Московский государственный университет печати

Карайченцева С.А.


         

Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству

Учебник для вузов


Карайченцева С.А.
Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Глава 1.Искусство и литература: функции и структура

1.1.

Искусство, его социальные функции и морфология

1.2.

Систематизация (классификация и типология) литературы

1.3.

Книга и издание как способы существования произведений литературы и искусства

2.

Глава 2. Литературно-художественная книга

2.1.

Виды литературно-художественных книжных изданий

2.2.

Типы литературно-художественных книжных изданий

2.3.

Литературно-художественные книжные серии

2.4.

Отечественный опыт издания произведений художественной литературы: конец ХIХ - начало ХХ века

2.4.1.

Издательская деятельность русских символистов

2.4.2.

Издательская деятельность русских кубофутуристов (1910-е годы)

2.4.3.

Литературно-художественные издания Кружка любителей русских изящных изданий (1903-1917)

2.5.

Литературно-художественное книгоиздание в СССР

2.5.1.

Издательство «Всемирная литература» (1918-1924): общая характеристика репертуара

2.5.2.

Издательство «Academia» (1921-1937): общая характеристика литературно-художественного раздела репертуара

2.5.3.

Общая характеристика литературно-художественного раздела репертуара 70-80-х годов ХХ века

2.5.4.

Система издательств. Наиболее значительные издательские проекты

2.6.

Современная система литературно-художественного книгоиздания в Российской Федерации

2.6.1.

Общая характеристики репертуара

2.6.2.

Основные группы издательств. Наиболее значительные издательские проекты

3.

Глава 3. Детская книга

3.1.

Типология изданий для детей

3.1.1.

Издания художественной литературы для детей

3.1.2.

Издания научно-популярной литературы для детей

3.1.3.

Издания справочной литературы для детей

3.1.4.

Издания «деловой» (практической) литературы для детей

3.1.5.

Издания политико-воспитательной литературы для детей

3.1.6.

Издания учебной литературы для детей

3.1.7.

Издания религиозной литературы для детей

3.1.8.

Издания текстово-изобразительной и изобразительной детской книги (книжки-картинки)

3.2.

Основные этапы развития отечественного репертуара детской книги в ХVIII-ХХ веках

3.2.1.

Детская книга в России ХVIII - начала XIX века

3.2.2.

Детская книга второй четверти ХIХ - начала XX века

3.2.3.

Детская книга советского периода (1917-1990)

3.3.

Современная система детского книгоиздания в Российской Федерации

3.3.1.

Общая характеристика репертуара

3.3.2.

Основные группы издательств. Значительные издательские проекты

4.

Глава 4. Издания по филологии

4.1.

Филология как комплексная научная дисциплина

4.2.

Типы и виды изданий по филологии

4.3.

Современная система выпуска филологических изданий в Российской Федерации

4.3.1.

Общая характеристика репертуара

4.3.2.

Основные группы издательств. Значительные издательские проекты

5.

Глава 5. Издания по искусству

5.1.

Типы и виды изданий искусствоведческой литературы

5.2.

Типы и виды изоизданий

5.3.

Систематизация нотных изданий

5.4.

Современная система выпуска изданий по искусству в Российской Федерации

5.4.1.

Общая характеристика репертуара

5.4.2.

Основные группы издательств. Значительные издательские проекты

6.

Глава 6. Литературно-художественная, детская книга, издания по филологии и искусству в действующих классификационных схемах. Библиография разделов курса

6.1.

Литературно-художественная, детская книга, издания по филологии и искусству в УДК, ББК, ЕКЛ, ТБК и других классификациях

6.2.

