Московский государственный университет печати

Е.П. Прохоров


         

Введение в теорию журналистики

Учебник


Е.П. Прохоров
Введение в теорию журналистики
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Глава 1. Предмет, структура и задачи курса

1.1.

Журналистика как предмет изучения

1.2.

Структура основных понятий курса

1.3.

Задачи курса

1.4.

Формирование личности журналиста

2.

Глава 2. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

2.1.

Пражурналистские явления. Возникновение журналистики

2.2.

Массово-информационная природа СМИ

2.3.

Журналистика как фактор социального управления

3.

Глава 3. Функции журналистики

3.1.

Понятие функции применительно к журналистике. Общая характеристика функций журналистики

3.2.

Идеологические функции

3.3.

Культуроформирующие, рекламно-справочные, рекреативные функции

3.4.

Непосредственно-организаторские функции

3.5.

Функции журналистики: система и взаимодействие

4.

Глава 4. Социальная позиция журналиста

4.1.

Формирование социальной позиции

4.2.

Социальная позиция и принципы журналистской деятельности

4.3.

Система принципов журналистики

4.4.

Проблема принципиальности журналиста

4.5.

Политическая культура журналиста. Политический анализ

5.

Глава 5. Свобода печати и журналистской деятельности

5.1.

Социально-творческие факторы свободы СМИ (свобода - необходимость - ответственность)

5.2.

Юридическая сторона свободы журналистики

5.3.

Экономические условия и факторы свободы СМИ

5.4.

Исторические типы журналистики. СМИ в переходный период развития общества

6.

Глава 6. Журналистика в системе социальных институтов

6.1.

Журналистика как «четвертая власть»

6.2.

Информационный порядок в демократическом, гуманистически ориентированном обществе

6.3.

Социальные типы демократической журналистики

6.4.

Государственная политика в области СМИ

6.5.

Обеспечение информационной безопасности в сфере СМИ

7.

Глава 7. Журналистика в информационном пространстве

7.1.

Массово-коммуникационные средства журналистики

7.2.

Инфраструктура средств массовой информации

7.3.

Структурные компоненты системы средств массовой информации

7.4.

Взаимодействие средств массовой информации

8.

Глава 8. Журналистика как область творческой деятельности

8.1.

Виды журналистской деятельности и формирование информационной политики

8.2.

Формы реализации информационной политики

8.3.

Типы и методологические основы творчества

9.

Глава 9. Действенность и эффективность журналистики

9.1.

Результативность журналистики и ее формы

9.2.

Действенность журналистики и пути ее повышения

9.3.

Проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией

9.4.

Творческие факторы эффективности

10.

Глава 10. Журналистская деонтология

10.1.

Гражданская ответственность журналиста

10.2.

Журналистская этика

10.3.

Правовое положение журналиста

10.4.

Авторское право в журналистике

10.5.

Профессиональные организации журналистов

Формирование журналистского мышления, отвечающего требованиям современности, и подготовка журналиста к практической деятельности в соответствии с нуждами функционирования и перспектив преобразования системы средств массовой информации - задача, успешное решение которой зависит от комплекса условий. В их числе развитие природных способностей и задатков будущего специалиста, формирование и совершенствование системы специфических профессиональных качеств, разнообразных творческих умений, навыков, способов действий, приемов организаторской и редакторской работы, методологии, методики и техники сбора и обработки информации, создания произведений, их компоновки в выпуски, программы и номера. Путь к этому - изучение блока учебных дисциплин, знакомство с накопленным в редакциях опытом с учетом постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных знаний и навыков. Практическая деятельность в журналистике, рассматриваемая, проверяемая и корректируемая с позиций современных достижений журналистской науки, необходима с самого начала. Только в диалектическом взаимодействии теории и практики, когда теория обобщает практику, а практика служит опорой теории и критерием ее истинности, происходит развитие творческого потенциала журналиста.

Практический опыт и теоретический анализ показывают, что в «галактике» знаний для журналиста принципиально важными оказываются несколько «созвездий»: система собственно журналистских знаний; совокупность сведений о социально-экономической сфере, обеспечивающих общую методологическую культуру; познания в гуманитарной сфере, формирующие культурный облик журналиста. В зависимости от того, что принято и осмыслено как самое существенное, что стало определяющим при формировании облика журналиста и его подходов к жизни, формируется индивидуальность журналиста, его творческая личность.

Формирование журналиста как целостной, гармонически развитой творческой личности, для которой необходимой оказывается своеобразная «система систем» знаний, требует соответствующей комплексности, последовательности, интеграции усилий большого коллектива преподавателей различных специальностей, работающих по единому учебному плану.

Начальным курсом в системе учебных дисциплин является «Введение в теорию журналистики». Как у всякого начального курса (часто именуемого «пропедевтическим», греч. propaideuo - «обучаю вперед», «предварительно»), у него много задач: дать представление о сущности изучаемого явления; раскрыть систему понятий, «описывающих» предмет и практический смысл теории; показать роль для журналиста дисциплин социально-экономического и историко-гуманитарного циклов.

Таким образом, курс вводит в изучение системы необходимых журналисту дисциплин, давая начальные фундаментальные знания о законах журналистики, формируя представление о «модели» журналиста, определяя перспективы учебной работы на все время обучения, направляя учебную активность в русло развития способностей, овладения знаниями, приобретения первоначального самостоятельного опыта, развития ответственности.

К общим вопросам журналистики студентам еще предстоит вернуться на завершающей стадии обучения в университете, когда возникнет нужда (после овладения совокупностью дисциплин всех трех циклов) «подвести итоги» и сделать необходимые «поправки и дополнения» на базе анализа перемен в состоянии самой журналистики и проведенных специалистами новых актуальных научных разработок.

Университетское образование закладывает фундамент, который в свою очередь станет базой для последующих шагов в подготовке и переподготовке журналистов. Ведь в дальнейшем, чтобы быть специалистом, отвечающим требованиям времени, журналисту предстоит постоянная работа над собой, в том числе продолжение образования и переподготовка в самых различных формах (в частности, в институтах повышения квалификации). Действительно творческая личность - это профессионал, который постоянно совершенствует себя. «Введение в теорию журналистики» - первый шаг на этом большом пути.

Входя в мир журналистики, важно прежде всего представить этот мир в его целостности и составляющих элементах, определить смысл, вложенный в понятие «журналистика».

Чтобы возможно более полно представить журналистику как важнейшее социальное явление, недостаточно обратиться только к еженедельной программе телевидения и радио или в киоск, где продают газеты и журналы. Ведь огромное количество распространяемых по подписке и в розницу газет и журналов, совокупность многочасовых (и круглосуточных) программ телевидения и радиовещания, передаваемых по множеству каналов, - это только конечные продукты индустрии информации. Но чтобы этот «продукт» попал к читателю (слушателю, зрителю), надо обеспечить согласованное и взаимоувязанное функционирование множества инфраструктур. Прежде всего это информационные агентства, международные информационные сети, пресс-службы, рекламные и другие организации, снабжающие журналистику разнообразными материалами. Выход печатных изданий, теле- и радиовещание обеспечиваются развитой системой технических служб (полиграфия, радиотелевизионная техника, наземные и космические линии связи) с огромной армией работников. Журналистика немыслима без служб «доставки» информации в аудиторию. Формированием и реализацией правовой базы, контрольной деятельностью и т.п. занимаются государственные органы (парламентские комитеты и комиссии, президентские и правительственные структуры, правоохранительные органы), важную роль играют объединения журналистов и т.д. Необходима для журналистики и система научных учреждений и учебных центров.

