Московский государственный университет печати

М.Д. Акатьева


         

Бухгалтерское дело в полиграфии

Учебное пособие


М.Д. Акатьева
Бухгалтерское дело в полиграфии
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Глава 1. Методология и организация бухгалтерского дела

1.1.

Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование

1.2.

Формирование профессии современного бухгалтера и аудитора

1.3.

Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

1.4.

Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией

2.

Глава 2. Бухгалтерское дело в организациях различных форм собственности

2.1.

Бухгалтерское дело в хозяйственных товариществах и обществах

2.2.

Бухгалтерское дело в производственных и потребительских кооперативах

2.3.

Бухгалтерское дело в государственных унитарных организациях

2.4.

Бухгалтерское дело в некоммерческих организациях

2.5.

Бухгалтерское дело по договору о совместной деятельности

3.

Глава 3. Комплексный анализ и оценка хозяйственных операций (ситуаций) - важнейшего объекта бухгалтерского дела

3.1.

Хозяйственные операции как факт хозяйственной деятельности

3.2.

Юридический анализ хозяйственных фактов

3.3.

Документ. Документирование хозяйственных операций

3.4.

Договор как правомерное действие. Юридическая сила документов на машинных носителях

3.5.

Некоторые разновидности договоров

3.6.

Информационное обеспечение аналитических функций бухгалтерского дела

3.7.

Учетная политика организации как инструмент оптимизации решения хозяйственных ситуаций и налогообложения

3.8.

Оценка рисков от проведения хозяйственных операций

4.

Глава 4. Бухгалтерская отчетность и аудит как завершающие стадии бухгалтерского дела

4.1.

Специфика формирования информации по сегментам и в случае прекращения деятельности

4.2.

Система внутреннего контроля организации

4.3.

Внутренний аудит: специфика, особенности, значение

4.4.

Аудиторские доказательства. Предпосылки в аудиторской деятельности

5.

Глава 5. Бухгалтерский учет и аудит в компьютерной среде

5.1.

Система управления предприятием. Бухгалтерская информационная система

5.2.

Вариант бухгалтерского программного продукта для полиграфии

5.3.

Аудит в компьютерной среде

6.

Глава 6. Концептуальные основы развития и реформирования бухгалтерского учета и аудита

6.1.

Международная стандартизация бухгалтерского учета. Направления развития бухгалтерского учета в России

6.2.

Перспективы бухгалтерского учета и аудита, подготовки профессиональных бухгалтеров в международном аспекте

7.

Библиографический список

8.

Приложения

8.1.

Приложение 1

8.2.

Приложение 2

8.3.

Приложение 3

8.4.

Приложение 4

Указатели
9   указатель иллюстраций

Концепция бухгалтерского учета и его практическая организация в каждой стране складывались под влиянием различных факторов соци­ально-экономического характера: объемов и темпов роста валового внутреннего продукта и национального дохода, инфляционных про­цессов, роли государства в управлении экономикой, организацион­но-правовых форм предприятий, удельного веса малых предприятий и крупных корпораций, степени развития банковской инфраструктуры, благосостояния населения, его культурного и профессионального уровня. Сводная схема этих факторов представлена в табл. 6.1.

По этим причинам до настоящего времени существуют некоторые разли­чия в системах учета как отдельных стран, так и их групп. При этом нужно учитывать и исторический фактор, поскольку бывшие колонии часто используют учетную модель бывшей метрополии, например Ин­дия входит в число стран англо-американской модели бухгалтерского учета.

В настоящее время повсеместно наблюдается тенденция к унифика­ции бухгалтерского учета и отчетности на международном уровне. Этот процесс имеет вполне объективные предпосылки, поскольку происхо­дит углубление мирохозяйственных связей, развитие международной специализации и кооперации производства, усиливается влияние международных фондовых бирж. Большую заинтересованность в создании международной унифицированной системы финансовой отчетности проявляют транснациональные компании (ТНК), которые в значитель­ной мере и инициируют работу в этом направлении.

