Московский государственный университет печати

Е.П. Прохоров


         

Введение в теорию журналистики

Учебник


Е.П. Прохоров
Введение в теорию журналистики
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Глава 1. Предмет, структура и задачи курса

1.1.

Журналистика как предмет изучения

1.2.

Структура основных понятий курса

1.3.

Задачи курса

1.4.

Формирование личности журналиста

2.

Глава 2. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

2.1.

Пражурналистские явления. Возникновение журналистики

2.2.

Массово-информационная природа СМИ

2.3.

Журналистика как фактор социального управления

3.

Глава 3. Функции журналистики

3.1.

Понятие функции применительно к журналистике. Общая характеристика функций журналистики

3.2.

Идеологические функции

3.3.

Культуроформирующие, рекламно-справочные, рекреативные функции

3.4.

Непосредственно-организаторские функции

3.5.

Функции журналистики: система и взаимодействие

4.

Глава 4. Социальная позиция журналиста

4.1.

Формирование социальной позиции

4.2.

Социальная позиция и принципы журналистской деятельности

4.3.

Система принципов журналистики

4.4.

Проблема принципиальности журналиста

4.5.

Политическая культура журналиста. Политический анализ

5.

Глава 5. Свобода печати и журналистской деятельности

5.1.

Социально-творческие факторы свободы СМИ (свобода - необходимость - ответственность)

5.2.

Юридическая сторона свободы журналистики

5.3.

Экономические условия и факторы свободы СМИ

5.4.

Исторические типы журналистики. СМИ в переходный период развития общества

6.

Глава 6. Журналистика в системе социальных институтов

6.1.

Журналистика как «четвертая власть»

6.2.

Информационный порядок в демократическом, гуманистически ориентированном обществе

6.3.

Социальные типы демократической журналистики

6.4.

Государственная политика в области СМИ

6.5.

Обеспечение информационной безопасности в сфере СМИ

7.

Глава 7. Журналистика в информационном пространстве

7.1.

Массово-коммуникационные средства журналистики

7.2.

Инфраструктура средств массовой информации

7.3.

Структурные компоненты системы средств массовой информации

7.4.

Взаимодействие средств массовой информации

8.

Глава 8. Журналистика как область творческой деятельности

8.1.

Виды журналистской деятельности и формирование информационной политики

8.2.

Формы реализации информационной политики

8.3.

Типы и методологические основы творчества

9.

Глава 9. Действенность и эффективность журналистики

9.1.

Результативность журналистики и ее формы

9.2.

Действенность журналистики и пути ее повышения

9.3.

Проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией

9.4.

Творческие факторы эффективности

10.

Глава 10. Журналистская деонтология

10.1.

Гражданская ответственность журналиста

10.2.

Журналистская этика

10.3.

Правовое положение журналиста

10.4.

Авторское право в журналистике

10.5.

Профессиональные организации журналистов

В процессе изложения концептуальных представлений о центральной категории науки о журналистике - «массовой информации» - уже приходилось кратко обращаться к функциям массовой информации, в самом общем виде говорить о ее целях, задачах, роли в жизни общества.

Социальная ориентация, управление сознанием и поведением адресата массовой информации, формирование адекватной картины действительности, а также представлений о «желаемом будущем» и путях его достижения, определение жизненных позиций граждан, выработка отношения к различным явлениям жизни и т.д. - все это функциональные задачи журналистики на современном этапе. И это естественно: от информационной природы журналистики прямой путь именно к вопросу о функциях журналистики, так как именно через функциональную направленность характеризуется место и роль в жизни любого предмета, явления или вида деятельности. Невозможно описать значение даже такого простого предмета, как стол, не говоря уже о таком явлении, как обучение, или о таком виде деятельности, как журналистика, если неясно, зачем они существуют, чему служат. Предметы могут выполнять различные роли. Стол, например, выполняет роли, на которые могут указывать такие определения, как «письменный», «обеденный», «кухонный», «туалетный» и др., в некоторых ситуациях он может быть просто украшением помещения, материалом для баррикад, топливом и т.д. Журналистике также свойственна полифункциональность. Для нас важно выделить ее сущностные социальные роли.

Функции (лат. functio - «обязанность», «назначение», «характер деятельности», «исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе. И поскольку любая деятельность человека всегда целенаправленна, а для достижения целей нужны соответствующие средства, журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

Итак, цель - это предвидение желаемого результата, добиться которого можно с помощью релевантных средств, эффективно используемых в процессе функционирования. Поскольку целеполагающая деятельность определяется желаемым результатом, приступая к реализации цели прежде всего необходимо иметь представление об этом желаемом результате. Каковы же цели и предвидимые результаты журналистской деятельности?

Вступить на стезю журналистики можно, например, из желания вложить свой капитал и получать прибыль, из стремления к повседневному заработку или реализации творческих потенций, из намерения приобрести престижную работу или стать влиятельным человеком... Подобных целей может быть множество, и ни одна из них не несет в себе ничего предосудительного. Но все это как бы побочные цели, имеющие смысл только в том случае, если реализуются глубинные, сущностные цели.

В рыночной экономике каждое СМИ, как и всякое выходящее на рынок предприятие, так или иначе реализует экономическую функцию (получения прибыли или безубыточного функционирования на информационном рынке и т.д.). Однако экономическая функция - это функция СМИ как «коммерческого», а не «информационного» предприятия при всей их взаимозависимости.

Область сущностных целей лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов. Если журналистика «не дойдет» до своих адресатов, она не сможет реализовать и никаких других побочных целей, выполнение которых связано с достижением первичных. Потому так значимы ответы на сущностные вопросы журналистской деятельности: «кому?» и «зачем?».

Если ответ на вопрос «кому?» выводится из представлений о журналистике как функционирующей системе, где потоки информации фокусируются на массовой аудитории и социальных институтах, то получение ответа на вопрос «зачем?» требует большего развертывания.

Учитывая социальное предназначение журналистики как системы задач по адекватному информационному обеспечению жизнедеятельности массовой аудитории и социальных институтов в соответствии с их информационными потребностями, необходимо подробно рассмотреть все «пространство функций» во всем их разнообразии и взаимодействии. Только в этом случае журналист получит возможность ясно осознать роль журналистики в обществе, определить свое место в деятельности СМИ, совершенствоваться в избранной сфере деятельности. И только после выработки представлений о системе «первичных» функций и формирования знаний и умений для их выполнения можно решать важные для каждого журналиста проблемы «вторичных» функций, связанных с реализацией личностно важных задач.

Это «пространство функций» очень широкое и продолжает расширяться, что связано с повышением роли информации в жизни общества, вступающего в «информационную эру», и быстрым ростом значения массовой информации.

По мнению специалистов, изучающих журналистику, роли ее как вида человеческой деятельности разнообразны. Говорят о роли журналистики в познании окружающего, выработке ценностных ориентации, социализации личности, просвещении и воспитании, распространении культуры. Отмечают ее регулятивное и контрольное участие в управлении общественными процессами, в социальной защите людей и снабжении каждого утилитарными сведениями. Указывают на гедонистическое значение журналистики, участие ее в психической регуляции, компенсаторной, тонизирующей деятельности (развлечение, разрядка, снятие напряжения) и т.д. и т.п.

В этом перечне функций реально отражены выполняемые журналистикой задачи. Но при этом очевидна некоторая бессистемность перечисления. Это связано с недостаточной проработкой вопроса о том, что же нужно «контрагентам» массовой информации - массовой аудитории и социальным институтам как «потребителям» массовой информации.

Предварительным и обязательным условием информационного взаимодействия в сфере журналистики является установление контакта с «контрагентом», т.е. налаживание связи с массовой аудиторией и социальными институтами. Общеизвестно, что исходной функцией журналистики является коммуникативная функция (лат. communicatio - «путь сообщения», «форма связи») - функция общения, налаживания контакта. Не случайно журналистику часто называют «средством массовой коммуникации», или mass media. Кажущаяся чисто «технической», коммуникативная функция, однако, эффективно реализуется лишь при ясном содержательном наполнении. Оно заключается в том, что не только устанавливается контакт Ж<?xml version="1.0"?>
МА и (или) Ж<?xml version="1.0"?>
СИ, но и происходит первичное знакомство МА и СИ с Ж как носителем информации.

