Московский государственный университет печати

Карайченцева С.А.


         

Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству

Учебник для вузов


Карайченцева С.А.
Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Глава 1.Искусство и литература: функции и структура

1.1.

Искусство, его социальные функции и морфология

1.2.

Систематизация (классификация и типология) литературы

1.3.

Книга и издание как способы существования произведений литературы и искусства

2.

Глава 2. Литературно-художественная книга

2.1.

Виды литературно-художественных книжных изданий

2.2.

Типы литературно-художественных книжных изданий

2.3.

Литературно-художественные книжные серии

2.4.

Отечественный опыт издания произведений художественной литературы: конец ХIХ - начало ХХ века

2.4.1.

Издательская деятельность русских символистов

2.4.2.

Издательская деятельность русских кубофутуристов (1910-е годы)

2.4.3.

Литературно-художественные издания Кружка любителей русских изящных изданий (1903-1917)

2.5.

Литературно-художественное книгоиздание в СССР

2.5.1.

Издательство «Всемирная литература» (1918-1924): общая характеристика репертуара

2.5.2.

Издательство «Academia» (1921-1937): общая характеристика литературно-художественного раздела репертуара

2.5.3.

Общая характеристика литературно-художественного раздела репертуара 70-80-х годов ХХ века

2.5.4.

Система издательств. Наиболее значительные издательские проекты

2.6.

Современная система литературно-художественного книгоиздания в Российской Федерации

2.6.1.

Общая характеристики репертуара

2.6.2.

Основные группы издательств. Наиболее значительные издательские проекты

3.

Глава 3. Детская книга

3.1.

Типология изданий для детей

3.1.1.

Издания художественной литературы для детей

3.1.2.

Издания научно-популярной литературы для детей

3.1.3.

Издания справочной литературы для детей

3.1.4.

Издания «деловой» (практической) литературы для детей

3.1.5.

Издания политико-воспитательной литературы для детей

3.1.6.

Издания учебной литературы для детей

3.1.7.

Издания религиозной литературы для детей

3.1.8.

Издания текстово-изобразительной и изобразительной детской книги (книжки-картинки)

3.2.

Основные этапы развития отечественного репертуара детской книги в ХVIII-ХХ веках

3.2.1.

Детская книга в России ХVIII - начала XIX века

3.2.2.

Детская книга второй четверти ХIХ - начала XX века

3.2.3.

Детская книга советского периода (1917-1990)

3.3.

Современная система детского книгоиздания в Российской Федерации

3.3.1.

Общая характеристика репертуара

3.3.2.

Основные группы издательств. Значительные издательские проекты

4.

Глава 4. Издания по филологии

4.1.

Филология как комплексная научная дисциплина

4.2.

Типы и виды изданий по филологии

4.3.

Современная система выпуска филологических изданий в Российской Федерации

4.3.1.

Общая характеристика репертуара

4.3.2.

Основные группы издательств. Значительные издательские проекты

5.

Глава 5. Издания по искусству

5.1.

Типы и виды изданий искусствоведческой литературы

5.2.

Типы и виды изоизданий

5.3.

Систематизация нотных изданий

5.4.

Современная система выпуска изданий по искусству в Российской Федерации

5.4.1.

Общая характеристика репертуара

5.4.2.

Основные группы издательств. Значительные издательские проекты

6.

Глава 6. Литературно-художественная, детская книга, издания по филологии и искусству в действующих классификационных схемах. Библиография разделов курса

6.1.

Литературно-художественная, детская книга, издания по филологии и искусству в УДК, ББК, ЕКЛ, ТБК и других классификациях

6.2.

Библиография литературно-художественной, детской книги, изданий по филологии и искусству

Заключение

Библиографический список

Приложения

Книга в современной системе способов социальной коммуникации продолжает занимать ключевое положение, представляя многообразный исторический опыт организации произведений литературы, а также изобразительного и музыкального искусства в издание (рукописное, печатное, электронное). Сложившаяся книговедческая систематизация изданий тесно связана с систематизацией литературы и искусства в целом, следовательно, прежде чем обратиться к характеристике отдельных форм книги и книжных изданий, необходимо уточнить основные термины и понятия, которыми мы будем пользоваться.

