Московский государственный университет печати

Е.П. Прохоров


         

Введение в теорию журналистики

Учебник


Е.П. Прохоров
Введение в теорию журналистики
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Глава 1. Предмет, структура и задачи курса

1.1.

Журналистика как предмет изучения

1.2.

Структура основных понятий курса

1.3.

Задачи курса

1.4.

Формирование личности журналиста

2.

Глава 2. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

2.1.

Пражурналистские явления. Возникновение журналистики

2.2.

Массово-информационная природа СМИ

2.3.

Журналистика как фактор социального управления

3.

Глава 3. Функции журналистики

3.1.

Понятие функции применительно к журналистике. Общая характеристика функций журналистики

3.2.

Идеологические функции

3.3.

Культуроформирующие, рекламно-справочные, рекреативные функции

3.4.

Непосредственно-организаторские функции

3.5.

Функции журналистики: система и взаимодействие

4.

Глава 4. Социальная позиция журналиста

4.1.

Формирование социальной позиции

4.2.

Социальная позиция и принципы журналистской деятельности

4.3.

Система принципов журналистики

4.4.

Проблема принципиальности журналиста

4.5.

Политическая культура журналиста. Политический анализ

5.

Глава 5. Свобода печати и журналистской деятельности

5.1.

Социально-творческие факторы свободы СМИ (свобода - необходимость - ответственность)

5.2.

Юридическая сторона свободы журналистики

5.3.

Экономические условия и факторы свободы СМИ

5.4.

Исторические типы журналистики. СМИ в переходный период развития общества

6.

Глава 6. Журналистика в системе социальных институтов

6.1.

Журналистика как «четвертая власть»

6.2.

Информационный порядок в демократическом, гуманистически ориентированном обществе

6.3.

Социальные типы демократической журналистики

6.4.

Государственная политика в области СМИ

6.5.

Обеспечение информационной безопасности в сфере СМИ

7.

Глава 7. Журналистика в информационном пространстве

7.1.

Массово-коммуникационные средства журналистики

7.2.

Инфраструктура средств массовой информации

7.3.

Структурные компоненты системы средств массовой информации

7.4.

Взаимодействие средств массовой информации

8.

Глава 8. Журналистика как область творческой деятельности

8.1.

Виды журналистской деятельности и формирование информационной политики

8.2.

Формы реализации информационной политики

8.3.

Типы и методологические основы творчества

9.

Глава 9. Действенность и эффективность журналистики

9.1.

Результативность журналистики и ее формы

9.2.

Действенность журналистики и пути ее повышения

9.3.

Проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией

9.4.

Творческие факторы эффективности

10.

Глава 10. Журналистская деонтология

10.1.

Гражданская ответственность журналиста

10.2.

Журналистская этика

10.3.

Правовое положение журналиста

10.4.

Авторское право в журналистике

10.5.

Профессиональные организации журналистов

Конец XX - начало XXI века отмечены глубокими тенденциями к переменам в характере и в закономерностях функционирования человеческой цивилизации. Внутреннее развитие различных стран и их сообществ, накладываясь на все более осознаваемую острую необходимость совместными усилиями всего мирового сообщества решать глобальные проблемы человечества, определяет необходимость серьезной геополитической трансформации функционирования и развития современного общества в общепланетарных масштабах. В условиях назревших перемен в связи со значительными отличиями, характеризующими отдельные страны и регионы, возникли огромные трудности, проявляющиеся в острых конфликтах как внутри стран, так и между государствами с их политическими, экономическими, культурно-цивилизационными особенностями.

Требуются геополитические решения нового типа, основанные на идее равноправного сотрудничества стран, народов, цивилизаций. Общецивилизационным процессам необходимо должны сопутствовать изменения характера функционирования средств массовой информации как внутри стран, так и на международной арене с учетом требований современного демократического геополитического мышления в условиях развития информационного общества.

Сфера информации стала «четвертым сектором» экономики (после сельского хозяйства, промышленности, услуг), причем число занятых в ней приближается к 50%.

Происходящая трансформация структуры СМИ, включение в нее новых компонентов, расширение масштабов и повышение роли журналистики в современном мире влечет повышение требований к журналистской деятельности, предъявляет растущие требования к работникам средств массовой информации - прессы, телевидения, радио, Интернет-СМИ (кибержуралистики) информационных агентств, других инфраструктур СМИ. А это требует перемен в характере журналистского корпуса.

Существует немало источников кадров для журналистики, однако главным из них остается университетское журналистское образование, рассчитанное на формирование работников различных средств массовой информации, закладывающее также основы последующей непрерывной многоуровневой подготовки.

Система университетского журналистского образования складывается из трех циклов дисциплин: историко-гуманитарного, общественно-экономического и собственно журналистского. Журналистский цикл дисциплин начинается с курса «Введение в теорию журналистики», который также «задает тон» в овладении будущими журналистами дисциплин всех других циклов. «Введение в теорию журналистики» дает общепринципиальные характеристики журналистики как области общественной практики, включающей специфические для нее формы авторской, редакторской, организаторской работы, раскрывает базовые законы этой сферы деятельности, зависящие от закономерностей социальной жизни на каждом данном этапе развития общества.

Современная эпоха характеризуется развертыванием демократических принципов функционирования российских СМИ. Одна из важнейших тенденций - переход в стране от моноидеологической к плюралистической системе журналистики, что породило существование средств массовой информации различных социальных и политических ориентации. Отсюда задачи - ориентировать будущих журналистов в закономерностях функционирования современных СМИ, готовить их к осознанному выбору позиции в журналистике, характеризующейся широким спектром разноплановых изданий и программ. И утверждая при этом в сознании и поведении каждого журналиста профессиональные взгляды, черты и свойства, формы деятельности которые ведут к согласованию частногрупповых и общечеловеческих ценностей, реализация которых способствует общему прогрессу человечества.

Для достижения этих принципиальных задач возникает острая нужда в движении к согласию на основе диалога между различными силами в журналистике при ведении его на основе требований толерантности и поиска решений через компромисс к консенсусу, «сдвиг к центру». Успех здесь невозможен без формирования и последовательной реализации гуманистических ориентиров в сознании и поведении журналистов. И очень важным условием работы в СМИ является забота о безопасности функционирования СМИ в информационном пространстве через достижение информированности разных слоев аудитории и охрану ее от деструктивных информационных воздействий.

Новое время - новые требования к журналистам и в сфере профессиональных знаний, и в сфере профессионального опыта, и в сфере профессиональной деонтологической подготовки - осознании своего общественного долга, проявляющегося через ответственное поведение на каждом шагу деятельности.

Настоящее (седьмое) издание в связи с новыми теоретическими разработками, основывающимися на осмыслении изменившихся требований к СМИ в перспективе их демократического и гуманистического развития, претерпело ряд изменений и дополнений по сравнению с предыдущими.

© Центр дистанционного образования МГУП