Московский государственный университет печати

Т.Т. Давыдова, И.К. Сушилина


         

Современный литературный процесс в России

Учебное пособие


Т.Т. Давыдова, И.К. Сушилина
Современный литературный процесс в России
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Введение. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ И ЛИТЕРАТУРА

Часть I. ПРОЗА

1.

Глава 1. Новый реализм

1.1.

Феномен творчества А.И. Солженицына

1.2.

«Лагерная проза»

1.3.

В.Г. Распутин: эволюция «деревенской прозы»

1.4.

Творческие поиски В.П. Астафьева

1.5.

Художественный мир Ч. Айтматова

1.6.

«Городская проза» и творчество Ю.В. Трифонова

2.

Глава 2. В поисках творческого метода

2.1.

Проза B.C. Маканина

2.2.

Модифицированный реализм Л.С. Петрушевской

2.3.

Мифотворчество Т.Н. Толстой

3.

Глава 3. Постмодернизм в современном литературном процессе

3.1.

Постмодернизм как теоретико-литературная проблема

3.2.

Роман А. Битова «Пушкинский дом» как художественное переосмысление прошлого

3.3.

Поэма Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки» и ее место в отечественной литературе

3.4.

Постмодернисты 1990-х в поисках эстетической свободы

3.5.

Преодолевшие постмодернизм

Часть II. ПОЭЗИЯ

4.

Глава 1. В русле советской традиции

4.1.

Основные тенденции развития поэзии 1960-2000-х

5.

Глава 2. НовацииВ данной главе использованы некоторые идеи спецкурса П.Е. Спиваковского по современной русской литературе (МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999-2005 гг.).

5.1.

Лианозовцы: от модернизма к постмодернизму

5.2.

Концептуализм

6.

Глава 3. Преодолевшие постмодернизм

6.1.

Поэзия Т.Ю. Кибирова в критических интерпретациях

7.

Часть III. ДРАМАТУРГИЯ

8.

Глава 1.Отечественная драматургия в контексте современного литературного процесса

8.1.

Смыслообразующие тенденции в современной драматургии

8.2.

Особенности взаимодействия и взаимовлияния литературы и театра в современном художественном процессе

9.

Глава 2. Театр Николая Коляды: топос провинции

9.1.

Место творчества Н. Коляды в современном литературном процессе

9.2.

Проблематика, жанр, язык

10.

Глава 3. «Поэтический театр» Василия Сигарева

10.1.

Доминанта лирического начала

10.2.

Особенности композиции. Функции ремарки

11.

Глава 4. Монологи Евгения Гришковца

11.1.

Феномен Гришковца

11.2.

Драматургия слова

12.

Глава 5. В поисках социальности: документальная драма сегодня

12.1.

Литература и факт

12.2.

«Teaтp.Doc» - эстетический эксперимент?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕКСТЫ

Предмет данного учебного пособия - история русской литературы за последние пятьдесят лет, которые подразделяются на два этапа - современный и новейший. Авторы учебного пособия стремились выявить закономерности и особенности современного и новейшего этапов русской литературы, показать, что каждое явление литературы существует не только как художественный текст, но и в контексте социальных и культурных факторов эпохи. Взаимодействие этих внешних и внутренних факторов и формирует литературный процессСм.: Теория литературы. Т.4. Литературный процесс. М., 2001. С. 6..

Составляющими любого литературного процесса являются художественные (литературные) направления и течения. В современном литературном процессе в России такими ведущими направлениями признаны новый реализм (его называют порой символическим реализмом) и постмодернизм, а также промежуточные, переходные тенденции. Соответственно подробно в учебном пособии рассматривается творчество представителей этих направлений и входящих в них течений и школ, групп, а также писателей, находящихся между реализмом и постмодернизмом или уже «преодолевших постмодернизм».

Цель данного учебного пособия - познакомить студентов нефилологических специальностей (редакторов, книговедов, журналистов, библиотекарей, культурологов) с современным литературным процессом в России, научить ориентироваться в творчестве писателей разных литературных направлений, течений, школ, групп, дать основное представление о прозе, поэзии, драматургии.

Авторы пособия ставили перед собой следующие задачи: выявить проблемы и типы героев, которым отдается предпочтение в произведениях наиболее талантливых или известных писателей, те классические традиции, на которые они ориентируются, охарактеризовать особенности их художественного мира. Основное внимание в книге уделено ветви русской литературы, развивающейся в России. Вместе с тем на примере творческой деятельности А.И. Солженицына и И.А. Бродского делается экскурс и в эмигрантскую литературу.

Обзорные главы сочетаются в учебном пособии с монографическими, в которых приводятся биографии и особенности творческого пути крупнейших писателей, характеризуются их мировоззрение и эстетика, основные произведения, циклы, сборники, центральные российские и эмигрантские журналы и издательства, их общественно-эстетическая программа, цитируются и комментируются мнения литературных критиков и историков литературы, как российских, так и эмигрантских. Большое внимание в учебном пособии уделено актуальным научным проблемам: теории постмодернизма и тесно связанными с ним абсурду, интертекстуальности, пародированию (без хотя бы беглого знакомства с данными литературными явлениями невозможно понять произведения многих современных авторов); феноменологии изучения «деревенской прозы», новому типу полифонии у А.И. Солженицына, мифологизму прозы Ч. Айтматова, Т. Толстой, Д. Липскерова.

Авторы учебного пособия стремились научить студентов анализу литературного произведения, работе с научно-критической литературой. С этой целью в конце каждого раздела учебного пособия даны вопросы для самостоятельной работы студентов, а также список учебно-методических материалов.

В учебном пособии учитываются и концепции известных российских историков и литературных критиков, занимающихся современным литературным процессом - Л. Аннинского, А. Архангельского, А. Большаковой, В. Бондаренко, М. Голубкова, Н. Ивановой, Л. Колобаевой, А. Латыниной, А. Немзера, И. Роднянской, И. Скоропановой, П. Спиваковского, М. Эпштейна. Авторы данной книги опираются в известной степени и на трактовки и интерпретации, предложенные в учебных пособиях Г.Л. Нефагиной («Русская проза второй половины 80-х - начала 90-х годов XX века» (Минск, 1998), Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого («Современная русская литература: В 3 кн.» (М., 2001), «Русские поэты XX века» (М., 2002. Сост. Л.П. Кременцов и В.В. Лосев), хотя нередко и полемизируют с ними.

Введение и заключение, а также третья часть написаны И.К. Сушилиной, вторая часть - Т.Т. Давыдовой. В первой части - разделы З.1., 3.2., 3.3., главы 3 - Сушилиной И.К.; разделы 1.2., 1.5., главы 1 и раздел 3.4. главы 3 - Давыдовой Т.Т.; остальные разделы - совместно Т.Т. Давыдовой и И.К. Сушилиной.

Учебное пособие может использоваться в работе преподавателями вузов, аспирантами и студентами-гуманитариями.

© Центр дистанционного образования МГУП