В соответствии с нуждами общества журналистика быстро изменяется и количественно, и качественно. Конечно, в различных странах и регионах состояние журналистики неодинаково. По давним расчетам ЮНЕСКО, на каждую тысячу населения должно в среднем приходиться 200-250 экз. газет, такое же количество телевизоров и радиоприемников (притом имеется в виду, что каждый номер газеты, телевизор или радиоприемник обслуживает в среднем 4-5 человек). Но следует иметь в виду, что в развитых странах этот «норматив» многократно превзойден, тогда как во многих развивающихся странах он еще остается далекой перспективой.

Однако не все в мире печати, радио, телевидения относится к той журналистике, проблемами которой занимаются факультеты журналистики. Ведь печать, радио, телевидение используются и для специальных целей (служебная радиосвязь, промышленное и учебное телевидение, Интернет, специальная печатная продукция, в том числе журналы, рассчитанные на специалистов различных областей науки, техники, бизнеса и т.д.). Поэтому важно уточнить тот круг специфических явлений журналистики, законы которых рассматриваются в курсе и к которым обращается наука о журналистике. Естественно, замкнутые кабельные сети телевидения на промышленных предприятиях, в медицинских или других вузах (хотя для их обслуживания также нужны кадры) выходят за пределы внимания науки о журналистике. То же относится и к специальным (производственным, техническим, научным, медицинским и т.п.) журналам, в которых нередко работают и профессиональные журналисты. Бывают и пограничные явления, такие как массово-производственные журналы, образовательные программы радио и телевидения, деятельность в которых требует наряду со специальной серьезной собственно журналистской подготовки.

Главный водораздел между журналистикой как предметом изучения на факультетах журналистики и «другой», использующей форму и технику прессы, радио и телевидения, Интернета, журналистикой проходит там, где начинается различие массового и специального сознания. Журналистская наука изучает «жизнь» тех изданий и программ, которые обращены к массовой (притом не только по количеству, но и по характеру) аудитории и которые затрагивают вопросы общественной жизни в широком и разнообразном спектре ее актуальных для массового сознания проблем и явлений. В результате деятельности СМИ создается панорама текущей жизни общества, образ современности в связи с ее прошлым и «намеком» на будущее. Это главное отличие (подробно о специфике см. в гл. II) неплохо передается через такие употребляемые в качестве синонимов к понятию «журналистика» словосочетания, как «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации и пропаганды», «mass media», «средства массового общения» и др.

В качестве основного термина, описывающего предмет науки и преподавания, можно было бы принять любой из них. Но предпочтительным кажется именно термин «журналистика» (фр. journal - «дневник», jour- «день»; лат. основа diurna - «поденный») как самый емкий из них и не имеющий многозначных толкований (таких как «информация», «пропаганда», «коммуникация», «общение») с уточняющей расшифровкой система средств массовой информации.

Следующим шагом в формировании представлений о предмете науки и преподавания является представление о журналистике как массово-информационной деятельности, в которую включена совокупность «действующих сил», чьи взаимоотношения и взаимовлияния в реальных условиях определяют и характер функционирования журналистики. А зная характер функционирования журналистики, можно обратиться к внутренним законам ее деятельности.

Если рассматривать деятельность отдельного органа журналистики (например, газеты «Известия»), или совокупности СМИ определенного направления (например, прессы демократических сил России XIX века), или всей журналистики в определенный период (например, современной американской журналистики), то принципиальная схема функционирования будет одинаковой для всех возможных случаев, несмотря на то, что содержание и результаты деятельности журналистики различны. Единство принципиальной схемы функционирования чрезвычайно важно для построения и освоения общих закономерностей журналистики, тогда как различия требуют специального анализа в рамках иных теоретических и исторических разделов науки о журналистике.

«Действующими силами» изучаемой системы являются:

  • Учредитель (У) - государственные или общественные организации, профессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граждан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т.д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационных продуктов. Кстати, существуют законодательные предположения о замене термина «учредитель» на «владелец», «вещатель». Деятельность У регламентируется законодательством. Внутренние отношения в редакциях, агентствах, издательствах и др. определяются также и редакционными уставами, кодексами поведения персонала и иными документами.

  • Руководящие органы (РО) - государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, изменять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирующие деятельность журналистики. В силу своих политико-правовых функций РО правомочны определять права и обязанности всех участников массово-информационных процессов.

  • Журналист (Ж) - штатные и внештатные работники редакций (от корреспондента и работника отдела писем до руководителя корреспондентской сети и главного редактора), которые ведут авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке массовой информации в номера газет и журналов, программы радио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д.

  • Тексты (Т) - произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски.

  • Канал (К) - используемые журналистами средствами массовой информации (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, программы радио и телевидения, сайты Интернета различных типов и уровней со сложной системой редакций, дирекций, отделов, корпунктов и т.д.), предназначенные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам.

  • Массовая аудитория (МА) - та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория) или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория). При этом многие представители аудитории в определенных ситуациях (когда пишут письма, звонят или приходят в редакцию, готовят для нее материалы, собирают информацию, консультируют журналистов и т.д.) выступают и в роли журналистов, которые точно так же в свою очередь оказываются аудиторией других средств массовой информации.

  • Социальные институты (СИ) - государственные органы, хозяйственные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений.

  • Действительность при этом выступает источником сведений и конечным объектом воздействия журналистики.

Система функционирует на основе прямых и обратных связей (прямые обозначены сплошными линиями, а обратные - пунктирами).

Журналистика как функционирующая система и является предметом изучения и преподавания во всей совокупности журналистских дисциплин (теоретических, исторических, социологических). На начальной стадии изучения журналистики важно увидеть принципиальные зависимости: РО формируют нормативную «среду», законодательную основу функционирования журналистики, определяющую ее положение в обществе, права и обязанности У и Ж, ответственность СИ, права МА; в соответствии со своим положением в системе и на основе законодательства Ж, руководствуясь утвержденным У редакционным уставом, формирует информационную политику издания (программы) и реализует ее через совокупность произведений с учетом запросов, интересов, пожеланий МА, нужд СИ и особенностей своего К.

Но чтобы действовать не вслепую, чтобы вносить коррективы в информационную политику, в деятельность редакции и отдельных работников, учредители и журналисты должны получать информацию о результатах своей деятельности по каналам обратной связи. Так, анализируя поступившие письма и отклики на выступления СМИ, данные социологических исследований аудитории, в редакции ищут пути, которые позволят сделать соответствующий позиции редакции материал отвечающим интересам, стремлениям, уровню подготовки, жизненным позициям аудитории. Только хорошо зная закономерности функционирования журналистики, можно сознательно и целеустремленно добиваться оптимизации, повышения эффективности деятельности газет и журналов, радио- и телевизионных программ.

