Московский государственный университет печати



         

Редактирование отдельных видов литературы

Учебник



Редактирование отдельных видов литературы
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.

Глава 1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙСистематизация литературных произведений Литературные произведения. Систематизация

1.1.

Словесность - письменность - литература - массовая коммуникация

1.2.

Роды литературы. ТипизацияТипизация литературы и классификация литературных произведений

1.3.

Система жанров литературных произведений

2.

Глава 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КНИЖНЫХ ИЗДАНИЙСистематизация книжных изданий Книжные издания. Систематизация

2.1.

Издание и систематизация изданий

2.2.

Книжные издания и их типизацияКнижные издания. Типизация

2.3.

Книжные издания и их классификацияКнижные издания. Классификация

2.4.

Жанровый ряд книжных изданийКнижные издания. Жанры

2.5.

Общая схема систематизации книжных изданий

3.

Глава 3. МАССОВО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРАМассово-политическая литература

3.1.

Особенности массово-политической литературы

3.2.

Работа редактора над содержанием пропагандистской литературыПропагандистская литература. Редактирование

3.3.

Работа редактора над содержанием агитационной литературы

3.4.

Работа над языком и стилемЯзык и стиль массово-политической литературы

4.

Глава 4. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРАНаучная литература

4.1.

Предмет, целевое назначение и читательский адрес

4.2.

Работа редактора над содержанием произведения научной литературы

4.3.

Работа редактора над структурой произведения научной литературы

4.4.

Работа редактора над языком и стилемЯзык и стиль научной литературы произведения научной литературы

4.5.

Справочный аппарат

5.

Глава 5. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРАНаучно-популярная литература

5.1.

В. И. Ленин и проблемы популяризации наукиПопуляризация науки Ленин В. И. О популяризации науки

5.2.

Предмет популяризации

5.3.

Функции популяризации науки

5.4.

Читательская аудиторияЧитательский адрес научно-популярной литературы и принципы популяризации

5.5.

Работа над стилемЯзык и стиль научно-популярной литературы

5.6.

Иллюстративный материал

5.7.

Справочный аппарат

6.

Глава 6. НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРАНаучно-информационная литература

6.1.

Природа, состав, функции научно-информационной литературы и организация подготовки ее к изданию

6.2.

Редактирование библиографических указателей

6.3.

Задачи, содержание и методы работы редактора над основной частью реферативного издания

6.4.

Редактирование аналитического обзораАналитический обзор. Редактирование Обзор аналитический. Редактирование

6.5.

Работа над аппаратом информационного издания

7.

Глава 7. МАССОВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРАПроизводственно-техническая литература Массовая производственно-техническая литература

7.1.

Общая характеристика

7.2.

Разновидности изданий массовой производственно-технической литературыМассово-производственные издания

7.3.

Основные критерии редакторского анализа

7.4.

Работа над языком и стилем

8.

Глава 8. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

8.1.

Общая характеристика. Порядок издания

8.2.

Типологические признаки учебных изданий

8.3.

Виды учебных изданий

8.4.

Работа редактора над учебной книгой

8.5.

Оценка языково-стилистических средств

9.

Глава 9. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРАСправочная литература

9.1.

Типология справочных изданийСправочные издания. Типология и основные требования к справочной литературе

9.2.

Энциклопедии

9.3.

Языковые (лингвистические) словариСловари языковые (лингвистические) Лингвистические словари Языковые словари

9.4.

СправочникиСправочники

10.

Глава 10. РЕКЛАМНЫЕ ИЗДАНИЯРекламные издания

10.1.

Типологические признаки рекламных изданий

10.2.

Роль редактора в создании рекламного издания

10.3.

Методика редакторского анализа текста рекламных издании

10.4.

Критерии редакторской оценки художественного оформления изданий

10.5.

Работа редактора над престижными элементами изданияПрестижные элементы рекламного издания

11.

Глава 11. СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРАХудожественная литература

11.1.

Издание художественной литературы в СССР

11.2.

Литературно-художественное произведение как объект редакторского анализа

11.2.1.

Художественная литература как явление искусства и место редактора в создании литературно-художественного произведения

11.2.2.

Критерии оценки художественного текстаХудожественные тексты. Критерии оценки

11.2.3.

Методика редакторского анализа художественного произведения

11.2.4.

Оценка персонажей. Работа редактора над сюжетом произведения

11.2.5.

Работа редактора над художественной деталью

11.3.

Особенности редактирования произведений различных жанров и детской литературы

11.3.1.

Редактирование эпических произведенийЭпические произведения. Редактирование

11.3.2.

Редактирование драматических произведенийДраматические произведения. Редактирование

11.3.3.

Редактирование детской литературы (Общие вопросы)Детская литература. Редактирование

11.4.

Особенности работы редактора с автором литературно-художественного произведения

12.

Глава 12. ИЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫКлассические тексты. Подготовка к изданию

12.1.

ТекстологияТекстология и ее место в работе редактора

12.2.

Жанры и типы литературно-художественных изданийЛитературно-художественные издания. Жанры и типы

13.

ЛИТЕРАТУРА

Указатели
314   именной указатель
728   предметный указатель
40   указатель названий

Научная литература - один из способов научной коммуникации и один из видов литературы. Ее предмет, целевое назначение и читательский адрес обусловлены, с одной стороны, спецификой научной коммуникации, с другой - особенностью литературы как социального явления.

Наука как сфера человеческой деятельности характеризуется социальной направленностью на выработку знаний путем отражения объективного мира в виде познавательных образов. Зафиксировать процесс и результат научного познания мира призвана научная литература.

Предметом научной литературыПредмет научной литературы правомерно считать систему научных понятий, обеспечивающих функционирование в научной коммуникации основных форм знания - теории, закона, классификации, типологии, проблемы, метода и т.д. Именно научная литература дает возможность реализовать такие познавательные функции науки, как объяснение, предсказание, систематизация явлений объективной действительности.

В содержании произведения научной литературы получают понятийное воплощение все необходимые элементы научного исследования: задачи, проблемные ситуации, исходные гипотезы, предварительные знания и методы их изучения; результат исследования - новое знание. Кроме того, произведения научной литературы отображают различие этих компонентов, обусловленное особенностями исследовательского процесса конкретной науки.

В научной литературе получает закрепление диалектический характер познания, представляющего собой единство чувственного и рационального отражения действительности. Он реализуется в виде соотношения эмпирического и теоретического в научном знанииТеоретическое и эмпирическое. Это дает возможность фиксировать средствами литературы специфику научного познания, в ходе которого выработка нового знания предполагает исследование особого рода диалектических противоречий, возникающих между содержанием понятий и основами существующих теорий, с одной стороны, и новыми эмпирическими фактами, опровергающими их или не соответствующими им, - с другой.

Произведение научной литературы всегда обусловлено познавательным идеалом определенной эпохи, который реализуется в системе логических правил построения понятий и оперирования с ними. Он диктует нормы использования различных средств представления информации, влияет на выбор формы представления научных знаний.

Целевое назначение научной литературыЦелевое назначение научной литературы обусловлено потребностями науки. Литература такого рода дает возможность зафиксировать научные знания в произведении, т.е. обеспечивает «производство» научных понятий. Кроме того, она является необходимым условием восприятия и использования их в той или иной коммуникативной системе, обеспечивает «потребление» научных знаний.

Многообразный характер научного познания определяет сложную внутреннюю структуру целевого назначения научной литературы.

Одна из центральных задач ее - отражение в системе научных коммуникаций результатов теоретического освоения Действительности. Произведения научной литературы фиксируют нормы исследовательской деятельности, стандарты и образцы научных знаний, вырабатывают оптимальные формы их представления.

Наряду с этим научная литература играет заметную роль в подготовке научных кадров и формировании специалистов научной сферы деятельности. Это обусловлено кумулятивным характером научного знания, всеобщим характером труда в науке. Произведения научной литературы обладают большим воспитательным значением, так как фиксируют процесс порождения научного знания. Они являются также и одним из наиболее достоверных источников реконструирования того или иного метода познания, определенной «техники» исследования.

Научная литература всегда адресуется только членам научного сообщества, т.е. деятелям науки. Автор излагает материал в расчете на «себе подобного».

Читатели научной литературыЧитательский адрес научной литературы - участники научной коммуникации, для которых этот способ закрепления знаний представляет профессиональный интерес, является одним из обязательных условий их деятельности и предполагает своего рода сотворчество. Читатель не просто воссоздает авторское понимание, а раскрывает многообразие смыслов научных понятий, восполняет содержание своим сознанием, соотносит содержание произведения с собственной точкой зрения и при этом никогда не исключает возможности изменения или даже отказа от своих взглядов.

Научная литература формировалась на протяжении многих веков. На ее развитие оказывало влияние постепенное обособление науки как сферы человеческой деятельности, становление литературы как способа социальной коммуникации. Свой отпечаток накладывала история духовной культуры, уровень развития общества в целом.

Окончательное обособление научной литературы произошло в XVIII в. Научная литература непрерывно развивалась, отражая процесс углубления человеческого познания мира, расширения его границ. Ее дальнейшее совершенствование протекало в условиях бурного развития различных областей знания.

Активно влияет на предмет, целевое назначение и читательский адрес научной литературы значительное усложнение социального института науки, появление новых организационных форм. В ней находит отражение изменение самого характера научной деятельности: плановость исследований, высокая интенсивность научного поиска, тесная связь науки с производством.