Таблица 6.1

Основные факторы, влияющие на развитие бухгалтерского учета и отчетности

Untitled Document

Предприятие
Форма собственности
Область деятельности
Уровень деловой активности
Финансовая система
Банковская инфраструктура
Доступность и формы кредитов
Фондовые биржи и рынок ценных бумаг
Внутриэкономические, социальные и политические факторы
Общеэкономические показатели развития (производство, национальный доход занятость, инфляция)
Государственное устройство и управление
Материальный и культурный уровень населения
Законодательство
Налогообложение
Регулирование учета и отчетности
Международные факторы
Международная специализация и кооперация
Движение капиталов и развитие международных финансовых рынков
ТНК
Новые технологии
Международные организации и региональные экономические объединения
Колониальное наследие
Профессиональный аспект
Профессиональные бухгалтерские кадры и статус профессии
Роль профессиональных бухгалтерских организаций
Инфраструктура профессионального образования и научные исследования

Международные учетные стандарты достаточно гибкие: они пред­ставляют свод общих правил оценки имущества и обязательств и веде­ния учета на отдельных участках бухгалтерии или решения тех или иных вопросов при представлении отчетной информации. Как прави­ло, международные стандарты содержат альтернативные варианты учета или оценок. Конечно, при внедрении международных учетных стандартов в национальную систему регулирования бухгалтерского учета каждая страна, в том числе и Россия, принимает во внимание уже сложившиеся традиции учетной теории и практики.

Важность адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам объясняется прежде всего необходимостью обеспечить отечественным предприятиям доступ на зарубежные фондовые рынки, привлечь иностранные инвестиции в экономику нашей страны. Первоочередной задачей является достижение сопоставимости данных бухгалтерской (финансовой) отчетности российских организаций с отчетными показателями зарубежных компаний и фирм. Это обеспечит информационные запросы потенциальных инвесторов и коммерческих партнеров. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, в которой определены конкретные задачи, сроки и мероприятия по переходу к международным стандартам учета и отчетности.

Концепция развития бухгалтерского учета в России на среднесрочную перспективу (2004-2010) и Плана мероприятий в данной области, представленные Мин­фином России, отразили важные аспекты в дальнейшем развитии бухгалтерского учета в нашей стране исходя из требований, предъявляемых рыночной экономикой.

Правительство РФ при выборе модели учета, адекватной требованиям рыночной экономики, в принятой Программе реформирова­ния бухгалтерского учета отдало предпочтение той из них, что базируется на МСФО. Однако крупные российские компании размещают свои акции и на фондовых рынках, где действуют иные модели учета, в частности GAAP, в соответствии с которыми они обязаны составлять свою финансовую отчетность. Между этими моделями учета на сегодняшний день имеются более двухсот существенных различий, позволяющих по-разному определять фактические результаты финансовой деятельности компаний. В настоящее время происходят подвижки и процес­сы, направленные на конвергенцию положений МСФО и GAAP, и предпринимаются определен­ные попытки по выработке на базе них единой модели учета, которая удовлетворяла бы как мож­но большее число стран. Однако конца данным работам еще не видно. Поэтому, исходя из практи­ческих соображений, следует предоставить самим организациям, которые обязаны будут подготавливать свою финансовую отчетность по междуна­родным стандартам, право выбора модели учета (МСФО или GAAP). По меньшей мере до тех пор пока вместо них не появится единая; и не следует торопиться с обязательным переводом всех дан­ных организаций на МСФО к указанным в доку­менте срокам [10].

Практика последних лет показала, что ни GAAP, ни МСФО не способны сами по себе гарантировать достоверное отражение результатов хозяйственной деятельнос­ти компаний в финансовой отчетности и уберечь ее от фальсификаций. Поэтому сейчас во многих странах Запада параллельно с работами по совер­шенствованию и международной гармонизации финансовой отчетности пересматриваются прави­ла корпоративного управления, а также норматив­ного регулирования аудиторской деятельности. И в нашей стране они далеки от идеала.