И уже по раскрывающей процесс функционирования схеме можно определить основные «порождающие факторы» деятельности журналиста (или «факторы порождения текстов»). Журналист должен «учитывать» по меньшей мере пять факторов, причем ни один из них не является стоящим «выше» других. Это информационная политика учредителя, запросы, интересы, потребности аудитории, характер отражаемых явлений действительности, особенности СМИ (как канала, передающего своеобразные тексты). К «порождающим факторам» относятся, конечно, и личностные особенности журналиста. При этом именно ему надо решать множество творческих проблем (например, различия между информационной политикой СМИ и интересами аудитории могут поставить очень трудные задачи, но именно их решение - свидетельство о подготовленности и способностях журналиста).

Подводя итоги, можно сделать вывод:

предметом курса «Введение в теорию журналистики» является журналистика как система средств массовой информации, компоненты которой взаимосвязаны и функционируют на основе прямых и обратных связей.

Такое представление о журналистике как предмете изучения и преподавания носит абстрактный характер, так как журналистика в данном случае рассматривается как бы вне связи с социальными условиями и факторами ее функционирования в определенных конкретно-исторических условиях различных государств (с их политическим и экономическим устройством). Конечно, при рассмотрении конкретных проблем (например, правовых основ деятельности журналистики или социальной позиции журналиста) крайне важно показать особенности функционирования журналистики в разных исторических и социально-экономических условиях общественной жизни. Однако для общей характеристики журналистики следует отвлечься от конкретных форм ее функционирования «здесь и теперь», хотя, разумеется, в реальной жизни «журналистики вообще» нет и быть не может.

Журналистика - явление социальное и составляет важнейшую органическую часть социальной системы в целом. В этой связи особенно важно видеть внутренние связи всех социальных субъектов, задействованных в системе журналистики, с социальными институтами и группами.

Таким образом, понятие «журналистика» (и в этом отношении оно выгодно отличается от других синонимичных терминов типа «mass media») имеет очень широкое семантическое наполнение. И входящему в ее мир - мир науки и практической деятельности - надо изучить этот предмет во всем богатстве его сторон и проявлений. В их числе:

  • журналистика как особый социальный институт (лат. institutum - «учреждение», «установление»), система различных учреждений, действующих на основе установлений Конституции и других законодательных актов. Это - газетные, журнальные, книжные редакции, издательства, теле- и радиоорганизации, агентства, пресс-центры и т.д. (учредителями которых также выступают различные институты). Собственно журналистские институты не могут успешно выполнять свои функции без обслуживающих их учреждений (к ним относятся службы наземной и космической связи, организации, занимающиеся «доставкой» информации, полиграфические предприятия, кинофабрики и т.д.). Учебное и научное обеспечение журналистики осуществляется университетами и другими учебно-научными центрами;

  • журналистика как система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института. Это и деятельность по созданию газет, журналов, теле- и радиопрограмм, по организации функционирования агентств, информационных служб и других институтов журналистики, по разработке и реализации информационной политики; и организаторская работа - создание коллективов, налаживание массовых связей и отношений с другими социальными институтами, проведение научных исследований, участие в подготовке кадров и т.д.; наконец, это и творческая деятельность по сбору и обработке информации, созданию произведений для газет, журналов, бюллетеней информации, теле- и радиопрограмм;

  • журналистика как совокупность профессий, важных для обеспечения всех областей ее деятельности. Помимо основных профессий - авторской (корреспондентской), редакторской, организаторской, - в современной журналистике все более важное место занимают специалисты по менеджменту, маркетингу, рекламе, инженерному обеспечению (в частности, инженеры связи, видеоинженеры, программисты и операторы ЭВМ и т.д.), для успешной деятельности которых также требуются профессионально-журналистские знания;

  • журналистика как система произведений, для подготовки которых требуются работники разных профессий, обладающие специфическими знаниями, навыками, способностями. Под системой произведений следует понимать не только журналистские произведения, подготовленные авторами, а затем скомпонованные редакционными работниками в номера газет и журналов, в программы телевидения и радио, в бюллетени агентств. Важны также и разнообразные непубликуемые произведения журналистики (такие как концептуальные разработки, уставы редакций, программные сетки, сценарные и режиссерские планы), различные внутриредакционные материалы (планы работы, обзоры писем, сводки рекомендаций и т.д.), ответы на письма читателей, обращения в различные институты;

  • журналистика как комплекс каналов передачи массовой информации, использующих различные средства коммуникации (печать, радио, телевидение, Интернет, мобильную телефонию) и образующих разнообразные типы изданий и программ (общенациональные и местные, общие и специализированные по аудитории, тематике, характеру социальной позиции, направленности, творческому облику и т.д.). Эти каналы действуют в глобальном, национальном, региональном информационном пространстве.

Журналистикой часто называют и совокупность учебных дисциплин, и особую отрасль науки.

Предметом курса «Введение в теорию журналистики» являются наиболее общие закономерности функционирования журналистики как специфического социального института, деятельность в рамках которого требует особых профессиональных знаний и навыков по созданию системы различных произведений для широкой совокупности каналов массовой информации различной социально-творческой направленности, каждый из которых ориентирован на «свою» аудиторию.

В каждой социальной системе деятельность журналистики как функционирование взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов («учредитель», «журналист», «текст», «канал», «социальные институты», «массовая аудитория») определяется закономерностями, раскрытием и «описанием» которых занимается наука с помощью своего понятийного аппарата. Среди множества понятий, составляющих ткань научного знания, выделяются основные, узловые понятия, которые принято называть категориями. Через категории раскрывается суть предмета и содержания науки.

В науке о журналистике в качестве категорий выступают такие общие понятия, как «информация», «свобода», «функции», «принципы», «эффективность» и т.д. Эти и другие категории и раскрывающие, детализирующие их содержание более конкретные понятия («актуальность»! «интерес», «мотивы», «релевантность», «близость», «драматизм» и т.д.) нельзя рассматривать порознь, отдельно, вне связи и взаимосвязи их между собой, ограничиваясь указанием только на то, что каждое из них относится к полю знания о журналистике. Если принять во внимание, что журналистика как социальное явление целостна, внутренне едина, то следует признать, что и знание о ней также должно быть максимально целостным. Поэтому для понимания механизма функционирования журналистики как системно организованного объекта (см. схему функционирования) важно постичь совокупность категорий как целостную систему основных понятий науки о журналистике.

Для построения системы категорий прежде всего необходимо определить центральную категорию, вокруг которой группируются остальные, связанные с ней.

Роль центральной категории может сыграть лишь такое общее понятие, которое раскрывает специфичность, фундаментальную особенность изучаемого предмета - журналистики, а потому является характеристичным как для журналистики в целом, так и для всех сторон, шагов деятельности в ней. Будучи внешне простым, очевидным для «наблюдателя», в свернутом виде оно содержит в себе, как в зародыше, все богатство, разнообразие и сложность рассматриваемого явления.

Основным требованиям центральной категории отвечает понятие «массовая информация». Не случайно и наиболее употребительным синонимом к термину «журналистика» выступает словосочетание «средства массовой информации». Иногда к этому словосочетанию добавляют «... и пропаганды» - это свидетельствует лишь о том, что термин «информация», к сожалению, употребляется не только в научно-специальном значении, но и в традиционном узкожурналистском смысле (как обозначение кратких некомментированных сообщений об актуальных новостях и соответствующих жанров - заметки, отчета, интервью, репортажа, часто именуемых «информационными»).

