Московский государственный университет печати

Карайченцева С.А.


         

Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству

Учебник для вузов


Карайченцева С.А.
Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Глава 1.Искусство и литература: функции и структура

1.1.

Искусство, его социальные функции и морфология

1.2.

Систематизация (классификация и типология) литературы

1.3.

Книга и издание как способы существования произведений литературы и искусства

2.

Глава 2. Литературно-художественная книга

2.1.

Виды литературно-художественных книжных изданий

2.2.

Типы литературно-художественных книжных изданий

2.3.

Литературно-художественные книжные серии

2.4.

Отечественный опыт издания произведений художественной литературы: конец ХIХ - начало ХХ века

2.4.1.

Издательская деятельность русских символистов

2.4.2.

Издательская деятельность русских кубофутуристов (1910-е годы)

2.4.3.

Литературно-художественные издания Кружка любителей русских изящных изданий (1903-1917)

2.5.

Литературно-художественное книгоиздание в СССР

2.5.1.

Издательство «Всемирная литература» (1918-1924): общая характеристика репертуара

2.5.2.

Издательство «Academia» (1921-1937): общая характеристика литературно-художественного раздела репертуара

2.5.3.

Общая характеристика литературно-художественного раздела репертуара 70-80-х годов ХХ века

2.5.4.

Система издательств. Наиболее значительные издательские проекты

2.6.

Современная система литературно-художественного книгоиздания в Российской Федерации

2.6.1.

Общая характеристики репертуара

2.6.2.

Основные группы издательств. Наиболее значительные издательские проекты

3.

Глава 3. Детская книга

3.1.

Типология изданий для детей

3.1.1.

Издания художественной литературы для детей

3.1.2.

Издания научно-популярной литературы для детей

3.1.3.

Издания справочной литературы для детей

3.1.4.

Издания «деловой» (практической) литературы для детей

3.1.5.

Издания политико-воспитательной литературы для детей

3.1.6.

Издания учебной литературы для детей

3.1.7.

Издания религиозной литературы для детей

3.1.8.

Издания текстово-изобразительной и изобразительной детской книги (книжки-картинки)

3.2.

Основные этапы развития отечественного репертуара детской книги в ХVIII-ХХ веках

3.2.1.

Детская книга в России ХVIII - начала XIX века

3.2.2.

Детская книга второй четверти ХIХ - начала XX века

3.2.3.

Детская книга советского периода (1917-1990)

3.3.

Современная система детского книгоиздания в Российской Федерации

3.3.1.

Общая характеристика репертуара

3.3.2.

Основные группы издательств. Значительные издательские проекты

4.

Глава 4. Издания по филологии

4.1.

Филология как комплексная научная дисциплина

4.2.

Типы и виды изданий по филологии

4.3.

Современная система выпуска филологических изданий в Российской Федерации

4.3.1.

Общая характеристика репертуара

4.3.2.

Основные группы издательств. Значительные издательские проекты

5.

Глава 5. Издания по искусству

5.1.

Типы и виды изданий искусствоведческой литературы

5.2.

Типы и виды изоизданий

5.3.

Систематизация нотных изданий

5.4.

Современная система выпуска изданий по искусству в Российской Федерации

5.4.1.

Общая характеристика репертуара

5.4.2.

Основные группы издательств. Значительные издательские проекты

6.

Глава 6. Литературно-художественная, детская книга, издания по филологии и искусству в действующих классификационных схемах. Библиография разделов курса

6.1.

Литературно-художественная, детская книга, издания по филологии и искусству в УДК, ББК, ЕКЛ, ТБК и других классификациях

6.2.