Научная литература испытывает заметное влияние информационной литературы. Ее оперативность, высокая эффективность требуют от научной литературы выработки современных методов представления информации, поиска новых средств передачи результатов научного познания.

Произведения научной литературы призваны адекватно воплотить новое явление в теоретическом освоении мира: создании принципиально нового канала исследований - диалоговых систем «человек - машина». Включение искусственного интеллекта в систему научных коммуникаций требует значительной перестройки всех ее способов, совершенствования норм и стандартов.

В многообразии произведений научной литературы можно выделить несколько типов сочинений. Они отличаются друг от друга степенью полноты освещения материала, характеризуются направленностью на решение той или иной задачи научного познания, единством специфических свойств формы и содержания. Это исторически сложившиеся устойчивые разновидности научных публикаций - жанрыЖанры научной литературы.

На ранних этапах существования науки появились такие жанры, как диалоги и трактаты. Дальнейшее развитие научного познания привело к обособлению в самостоятельные жанры научной речи, научного памфлета, научного письма в газету. Некоторые жанры научной литературы существовали на протяжении веков, другие функционировали в системе научной коммуникации не более десятилетия. Однако все они явились необходимым источником формирования современной жанровой структуры научной литературы.

Одним из наиболее авторитетных жанров научной литературы является монографияМонография, как жанр научной литературы (от греч. моно - один, графо - пишу). Это научное сочинение, в котором с наибольшей полнотой излагаются материалы, связанные с определенной проблемой. Монография дала возможность от описания отдельных эмпирических фактов и их изучения перейти к системному изложению научных теорий, к обоснованию концепций, выработке стратегии научного поиска. Научная монография сегодня - это подведение итогов определенного пути, пройденного наукой, и необходимая отправная точка для дальнейшего научного познания.

Активно используется в системе современной научной коммуникации и такой жанр научной литературы, как статьяСтатья как жанр научной литературы. Статья не ставит своей целью всестороннее и исчерпывающее отражение конечного результата научного поиска. Научные статьи - это достоверная летопись науки. Они фиксируют ход научного познания мира, вскрывают «технологию» исследования, все его этапы.

И монография, и статья являются жанрами научной литературы, используемыми только в процессе письменной коммуникации и для нее предназначенными. В отличие от них научный доклад и диссертация представляют собой исторические формы развития устных традиций научного общения.

ДокладДоклад научный - это научное сочинение, отражающее содержание и форму публичного сообщения по какой-либо теме. Он представляет собой итоговый результат проведенного исследования. В научном докладе может излагаться гипотеза и предполагаемое направление научного поиска. Объем доклада, его стиль диктуются нормами научной коммуникации и традициями научных съездов, симпозиумов, конференций, семинаров и т.д.

ДиссертацияДиссертация (от лат. dissertatio - рассуждение, исследование) - научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной зашиты и получения ученой степени. Ее содержание и структура в полной мере отражают предмет и задачи научного исследования, его актуальность и практическую значимость, основные выводы и перспективы использования полученных автором результатов.

Тезисы докладаТезисы докладов, авторефераты диссертацииАвторефераты диссертаций содержат в сжатом виде основные положения доклада и диссертации, дают возможность широкой научной общественности ознакомиться с содержанием предпринятых исследований и эффективно используются современной наукой.

Жанры научной литературы - явление подвижное, изменяющееся, они совершенствуются, появляются и исчезают. Система жанров научной литературы достаточно точно отражает уровень развития научного познания, историческую обусловленность норм научной коммуникации.

Изданию научной литературыИздание (книгоиздание) научной литературы в СССР в нашей стране уделяется большое внимание. За годы Советской власти выпуск научных книг увеличился в 85 раз и составляет по числу названий более пятой части общего выпуска книжной продукции СССР.

Ведущее место в издании произведений научной литературы принадлежит издательству АН СССР «Наука» и издательствам академий наук союзных республик: «Наукова думка» (УССР), «Наука и техника» (БССР), «Фан» (УаССР), «Мецниереба» (ГССР), «Эдм» (АзССР), «Штиинца» (МССР), «Зинатне» (ЛатССР), «Илим» (КиргССР), Издательство АН АрмССР, «Дониш» (ТаджССР), «Ылим» (ТССР), «Наука» (КазССР). Они выпускают научную литературу как на русском языке, так и на языках народов СССР.

Значительную часть изданий научной литературы готовят к выпуску центральные издательства страны. Они, как правило, специализируются на издании научной литературы по одной или нескольким смежным отраслям знания. Большим авторитетом в научных кругах пользуются книги, выпущенные издательствами «Недра», Атомэнергоиздат, «Книга», Стройиздат, «Химия», «Лесная промышленность» и др. Заметную роль в издании научной литературы играют университетские издательства, выпускающие произведения научной литературы по всем отраслям знаний.

Все эти издательства публикуют преимущественно отечественную научную литературу. Издание работ зарубежных ученых в переводах на русский язык осуществляют издательства «Мир», «Прогресс» и «Радуга». Они же представляют зарубежным читателям советских авторов.

Характеризуя выпуск научной литературы в нашей стране, нельзя не сказать об изданиях, которые осуществляют многочисленные научные организации и учебные институты. Эти издания содержат работы, выполненные в русле комплексных тем конкретных институтов, вузов и академий.

В условиях интеграции научных знаний, массового характера научной деятельности часто одной и той же проблемой заняты не только несколько ученых, научных организаций одной страны, но многие крупные научно-исследовательские институты нескольких стран. Естественно, что при этом публикация результатов исследования сопряжена с необходимостью участия в ее подготовке по возможности более широкого числа специалистов. В этом случае наиболее оптимальным решением проблемы является выпуск совместного издания. Оно предполагает совместную работу двух или нескольких издательств или издательств двух или нескольких стран. Современное научное книгоиздание характеризуется постоянным ростом числа совместных изданий, которые отличаются высоким уровнем редакционно-издательской подготовки и полиграфического оформления.

Тематическое планирование выпуска научной литературы проводится в нашей стране в строгом соответствии с планами развития науки и с общегосударственными планами развития народного хозяйства. Оно опирается на реализацию задач дальнейшего развития науки как производительной силы современного общества, широкого внедрения ее достижений в практику коммунистического строительства.

Научная литератураНаучные издания. Виды отличается большим видовым разнообразием, в полной мере отражающим ее жанровое богатство, специфику научной коммуникации и современное состояние/ научного познания.

В соответствии с ГОСТ 16447-78 «Издания. Термины и определения основных видов»Издания. Термины и определения основных видов' (ГОСТ 16447-78) издания любого вида литературы, в том числе и научной, можно классифицировать по следующим признакам: 1) по материальной конструкции; 2) по знаковой природе; 3) по периодичности и структуре; 4) по целевому назначению и характеру информации.

В первом случае издания научной литературы правомерно рассматривать как единство книжных, журнальных, карточных и комплектных изданий. Классифицируя их по признаку знаковой природы информации, можно выявить три группы: текстовые, картографические и изоиздания. Причем текстовые значительно преобладают в общем массиве научных книг, так как они широко используются в системе научной коммуникации на общенаучном и на дисциплинарном уровне. Картографические издания характерны для отдельных наук, таких как география, зоология, ботаника, океанология, астрономия, геология, история. Научные изоиздания выпускаются преимущественно в виде альбомов и являются традиционным видом издания медицинских, ботанических, биологических и искусствоведческих работ.

В зависимости от периодичности и структуры можно выделить непериодические, периодические и продолжающиеся издания научной литературы.

Непериодические издания по структуре очень разнообразны: книги, брошюры и листовки. По составу публикуемых произведений непериодические издания научной литературы бывают моноизданиями, т.е. содержат только одно произведение, и сборниками - изданиями, включающими несколько произведений.

Моноиздания или сборники могут быть однотомными или многотомными. Многотомные и однотомные издания научной литературы подразделяются на собрания сочинений и избранные произведения. Эти виды изданий успешно используются для публикации научного наследия виднейших ученых мира и нашей страны.

Периодические издания научной литературы многочисленны и пользуются заслуженным авторитетом в научном мире. В нашей стране выпускается более 300 научных журналов по всем отраслям знания. Кроме того, к научным периодическим изданиям относятся научные бюллетени, содержащие краткую информацию по тем или иным вопросам.

Для научного книгоиздания характерно активное использование такого вида издания, как продолжающееся. Чаше всего это сборники, в которых публикуются статьи по одной или смежным проблемам.

Серийные издания объединены на основе общности замысла, тематики, целевого и читательского назначения и дают возможность более четко планировать выпуск научных книг, координировать издательскую деятельность центральных и республиканских издательств. Можно привести множество примеров удачных серий научной литературы, ставших заметным явлением в отечественном книгоиздании. Достаточно назвать такие, как «Классики науки» (издательство «Наука»), «Философское наследие» (издательство «Мысль»), «Океанология» (издательство «Наука»), и др.

Рассмотренные принципы классификации являются общими для изданий всех видов литературы и не дают возможность выявить видовую специфику научного книгоиздания. Этой цели служит введенный в ГОСТ 16447-78 «Издания. Термины и определения основных видов»Издания. Термины и определения основных видов' (ГОСТ 16447-78) комплексный видообразующий признак - целевое назначение и характер информации». Он позволяет выделить как самостоятельный вид научное издание.