Библиография литературно-художественной, детской книги, изданий по филологии и искусству

Заключение

Библиографический список

Приложения

Учебная дисциплина «Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству» представляет собой раздел «Книговедения», предметом которого является изучение специфики типологии, классификации литературно-художественной и детской книги, изданий по филологии и искусству, основных тенденций их выпуска в конце ХХ - начале ХХI века, анализ соответствующих разделов отечественного издательского репертуара и книготоргового ассортимента. Литературно-художественная и детская книга изучаются в данном курсе как феномены отечественной культуры, оригинальные типы книги, отличающиеся разнообразием форм книжных изданий, относящиеся к наиболее значительным и динамично развивающимся разделам национального книжного репертуара России разных периодов его существования. Издания по филологии и искусству рассматриваются как устойчивые отраслевые массивы изданий, тесно связанные с развитием соответствующих гуманитарных наук и искусства в целом. Теоретической основой данной дисциплины служат представления о книге как способе социальной коммуникации и книговедении как системной науке о закономерностях, процессах и формах движения, развития и функционирования книги - объективного явления социальной действительности.

Дисциплина «Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству» использует в качестве основных методов изучения книги, книжных изданий как общекниговедческие, так и специальные методы. К общекниговедческим относится в первую очередь типологический, в том числе историко-типологический, социально-типологический, функционально-типологический, структурно-типологический, компонентно-типологический, коммуникативно-типологический, ценностно-типологический, статистико-типологический и метод типологического моделирования. Специальные методы представлены статистико-библиографическим, учетно-регистрационным и социологическим.

Учебник состоит из шести глав. Глава 1 посвящена общей характеристике искусства и литературы, специфике их предмета, основных функций, структуры и носит вводный характер. Четыре основные главы (2-5) однотипны: последовательно рассматриваются вопросы типологии соответствующей группы изданий (литературно-художественные, детские, филологические и издания по искусству), дается общий анализ соответствующего сегмента отечественного репертуара, специфики его формирования (тенденции выпуска в настоящий период, основные группы издательств). В главах 2 («Литературно-художественная книга») и 3 («Детская книга») с разной степенью детализации освещается позитивный исторический опыт, представляющий интерес с точки зрения современного состояния российского книгоиздания. Последняя глава содержит обзоры традиционных и современных принципов классификации изданий данных разделов в схемах, функционирующих в различных отраслях книжного дела, и библиографии литературно-художественных, детских, филологических изданий и изданий по искусству. Каждая глава учебника сопровождается вопросами для самопроверки. В приложении даны таблицы к главам 2-5.

Как составная часть дисциплины «Книговедение» «Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству» тесно взаимодействует с другими отраслевыми книговедческими курсами: «Учебно-педагогическая книга», «Естественнонаучная и техническая книга»,«Социально-экономическая книга» и «Общее книговедение». Она связана с такими специальными книговедческими учебными дисциплинами, как «История книжного дела», «Библиография», «Пропаганда и реклама книги», «Теория и методика ассортиментной работы», а также с дисциплинами общегуманитарного и экономико-организационного циклов.

Материал данного учебника изложен в соответствии с действующей программой курса «Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству», предназначенной для студентов, обучающихся по направлению 520700 «Книжное дело» и специальности 021600 «Книгораспространение».

Поскольку формирование новой системы российского книгоиздания не закончено, а изменения, происходившие в этой области книжного дела в 90-е годы, носили глобальный характер и осуществлялись интенсивно и в основном стихийно, вне какой-либо тщательно продуманной и планомерно реализуемой государственной программы, учебные пособия в значительной степени устарели, а многочисленные разрозненные публикации в профессиональной периодике не дают целостного представления о динамике развития, количественных и качественных изменениях, произошедших в отдельных разделах российского репертуара в течение всего периода. Кроме того, большинство такого рода источников в настоящее время труднодоступны студенческой аудитории. Данный учебник стремится восполнить существующий пробел, предлагая материал, в значительной степени систематизирующий разрозненные публикации по теме и дающий общее представление об изменении всей отечественной системы литературно-художественного, детского и прочего книгоиздания в условиях перехода к рыночным отношениям.

© Центр дистанционного образования МГУП