Затем, после установления контакта, происходит знакомство «потребителей» информации с тем миром действительности, который находится в поле зрения СМИ, занимающим определенную позицию и стремящимся проводить устраивающую (или не устраивающую) «потребителя» информационную политику. При позитивном результате устанавливаются прочные связи Ж<?xml version="1.0"?>
МА иЖ<?xml version="1.0"?>
СИ обоюдоважного и обоюдозначимого характера. И журналистика, чутко реагируя на состояние, запросы и потребности своего «контрагента», должна постоянна корректировать характер этих связей с миром - усиливая и расширяя; или, наоборот, сужая и ослабляя их. Поэтому в хорошо отлаженной системе журналистики каждое издание и программа имеют свое лицо - отличаются характером своей «модели мира», удовлетворяя потребности своих «контрагентов» в информации. Прочный контакт с Ж установится тогда, когда МА окажет доверие органу журналистики, признает era «своим», а СИ ощутят его авторитет, обнаружат силу влияния, обеспечиваемую поддержкой аудитории и действием закона. Доверие и авторитет - это тот приобретенный Ж «капитал», который затем «конвертируется» в действенность и эффективность его деятельности.

Второй - и объективно наиболее важный - «слой» функций СМИ определяется ролью журналистики в выполнении жизненно важных потребностей ее «контрагентов» - СИ и МА.

Для взаимоотношений с СИ - это выдвижение суждений и оценок, вырабатываемых данным органом журналистики относительно характера и уровня выполнения СИ и его должностными лицами их обязанностей перед обществом. В этом проявляется контрольная и связанная с нею регулятивная деятельность СМИ по отношению к СИ. Здесь наиболее наглядно видна роль журналистики как «четвертой власти» в обществе. И хотя ее «властные полномочия» (то есть необходимость знать* и учитывать выводы, рекомендации и предложения) пока еще недостаточно обеспечены законодательством, а публикации не обязательны для рассмотрения в СИ, тем не менее в зависимости от общественной влиятельности конкретного издания или программы соответствующие материалы оказывают воздействие той или иной направленности и силы на деятельность СИ. Публикации высокоавторитетных СМИ способны оказывать мощное влияние на СИ, добиваться коренных перемен в их деятельности и серьезных перемещений (вплоть до отставки) должностных лиц. В целом эту группу функций журналистики можно назвать непосредственно-организаторской.

Для взаимоотношений с МА первостепенное значение имеет информационное обслуживание массового сознания и прежде всего общественного мнения. А диапазон взаимоотношений простирается от простого сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов, что достигается характером и мерой информированности аудитории. Эта группа функций может быть названа социально ориентирующей, или идеологической.

Рядом и в прямой связи с идеологическими функциями «располагаются» культуроформирующие функции СМИ. Притом если такие задачи, как формирование политической культуры, экономическое образование, этическое и эстетическое воспитание и т.п., непосредственно связаны с идеологической деятельностью СМИ и едва ли не являются ее частью. А формирование культуры поведения (в том числе и этикета), пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга и т.д. связаны с идеологической деятельностью, но значительно слабее.

Как бы на периферии системы функций находятся и такие области деятельности, как рекламно-справочная - удовлетворение утилитарных запросов (покупки, ремонт и т.д.), а также и информационное обеспечение мира увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.).

Наконец, следует назвать такую «всепроникающую» функцию журналистики, как рекреативная (развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия). Эта функция «всепроникающая», так как эффективного выполнения всех других функций можно добиться только в том случае, если реализующие их материалы читаются, смотрятся, слушаются «с удовольствием», приносят интеллектуальное наслаждение, радость познания нового, интересного и т.д. Но есть и такие материалы в СМИ, которые выполняют исключительно эту функцию. Обычно их называют «развлекательными» (хотя в некоторых кроссвордах или эстрадных номерах не исключена вероятность и значимого заряда идеологического характера). Системно функции СМИ можно представить так:

Последовательность выполнения информационной политики издания и программы предполагает органическое единство в соотношении и способах реализации всех функций, требует их взаимодействия (в рамках издания или программы, в деятельности каждого журналиста) на основе единой позиции. Иначе газета, журнал, радио- или телеканал выглядят сборником разнообразных текстов, мало или никак не связанных между собой.

Социальное предназначение журналистики как ее объективная, независимая от позиций СМИ и взглядов журналистов, роль СМИ в обществе основывается на потребностях СИ и МА в максимально полной информированности. Однако в журналистике действуют люди со своими взглядами - прогрессивными, консервативными или реакционными - и потому стремятся повлиять на аудиторию в соответствии со своими представлениями о нуждах аудитории. Поэтому в обществе, где признан и реализуется идейный плюрализм, где существует возможность придерживаться различных взглядов и выражать различные мнения, фактом являются различные трактовки конкретного содержания и форм реализации функций журналистики. Эти трактовки связаны с присущими каждому участнику массово-информационных процессов своеобразными представлениями о путях исторического развития и, соответственно, информационных потребностях аудитории (МА и СИ).

Таким образом, всем СМИ свойственны единые функции - обязанность выполнить объективное предназначение журналистики, но реально они выполняются своеобразно по содержанию в зависимости от социальной позиции СМИ и их журналистов.

Мера и характер информированности (дезинформированности) зависят прежде всего от того, как журналисты в связи со своей социальной позицией (см. гл. IV) понимают и реализуют идеологическую функцию СМИ. А от этого зависит и выполнение по содержанию всех остальных функций журналистики.

С тех пор как в начале XIX века в употребление был введен термин «идеология», вокруг самого термина и скрывающегося за ним явления идет непрерывная полемика, часто с переосмыслением его сути. Термин «идеология» (греч. idea - «мысль, понятие» + logos - «слово, учение») обозначает учение об идеях (взглядах), а также систему взглядов (идей). А потому сам термин «идеология», по сути дела, не несет ни положительных, ни негативных коннотаций. Но надо учесть, что со временем понятие «идея» постепенно частично переосмыслялось и стало в конце концов обозначать, с одной стороны, знание о каком-то предмете или явлении (по семантической структуре информации d + v), соединенное, с другой, со стремлением к действию (то есть включает п + р). Ведь не случайно восклицание «есть идея!» говорит о том, что говорящий не только знает, но и хочет. И характеризуя кого-то «это идейный человек», подразумевают его настроенность на реализацию своих представлений о жизни.

Идеология - это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований, общественных объединений, различных социальных субъектов по поддержанию status quo или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии.

Понятно, что в условиях существования множества социальных групп с их особым положением в обществе, особенностями их потребностей, интересов и стремлений, возникает множество идейных течений, формируются различные идеологии. И между носителями различных идеологий возникает борьба за влияние на массы. При этом идеологии в целом или включенные в них те или иные идеи могут быть как верными, так и неверными (или же частично верными и частично неверными). Кроме того, в соответствии с интересами людей верные идеи могут считаться неверными и наоборот.

Возникает и борьба вокруг самого термина «идеология», относительно места идеологии в жизни, ее отношений с наукой и т.д. Надо помнить и то, что сначала термин «идеология» при его введении в оборот в начале XIX века использовался для характеристики не связанных с реальностью и часто ложных взглядов. В наше время о термине и его содержании много спорят, порой отрицая и саму необходимость идеологии. По мнению некоторых людей, идеология вообще «не нужна» и необходимо заменить ее «здравым смыслом» и «объективной наукой». Но «покончить» с идеологией все же не удается, более того, в наше время ощущается все более острая нужда в ясных идеологических ориентирах для общества в целом, а также отдельных групп и людей.

Вот почему так часто говорят: о деидеологизации (если очевидно, что та или иная идеология ложна в основе - фашистская, например, а также в том случае, когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применяться); о реидеологизации (когда деидеологизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется «вернуть» идеологический подход в другой, измененной и улучшенной форме); о переидеологизации (в случае отхода от одних идеологических позиций и перехода на другие).

Идеология может быть научной или ненаучной, религиозной или светской, реакционной или прогрессивной, строго разработанной или фрагментарной и т.д. Но в любом случае ядром ее остается отношение к действительности с точки зрения тех или иных социальных групп (классовых, национальных, региональных и др.) и выражающих их интересы политических партий, союзов, фронтов, ассоциаций. При этом в структуре идеологических представлений о мире свое место занимают все формы осознания действительности: и дескриптивные, и прескриптивные, и валюативные, и нормативные. Чем выше степень адекватности этих представлений (т.е. чем точнее наше знание реалий современности, чем справедливее ее оценки и вернее предвидение будущего), тем более общечеловеческий характер носит эта идеологическая система, тем успешнее отражает нужды общественного прогресса, и наоборот.