В «Плане мероприятий по развитию бухгалтерского учета в России на среднесрочную перспективу (2004-2010)» указывается (п. 1.6) на «формирование оптимальной модели взаимодей­ствия системы бухгалтерского учета с системой налогообложения». Однако, как показывают резуль­таты наших исследований [10], решение данной про­блемы находится на путях не только этого на­правления. Для предприятий и организаций, кото­рые и впредь не обязаны будут составлять финан­совую отчетность по международным стандартам (а таких большинство - свыше 95%), надо узако­нить как один из возможных (причем по их вы­бору) вариантов новую модель учета, а именно - финансового, построенного на принципах и пра­вилах налогового учета. В результате будет замет­но снижена трудоемкость учета, поскольку вместо двух учетов появится один - финансовый, в реги­страх которого станет накапливаться в готовом виде вся необходимая для налоговых расчетов ин­формация. Заметим, что сейчас на практике немало организаций, которые именно так и поступают. Од­нако они рискуют быть подвергнуты штрафным сан­кциям за отступления от правил ведения бухгалтер­ского учета, зафиксированных в ПБУ и различных инструкциях.

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что надо заниматься реформированием не только финансового учета, но и управленческого, пришедшего на смену ранее существовавшему про­изводственному учету. К сожалению, он находится в тени реформ бухгалтерского учета. Многие его проблемы не исследуются.

После принятия 06.03.98 Правитель­ством РФ «Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» в рассмат­риваемой сфере реализован большой комплекс ра­бот [10]. Среди них:

- разработан новый государственный образовательный стандарт по специальности 060500 и он внедрен с 2000 г. в вузах России. Стандарт прошел до этого всестороннее обсуждение и экспертизу, в том числе со стороны западных экспертов, и получил от них заключение, что он соответствует международным образователь­ным программам по подготовке специалистов данного профиля. В стандарте много новых учебных дисциплин, характерных для рыноч­ной экономики. В их числе: «Международные стандарты учета и финансовой отчетности», «Международные стандарты аудита» и др., обязательные к изучению каждым студентом, обучающимся по специальности 060500 «Бух­галтерский учет, анализ и аудит»;

    - подготовлены, утверждены Минобразования России и направлены в вузы по дисциплинам, вошедшим в федеральный компонент действу­ющего сейчас государственного образователь­ного стандарта, новые примерные учебные программы. А по специальным дисциплинам та­кие программы подготовлены и по специаль­ным курсам, курсам по выбору, факультативам;

    - созданы новые учебники и учебные пособия с грифом Минобразования России или Учебно-методического объединения по основной час­ти специальных дисциплин, содержание кото­рых сориентировано на требования рыночной экономики;

    - подготовлены контрольно-обучающие про­граммы для студентов по «Бухгалтерскому фи­нансовому учету» и ряду иных специальных дисциплин, а также реализован комплекс дру­гих мер, направленных на повышение каче­ства их подготовки до уровня требований, предъявляемых к профессиональному мастер­ству данных специалистов со стороны Международной федерации бухгалтеров.

Профессиональное сообщество должно играть несомненно более важную (чем ныне) роль в модернизации систе­мы учета и отчетности в России. Интересный опыт в этом деле накоплен в США, Германии и ряде других западных стран, где профессиональному сообществу предоставлен целый ряд прав в области стандартизации учета и отчетности. Многое из него заслуживает пристального внимания, поскольку вполне применимо и в российской практике для повышения эффективности работ в рассматривае­мой сфере.

Отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами, - необходимое условие выхода на международные рынки капитала.

Одним их основных условий значимости фи­нансовой информации для ее пользователей на международных рынках капитала является сопоста­вимость отчетных данных, содержащихся в отчетно­сти разных стран.

Отчетность, составленная в соответствии с МСФО, позволяет пользователям:

    - получать представление о сопоставимом фи­нансовом положении организации, ее стои­мости, результатах деятельности, движении денежных средств;

    - объективно оценивать эффективность управ­ления;

    - привлекать отечественных и зарубежных ин­весторов и ссудодателей, заинтересованных в прозрачной и достоверной финансовой от­четности;

    - развивать коммерческие связи с иностранны­ми фирмами, взаимодействие с которыми упрощается при помощи единого бухгалтер­ского языка при единых методологических подходах к составлению отчетности.