Деятельность по сбору, обработке, компоновке, передаче информации составляет специфику журналистской деятельности во всех ее проявлениях, и этой деятельности подчинены все организационные, технические, творческие и другие структуры журналистики. При этом «информация» - это и самое простое, массовидное, общепонятное явление в журналистике (поскольку все подчинено созданию и трансляции «текстов» массовой информации). И вместе с тем это явление сложное, разностороннее, требующее глубокого проникновения в его сущность и поиска методов и средств организации эффективной деятельности. Высокая информативность журналистских произведений достигается не только увеличением количества сведений о фактах и комментариев, но зависит также от высокого качества работы с аудиторией. Ведь подлинной информацией оказывается то в «текстах», что «достигает» аудитории, формирует ее сознание и поведение.

Необходимо всегда помнить, что когда говорят об информационной природе журналистики, то имеют в виду не информацию вообще, а именно массовую информацию. Определение «массовая» несет в себе глубокий смысл и требует серьезного анализа. Оно указывает на то, что информация обращена к массе, т.е. к большой совокупности людей (народа, социального слоя или группы, жителей региона, работников отрасли, любителей определенных занятий и т.д.), оказывается доступной для нее, актуальной, интересной, отличается от специальной информации (научной, технической, профессиональной) прежде всего своей общесоциальной направленностью, ориентированностью на формирование гражданина - сознательной и активной личности данного общества. Другими словами, массовая информация обращена к массовому сознанию (как широкой общественности, а в пределе - «всем», так и к малой группе или даже отдельной личности в ее общественно-гражданском качестве). Готовя информацию, необходимо избегать легкого, поверхностного, тем более вульгарного, бездумно-развлекательного подхода, который неизбежно приводит к созданию худших образцов так называемой «массовой культуры». Выбор линии поведения по отношению к массовому сознанию зависит от социальной позиции журналиста, проявляющейся в информационной политике канала массовой информации. Именно ради реализации своей массово-информационной политики учредитель создает канал журналистики; журналист собирает, компонует и посредством текстов распространяет массовую информацию, обращая ее к массовой аудитории и социальным институтам.

«Массовая информация» (центральная категория) является основной отправной точкой для развертывания совокупности других общих понятий, как бы коренящихся в ней и позволяющих более глубоко раскрыть представление о журналистике как сфере массово-информационной деятельности. Исходя из центральной категории, все другие группируются вокруг нее через ряд цепочек, каждая из которых раскрывает определенную группу взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности. Таких цепочек можно выделить пять.

    Первая группа категорий раскрывает социальную роль журналистики, определяя, кому и зачем нужна массовая информация: МИ - функции - аудитория - функционирование - результативность.

    Вторая - дает представление о социальной направленности и методологических основах деятельности в журналистике: МИ - социальная позиция в журналистике - СМИ как социальный институт - СМИ как «четвертая власть» - социальные типы журналистики.

    Третья - описывает субъективную сторону функционирования журналистики: МИ- свобода журналистики - исторические типы журналистики - качества журналистов как профессионалов - журналистская деонтология (представления журналистов о профессиональном долге, реализуемые в журналистском праве, этических нормах, кодексах поведения и др.).

    Четвертая группа категорий обращена к используемым в журналистике средствам «доставки» массовой информации: МИ - средства коммуникации - каналы и типы изданий и программ - система и взаимодействие-распространение.

    Пятая - дает характеристику творческих форм массово-информационной деятельности: МИ - информационная политика - типы творчества - творческие формы - методологическая культура.

Наглядно представить систему категорий науки о журналистике можно с помощью приведенной ниже схемы (следует вместе с тем иметь в виду, что в оптимальном теоретическом представлении и основанном на нем реальном функционировании журналистики все категории связаны между собой не только через указанные «цепочки», но и «каждая» с «каждой»).

Таково обобщенное представление о системе категорий (основных понятий) науки о журналистике. При детальном рассмотрении каждое из этих понятий должно быть раскрыто теоретически и рассмотрено применительно к его бытию в конкретно-исторических условиях (например, определив понятие «свобода журналистики», следует проследить, как осмысливается и реализуется идея свободы в различных ситуациях общественной жизни).

Данная система категорий действительна для всех областей знаний о журналистике (теоретического, исторического, социологического). Многочисленные частные научные дисциплины (такие как теория творчества или история журналистского права и др.) обращаются не ко всей системе категорий, а к ограниченному кругу специфически значимых, хотя специалисты должны представлять место частного знания в общей системе науки.

Формирование знания в конкретных областях журналистики (телевизионной журналистике, газетном деле, рекламе и т.д.) в каждом случае требует специфического подхода к наполнению конкретным содержанием любой из категорий.

Система категорий, освоенная журналистами, позволяет не только понять сущность журналистики, но и получить общенаучные ориентиры практической деятельности для сознательного и эффективного решения творческих задач.

В соответствии с ролью и местом пропедевтического курса в системе обучения главная интегративная задача «Введения в теорию журналистики» заключается в том, чтобы прежде всего ввести в сферу научного знания о журналистике как области практической деятельности каждого работника средств массовой информации. Это задача многосоставная (об этом ниже) и очень трудная.

Эта трудность объясняется тем, что, во-первых, начинающий, как правило, имеет поверхностные представления о той области, закономерности которой ему предстоит постигнуть, а потому у него нет достаточной базы для освоения сложных проблем журналистской деятельности. Между тем без обращения к теоретически сложным и психологически трудным для освоения вопросам (таким, например, как свобода журналистской деятельности) обойтись нельзя. Ведь очень скоро студент-журналист войдет в жизнь редакций, а без владения (хотя бы «вводного») теоретическими основами практическая деятельность крайне затруднена и обречена на различные «шатания». Притом упрощенное, облегченное изложение материала может создать лишь иллюзию простоты, которая в действительности принесет вред и в теоретическом, и в практическом смысле. Поэтому вводить студентов в научное знание о журналистике необходимо без упрощений, но, разумеется, учитывая уровень их подготовленности. Таким образом, первая трудность состоит в необходимости изложения знаний в меру сложности самого предмета без упрощения, но максимально доступно.

Во-вторых, трудность поставленной задачи состоит также в том, что очень быстро, в течение полугодового курса, учащихся предстоит ввести во всю систему категориального знания о журналистике и таким образом заложить фундамент всего здания университетской подготовки журналистов. Ведь пропедевтический курс по своей сути есть как бы «забегание вперед» - только в этом случае можно дать сводный обзор всей системы необходимых знаний. Именно в этом роль пропедевтического курса и его значение в подготовке журналистов. Поэтому задолго до того, как, например, в курсе философии будут рассматриваться вопросы диалектики свободы и необходимости или теории познания, в курсе «Введение в теорию журналистики» необходимо обратиться к проблеме свободы журналистской деятельности или гносеологических основ правдивости и объективности журналистского произведения. Важно теоретически «упредить» и конкретные журналистские курсы, и практическую деятельность студентов, которая будет проходить уже во втором семестре. В том и другом случае надо быть вооруженным системой общетеоретических «вводящих» знаний, создающих фон овладения конкретными знаниями и выполнения практических заданий для редакций. Без этого фона повседневные практические акции (определение темы, сбор фактов, разработка концепции произведения и т.д.) будут лишены важнейших принципиальных ориентиров и обречены на случайность и неопределенность решений. Не зная, «зачем» журналист создает свои произведения (а это вопрос о функциях СМИ), можно увлечься чистым описательством увиденного автором, заинтересовавшего его, без понимания значения изложенного материала для аудитории и т.д. Не понимая, что такое истинная свобода творчества, можно творить произвол над материалом жизни. Без твердого знания, что же такое патриотизм, легко соскользнуть на путь националистического подхода в освещении той или иной проблемы. Овладевать системой «вводящих» общетеоретических знаний глубоко и творчески необходимо, чтобы избежать серьезных ошибок уже на первых шагах практической деятельности.