Идеологические представления (политические, экономические, правовые, этические, эстетические, философские, религиозные или атеистические) играют роль «путеводителя» для их носителей по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке окружающего. А, следовательно, формируют и отношение к различным явлениям жизни, стремления и поведенческие реакции. В частности, от того, как понимается такая ценность, как «справедливость», зависит реакция человека на политические и экономические программы (и характер деятельности) тех или иных общественных сил. Согласие с этими программами всегда вызывает сплочение в рядах общества, поддержку определенных общественных сил, а неприятие их - противодействие в сознании и поведении «несогласных». Идеологические различия, за которыми стоят различия в интересах людей, порождают острые идейные споры, столкновение взглядов, а при невозможности решить разногласия мирным путем - политическую борьбу, приводящую в определенных условиях и к вооруженным конфликтам.

Столь важная роль идеологических представлений в массовом сознании издавна заставляла вмешиваться в стихийный процесс их формирования. И возникновение пражурналистских явлений, и самой журналистики в решающей мере определяется общественной потребностью в создании «информационного поля» для идеологической деятельности. При этом по мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль и расширялась область деятельности журналистики в сфере идеологии.

Журналистика разных социальных ориентации стремится идеологическими средствами создать и укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания и самосознания. Сознание как «внутренняя модель» внешнего мира представляет собой совокупность представлений об окружающем мире во всем богатстве его проявлений - от единичных фактов до глобальных законов, от суждений об отдельном человеке до понимания сущности человека и судеб человечества. Самосознание - это прежде всего осознание себя, своего места в мире и системе отношений, понимание цели и смысла своей жизни, своих интересов, целей и путей их достижения. Сознательность как осознание мира и своей роли в нем, своих нужд, интересов и целей, своего места в системе человеческих отношений выступает направляющей силой поведения, является определяющим фактором социальной активности.

Формирование сознательности, выработка идеологических представлений осуществляются как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей. Журналистика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, так как имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества различных по характеру произведений. Именно журналистика способна отслеживать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в случае необходимости переориентации массовой аудитории.

Социальная ориентация - это умение разбираться в окружающей обстановке, понимать и оценивать социальные явления, выявлять их значимость для себя и влияние на протекающие процессы и в соответствии с этим определять свое к ним отношение, вырабатывать позицию, цели, направления и характер деятельности. Процесс ориентации имеет как бы две стороны - это ориентация человека в окружающем мире и ориентация его недостижение определенных целей в соответствии с его идеалами и оценками действительности.

Следовательно, ориентированность включает, во-первых, осознание того, что существует в реальной жизни. Поэтому журналистика, используя все каналы гласности, представляет аудитории широкую панораму действительности. При этом ее задача заключается в том, чтобы дать целостное представление о жизни, а не разрозненные факты и отрывочные сведения об отдельных ее явлениях. Чрезвычайно важно при отборе фактов зафиксировать все существенное, характерное, не позволить мелочам и частностям заслонить значимое для выработки адекватной «картины» мира.

Во-вторых, ориентированность в исторической перспективе предполагает составление представления о ближайших и более далеких целях, вытекающих из системы ценностей и идеалов. В этой связи всегда остается актуальным вопрос о том, чего следует и можно добиться в данной обстановке. Причем сам отбор и подача материала «о том, что есть» так или иначе будут происходить в связи с представлением о «желаемом будущем». А так как представители различных социальных сил по-разному представляют это «желаемое будущее», неизбежно возникает различие во взглядах. Если столкновение их протекает в форме конструктивного диалога, возможна консолидация представлений и усилий. В противном случае произойдет размежевание и борьба за победу одной из позиций.

В-третьих, в ходе ориентации при сопоставлении представлений о «желаемом будущем» с реалиями настоящей жизни возникают оценочные суждения «о том, что есть». А поскольку опенки формируются при рассмотрении явлений реальной жизни на фоне «желаемого будущего» то в изданиях и программах разной идеологической направленности и характер оценок неизбежно оказывается различным.

В-четвертых, ориентация предполагает овладение представлениями о совокупности норм - тех способах, методах, средствах, применение которых будет способствовать достижению ближайших и перспективных целей, приблизит «желаемое будущее». Разумеется, и представления о нормах поведения ради достижения целей также будут различаться в зависимости от исходных позиций изданий и программ, характера выработанных ими оценочных суждений и признанных достойными средств достижения целей.

Таким образом, ориентирование осуществляется в том же русле, что и информирование, ведь информационный процесс и организуется ради достижения ориентированности, а это требует передачи дескриптивной, прескриптивной, валюативной и нормативной информации.

Ориентация в действительности под влиянием и в зависимости от позиций СМИ, последовательности проведения информационной линии, умения действовать системно, убедительно, притом с учетом состояния аудитории и влияния на нее других изданий и программ, может привести либо к широкой, глубокой и истинной (верная ориентация); либо к слабой, неполной, противоречивой, нечеткой (неопределенная ориентация); либо к широкой, развернутой, но неверной (дезориентация). Достигнутый уровень объективной ориентированности масс на основе подлинной информированности характеризует меру ответственности журналистики перед обществом и степень реализации творческих возможностей редакционных коллективов. На пути к этому могут встретиться серьезные проблемы в выработке социальных позиций и способах их творческой реализации. Преодолению их способствует заинтересованность журналистов в объективной ориентации широкой массовой аудитории.

Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ носит универсальный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания. Если «специализированное» сознание человека формируется системой специального образования (и с помощью самообразования и личностных «накоплений» в процессе работы) и необходимо как база профессиональной деятельности, то массовое сознание - это совокупность представлений (d, v, п, р) различных социальных групп о мире явлений окружающей жизни (экономической, политической, культурной и т.д. и т.п.), которые затрагивают их социальные интересы и сказываются на характере их жизнедеятельности как членов общества. Массовое сознание больших групп людей (классовых, национальных, региональных, конфессиональных, профессиональных

тД.) и все чаще населения стран и континентов, даже всего человечества (по глобальным вопросам жизни на земле), объединяет людей и оказывается мощным двигателем социальной активности. Уровень сплоченности групп и наличие лидирующих сил (активистов, организаторов, политических партий) определяет меру и направленность этой активности.

Массовое сознание формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовой информации природой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодействия с массовым сознанием. Это видно даже терминологически.

Чтобы решение задач, стоящих перед журналистикой, было четко целенаправленным, важно ясно представлять структуру массового сознания и особенности каждого из его компонентов, их значение в социальной ориентации людей. От знания особенностей строения массового сознания в решающей степени зависит характер творческой деятельности журналиста, направленной на успешное взаимодействие с каждым из них. Различия компонентов предопределяют и различия в творческой деятельности.

По аналогии с резерфордовой моделью атома структуру массового сознания можно представить как совокупность четырех взаимодействующих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения.

При этом роль «ядра» играют два взаимосвязанных, устойчивых, медленно изменяющихся компонента - мировоззрение и миросозерцание; вокруг него концентрируется система развивающихся исторических представлений; «внешнюю оболочку» «ядра» составляет подвижная, изменчивая сфера общественного мнения. Такое представление о структуре массового сознания, хотя и носит несколько упрощенный и жестко фиксированный характер, помогает увидеть главное - структуру массового сознания как объекта, с которым происходит повседневное взаимодействие СМИ.

В своей идеологической деятельности журналистика обращается ко всем компонентам массового сознания, что легко проследить по материалам изданий и программ. И поэтому журналистам важно знакомство с каждым из них. Причем знание теории должно быть прочно связано с ориентацией в реальном состоянии массового сознания в различных слоях общества. Ведь только ясное знание сущности и реалий массового сознания является прочным основанием для успешной деятельности в этой сфере. Работа журналистов с массовым сознанием непременно включает как отображение в СМИ реального его состояния, так и влияние на него. «Движение» можно обозначить такими формулами: выражать в СМИ реалии массового сознания (а знание реального состояния массового сознания - обязанность журналистов), формировать массовое сознание, учитывая при этом его реальное состояние (переформировывать, развивать, актуализировать и т.д.).