Понятия «искусство» и «литература» принадлежат к наиболее фундаментальным в цикле гуманитарных наук. В нашу задачу не входит решение каких-либо спорных вопросов, связанных с трактовками их сущности и специфики возникновения и развития, мы ограничимся выделением лишь той стороны этих понятий, которая необходима для изучения нашего достаточно узкого предмета.

Человечество в процессе своего исторического развития сформировало различные способы познания («освоения») и воспроизведения окружающей его действительности. Эстетическое познание - один из них, отражение прекрасного в реальном мире формирует такой вид (форму) общественного сознания, как искусство, именно в нем наиболее полно и ярко во всех исторических периодах отражаются представления людей о красоте, воссоздается специфический образ действительности, осмысленной и прочувствованной художником-творцом. Искусство - древнейший атрибут человеческого существования, оно старше земледелия, скотоводства и обработки металлов, старше религии и науки и гораздо старше государства со всеми его политическими и социальными институтами и самой собственности.

Искусство, пожалуй, моложе только труда - создателя всего человеческого, в том числе и искусства. Уже на стоянках древнего человека эпохи верхнего палеолита археологи обнаружили наряду с каменными и костяными орудиями труда и охоты предметы, которые можно назвать настоящими художественными произведениями: узоры, таинственные знаки, силуэты зверей на каменных плитах, костяных пластинах, оленьих рогах, необычные человеческие фигурки из кости и камня, рисунки, резьба и рельефы на скалах. Дошедшие до нас из глубин времени, они обладают и силой эмоций, и специфическим чувством целесообразной и выразительной формы.

Искусство как форма общественного сознания стоит в одном ряду с такими понятиями, как религия - мораль - философия - политика - право, отличаясь от них своим предметом, структурой, социальными функциями и, главное, способом отражения действительности. Искусство продолжает оставаться единственным видом общественного сознания, отражающим мир в художественных образах (художественный образ - способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующийся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов). Предмет искусства безграничен: это окружающая человека действительность во всех ее проявлениях, но, в первую очередь, человек и его духовный мир, отношение к природе, обществу, самому себе. Функции, которые выполняет искусство, многообразны, ведь оно одновременно и познание, и созидание, и общение между людьми. В настоящее время наиболее изучены такие его функции, как эстетическая, познавательная, воспитательная, идеологическая и коммуникативная.

Морфология (структура) искусства имеет многоуровневый, иерархический характер. Поскольку основными формами реального существования произведений искусства выступают время и пространство, первый (высший) уровень структуры искусства, называемый классом, выделяется именно по этим признакам: все произведения входят в состав временных, пространственных (пластических) или пространственно-временных искусств.

Класс временных искусств объединяет произведения, которые раскрывают свое содержание во времени: музыкальные произведения исполняются определенное время, и для того чтобы их понять и почувствовать, необходимо выслушать; для знакомства с произведениями художественной литературы их нужно прочитать самим или выслушать чье-либо чтение, и это требует определенного времени и т.д. Класс пространственных (пластических) искусств объединяет произведения, которые раскрывают свое содержание в пространстве, время общения с ними никак не определено: это может быть мимолетный взгляд или многочасовое разглядывание картин, скульптур или архитектурных памятников. Класс пространственно-временных искусств объединяет произведения, которые раскрывают свое содержание во времени и пространстве: танец, представляющий собой продуманную череду пластических поз и движений, длится определенное время. Учитывая то, что художественные образы могут обладать предметно-изобразительной конкретностью или не обладать ею, искусствоведение одновременно выделяет и второй ряд классов искусства: класс изобразительных искусств, воспроизводящих мир в привычных конкретных художественных формах (живопись, литература, театр и т.д.); класс выразительных искусств, передающих переживания с помощью художественных образов, лишенных предметной конкретности (музыка), и класс изобразительно-выразительных искусств, образованных в результате синтеза изобразительных и выразительных искусств (киноискусство).

Классы делятся на семейства. В состав класса временных искусств входят семейства словесных, музыкальных и словесно-музыкальных искусств; в состав класса пространственных искусств - семейства изобразительных, архитектонических и изобразительно-архитектонических искусств; в состав класса пространственно-временных искусств - семейства актерских, хореографических и актерско-хореографических искусств.