К научному ГОСТ относит «издание, предназначенное для научной работы и содержащее теоретические и (или) экспериментальные исследования»Стандарты по издательскому делу: Справ.-докум. пособие. М., 1982. С. 338.. Предметом научного издания является произведение или ряд произведений научной литературы, прошедшие необходимую редакционно-издательскую обработку и снабженное справочным аппаратом. Целевое назначение научного изданияЦелевое назначение научного издания - обеспечение научной коммуникации; читательский адресЧитательский адрес научного издания - ученые, научные работники, все те, для кого наука является сферой профессиональной деятельности.

Дальнейшая конкретизация видообразующих признаков научного издания дает возможность выявить ряд отличающихся друг от друга по материальной конструкции, по структуре, по характеру содержащейся в них информации изданий. Большое влияние на использование того или иного вида издания при публикации произведений научной литературы оказывает их жанровая принадлежность.

Один из видов научного издания - монографияМонография. Традиционной формой является однотомная монография. Издают монографии и в виде многотомников, например «Геология СССР» (издательство «Недра»), «Флора СССР» и «Фауна СССР» (издательство «Наука»). Часто отдельные монографии объединяют в тематические серии и библиотеки.

В самостоятельный вид выделяется автореферат диссертацииАвторефераты диссертаций - «научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени»Стандарты по издательскому делу. С. 338.. Автореферат выпускается на правах рукописи'На правах рукописи' издание и представляет собой «произведение, размноженное ограниченным тиражом для распространения среди узкого круга лиц...»Издание на правах рукописи // Словарь издательских терминов. М., 1983. С. 46.. Он не подвергается редакционной обработке и в планы издания не включается.

Другой вид научного издания - препринтПрепринты. Это «научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они впоследствии будут помещены»Стандарты по издательскому делу. С. 338.. Препринты издаются чаще всего в виде бюллетеней и листков, носят чисто информационный, сигнальный характер и выпускаются органами НТИ, редакционно-издательскими отделами научных институтов и учреждений.

Монография, автореферат диссертации и препринт - это научные моноизданияМоноиздание. Не менее распространены в научном книгоиздании и сборники, как правило, непериодические и продолжающиеся.

К научным непериодическим сборникам относятся «Тезисы докладов научной конференции» и «Материалы научной конференции». ТезисыТезисы докладов носят предваряющий характер и используются в системе научных коммуникаций для ознакомления широкой научной общественности с программой и кратким содержанием докладов. Материалы научной конференции представляют собой непериодический сборник, «содержащий итоги научной конференции (программы, доклады, рекомендации, решения)»Стандарты по издательскому делу. С. 338.. Они выпускаются в виде однотомного издания или в виде нескольких брошюр. Их структура отражает организационные принципы конференции, жанровые особенности публикуемых материалов, степень нормативности и характер принятых решений и рекомендаций.

В настоящее время широкое распространение получили сборники научных трудовСборники научных трудов, издаваемые, как правило, научными организациями и институтами. Поэтому стандарт определяет этот вид издания как «научный сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам, имеющим принципиальное научное значение и практическую ценность»Стандарты по издательскому делу. С. 339.. Однако, как показывает книгоиздательская практика, сборники активно используют в своей деятельности как академические, так и центральные, республиканские и местные издательства. Это дает основание говорить о том, что сборник научных трудов представляет собой вид издания, состоящий из ряда произведений научной литературы (по преимуществу статей) одного или нескольких авторов.

Сборники научных трудов бывают непериодическими и продолжающимися. Первые обычно выпускаются издательствами и содержат произведения близкие по тематике. Сборниками являются и научные ежегодники, в которых публикуются материалы, показывающие достижения той или иной науки за истекший год. Продолжающиеся сборники научных трудов издают обычно научные организации и институты. Они пришли на смену «Ученым запискам», сохранив все их достоинства. В настоящее время наметилась тенденция перерастания продолжающихся сборников в периодические издания: у них появляется четко планируемое на год число выпусков, в структуре находят отражение публикации типа «хроника», «информация», свойственные научным журналам, распространение их ведется по подписке.

Сборники научных трудов очень популярны среди читателей научной книги. Они более оперативны, чем монографии, дают полное представление о стратегии и тактике современного научного познания, о перспективах исследований, проводимых в различных учреждениях и институтах.

В виде непериодического научного сборника или моноиздания выпускаются документальныеДокументальные научные издания научные издания, которые содержат «преимущественно исторические документы, памятники культуры, тексты художественных и иных произведений, являющихся источниками для дальнейших исследований»Стандарты по издательскому делу. С. 339.. Нередко они являются факсимильным воспроизведением исторических или научных документов, литературных произведений. Таковы «Изборник Святослава» (издательство «Книга»), «Уставы Академии наук» (издательство «Наука»), факсимильные издания А. Герцена: «Голоса из России», «Исторический сборник», «Колокол» (издательство «Наука»). Большим авторитетом пользуются серии «Литературное наследство» и «Литературные памятники», «"Памятники философской мысли» (издательство «Наука»).

Система научных изданий дает возможность оптимально отразить современное состояние научной литературы как явления подвижного, развивающегося, реагирующего на изменение норм и традиций научного общения, активно использующего достижения книгоиздательского дела, полиграфии.

Продуманное сочетание различных видов изданий научных произведений позволяет значительно повысить эффективность научной книги и обеспечить все направления научного познания необходимой информацией в четко установленном объеме и, по возможности, в кратчайшие сроки. Поиск оптимального соотношения видов научных изданий, их постоянное видовое совершенствование являются одной из актуальных проблем книгоиздания.

Подготовка к изданию произведений научной литературы предполагает всесторонний анализ их содержания, соответствия жанровым особенностям, целевому назначению и читательскому адресу. Оценка содержания требует от редактора знаний фундаментальных научных понятий, современного состояния научной разработки вопроса, являющегося темой анализируемой публикации. Особенно важно редактору постоянно консультироваться с научными рецензентами, с учеными, непосредственно занимающимися проблемами, рассматриваемыми в готовящихся к изданию произведениях научной литературы. Только такая организация работы даст возможность объективно оценить произведение, его соответствие последним достижениям научного познания, нормам и стандартам научной коммуникации.

Редакторский анализ начинается с оценки темыОценка темы научного произведения и ее разработки. Здесь применимы общие для всех видов литературы критерии - достоверность, научность, актуальность, на основе которых делается вывод о своевременности и целесообразности публикации.

На методику редактирования произведений научной литературы оказывает влияние сложная тематическая дифференциация научного материала, отражающая внутреннюю классификацию наук. Своя специфика в разработке темы присуща произведениям, относящимся к фундаментальным и прикладным, естественным и общественным наукам. Кроме того, существует четкая тематическая градация научного материала. Это дает возможность говорить об особенностях редактирования математической и исторической, химической и лингвистической литературы и т.д.

Анализируя содержание произведения научной литературы, давая оценку его научной значимости, редактор должен понимать, что в каждом произведении неразрывно слиты и объективные знания, и оценочное отношение к изображаемому. Объективное в содержании всегда опосредствовано мировоззрением, классовой позицией, профессиональными и другими чертами личности автора. Редактор выявляет, в какой степени реализована авторская индивидуальность, какое отражение она нашла в выборе темы и ее разработке. Работа над содержанием произведения научной литературы - сложный творческий процесс, связанный с постижением авторского замысла и объективной оценкой его воплощения.

Основу содержания научного произведения составляет система научных понятий Научные понятия, дающая представления о задачах, процессе и результатах научного познания того или иного объекта или явления. В зависимости от жанровых особенностей они отражают средствами литературы этапы научного исследования с той или иной степенью целостности. Так, монографии призваны максимально полно осветить тему, раскрыть проблему; в статье может быть представлен один аспект научной проблемы, тот или иной этап изучения.

В ходе редакторского анализа приходится постоянно контролировать правильность употребления научных понятий, которые отражают существенные признаки предметов и явлений. При введении в текст научного понятия должны быть раскрыты его содержание, объем и структура. Степень полноты раскрытия содержания научного понятия всегда обусловлена спецификой предмета и целевого назначения будущего издания.

Нередко в тексте произведения научной литературы редактор обнаруживает смысловые ошибки, возникшие из-за нарушения автором логических законовЛогические основы редактирования научной литературы и правил определения понятий. Поэтому при работе над рукописью необходимо особо контролировать соразмерность используемых определений научных понятий: следить за тем, чтобы содержание и объем определяемого были равны содержанию и объему определяющего понятия.

Используемые дефиниции не могут быть, согласно законам логики, отрицательными или противоречивыми, содержать двусмысленность. К ошибкам приводит и нарушение требования, согласно которому видовым отличием понятия может служить только его индивидуальный признак. При редактировании текста обязательно должны быть исправлены определения понятий через неизвестное читателю впервые вводимое в текст научное понятие.

Редактор должен своевременно выявить и такую логическую ошибку, как нарушение правил деления понятия. Необходимо помнить, что деление понятий должно всегда проводиться по одному признаку, быть соразмерным и непрерывным, а члены делениям рамках данного текста должны исключать друг друга.

Элементами содержания произведения научной литературы являются научные идеи Научные идеи как высшие формы теоретического осмысления действительности, представляющие собой объективное и конкретное знание действительности, готовое для практического воплощения. Они дают возможность сформулировать итог того или иного этапа развития науки, могут служить основой систематизации знаний, выполнять роль эвристических принципов объяснения явлений, поиска решения научных проблем.