В структуре сознания фундаментальную роль играет мировоззрение. Двусоставность этого слова подсказывает содержательное наполнение термина: мировоззрение - это и «картина» мира в массовом сознании, и взгляд на мир (точка зрения) тех или иных кругов общественности. Мировоззренческими выступают общие представления о сущностных основах жизни общества и мира явлений природы, движущих силах общественного развития, о человеке как субъекте социальных отношений, его самоопределении в мире, ценностях и смысле жизни, свободе и движущих факторах поведения, групповых и общечеловеческих ценностях, представления о справедливом общественном устройстве и путях к нему, о роли социальных групп, политических объединений, властей в историческом движении общества и т.д. Являясь системой обобщенных представлений о мире в целом, мировоззрение включает представления о «концепции жизни» разных народов, стран, групп, об их взглядах на современность и историческую перспективу, путях к социальному прогрессу. Это существенно важно в условиях глобализации, чтобы в «своих» мировоззренческих позициях были «учтены» мировоззренческие устои «других». Чем шире система мировоззренческих идей, чем глубже они разработаны и объективнее отражают природные и социальные законы, чем точнее в них учитываются другие мировоззренческие системы, тем лучше мировоззрение выполняет регулятивно-творческую роль - определяет отношение носителей мировоззрения к окружающему, способствует верной выработке оценок явлений жизни, формированию стремлений и направленности социальной активности людей.

Мировоззрение - это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия. Поэтому формирование мировоззрения - главная задача всех форм идеологической работы. В журналистике постоянно публикуются произведения, прямо рассчитанные на формирование мировоззрения. Разные издания и программы опираются на различные мировоззренческие взгляды; одни исходят из уже сложившихся научных философско-исторических концепций, другие - из различных интерпретаций религиозных учений, третьи (это самый трудный, но наиболее плодотворный путь) - ищут отвечающие современному положению вещей новые концептуальные подходы и решения. Эти новые взгляды включают как сохраняющие свое значение прежние идеи и взгляды, так и модифицированные, преобразованные представления, возникающие на базе новых обобщений, вызванных к жизни изменениями общественных реалий. «Ядром» возникающей новой концепции являются гуманистические идеи, зародившиеся на заре истории в обыденных, на уровне «здравого смысла» представлениях «рядовых» людей о «хорошей жизни». Затем гуманистические идеи разрабатывались на протяжении столетий в самых разных социально-философских, этических, правовых, экономических и других учениях, религиозных концепциях. Общие, порой абстрактно формулируемые общечеловеческие идеи и ценности при согласовании с интересами различных «частных» групп начинают приобретать значение реальных требований жизни в условиях формирующейся новой цивилизации (см. подробнее в гл. 4). И это - перспективная основа деятельности СМИ XXI века.

Разработка и внедрение в журналистскую практику новых мировоззренческих идей сталкиваются с большими трудностями, проходят в борьбе мнений, в полемических схватках и дискуссиях. В эти споры включается и аудитория, что носит позитивный характер, - новые идеи могут развиваться и осваиваться только полемически. При этом новые мировоззренческие идеи возникают скорее как отдельные, порой частные (и небесспорные) выводы из анализа явлений жизни и нередко бывают далеки от философско-социологических обобщений, носящих логически завершенный характер. Однако со временем происходит оформление разрабатываемых идей в стройные концепции.

Следующий компонент «ядра» массового сознания составляет миросозерцание - также обобщенная «модель действительности», дающая принципиальные ориентиры, но модель, построенная не на рационально-понятийной основе, а с помощью эмоционально-образных средств. Это как бы художественное мировоззрение, «картина» мира, «собранная» из образных представлений о людях, событиях, отношениях. Эта образная «картина» мира выступает «параллельным» мировоззрению фундаментальным духовным образованием, потому что полнокровное осознание действительности невозможно без этого «второго» типа обобщенных ориентации в мире (в силу согласованности «работы» обоих полушарий мозга).

Эмоционально-образная «картина» мира объективно существует рядом и вместе с рационально-понятийной. С помощью художественных средств она ориентирует людей в характерных личностных воплощениях и проявлениях социальных закономерностей, раскрывает типы социального поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Эта картина складывается в массовом сознании и посредством самоориентации, и в процессе обучения (например, изучение искусства), но более всего через средства массовой информации. При этом все большую роль играет телевидение (систематические передачи художественных кино- и телефильмов, обозрения музеев и выставок, трансляция концертов классической, народной и эстрадной музыки и т.д.). Важное значение имеет радио (особенно стереофоническое) - передача музыкальных программ и радиоспектаклей, выступления мастеров художественного чтения, когда не обязателен видеоряд, а также журналы и газеты, печатающие художественные произведения, рецензии и обозрения новостей из мира искусства. Таким образом, СМИ способны проводить определенную политику, систематически и последовательно давать актуальную именно для данного времени художественную информацию, способную активно «работать» на создание «параллельного» мировоззрению образа мира.

Созданная в соответствии с позицией редакции, с помощью специально отобранных и специально подобранных для издания или программы произведений искусства (литературы, кино, живописи, театра, графики, скульптуры и т.д.), образная «модель действительности» «работает» (как и мировоззрение) на понимание и оценку разворачивающейся на глазах у массовой аудитории действительности. Рассматривая сквозь призму осмысленных вечных образов и ситуаций (Гамлет, король Лир, Яго, Печорин, Обломов, князь Мышкин, Мелехов, Шариков и др.) явления современной жизни, аудитория СМИ способна более глубоко осознать их и, соответственно оценив, выработать твердое к ним отношение, обогащенное эмоционально-образно. Ведь даже простое уподобление современных явлений гамлетизму, донкихотству, обломовщине или «бесовщине» (если, разумеется, аудитории понятен смысл, заключенный в данных «терминах») способно вызвать бурную реакцию и произвести глубокое впечатление, а также помочь выработать твердое отношение к ним, влияющее на самосознание и поведение людей.

Журналистика участвует также в формировании исторического сознания масс - представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилизаций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.д. и т.п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоящим и будущим.

Человек с хорошо развитым сознанием и самосознанием всегда ощущает себя, свою страну, мир в историческом процессе формирования и преобразования, рождения одних и отмирания других общественных явлений, через жизнь и деятельность выдающихся личностей различ-нь1х эпох. Мир Античности и Средневековья, Возрождения и Нового времени, Великого переселения народов и эпохи Инквизиции, Великой французской революции и двух мировых войн, мифологические и религиозные персонажи, Перикл и Юлий Цезарь, Робеспьер и Наполеон, Ленин и Сталин, Рузвельт и Черчилль, де Голль - все это и многое другое из нашего прошлого через конкретные события, явления и лица позволяет осознать драматизм движения истории, ее трагические и героические страницы. Ориентироваться в исторических процессах тем более важно, что прошлое не уходит в небытие - оно определяет настоящее и влияет на будущее. Поэтому необходимо понимать настоящее как итог предыдущего развития и оглядываться назад, чтобы, осмысляя пройденный путь, черпать из него уроки и извлекать опыт.

Историческое сознание - сложное, многогранное образование. Оно включает научно-исторические знания и эмоционально-образные представления, почерпнутые из художественной литературы и искусства. Историческое сознание живет в традициях, нравах, обычаях, унаследованных от прошлых поколений, и в личном опыте, накопленном в общении с материальными, духовными, психологическими «носителями» прошлого. Поэтому в формировании исторического сознания задействованы многие учреждения культуры и системы образования. Журналистика - лишь один из каналов формирования исторического сознания. Но она способна сделать многое при помощи специфических, ей присущих методов: отмечая исторические даты, ведя рубрики типа «Взгляд сквозь годы», «Прошлое в настоящем», демонстрируя фильмы и программы на исторические темы, освещая деятельность научно-исторических учреждений, показывая «жизнь» памятников старины в современных условиях, откликаясь на новинки исторической литературы, художественные выставки, «презентацию» реконструированных зданий и сооружений, обращаясь к состоянию массового исторического сознания и рассказывая об увлеченных историей людях и т.д.

История, особенно в ее актуальных для настоящего времени аспектах, весьма привлекательна для массовой аудитории. Однако тенденциозно представленная, она способна деформировать взгляды и поведение людей, толкнуть их в объятия националистов или шовинистов, стать орудием в руках политиканов. А научный подход к формированию исторического сознания способствует формированию всесторонне развитой личности.

