и обеспечения ее достоверности, совмещение синтетического учета с аналитическим и систематического с хронологическим, а также повышение оперативности и удобства использования учетной и отчетной информации.

Аудитор не должен принуждать (прямо или косвенно) проверяемого экономического субъекта к применению системы КОД, известной аудитору.

Рекомендация аудитора в части использования той или иной системы КОД возможна только в случае, когда аудитор оказывает экономическому субъекту сопутствующую аудиту услугу по организации системы КОД по просьбе последнего.

Экономический субъект обязан предоставить аудиторской организации необходимый доступ к системе КОД. Невыполнение (неполное выполнение) этого условия является ограничением объема аудита в системе КОД, вследствие чего аудиторская организация может потребовать предоставления необходимых ей документов на бумажных носителях информации.

Аудитору желательно иметь представление о техническом, программном, математическом и других видах обеспечения компьютерной техники, а также системах обработки экономической информации. В случае отсутствия у аудитора указанных знаний следует использовать работу эксперта в области информационных технологий.

Аудитор должен быть способен определить, какое влияние на организацию, планирование и проведение аудита оказывают условия использования системы компьютерной обработки данных у проверяемого экономического субъекта, в том числе на изучение систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, на оценку рисков, связанных с проведением аудита.

В случае использования работы эксперта для оценки применяемой системы КОД:

    а) назначение эксперта, оформление и использование результатов его работы должно полностью отвечать требованиям Правила (Стандарта) «Использование работы эксперта»;

    б) аудитор должен иметь достаточное представление о компьютерной системе клиента в целом, с тем чтобы планировать, регулировать и контролировать работу эксперта, сохраняя при этом главенствующее положение.

Главенствующее положение аудитора по отношению к эксперту состоит в том, что эксперт оценивает только систему обработки информации, в то время как аудитор - достоверность формируемой с помощью этой системы отчетности. Аудиторская организация не может ни передавать, ни разделять с кем-либо (в том числе с экспертом) свою ответственность за выражение мнения об отчетности проверяемого экономического субъекта и составленного на его основе аудиторского заключения.

Основной задачей эксперта является оказание помощи аудитору при проведении проверки в части:

    а) оценки надежности системы КОД в целом;

    б) оценки законности приобретения и лицензионной чистоты бухгалтерского программного обеспечения, функционирующего в системе КОД проверяемого экономического субъекта;

    в) проверки алгоритмов расчетов;

    г) формирования на компьютере необходимых аудитору регистров аналитического, синтетического учета и отчетности.

Аудитор должен изучить и оформить в виде рабочего документа все существенные вопросы организации обработки учетных данных в системе КОД экономического субъекта, отразив в нем следующие положения:

    а) организационная форма обработки данных, например: осуществляет ли обработку специальное подразделение (вычислительный центр, информационно-вычислительный центр, отдел автоматизированной системы управления предприятием) или компьютеры установлены на рабочих местах бухгалтерского персонала и обработка данных осуществляется непосредственно бухгалтерами; ведется ли обработка данных экономическим субъектом самостоятельно или ведется по договору с третьей стороной;

    б) форма бухгалтерского учета;

    в) разделы и участки учета, функционирующие в среде КОД;

    г) система КОД размещена на одном или на нескольких компьютерах;

    д) обработка учетных данных ведется локально на каждом компьютере или применяется сетевой вариант;

    е) обеспечение архивирования и хранения данных;

    ж) передача данных производится: с использованием каналов связи, через внешние носители (например, дискеты) или происходит ввод данных с клавиатуры.

В рабочем документе по бухгалтерскому программному обеспечению должно быть указано наличие лицензий на каждый из его элементов.

Аудитор должен оценить квалификацию бухгалтерского персонала в области КОД, в частности: имеют ли специалисты соответствующее высшее или среднее специальное образование, или прошли курс обучения в области информационных технологий, или изучение системы КОД происходило самостоятельно.

В документах по планированию аудита должны быть отражены следующие вопросы:

    а) характер выполнения аудиторских процедур с использованием КОД (вывод подготовленных в среде КОД документов на печать, работа в среде КОД экономического субъекта);

    б) привлечение независимого эксперта с целью изучения компьютерной системы экономического субъекта, описание вынесенных для оценки экспертом вопросов;

    в) дата начала аудиторской проверки должна соответствовать дате представления аудитору данных в виде, согласованном с экономическим субъектом в договоре на проведение аудита.

Организация данных бухгалтерского учета у клиента в среде КОД оказывает влияние на профессиональный риск аудитора. Риск аудитора повышается в том случае, если:

    а) компьютеризованная среда децентрализована;

    б) существует географическая разбросанность компьютерных установок;

    в) уровень знаний бухгалтерского персонала в области информационных технологий недостаточен;

    г) внутренний контроль за функционированием среды КОД отсутствует;

    д) отсутствуют необходимые меры по ограничению несанкционированного доступа в систему КОД.