Редакторский анализ содержания произведения научной литературы предполагает всестороннюю оценку фактического материалаФакты и фактический материл в научной литературе. Факты в научном произведении дают возможность отразить все многообразие информации о наблюдаемом предмете или явлении, о результатах научного эксперимента. Характер фактического материала, его объем всегда зависят от тематики произведения, жанровых особенностей, диктуются нормами и стандартами научной коммуникации. В тексте произведения научной литературы научный материал реализуется системой феноменальных знаний и эмпирических фактов.

Разновидностью фактического материала, часто встречаемого в произведениях научной литературы, являются феноменальные знания, которые фиксируют общее из результатов многократного повторения экспериментов и наблюдений при различных условиях и потому дают возможность отразить объектное эмпирическое знание. В литературе по биологии, например, феноменальные знания фиксируют научную информацию о поведении животных, этапах развития растений, в работах по химии позволяют наиболее полно охарактеризовать свойства веществ, в трудах по физике дают представление о физических свойствах того или иного объекта научного исследования.

Значительное место в произведениях научной литературы занимают эмпирические факты Эмпирические факты, которые позволяют выявить родовидовую специфику изучаемого явления: принадлежность растения к определенному семейству в ботанике, химического элемента к той или иной группе, произведения искусства - к одному из видов или жанров искусства и т.д. Они используются для отражения того общего, что присуще изучаемому объекту. Эмпирические факты должны быть получены только с помощью авторитетной в современной науке методики. Они очень важны, так как дают возможность воспроизвести результат научного эксперимента любому исследователю. При редактировании необходимо тщательно проверить полноту эмпирических фактов, доступность и ясность описания методики проведения наблюдении или эксперимента, характеристику применяемых приборов и установок.

Важным критерием оценки содержания произведения научной литературы служит степень реализации в нем определенного метода получения научных знаний. Научный метод представляет собой совокупность правил, обеспечивающих достижение результата исследования. Он формируется всегда на базе теоретического результата предшествовавших исследований и рассматривается как исходный пункт дальнейшего научного познания. Редактору очень важно оценить сущность, научную перспективность используемого в произведении метода, его конкретность и четкость.

Содержание произведения научной литературы, независимо от его тематики и жанровых особенностей, представляет собой неразрывное единство теоретического и эмпирического материала. Это дает возможность адекватно отразить средствами литературы диалектический характер научного познания мира, его цели и задачи. Теория всегда открывает перспективы научного объяснения фактов, эмпирический материал науки ставит перед теорией все новью и новые задачи.

В многообразии произведений научной литературы можно условно выделить две группы. К первой относятся авторские оригиналы, излагающие ход и результаты эмпирических научных исследований, ко второй - теоретических. В ходе работы над рукописью необходимо четко представлять себе особенности подобных произведений, дифференцированно подходить к оценке встречающегося в них теоретического и эмпирического материала.

В произведениях, отражающих результаты эмпирических научных исследований, внимание должно быть сосредоточено на всесторонней и исчерпывающей характеристике предмета или явления. Основу содержания здесь составят феноменальные знания и эмпирические факты. В теоретических исследованиях познавательная задача реализуется на уровне совершенствования понятийного аппарата науки. Предметом рассмотрения в них являются идеализированные объекты - мысленные познавательные конструкции. Редактор должен четко знать специфику результатов научной идеализации как особого процесса научного познания мира, помнить о том, что идеализированные объекты - это всегда понятия о том, что не существует и не осуществимо в реальном мире, но что обязательно имеет в нем реальный прообраз. Осмысление включенных в содержание произведения идеализированных объектов должно позволить читателю выявить существенные связи понятий и научные закономерности функционирования и развития явлений и предметов.

Редакторский анализ предполагает объективную оценку изложения сущности научной проблемы Научная проблема. Поэтому большое внимание необходимо уделять определению эффективности отражения в произведении научной литературы различных форм научного знания.

Высший уровень научного знания образует теория Теория. «Теоретическое познание должно дать объект в его необходимости, в его всесторонних отношениях» (29, 193)Ленин В. И. О познании. Отличительный признак теории - целостность. Теория всегда представляет собой систему знаний об объекте или явлении, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. В ходе редактирования авторского оригинала, в котором излагается научная теория, надо тщательно проанализировать характеристику компонентов теории, их логичность и обоснованность. При этом необходимо руководствоваться общенаучными требованиями к теории как высшей форме научного знания. Теория имеет довольно сложную внутреннюю структуру. В основе любой теории всегда лежат исходные эмпирические факты и первичные теоретические допущения, которые характеризуют идеализированный объект. Теория строится с помощью логических правил вывода и доказательства. К компонентам теории относится также совокупность выведенных утверждений, составляющих основу знания. Необходимый этап создания теории - построение идеализированного объекта. Именно он является конструктивным средством развертывания теории.

В зависимости от того, какова форма идеализированного объекта - предполагает ли он математический аппарат, содержит или нет элемент наглядности, - выделяют несколько типов теории. Так, теория описательного типа призвана решать задачи научного описания и упорядочения обширного эмпирического материала науки. Идеализированный объект в этом случае представляет собой исходную схему научного понятия. В математизированной теории идеализированный объект выступает в виде математической модели предмета или явления. Особенность дедуктивной теории заключается в том, что построение идеализированного объекта совпадает с созданием исходного теоретического базиса.

Развертывание теории любого типа происходит на основе конкретизации теоретических знаний о реальном объекте, активной переработки эмпирической информации, концентрации и обогащения понятийного аппарата науки.

Особую сложность в ходе подготовки к изданию представляют произведения научной литературы, содержащие изложение новых теорий. По законам научного познания теория выступает как реальное знание о мире только тогда, когда она получает эмпирическую интерпретацию. Это может быть опытная проверка, выявление объяснительно-предсказательных возможностей. Отдельные эмпирические факты еще не основание для отказа от существующей теории и выдвижения новой. Новая теория объективно может появиться только при условии полной Дискредитации предшествующей теории, полного отказа от нее из-за выявленного и научно подтвержденного несоответствия между теоретическим знанием и реальностью. Главный критерий оценки значимости новой теории - ее существенные преимущества в области теоретического объяснения предмета научного познания, предсказания путей дальнейшего научного исследования проблемы.

Наряду с теорией в содержании произведения научной литературы находят отражение и такие формы научного знания, как законы науки, классификации, типологии.

ЗаконЗаконы науки в научном познании выражает существенное, устойчивое и повторяющееся отношение между предметами или явлениями. В произведениях научной литературы получают отражение научные законы функционирования и развития. И те, и другие носят объективный характер. Они могут быть менее общими (и тогда действуют в одной области и изучаются отдельными науками, например, закон тождества в логике), более общими (в этом случае они исследуются несколькими смежными науками, например, закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения и т.д.) и всеобщими (они имеют универсальный характер и изучаются философией, например, закон отрицания отрицания).

Редактор в ходе работы контролирует эффективность использования научных законов при изложении содержания произведения. Как показывает практика, наиболее целесообразно их включение в текст при обосновании истинности авторской концепции, изложении теории и путей претворения ее в жизнь.

Научные классификацииКлассификация научная составляют основу содержания многих произведений научной литературы. Они дают возможность зафиксировать закономерные связи между предметами или явлениями, позволяют подытожить результаты развития той или иной области научного познания. Создание классификации - непременное условие перехода от эмпирического накопления фактов к их теоретическому осмыслению. Таковы классификации изданий в книговедении, растений - в биологии, предметов быта - в археологии, минералов - в геологии и т.д.

В произведениях научной литературы классификации используются для изложения в развернутом виде современной картины состояния научного познания. Они дают возможность выдвигать гипотезы, делать прогнозы относительно неизвестных науке фактов или закономерностей.

Все существующие классификации подразделяются на естественные и искусственные. В основу первых положены существенные признаки предметов пли явлений. В искусственных основанием являются второстепенные, несущественные признаки. Поэтому подобные классификации самостоятельного научного значения не имеют и носят вспомогательный характер. (Сравните классификацию химических элементов и библиотечную классификацию книг; первая строится на основе признака валентности элементов, вторая - по формальному признаку - алфавитному расположению.)

Типология как форма научного знанияТипология как форма научного знания представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение или группировка систем объектов с помощью обобщенной, идеализированной модели. Типология строится на базе выявления сходства или различия изучаемых предметов, на выработке научных способов их идентификации. По способу построения типологии делятся на эмпирические и теоретические. В основе первых лежит описание и сопоставление предметов на базе количественной обработки эмпирических фактов, поэтому они позволяют выявить устойчивые признаки изучаемых явлений, систематизировать и интерпретировать полученный научный материал. Теоретические типологии основываются на понимании объекта как системы. Их цель - выявить системообразующие связи, структурные уровни изучаемого явления. Теоретическая типология - одно из наиболее эффективных средств научного объяснения и создания теории.

Часто встречаются в произведениях научной литературы различные формы типологии, каждая из которых имеет особую сферу научного использования, а ее применение всегда подчинено сложившимся нормам и стандартам коммуникации. Так, морфологические типологии предполагают выявление архитипа; сравнительно-исторические дают возможность отразить развитие системы; структурные основное внимание уделяют изучению строения предмета; основу типологии под названием «метод идеальных типов» составляет абстрактная конструкция, с которой и сопоставляется изучаемый объект; типология, обозначаемая термином «метод конструированных типов», предполагает выделение из множества предметов в качестве типа одного, который затем изучается как представитель данного множества реально существующих предметов или явлений.