Таким образом, ввести - означает помочь студентам овладеть основами знаний, изложенных в возможно простых и доступных формах (но без упрощения), сжато, последовательно и системно, чтобы предстала целостная картина науки, ее структуры и понятийного аппарата. А в силу многозначности понятий, какими пользуются журналисты в своем профессиональном общении, возникает потребность ввести обучающихся также и в терминологические сложности журналистской науки. Например, такое понятие, как «информация», используется в журналистике по меньшей мере в четырех значениях, «пропаганда» - в пяти, «публицистика» - в трех и т.п. Такие факты должны не просто быть отмечены - важно понять причины и способы «включения» тех или иных значений терминов в научное знание, показать, как следует обращаться с ними в конкретных ситуациях (в научных спорах, выступлениях перед журналистами, в обращенных к массовой аудитории материалах и т.д.).

Вводя в научное знание о журналистике как целостной системе, курс тем не менее не дает равномерного изложения всего объема знаний. Не все проблемы рассматриваются в нем одинаково подробно. Наибольшее внимание уделено принципиальным вопросам журналистской науки, например: сущность массово-информационной деятельности и ее функций; свобода и ответственность журналиста; социальная позиция в журналистике; СМИ как социальный институт; эффективность и действенность выступлений. Вопросы же творческой работы, законы деятельности журналиста в различных средствах массовой информации, ориентированных на различные аудитории, лишь затронуты, поскольку проблемам методологии, методики и техники работы журналиста, его организационной деятельности в СМИ посвящены отдельные курсы.

Таким образом, данный курс оказывается вводящим в изучение всех других журналистских дисциплин, которые затем будут специально и детально разрабатывать проблемы, в нем лишь затронутые.

Вместе с тем курс вводит в изучение всех других дисциплин социально-экономического и историко-гуманитарного циклов, помогая определить их роль и значение для профессионального становления журналиста. Овладение этими дисциплинами имеет свою специфику. Журналисту не только важно быть всесторонне образованным человеком, - социально-экономические и историко-гуманитарные знания должны быть «работающими», т.е. используемыми в профессиональной деятельности. А этого можно достичь лишь тогда, когда уже на стадии изучения соответствующих дисциплин осознаются возможные пути использования знаний на практике. Вот почему в курсе содержатся указания на то, какие знания, которые еще только в будущем будут получены студентами, окажутся полезными в тех или иных областях журналистской деятельности и как именно их следует применять.

Данный курс имеет своей целью также введение в журналистскую практику. Связанный с этим круг задач предполагает необходимость в преподавании идти от жизни, опираясь на анализ конкретных явлений журналистики. При этом важно также увидеть и показать обратный процесс - «практические выходы» научных положений, конкретные пути использования знания в практике. Наконец, предстоит научиться исходить из научных положений при критическом анализе и оценке различных явлений журналистики. Поэтому в курсе обязательно обращение к конкретным фактам журналистики, а в ходе сопровождающих курс семинарских занятий - разбор опубликованных произведений в свете теоретических представлений, осваиваемых на каждом отрезке учебного процесса. Необходимо также рассматривать публикации о журналистике (обзоры печати, теле- и радиопередач в газетах и журналах, статьи в специализированных изданиях типа «Журналист») в связи с изучаемыми теоретическими идеями и подходами. Этому будут посвящены письменные работы студентов.

В целом же задачи курса носят теоретический характер - не случайно он называется «Введение в теорию журналистики». Именно благодаря тому, что в нем раскрываются закономерности творческой деятельности в журналистике, появляется возможность решать и все другие задачи, обозначенные выше. Входя в мир теории, надо быть готовым к тому, что некоторые привычные утверждения так называемого «здравого смысла» (например, о свободе как возможности делать «что хочешь») придется решительно отвергнуть.

Значит, уже с самого начала курс должен помогать перестраиваться на научно-теоретический тип мышления, требующий точной постановки вопросов, строгого употребления терминов, полноценной аргументации, системного подхода к изучаемым проблемам, умения разбираться в фактах жизни журналистики и при этом за внешними и порой обманчивыми очертаниями увидеть их истинный смысл. И очень важно научиться сомневаться - не для того, чтобы руководствоваться всеразъедающим нигилистическим скепсисом, а чтобы через сомнения и критику идти к максимально верным, убедительным и ясным теоретическим выводам, становящимся благодаря этой «работе души» личной позицией в журналистике.

Теоретическое знание о предмете может носить описательно-систематизирующий характер (для биологии, например, это классифицирующее знание К. Линнея), объясняющий (учение о происхождении видов Ч. Дарвина), наконец, практически ориентированный, «инженерный» характер, позволяющий решать задачи на оптимизацию (генная инженерия, например). В науке о журналистике важны знания всех трех типов, однако всегда следует стремиться к тому, чтобы теоретическое знание имело выход в практику, чтобы теория служила формированию профессиональных умений и навыков, поскольку развитая личность журналиста на равных интегрирует склонности (стремления, мотивы), способности (талант), с одной стороны, умения, навыки (опыт) - с другой, систему знаний (науку) - с третьей. Неразвитость, слабость, тем более лакуны в одной из этих сфер блокируют полноценную реализацию других. Обобщая, освещая, направляя эмпирический опыт, теория оказывается прочным фундаментом практической деятельности. Давно сказано: нет ничего более практичного, чем хорошая теория.

Теория - и в этом ее сущность - систематизированное знание об общих закономерностях. Однако журналистика, будучи структурным элементом общественной системы, на разных стадиях человеческой истории, при разных общественных системах, в разных социальных условиях в своих сущностных чертах неизбежно приобретает модифицированные формы функционирования. Теория формулирует как универсальные законы, действующие на всем протяжении истории человечества, так и законы, определяющие ее функционирование в определенных исторических условиях, на конкретных этапах общественного развития. Следовательно, крайне важно при обращении к теории журналистики видеть предмет изучения в его динамике, обладать историзмом подхода при теоретическом анализе функционирования журналистики. Это позволит избежать догматизации теории.

Следует учесть, что на теории журналистики, как на всякой науке об общественных явлениях, так или иначе сказываются социальные позиции ее «разработчиков», что приводит к далеко не одинаковым трактовкам закономерностей журналистики. Знакомясь с различными решениями теоретических проблем журналистики, необходимо стремиться к максимально объективному подходу и к освоению всего позитивного в различных концепциях, в том числе зарубежных.