Семейства, в свою очередь, подразделяются на виды, выделение которых осуществляется на основе специфики материала и техники его обработки, которые используются при создании произведений. По этому критерию, например, семейство словесных искусств подразделяется на такие виды, как устная литература (фольклор), письменная литература (собственно художественная литература) и искусство чтеца; семейство изобразительных искусств - на живопись, скульптуру и графику, семейство архитектонических искусств - на архитектуру и прикладное искусство. Вид безусловно занимает центральное место в морфологии искусства, но не является ее последней ступенью.

Следующим уровнем морфологии выступает род. Основными родами, например, художественной литературы, которым свойственна разная форма отражения действительности, выступают эпос (повествовательное изображение), лирика (передача переживания) и драма (диалогическое изображение). В качестве родов живописи могут быть названы монументально-декоративная, станковая и декорационная живопись. Основными родами скульптуры выступают монументальная, станковая и скульптура малых форм; графика подразделяется на станковую, прикладную, книжную и газетно-журнальную и т.д.

На уровне вида искусства в морфологии возникает и уточняется понятие художественной формы, которое иногда используется как синоним понятия «род» («жанр») или подменяет его. Основными формами художественной речи выступают, например, проза и поэзия. Художественными формами скульптуры являются круглая и рельефная (изображение располагается на плоскости, образующей его фон); формы графики - рисунок и гравюра; живописи - стенная роспись, плафон, панно, картина и т.д. Между родами искусства и художественными формами существуют взаимосвязи, тяготения, которые могут меняться с течением времени.

Последним, наиболее подвижным уровнем морфологии искусства является жанр. Необходимо отметить, что жанровая структура отдельных родов основных видов искусства изучена крайне неравномерно, сам термин используется в соответствующих работах в разных значениях. Назовем жанры наиболее интересующих нас видов искусства, в первую очередь художественной литературы. Основными жанрами эпоса являются в настоящее время роман-эпопея, роман, повесть, рассказ и пр. (эпос тяготеет к такой форме художественной речи, как проза); лирики - поэма, элегия, ода, сонет, баллада и пр. (лирика тяготеет к поэтической форме художественной речи); драмы - собственно драма, трагедия, комедия, мелодрама и пр. (драма тяготеет к прозе, хотя может использовать и поэтические формы). Живопись использует исторический, бытовой, батальный жанры, а также портрет, пейзаж, натюрморт. Жанры скульптуры: монументальной - памятник, монумент, мемориал и пр., станковой - портрет, ню (обнаженная натура), анималистический, бытовой; жанры графики: станковой - тематическая композиция, портрет, пейзаж, натюрморт; прикладной - почтовая марка, экслибрис, товарный знак, этикетка и пр., книжной и газетно-журнальной - карикатура, книжный шрифт, иллюстрация и пр.

Итак, искусство имеет сложную многоступенчатую структуру, которая включает классы, семейства, виды, роды и жанры искусства.

В ХХ веке параллельно с термином «искусство» возникает и постепенно все более широко распространяется (в том числе в книжном деле) понятие «массовое искусство» как часть «массовой культуры». Возникает и последовательно углубляется противоречие между «высоким» (элитарным) искусством и его своеобразным антиподом - массовым искусством. Произведения разных видов, родов и жанров, создаваемые в русле последнего, сознательно ориентируются на достаточно полно изученный усредненный вкус максимально широкой потребительской аудитории, носят упрощенный характер, не требуют специальной подготовки для понимания и, как правило, не обладают значительной художественной ценностью. Основной причиной быстрого распространения массового искусства послужило именно интенсивное развитие таких средств массовой коммуникации, как радиовещание, кино и телевидение, которые наряду с книжным делом обеспечивают превращение произведений искусства в достояние общества: читателей, зрителей, слушателей. В последние годы в России наблюдается настоящая экспансия западной, в основном американской, массовой культуры и массового искусства, в советский период сдерживаемая усилиями государства. Подобное вторжение изменило не только развитие отечественного искусства, но и характер российского книгоиздания.