Риск аудитора снижается в случае, если:

    а) системы автоматизации являются лицензированными;

    б) существует возможность углубить некоторые виды контроля благодаря программному обеспечению, специально разработанному для аудиторов;

    в) существует специальный контроль программного обеспечения;

    г) информационная политика экономического субъекта квалифицированно определяется его руководством;

    д) все подразделения, филиалы и другие обособленные подразделения, дочерние общества работают в единой среде КОД, применяют единое современное программное обеспечение;

    е) информационная политика экономического субъекта согласована с основными пользователями системы КОД;

    ж) имеется долгосрочный план развития системы КОД экономического субъекта.

Аудитор должен оценить надежность системы внутреннего контроля проверяемого экономического субъекта в соответствии с Правилом (Стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» и влияние на эту надежность функционирующей системы КОД.

При оценке среды КОД аудитор должен охарактеризовать:

    а) соответствие применяемой формы учета используемой системе обработки данных;

    б) соответствие алгоритмов обработки бухгалтерских данных действующему законодательству и возможность их изменения в случае изменения порядка ведения бухгалтерского учета, хозяйственного, налогового и иного законодательства;

    в) способ организации, хранения и обновления данных;

    г) обеспечение контроля ввода данных;

    д) возможность настройки внешней отчетности на изменение ее форм;

    е) возможность вывода на печать данных о хозяйственных операциях.

Аудитор обязан проверять соответствие применяемых алгоритмов требованиям нормативной документации по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности по основным автоматизированным расчетам экономического субъекта.

Аудитору необходимо убедиться в том, что информационная база внутри компьютера обеспечивает сохранность информации, ее архивирование, простоту доступа, кодирование и декодирование информации, ограничение несанкционированного доступа к ней. Актуальность данных (т.е. их соответствие изменившимся условиям хозяйственной жизни) обеспечивается регламентированием источников и потребителей информации, периодичностью и условиями ее обновления.

Собирая аудиторские доказательства об организации обработки учетных данных в среде КОД, аудиторские организации обязаны следовать требованиям, установленным Правилом (Стандартом) «Аудиторские доказательства».

Источниками получения аудиторских доказательств при проведении аудиторских процедур являются данные, подготовленные в системе КОД экономического субъекта в виде таблиц, ведомостей, регистров бухгалтерского учета экономического субъекта. Аудитор имеет возможность применять их, их копии, в том числе фотокопии, в качестве рабочей документации аудита, сопровождая обработку этих документов ссылками, пометками, специальными символами. В случае работы аудитора непосредственно в системе КОД экономического субъекта (без вывода данных на печать) рабочие документы, подтверждающие факт сбора аудиторских доказательств, составляются аудитором самостоятельно.

Аудиторская организация в соответствии с Правилом (Стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита» должна обеспечить сохранность аудиторских файлов на машинных носителях, их оформление и сдачу в архив. Система идентификации рабочих документов в аудиторском файле на машинном носителе устанавливается аудиторской организацией. Целесообразно хранить аудиторские файлы по каждому экономическому субъекту аудиторской организации на отдельном машинном носителе.

Аудитору необходимо убедиться в том, что:

    а) регистры учета, формируемые системой КОД, соответствуют данным первичного учета; наличие системы КОД не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни;

    б) отсутствуют несанкционированные изменения программного обеспечения; изменения, вносимые в программное обеспечение экономическим субъектом в связи с изменением хозяйственного или налогового законодательства, должны быть документированы и, как правило, согласованы, одобрены и проверены разработчиком программного обеспечения.

В условиях КОД аудит может проводиться с использованием машинно-ориентированных и (или) ручных процедур.

Машинно-ориентированные процедуры должны включать:

    а) программные средства, используемые аудитором для проверки содержания компьютерных файлов экономического субъекта;

    б) контрольные примеры, используемые аудитором для тестирования алгоритмов КОД.

При применении машинно-ориентированных процедур руководитель аудиторской проверки или лицо, которому он это поручил, должен обеспечить контроль за работой, выполняемой персоналом, имеющим специальные знания и навыки в условиях работы КОД, и другим персоналом, занятым в аудите.

Проведение аудитором машинно-ориентированных процедур в отношении копий компьютерных файлов допускается при условии, что аудитор имеет достаточную уверенность в том, что они действительно полностью соответствуют оригиналам файлов экономического субъекта.

Аудитор может проводить машинно-ориентированные процедуры в отношении компьютерных файлов, полученных от третьего лица, осуществляющего по договору КОД экономического субъекта.

© Центр дистанционного образования МГУП