Наконец, следует помнить, что профессиональная деятельность журналиста будет протекать в изданиях или программах разных идейно-политических направлений, что так или иначе связано с различиями в концептуальных представлениях о журналистике. Поэтому в процессе преподавания будут представлены различные точки зрения и взгляды на журналистику, а студентам предстоит трудная работа своего социального и идейного определения. Это формирование взгляда на журналистику и выбор позиции в журналистике взаимосвязаны и требуют большой внутренней работы. Процесс это длительный и сложный. И на первых порах важно внимательно знакомиться со средствами массовой информации разных ориентации, тщательно обдумывать различные позиции, их обоснованность, непротиворечивость и, главное, степень направленности на служение прогрессивно-гуманистическому развитию общества.

Так, курс «Введение в теорию журналистики» решает еще одну задачу, свойственную всем университетским курсам, - «учить учиться», а не осваивать готовые знания.

Поэтому задачей курса является также помощь студентам перейти от характерного для средней школы «заучивающего» типа работы над общеобразовательными (не специализирующими) учебными предметами к стилю активной, творческой и самостоятельной деятельности университетского типа по формированию и развитию своеобразной личности журналиста-профессионала. Это - органическая и притом определяющая сторона саморазвития будущего журналиста в ходе повседневных учебных занятий.

Овладение научными знаниями в сфере журналистики органически связано с формированием личности журналиста в совокупности общих и особенных черт его как профессионала.

Профессия (лат. professio - «официально указанное занятие», «специальность») - это возникший в условиях разделения труда особый род трудовой деятельности, требующий владения комплексом общих и специальных знаний и практических навыков, закрепленных в опыте. В рамках профессии выделяется целый ряд специальностей. При этом по мере развития форм массово-информационной деятельности количество специальностей и тем более специализаций в рамках единой журналистской профессии увеличивается. Но как бы далеко ни отстояли одна от другой специфические области труда репортера и ответственного секретаря, комментатора и режиссера, заведующего отделом писем и собственного корреспондента, сохраняется и, более того, становится все более значимой совокупность общепрофессиональных свойств, которые в особых проявлениях и своеобразных взаимодействиях составляют основу «структуры» личности каждого журналиста-профессионала.

Мир личности журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии. И эта совокупность профессиональных черт всегда привлекала к себе пристальное внимание. Не случайно уже на заре российской журналистики первую сводку черт личности и правил поведения журналиста сделал М. В. Ломоносов в знаменитом своем «рассуждении», известном как «Диссертация о должности журналиста». И в дальнейшем многие крупные журналисты писали о своеобразных чертах, особенностях труда, радостях и трудностях своей профессии. Не случайно один профессор консерватории на вопрос студентки: «Над чем работать дальше», ответил: «как над чем? - над личностью», имея в виду, что настоящий профессионал - это творчески своеобразная личность.

Если попытаться в сводном виде при строгом разграничении особых областей описать мир личности журналиста, то в качестве «ядра» личности как главные следует выделить мировоззренческие, социально-политические позиции, соседствующие и взаимодействующие со сферой профессиональных склонностей, реализовать которые можно при наличии определенного рода и уровня способностей. Успешную деятельность, проявляющуюся как реализация позиций, склонностей, способностей, обеспечивают совокупность личностных свойств, система освоенных знаний, полученные в практике навыки и опыт. «Внешний» слой, как бы скрепляющий весь мир личности журналиста, составляет область ответственности за профессионально-творческую самореализацию, за самосовершенствование и развитие личности, за самоотдачу в служении обществу. Схематически мир личности журналиста можно представить следующим образом:

Разумеется, между различными областями профессиональных качеств нет жестких границ. Более того, между ними существуют всесторонние взаимосвязи и зависимости. Ответственность, например, требует знаний в области права и этики, а опыт - осмысления с помощью теории. И как бы велики ни были склонности, реализоваться они могут, только будучи обеспеченными знанием и опытом (при этом в меру способностей и при ясной и твердо проводимой социальной позиции). Иначе говоря, журналист может «состояться» только при условии, если претендующий на эту роль человек обладает всеми названными качествами (хотя бы в минимальной степени). Ведь отсутствие или слабое развитие таких качеств, как, например, ответственность или способности, серьезно (а в крайнем случае и полностью) блокирует проявление других качеств, и журналист оказывается «несостоявшимся». Нельзя назвать журналистом человека, который не считает себя ответственным перед аудиторией за удовлетворение ее нужд, не считает себя обязанным «работать на нее», пренебрегает этическими и правовыми нормами. Недостатки усугубляются, если его знания, опыт и личностные свойства, вполне развитые для выполнения профессиональных обязанностей, «накладываются» на неразвитость социальной позиции или, более того, на политическую беспринципность.

Таким образом, в теории надо видеть единство этих качеств журналиста, а на практике - стремиться к максимально гармоничному их развитию. Недостаток развития тех или иных свойств и дисгармония между ними ведут к существенным нарушениям требований профессии в процессе формирования работников СМИ. Так, например, доктринеров формирует жестко заданная, негибкая (хотя, может быть, и широко развитая) социальная позиция, почвой для которой являются слабые творческие способности, недостаток интеллекта, отсутствие смелости (так необходимой для изменения взглядов в связи с переменами в закономерностях действительности), слепая вера в однажды усвоенные идеи. А позиция журналистов-приспособленцев характеризуется слишком легким отношением (а иногда и полным пренебрежением) к тому, что называется принципами, циничным отношением к идеалам и ценностям, желанием услужить очередному «хозяину» (при этом не всегда на первый план выступает материальный интерес). Парадокс заключается в том, что и догматик, и приспособленец при определенных обстоятельствах могут служить «добру, истине и справедливости». Но в любом случае в их произведениях будут ощущаться натянутость, искусственность, заданность, хотя при этом в них можно усмотреть ростки таланта, проблески ума, определенные способности, знания и т.д.

При общих профессиональных требованиях творческих индивидуальностей, в которых специфически проявляется вся совокупность необходимых качеств, может быть множество типов, в каждой отдельной творческой личности эта гармония нова и своеобразна. Но в любом случае какие-то отдельные черты и свойства проявляются ярче, чем другие. Так, одни больше опираются на рациональное, другие - на образное мышление; одни - на строгое доказательство, другие - на изложение деталей и подробностей; кто-то мобилизует свои преимущества в прогностической сфере, а кто-то - в исторических аналогиях и т.д. и т.п. И так специфически проявляется суть профессионала - служение человеку и обществу.

Эти индивидуальные различия (при более или менее сбалансированном проявлении всех качеств) не только неизбежны, но и необходимы для жизни редакционного коллектива как живого организма. Редакция тогда представляет собой подлинный коллектив, когда его отдельные члены как оркестранты ведут свои особые «партии» на своих различных «инструментах» и под руководством редактора-дирижера создают «симфонию» номера или выпуска. В таком коллективе позитивные и уникальные свойства каждого усиливаются, проявляются максимально активно, а недостатки и слабости купируются, восполняются деятельностью и индивидуальностью коллег.

Таким образом, каждый журналист должен стремиться видеть себя в коллективе (а не в «совокупности» нанятого «работодателем» персонала сотрудников) и, формируясь при этом как «профессионал вообще», особое внимание обращать на развитие своих индивидуальных, уникальных возможностей и качеств. Так, например, каждый журналист должен уметь работать оперативно, но при этом один может и хочет работать «с колес», максимально быстро готовить материалы «в номер», другой предпочитает основательную работу над крупными, развернутыми материалами и потому выступает реже. Даже журналисты-одиночки, работающие вне коллективов («независимые», «фрилансеры» - от англ. free lance - «нештатный журналист», буквально «вольный», «свободный стрелок»), так или иначе соотносят свои возможности с характером и нуждами определенных редакций СМИ.

