|
|||||||
4.1.
Предмет, целевое назначение и читательский адрес
Научная литература - один из способов научной коммуникации и один из видов литературы. Ее предмет, целевое назначение и читательский адрес обусловлены, с одной стороны, спецификой научной коммуникации, с другой - особенностью литературы как социального явления. Наука как сфера человеческой деятельности характеризуется социальной направленностью на выработку знаний путем отражения объективного мира в виде познавательных образов. Зафиксировать процесс и результат научного познания мира призвана научная литература. Предметом научной литературы В содержании произведения научной литературы получают понятийное воплощение все необходимые элементы научного исследования: задачи, проблемные ситуации, исходные гипотезы, предварительные знания и методы их изучения; результат исследования - новое знание. Кроме того, произведения научной литературы отображают различие этих компонентов, обусловленное особенностями исследовательского процесса конкретной науки. В научной литературе получает закрепление диалектический характер познания, представляющего собой единство чувственного и рационального отражения действительности. Он реализуется в виде соотношения эмпирического и теоретического в научном знании Произведение научной литературы всегда обусловлено познавательным идеалом определенной эпохи, который реализуется в системе логических правил построения понятий и оперирования с ними. Он диктует нормы использования различных средств представления информации, влияет на выбор формы представления научных знаний. Целевое назначение научной литературы Многообразный характер научного познания определяет сложную внутреннюю структуру целевого назначения научной литературы. Одна из центральных задач ее - отражение в системе научных коммуникаций результатов теоретического освоения Действительности. Произведения научной литературы фиксируют нормы исследовательской деятельности, стандарты и образцы научных знаний, вырабатывают оптимальные формы их представления. Наряду с этим научная литература играет заметную роль в подготовке научных кадров и формировании специалистов научной сферы деятельности. Это обусловлено кумулятивным характером научного знания, всеобщим характером труда в науке. Произведения научной литературы обладают большим воспитательным значением, так как фиксируют процесс порождения научного знания. Они являются также и одним из наиболее достоверных источников реконструирования того или иного метода познания, определенной «техники» исследования. Научная литература всегда адресуется только членам научного сообщества, т.е. деятелям науки. Автор излагает материал в расчете на «себе подобного». Читатели научной литературы Научная литература формировалась на протяжении многих веков. На ее развитие оказывало влияние постепенное обособление науки как сферы человеческой деятельности, становление литературы как способа социальной коммуникации. Свой отпечаток накладывала история духовной культуры, уровень развития общества в целом. Окончательное обособление научной литературы произошло в XVIII в. Научная литература непрерывно развивалась, отражая процесс углубления человеческого познания мира, расширения его границ. Ее дальнейшее совершенствование протекало в условиях бурного развития различных областей знания. Активно влияет на предмет, целевое назначение и читательский адрес научной литературы значительное усложнение социального института науки, появление новых организационных форм. В ней находит отражение изменение самого характера научной деятельности: плановость исследований, высокая интенсивность научного поиска, тесная связь науки с производством. Научная литература испытывает заметное влияние информационной литературы. Ее оперативность, высокая эффективность требуют от научной литературы выработки современных методов представления информации, поиска новых средств передачи результатов научного познания. Произведения научной литературы призваны адекватно воплотить новое явление в теоретическом освоении мира: создании принципиально нового канала исследований - диалоговых систем «человек - машина». Включение искусственного интеллекта в систему научных коммуникаций требует значительной перестройки всех ее способов, совершенствования норм и стандартов. В многообразии произведений научной литературы можно выделить несколько типов сочинений. Они отличаются друг от друга степенью полноты освещения материала, характеризуются направленностью на решение той или иной задачи научного познания, единством специфических свойств формы и содержания. Это исторически сложившиеся устойчивые разновидности научных публикаций - жанры На ранних этапах существования науки появились такие жанры, как диалоги и трактаты. Дальнейшее развитие научного познания привело к обособлению в самостоятельные жанры научной речи, научного памфлета, научного письма в газету. Некоторые жанры научной литературы существовали на протяжении веков, другие функционировали в системе научной коммуникации не более десятилетия. Однако все они явились необходимым источником формирования современной жанровой структуры научной литературы. Одним из наиболее авторитетных жанров научной литературы является монография Активно используется в системе современной научной коммуникации и такой жанр научной литературы, как статья И монография, и статья являются жанрами научной литературы, используемыми только в процессе письменной коммуникации и для нее предназначенными. В отличие от них научный доклад и диссертация представляют собой исторические формы развития устных традиций научного общения. Доклад Диссертация Тезисы доклада Жанры научной литературы - явление подвижное, изменяющееся, они совершенствуются, появляются и исчезают. Система жанров научной литературы достаточно точно отражает уровень развития научного познания, историческую обусловленность норм научной коммуникации. Изданию научной литературы Ведущее место в издании произведений научной литературы принадлежит издательству АН СССР «Наука» и издательствам академий наук союзных республик: «Наукова думка» (УССР), «Наука и техника» (БССР), «Фан» (УаССР), «Мецниереба» (ГССР), «Эдм» (АзССР), «Штиинца» (МССР), «Зинатне» (ЛатССР), «Илим» (КиргССР), Издательство АН АрмССР, «Дониш» (ТаджССР), «Ылим» (ТССР), «Наука» (КазССР). Они выпускают научную литературу как на русском языке, так и на языках народов СССР. Значительную часть изданий научной литературы готовят к выпуску центральные издательства страны. Они, как правило, специализируются на издании научной литературы по одной или нескольким смежным отраслям знания. Большим авторитетом в научных кругах пользуются книги, выпущенные издательствами «Недра», Атомэнергоиздат, «Книга», Стройиздат, «Химия», «Лесная промышленность» и др. Заметную роль в издании научной литературы играют университетские издательства, выпускающие произведения научной литературы по всем отраслям знаний. Все эти издательства публикуют преимущественно отечественную научную литературу. Издание работ зарубежных ученых в переводах на русский язык осуществляют издательства «Мир», «Прогресс» и «Радуга». Они же представляют зарубежным читателям советских авторов. Характеризуя выпуск научной литературы в нашей стране, нельзя не сказать об изданиях, которые осуществляют многочисленные научные организации и учебные институты. Эти издания содержат работы, выполненные в русле комплексных тем конкретных институтов, вузов и академий. В условиях интеграции научных знаний, массового характера научной деятельности часто одной и той же проблемой заняты не только несколько ученых, научных организаций одной страны, но многие крупные научно-исследовательские институты нескольких стран. Естественно, что при этом публикация результатов исследования сопряжена с необходимостью участия в ее подготовке по возможности более широкого числа специалистов. В этом случае наиболее оптимальным решением проблемы является выпуск совместного издания. Оно предполагает совместную работу двух или нескольких издательств или издательств двух или нескольких стран. Современное научное книгоиздание характеризуется постоянным ростом числа совместных изданий, которые отличаются высоким уровнем редакционно-издательской подготовки и полиграфического оформления. Тематическое планирование выпуска научной литературы проводится в нашей стране в строгом соответствии с планами развития науки и с общегосударственными планами развития народного хозяйства. Оно опирается на реализацию задач дальнейшего развития науки как производительной силы современного общества, широкого внедрения ее достижений в практику коммунистического строительства. Научная литература В соответствии с ГОСТ 16447-78 «Издания. Термины и определения основных видов» В первом случае издания научной литературы правомерно рассматривать как единство книжных, журнальных, карточных и комплектных изданий. Классифицируя их по признаку знаковой природы информации, можно выявить три группы: текстовые, картографические и изоиздания. Причем текстовые значительно преобладают в общем массиве научных книг, так как они широко используются в системе научной коммуникации на общенаучном и на дисциплинарном уровне. Картографические издания характерны для отдельных наук, таких как география, зоология, ботаника, океанология, астрономия, геология, история. Научные изоиздания выпускаются преимущественно в виде альбомов и являются традиционным видом издания медицинских, ботанических, биологических и искусствоведческих работ. В зависимости от периодичности и структуры можно выделить непериодические, периодические и продолжающиеся издания научной литературы. Непериодические издания по структуре очень разнообразны: книги, брошюры и листовки. По составу публикуемых произведений непериодические издания научной литературы бывают моноизданиями, т.е. содержат только одно произведение, и сборниками - изданиями, включающими несколько произведений. Моноиздания или сборники могут быть однотомными или многотомными. Многотомные и однотомные издания научной литературы подразделяются на собрания сочинений и избранные произведения. Эти виды изданий успешно используются для публикации научного наследия виднейших ученых мира и нашей страны. Периодические издания научной литературы многочисленны и пользуются заслуженным авторитетом в научном мире. В нашей стране выпускается более 300 научных журналов по всем отраслям знания. Кроме того, к научным периодическим изданиям относятся научные бюллетени, содержащие краткую информацию по тем или иным вопросам. Для научного книгоиздания характерно активное использование такого вида издания, как продолжающееся. Чаше всего это сборники, в которых публикуются статьи по одной или смежным проблемам. Серийные издания объединены на основе общности замысла, тематики, целевого и читательского назначения и дают возможность более четко планировать выпуск научных книг, координировать издательскую деятельность центральных и республиканских издательств. Можно привести множество примеров удачных серий научной литературы, ставших заметным явлением в отечественном книгоиздании. Достаточно назвать такие, как «Классики науки» (издательство «Наука»), «Философское наследие» (издательство «Мысль»), «Океанология» (издательство «Наука»), и др. Рассмотренные принципы классификации являются общими для изданий всех видов литературы и не дают возможность выявить видовую специфику научного книгоиздания. Этой цели служит введенный в ГОСТ 16447-78 «Издания. Термины и определения основных видов» К научному ГОСТ относит «издание, предназначенное для научной работы и содержащее теоретические и (или) экспериментальные исследования» Дальнейшая конкретизация видообразующих признаков научного издания дает возможность выявить ряд отличающихся друг от друга по материальной конструкции, по структуре, по характеру содержащейся в них информации изданий. Большое влияние на использование того или иного вида издания при публикации произведений научной литературы оказывает их жанровая принадлежность. Один из видов научного издания - монография В самостоятельный вид выделяется автореферат диссертации Другой вид научного издания - препринт Монография, автореферат диссертации и препринт - это научные моноиздания К научным непериодическим сборникам относятся «Тезисы докладов научной конференции» и «Материалы научной конференции». Тезисы В настоящее время широкое распространение получили сборники научных трудов Сборники научных трудов бывают непериодическими и продолжающимися. Первые обычно выпускаются издательствами и содержат произведения близкие по тематике. Сборниками являются и научные ежегодники, в которых публикуются материалы, показывающие достижения той или иной науки за истекший год. Продолжающиеся сборники научных трудов издают обычно научные организации и институты. Они пришли на смену «Ученым запискам», сохранив все их достоинства. В настоящее время наметилась тенденция перерастания продолжающихся сборников в периодические издания: у них появляется четко планируемое на год число выпусков, в структуре находят отражение публикации типа «хроника», «информация», свойственные научным журналам, распространение их ведется по подписке. Сборники научных трудов очень популярны среди читателей научной книги. Они более оперативны, чем монографии, дают полное представление о стратегии и тактике современного научного познания, о перспективах исследований, проводимых в различных учреждениях и институтах. В виде непериодического научного сборника или моноиздания выпускаются документальные Система научных изданий дает возможность оптимально отразить современное состояние научной литературы как явления подвижного, развивающегося, реагирующего на изменение норм и традиций научного общения, активно использующего достижения книгоиздательского дела, полиграфии. Продуманное сочетание различных видов изданий научных произведений позволяет значительно повысить эффективность научной книги и обеспечить все направления научного познания необходимой информацией в четко установленном объеме и, по возможности, в кратчайшие сроки. Поиск оптимального соотношения видов научных изданий, их постоянное видовое совершенствование являются одной из актуальных проблем книгоиздания. 4.2.