Если мировоззрение и миросозерцание - компоненты «ядра» массового сознания, то историческое сознание составляет как бы область перехода от «ядра» к «оболочке» - общественному мнению как системе ориентации в современности. Общественное мнение (ОМ) по своей природе представляет собой реакцию «ядра» массового сознания на явления, события, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни, т.е. на все то, что составляет живую ткань текущей истории в ее конкретных характерных проявлениях. При этом если «ядро» (мировоззрение и миросозерцание) относительно устойчиво и прочно удерживает вошедшие в его состав представления и идеи, то «оболочка» (общественное мнение) значительно более подвижна, изменчива и динамична, «постоянна в непостоянстве» в силу текучести жизни и перемен происходящих в современном мире.

Принципиально важным является знание того, как формируется «ткань» общественного мнения в реальной жизни. Носителем ОМ выступает масса людей, в идеальном представлении - все общество (можно говорить и о «мировом общественном мнении», хотя более целесообразно говорить об общественном мнении в рамках определенного слоя, группы, объединения, например, общественное мнение молодежи, рабочих, жителей региона и т.д.).

Сталкиваясь с разного рода явлениями, событиями, поступками, заявлениями, процессами в различных областях жизни, каждый субъект общественной жизни как индивидуальный носитель ОМ, стремясь разобраться в мире актуальных явлений современности, использует для понимания их характера, смысла и значения фундаментальные компоненты массового сознания - мировоззрение, миросозерцание, исторические знания и на этой базе формирует свое суждение относительно «текущей истории». Таким образом, мнение возникает как результат «столкновения» актуальных для людей проявлений текущей действительности с глубинными структурами массового сознания. И от того, каковы их характер и состояние, зависит точность и всесторонность общественного мнения.

Общественное мнение как особое духовное образование в структуре массового сознания представляет собой картину текущей действительности, своеобразную панораму современности, как бы собранную из отдельных, относительно самостоятельных суждений по тому или иному конкретному поводу, в связи с теми или иными событиями. При этом объектом внимания общественного мнения выступает все существенное во всех сферах жизни - совокупность конкретных ситуаций (в богатстве их составляющих) в экономической и политической жизни, в социальной области, в науке и культуре, в сфере быта и отдыха, торговли и обслуживания и т.д. Иначе говоря, нет ни одной сферы жизни общества, к которой не проявлялся бы интерес общественного мнения.

В силу того, что общественное мнение образуется как реакция массового сознания в его полноте и нераздельности на конкретные «кусочки» жизни, понимание и оценка этих явлений современности носят целостный характер. Ситуации действительности получают многостороннюю оценку, когда в зависимости от их характера и значения для общественности включаются различные средства суждения: и политические, и экономические, и правовые, и этические, и эстетические, и философские. Эта многогранность осознания происходящего, отражения в общественном мнении, позволяет сохранить многоцветье жизни, целостность ее восприятия, многосоставность реакции общественности на окружающее.

Так как в образовании общественного мнения участвуют на равных (в разных случаях в различных объемах и формах) и мировоззрение, и миросозерцание, и историческое сознание, своеобразие формы фиксации его определяет синкретичность, переплетение рационально-понятийных и образно-эмоциональных средств. Поэтому в общественном мнении события, явления, поступки, т.е. различные «составляющие» всех ситуаций современной жизни, запечатлеваются через возможно более точную характеристику проявления в них общественных закономерностей и исторических тенденций социального развития и вместе с тем через яркое, образное воспроизведение характерных черт участников событий, обстановки действия, настроений, впечатлений, чувств, вызываемых явлениями жизни.

В целом же общественное мнение - это отраженная в массовом сознании система понятых и оцененных конкретных ситуаций текущей жизни общества и возникающая в связи с этим совокупность представлений о том, что, во имя чего и как должно быть изменено в действительности.

Журналистам необходимо знать как сущностные свойства общественного мнения (и всех других компонентов массового сознания), так и реальное его состояние «здесь и сейчас». Состояние реального общественного мнения в тех или иных слоях может быть развитым и слабо выраженным, цельным и «лоскутным», содержать верные и/или неверные представления, «пробелы», вопросительные и проблемные суждения и т.д.

В силу же различий позиций и взглядов разных носителей общественного мнения характер суждений по тем или иным вопросам, как уже говорилось, неизбежно оказывается различным, причем различия эти могут или носить характер незначительных оттенков или серьезных несогласий, или быть кардинально противоположными. Так по одному и тому же вопросу возникает множество «общественных мнений» с широким спектром разногласий. Такой «плюрализм» общественного мнения всегда приводит к столкновению и борьбе, которые находят отражение и в повседневных спорах людей, и на собраниях и митингах входе избирательных кампаний, и в средствах массовой информации. Борьба мнений, разумеется, персонифицируется, т.е. появляются «лидеры мнений» - люди, наиболее чутко улавливающие интересы и настроения, господствующие в массовом сознании. «Лидеры мнений» наиболее ярко их выражают, а также выступают «разработчиками» подходов, идей и предложений по вопросам, волнующим группу - носителя общественного мнения.

В силу динамичного развития современной жизни и под влиянием столкновения различных точек зрения общественное мнение оказывается в высокой степени изменчивым компонентом массового сознания. В него входят новые суждения о возникших явлениях жизни, изменяются ранее сформированные, уходят на периферию сознания и вытесняются, забываются устаревшие.

Важно отметить также подвижность элементов общественного мнения - перемещение существенных, долгоживущих представлений, суждений, образов, сложившихся в нем, в глубинные компоненты массового сознания. Ведь при постижении современности возникают не только эфемерные, сиюминутные и с изменением ситуации перестающие жить и «работать» знания и впечатления о действительности, но и значимые для исторического сознания представления, важные для мировоззрения обобщения, существенные картины и образы людей для развития миросозерцания.

Но динамика общественного мнения в современных условиях имеет и еще одно направление. Если носители ОМ, особенно его «лидеры» и «разработчики» идей для него, одухотворены и руководствуются в своей деятельности по формированию ОМ общечеловеческими идеалами, ценностями, нормами, то борьба мнений может (и должна, если участники общественной жизни понимают характер современной эпохи, когда необходимо согласие разных, отличающихся своим положением групп, слоев, даже стран и континентов) приводить к сближению позиций, решений, требований, суждений. Путь к этому - терпеливый диалог при понимании и учете равенства всех людей и осознании необходимости человеческого «всеединства». Так массовое сознание (и его компонент - ОМ) может становиться общечеловеческим. Путь к этому труден и долог, но альтернативы этому, по-видимому, нет.

Следующий важный вопрос, на котором необходимо остановиться: в чем специфика взаимоотношений журналистики с массовым сознанием как своим «контрагентом»? В средствах массовой информации легко обнаружить произведения, обращенные и к мировоззрению, и к миросозерцанию, и к историческому сознанию, и к общественному мнению. Это свидетельствует о том, что журналистика функционально значима для всех слагаемых массового сознания, что она обслуживает все его компоненты. Однако в целом в силу своего специфического места в системе идеологических институтов главное внимание журналистики обращено к общественному мнению. Именно поэтому сложился специфический облик газет и журналов, программ радио и телевидения. Не случайно материал в газете расположен на большом поле листа: газета, обращаясь к общественному мнению, должна дать возможность читателю сразу обозреть всю совокупность сообщений. Страница газеты как бы создает панораму текущей действительности, повторяя все многообразие разномасштабных событий, явлений, проблем. Расположение материала на странице, шрифтовые выделения, величина и характер заглавия свидетельствуют о значимости события или проблемы для данного момента истории, указывают на его место в ряду других.

Невозможность для радио и телевидения одномоментно представить всю подборку сообщений (как это делает газета) восполняется сообщением в начале передачи важнейших заголовков или «новостей вкратце», чтобы слушатели или зрители сразу же смогли представить ее проблемно-тематическое разнообразие. По той же причине сформировалась высокая периодичность, регулярность выпуска газет, программ радио и телевидения, причем в необходимых случаях оперативность оказывается столь высокой, что передача может вестись в момент события, а зрители и слушатели могут получать информацию в то время, в какое оно совершается.