Книга выступает в качестве естественной формы существования произведений отнюдь не всех семейств и видов искусства, а лишь некоторых и в первую очередь художественной литературы, которая является одним из ключевых видов искусства, принадлежит к семейству словесных искусств класса временных искусств. Родовое и жанровое деление художественной литературы тесно сопряжено со структурой читательских и покупательских интересов, достаточно широко используется в процессе изучения и удовлетворения спроса на литературно-художественные издания. Наибольшим спросом у всех групп современного читателя (покупателя) традиционно пользуются эпические прозаические произведения, главным образом - романы и повести (детективные, любовные, фантастические, исторические). Лирические поэтические произведения привлекают внимание значительно меньшей аудитории, в основном это люди с достаточно высоким уровнем образования, устойчивым интересом к гуманитарному знанию. У драматических произведений наиболее узкая аудитория: как правило, это учащиеся и преподаватели разных уровней образовательной системы, в том числе специальных (театральных) учебных заведений, деятели и любители театра.

Художественная литература, органично входя в структуру искусства, одновременно существует и в границах другой коммуникационной системы - литература. Рассмотрим специфику последней и определим то положение, которое занимает в ней художественная литература.

Термин «литература» используется достаточно широко как в гуманитарных науках, так и в разных сферах практической деятельности (в том числе в книжном деле) в трех основных значениях. Во-первых, литературой называется совокупность произведений человеческой мысли, закрепленных в письменном слове и обладающих общественным, а не узколичностным значением. Во-вторых, термин «литература» используется как синоним термина «художественная литература» («изящная литература» - В.Г. Белинский), т.е. для обозначения вида искусства, который создает художественные образы при помощи слова. В-третьих, литературой называют отдельные группы произведений, относящихся к конкретным областям человеческого знания или деятельности (уже - к теме, проблеме, вопросу), например, «литература по физике», «литература по истории», «литература по филологии», «литература по искусству», с одной стороны, и «литература по сельскому хозяйству», «литература по книжному делу», «литература по маркетингу в зарубежном издательском деле» - с другой. Очевидно, что первое определение является наиболее общим и включает в себя два других.

Необозримость границ совокупности литературных произведений, имеющих общественное значение, предполагает необходимость ее систематизации, т.е. упорядочивания множества разрозненных произведений в определенную систему (система - целостное единство взаимосвязанных и взаимодействующих элементов). Систематизация объекта и результатов познания в целом (деление, группировка, классификация, типизация) осуществляется по наиболее значимым признакам. По отношению к литературе таковыми являются способ отражения реальности, тематика, целевое назначение, читательский адрес, предмет изложения.

Поскольку литература в целом фиксирует всю полноту теоретического и практического знания, накопленного человечеством, и его (знания) сложившуюся дифференциацию, в ее составе представлены произведения, отражающие объективно существующую реальность разными способами. Литературные произведения, использующие понятийный способ отражения действительности (отражение с помощью системы понятий, суждений, умозаключений, являющееся результатом научно-познавательной деятельности), образуют комплекс (массив, род) понятийной (понятийно-логической, «нехудожественной») литературы. Литературные произведения, использующие художественно-образный способ отражения (отражение с помощью и средствами художественных словесных образов, являющееся результатом эстетического освоения действительности), составляют образную (художественную) литературу. Литературные произведения, сочетающие эти два способа (т.е. использующие для отражения реальности и понятия, и художественные образы), составляют понятийно-образную (публицистическую) литературу.

Данный уровень систематизации дает лишь самое общее представление о структуре литературы в целом и понятийной и понятийно-образной в частности. Остановимся более подробно на этом вопросе, поскольку родо-жанровая структура художественной литературы уже уточнена нами в границах морфологии искусства.

Большинство классификаций понятийной литературы тесно связаны с традиционной систематизацией наук и видов человеческой деятельности и используют в качестве основного критерия тематику литературных произведений, точнее - соответствие тематики содержания произведений определенной отрасли науки или практической деятельности. При этом совокупность литературных произведений, объединенных данным признаком (тематикой, отражающей весь спектр проблем конкретной науки или отрасли практической деятельности человека), обозначают одновременно терминами «вид литературы»См., например, работы Н.П. Лаврова: Издания художественной, детской литературы, по искусству, филологии: Учеб. пособие. М.: Книга, 1979; Систематизация литературных произведений // Редактирование отдельных видов литературы: Учебник. М.: Книга, 1987. С. 7-34., «тип литературы» или «отраслевой массив литературы». С нашей точки зрения, в условиях продолжающегося в теории и практике книговедения и книжного дела формирования единого терминологического аппарата целесообразно использовать последний термин «отраслевой массив литературы» как фиксирующий критерий выделения понятия уже в самом названии: «Литература по физике», «Литература по истории», «Литература по банковскому делу», «Литература по книжному бизнесу» и т.д. Количество отраслевых массивов литературы с трудом поддается определению, число их постоянно растет, поскольку дифференциация и интеграция наук и отраслей практической деятельности человека продолжаются. С точки зрения предмета нашей учебной дисциплины особый интерес представляют два отраслевых массива - «Литература по филологии» и «Литература по искусствоведению», отражающие проблематику наук, изучающих искусство, литературу и язык.