Работа редактора над содержанием произведения научной литературы
Подготовка к изданию произведений научной литературы предполагает всесторонний анализ их содержания, соответствия жанровым особенностям, целевому назначению и читательскому адресу. Оценка содержания требует от редактора знаний фундаментальных научных понятий, современного состояния научной разработки вопроса, являющегося темой анализируемой публикации. Особенно важно редактору постоянно консультироваться с научными рецензентами, с учеными, непосредственно занимающимися проблемами, рассматриваемыми в готовящихся к изданию произведениях научной литературы. Только такая организация работы даст возможность объективно оценить произведение, его соответствие последним достижениям научного познания, нормам и стандартам научной коммуникации. Редакторский анализ начинается с оценки темы На методику редактирования произведений научной литературы оказывает влияние сложная тематическая дифференциация научного материала, отражающая внутреннюю классификацию наук. Своя специфика в разработке темы присуща произведениям, относящимся к фундаментальным и прикладным, естественным и общественным наукам. Кроме того, существует четкая тематическая градация научного материала. Это дает возможность говорить об особенностях редактирования математической и исторической, химической и лингвистической литературы и т.д. Анализируя содержание произведения научной литературы, давая оценку его научной значимости, редактор должен понимать, что в каждом произведении неразрывно слиты и объективные знания, и оценочное отношение к изображаемому. Объективное в содержании всегда опосредствовано мировоззрением, классовой позицией, профессиональными и другими чертами личности автора. Редактор выявляет, в какой степени реализована авторская индивидуальность, какое отражение она нашла в выборе темы и ее разработке. Работа над содержанием произведения научной литературы - сложный творческий процесс, связанный с постижением авторского замысла и объективной оценкой его воплощения. Основу содержания научного произведения составляет система научных понятий
В ходе редакторского анализа приходится постоянно контролировать правильность употребления научных понятий, которые отражают существенные признаки предметов и явлений. При введении в текст научного понятия должны быть раскрыты его содержание, объем и структура. Степень полноты раскрытия содержания научного понятия всегда обусловлена спецификой предмета и целевого назначения будущего издания. Нередко в тексте произведения научной литературы редактор обнаруживает смысловые ошибки, возникшие из-за нарушения автором логических законов Используемые дефиниции не могут быть, согласно законам логики, отрицательными или противоречивыми, содержать двусмысленность. К ошибкам приводит и нарушение требования, согласно которому видовым отличием понятия может служить только его индивидуальный признак. При редактировании текста обязательно должны быть исправлены определения понятий через неизвестное читателю впервые вводимое в текст научное понятие. Редактор должен своевременно выявить и такую логическую ошибку, как нарушение правил деления понятия. Необходимо помнить, что деление понятий должно всегда проводиться по одному признаку, быть соразмерным и непрерывным, а члены делениям рамках данного текста должны исключать друг друга. Элементами содержания произведения научной литературы являются научные идеи
Редакторский анализ содержания произведения научной литературы предполагает всестороннюю оценку фактического материала Разновидностью фактического материала, часто встречаемого в произведениях научной литературы, являются феноменальные знания, которые фиксируют общее из результатов многократного повторения экспериментов и наблюдений при различных условиях и потому дают возможность отразить объектное эмпирическое знание. В литературе по биологии, например, феноменальные знания фиксируют научную информацию о поведении животных, этапах развития растений, в работах по химии позволяют наиболее полно охарактеризовать свойства веществ, в трудах по физике дают представление о физических свойствах того или иного объекта научного исследования. Значительное место в произведениях научной литературы занимают эмпирические факты
Важным критерием оценки содержания произведения научной литературы служит степень реализации в нем определенного метода получения научных знаний. Научный метод представляет собой совокупность правил, обеспечивающих достижение результата исследования. Он формируется всегда на базе теоретического результата предшествовавших исследований и рассматривается как исходный пункт дальнейшего научного познания. Редактору очень важно оценить сущность, научную перспективность используемого в произведении метода, его конкретность и четкость. Содержание произведения научной литературы, независимо от его тематики и жанровых особенностей, представляет собой неразрывное единство теоретического и эмпирического материала. Это дает возможность адекватно отразить средствами литературы диалектический характер научного познания мира, его цели и задачи. Теория всегда открывает перспективы научного объяснения фактов, эмпирический материал науки ставит перед теорией все новью и новые задачи. В многообразии произведений научной литературы можно условно выделить две группы. К первой относятся авторские оригиналы, излагающие ход и результаты эмпирических научных исследований, ко второй - теоретических. В ходе работы над рукописью необходимо четко представлять себе особенности подобных произведений, дифференцированно подходить к оценке встречающегося в них теоретического и эмпирического материала. В произведениях, отражающих результаты эмпирических научных исследований, внимание должно быть сосредоточено на всесторонней и исчерпывающей характеристике предмета или явления. Основу содержания здесь составят феноменальные знания и эмпирические факты. В теоретических исследованиях познавательная задача реализуется на уровне совершенствования понятийного аппарата науки. Предметом рассмотрения в них являются идеализированные объекты - мысленные познавательные конструкции. Редактор должен четко знать специфику результатов научной идеализации как особого процесса научного познания мира, помнить о том, что идеализированные объекты - это всегда понятия о том, что не существует и не осуществимо в реальном мире, но что обязательно имеет в нем реальный прообраз. Осмысление включенных в содержание произведения идеализированных объектов должно позволить читателю выявить существенные связи понятий и научные закономерности функционирования и развития явлений и предметов.