Многообразие форм представляемых в произведении научной литературы знаний требует от редактора четких критериев оценки их эффективности в каждом конкретном случае. И основополагающим здесь должно быть требование четкости и строгости научного объяснения средствами литературы.

Структура научного объяснения предполагает изложение исходного научного знания, знаний, используемых в качестве средств объяснения, четких логических познавательных действий. При этом следует учитывать, что наиболее эффективны объяснения предметов или явлений на основании законов и теорий. Нередко объяснение является исходным пунктом выработки теоретического понятия. Работая над содержанием произведения научной литературы, редактор постоянно проверяет объективность и убедительность, достоверность объяснений, учитывая, что они - основа оценки соответствия научного знания его объекту.

В произведениях научной литературы получают широкое отражение гипотезыГипотеза - научные предположения, допущения. Они выражают специфику научного познания, заключающуюся в постоянном выдвижении и экспериментальной проверке научных положений. Гипотезы дают возможность решать конкретные проблемы, связанные с устранением противоречий теории и эмпирических фактов. Необходимо помнить, что гипотезы должны Удовлетворять условию принципиальной проверяемости, иными словами - каждая гипотеза всегда может быть опровергнута или подтверждена. Именно эти качества дают возможность ограничить универсальность существующего научного знания, проверить гипотезу с помощью результатов эмпирического научного исследования.

Редакторский анализ содержания произведения научной литературы предполагает также квалифицированную оценку форм подачи материала. В современных научных работах наряду с традиционной текстовой формой активно используются таблицы, формулы, иллюстрации. В каждом конкретном случае нужно решить вопрос об уместности их применения.

Авторитетным средством систематизации и классификации научного материала являются таблицыТаблицы. Наиболее часто используются аналитические таблицы, на основании изучения которых читатель получает новое знание о предмете или явлении. Редактор, прежде всего, должен установить целесообразность и необходимость использования таблицы в тексте, выявить и проанализировать принцип группировки материала, его соответствие научному методу отраженного в произведении исследования. Необходимо решить вопрос о том, что лучше с точки зрения адекватности передачи содержания: представить цифровой материал в статике или в динамике. Анализируя таблицы, контролируют выполнение условий однородности и сопоставимости данных, приведенных в них. Кроме того, проверяют грамматическую правильность оформления элементов таблицы, устраняют повторяющиеся заголовки, унифицируют единицы измерения и условные обозначения. Главное требование - таблица не должна дублировать текстовой и графический материал.

Одной из основных форм подачи материала во многих научных публикациях является формулаФормулы. Она дает возможность передать общее формализованное определение научного закона, правила, обладает большой информационной емкостью. Редактор проверяет правильность приведенных в авторском оригинале формул, их целесообразность, научную значимость. Одна из задач редакторского анализа - поиск путей упрощения формульного материала. Важно помнить, что формула включается в текст как равноправный член предложения с соблюдением всех правил грамматики и синтаксиса. Следует проконтролировать систему подачи формул; их универсальность и нормативность; наличие экспликации - расшифровки всех буквенных обозначений, входящих в состав формулы. Особого внимания требует разметка формул для набора.

ИллюстрацииИллюстрации в научной литературе в произведениях научной литературы используются для пояснения или дополнения текста, для аргументации и наглядного, документального подтверждения научного материала, для приведения экспериментальных данных. Оценка иллюстраций - задача сложная, творческая. Относительно количества иллюстраций существуют нормативы, предусматривающие процентное соотношение площади набора и площади иллюстраций в изданиях. Для научной книги этот показатель составляет 4-30%. Диапазон достаточно широк, и редактор должен подойти к решению вопроса о количестве иллюстраций с учетом специфики содержания анализируемого произведения.

Необходимо оценить эффективность иллюстративного материала с точки зрения характера отражения им объектов или явлений действительности. Подавляющее большинство иллюстраций научных произведений - научно-познавательные. Среди них и реально-предметные (фотографии и рисунки), условно-предметные (чертеж, схема, карта), отвлеченные (график, математический чертеж) и комбинированные. Редактор внимательно анализирует соответствие используемых типов иллюстрации познавательной емкости произведения. Каждая иллюстрация представляет собой элемент содержания произведения, поэтому ее оценка предполагает использование критериев, применяемых при анализе всех других форм подачи научного материала, - достоверность, научность, актуальность.

Рассмотренные вопросы лишь намечают основные аспекты редакторской работы над содержанием произведения научной литературы. При подготовке к изданию авторского оригинала необходима серьезная и кропотливая работа над его содержанием, внимательное изучение материала, постижение сущности изложенных научных проблем. Успешность редакторского анализа научного произведения всегда зависит от глубины и профессиональности исследования всех его элементов.

Редакторский анализ структуры произведения научной литературыКомпозиция произведения научной литературы можно лишь условно выделить в самостоятельный этап работы. Оценка структуры неразрывно связана с изучением содержания произведения, так как цель редактора - добиться гармоничного единства содержания и формы литературного произведения. Вместе с тем детальное изучение элементов структуры, сознательная акцентировка внимания на этом аспекте анализа позволяют добиться ясности изложения материала, сконцентрировать интерес читателя, направить его восприятие на постижение в первую очередь наиболее важных с точки зрения научного познания фрагментов текста.

Анализируя структуру авторского оригинала, необходимо проследить, как в произведении отражена внутренняя логика развития, характер отображаемого предмета или явления, подчинен ли порядок изложения содержания требованиям актуальности и целесообразности издания, способен ли привлечь читателя. Редактор должен оценить и соответствие структуры жанровым особенностям произведения. Не менее важно выявить, насколько полно реализован в структуре произведения авторский потенциал, его творческая индивидуальность.

Структура произведения научной литературы представляет собой последовательность, взаимоотношение и пропорциональность различных его частей. Она обусловлена характером и внутренней логикой развития предмета, жанровыми особенностями произведения, а также авторской манерой изложения. Структура призвана отразить взаимосвязь элементов содержания, наличие методологически оправданной научной концепции. При оценке изложения материала редактор руководствуется критериями как общими для анализа структуры произведения любого вида и жанра литературы, так и характерными только для научной литературы.

Произведение научной литературы, независимо от его жанра и объема, всегда можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть должна подготовить читателя к восприятию материала. В ней формулируется тема произведения, обозначаются аспекты ее рассмотрения. Во вводной части автор отмечает новизну и актуальность темы, ее научно-практическое значение, степень освещенности рассматриваемых научных проблем в литературе, вклад в их разработку тех или иных научных организаций, отдельных ученых. Эта часть должна создать определенную установку на чтение, вызвать у читателя целенаправленный интерес к произведению. Здесь рассказывается о наиболее сложных и важных аспектах рассматриваемой проблемы, определяются методы и порядок изложения материала, Это дает возможность осуществить переход к основной части произведения.

Основная часть призвана отразить авторскую концепцию, раскрыть тему, реализовать идею. Она служит формированию нового знания о предмете или явлении на основе анализа и синтеза изложенного автором материала научного исследования. Степень полноты представления научной информации диктуется жанровой спецификой произведения, его коммуникативными функциями.

В заключительной части, необходимой с точки зрения логики и психологии читательского восприятия, подводится итог научного исследования, формулируются основные выводы, даются рекомендации, намечаются возможные пути дальнейшего исследования вопроса. Именно заключение должно закрепить взгляды автора на решение научной проблемы, суммировать его вклад в познание того или иного предмета или явления.

В ходе редакторского анализа определяют, соответствует ли структура произведения содержанию. Основными критериями оценки структуры являются целостность, системность, соразмерность и связность изложения материала.

Принцип целостности предполагает изучение строения всякого сложного объекта как диалектического единства составляющих его частей. С этих позиций структура произведения научной литературы представляет собой единство всех составляющих ее компонентов, а каждый элемент структуры - часть произведения в целом.

Критерий системности в ходе редакторского анализа дает возможность выявить единую логическую структуру произведения, представить отдельные его фрагменты как систему, образованную их взаимодействием. Этот критерий позволяет заметить и своевременно устранить серьезный недостаток - механическое, формальное объединение разнородных элементов.

Использование критерия соразмерности дает возможность устанавливать соответствие объема того или иного фрагмента произведения его смысловой значимости, познавательной емкости. Кроме того, этот принцип способствует оценке структуры произведения с точки зрения ее соответствия особенностям читательского восприятия научного текста.

Критерий связности помогает выявить принцип систематизации материала, характер соотнесенности различных частей текста, эффективность избранной автором последовательности изложения.

Анализ структуры произведения научной литературы предполагает оценку соответствия типа изложения целевому назначению. При этом необходимо учитывать, что использование описательного, повествовательного пли объяснительного типа изложения всегда обусловлено спецификой содержания произведения, его идейной направленностью.

Характеристика предмета или явления наиболее точно выражается в описательном тексте. Описание предпочтительнее других типов изложения и в тех случаях, когда надо охарактеризовать структуру объекта, его составляющие части; траекторию или маршрут движения; представить классификацию объектов, описать их развитие.

Повествовательный тип изложенияПовествовательные тексты в научной литературе даст возможность адекватно отразить в произведении научной литературы причинно-следственные и временные связи предметов и явлений. Изложение материала в таких работах дается в хронологическом порядке. Начинаются повествовательные тексты обычно указанием причины, повода тех или иных изменений, событий.

Широко используется авторами научных произведений объяснительный тип изложения материалаОбъяснительный текст в научной литературе. Часто такие тексты называют текстами-рассуждениями, так как они фиксируют процесс научного доказательства или опровержения.