Одним из первых шагов к трансформации российской бухгалтерской отчетности в соответст­вии с Международными стандартами финансовой отчетности является выявление различий в подходах и методах ведения отдельных участков бухгалтер­ского учета, влияющих на составление бухгалтер­ской отчетности, которые необходимо скорректиро­вать в соответствии с требованиями МСФО.

Трансформация бухгалтерской отчетности - это составление отчетности по определенным стан­дартам путем корректировки статей имеющейся отчетности.

Суть трансформации состоит в дополнитель­ной интерпретации первичной бухгалтерской ин­формации в соответствии с МСФО.

Трансформация отчетности проводится после составления бухгалтерской отчетности в соответст­вии с отечественными правилами.

При трансформации отчетности применяется анализ сводных оборотов и остатков по счетам, суб­счетам и номенклатурным группам.

В остальном применяемые методы схожи.

К методам трансформации отчетности относятся:

    - детализация остатков,

    - реклассификация остатков,

    - переоценка остатков.

Расшифровка статей отчетности и детализация остатков бухгалтерских счетов являются первичными методами трансформации. Бухгалтерская отчетность рабочим материалом для трансформации являться не может. Статьи российского бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках необходимо вначале расшифровать по остаткам включенных в них счетов. Связь между статьями баланса и остатками по счетам должна быть однозначно установлена. Если остатки по одному счету участвуют в формировании нескольких отчетных статей, то необходимо разделить остатки и обороты по такому счету на несколько субсчетов.

Реклассификация остатков - способ устранения формальных различий в структуре и составе показателей российской отчетности и отчетности, составляемой по международным стандартам. Установленная связь показывает, какая отчетная позиция является абсолютным либо относительным аналогом данного счета.

Переоценкой остатков являются любые корректировки остатков балансовых счетов, влекущие одновременные изменения собственного капитала: прибылей и убытков отчетного года, нераспределенной прибыли (накопленного убытка), добавочного капитала и других статей собственного капитала.

Переоценка остатков применяется в следующих случаях:

    - когда критерии признания активов или обязательств в российском учете и для целей составления отчетности по международным стандартам отличаются друг от друга;

    - когда необходимо исключить расходы (убытки), возникшие в результате движения активов, не признанных такими для целей подготовки отчетности по международным стандартам;

    - при начислении или доначислении оценочных резервов.

Подробно данные методы представлены в специальной литературе.

Рассмотрев общие подходы к процессу трансформации российской бухгалтерской отчетности в отчетность по МСФО, следует перейти к приемам трансформации по отдельным областям учета и организации данного процесса.

Хотелось бы подчеркнуть, что и в настоящее время продолжаются иссле­довательские работы по МСФО, в значительную их часть вносятся до­полнения и изменения. В частности, в Европе имеет место быть не однозначная оценка МСФО.

Позиция европейцев такова: надо по­смотреть на содержание МСФО и принять во внимание фактор времени и те из­менения и явления, которые возник­ли в практике после принятия каждо­го из них. Параллельно необходимо добиваться конвергенции МСФО и GAAP. Во главу угла данных работ надо поставить качество стандартов. Однако выработать единство взглядов в этом деле очень трудно, поскольку создание таких МСФО связано не то­лько с техническими трудностями, но и с различиями, в основе которых ле­жат политические моменты. Паралле­льно необходимо с новыми МСФО выработать адекватную им систему международных стандартов по аудиту.

Существуют три вида стандартов, содержащих описание принципов и тех­нологии ведения учета и предоставления доказате­льных аргументов в отношении достоверности и объективности публичных отчетных данных: Меж­дународные стандарты финансовой отчетности (МСФО); Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС); Международные аудиторские стандарты (MAC). Системообразующая роль в этой совокупности про­фессиональных регулятивов безусловно принадле­жит МСФО [14].

Основной недостаток международных стан­дартов состоит в том, что они носят рекомендатель­ный характер. Кроме того, являясь результатом вза­имного компромисса многих участников процесса разработки, нередко придерживающихся разных взглядов на содержание того или иного стандарта, международные учетные стандарты представляют собой достаточно широкое и общее описание рас­сматриваемых вопросов.