Редакторский анализ предполагает объективную оценку изложения сущности научной проблемы
Высший уровень научного знания образует теория
В зависимости от того, какова форма идеализированного объекта - предполагает ли он математический аппарат, содержит или нет элемент наглядности, - выделяют несколько типов теории. Так, теория описательного типа призвана решать задачи научного описания и упорядочения обширного эмпирического материала науки. Идеализированный объект в этом случае представляет собой исходную схему научного понятия. В математизированной теории идеализированный объект выступает в виде математической модели предмета или явления. Особенность дедуктивной теории заключается в том, что построение идеализированного объекта совпадает с созданием исходного теоретического базиса. Развертывание теории любого типа происходит на основе конкретизации теоретических знаний о реальном объекте, активной переработки эмпирической информации, концентрации и обогащения понятийного аппарата науки. Особую сложность в ходе подготовки к изданию представляют произведения научной литературы, содержащие изложение новых теорий. По законам научного познания теория выступает как реальное знание о мире только тогда, когда она получает эмпирическую интерпретацию. Это может быть опытная проверка, выявление объяснительно-предсказательных возможностей. Отдельные эмпирические факты еще не основание для отказа от существующей теории и выдвижения новой. Новая теория объективно может появиться только при условии полной Дискредитации предшествующей теории, полного отказа от нее из-за выявленного и научно подтвержденного несоответствия между теоретическим знанием и реальностью. Главный критерий оценки значимости новой теории - ее существенные преимущества в области теоретического объяснения предмета научного познания, предсказания путей дальнейшего научного исследования проблемы. Наряду с теорией в содержании произведения научной литературы находят отражение и такие формы научного знания, как законы науки, классификации, типологии. Закон Редактор в ходе работы контролирует эффективность использования научных законов при изложении содержания произведения. Как показывает практика, наиболее целесообразно их включение в текст при обосновании истинности авторской концепции, изложении теории и путей претворения ее в жизнь. Научные классификации В произведениях научной литературы классификации используются для изложения в развернутом виде современной картины состояния научного познания. Они дают возможность выдвигать гипотезы, делать прогнозы относительно неизвестных науке фактов или закономерностей. Все существующие классификации подразделяются на естественные и искусственные. В основу первых положены существенные признаки предметов пли явлений. В искусственных основанием являются второстепенные, несущественные признаки. Поэтому подобные классификации самостоятельного научного значения не имеют и носят вспомогательный характер. (Сравните классификацию химических элементов и библиотечную классификацию книг; первая строится на основе признака валентности элементов, вторая - по формальному признаку - алфавитному расположению.) Типология как форма научного знания Часто встречаются в произведениях научной литературы различные формы типологии, каждая из которых имеет особую сферу научного использования, а ее применение всегда подчинено сложившимся нормам и стандартам коммуникации. Так, морфологические типологии предполагают выявление архитипа; сравнительно-исторические дают возможность отразить развитие системы; структурные основное внимание уделяют изучению строения предмета; основу типологии под названием «метод идеальных типов» составляет абстрактная конструкция, с которой и сопоставляется изучаемый объект; типология, обозначаемая термином «метод конструированных типов», предполагает выделение из множества предметов в качестве типа одного, который затем изучается как представитель данного множества реально существующих предметов или явлений. Многообразие форм представляемых в произведении научной литературы знаний требует от редактора четких критериев оценки их эффективности в каждом конкретном случае. И основополагающим здесь должно быть требование четкости и строгости научного объяснения средствами литературы. Структура научного объяснения предполагает изложение исходного научного знания, знаний, используемых в качестве средств объяснения, четких логических познавательных действий. При этом следует учитывать, что наиболее эффективны объяснения предметов или явлений на основании законов и теорий. Нередко объяснение является исходным пунктом выработки теоретического понятия. Работая над содержанием произведения научной литературы, редактор постоянно проверяет объективность и убедительность, достоверность объяснений, учитывая, что они - основа оценки соответствия научного знания его объекту. В произведениях научной литературы получают широкое отражение гипотезы Редакторский анализ содержания произведения научной литературы предполагает также квалифицированную оценку форм подачи материала. В современных научных работах наряду с традиционной текстовой формой активно используются таблицы, формулы, иллюстрации. В каждом конкретном случае нужно решить вопрос об уместности их применения. Авторитетным средством систематизации и классификации научного материала являются таблицы Одной из основных форм подачи материала во многих научных публикациях является формула Иллюстрации Необходимо оценить эффективность иллюстративного материала с точки зрения характера отражения им объектов или явлений действительности. Подавляющее большинство иллюстраций научных произведений - научно-познавательные. Среди них и реально-предметные (фотографии и рисунки), условно-предметные (чертеж, схема, карта), отвлеченные (график, математический чертеж) и комбинированные. Редактор внимательно анализирует соответствие используемых типов иллюстрации познавательной емкости произведения. Каждая иллюстрация представляет собой элемент содержания произведения, поэтому ее оценка предполагает использование критериев, применяемых при анализе всех других форм подачи научного материала, - достоверность, научность, актуальность. Рассмотренные вопросы лишь намечают основные аспекты редакторской работы над содержанием произведения научной литературы. При подготовке к изданию авторского оригинала необходима серьезная и кропотливая работа над его содержанием, внимательное изучение материала, постижение сущности изложенных научных проблем. Успешность редакторского анализа научного произведения всегда зависит от глубины и профессиональности исследования всех его элементов. 4.3.
