Московский государственный университет печати

М.Д. Акатьева, И.Л. Мальшакова


         

ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Учебное пособие


М.Д. Акатьева, И.Л. Мальшакова
ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1.

Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.

Глава 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ЕГО МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1.

Хозяйственный учет, его виды и роль в системе управления

2.2.

Цели, задачи и функции бухгалтерского учета

2.3.

Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике

2.4.

Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

2.5.

Принципы бухгалтерского учета

3.

Глава 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

3.1.

Предмет бухгалтерского учета и объекты бухгалтерского наблюдения

3.2.

Метод бухгалтерского учета

4.

Глава 4. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

4.1.

Понятие актива. Различные подходы к трактовке пассива

4.2.

Принцип двойственности

4.3.

Сущность, строение и назначение бухгалтерского баланса

4.4.

Классификация бухгалтерских балансов

4.5.

Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс

5.

Глава 5. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

5.1.

Счета бухгалтерского учета и их строение

5.2.

Сущность двойной записи

5.3.

План счетов бухгалтерского учета

5.4.

Правила составления бухгалтерских проводок. Простые и сложные бухгалтерские проводки

5.5.

Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь

5.6.

Обобщение данных синтетического и аналитического учета

5.7.

Классификация бухгалтерских счетов

6.

Глава 6. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

6.1.

Документирование как элемент метода бухгалтерского учета. Первичный учет

6.2.

Форма и реквизиты первичных документов. Исправления в первичных учетных документах

6.3.

Классификация документов

6.4.

Организация документооборота

6.5.

Документы на машинных носителях

6.6.

Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов

7.

Глава 7. ОЦЕНКА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ

7.1.

Оценка как элемент метода бухгалтерского учета. Требования, предъявляемые к оценке

7.2.

Виды оценок

7.3.

Калькулирование как элемент метода бухгалтерского учета. Виды калькуляций. Калькулирование себестоимости продукции

8.

Глава 8. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

8.1.

Понятие инвентаризации, ее цели и задачи

8.2.

Виды инвентаризаций

8.3.

Порядок проведения инвентаризации

8.4.

Документальное оформление инвентаризации

9.

Глава 9. УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ И ТЕХНИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

9.1.

Понятие учетных регистров, их виды и роль в бухгалтерском учете

9.2.

Методы исправления записей в учетных регистрах

9.3.

Классическая процедура бухгалтерского учета

9.4.

Формы бухгалтерского учета

10.

Глава 10. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

10.1.

Понятие и виды бухгалтерской отчетности

10.2.

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

10.3.

Пользователи бухгалтерской отчетности

10.4.

Сроки представления бухгалтерской отчетности. Публичность бухгалтерской отчетности

11.

Глава 11. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

11.1.

Понятие учетной политики. Требования и допущения к учетной политике

11.2.

Порядок формирования и основные положения учетной политики

11.3.

Учетная политика для целей налогообложения

12.

Глава 12. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

12.1.

Основы организации бухгалтерского учета

12.2.

Общие положения о бухгалтерской службе организации

12.3.

Система внутреннего контроля в организации

13.

Глава 13. БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРОФЕССИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

13.1.

Бухгалтерская профессия в современных условиях

13.2.

Международные аспекты подготовки профессиональных бухгалтеров

13.3.

Профессиональная этика бухгалтера

14.

Глава 14. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЕТА

14.1.

Понятие и классификация учетных стандартов

14.2.

Концепции бухгалтерского учета. Взаимосвязь международных и национальных стандартов учета

14.3.

Международные бухгалтерские организации

14.4.

Гармонизация финансовой отчетности

14.5.

Современный российский бухгалтерский учет

15.

Список литературы

16.

Приложение 1

17.

Приложение 2

18.

Приложение 3

19.

Приложение 4

20.

Приложение 5

Указатели
30   указатель иллюстраций

Основой организации бухгалтерского учета на предприятии являются законодательные и нормативные акты, исполнять которые обязаны все юридические и физические лица, зарегистрированные как предприниматели.

Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учета и отчетности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает четырехуровневую систему документов, регулирующих и регламентирующих учет, состав этой системы приведен в гл. 2 данного пособия.

При разработке нормативной документации любого уровня должны соблюдаться основные принципы организации бухгалтерского учета, действующие в мировой теории и практике. К ним, в частности, относятся принцип начисления и принцип осторожности (осмотрительности).

