Московский государственный университет печати

Т.Т. Давыдова, И.К. Сушилина


         

Современный литературный процесс в России

Учебное пособие


Т.Т. Давыдова, И.К. Сушилина
Современный литературный процесс в России
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Введение. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ И ЛИТЕРАТУРА

Часть I. ПРОЗА

1.

Глава 1. Новый реализм

1.1.

Феномен творчества А.И. Солженицына

1.2.

«Лагерная проза»

1.3.

В.Г. Распутин: эволюция «деревенской прозы»

1.4.

Творческие поиски В.П. Астафьева

1.5.

Художественный мир Ч. Айтматова

1.6.

«Городская проза» и творчество Ю.В. Трифонова

2.

Глава 2. В поисках творческого метода

2.1.

Проза B.C. Маканина

2.2.

Модифицированный реализм Л.С. Петрушевской

2.3.

Мифотворчество Т.Н. Толстой

3.

Глава 3. Постмодернизм в современном литературном процессе

3.1.

Постмодернизм как теоретико-литературная проблема

3.2.

Роман А. Битова «Пушкинский дом» как художественное переосмысление прошлого

3.3.

Поэма Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки» и ее место в отечественной литературе

3.4.

Постмодернисты 1990-х в поисках эстетической свободы

3.5.

Преодолевшие постмодернизм

Часть II. ПОЭЗИЯ

4.

Глава 1. В русле советской традиции

4.1.

Основные тенденции развития поэзии 1960-2000-х

5.

Глава 2. НовацииВ данной главе использованы некоторые идеи спецкурса П.Е. Спиваковского по современной русской литературе (МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999-2005 гг.).

5.1.

Лианозовцы: от модернизма к постмодернизму

5.2.

Концептуализм

6.

Глава 3. Преодолевшие постмодернизм

6.1.

Поэзия Т.Ю. Кибирова в критических интерпретациях

7.

Часть III. ДРАМАТУРГИЯ

8.

Глава 1.Отечественная драматургия в контексте современного литературного процесса

8.1.

Смыслообразующие тенденции в современной драматургии

8.2.

Особенности взаимодействия и взаимовлияния литературы и театра в современном художественном процессе

9.

Глава 2. Театр Николая Коляды: топос провинции

9.1.

Место творчества Н. Коляды в современном литературном процессе

9.2.

Проблематика, жанр, язык

10.

Глава 3. «Поэтический театр» Василия Сигарева

10.1.

Доминанта лирического начала

10.2.

Особенности композиции. Функции ремарки

11.

Глава 4. Монологи Евгения Гришковца

11.1.

Феномен Гришковца

11.2.

Драматургия слова

12.

Глава 5. В поисках социальности: документальная драма сегодня

12.1.

Литература и факт

12.2.

«Teaтp.Doc» - эстетический эксперимент?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕКСТЫ

Диалог с разными литературными направлениями. Отношение к советской эпохе. Образ лирического героя. Парафразис как прием. Темы и жанры лирики.

Тимур Юрьевич Кибиров (наст. фамилия Запоев) родился в 1955 г. в Шепетовке Хмельницкой области в семье осетин. Учился в Московском областном педагогическом институте имени Н.К. Крупской. Работал научным сотрудником Института искусствознания Министерства культуры СССР. Живет в Москве. Публиковать стихи начал с 1990 года. Автор книг «Общие места», «Сантименты», «Когда был Ленин маленький», «Парафразис», «Избранные послания», «Нотации», «Улица Островитянова». На 2005 г. насчитывается семь сборников стихов Т. Кибирова и около 100 публикаций в периодике и в коллективных сборниках, вызывающих неизменный устойчивый интерес у читающей публики и у критиков. Лауреат нескольких литературных премий, в том числе и Антибукера (1997). Как отметил Д.Н. Багрецов, творчество поэта отличает стремление соотнести новейшие философские и филологические идеи с литературной традицией XVIII и XIX вв., Кибиров испытывает, таким образом, равное влияние постмодернизма и русской поэтической классики.

Свой творческий путь Кибиров начинает в 1986 г. как поэт группы концептуалистов, в которую входят Д.А. Пригов и Л.С. Рубинштейн. Во многом благодаря этому для раннего периода творчества поэта актуальна социальная проблематика и антитоталитарный пафос: таковы были требования группы и времениСм.: Багрецов Д.Н., Т. Кибиров: творческая индивидуальность и проблема интертекстуальности. Автореферат дис. на соискание ученой степени к. филол. н. Екатеринбург, 2005., о чем свидетельствует его поэма, посвященная К.У. Черненко. По оценке М.Н. Эпштейна, в этом произведении «в каноническом жанре героического жизнеописания развернут весь набор идеологем прошедшей эпохи: от босоногого детства и мальчишески отчаянной, непримиримой вражды с кулаками (архетип Павлика Морозова) до высокоторжественной речи героя на пленуме Союза писателей о свободе творчества, повергающей в слезы и восторг всех присутствующих, от Расула Гамзатова до Гомера...»Эпштейн М.Н. Зеркало-щит: О концептуальной поэзии // Литературные манифесты от символизма до наших дней. М., 2000. С. 531..