Материалы, обращенные к ОМ, составляют основу в структуре номеров газет и программ радио и телевидения. Иногда, чтобы сообщить важнейшие, только что полученные сообщения, прерываются другие передачи (раньше издавались экстренные выпуски газет). При этом все остальные материалы в хорошо ведущихся СМИ не просто заполняют оставшееся пространство в номерах и выпусках программ, а, примыкая к материалам, обращенным к общественному мнению, активно взаимодействуют с ними. Формирование глубинных компонентов массового сознания тесно связано с «работой» на общественное мнение. Ведь идеи и образы, важные для мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания, рождаются и в процессе формирования ОМ, откуда и «перетекают» в глубинные компоненты, находя свое место в мировоззрении, или миросозерцании, или историческом сознании. Таким образом, формирование этих компонентов массового сознания идет (и это следует иметь в виду при практической деятельности журналиста) через общественное мнение.

С другой стороны, важно и органично для журналистики «сцепление» материалов, специально апеллирующих к мировоззрению, миросозерцанию и историческому сознанию, с проблемами, волнующими общественное мнение сегодня. Тогда расширение кругозора и формирование взгляда на мир будет осуществляться более эффективно, тем самым журналист будет действовать каждый раз в связи с общественным мнением, что означает разработку фундаментальных проблем на фоне и на материале фактов, проблем, явлений и т.д., важных для общественного мнения.

Таким образом, сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения.

В соответствии с характером и структурой идеологических функций находятся и творческие формы деятельности в журналистике. Главным типом творчества, используемым в журналистике, является публицистика. Именно публицистический тип отображения действительности передачи социальной информации сформировался в связи с нуждами' обслуживания общественного мнения. Широко используется также и научный тип творчества, поскольку журналистика решает задачи по формированию мировоззрения, что невозможно без строгого научного анализа. Для формирования миросозерцания используется художественный тип творчества, обеспечивающий создание эмоционально-образных представлений о характерных персонажах и обстоятельствах жизни общества. В силу своеобразия и полиструктурности исторического сознания для создания обращенных к нему произведений используются публицистический, научный и художественный типы творчества.

Следует иметь в виду, что использование научного и художественного типов творчества в журналистике носит специфический характер. Так как журналистика прежде всего обращается к общественному мнению, главным типом творчества оказывается публицистика, научные и художественные произведения приобретают черты публицистичности. С одной стороны, это является результатом того, что формирование мировоззрения, миросозерцания и исторического сознания происходит либо через общественное мнение, либо в связи с общественным мнением. С другой - даже простое соседство произведений научного и художественного характера на полосе газеты, в теле- и радиопрограммах с главными публицистическими произведениями способствует «переносу» на них свойств публицистического типа творчества, и это придает стилистическую цельность номерам и программам. (Более подробно о творческих формах см. в главе «Журналистика как область творческой деятельности».)

В прямой связи с идеологическими функциями журналистики находятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая деятельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей.

Культура (лат. cultura - «возделывание, воспитание, образование, развитие») - это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоев, отдельного человека с его творческими силами и созидательными способностями.

Уровень культуры - это как бы степень возвышения человека и общества над исходным состоянием (поэтому говорят о первобытной культуре, о культуре античности и т.д.). Однако не все, созданное человеком, не все формы отношений и поведения людей есть подлинная культура. Существует и такое понятие, как «бескультурье» (когда по тем или иным причинам люди не могут или не хотят жить хотя бы по общепринятым «культурным стандартам»), и так называемая «контркультура», формирующаяся на базе отрицания высоких «культурных стандартов».

Считая подлинной культурой то, что составляет общечеловеческие ценности и наследуется как безусловное достояние, «золотой фонд» человечества, в то же время достижения военной науки и техники вряд ли можно назвать «военной культурой», как бы высоки они ни были. На каждом этапе развития человечества существуют, возможно, и исторически неизбежные, но враждебные культуре явления (инквизиция и преследование за свободомыслие, религиозный и политический фанатизм, различные формы ограничения свобод человека, антигуманные формы правления, государственный тоталитаризм и т.д. и т.п.). Поэтому, считая близкими по значению понятия «культура» и «цивилизация» (лат. civilis - «гражданский»), следует рассматривать культуру как такую составляющую той или иной цивилизации (например, античной), которая сохраняется в веках как достояние человечества.

Культуроформирующая функция журналистики, следовательно, заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, журналистика участвовала в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывала массы на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему гуманистическому развитию человека.

Идеологическая деятельность журналистики, направленная на формирование массового сознания (в единстве мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения), также способствует формированию культуры личности, группы, народа, общества в целом. Но в силу специфики своей задачи она имеет ярко социализаторский характер, ее цель - введение человека в мир общественных отношений на стороне той или иной силы - носителя идеологии. Поэтому культура, формируемая в процессе идеологической деятельности, - это культура, нацеленная прежде всего на формирование определенного отношения к современным явлениям и далее (на этой базе) - на формирование мотивов и стимулов социальной активности. Поэтому и акцент в идеологической деятельности ставится на политическую, экономическую, правовую культуру в их прагматической направленности, на формирование гражданской активности.

Культуроформирующая функция журналистики не имеет такой жесткой прагматической направленности, ее цель - обогатить внутренний мир человека как самоценной личности. При этом расширяется принцип самостоятельного выбора каждым человеком культурных ценностей, их осмысления и интериоризации, т.е. «включения» в личностный мир. Это обязывает журналиста знать культурные пристрастия и увлечения своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией, постепенно вводя ее в мир «высокой» культуры.

На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит, как правило, художественная культура - литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка. За ней следуют, а иногда и опережают, разнообразные отрасли фундаментальных и прикладных наук, техники и технологии. Вся эта высокая художественная и научно-техническая культура составляет предмет забот художественных и научно-популярных, просветительских и образовательных разделов газет и журналов, передач телевидения и радио. Для СМИ важной задачей является и формирование высокой культуры быта и досуга, даже этикета и т.д.

Именно журналистика, благодаря широкому развитию системы каналов передачи информации, делает культуру доступной для самых широких кругов. Более того, оказываясь на переднем крае в сфере культурного строительства, она дает возможность в любом далеком уголке получать информацию художественного, научно-популярного, учебно-образовательного, технического и другого характера прямо «из первых рук», оперативно и высокого качества. Ведь, например, именно благодаря телевидению миллионы могут «войти» в Эрмитаж, а радио позволит «пройти» в зал Метрополитен-оперы.

Заботясь о духовном развитии личности, журналистика способна противостоять разрушительному воздействию так называемой «массовой культуры», явлениям китча, суррогатам искусства, рассчитанным на неразвитый или извращенный вкус. При этом важнейшей задачей журналистики оказывается формирование действительно массовой культуры, т.е. реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре. Для этого требуется не только осознание журналистом важности поставленной задачи, но и профессиональное умение. Так, к примеру, когда симфонический оркестр исполняет классическую, высокого качества танцевальную музыку, потребуется ряд усилий (объяснения и демонстрации) для того, чтобы на этом фоне показать, чем истинно хорошая джазовая или рок-музыка отличается от вульгарных подделок и т.д. (а это гораздо труднее, чем идти на поводу переменчивых увлечений). В том, какая культурная политика характеризует те или иные СМИ, ясно продляется понимание ими своей роли в формировании культуры масс и их направленность на ее реализацию.

Воспитывая уважение к культуре, стремление проникнуть в ее кладовые, способствуя этому процессу с помощью «трансляций» культурных ценностей (художественные программы, научно-популярные материалы) и различного рода «комментариев» (от терминологических разъяснений до обращения к саморефлексии творцов, от сообщения биографических подробностей выдающихся людей до попыток прогнозирования будущего и т.д.), журналистика «работает» на повышение обшей культуры населения. А одновременно действует и в области пробуждения творческих потенций масс. Стимулируя занятия самодеятельным искусством, поддерживая участие в реставрации, в сохранении памятников культуры, вовлекая в техническое творчество, моделирование, коллекционирование, журналистика как институт культуры должна ясно осознавать свою роль и в развитии творческих способностей человека, в активизации использования его культурного багажа в различных областях социальной практики. Ведь в наше время перехода в информационное общество значительная доля приращения богатства общества (в том числе и чисто материального) происходит за счет использования знаний, созидательных возможностей интеллекта. И эта доля будет все время расти. При этом научно-популярные публикации по самым разным вопросам значимы не только для массовой аудитории, но и для специалистов. Ведь в условиях, когда знание «в исходном виде» бывает недоступно в силу сложности специалистам других областей, тогда как - таков парадокс науки - им необходимы сведения из самых разных областей, смежных со «своей» сферой знания, научно-популярные публикации способны и призваны дать информацию, необходимую и в профессиональной деятельности.