Работая над авторским оригиналом произведения научной литературы, редактор часто вносит изменения в последовательность изложения материала, в соотношение отдельных фрагментов. При этом важно учитывать особенности правки текста при различных типах изложения материала. Так, описательный тип изложения допускает перестановку частей текста без ущерба для содержания. Повествовательные произведения можно перестраивать только при условии сохранения хронологии в изложении. В объяснительных текстах, где смысловые единицы логически не равноценны, любая перестановка может привести к искажению смысла произведения.

Читая научный текст, редактор мысленно проверяет логическую правильность доказательств, анализирует связи между отдельными высказываниями и частями произведения. Структура научной работы должна быть безупречна с точки зрения законов формальной логики: закона достаточного основания, закона тождества, закона противоречия и закона исключенного третьего.

Особого внимания требуют включенные в произведение научной литературы доказательства авторских утверждений или научных положений. Необходимо следить за тем, чтобы тезис (то, что требуется доказать) был точно сформулирован и оставался неизменным на протяжении всего доказательства. Аргументы (положения, при помощи которых доказывается тезис) должны быть обязательно соразмерны тезису, а выводы - прямо вытекать из аргументов и подтверждать, а часто и повторять тезис.

Редактор обязан учитывать, что дедуктивный метод изложения (от общего к частному) более экономичен с точки зрения объема текста. Однако при таком построении произведения трудно проверить истинность авторских утверждений. Индуктивное изложение (от частного к общему) менее экономично с точки зрения объема текста, зато оно более доказательно. Выводы в подобных случаях могут быть уточнены с появлением новых научных данных.

Логический анализ структуры произведения научной литературы дает возможность обнаружить и в процессе редактирования устранить серьезные недостатки, зачастую искажающие содержание. К ним относятся ошибки, вызванные несоответствием установленных в тексте связей между предметами и явлениями, реально существующими. Часто автор делает поспешный вывод, не основанный на веских аргументах. Иногда в основе изложения материала лежит ложная аналогия или непроверенное утверждение. Встречаются также ошибки, связанные с недостаточной полнотой характеристики предмета, с использованием неоднозначных по смыслу высказываний для доказательства научного положения.

Работа редактора над структурой предполагает оценку эффективности применения автором того или иного метода изложения материала. При этом обязательно учитываются нормы и стандарты научной коммуникации. Существенны и традиции, сложившиеся в данной области научной деятельности, специфика изложения научных фактов, входящих в систему естественнонаучных или общественных дисциплин, фундаментальных или прикладных научных знаний. И наконец, необходимо учитывать авторскую индивидуальность, проявляющуюся в предпочтении, которое конкретный автор отдает определенному методу изложения научной информации.

В произведениях научной литературы часто используются логическийЛогические основы редактирования научной литературы и исторический методы изложения. Первый дает возможность проследить ход авторского рассуждения, создать модель научного исследования, всесторонне рассмотреть тот или иной объект. Изложение строится на основе показа причины и следствия, элементов и результата их взаимодействия, исследования отдельных частей и всей структуры в целом. Логический метод предполагает последовательное членение материала па смысловые фрагменты. Чаще всего он используется в произведениях, где всесторонне анализируются свойства предмета или явления, различные стороны одного объекта научного познания. Этот метод отличается высокой информативностью.

Исторический метод изложения позволяет показать процесс развития событий или явлений в их строгой, чаще всего хронологической последовательности. Он эффективен в тех произведениях, которые призваны отразить развитие изучаемого явления последовательно, этап за этапом, с выявлением и всесторонним анализом причинно-следственных связей. Исторический метод динамичен и относительно несложен для восприятия.

Сочетание логического и исторического методов изложения содержания служит основой более сложных в познавательном отношении методов построения произведений научной литературы. К ним относятся метод восхождения от абстрактного к конкретному и метод спирали, используемые в крупных теоретических работах и являющиеся свидетельством диалектического осмысления научных фактов.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному дает возможность на основе глубокого анализа научных понятий синтезировать конкретное знание об изучаемом предмете или явлении. Синтез всегда начинается с простейших абстракций и фиксирует единство многообразного синтеза существующих определений научного понятия.

Метод спирали предполагает постепенное развертывание признаков анализируемого в произведении научной литературы предмета или явления. Он не только отражает структуру научного материала, но и дает возможность оказать целенаправленное влияние на ход читательского восприятия. Метод спирали основан на постепенном развитии мысли путем повторения ее каждый раз на новом, более высоком уровне обобщения.

Редактор оценивает целесообразность использования различных методов изложения в анализируемом произведении. Основная задача - добиться того, чтобы абстрактность не прикрывала скудность содержания. Необходимо следить за тем, чтобы в основу структуры были положены существенные признаки изучаемого предмета или явления, помнить, что, если материал плохо осмыслен автором, это обязательно приведет к неконкретизированным структурным связям внутри текста. Не менее опасна чрезмерная детализация, широкое и бездумное использование структурных штампов: вводных и заключительных фраз, которые не несут никакой научной информации.

Наглядной формой реализации внутренней структуры произведения научной литературы является система рубрик - заголовков частей, разделов, глав и параграфов. РубрикацияРубрикация научного издания даст представление об авторском плане изложения материала, взаимообусловленности частей произведения, их соотношении.

Система рубрик произведения научной литературы призвана отразить стремление автора рассмотреть явление всесторонне, выявить его существенные черты, связи с другими явлениями объективной действительности.

4.4.
Работа редактора над языком и стилемЯзык и стиль научной литературы произведения научной литературы

Отличительная черта языка научной литературы - стремление к максимальной точности, однозначности выражений. Оно реализуется в разработке унифицированной научной терминологииТермины в научных текстах, в широком применении специальной математической символики. Глубокий и всесторонний анализ языка науки как особой сферы человеческой деятельности является предметом специальных лингвистических дисциплин. Мы обозначим лишь редакторский аспект изучения этой проблемы, отметим вопросы, наиболее значимые с точки зрения их влияния на характер и результаты работы редактора над авторским оригиналом с целью его совершенствования.

Одной из составных частей работы редактора над произведением научной литературы является анализ используемой автором научной терминологии.

Терминологический словарь науки можно условно разделить на две части: 1) базисные термины, значение которых не определяется, а поясняется примерами; 2) производные термины, определяемые при помощи базисных. В идеале каждый научный термин должен соответствовать одному понятию, быть однозначным в рамках какой-либо науки. Однако тенденция использовать уже существующие научные термины для обозначения вновь открываемых в ходе научного познания явлений приводит к тому, что большинство терминов теряет однозначность.

Многозначность термина, таким образом, может играть и положительную роль в научном познании, давая возможность исследователю на первом этапе изучения объекта или явления зафиксировать результат исследования, не имеющий еще понятийного эквивалента. Так появляются в языке науки интуитивные термины - важный источник формирования знания путем переосмысления уже функционирующих терминов.

Терминологическая гибкость, являясь одним из факторов развития науки, очень часто приводит к появлению многозначных терминов. Полисемия терминов Полисемия - явление отрицательное, оно затрудняет процесс научного исследования, порой делает невозможной адекватную передачу его средствами языка.

Большая работа по упорядочению научной терминологии, устранению многозначности терминов проводится Комитетом научно-технической терминологии АН СССР, Государственным комитетом стандартов. Активно участвуют в такой работе отраслевые научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения. Все это позволило создать нормативные терминологические словари практически для всех областей науки. Ими следует руководствоваться редактору при решении вопроса о возможности использования в тексте научного произведения тех или иных специальных терминов.

Прямая обязанность редактора - выявление ошибок, связанных с неправильным употреблением точных по своей природе терминов. Ошибочное использование термина может перейти в другие публикации, стать привычным.

Часто терминологические ошибки и неточности обусловлены нарушением существующих отношений между анализируемыми в произведении понятиями. Очень распространена неоправданная взаимозамена терминов, так называемая ложная синонимия. Она проявляется в отсутствии четких границ между понятиями, смешении терминов различных научных дисциплин, использовании в качестве терминов профессионализмов.

МногозначностьПолисемия термина в пределах одного произведения - серьезный недостаток. Редактор должен продумать причины ее возникновения, возможные пути устранения.

Источником возникновения терминологической многозначности может быть параллельное использование в рамках одной науки собственного и международного или заимствованного термина как синонимов. Редактору в этом случае приходится решать сложную задачу: какому термину отдать предпочтение? Выбор всегда обусловливается объективными критериями. К ним относятся познавательный идеал эпохи, особенности терминологической системы данной науки, авторский стиль и индивидуальная манера словоупотребления, жанровая и видовая характеристика издания.

Нередко редактору научной литературы приходится сталкиваться с использованием индивидуальных терминов, не зафиксированных в терминологических словарях. Чаще всего это бывает продиктовано желанием автора уточнить существующее научное понятие, выявить некоторые его черты и особенности. Иногда появление нового термина, заменяющего традиционный, исторически оправдано, обусловлено спецификой развития науки. Такие термины быстро распространяются и включаются в терминологическую систему. Однако большинство индивидуальных терминов не находит широкого применения в науке, их использование лишь усугубляет развитие синонимии терминологической системы.