Кибиров прибегает к таким особенностям постмодернистской поэтики, как:

    • обращение к темам, считавшимся ранее запретными, употребление ненормативной лексики;

    • интертекстуальный диалог с предшественниками - поэтами разных направлений от классицизма до постмодернизма (А. Пушкиным, Ф. Тютчевым, М. Лермонтовым, Н. Некрасовым, А. Блоком, О. Мандельштамом, Вс. Некрасовым, Л. Рубинштейном) в поэме «Сквозь прощальные слезы», стихотворениях «Л.С. Рубинштейну», «Послание Ленке» и многих других. При этом интертекстуальность в творчестве Кибирова является не общим принципом словесного творчества, а особенностью мировоззрения автора, проекцией его оригинальных идей на текст мировой литературыСм.: Багрецов Д.Н., Т. Кибиров: творческая индивидуальность и проблема интертекстуальности. Автореферат дис. на соискание ученой степени к. филол. н. Екатеринбург, 2005.;

    • парафраз, или пародирование чужих концептов и дискурсов;

    • расширение традиционной художественности за счет использования особенностей научного стиля речи;

    • анализ постмодернистской теории и комментирование позиции Кибирова-поэта.

Вскоре после 1987 г. у Кибирова меняется манера. Он обращается к традиции русской классической поэзии (цикл «Памяти Державина»), классическому жанру сонета (цикл «Двадцать сонетов к Саше Запоевой», оцененный критикой как лучший в поэтическом сборнике «Парафразис»Архангельский А. Лишь слезы умиленья // Лит. газ. 1997. 30 апреля. № 17. С. 12.). Кибиров, подобно Пушкину и поэтам пушкинского круга, настраивает свою лиру на высокий лад, что позволило А.С. Немзеру назвать его «Тимуром из пушкинской команды»См.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/nemzer..

С 1997 по 2005 гг. выходят шесть книг стихов, от «Интимной лирики» (1997-1998 гг.) до «Шалтая-Болтая» (2002 г.), опубликованных в итоговом на сегодняшний день сборнике поэта «Стихотворения» (2005 г.). Этот этап характеризуется отказом в формальном и содержательном отношениях от постмодернистской системы ценностей и эстетики («Боже, чего же им всем не хватало?..», «Даешь деконструкцию! Дали...»), и М. Эпштейн, в 1980-х гг. причислявший Т. Кибирова к концептуалистам, в дальнейшем отнес его к «постконцептуалистам» на основе «ностальгии» по советской эпохе, которую Кибиров изображает более взвешенно, по сравнению с концептуалистами: он четко разделяет советскую идеологию, которую до сих пор оценивает негативно, и советский быт, испытывая якобы ностальгические личные воспоминания о той эпохе. Впрочем, точнее говорить не о ностальгии, а об умилении советским прошлым (отсюда и мотив слез в поэме «Сквозь прощальные слезы»).

Историко-политическая тема. Во вступлении к поэме «Сквозь прощальные слезы» к изображаемой советской эпохе автор относится двойственно - и критически и умиленно. Она явлена здесь через мелочи, подробности, повседневные реалии жизни, подчас через бедность и неустроенность:

Пахнет дело мое керосином,
керосинкой, сторонкой родной,
пахнет «Шипром», как бритый мужчина,
и как женщина, - «Красной Москвой».

<…>

чуешь, сука, чем пахнет?! - и вьюгой,
ой, вьюгой, воркутинской пургой!

Пахнет, Боже, сосновой смолою,
ближним боем да раной гнилой,
колбасой, колбасой, колбасою,
колбасой - все равно колбасой!
Неподмытым общаговским блудом,
и бензином в попутке ночной,
пахнет Родиной - чуешь ли? - чудом,
чудом, ладаном, Вестью Благой!

Главное, что подкупает в этих строках, - любовь автора к разным проявлениям жизни его Родины, религиозная вера. Настойчивый призыв лирического героя сохранить образ Божий в своей душе звучит и в «Послании Ленке» (1990). Стихи Кибирова ироничны, но при этом выражают и чувство причастности их автора к бытию, удовлетворение скромным материальным уровнем существования (послание «Игорю Померанцеву. Летние размышления о судьбах изящной словесности»), они выражают и позитивные ценности, что столь естественно для русской литературы.