Принцип начисления предполагает, что доходы и расходы, прибыли и убытки, другие аналогичные показатели отражаются на счетах бухгалтерского учета в момент их возникновения, а не в момент осуществления расчетов. При этом доходы и расходы должны соотноситься при определении результатов хозяйственной деятельности.

Принцип осмотрительности (осторожности) предполагает большую готовность предприятия к отражению в учете и финансовой отчетности возможных убытков или обязательств, чем прибылей или активов. Соблюдение этого принципа во многом предопределяет образование целевых резервов для покрытия убытков, сомнительных долгов и других аналогичных потерь (расходов).

Указанные принципы, а также принцип непрерывности (действующего предприятия), неизменности (последовательности) и приоритета содержания перед формой, легли в основу положения по учетной политике предприятия.

С точки зрения хозяйствующего субъекта организация бухгалтерского учета - это определенная система мероприятий (условий и элементов) по построению бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой, с учетом специфики работы предприятия, его структуры и другими условиями и предпосылками.

Организация бухгалтерского учета базируется на положениях учетной политики, на рабочих документах, относящихся к 4-му уровню системы нормативного регулирования. Именно поэтому в понятие организации бухгалтерского учета включаются:

  • система бухгалтерского учета предприятия;
  • учетная политика;
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • синтетические и аналитические счета;
  • первичные учетные документы;
  • учетные регистры;
  • внутренняя бухгалтерская отчетность;
  • инвентаризация;
  • формы бухгалтерского учета;
  • оценка имущества и обязательств;
  • документооборот.

Все эти элементы ранее подробно рассматривались в пособии и дополнительных комментариев не требуют.

Таким образом, грамотно и в полном объеме сформированная учетная политика одновременно задает и определяет основные элементы организации бухгалтерского учета.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций, которые в зависимости от объема работы могут:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Последние три случая рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству РФ к субъектам малого предпринимательства.

На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лично. В этом случае он должен создать необходимые условия для его правильного ведения.

В большинстве организаций (предприятий) преобладают две основных организационных формы бухгалтерской работы:

  • наличие бухгалтерии как самостоятельного структурного подразделения;
  • ведение бухгалтерского учета одним должностным лицом (бухгалтером).

Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией.

Задачами бухгалтерской (финансово-бухгалтерской) службы являются:

  • организация взаимоотношений организации с другими субъектами хозяйствования;
  • поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания;
  • своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности организации;
  • эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей организации;
  • сохранение и рациональное использование основного и оборотного капитала, собственного и заемного капитала;
  • обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации.

Одной из наиболее важных задач финансово-бухгалтерской службы является разработка учетной политики, отражающей основные аспекты финансовой деятельности, кредитной политики, вопросов управления денежными потоками, амортизационной политики, дивидендной политики, проблем формирования доходов и расходов, вопросов налогообложения.

Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на основании организационных, распорядительных, платежных, учетных и пр. документов. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» все факты хозяйственной деятельности организации должны оформляться первичными учетными документами, следовательно, постановка бухгалтерского учета по данному направлению сводится к разработке правил оформления, приема, выдачи и хранения учетной документации на основании организационных и распорядительных документов и составлению ряда дополнительных, корректировке специализированных документов - регистров бухгалтерского и налогового учета и документов внутренней отчетности.

Структурная организация бухгалтерской службы. Предприятие любой организационно-правовой формы можно рассматривать как коллектив, организацию людей, объединенных коммерческими целями, зарегистрированную в установленном порядке. Оно имеет определенную структуру, внутренние связи, которые обеспечивают взаимодействие между руководителями различных уровней и структурными подразделениями или сотрудниками, и внешние связи с деловыми партнерами, предприятиями, органами власти.

Бухгалтерия как структурное подразделение организации выполняет специфические функции ведения бухгалтерского учета. В небольших организациях эту работу может выполнять один человек - бухгалтер. Бухгалтерский учет является одной из функций управленческой деятельности.

При наличии более двух бухгалтеров бухгалтерская служба должна оформляться как структурное подразделение организации, возглавляемое главным бухгалтером, который осуществляет руководство бухгалтерией.

Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразделениями предприятия определяется движением документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота.

При учреждении бухгалтерской службы как структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером и состоящего из нескольких сотрудников, необходима четкая регламентация деятельности каждого из них и всего подразделения в целом. Для этого и разрабатывается Положение о бухгалтерии и должностные инструкции работников данного подразделения.