Филология - комплексная гуманитарная научная дисциплина, включающая основные дисциплины - литературоведение и языкознание, которые, в свою очередь, имеют достаточно развитую структуру.

Искусствоведение (искусствознание) - комплекс гуманитарных наук, «изучающих искусство - художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений»Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл.,1985. С. 507.. В состав искусствоведения входят науки, изучающие отдельные семейства и виды искусства: музыковедение, театроведение, киноведение и т.д., наука, исследующая изобразительные искусства (живопись, скульптуру, графику) - искусствознание. При этом общая структура каждой искусствоведческой научной дисциплины однородна и включает, подобно литературоведению, историю, теорию данного вида (семейства) искусства и художественную критику.

Очевидно, что предметно-отраслевая классификация, не учитывающая таких существенных признаков литературного произведения, как целевое (функциональное) назначение и читательский адрес, не отражает всего многообразия состава литературного комплекса. Этот недостаток пытается исправить функциональная концепция систематизации, исходящая из того, что каждое литературное произведение, имея определенное общественное предназначение, предполагает выполнение какой-либо (более или менее четко осознанной и сформулированной) функции и ориентируется на конкретную читательскую аудиторию. Систематизацию литературных произведений по тройственному критерию - предмет изложения, целевое (функциональное) назначение и читательский адрес - называют в отечественной науке о книге типологией (типизацией) литературы.

Термин «типология» так же, как термин «литература», обладает разными значениями и нуждается в некотором уточнении. Во-первых, он используется для обозначения собственно научного метода как логического процесса познания. Основа данного метода - расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа, он применяется, как правило, в целях сравнительного изучения существенных (типологических) признаков, функций, связей, уровней организации объектов различных наук. Во-вторых, типологией называют специальную научную дисциплину, изучающую проблемы использования данного метода в целом и в отдельных отраслях научного знания (например, типологией книги называют «книговедческую дисциплину, изучающую на основе построения обобщающих, идеализированных моделей вопросы истории, теории, методики и практики систематизации книги и других книговедческих явлений, процессов, понятий и т.п. в целях эффективного производства, распространения и использования книги в обществе»Гречихин А.А. Современные проблемы типологии книги. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. С.11.). В-третьих, типологией называют и сами результаты приложения данного метода. Типология книги, в частности, дает практике научно обоснованные модели, схемы систематизации книги и многообразных книжных изданий.

В книговедении проблемы типологии литературы достаточно фундаментально изучены (в том числе и в непосредственной связи с проблемами типологии книги) и, хотя единая стройная теоретическая концепция еще не создана, полученные результаты позволяют представить особенности основных исторически сложившихся типов (видов) литературы достаточно четко.

В отсутствие общепринятой терминологии под типом литературы мы будем подразумевать совокупность (группу) литературных произведений, выделенную на основе общности предмета, целевого (функционального) назначения и читательского адреса. Необходимо подчеркнуть, что термин «тип литературы» в издательской практике и значительном числе книговедческих публикаций заменяется термином «вид литературы». Стремясь сохранить преемственность терминологии, использующейся в учебных изданиях по курсу «Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству», подготовленных Н.П. Лавровым, мы остановились на первом термине.

В настоящее время выделяются десять более или менее устойчивых, исторически сложившихся типов литературы. Первые восемь принадлежат к понятийной и понятийно-художественной литературе: это научная (1), научно-популярная (2), научно-информационная (3), учебная (4), справочная (5), производственно-техническая (6), официально-документальная (7), массово-политическая литература (8). Особыми типами литературы являются художественная (9) и детская (10), первая - в силу того, что пользуется отличным от предшествующих типов способом отражения реальности (художественно-образным) и является одновременно видом искусства, вторая - постольку, поскольку объединяет в своем составе произведения и понятийного, и художественного, и понятийно-образного родов литературы, как правило, адаптированные применительно к специфике детского восприятия.