Работа редактора над структурой произведения научной литературы
Редакторский анализ структуры произведения научной литературы Анализируя структуру авторского оригинала, необходимо проследить, как в произведении отражена внутренняя логика развития, характер отображаемого предмета или явления, подчинен ли порядок изложения содержания требованиям актуальности и целесообразности издания, способен ли привлечь читателя. Редактор должен оценить и соответствие структуры жанровым особенностям произведения. Не менее важно выявить, насколько полно реализован в структуре произведения авторский потенциал, его творческая индивидуальность. Структура произведения научной литературы представляет собой последовательность, взаимоотношение и пропорциональность различных его частей. Она обусловлена характером и внутренней логикой развития предмета, жанровыми особенностями произведения, а также авторской манерой изложения. Структура призвана отразить взаимосвязь элементов содержания, наличие методологически оправданной научной концепции. При оценке изложения материала редактор руководствуется критериями как общими для анализа структуры произведения любого вида и жанра литературы, так и характерными только для научной литературы. Произведение научной литературы, независимо от его жанра и объема, всегда можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть должна подготовить читателя к восприятию материала. В ней формулируется тема произведения, обозначаются аспекты ее рассмотрения. Во вводной части автор отмечает новизну и актуальность темы, ее научно-практическое значение, степень освещенности рассматриваемых научных проблем в литературе, вклад в их разработку тех или иных научных организаций, отдельных ученых. Эта часть должна создать определенную установку на чтение, вызвать у читателя целенаправленный интерес к произведению. Здесь рассказывается о наиболее сложных и важных аспектах рассматриваемой проблемы, определяются методы и порядок изложения материала, Это дает возможность осуществить переход к основной части произведения. Основная часть призвана отразить авторскую концепцию, раскрыть тему, реализовать идею. Она служит формированию нового знания о предмете или явлении на основе анализа и синтеза изложенного автором материала научного исследования. Степень полноты представления научной информации диктуется жанровой спецификой произведения, его коммуникативными функциями. В заключительной части, необходимой с точки зрения логики и психологии читательского восприятия, подводится итог научного исследования, формулируются основные выводы, даются рекомендации, намечаются возможные пути дальнейшего исследования вопроса. Именно заключение должно закрепить взгляды автора на решение научной проблемы, суммировать его вклад в познание того или иного предмета или явления. В ходе редакторского анализа определяют, соответствует ли структура произведения содержанию. Основными критериями оценки структуры являются целостность, системность, соразмерность и связность изложения материала. Принцип целостности предполагает изучение строения всякого сложного объекта как диалектического единства составляющих его частей. С этих позиций структура произведения научной литературы представляет собой единство всех составляющих ее компонентов, а каждый элемент структуры - часть произведения в целом. Критерий системности в ходе редакторского анализа дает возможность выявить единую логическую структуру произведения, представить отдельные его фрагменты как систему, образованную их взаимодействием. Этот критерий позволяет заметить и своевременно устранить серьезный недостаток - механическое, формальное объединение разнородных элементов. Использование критерия соразмерности дает возможность устанавливать соответствие объема того или иного фрагмента произведения его смысловой значимости, познавательной емкости. Кроме того, этот принцип способствует оценке структуры произведения с точки зрения ее соответствия особенностям читательского восприятия научного текста. Критерий связности помогает выявить принцип систематизации материала, характер соотнесенности различных частей текста, эффективность избранной автором последовательности изложения. Анализ структуры произведения научной литературы предполагает оценку соответствия типа изложения целевому назначению. При этом необходимо учитывать, что использование описательного, повествовательного пли объяснительного типа изложения всегда обусловлено спецификой содержания произведения, его идейной направленностью. Характеристика предмета или явления наиболее точно выражается в описательном тексте. Описание предпочтительнее других типов изложения и в тех случаях, когда надо охарактеризовать структуру объекта, его составляющие части; траекторию или маршрут движения; представить классификацию объектов, описать их развитие. Повествовательный тип изложения Широко используется авторами научных произведений объяснительный тип изложения материала Работая над авторским оригиналом произведения научной литературы, редактор часто вносит изменения в последовательность изложения материала, в соотношение отдельных фрагментов. При этом важно учитывать особенности правки текста при различных типах изложения материала. Так, описательный тип изложения допускает перестановку частей текста без ущерба для содержания. Повествовательные произведения можно перестраивать только при условии сохранения хронологии в изложении. В объяснительных текстах, где смысловые единицы логически не равноценны, любая перестановка может привести к искажению смысла произведения. Читая научный текст, редактор мысленно проверяет логическую правильность доказательств, анализирует связи между отдельными высказываниями и частями произведения. Структура научной работы должна быть безупречна с точки зрения законов формальной логики: закона достаточного основания, закона тождества, закона противоречия и закона исключенного третьего. Особого внимания требуют включенные в произведение научной литературы доказательства авторских утверждений или научных положений. Необходимо следить за тем, чтобы тезис (то, что требуется доказать) был точно сформулирован и оставался неизменным на протяжении всего доказательства. Аргументы (положения, при помощи которых доказывается тезис) должны быть обязательно соразмерны тезису, а выводы - прямо вытекать из аргументов и подтверждать, а часто и повторять тезис. Редактор обязан учитывать, что дедуктивный метод изложения (от общего к частному) более экономичен с точки зрения объема текста. Однако при таком построении произведения трудно проверить истинность авторских утверждений. Индуктивное изложение (от частного к общему) менее экономично с точки зрения объема текста, зато оно более доказательно. Выводы в подобных случаях могут быть уточнены с появлением новых научных данных. Логический анализ структуры произведения научной литературы дает возможность обнаружить и в процессе редактирования устранить серьезные недостатки, зачастую