Так от «чистой» необходимости культурного развития человека объективная логика образовательной деятельности снова возвращает к идее практичного значения «путешествий» по сокровищницам культуры. И это проявляется не только в профессиональной сфере деятельности. Большими запасами практически важной информации для человека (и журналисты должны это демонстрировать и популяризировать) обладают, в частности, сведения из области медицины и спорта: ведь они при надлежащем использовании способны повысить «бытовую» медицинскую грамотность, способствовать внедрению в быт физкультуры, в широком смысле body-building (телостроительства). К сфере формирования культуры относится и «обучение» этикету, и повышение культуры языка, и т.д.

Очевидно, культуроформирующая функция находит свое продолжение в рекламно-справочной функции. Ведь удовлетворение интереса к справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хорошего тона и санитарии, по способам проведения досуга и домашним поделкам (столярным, слесарным и др.) и т.д. - все это и есть участие в развитии культуры на бытовом уровне. Реализация функций культуры и реализация справочной функции совмещаются также, когда передаются сводки погоды и заметки фенолога или ведутся различные «уголки (садоводов и огородников, моделистов, филателистов, любителей шахмат, рыболовов и т.д.).

К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Реклама как информация о товарах и услугах, способствующая формированию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов ее развития. Печать, телевидение и радио в наше время занимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей много места. При этом реклама является и огромным источником средств для журналистики (без доходов от рекламы СМИ выжить не могут).

Предлагая информацию о товарах и услугах, реклама помогает потребителю сделать выбор, формирует культуру потребления. Но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам «потребителя», формируя чрезмерные и ложные потребности. В том же случае, когда стандарты потребления связываются с «нормальным» характером образа жизни, реклама оказывается гуманистически ориентированной и потому «добросовестно» выполняет идеологические функции. Это особенно касается так называемой «социальной рекламы».

Журналистика несет и рекреативную (лат. creatio - «становление», recreatio - «восстановление») функцию, которую называют также гедонистической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель - создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия.

Эту функцию выполняют произведения как будто «чисто» развлекательного плана (концерты легкой музыки, эстрадные шоу, передачи с цирковой арены, трансляции спортивных соревнований, детективные фильмы, викторины и конкурсы и т.д. и т.п.). Но легко заметить, что все эти произведения, несомненно, обладают также и культурно-идеологическим зарядом, почему важно отслеживать, по каким критериям готовятся и/или отбираются эти произведения, чтобы журналисты понимали, насколько содержание этой информации соответствует высоким стандартам и вместе с тем характеру идеологической линии СМИ.

С другой стороны, ясно, что информация, реализующая идеологические, культурные, справочные функции, только тогда в полной мере выполняет свои задачи, когда представляющие ее произведения интересны, способны привлекать и удерживать внимание аудитории. 80

Вместе с тем рекреация - это не только отдых, поддержание хорошего психического тонуса, душевного равновесия, снятие напряжения. Рекреация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности (в ходе увлекательной «игры ума», например, при разгадывании интеллектуальных задач, поставленных в хороших детективах или конкурсных программах). При этом особое значение имеют художественный и интеллектуальный уровень и направленность материалов журналистики. Только гуманистически ориентированная журналистика способна избавить аудиторию от давления пошлости, непритязательного развлекательства, эксплуатации эротизма, смакования сцен насилия и ужаса, ложных фантазий, страха или, наоборот, преувеличенной сентиментальности, сусальности, слезливой чувствительности, эскапизма, бегства от реальности в мир грез (англ. escape - «уход от действительности»).

И здесь важна выработка верной информационной политики, поддерживающей и развивающей положительные эмоции, оптимистические умонастроения, содействующей формированию позитивной направленности социальной активности. Характер же информационной политики связан (как в идеологической и в культурной сферах) с принципиальной социальной позицией изданий и программ.

Таким образом, наряду с идеологической деятельностью, направленной на формирование массового сознания, журналистика для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей по развитию ее культуры, образованности, обеспечению рекламно-справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию. Все эти многообразные задачи составляют как бы единый комплекс, а при определении форм реализации требуют от журналистов согласованных усилий по гармонизации воздействия на аудиторию. При этом о высоком профессиональном уровне журналиста свидетельствует выполнение по возможности ряда этих функций одновременно в одном произведении, хотя, разумеется, возможны и иные решения.

Журналистика, обращаясь к массовой аудитории, «выходит» и на различные социальные институты, и на официальных должностных лиц, когда затрагивает вопросы, находящиеся в сфере компетенции этих учреждений и лиц. Стремясь ориентировать аудиторию в происходящих событиях, журналисты часто анализируют деятельность различных социальных институтов (управленческих, хозяйственных, производственных, торговых, научных и учебных, культурно-просветительских и т.д.) самого разного уровня - от республиканских до муниципальных, - выдвигая соответствующие выводы, оценки и предложения. Все это необходимо для формирования массового сознания и прежде всего общественного мнения. В свою очередь, и сама общественность (через письма, звонки или лично обращаясь в редакции) высказывает свое отношение к деятельности учреждений, организаций, предприятий, должностных лиц. Редакции также стремятся (используя публикуемые на страницах изданий материалы, программы радио и телевидения) получить и обнародовать представления и суждения специалистов: политиков, ученых, инженеров, управленцев, хозяйственников. Все эти материалы содержат вопросы, требующие решения, выводы, суждения, замечания, практические рекомендации.

Как быть со всем этим богатством практической мысли? Достаточно ли для реализации функций журналистики, если оно (это богатство) будет воспринято общественным мнением и вызовет его реакцию - позитивную, негативную, критическую, спокойную, решительную и т.д.? Конечно, сформировавшееся общественное мнение с ясными оценками и четкими предложениями уже само по себе большая сила, причем общество не ограничивается лишь выражением тех или иных суждений, так сказать, «про себя», - оно выносит свои предложения «вовне» через письма-отклики, через ответы на вопросы интервьюеров, на митингах, в ходе выборов в органы власти и т.д. Добиваться активного проявления позиции общественного мнения обязаны каждая редакция и каждый журналист.

Однако для выполнения своих задач вряд ли следует считать достаточным такое опосредованное общественным мнением использование журналистами богатства практической мысли. Ведь в этом процессе (Ж6.gif ОМ6.gifСИ) могут быть более или менее значимые «замедления» и «потери», вплоть до его «прерывания». Надо учитывать, что ОМ чаще всего складывается не сразу вслед за публикацией, а требует некоторой «критической массы» информации на заданную тему. Если же журналистское выступление является единичным, да к тому же не слишком ярким по воздействию, то заряд практической мысли может и вовсе пропасть.

Поэтому важно налаживать прямое взаимодействие Ж6.gifСИ наряду с активизацией общественного мнения. Тем самым, кроме «давления» на социальные институты общественного мнения, осуществляется и прямое воздействие на них журналистики. А это реализация закономерности: журналистика как «четвертая власть» в государстве играет управленческую роль в отношении не только массового сознания, но и социальных институтов.

«Властные полномочия», которыми располагает «четвертая власть» в обществе, проявляются в ряде направлений деятельности журналистов.

Во-первых, это журналистский анализ реальной практики, положения дел на том или ином участке жизни. Результатом такого анализа выступают как позитивные, так и негативные выводы, сопровождаемые предложениями, рекомендациями, суждениями о путях и способах оптимизации деятельности социальных институтов, их подразделений и отдельных должностных лиц (возможны также и выводы, содержащие только постановку проблемы, без попытки ее дальнейшего разрешения).

Во-вторых, это анализ тех или иных решений и официальных документов государственных, общественных, частных организаций, объединений и других социальных структур (партий, объединений трудящихся и предпринимателей и др.). Положительная или отрицательная оценка, которая будет дана в ходе анализа, должна быть строго аргументирована и нести в себе конструктивный заряд, который будет способствовать скорейшему выполнению зафиксированных в документах решений и проведению необходимых, с точки зрения журналиста, преобразований в них (вплоть до замены или даже отмены документа).