Все типы литературы складывались постепенно в тесной взаимосвязи с развитием общественной практики, приведшим к «дифференциации общественного сознания и расширению сфер и целей человеческого общения»Кастрюлина Л.Н. Проблема типологии литературы и ее значение для теории и практики редактирования // Книга. Исслед. и материалы. 1973. Сб. 26. С. 45. . Можно с уверенностью утверждать, что появление относительно самостоятельных типов литературы, точнее - их отделение от первоначально единой («синкретичной») литературы, было обусловлено формированием конкретных общественных потребностей. Сформулируем самое общее представление о специфике проявления существенных признаков сложившихся типов понятийной литературы.

Научная литература. Предмет - информация о результатах научно-исследовательских работ, отражающих весь спектр научного знания с профессиональной глубиной. Целевое назначение - фиксация процесса и результата познания, содействие дальнейшему развитию науки. Читательский адрес - специалисты в конкретной области науки. Основные жанры: научная монография, диссертация, научные очерк, статья, доклад, обзор, биография и т.д.

Научно-популярная литература. Предмет - информация о наиболее актуальных теоретических и экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и прикладной деятельности, изложенная в форме, доступной читателю-неспециалисту. Целевое назначение - распространение и пропаганда научных и иных специальных знаний. Читательский адрес- читатели-неспециалисты, интересующиеся историей и современным состоянием науки, техники и т.д. Основные жанры: научно-популярные очерк, статья, лекция, биография и т.д.

Информационная (научно-информационная) литература. Предмет - систематизированные сведения об опубликованных и неопубликованных научных и практических исследованиях и работах, изложенные в форме, удобной для быстрого с ними ознакомления. Целевое назначение - систематическое, комплексное, оперативное и краткое информирование о содержании тех или иных работ, исследований, документов и формах их существования. Читательский адрес - специалисты определенных и смежных областей научной и практической деятельности. Основные жанры: библиографическое описание, аннотация, реферат, обзор.

Учебная литература. Предмет - информация, фиксирующая основы науки и прикладных знаний в объеме, определяемом программой обучения, и форме, соответствующей специфике читательского адреса. Целевое назначение - служить средством обучения. Читательский адрес - учащиеся и преподаватели всех уровней образования. Основные жанры: учебник, учебное пособие, программа учебной дисциплины, учебно-методическое пособие и т.д.

Справочная литература. Предмет - специальным образом организованная универсальная информация, отражающая уровень развития человеческого знания. Целевое назначение- хранение, научное свертывание информации и предоставление кратких ответов на конкретные вопросы оптимальным способом. Читательский адрес- все категории читателей, заинтересованных в быстром получении ответа на конкретный вопрос. Основные жанры: энциклопедическая статья, словарная статья, справочная статья.

Производственно-техническая литература. Предмет - информация прикладного характера в сфере производства и других областей общественной практики. Целевое назначение - служить руководством в повседневной профессиональной деятельности, способствовать повышению квалификации и распространению передового опыта, а также формировать первоначальные практические навыки в какой-либо сфере деятельности, служащей предметом непрофессионального интереса. Читательский адрес- специалисты и любители в конкретной области профессиональной деятельности. Основные жанры: практическое пособие, руководство, инструкция и т.д.

Официально-документальная литература. Предмет - информация, фиксирующая нормы и требования в сфере общественной жизни, производства, науки, культуры и пр. Целевое назначение - введение в действие, распространение установленных в данной сфере человеческой жизни и деятельности норм. Читательский адрес - все категории членов общества, участвующие в регламентируемой деятельности. Основные жанры: закон, постановление, стандарт и т.д.

Массово-политическая литература. Предмет - общественно-политическая информация агитационно-пропагандистского характера. Целевое назначение - пропаганда (распространение) конкретной идеологии. Читательский адрес- все категории читателей. Основные жанры: публицистические (политические) статьи, очерки, памфлеты, фельетоны и т.д.