Мир личности целостен, связи между его составляющими неразрывны, поэтому трудно отдельно характеризовать каждую из них. Этот факт надо учитывать при неизбежности «поэлементного» изложения.

Склонности являются как бы «запускающим механизмом» при формировании журналиста. Будучи характеристикой стремления быть журналистом, внутренней расположенности к этой сфере деятельности, они обладают определенной силой и мотивацией. Сила склонности может быть расположена в диапазоне от поверхностного, обусловленного какими-то внешними причинами желания оказаться «внутри» мира журналистики, до страстного стремления, заставляющего преодолевать все возникающие на пути к овладению профессией препятствия, притом не только внешние, но и внутренние, вплоть до восполнения «недоданного» природой. Конечно, хорошо, если склонности «подтверждены» и способностями, и соответствующими личностными качествами, но и при нехватке природных задатков склонность может максимально купировать эти недостатки работой над собой. При этом чрезвычайно важную роль играют мотивации, внутренние «объяснения» склонностей. Тут тоже широк диапазон и велико разнообразие.

Условно можно выделить две группы мотивов - «для себя» и «для общества». Первая проявляется в стремлении реализовать свои творческие способности, найти способ самореализации (в увлечении «дальними странствиями», в пополнении знаний о жизни, ведении расследований явлений действительности, в попытке самоутверждения и т.д.). Ни один из этих мотивов (даже стремление к материальному благополучию) не должен вызывать негативного отношения. Но только в прямой связи с мотивами «для общества» они приобретают реальный смысл в мире профессионалов. Мотивы служения обществу в этой трудной, а порой и опасной (хотя и окутанной часто романтическим флером) профессии для настоящего журналиста являются доминирующими. Отсюда - прямая связь между мотивами и объективной ролью журналистики в обществе и способами ее реализации.

Стремление к максимально эффективной работе в массово-информационной сфере, желание принести реальную пользу на избранном поле деятельности, забота о реализации представляемой журналистом социальной позиции, соединение познавательных усилий с практическим вмешательством в реальную жизнь, нацеленность на решение социальных проблем, как бы остры и «неподъемны» они ни были, и т.д. - вот где лежит основная сфера мотиваций журналиста. При этом в рамках доминирующих мотивов «для общества» субординация конкретных стремлений (желание быть прежде всего либо «ловцом новостей», либо «разгребателем грязи», либо борцом за реализацию конкретно-практических организационных результатов и т.д.) может быть разной в зависимости от индивидуальных особенностей журналиста и, конечно, от нужд редакций. Последняя причина иногда заставляет «наступать на горло собственной песне» - ведь журналисту надо вести свою «партию» в рамках деятельности «оркестра» редакции.

Способности - это особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления выбранной деятельности. Они проявляются в степени быстроты, глубины и прочности овладения необходимыми умениями, характерными для конкретной деятельности, на основе освоения знаний и осмысления опыта (своего и чужого). Особенно благоприятна ситуация, когда векторы склонностей и способностей однонаправленны. В этом случае они как бы помогают друг другу в саморегуляции, в развитии тех качеств личности, которые наиболее значимы для максимального осуществления ее возможностей.

Способности бывают разного «ранга». Для большинства людей нормой являются средние способности. Если же они помогают созданию таких «продуктов» деятельности, которые решают трудные задачи, отличаются новизной, оригинальностью, совершенством и эффективностью, такие способности называют талантом. Способности не только поддаются развитию, но и требуют совершенствования и шлифовки. Не случайно говорят, что у талантливого человека 5% данных от бога, а 95% - от неустанной работы над собой. Важно, чтобы способности получили полное развитие и практическое применение.

Использование склонностей и способностей, их характер и направленность органически связаны с третьей составляющей «ядра» личности профессионала - его социально-мировоззренческой, общественно-политической позицией, системой установок и ориентаций. Это своего рода «стержень» личности, «направляющая» при реализации его склонностей и способностей. Именно социально-мировоззренческая позиция определяет содержательный смысл деятельности, характер понимания журналистом действительности, его представление о «желаемом будущем», путях движения к нему и средствах достижения идеала. Журналист прежде всего должен «занять позицию» - выработать (и постоянно в процессе жизни «подрабатывать» или «перерабатывать») системы как ближних, так и перспективных ориентиров.

Позиция эта может быть самой разной как в мировоззренческих компонентах (материалистическая и идеалистическая, субъективистская и объективистская, марксистская и либеральная, атеистическая и религиозная, экзистенциалистская и позитивистская и т.д.), так и в социально-политических составляющих, диапазон которых от «ультраправых» до «ультралевых». Разумеется, ответственность журналиста за выбор высока - ведь ни ему, если он стремится действительно способствовать социальному прогрессу, ни журналистским коллективам, ни аудитории не безразлично, каких взглядов он придерживается, на какие цели направлены его склонности и способности. Основным же вектором развития социальной позиции в демократическом обществе являются гуманистические устремления.

Социально-мировоззренческая устойчивость проявляется как принципиальность журналиста, реализуемая открыто или латентно, «в подтексте». При этом принципиальность вовсе не равнозначна приверженности догмам и вместе с тем исключает бесхребетное приспособленчество. Принципиальность требует гибкости, обязывает учитывать реалии жизни, особенности ситуации, требует толерантности (терпимости) по отношению к коллегам-оппонентам и умения вносить изменения в свою позицию по мере изменений, происходящих в действительности.

Таким образом, выработка твердой позиции требует неустанной работы над собой: «ядро» личности профессионала вовсе не состоит из раз и навсегда сложившихся черт.

Это ядро личности «окружает» совокупность профессионально важных качеств, и журналисту важно ясно осознавать их характер и работать над их развитием.

Интеллектуальные качества занимают, пожалуй, ведущее место среди других его качеств, хотя и не менее важных. Интеллект (лат. Intellectus - «понимание», «рассудок», «разум») - система мыслительных способностей человека, уровень его умственного развития. Не случайно один крупный публицист сказал: «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает». Конечно, и писать надо «хорошо», но поскольку главное для журналиста - разбираться в явлениях жизни, ум, ясность мысли, способность к рациональному постижению действительности оказываются ключевыми в его личностных качествах. Конечно, для интеллекта важно накопление знаний. Но главное - интеллектуальная активность, сообразительность, смелость мысли, умение оперировать знаниями, «прикладывать» их к жизни, чтобы верно, понимать и оценивать ее явления, вырабатывать представление о «необходимом» и «желаемом будущем», определять пути движения к нему. При этом для журналиста важно умение искать и находить нужные сведения, определять их «приложимость» к рассматриваемым явлениям, проводить «интеллектуальные операции» с учетом особенностей иных существующих подходов, целостно, быстро.

Журналист должен быть осмотрительным в суждениях, открытым для поправок и дополнений, уметь выдвигать и обсуждать спорные вопросы и оценки, сохраняя при этом самокритичность и имея смелость отказаться от не выдержавших проверки идей. Он должен также владеть логикой, научным подходом, приемами эвристики. И все это - в условиях постоянного дефицита времени, толкающего к поспешности.