В-третьих, это выступления, реализующие роль журналистики как института общественного контроля за ходом дел в различных областях жизни. Ведь это ее задача отслеживать: как исполняются нормы Конституции? как «работают» законы, различные государственные акты? как действует власть в центре и на местах в соответствии с принятыми обязанностями и решениями? исполняются ли программы и уставы общественных организаций? не переступают ли организации и лица границы, установленные для них?

На каждый практический вопрос журналистика стремится дать ответ и добиться позитивных изменений, используя свои «властные полномочия», вмешиваясь в общественный процесс, в жизнь социальных институтов, в работу их руководителей.

Однако «властные полномочия» журналистики носят не обязательный для исполнения, а убеждающе-консультативный характер. Замечания и предложения журналистов - это всего лишь выражение суждения общественности (самих журналистов, представителей аудитории, авторов-специалистов различных областей), а не решения законодательной, исполнительной или судебной власти. Но если не считаться с ними - значит поступать неразумно и недемократично. Невнимание и пренебрежительное отношение тех или иных СИ к материалам журналистики приводят к потере части важной для них информации, анализ и использование которой может дать позитивный импульс для оптимизации функционирования института и его подразделений. При этом реакция массового сознания в таком случае оказывается негативной и для СМИ (снижается доверие), и для СИ (снижается авторитет).

Поэтому необходимо, чтобы реакция на выступления СМИ в адрес СИ стала нормой и определялась законом. К сожалению, пока законодательство в этой сфере не развито, хотя роль СМИ как «четвертой власти» в отношении СИ не может быть вполне выполнена без законодательного закрепления. К сожалению отменен Указ Президента РФ «о мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» который определял формы реакции государственных органов на выступления журналистики. Частичное значение имеет и закон «О порядке рассмотрения обращений граждан российской Федерации». Законом о СМИ предусмотрено лишь право СИ «на ответ», а не обязательство отвечать. Поэтому чаще всего выступления журналистов замалчиваются или на них дается просто отписка или же бездоказательное «опровержение».

Чтобы касающиеся СИ выступления СМИ «не пропадали», в тех подразделениях социальных институтов, которые предназначены для взаимодействия со средствами массовой информации (пресс-центры, пресс-бюро, отделы по связи с общественностью и т.п.), важно создание служб сбора и анализа выступлений журналистики, затрагивающих деятельность данного социального института (министерства или департамента мэрии, или общественной организации). Результаты такого анализа доводятся до сведения соответствующих органов и официальных лиц, которые определяют характер реакции на выступления журналистики.

Реакция руководящих органов на выступления журналистов может быть различной. Это и благодарность за важную информацию, по поводу которой принимаются конкретные меры; и ответ, в котором обосновывается невозможность принять тот или иной совет или замечание; и реплика с упреками в некомпетентности или использовании недостоверных сведений, ошибках в анализе и т.д.

Характер реакции, безусловно, зависит и от внимания и объективности тех, к кому обращено слово журналиста, но не в меньшей, если не в большей, степени - и от самих журналистов, от компетентности средств массовой информации.

Компетенция (лат. competentia - «круг полномочий», «сфера занятий органа или лица») газеты, журнала, теле- и радиопрограммы определяется их специализацией и масштабом деятельности. Если, например, материалы «Известий» или «Независимой газеты» носят универсальный характер и затрагивают весь круг общественных проблем, то «Спорт-экспресс» при широком распространении обращается только к одной сфере. На сферу компетенции журналистики прямое влияние оказывают и общественная позиция учредителя, его статус (государственный, частный, общественный). К официальным изданиям (например, «Российской газете» или «Парламентской газете») внимание должностных лиц велико в силу самого их статуса издаваемых государством СМИ.

Характер компетенции изданий и программ сказывается и на характере их выступлений, и на реакции на них различных социальных институтов. Диапазон реакций может быть достаточно широк - от «принятия к реализации» журналистского материала до «отписки» и «булавочного укола» в адрес не имеющего официального статуса издания или программы. Если же журналистские издания обладают не только высоким престижем и влиятельностью в обществе, но и юридическим закреплением своей компетенции, то это значительно повышает авторитетность выступления.

При этом в любом случае журналисты должны стремиться к созданию произведений, демонстрирующих их высокую компетентность (лат. competens - «знающий», «обладающий разносторонними и глубокими сведениями в своей сфере»). Компетентное суждение - плод серьезно-то, основанного на широкой и достоверной исходной информации анализа, проведенного на базе высокой методологической культуры. Только так можно получить обоснованные суждения, практически значимые выводы и рекомендации, четкие представления о возможных и необходимых мерах, о тех учреждениях и лицах, которые могут и должны отреагировать должным образом на выступление журналиста и внести конструктивные изменения в практику своей деятельности. Но при этом важно избегать категоричности, представлений о том, что предлагаемое решение единственно правильное и единственно возможное. При всей убежденности в своей правоте журналисту требуется осмотрительность, помогающая ему избежать безапелляционности, позволяющая предполагать возможность иного подхода к решению проблемы и быть готовым к дальнейшему ее обсуждению, чтобы найти оптимальный вариант с учетом того, что «откроется» в суждениях оппонентов. Готовность к диалогу в поисках наилучшего решения - одна из черт компетентности журналиста, допускающая, как уже сказано, возможность другого подхода, наличие неизвестных ему фактов, обнаружение иных способов объяснения и формирования выводов и предложений.

Наконец, компетентность журналиста отличается от компетентности специалиста тем, что в журналистике любая ситуация в жизни социальных институтов рассматривается не в узкоспециальном, а в широком социальном плане. Поэтому взгляд журналиста носит как бы двоякий характер - в нем сочетаются специальный и социальный подходы. А это значит, что анализ функционирования социальных институтов ведется журналистикой в интересах формирования, развития, совершенствования системы институтов общества и улучшения условий жизнедеятельности и оптимальной реализации прав личности.

Забота о человеке, о его духовно-идеологическом развитии, достойных социальных условиях жизни, материальном благополучии как бы пронизывает всю систему функций журналистики. Их реализация поэтому проходит сквозь призму «человеческого фактора». В этой связи важно определить отношения между функциями журналистики, их взаимообусловленность и взаимодействие.

Хотя теоретически в деятельности журналистики можно и нужно выделять идеологические, культурно-образовательные, рекламно-справочные, рекреативные и непосредственно-организаторские функции практически все они реализуются в единстве, комплексно. Наглядное свидетельство тому - номер газеты или программа телевидения, в которых задействованные произведения (материалы) реализуют всю совокупность функций.

Конечно, отдельные произведения с функциональной точки зрения, т.е. по реализованным в них функциям, могут носить самый разный характер. Текст может быть монофункциональным, хотя в нем неизбежно (пусть слабо) могут быть реализованы и другие функции. Есть тексты с, доминирующей функцией, когда превалирует главная функция, но различимы и другие. Третий тип составляют полифункциональные тексты, щ которых более или менее равноправно реализуется несколько (или даже вся совокупность) функций.

Как видим, в любом тексте так или иначе представлено несколько функций, и в этом проявляется определенная закономерность;! полифункциональная по своей природе журналистская деятельность в разнообразных формах реализуется не только в совокупности произведений, но и в отдельном журналистском тексте. И хотя отдать предпочтение какому-то одному типу текстов трудно, следует отметить, что наибольшее внимание привлекает именно полифункциональный текст. Это происходит в силу и объективных жизненных связей, и аудиторного предпочтения богатых по функциональному наполнению произведений как наиболее привлекательных и интересных и по форме, и по содержанию.

Функции журналистики - общие для всех СМИ основы деятельности. Однако реализуются они своеобразно по содержанию - в зависимости от социальной позиции, которую вырабатывают журналисты и реализуют в СМИ различных общественно-политических ориентации.

При этом, поскольку основной являются идеологические функции, через которые наиболее четко проявляются принципиальные позиции СМИ, содержательное наполнение при реализации в текстах всех других функций должно быть органически согласовано с характером идеологической позиции СМИ. Иначе получается разнобой в материалах, представленных разными подразделениями (отделами, дирекциями и т.п.) данного СМИ. А отсюда - несогласованности и даже противоречия в реализации его социальной позиции.

© Центр дистанционного образования МГУП