Для разработки Положения о бухгалтерии и должностных инструкций необходимо использовать следующие нормативные акты:

  • положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
  • кодекс законов о труде Российской Федерации;
  • квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Положение о бухгалтерии составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Приступающий к работе главный бухгалтер знакомится с ним под расписку или вносит дополнения и изменения, которые утверждаются руководителем организации.

Текст положения о бухгалтерии включает следующие разделы:

  • общие положения;
  • основные задачи;
  • функции;
  • права и обязанности;
  • ответственность;
  • взаимоотношения (служебные связи);
  • организация работы.

Должностная инструкция определяет организационно-правовое положение работника.

Должностная инструкция - документ, определяющий функции, права, обязанности и ответственность сотрудника предприятия. Они являются действенным средством управления, выполняют организационную, регламентирующую и регулирующую роли и позволяют:

  • обеспечить четкое разграничение обязанностей и прав между сотрудниками;
  • исключить дублирование в выполнении определенных трудовых функций;
  • обеспечить взаимосвязь в работе сотрудников, занимающих различные должности;
  • осуществить объективную оценку деятельности сотрудников.

Основные должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации работников должны соответствовать тарифно-квалификационным характеристикам, предусмотренным Постановлением Минтруда России № 32 от 6 июня 1996 г.

На основании должностных инструкций разрабатывается трудовой договор (контракт) с работником. Трудовой договор (контракт) и должностные инструкции используются при разрешении конфликтных ситуаций между работодателем и работником.

В инструкции указывается перечень документов, получаемых работником для обработки, дальнейшей передачи, и наличие права подписывания. Структура инструкции соответствует положению о бухгалтерии и отражает следующие разделы:

  • общие положения;
  • функции работника;
  • права и обязанности;
  • взаимодействия с другими работниками бухгалтерии и организации;
  • организация работы;
  • правила оценки результатов работы.

Должностные инструкции составляются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. После ознакомления с инструкцией работник ставит отметку «ознакомлен», дату и подпись. Рекомендуется текст инструкции выдать бухгалтеру, что также фиксируется надписью «инструкция получена на руки», затем ставится дата и подпись.

Принятый на работу новый главный бухгалтер имеет право изменить должностные инструкции в соответствии со своими требованиями. После этого они утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения работников бухгалтерии.

В штатном расписании должны быть указаны общее количество работников бухгалтерии, наименование должностей, основные обязанности работников, система оплаты труда и размер заработной платы. Главный бухгалтер должен обоснованно определить количество работников бухгалтерии и степень их квалификации. В дальнейшем проводится аттестация работников бухгалтерии, по результатам которой работник может быть уволен, переведен на другую должность и т.п. Кроме этого, необходимо решить вопросы взаимозаменяемости сотрудников в случае болезни, отпусков и т.п.

Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимости от объемов обрабатываемой информации по каждому из объектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и обслуживания на работы по бухгалтерскому учету. В соответствии с расчетным количеством работников бухгалтерии и формируется ее организационная структура.

Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета.

С вопросами организации бухгалтерского учета напрямую связана и система внутреннего контроля (СВК) в организации.

Внутренний контроль можно определить как систему предотвращения, выявления и своевременной корректировки существенных ошибок в процессе обработки информации.

В соответствии со стандартами аудиторской деятельности система внутреннего контроля (СВК) - это совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая, в том числе, включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку соблюдения требований законодательства, точности и полноты документации бухгалтерского учета, своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности, предотвращения ошибок и искажений, исполнения приказов и распоряжений, обеспечения сохранности имущества организации.

Основное назначение СВК состоит в предотвращении возникновения умышленных и неумышленных ошибок и сведении к минимуму неправильных, невыгодных решений, возникновения убытков. Практически действие созданной СВК проявляется лишь при возникновении ошибок и злоупотреблений.

Цель СВК - своевременно предотвратить нерациональные или неправильные действия, а также ошибки при обработке информации.

Система внутреннего контроля предусматривает:

  • наличие компетентного персонала с четко определенными правилами и обязанностями;
  • разделение соответствующих обязанностей (по хранению активов и их учету, по совершению сделок, по учету);
  • соблюдение необходимых процедур при совершении операций;
  • контроль за сохранностью документации (нумерация, составление во время совершения операции или сразу же после этого, простота и ясность);
  • фактический контроль над активами и документацией (фактическая проверка материально ответственным лицом);
  • независимую проверку выполнения обязанностей (внутренний аудит).