искажающие содержание. К ним относятся ошибки, вызванные несоответствием установленных в тексте связей между предметами и явлениями, реально существующими. Часто автор делает поспешный вывод, не основанный на веских аргументах. Иногда в основе изложения материала лежит ложная аналогия или непроверенное утверждение. Встречаются также ошибки, связанные с недостаточной полнотой характеристики предмета, с использованием неоднозначных по смыслу высказываний для доказательства научного положения. Работа редактора над структурой предполагает оценку эффективности применения автором того или иного метода изложения материала. При этом обязательно учитываются нормы и стандарты научной коммуникации. Существенны и традиции, сложившиеся в данной области научной деятельности, специфика изложения научных фактов, входящих в систему естественнонаучных или общественных дисциплин, фундаментальных или прикладных научных знаний. И наконец, необходимо учитывать авторскую индивидуальность, проявляющуюся в предпочтении, которое конкретный автор отдает определенному методу изложения научной информации. В произведениях научной литературы часто используются логический Исторический метод изложения позволяет показать процесс развития событий или явлений в их строгой, чаще всего хронологической последовательности. Он эффективен в тех произведениях, которые призваны отразить развитие изучаемого явления последовательно, этап за этапом, с выявлением и всесторонним анализом причинно-следственных связей. Исторический метод динамичен и относительно несложен для восприятия. Сочетание логического и исторического методов изложения содержания служит основой более сложных в познавательном отношении методов построения произведений научной литературы. К ним относятся метод восхождения от абстрактного к конкретному и метод спирали, используемые в крупных теоретических работах и являющиеся свидетельством диалектического осмысления научных фактов. Метод восхождения от абстрактного к конкретному дает возможность на основе глубокого анализа научных понятий синтезировать конкретное знание об изучаемом предмете или явлении. Синтез всегда начинается с простейших абстракций и фиксирует единство многообразного синтеза существующих определений научного понятия. Метод спирали предполагает постепенное развертывание признаков анализируемого в произведении научной литературы предмета или явления. Он не только отражает структуру научного материала, но и дает возможность оказать целенаправленное влияние на ход читательского восприятия. Метод спирали основан на постепенном развитии мысли путем повторения ее каждый раз на новом, более высоком уровне обобщения. Редактор оценивает целесообразность использования различных методов изложения в анализируемом произведении. Основная задача - добиться того, чтобы абстрактность не прикрывала скудность содержания. Необходимо следить за тем, чтобы в основу структуры были положены существенные признаки изучаемого предмета или явления, помнить, что, если материал плохо осмыслен автором, это обязательно приведет к неконкретизированным структурным связям внутри текста. Не менее опасна чрезмерная детализация, широкое и бездумное использование структурных штампов: вводных и заключительных фраз, которые не несут никакой научной информации. Наглядной формой реализации внутренней структуры произведения научной литературы является система рубрик - заголовков частей, разделов, глав и параграфов. Рубрикация Система рубрик произведения научной литературы призвана отразить стремление автора рассмотреть явление всесторонне, выявить его существенные черты, связи с другими явлениями объективной действительности. Отличительная черта языка научной литературы - стремление к максимальной точности, однозначности выражений. Оно реализуется в разработке унифицированной научной терминологии Одной из составных частей работы редактора над произведением научной литературы является анализ используемой автором научной терминологии. Терминологический словарь науки можно условно разделить на две части: 1) базисные термины, значение которых не определяется, а поясняется примерами; 2) производные термины, определяемые при помощи базисных. В идеале каждый научный термин должен соответствовать одному понятию, быть однозначным в рамках какой-либо науки. Однако тенденция использовать уже существующие научные термины для обозначения вновь открываемых в ходе научного познания явлений приводит к тому, что большинство терминов теряет однозначность. Многозначность термина, таким образом, может играть и положительную роль в научном познании, давая возможность исследователю на первом этапе изучения объекта или явления зафиксировать результат исследования, не имеющий еще понятийного эквивалента. Так появляются в языке науки интуитивные термины - важный источник формирования знания путем переосмысления уже функционирующих терминов. Терминологическая гибкость, являясь одним из факторов развития науки, очень часто приводит к появлению многозначных терминов. Полисемия терминов
Большая работа по упорядочению научной терминологии, устранению многозначности терминов проводится Комитетом научно-технической терминологии АН СССР, Государственным комитетом стандартов. Активно участвуют в такой работе отраслевые научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения. Все это позволило создать нормативные терминологические словари практически для всех областей науки. Ими следует руководствоваться редактору при решении вопроса о возможности использования в тексте научного произведения тех или иных специальных терминов. Прямая обязанность редактора - выявление ошибок, связанных с неправильным употреблением точных по своей природе терминов. Ошибочное использование термина может перейти в другие публикации, стать привычным. Часто терминологические ошибки и неточности обусловлены нарушением существующих отношений между анализируемыми в произведении понятиями. Очень распространена неоправданная взаимозамена терминов, так называемая ложная синонимия. Она проявляется в отсутствии четких границ между понятиями, смешении терминов различных научных дисциплин, использовании в качестве терминов профессионализмов. Многозначность Источником возникновения терминологической многозначности может быть параллельное использование в рамках одной науки собственного и международного или заимствованного термина как синонимов. Редактору в этом случае приходится решать сложную задачу: какому термину отдать предпочтение? Выбор всегда обусловливается объективными критериями. К ним относятся познавательный идеал эпохи, особенности терминологической системы данной науки, авторский стиль и индивидуальная манера словоупотребления, жанровая и видовая характеристика издания. Нередко редактору научной литературы приходится сталкиваться с использованием индивидуальных терминов, не зафиксированных в терминологических словарях. Чаще всего это бывает продиктовано желанием автора уточнить существующее научное