В зрелый период своего творчества Кибиров стал утверждать традиционные для русской классики ценности - веру в Бога, любовь к родине, друзьям, близким и родным («Историософское», поэма-послание «Л.С. Рубинштейну», «На день рождения жены»), «И ранние мои стихи, и тем более теперешние глубоко и, надеюсь, по-хорошему консервативны, направлены... на поддержание каких-то традиционных ценностей», - признался поэт в беседе с О. НатолокойТимур Кибиров без фиговых листочков и вне тусовок: Беседа поэта с О. Натолокой // Лит. газ. 1996. 27 ноября. № 48. С. 5.. Кибиров, восставший против концептуализма, восстановил в правах «честное бессмысленное слово», богатую палитру человеческих чувств и пафоса (от умиленного до иронического), а значит, «реабилитировал» и лирического героя.

Лирический герой Кибирова резко отличается от приговского образа-маски. Это поэт как частный человек, ценящий прелести дружбы и скромной семейной жизни и в то же время литератор-гражданин, возмущенный общественной нестабильностью в перестроечной России, отказом от привычных культурных ценностей, коммерциализацией книгоиздания («Игорю Померанцеву. Летние размышления о судьбах изящной словесности»). Этот герой соединяет в своем слоге старинную велеречивость и... ненормативную лексику. Поэт часто прибегает к традиционным художественным средствам, при этом поэтическая мысль Кибирова воплощается и с помощью его любимого художественного приема - подражания, или парафразиса (сборник стихотворений 1990-х гг. назван «Парафразис»). Кибировский парафразис близок к постмодернистской пародии своим комизмом, но направлен не против объекта вариации, а на него. Кибиров не отрицает точку зрения предшественника, а спорит с нею, не теряя уважения к ее автору.

Поэт предпочитает канонические жанры романса, послания, гимна, сонета (ср. с И. Бродским). Особенно большое место в его поэзии занимают послания, что вполне объяснимо, если учесть творческую близость поэта с Д.А. Приговым, Л.С. Рубинштейном, И. Померанцевым и острую необходимость вести постоянные беседы с ними о литературных проблемах.

При этом Кибиров создает также собственные жанровые формы поэмы-послания (знаменитым стало послание «Л.С.Рубинштейну»), исторического романса.

Гражданско-философские темы. Поэт размышляет о национальной сути России и русского менталитета, самым близким Кибирову оказывается дискурс Достоевского-Бердяева, открывших антиномичность, контрастность русской души.

Полемизируя в «Историософском» с известным стихотворением Ф. Тютчева «Умом Россию не понять...» и присоединяясь к точке зрения Вс. Некрасова, предупреждавшего: «не верь не в Бога...», - Кибиров противопоставляет иррациональному отношению к России поэта-романтика простую и достойную гражданскую позицию:

Умом Россию не понять.

<…>

В Россию можно только верить.
Нет, верить можно только в Бога.

Все остальное - безнадега.
Какой бы мерою ни мерить,
нам все равно досталось много -
в России можно просто жить,
Царю, Отечеству служитьПоэты-концептуалисты: избранное. Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров. М., 2002. С. 302..

Ирония уступает у поэта, преодолевшего постмодернизм, место патриотизму, открыто выраженной любви к Родине.

Выводы. Тимур Кибиров не случайно оценивается критикой как один из самых значительных поэтов середины 1990-х гг. Отдав дань в начале своего творчества неприятию советских идеологем и сосредоточенности на литературных проблемах, Кибиров вернулся в зрелый творческий период к вечным мотивам и жанрам лирики. В сложные, переходные годы перестройки стал утверждать ценность в равной степени общественной стабильности и гражданского служения родине, а также частной жизни, освященной верой в Бога и наполненной творчеством. Традиционные художественные средства сочетаются в его поэзии с идущим от постмодернизма представлением о том, что не существует запретных тем и лексики, классические жанровые формы - с жанровыми новациями.

Вопросы и задания для самопроверки к главе 3

1. Сколько периодов можно выделить в творчестве Т. Кибирова?

2. Какие классические традиции использует поэт?

3. Как раскрывается тема родины в его творчестве?

4. Охарактеризуйте лирического героя Т. Кибирова.

5. Проанализируйте мотивы и художественные средства двух-трех стихотворений из цикла «Двадцать сонетов к Саше Запоевой».

6. Раскройте художественную функцию парафразиса в творчестве поэта.

© Центр дистанционного образования МГУП