Библиография литературно-художественной, детской книги, изданий по филологии и искусству

Заключение

Библиографический список

Приложения

Специальное книговедение - молодая наука, являющаяся частью обширного комплекса наук о книге, находится в настоящее время в стадии становления: не создан единый терминологический аппарат, типологические схемы изданий разных разделов репертуара пока не образуют единой системы, исторический опыт отдельных направлений отечественного книгоиздания ХVIII-ХХ веков, своеобразный и значительный, в отсутствие полного представления о национальном репертуаре изучен недостаточно и используется современной практикой книжного дела очень скупо. Однако достигнутый теоретический уровень позволяет сформулировать основные особенности организации литературных произведений разной направленности в книжные издания, реально оценить и проанализировать огромный эмпирический материал с точки зрения его значимости для современного книгоиздания, сформулировать тенденции дальнейшего развития репертуара и ассортимента отечественной книги как в целом, так и его постоянных разделов, что несомненно актуально сегодня, когда принципиально важным для отечественной культуры, национального книжного дела является сохранение достигнутого в предшествующие периоды уровня развития, лучших национальных традиций.

Особенно большое значение, с нашей точки зрения, имеет восстановление разрушенной в 90-е годы преемственности в области литературно-художественного и детского книгоиздания, существовавшей в течение столетий. Литературно-художественное книгоиздание ХVIII-ХIХ веков сыграло огромную роль в создании национальной литературы, ее популяризации в среде читающей русской публики, отдававшей предпочтение западной литературе, в формировании того огромного нравственного авторитета, которым обладала художественная литература в глазах русской интеллигенции в начале ХХ века. Традиции, заложенные в ХIХ веке, в период демократизации книгоиздания, появления в России массовой читательской аудитории и быстрого развития массовой литературно-художественной книги не только не были утрачены, но и получили дальнейшее развитие, в частности в книготворчестве русских символистов и кубофутуристов, превративших литературно-художественную книгу в подлинное синтетическое произведение искусства, в создании которого принимали активное участие лучшие представители этих направлений.

Советский период, ознаменованный полной ликвидацией неграмотности и созданием фундаментальной системы обязательного среднего образования, сформировал во всех слоях российского общества устойчивую привычку к чтению, сознательный интерес к текущему литературному процессу, приучил массовую читательскую аудиторию к высокому качеству книжных изданий. Специалисты советского книжного дела использовали типологию в качестве инструмента повышения эффективности книжного репертуара, деятельности отрасли в целом, подчеркивая - «…о типах изданий нельзя говорить как о чем-то стандартном и неизменном, раз и навсегда установившемся. Одни типы отживают и уходят в прошлое, другие приходят им на смену». Именно в этот период с его ярко выраженной просветительской направленностью литературно-художественного книгоиздания на основе предшествующего опыта была создана целостная система видов и типов книжных изданий, учитывающая широкий спектр возможного интереса к произведениям художественной литературы, активно формирующая этот спектр.

Отечественная издательская практика ХХ века добилась единого для всех выпускаемых в стране изданий высокого уровня подготовки как самого оригинального текста или литературного перевода художественного произведения, так и справочного сопроводительного аппарата, художественного оформления. Совершенно очевидно, что в условиях резкого снижения интереса к чтению в целом и переориентации современной читательской аудитории на прагматичное (утилитарное) чтение, опыт предшествующих периодов истории отечественного книгоиздания, теоретически осмысленный, может послужить основой для формирования государственной, общественной, отраслевой программы поддержки национальной книжной культуры. Поскольку любовь к чтению, интерес к литературе и книге закладываются еще в раннем детстве, успешный отечественный опыт создания и развития детского репертуара, огромный потенциал детской литературы, теории детской книги, созданные в ХVIII-ХХ веках, способны значительно помочь в реализации этой программы.

Завершение переходного периода 90-х годов ХХ века, объективно характеризующегося падением книжной культуры в стране, настоятельно требует повышения профессионализма специалистов всех отраслей книжного дела, формирования у них глубокого знания типологических особенностей, функциональных возможностей разных форм книжных изданий, умения создавать и использовать их в повседневной практике, добиваясь того, чтобы книга вновь стала ближайшим проводником в жизнь принципов и искусства, и красоты.

© Центр дистанционного образования МГУП