понятие, выявить некоторые его черты и особенности. Иногда появление нового термина, заменяющего традиционный, исторически оправдано, обусловлено спецификой развития науки. Такие термины быстро распространяются и включаются в терминологическую систему. Однако большинство индивидуальных терминов не находит широкого применения в науке, их использование лишь усугубляет развитие синонимии терминологической системы. Стремление к четкости, информативной емкости изложения привело к широкому включению в научный язык и стиль целого комплекса математических средств выражения. Редактор должен учитывать, что именно они дают возможность автору «переходить от одних истинных утверждений к другим не на основе обычной языковой интуиции, а на базе четко сформулированных формальных правил, гарантирующих непротиворечивый, логически безукоризненный способ рассуждений» Использование специальной символики создало условия для рационального построения систем знакового обозначения соотношения изучаемых предметов или явлений. Появилась реальная перспектива достижения однозначности используемых научных выражений, особенно тех, для которых в естественном языке нет словесных эквивалентов. Знание научной символики необходимо редактору, так как она является одной из форм передачи содержания исследования в произведениях научной литературы. На ее базе были предприняты попытки разработки искусственного языка науки, созданы формальные научные языки, активно используемые в современных научных произведениях. Специфика научного познания заключается в том, что очень часто его объект не является предметом непосредственного восприятия. Все его характеристики содержатся в определенной комбинации знаков, т.е. должны найти выражение только в языке. Естественно, наука время от времени сталкивается с проблемой поиска языкового эквивалента изучаемого явления. Часто многозначный, богатый в смысловом отношении язык не позволяет четко зафиксировать логическую сущность и определенность научного понятия. В начале XX в. австрийский ученый Гильберт При анализе работ, в которых используются формализованные языки, необходимо помнить, что подобный язык всегда имеет четко установленный словарь и алфавит, особый каталог правильных выражений. Развитие теоретических принципов построения формализованного языка послужило основой создания искусственных формальных языков в ряде наук, позволило разработать машинные языки и обеспечить общение человека с ЭВМ в процессе научного исследования. Однако основу языка научного произведения составляет общеупотребительная лексика. Поэтому редактору следует руководствоваться прежде всего требованиями современного литературного языка. Редакторская оценка стиля изложения научного содержания произведения базируется на соответствии авторской манеры нормам и стандартам научной коммуникации, жанровым и видовым особенностям будущего издания. Как правило, все эмоциональные, экспрессивно-оценочные моменты, личные пристрастия сознательно исключаются автором из текста научного произведения. Стиль научной литературы очень рационален, основное требование - максимум новой информации, объективность всех суждений и оценок. Существенное влияние на стиль произведений научной литературы оказывает познавательный идеал эпохи. Именно он определяет отбор лексических и синтаксических средств, формирует исторически обусловленные черты научного стиля изложения материала. Редактор должен чувствовать необходимость проявления в стиле произведения дифференциации научного знания, отличать стиль естественнонаучных произведений от стиля работ по общественным наукам, стиль изложения научного материала в фундаментальных и в прикладных науках. При анализе стиля научного произведения редактор обязан руководствоваться положениями и критериями, выработанными специальной лингвистической дисциплиной - теорией стилей, и при этом помнить, что главная задача редактирования - максимальное сохранение авторской индивидуальности. Пользоваться правилами и рекомендациями практической стилистики надо творчески, чтобы в ходе необходимой правки текста усилить, подчеркнуть неповторимость языка и стиля каждого произведения научной литературы. 4.5.
Справочный аппарат
В изданиях произведений научной литературы большое значение придается справочному аппарату В то же время сложная структура справочного аппарата ведет к значительному удорожанию книги, увеличивает сроки ее издания. Поэтому при оценке состава аппарата необходимо учитывать и эти важные моменты экономики издания, стараться избегать перегруженности книги элементами, не играющими заметной роли в повышении эффективности издания. Существующие в издательском деле стандарты во многом облегчили процесс подготовки справочного аппарата к изданию. Так, ГОСТ 7.4-77 «Выходные сведения в издательской продукции» Как правило, сведения об авторах, порядок расположения их фамилий на титульном листе, заглавие приводятся с той полнотой и в том виде, как это установлено автором или авторами произведения. Если в состав авторского коллектива входит более пяти человек, их фамилии обычно указывают на обороте титульного листа. Здесь обязательно приводят и фамилии составителей, переводчиков, научных рецензентов. В научных книгах на обороте титульного листа помещают прикнижную аннотацию В общественно-научных изданиях помещают прикнижную аннотацию. Причем она по своей структуре и содержанию значительно отличается от аннотаций массовых изданий, выполняя прежде всего информативную роль. Ее задача - кратко охарактеризовать тему произведения, проблематику, объект исследования, его цели и результаты. Все рекламные и пропагандистские, популяризаторские элементы, необходимые в аннотации на массовое издание, в научной книге неуместны. По содержанию аннотация на издание научного произведения очень близка реферату. К примеру, аннотация на науковедческое издание содержит следующую характеристику книги: «В монографии освещается широкий круг вопросов науковедческого и историко-научного характера, касающихся задач комплексного исследования науки как исторически развивающейся формы коллективной деятельности. Рассматриваются проблемы формирования личности ученого и его исследовательской программы, образования научных школ, случайного и необходимого в научном открытии, вопросы соавторства, научного приоритета». В прикнижном реферате просто перечисляются вопросы, рассматриваемые в издании: «Приведены основные сведения об организации и технико-экономических показателях котельных установок электростанций. Описаны условия работы паровых котлов, рассмотрены методы обеспечения надежной и экономичной эксплуатации барабанных и прямоточных котлов, разъяснены особенности их пуска и останова». Одним из обязательных элементов справочного аппарата научной книги является внутрикнижная библиография - библиографические ссылки В изданиях научной литературы широко используются практически все указанные в ГОСТе разновидности библиографических ссылок. Предпочтение, отдаваемое в конкретном издании