Стремление к четкости, информативной емкости изложения привело к широкому включению в научный язык и стиль целого комплекса математических средств выражения. Редактор должен учитывать, что именно они дают возможность автору «переходить от одних истинных утверждений к другим не на основе обычной языковой интуиции, а на базе четко сформулированных формальных правил, гарантирующих непротиворечивый, логически безукоризненный способ рассуждений»Ракитов А. И. Анатомия научного знания: (Популярное введение в логику и методологию науки). М., 1969. С. 86. Ракитов А. И..

Использование специальной символики создало условия для рационального построения систем знакового обозначения соотношения изучаемых предметов или явлений. Появилась реальная перспектива достижения однозначности используемых научных выражений, особенно тех, для которых в естественном языке нет словесных эквивалентов.

Знание научной символики необходимо редактору, так как она является одной из форм передачи содержания исследования в произведениях научной литературы. На ее базе были предприняты попытки разработки искусственного языка науки, созданы формальные научные языки, активно используемые в современных научных произведениях.

Специфика научного познания заключается в том, что очень часто его объект не является предметом непосредственного восприятия. Все его характеристики содержатся в определенной комбинации знаков, т.е. должны найти выражение только в языке. Естественно, наука время от времени сталкивается с проблемой поиска языкового эквивалента изучаемого явления. Часто многозначный, богатый в смысловом отношении язык не позволяет четко зафиксировать логическую сущность и определенность научного понятия.

В начале XX в. австрийский ученый ГильбертГильберт (австрийский ученый) разработал принципы формализованного языкаФормализованные языки, правила которого были заданы в явной форме. Он строится на основе четкой определенности исходных знаков, правил образования сложных предложений из простых и правил преобразования одних предложений в другие. Причем все операции проводятся без учета значения знаков, в расчет принимается только вид знаков и их место в данной последовательности символов.

При анализе работ, в которых используются формализованные языки, необходимо помнить, что подобный язык всегда имеет четко установленный словарь и алфавит, особый каталог правильных выражений.

Развитие теоретических принципов построения формализованного языка послужило основой создания искусственных формальных языков в ряде наук, позволило разработать машинные языки и обеспечить общение человека с ЭВМ в процессе научного исследования.

Однако основу языка научного произведения составляет общеупотребительная лексика. Поэтому редактору следует руководствоваться прежде всего требованиями современного литературного языка.

Редакторская оценка стиля изложения научного содержания произведения базируется на соответствии авторской манеры нормам и стандартам научной коммуникации, жанровым и видовым особенностям будущего издания. Как правило, все эмоциональные, экспрессивно-оценочные моменты, личные пристрастия сознательно исключаются автором из текста научного произведения. Стиль научной литературы очень рационален, основное требование - максимум новой информации, объективность всех суждений и оценок.

Существенное влияние на стиль произведений научной литературы оказывает познавательный идеал эпохи. Именно он определяет отбор лексических и синтаксических средств, формирует исторически обусловленные черты научного стиля изложения материала.

Редактор должен чувствовать необходимость проявления в стиле произведения дифференциации научного знания, отличать стиль естественнонаучных произведений от стиля работ по общественным наукам, стиль изложения научного материала в фундаментальных и в прикладных науках.

При анализе стиля научного произведения редактор обязан руководствоваться положениями и критериями, выработанными специальной лингвистической дисциплиной - теорией стилей, и при этом помнить, что главная задача редактирования - максимальное сохранение авторской индивидуальности. Пользоваться правилами и рекомендациями практической стилистики надо творчески, чтобы в ходе необходимой правки текста усилить, подчеркнуть неповторимость языка и стиля каждого произведения научной литературы.

В изданиях произведений научной литературы большое значение придается справочному аппаратуСправочный аппарат научной литературы. Редактор решает вопрос о необходимости и правомерности помещения в книге указателя, библиографического списка, приложения и т.д. Моделируя научное издание, он обязан учитывать не только жанровую специфику произведения, но и тематическую направленность будущей книги, особенности содержания и структуры авторского текста, требования стандарта, традиции научного книгоиздания. Как показывает практика, удачно разработанный справочный аппарат создает необходимые условия для работы с научной книгой, позволяет читателю быстро ориентироваться в ее содержании, повышает эффективность издания. Нередко справочный аппарат дает возможность сократить объем основного текста за счет рационального распределения избыточной информации между элементами сопроводительного характера.

В то же время сложная структура справочного аппарата ведет к значительному удорожанию книги, увеличивает сроки ее издания. Поэтому при оценке состава аппарата необходимо учитывать и эти важные моменты экономики издания, стараться избегать перегруженности книги элементами, не играющими заметной роли в повышении эффективности издания.

Существующие в издательском деле стандарты во многом облегчили процесс подготовки справочного аппарата к изданию. Так, ГОСТ 7.4-77 «Выходные сведения в издательской продукции»'Выходные сведения в издательской продукции' (ГОСТ 7.4-77) регламентирует все титульные элементыТитульные элементы научной книги справочного аппарата, устанавливает их объем и порядок, место расположения в издании. Редактору остается лишь выбрать наиболее рациональный вариант оформления титульного листа, оборота титула, обложки или переплета, корешка книги. Основное внимание уделяется полноте представления необходимой информации о научном произведении, соответствию титульных элементов виду издания, традициям отечественного научного книгоиздания.

Как правило, сведения об авторах, порядок расположения их фамилий на титульном листе, заглавие приводятся с той полнотой и в том виде, как это установлено автором или авторами произведения. Если в состав авторского коллектива входит более пяти человек, их фамилии обычно указывают на обороте титульного листа. Здесь обязательно приводят и фамилии составителей, переводчиков, научных рецензентов.

В научных книгах на обороте титульного листа помещают прикнижную аннотациюАннотация прикнижная или прикнижный рефератРеферат прикнижный - это зависит от тематики публикуемых произведений. Так, в изданиях по естественным и техническим наукам должен быть напечатан реферат. В нем фиксируются тема, предмет исследования, основная проблема, характер и целевое назначение издания. Замена реферата аннотацией в подобных изданиях запрещена ГОСТом.

В общественно-научных изданиях помещают прикнижную аннотацию. Причем она по своей структуре и содержанию значительно отличается от аннотаций массовых изданий, выполняя прежде всего информативную роль. Ее задача - кратко охарактеризовать тему произведения, проблематику, объект исследования, его цели и результаты. Все рекламные и пропагандистские, популяризаторские элементы, необходимые в аннотации на массовое издание, в научной книге неуместны. По содержанию аннотация на издание научного произведения очень близка реферату. К примеру, аннотация на науковедческое издание содержит следующую характеристику книги:

«В монографии освещается широкий круг вопросов науковедческого и историко-научного характера, касающихся задач комплексного исследования науки как исторически развивающейся формы коллективной деятельности. Рассматриваются проблемы формирования личности ученого и его исследовательской программы, образования научных школ, случайного и необходимого в научном открытии, вопросы соавторства, научного приоритета».

В прикнижном реферате просто перечисляются вопросы, рассматриваемые в издании:

«Приведены основные сведения об организации и технико-экономических показателях котельных установок электростанций. Описаны условия работы паровых котлов, рассмотрены методы обеспечения надежной и экономичной эксплуатации барабанных и прямоточных котлов, разъяснены особенности их пуска и останова».

Одним из обязательных элементов справочного аппарата научной книги является внутрикнижная библиография - библиографические ссылкиБиблиографические ссылки и библиографические спискиБиблиографические списки Списки литературы. Форма и порядок приведения сведений об издании в библиографическом описании, возможные варианты оформления ссылок, степень их полноты регламентированы ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа».

В изданиях научной литературы широко используются практически все указанные в ГОСТе разновидности библиографических ссылок. Предпочтение, отдаваемое в конкретном издании той или иной форме, всегда продиктовано спецификой содержания книги, традициями научной литературы, стандартами и нормами научной коммуникации в данной сфере научной деятельности. Так, в работах по общественным наукам чаще всего используются внутритекстовые и подстрочныеПодстрочные библиографические ссылки ссылкиВнутритекстовые библиографические ссылки, которые не нарушают единства восприятия текста, удобны читателю, в изданиях естественнонаучной тематики - затекстовые ссылки, особенно эффективные при цитировании или анализе большого числа источников.

Оценивая удачность выбранной автором формы библиографических ссылок, редактор учитывает, прежде всего, позволяет ли она читателю идентифицировать источник цитирования, оценить его научную авторитетность, время создания, нормативность. Важно помнить и о том, что внутритекстовые и подстрочные ссылки, используемые стишком часто, утомляют читателя, мешают работе с книгой, их практически невозможно разыскать без повторного сплошного чтения материала, наконец, подстрочные ссылки значительно усложняют полиграфическое воспроизведение текста.

Использование затекстовых ссылокЗатекстовые библиографические ссылки (правильнее было бы говорить: ссылок на затекстовой список литературы) требует пристального внимания к оформлению затекстового списка источников, особенно - к порядку расположения библиографических описанийБиблиографическое описание. Редактирование.

Источники должны располагаться по алфавиту независимо от порядка их упоминания в тексте, что дает возможность избежать повторов, дублирования, унифицировать библиографические описания. К сожалению, еще нередко можно встретить издания научных произведений, в которых затекстовые списки оформлены неверно: источники в них расположены по порядку цитирования или упоминания в тексте. Это делает практически невозможным повторное обращение к списку источников и его оценку с точки зрения полноты охвата современной научной литературы, научной значимости книг, используемых автором публикации. Кроме того, это лишает всякого смысла использование затекстовых ссылок: практически подстрочные ссылки просто механически переносятся в конец издания.