Сравнивая МСФО и национальные стандар­ты, многие специалисты отмечают два критических момента. Первый заключается в относительно рав­нодушном отношении к стандартам со стороны международных и национальных регуляторов фи­нансовых рынков. В последние годы эта проблема, по многим причинам казавшаяся непреодолимой, на­чала решаться; в частности, получил широкую под­держку мировой бухгалтерской профессии так назы­ваемый проект конвергенции моделей бухгалтерско­го учета.

Суть проекта - интенсификация процесса сближения учетных моделей, выражающегося фак­тически в сближении систем национальных стан­дартов с МСФО (International Financial Reporting Standards, IFRS). Поскольку во многих странах аме­риканские бухгалтерские стандарты (US GAAP) рас­сматриваются как образец международных стандар­тов, процесс конвергенции в значительной степени сводится к сближению US GAAP и МСФО. Проти­воречие между IFRS и US GAAP выражается в раз­личных подходах к сути и логике регулирования, исповедуемых в рамках соответственно континента­льной и англо-американской моделей учета (по это­му вопросу Великобритания занимает позицию кон­тинентальной школы). Представители континента­льной школы считают, что в основе стандартов должны быть принципы с ограниченными указания­ми по их применению; американцы ратуют за пра­вила с более детализированными указаниями по их применению. Континентальный подход базируется на провозглашенной британскими специалистами концепции достоверности и непредвзятости (true and fair view). Американский подход предполагает более жесткую регулируемость и заданность.

Вторым критическим моментом в признании МСФО в качестве унифицированных регулятивов является отсутствие подробных интерпретаций, це­лью которых является показать примеры приложе­ния стандартов к конкретным ситуациям (считает­ся, что по этому параметру наиболее приемлемы американские стандарты). Разработка интерпрета­ций была одним из приоритетных направлений дея­тельности IASC уже давно, но лишь в 1996 г. приня­то решение о создании в рамках IASC Постоянного комитета по интерпретации стандартов (Standing Interpretations Committee, SIC). Эта работа будет суще­ственно интенсифицирована в ближайшие годы. Чтобы интенсифицировать работу по стандартиза­ции учета и отчетности, специалисты IFAC и IASC приняли решение о существенной реструктуризации Комитета и повышении его финансовой независи­мости, что привело к формированию Совета по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standards Board, IASB), основной задачей которого в настоящее время явля­ется переработка действующих стандартов (МСФО) в соответствии с рекомендациями экспертов IFAC и IOSCO.

Международные стандарты подготовки про­фессиональных бухгалтеров. Международная федера­ция бухгалтеров (IFAC) определила свою роль как развитие и повышение значимости бухгалтерской профессии в международном контексте в соответст­вии с гармонизированными стандартами, обеспечи­вающими предоставление профессиональных услуг высокого качества и отвечающими интересам пользо­вателей. Одним из условий, обеспечивающих дости­жение поставленной цели, является разработка и реализация единых требований к образовательной и профессиональной подготовке бухгалтеров, кото­рые, с одной стороны, разделялись бы всем про­фессиональным сообществом, а с другой - не про­тиворечили бы соответствующим национальным регулятивам стран-членов IFAC. Необходимость унификации требований к профессиональной под­готовке бухгалтеров особенно стала актуальной по­сле финансовых скандалов, связанных с достовер­ностью публичной отчетности ряда крупных фирм, и все более набирающего темпы процесса взаимо­проникновения национальных экономик, проявля­ющегося в глобализации и интернационализации рынков товаров и капитала, в расширении масшта­бов деятельности транснациональных корпораций.

Как известно, подготовка бухгалтеров в раз­личных странах осуществляется по-разному: в этом процессе могут быть задействованы как институты системы общего образования (прежде всего универ­ситеты, институты, колледжи), так и профессиона­льные (т. е. общественные, негосударственные) ин­ституты.

Поскольку англо-американская идея профес­сиональной сертификации (т. е. признания соиска­теля бухгалтером профессиональным сообществом в лице соответствующего института, объединяющего носителей этого титула) получает все более широкое распространение, в отдельных странах (например, в России) пытаются совмещать оба варианта подго­товки бухгалтеров - как через систему высшего и среднего специального образования, так и через си­стему профессиональной подготовки бухгалтера.