Хороший и постоянный внутренний контроль требуется всем организациям. Налаженная система внутреннего контроля противодействует возникновению ошибок, которые могут быть в текущей работе и, следовательно, сводит к минимуму возможность принятия неправильных, невыгодных решений и возникновения убытков. Это относится в полной мере как к непреднамеренным, так и умышленным ошибкам, причем случайные ошибки легко обнаружить при хорошем внутреннем контроле. Умышленным ошибкам зачастую можно противостоять только при хорошо продуманной системе постоянных проверок и разделении ответственности.

Системы внутреннего контроля позволяют руководству удостовериться, что деятельность организации находится в соответствии с принятой политикой руководства, инструкциями и другими директивно-нормативными документами организации, требованиями действующего законодательства и т.п. Таким образом, они обеспечивают обратную связь с различными сферами деятельности и подразделениями, работающими в разных сферах.

За систему внутреннего контроля организации несут ответственность руководители. В зарубежных фирмах постоянный надзор за системами контроля и их совершенствованием является обязанностью некоторых руководителей (первых заместителей).

Администрация обязана обеспечить существование такой системы внутреннего контроля, которая была бы достаточной до того, чтобы:

  • в финансовую отчетность было включено все, что должно быть включено, не исключено ничего из того, что не должно быть исключено, и все, что включено, было бы в точности определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;
  • программы, контролирующие функционирование учетной системы (первичные документы, их анализ и разноска по счетам), не могли быть сфальсифицированы;
  • средства организации не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;
  • политика управления в области планирования, долгосрочного прогнозирования и т.д. была согласована;
  • все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;
  • финансовая информация передавалась наиболее эффективным образом в целях ее оптимального использования уполномоченными лицами;
  • финансовая информация давала верное и объективное представление о деятельности организации.

При хорошем внутреннем контроле легко обнаружить случайные ошибки. Построение внутреннего контроля может быть различным и зависит от деятельности организации, ее размера, степени оснащенности персональными компьютерами, возможностей руководства осуществлять личный контроль и многих других факторов. Выбор систем внутреннего контроля зависит от расходов на его организацию и получаемой выгоды вследствие снижения риска.

Масштаб и особенности системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности.

Создание действенности внутреннего контроля снижает риск недостоверности информации. В конкурентной среде рыночных отношений эффективная система внутреннего контроля является гарантией выживания организаций и одним из главных условий их успешной деятельности.

Ниже приведены основные направления совершенствования системы внутреннего контроля (табл. 12.1).

Таблица 12.1 Направления внутреннего и внешнего контроля

tab12.1

Направления контроля

Общие верные положения

Основные категории ошибок и искажений информации

Реальность

Зафиксированные операции действительны и подтверждены данными документов

Записаны хозяйственные операции, которых не было в деятельности

Полнота

Все фактические совершенные операции записаны, ни одна не пропущена

Фактически совершившиеся хозяйственные операции не записаны на счетах

Разрешение

Операции санкционированы в соответствии с политикой предприятия

Совершены и записаны несанкционированные хозяйственные операции

Точность

Все суммы должным образом исчислены, цены проставлены верно

Записанные суммы не точны

Классификация

Операции отнесены на соответствующие счета

Хозяйственные операции зарегистрированы не на тех счетах или суммы занесены не на те счета

Учет

Учет операций полностью завершен

Учет хозяйственных операций не завершен: данные отражены в синтетическом учете, но не отражены в аналитическом учете

Периодизация

Операции записаны в соответствующем периоде

Хозяйственные операции учтены не за тот период, т.е. совершены в одном, а учтены в другом периоде

Руководитель экономического субъекта несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля. От него зависит, чтобы эта система отвечала размерам и специфике деятельности экономического субъекта, функционировала регулярно и эффективно.

Построение системы внутреннего контроля и ее отдельных элементов в значительной степени зависит от организации. В небольших организациях может не быть подразделения внутренних аудиторов, а также разделения функциональных обязанностей. Вместе с тем, небольшая организация имеет квалифицированных сотрудников, для каждого из которых четко определен круг обязанностей и прав. Возможны детально сформулированные процедуры авторизации, совершения хозяйственных операций и их отражения в бухгалтерском учете; четко отлаженная система документооборота; может осуществляться жесткий контроль за сохранностью активов и бухгалтерских записей, в определенной мере стандартизированы процедуры внутренней проверки.

В совокупности элементы структуры внутреннего контроля направлены на обеспечение последовательной и эффективной работы организации; претворение ее стратегии; обеспечение сохранности активов; формирование своевременной, полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

© Центр дистанционного образования МГУП