Художественная литература. Формулировки основных типологических признаков художественной литературы как типа литературы, содержащиеся в специальных книговедческих исследованиях, достаточно разнообразны и значительно отличаются друг от друга, однако все они обязательно учитывают тот факт, что художественная литература - это одновременно и явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. В первом случае (традиционном) определения предмета, целевого назначения и читательского адреса художественной литературы даются исходя из предмета и целевого назначения искусства, видом которого она является. Во втором случае книговедческие исследования, в основном связанные с фундаментальным изучением книги как способа социальной коммуникации, стремятся разграничить понимание художественной литературы как вида искусства и как типа (вида) литературы. Такой подход означает, что художественная литература определяется в качестве оригинального способа опосредования словесного художественного творчества в социальной коммуникативной системе «литература» со своим предметом, целевым назначением и читательским адресомСм. подробнее: Кожевников Г.В. Типология литературно-художественной книги: Конспект лекций. М.: МПИ, 1985..

Приведем определения и первого, и второго порядка. Предмет - (1) художественно-образная информация о действительности (действительность, данная в художественных образах.); (2) «система словесных художественных образов - результат словесного художественного освоения действительности». Целевое назначение - (1) реализация эстетической, воспитательной, познавательной, коммуникационной и идеологической функций; (2) «обеспечение процесса передачи, обращения в обществе системы словесных художественных образов, обмена художественной информацией». Читательский адрес - (1) все категории читателей; (2) «направленность на удовлетворение потребности общества в литературном художественно-образном общении». Основные жанры: эпические (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ и пр.), лирические (поэма, баллада, ода, сонет и пр.), драматические (драма, трагедия, комедия и т.д.).

Детская литература. Предмет - специально отобранная и изложенная применительно к специфике детского восприятия универсальная понятийная и художественно-образная информация. Целевое назначение - обеспечение процесса воспитания и образования детей. Читательский адрес - детский, подростковый и юношеский читатель. Основные жанры: практически все жанры художественной, научно-популярной, справочной, производственно-технической, учебной, массово-политической и религиозной литературы для взрослого читателя, в том числе в адаптированной форме.

С.Я. Маршак, неоспоримый авторитет в области детской литературы, один из создателей советской литературы для детей и сам замечательный детский поэт, неоднократно подчеркивал, что «вся детская литература должна представлять собой разнообразную, сложную, всеохватывающую и в то же время единую систему, в которую уложится весь богатый опыт, накопленный человечеством»Маршак С.Я. «Мир в картинах»: Заметки о детской литературе // Собр. соч.: В 8 т. М., 1971. Т.7. С. 515. . Создававшаяся в ХVIII веке в качестве инструмента для осуществления конкретной программы воспитания и образования подрастающих поколений, детская литература из механического соединения произведений разных типов литературы для взрослых, приспособленных для детского чтения, постепенно превратилась в живую, развивающуюся по своим законам модель общей литературы. В круге детского чтения каждой страны и всей планеты в целом традиционно сочетаются как произведения «большой» литературы, разными способами приспособленные (адаптированные) для детского чтения, так и многочисленные художественные, учебные, научно-популярные, справочные, практические, религиозные, публицистические (политико-воспитательные) произведения, написанные специально для детей разных возрастов, т.е. принадлежащие собственно детской литературе, успевшей за три столетия превратиться из простого инструмента воспитания в искусство и имеющей обширный жанровый диапазон.

Детская литература помимо сложной типо-видовой и жанровой имеет и неоднородную возрастную структуру, включая кроме собственно «детских» произведения для подростков и юношества. Чем старше потенциальный читатель, тем больше детская литература походит на «взрослую», постепенно сближаясь с последней по характеру литературного текста. В результате детская литература, знакомя ребенка с миром книги, воспитывая и развивая сердце, чувства, разум маленького человека, постепенно готовит его к свободному общению с огромной сокровищницей человеческого духа, знания, заключенных в литературе. Характер национальной детской литературы каждого исторического периода определяется мировоззрением и идеологией конкретного общества и государства, общепринятыми воспитательно-образовательными приоритетами, содержанием и структурой системы воспитания и образования.

В заключение необходимо отметить, что между классификацией и типологией литературы существует тесная взаимосвязь, они дополняют друг друга. В частности, теоретически и практически любой отраслевой массив литературы может быть представлен произведениями всех типов понятийной литературы, его тематика с разной степенью полноты отражается в содержании учебной, научно-популярной, справочной и прочей литературы для детей.