Для журналиста необходимо развивать также черты эмоционально-образного мышления и видения явлений действительности. Ведь для того, чтобы передать картину событий и запечатлеть облик персонажей текущей истории, важно замечать и фиксировать характерные детали и подробности. Интеллектуальный потенциал изложения необходимо дополнять красочностью, «живостью», приемами художественной образности, эмоциональной реакции на окружающее. Для этого важно постижение законов художественного творчества (эпического, драматического, лирического), усвоение накопленного опыта искусства, вообще художественной мысли.

Успех журналиста во многом зависит от особенностей психологического и волевого склада его личности. Характерной чертой журналиста является «любопытство», обращенность психики вовне (журналист - экстраверт в сочетании с качествами интраверта), стремление расследовать события и факты. Желание докопаться до истины требует мужества - как мужества мысли, так и отсутствия боязни возможных преследований, угроз, опасностей в ходе поиска и после публикации информации.

Наряду с мужеством профессия журналиста требует (и в этом нет противоречия) наличия таких черт, как доброта, отзывчивость, чуткость, низкий «болевой порог», умение сочувствовать и встать на место своего собеседника, героя и антигероя, памятуя, что «чистые» злодеи и ангелы встречаются крайне редко, если бывают вообще. Холодное равнодушие, безразличие, высокомерие, пренебрежительное отношение к людям, конечно, несовместимы с журналистской профессией. Очень важны общительность, стремление понять даже противника, быстрота реакции, умение сосредоточиться, работать в трудных условиях, собранность, находчивость, мобильность. И вместе с тем - психологическая устойчивость в ходе «информационных столкновений» в полемике, дискуссиях, часто конфликтных и острых. Причем толерантность в ходе выяснения истины не исключает нетерпимости к извращению истины, решительности в отстаивании своей позиции. Говоря другими словами, профессия журналиста обязывает оттачивать, мобилизовывать и развивать качества бойца - одновременно решительного и доброжелательного, терпимого и настойчивого.

Безусловно, журналист должен обладать и определенными физическими данными, выносливостью, работоспособностью, особенно необходимыми в экстремальных условиях, готовностью переносить лишения («трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете») и т.д.

Однако идеальный по «набору» и «интенсивности» спектр качеств встречается редко. Поэтому ощущение своих недостатков журналистом в результате постоянного самоанализа - отправная точка как для саморазвития, так и для поиска в редакционной жизни такой «ниши», в которой наиболее полно проявились бы его наличные возможности и купировались бы слабые качества. И тут очень значимы подбор и уровень подготовки (профессионализма) работников СМИ, характер их взаимоотношений в редакции, мера коллективизма в сознании и поведении как сотрудников, так и руководства.

Система знаний, необходимых в профессиональной деятельности журналиста, с трудом поддается описанию, тем более составлению каких-либо перечней. Принципиально же важно выделить три области в «знаньевой» структуре личности журналиста.

Во-первых, это такая «обширность познаний» в самых разных областях, которая обычно называется энциклопедизмом. Высокая общая культура журналиста - это требование, предъявляемое специалисту профессией, а не просто свидетельство его интеллигентности. Конечно, требование профессии - прежде всего. В любой жизненной ситуации журналист должен разбираться как в целостном, и потому обладающем многими гранями явлении, а следовательно, и система знаний должна быть такой, чтобы можно было понять каждую из них в отдельности и в системных связях и зависимостях. Поэтому журналист (как и политик) обязан владеть «универсальным ключом» в познании жизни, а это достижимо лишь при энциклопедической образованности. Хотя время подлинных энциклопедистов прошло, стремиться к всесторонности познаний - норма для журналиста.

Во-вторых, это область профессионально-журналистского знания. Конечно, обладающий определенными склонностями и способностями человек может овладеть премудростями профессии в повседневной редакционной практике и в процессе самообразования. Но в современных условиях возрастает «наукоемкость» журналистики вследствие трудности задач, решаемых журналистикой, в силу сложности самого журналистского труда, а потому повышаются требования даже к начинающим журналистам. А это неизбежно ведет к необходимости обязательной специализированной подготовки, подготовки системной, включающей знания по теории, истории, социологии журналистики. Только серьезная профессиональная подготовка способна противостоять поверхностности, к которой толкают условия работы в журналистике, и односторонности, когда в журналистику приходят люди с нежурналистским образованием. Самой жизнью вызвана необходимость в расширении базового университетского, а также послеуниверситетского образования, различных форм повышения квалификации и т.д. При этом в журналистике работает все больше специалистов, получивших ученую степень, - кандидатов и докторов наук.

В-третьих, это сфера специальных знаний, связанных с той «узкой» областью жизни, которой непосредственно занимается журналист. Следует учитывать, что область компетенции журналиста в его «узкой» сфере требует специальной подготовки. Но, с одной стороны, более широкой, чем, например, у промышленного менеджера или экономиста-международника, - надо быть «знатоком» менеджмента или экономики в широком смысле; с другой - управленческие, инженерные или экономические проблемы журналист рассматривает под социально-политическим углом зрения, поэтому нужны и соответствующие акценты в специальной подготовке.

«Знаньевый» мир журналиста, как бы широк и объемен он ни был, все же в конкретных ситуациях часто оказывается недостаточным для успешной деятельности. Причин здесь несколько. Во-первых, накопленные человечеством знания огромны, и одному человеку не под силу овладеть ими в большом объеме; во-вторых, в каждом конкретном случае все равно необходим «добор» сведений. Поэтому крайне важно уметь постоянно пополнять знания, уметь учиться. Только в этом случае мир знаний журналиста окажется уникальным. И если этой уникальности соответствуют своеобразные личностные черты и свойства, особенности склонностей и способностей при специфической социально-мировоззренческой позиции, то складывается неповторимая творческая личность.

Все знания и качества журналиста в конце концов закрепляются в опыте практической деятельности, служат ей и проверяются на «работоспособность» в ходе профессиональной деятельности. Поэтому в системе журналистских навыков все составляющие мир журналиста профессиональные качества находят как бы интегральное выражение. Опыту нельзя научиться - можно учиться на опыте: своем и чужом, в процессе практической деятельности и через опыт, осмысленный и снятый в научном знании: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни...» (Пушкин) - эту глубоко верную мысль стоит помнить постоянно.

Наконец, все свойства журналиста как профессионала (склонности, способности, позиция; личные черты и возможности, необходимые качества; знания; опыт) полнее всего проявляются в условиях свободы, сопряженной с ответственностью. Чем большей свободой действий располагает журналистика, редакционные коллективы, отдельные журналисты, тем выше их мера ответственности за характер и последствия использования свободы. Не случайна закономерность: чем больше свободы, тем больше возможностей влиять на жизнь общества, а это неизбежно порождает вопрос (общества по отношению к журналистике и отдельным СМИ, редакции - к журналистам, журналистов - к самим себе): правильно ли, в нужном ли направлении она использована? Этим вопросом стоит постоянно задаваться и опытным журналистам, а вступающим в сферу журналистской деятельности - тем более. Но верный ответ на него можно получить, если для поиска есть прочная теоретическая база.

© Центр дистанционного образования МГУП