той или иной форме, всегда продиктовано спецификой содержания книги, традициями научной литературы, стандартами и нормами научной коммуникации в данной сфере научной деятельности. Так, в работах по общественным наукам чаще всего используются внутритекстовые и подстрочные Оценивая удачность выбранной автором формы библиографических ссылок, редактор учитывает, прежде всего, позволяет ли она читателю идентифицировать источник цитирования, оценить его научную авторитетность, время создания, нормативность. Важно помнить и о том, что внутритекстовые и подстрочные ссылки, используемые стишком часто, утомляют читателя, мешают работе с книгой, их практически невозможно разыскать без повторного сплошного чтения материала, наконец, подстрочные ссылки значительно усложняют полиграфическое воспроизведение текста. Использование затекстовых ссылок Источники должны располагаться по алфавиту независимо от порядка их упоминания в тексте, что дает возможность избежать повторов, дублирования, унифицировать библиографические описания. К сожалению, еще нередко можно встретить издания научных произведений, в которых затекстовые списки оформлены неверно: источники в них расположены по порядку цитирования или упоминания в тексте. Это делает практически невозможным повторное обращение к списку источников и его оценку с точки зрения полноты охвата современной научной литературы, научной значимости книг, используемых автором публикации. Кроме того, это лишает всякого смысла использование затекстовых ссылок: практически подстрочные ссылки просто механически переносятся в конец издания. Наряду с библиографическими ссылками в научной книге обязательно присутствуют прикнижные списки литературы В изданиях произведений научной литературы помещают различные по назначению прикнижные списки литературы: рекомендательные, информирующие, дополняющие, персональные. Часто в одном издании публикуют несколько разновидностей библиографических списков Редактирование прикнижных списков литературы заключается в проверке полноты приведенных библиографических описаний В некоторых изданиях составляются списки литературы к отдельным главам. Связано это обычно с большим количеством источников, группировка которых в одном списке значительно затруднила бы работу читателя с изданием, либо с тем, что каждая глава имеет самостоятельное научное значение. К обязательным элементам справочного аппарата научной книги относятся предисловие, вступительная статья и послесловие. Они призваны расширить сведения читателя о задачах издания, его специфике, помочь рационально использовать публикуемую научную информацию, позволяют глубже усвоить содержание произведения. Предисловие Так, в предисловии к монографии целесообразно привести обоснование научной значимости издания, выявить особенности авторской концепции, охарактеризовать эмпирическую базу исследования. В предисловии к коллективной монографии необходимо указать, кем написаны разделы, главы произведения, почему выбрана подобная форма монографии. Предисловие к собранию сочинений ученого содержит сведения о составе издания, принципе группировки произведений по томам, о текстологической подготовке источников, об особенностях и составе справочного аппарата. В сборниках научных статей помещают предисловия, в которых приводится характеристика темы и проблематики издания, освещается история и современное состояние изучения той или иной конкретной проблемы. В материалах научных съездов, конференций предисловие дает информацию о круге вопросов, обсуждавшихся в рамках программы, составе участников, организационной структуре (пленарные и секционные заседания, их тематика, выставки и демонстрации, пристендовые сообщения и т.д.). Как правило, в научной книге предисловия бывают авторские. В сборниках научных статей, в переводных изданиях помещают также предисловия, написанные от имени титульного редактора, составителя, издательства. Нередко в одном издании помещают несколько предисловий, отражающих оценку издания автором, издательством и авторитетным в данной области науки ученым. В переводных изданиях авторское предисловие к русскому изданию публикуют после издательского предисловия, в котором дается критический анализ научной концепции автора, его принципов и методов научного исследования. При переиздании научной книги, как правило, публикуются наряду с новым и предисловия предыдущих изданий. Это дает возможность читателю судить о специфике каждого издания произведения и решить вопрос о целесообразности обращения к более ранним изданиям книги. В собраниях сочинений ученых, в сборниках научных статей, кроме предисловия, публикуется вступительная статья Авторами вступительных статей обычно выступают видные ученые. Иногда в качестве вступительной статьи к сборнику помещают работу авторитетного в данной области науки ученого. Подобная статья должна содержать анализ и обобщение вопросов, получивших отражение в сборнике. Редактирование предисловия и вступительной статьи лучше проводить после окончания работы над основным текстом издания. Тогда в этих элементах справочного аппарата удается отразить общий принцип систематизации материала, логику изложения, структуру издания. Одна из задач редактора - исключить возможность совпадения по содержанию предисловия и введения, вступительной статьи и аннотации. Послесловия Широко представлены в научной книге примечания Обязательным элементом всякого научного издания является указатель Чаше всего в научных книгах встречаются предметные указатели В изданиях по общественным наукам наряду с предметными широко используются указатели имен, географических названий, произведений, памятников архитектуры, периодических изданий и т.д. В некоторых книгах помещают сразу несколько указателей. Задача редактора - исключить повторы и разночтения, проверить правильность написания имен. Для повышения информативности изданий в научной книге помещают указатели таблиц, формул, иллюстраций. Это дает возможность читателю использовать отдельные элементы издания вне основного текста. Поскольку содержание научного произведения всегда многоаспектно, то отразить в указателях все встречающиеся в тексте научные понятия или имена собственные практически невозможно. Редактор следит за тем, чтобы принцип отбора рубрик был обусловлен темой и проблематикой произведения, целевым назначением издания и его читательским адресом. Не менее важно оценить и проверить содержание и форму рубрик указателя. Здесь внимание должно быть сосредоточено на порядке слов в рубрике, ее грамматической форме, на связи между сходными по содержанию рубриками, на количестве ссылок и их соответствии основному тексту. Приложения как элемент справочного аппарата Оглавление Работа редактора над содержанием и оглавлением сводится к проверке правильности его составления: все ли рубрики отражены, правильно ли приведены названия разделов, глав, параграфов, точно ли отражена соподчиненность рубрик. |
|||||||
|
|||||||
© Центр дистанционного образования МГУП |