Литература и искусство могут существовать в обществе в различных системах коммуникации, при этом в качестве наиболее устойчивых и характерных для произведений литературы и многих видов искусства выступают: телевидение (например, литературное, музыкальное, балетное произведение или театральный спектакль можно превратить в телефильм или другую телепередачу), кинематограф (литературное, балетное, театральное произведение можно экранизировать), радиовещание (произведение можно прочитать по радио, сделать на его основе радиопостановку, концерт или театральный спектакль можно транслировать по радио и т.д.), наконец, книжное дело (произведение, в первую очередь литературное, музыкальное и изобразительное, можно напечатать) и Интернет (произведение можно поместить в Сеть). Именно системы коммуникации, традиционные или новейшие, включают произведения литературы и искусства в сферу общественного сознания, делают их действительно общественным явлением, используя для этого специфические способы и формы.

Старейшей устойчивой коммуникационной системой является книжное дело, в котором литература и произведения разных видов изобразительного и музыкального искусства опосредуются (превращаются) в книгу, издание. Таким образом, книга - одна из традиционных форм существования как литературы в целом, так и ее отдельных типов и отраслевых массивов, а следовательно, правомерно говорить о выделении научной, научно-популярной, научно-информационной, литературно-художественной и детской книги, с одной стороны, и социально-экономической, естественнонаучной, технической и филологической, искусствоведческой книги - с другой.

В свою очередь формой существования книги в книжном деле выступает книжное издание, и, следовательно, можно говорить о выделении научных, научно-популярных, справочных, литературно-художественных, детских и прочих книжных изданий. Книжное издание представляет собой частный случай издания вообще, понятия, которое в практике книжного дела определено как «документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения» (ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения. Введен 01.01.1991).

Многообразие форм изданий предполагает их детальную систематизацию по разного рода значимым признакам, таким, как предмет, цель, метод, время, пространство, материальная конструкция и др.См. подробнее: Гречихин А.А. Современные проблемы типологии книги. Не касаясь проблем научной систематизации книги и книжных изданий в целом, рассмотрим наиболее часто используемые в практике схемы систематизации изданий, зафиксированные ГОСТ 7.60-90. В качестве основных видов изданий (видом издания называется любая «группа изданий, выделенная на основе одного или нескольких отличительных признаков») данный нормативный документ выделяет:

    • по целевому назначению: массово-политические, научные, научно-популярные, производственно-практические, нормативные производственно-практические, учебные, справочные, информационные, рекламные, литературно-художественные издания и издания для досуга;

    по степени аналитико-синтетической переработки информации: информационные, библиографические, реферативные и обзорные издания;

    по знаковой природе информации: текстовые, нотные, картографические издания и изоиздания;

    по материальной конструкции: книжные, журнальные, газетные листовые, карточные издания, а также буклет, плакат, открытка, книжка-игрушка и комплектное издание;

    по объему: книга, брошюра, листовка;

    по периодичности: непериодические, сериальные, периодические и продолжающиеся издания.

Уже на этом уровне систематизации видно, что разные формы (виды) изданий могут представлять как литературные (в том числе литературно-художественные) произведения, так и произведения изобразительного (живопись, скульптура, графика) и архитектонического искусств (изоиздания) и музыкального искусства (нотные издания). Основные виды и типы изданий, характерные для произведений художественной, детской, филологической и искусствоведческой литературы, а также изоиздания и нотные издания будут рассмотрены нами более подробно в следующих главах учебника.

Вопросы для самопроверки

1. Семейства искусств, входящие в класс пространственных искусств.

2. Семейства искусств, входящие в класс временных искусств.

3. Семейства искусств, входящие в класс пространственно-временных искусств.

4. Виды изобразительных искусств.

5. Виды словесных искусств.

6. Родо-жанровая структура художественной литературы.

7. Критерий выделения отраслевых массивов литературы.

8. Критерии выделения типов литературы.

9. Основные типы литературы.

10. Основные жанры всех типов литературы.

11. Художественная литература как тип литературы: специфика предмета, целевого назначения и читательского адреса.

12. Детская литература как тип литературы: специфика предмета, целевого назначения, читательского адреса.

© Центр дистанционного образования МГУП