Отдавая себе отчет в том, что национальные особенности подготовки бухгалтеров в той или иной степени сохранятся еще долго и добиться абсолют­ной унификации в этом вопросе вряд ли когда-ни­будь удастся, специалисты IFAC пошли на компро­мисс и в своих стандартах подготовки бухгалтеров изложили лишь наиболее общие требования, предъ­являемые к образовательному и профессиональному уровню специалиста, и рекомендации по набору знаний, которыми должен владеть профессиональ­ный бухгалтер. Эти требования и рекомендации из­ложены в семи международных образовательных стандартах (International Education Standards, IES) [14]:

    - IES 1 «Исходные требования к программе профессионального бухгалтерского образования»;

    - IES 2 «Содержание программ профессиона­льного образования»;

    - IES 3 «Профессиональные навыки»;

    - IES 4 «Профессиональные ценности и этика»;

    - IES 5 «Требования к практической подго­товке»;

    - IES 6 «Оценка профессиональных способно­стей и компетентности»;

    - IES 7 «Система непрерывного профессиона­льного образования».

Общая идея стандартов заключается в иден­тификации определенного минимума квалификаци­онных требований в трех областях: образовательные и профессиональные знания; практический опыт; система постоянного и непрерывного обновления знаний и навыков. В стандартах определяются обла­сти знаний, которые должны быть отражены в кон­кретной программе подготовки профессионального бухгалтера, но не дается содержательного наполне­ния предметов. Подразумевается, что это наполне­ние будет сделано специалистами национальных институтов с учетом особенностей национальной культуры, традиций в области общего и профессио­нального образования, приоритетов в отношении тех или иных предметов.

Предлагаемые IFAC стандарты будут введены в действие с 1 января 2005 г., и наци­ональные институты бухгалтеров и аудиторов имеют определенное время для переработки собственных программ обучения и приведение их в соответствие с рекомендациями IFAC.

Согласно трактовке IFAC, под профессиональ­ным бухгалтером понимается член национального ин­ститута, входящего в состав IFAC. То обстоятельст­во, что все национальные институты, определяю­щие политику в области аудита в данной стране, входят в состав IFAC, как раз и говорит о том, что предложенный Федерацией подход к сертификации специалиста распространяется как на бухгалтеров, так и на аудиторов. Что касается России, то начиная с 2005 г. под определение профессионального бух­галтера, т. е. специалиста, имеющего отношение к международной практике учета и аудита, будут под­падать лишь члены Института профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России [14].

Общая оценка структуры и предметного наполнения программы сертификации в трактовке IFAC позволяет сделать вывод о том, что в международном сообществе проводится исключи­тельно существенное различие между бухгалтером как высокопрофессиональным специалистом и рядо­вым работником в области учета (назовем его услов­но счетоводом). Владение рутинной техникой бухгал­терских записей, даже подкрепленное продолжитель­ным стажем работы в области учета, не является определяющим для получения квалификации «профессиональный бухгалтер». Тенденция последних лет такова, что (главный) бухгалтер (иначе - профессио­нальный бухгалтер) рассматривается как непремен­ный и активный участник процесса управления хо­зяйствующим субъектом, особенно в области финан­совой политики. Поэтому в программе сделан акцент на финансы, менеджмент, информационные техно­логии. Естественно, что владение бухгалтерской тех­никой подразумевается как само собой разумеющее­ся, однако акценты смещаются в сторону участия в процессе принятия решений финансового характера.

В образовательных стандартах IFAC введены понятия пред- и постквалификаци­онных периодов, суть которых заключается в том, чтобы национальные институты разработали собственные механизмы контроля за соответствием пре­тендентов на титул «профессиональный бухгалтер» или носителей этого титула тем образовательным, профессиональным и этическим требованиям, которые декларированы в IFAC и национальном институте. Членами института могут быть лишь те специ­алисты, которые действительно подтверждают свой высокий профессиональный уровень (повышают квалификацию, участвуют в работе региональных подразделений, надлежащим образом исполняют свои финансовые обязательства и др.).

© Центр дистанционного образования МГУП