Наряду с библиографическими ссылками в научной книге обязательно присутствуют прикнижные списки литературыПрикнижные библиографические списки. В задачу редактора входит оценка их соответствия виду и типу издания, анализ с точки зрения полноты отражения литературы вопроса, унификация библиографических описаний источников, проверка их правильности.

В изданиях произведений научной литературы помещают различные по назначению прикнижные списки литературы: рекомендательные, информирующие, дополняющие, персональные. Часто в одном издании публикуют несколько разновидностей библиографических списковБиблиографические списки. В подобных случаях унифицированные заголовки «Литература», «Список литературы» использовать нельзя. Необходимо, чтобы в названии каждого из подобных элементов справочного аппарата издания было точно определено его содержание, например: «Список научных трудов академика Виноградова», «Дополнительная литература по теме...» и т.д. Структура прикнижных списков литературы всегда определяется группировкой источников либо в алфавитном, либо в хронологическом порядке. Реже списки формируют в тематической последовательности, иногда - по жанровому принципу. На все прикнижные списки литературы, помещаемые в научной книге, распространяется общебиблиографическое правило: в начале указываются труды основоположников марксизма-ленинизма, важнейшие партийные и государственные документы, затем - основные источники по теме, в конце списка приводятся публикации на иностранных языках.

Редактирование прикнижных списков литературы заключается в проверке полноты приведенных библиографических описанийБиблиографическое описание. Редактирование, их соответствия требованиям ГОСТ 7.1-84. Основная задача - добиться максимальной точности и необходимой полноты сведений об источниках.

В некоторых изданиях составляются списки литературы к отдельным главам. Связано это обычно с большим количеством источников, группировка которых в одном списке значительно затруднила бы работу читателя с изданием, либо с тем, что каждая глава имеет самостоятельное научное значение.

К обязательным элементам справочного аппарата научной книги относятся предисловие, вступительная статья и послесловие. Они призваны расширить сведения читателя о задачах издания, его специфике, помочь рационально использовать публикуемую научную информацию, позволяют глубже усвоить содержание произведения.

ПредисловиеПредисловие научного издания помещается практически в каждом научном книжном издании. В процессе его редактирования необходимо добиться того, чтобы получилось действительно оригинальное литературное произведение, раскрывающее специфику того или иного издания. Предисловие должно содержать исчерпывающие сведения о виде и целях издания, о его месте среди книг этой тематики, общую характеристику содержания, структуры публикуемого произведения, его жанровой специфики.

Так, в предисловии к монографии целесообразно привести обоснование научной значимости издания, выявить особенности авторской концепции, охарактеризовать эмпирическую базу исследования. В предисловии к коллективной монографии необходимо указать, кем написаны разделы, главы произведения, почему выбрана подобная форма монографии.

Предисловие к собранию сочинений ученого содержит сведения о составе издания, принципе группировки произведений по томам, о текстологической подготовке источников, об особенностях и составе справочного аппарата.

В сборниках научных статей помещают предисловия, в которых приводится характеристика темы и проблематики издания, освещается история и современное состояние изучения той или иной конкретной проблемы. В материалах научных съездов, конференций предисловие дает информацию о круге вопросов, обсуждавшихся в рамках программы, составе участников, организационной структуре (пленарные и секционные заседания, их тематика, выставки и демонстрации, пристендовые сообщения и т.д.).

Как правило, в научной книге предисловия бывают авторские. В сборниках научных статей, в переводных изданиях помещают также предисловия, написанные от имени титульного редактора, составителя, издательства. Нередко в одном издании помещают несколько предисловий, отражающих оценку издания автором, издательством и авторитетным в данной области науки ученым. В переводных изданиях авторское предисловие к русскому изданию публикуют после издательского предисловия, в котором дается критический анализ научной концепции автора, его принципов и методов научного исследования. При переиздании научной книги, как правило, публикуются наряду с новым и предисловия предыдущих изданий. Это дает возможность читателю судить о специфике каждого издания произведения и решить вопрос о целесообразности обращения к более ранним изданиям книги.

В собраниях сочинений ученых, в сборниках научных статей, кроме предисловия, публикуется вступительная статьяВступительная статья. В ней затрагиваются вопросы, связанные непосредственно с творчеством того или иного ученого, раскрывается научная значимость публикуемой теории, гипотезы, анализируется история научного направления. Во вступительной статье обязательно приводят биографию ученого, подробно рассказывают о его идейных взглядах, научных открытиях и опубликованных трудах.

Авторами вступительных статей обычно выступают видные ученые. Иногда в качестве вступительной статьи к сборнику помещают работу авторитетного в данной области науки ученого. Подобная статья должна содержать анализ и обобщение вопросов, получивших отражение в сборнике.

Редактирование предисловия и вступительной статьи лучше проводить после окончания работы над основным текстом издания. Тогда в этих элементах справочного аппарата удается отразить общий принцип систематизации материала, логику изложения, структуру издания. Одна из задач редактора - исключить возможность совпадения по содержанию предисловия и введения, вступительной статьи и аннотации.

ПослесловияПослесловие сравнительно редко используются в научной книге. Связано это со спецификой восприятия научного текста, с нормами научной коммуникации. Обычно послесловия публикуют в переводных изданиях или в работах, имеющих историко-научное значение. В послесловии к научной книге объясняется современное понимание рассмотренной научной проблемы, роль автора данной публикации в изучении и научном осмыслении объекта, отличие концепции советской научной школы от соответствующих ей зарубежных.

Широко представлены в научной книге примечанияПримечания и комментарииКомментарии. Они помещаются как в тексте, так и в постраничных сносках или после произведения в целом. Примечания позволяют уточнять или пояснять научные факты. Нередко этот элемент справочного аппарата используется как форма критики устаревших научных гипотез, неверных толкований эмпирических фактов науки. Особенно эффективны примечания в переводных изданиях, так как дают возможность оценить идейные позиции автора, дополнить отдельные положения новыми экспериментальными данными. При работе над примечаниями добиваются их максимальной лаконичности, конкретности, цельности. Каждое примечание снабжается указанием его авторской принадлежности: примеч. авт., примеч. ред., примеч. перев. и т.д. Редактирование предполагает также анализ примечаний с точки зрения их достоверности и целесообразности. Важную роль играет рациональное расположение примечаний в издании и их редакционно-техническое оформление.

Обязательным элементом всякого научного издания является указательВспомогательный указатель. В издательской практике в зависимости от состава, структуры, объема выделяют несколько видов указателей. В задачи подготовки к изданию научной книги входит выбор вида указателя, обоснование целесообразности его использования, работа над его содержанием и структурой.

Чаше всего в научных книгах встречаются предметные указателиПредметный указатель. Редактор оценивает полноту указателя, принцип отбора рубрик, построение и редакционно-техническое оформление. Необходимо добиваться того, чтобы вся существенная научная информация получила в нем отражение. Указатель состоит из собранных в определенном, логически обоснованном порядке сведений, содержащихся в различных фрагментах произведения, дает представление об информационной структуре текста, выступает своеобразным поисковым аппаратом научного документа. Обычно предметные указатели бывают алфавитными, простыми. Систематические предметные указатели помещают только в собраниях сочинений или в многотомных монографиях.

В изданиях по общественным наукам наряду с предметными широко используются указатели имен, географических названий, произведений, памятников архитектуры, периодических изданий и т.д. В некоторых книгах помещают сразу несколько указателей. Задача редактора - исключить повторы и разночтения, проверить правильность написания имен.

Для повышения информативности изданий в научной книге помещают указатели таблиц, формул, иллюстраций. Это дает возможность читателю использовать отдельные элементы издания вне основного текста.

Поскольку содержание научного произведения всегда многоаспектно, то отразить в указателях все встречающиеся в тексте научные понятия или имена собственные практически невозможно. Редактор следит за тем, чтобы принцип отбора рубрик был обусловлен темой и проблематикой произведения, целевым назначением издания и его читательским адресом.

Не менее важно оценить и проверить содержание и форму рубрик указателя. Здесь внимание должно быть сосредоточено на порядке слов в рубрике, ее грамматической форме, на связи между сходными по содержанию рубриками, на количестве ссылок и их соответствии основному тексту.

Приложения как элемент справочного аппаратаПриложения как элемент справочного аппарата традиционны для научной книги. В этом разделе издания помещают описания экспериментов и опытов, чертежи специальной научной аппаратуры, тексты нормативных документов, исторические памятники научной мысли. Таким образом, приложения расширяют содержание основного произведения, дают сведения о времени и условиях его создания, об его контексте, формируют целостное представление о рассмотренной в произведении научной проблеме. Редактор должен оценить целесообразность включения приложения в издание, проверить достоверность приводимой информации и ее полноту. На каждое приложение в основном тексте должна быть ссылка.

ОглавлениеОглавление или содержаниеСодержание как элемент справочного аппарата относится к обязательным элементам научной книги. Обычно если в издании публикуется одно произведение, то в нем помещают оглавление. Если издается сборник научных статей - содержание. Традиционно его располагали в конце издания. Однако многие исследователи настоятельно рекомендуют помещать содержание в начале издания/ что, на их взгляд, дает возможность читателю сразу получить общее представление об издании и выборочно ознакомиться с наиболее важными для него разделами.

Работа редактора над содержанием и оглавлением сводится к проверке правильности его составления: все ли рубрики отражены, правильно ли приведены названия разделов, глав, параграфов, точно ли отражена соподчиненность рубрик.

© Центр дистанционного образования МГУП