Московский государственный университет печати

М.Д. Акатьева, И.Л. Мальшакова


         

ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Учебное пособие


М.Д. Акатьева, И.Л. Мальшакова
ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1.

Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.

Глава 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ЕГО МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1.

Хозяйственный учет, его виды и роль в системе управления

2.2.

Цели, задачи и функции бухгалтерского учета

2.3.

Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике

2.4.

Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

2.5.

Принципы бухгалтерского учета

3.

Глава 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

3.1.

Предмет бухгалтерского учета и объекты бухгалтерского наблюдения

3.2.

Метод бухгалтерского учета

4.

Глава 4. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

4.1.

Понятие актива. Различные подходы к трактовке пассива

4.2.

Принцип двойственности

4.3.

Сущность, строение и назначение бухгалтерского баланса

4.4.

Классификация бухгалтерских балансов

4.5.

Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс

5.

Глава 5. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

5.1.

Счета бухгалтерского учета и их строение

5.2.

Сущность двойной записи

5.3.

План счетов бухгалтерского учета

5.4.

Правила составления бухгалтерских проводок. Простые и сложные бухгалтерские проводки

5.5.

Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь

5.6.

Обобщение данных синтетического и аналитического учета

5.7.

Классификация бухгалтерских счетов

6.

Глава 6. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

6.1.

Документирование как элемент метода бухгалтерского учета. Первичный учет

6.2.

Форма и реквизиты первичных документов. Исправления в первичных учетных документах

6.3.

Классификация документов

6.4.

Организация документооборота

6.5.

Документы на машинных носителях

6.6.

Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов

7.

Глава 7. ОЦЕНКА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ

7.1.

Оценка как элемент метода бухгалтерского учета. Требования, предъявляемые к оценке

7.2.

Виды оценок

7.3.

Калькулирование как элемент метода бухгалтерского учета. Виды калькуляций. Калькулирование себестоимости продукции

8.

Глава 8. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

8.1.

Понятие инвентаризации, ее цели и задачи

8.2.

Виды инвентаризаций

8.3.

Порядок проведения инвентаризации

8.4.

Документальное оформление инвентаризации

9.

Глава 9. УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ И ТЕХНИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

9.1.

Понятие учетных регистров, их виды и роль в бухгалтерском учете

9.2.

Методы исправления записей в учетных регистрах

9.3.

Классическая процедура бухгалтерского учета

9.4.

Формы бухгалтерского учета

10.

Глава 10. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

10.1.

Понятие и виды бухгалтерской отчетности

10.2.

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

10.3.

Пользователи бухгалтерской отчетности

10.4.

Сроки представления бухгалтерской отчетности. Публичность бухгалтерской отчетности

11.

Глава 11. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

11.1.

Понятие учетной политики. Требования и допущения к учетной политике

11.2.

Порядок формирования и основные положения учетной политики

11.3.

Учетная политика для целей налогообложения

12.

Глава 12. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

12.1.

Основы организации бухгалтерского учета

12.2.

Общие положения о бухгалтерской службе организации

12.3.

Система внутреннего контроля в организации

13.

Глава 13. БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРОФЕССИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

13.1.

Бухгалтерская профессия в современных условиях

13.2.

Международные аспекты подготовки профессиональных бухгалтеров

13.3.

Профессиональная этика бухгалтера

14.

Глава 14. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЕТА

14.1.

Понятие и классификация учетных стандартов

14.2.

Концепции бухгалтерского учета. Взаимосвязь международных и национальных стандартов учета

14.3.

Международные бухгалтерские организации

14.4.

Гармонизация финансовой отчетности

14.5.

Современный российский бухгалтерский учет

15.

Список литературы

16.

Приложение 1

17.

Приложение 2

18.

Приложение 3

19.

Приложение 4

20.

Приложение 5

Указатели
30   указатель иллюстраций

Стандарт переводится с английского языка как норма, образец. Применительно к нормативной документации по бухгалтерскому учету стандарт означает комплекс документально оформленных правил ведения учета. Каждое из таких правил определяет терминологию, методы, способы, сущность учета при отражении того или иного явления.

Каждый стандарт учета и отчетности имеет несколько типовых частей.

Цель. Эта часть предназначена для краткого изложения учетной проблемы и раскрытия цели выпуска стандарта.

Сфера применения. Здесь определяются границы стандарта, оговариваются условия, при которых он не применяется. Кроме того, дается информация об упраздненных ранее действующих стандартах в связи с выходом новых.

Определения. Даются понятия основных терминов, применяемых в тексте стандарта.

Описание сущности. Эта часть стандарта наиболее емкая. Она обычно представлена несколькими разделами, разнообразными по тематике. Например, излагаются принципы решения проблемы, варианты оценок, методы учета, способы отражения в отчетности и т.п.

Раскрытие информации. Обязательная часть стандарта. Здесь приводится содержание информации, которая должна обязательно раскрываться при описании учетной политики предприятия.

Дата вступления в силу. Эта часть краткая. В ней указывается дата введения стандарта в действие.

Иногда стандарт имеет приложения, в которых приводятся сведения об опыте различных стран по данному вопросу.

Наличие типовых разделов позволяет ориентироваться в информации, изложенной в стандарте.

Стандарты учета подразделяются на два вида: международные и внутренние. Международные стандарты бухгалтерского учета разрабатываются Комитетом международных стандартов учета (КМСУ) и рекомендуются к применению странам, входящим в КМСУ. Внутренние стандарты - нормативы по бухгалтерскому учету, издаваемые для внутреннего пользования отдельной страной.

Каждый стандарт в системе стандартизации выполняет свою функцию.

Всю совокупность стандартов можно классифицировать по их назначению и по экономическому содержанию.

Классификация стандартов по их назначению предполагает выделение следующих блоков.

Блок 1 - стандарты, формирующие международные принципы бухгалтерского учета. Блок содержит следующие Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - МСФО № 1 «Представление финансовой отчетности» (Presentation of financial statements), который переоформлен и действует с 01 января 1995 г. Информация, заложенная в этот стандарт, имеет базовое, основополагающее значение для бухгалтерского учета. В эту же группу можно включить МСФО № 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» (Net Profit or Lost for the Period, Fundamental Error and Changes in Accounting Policies).

Блок 2 - стандарты, регламентирующие состав и содержание финансовой отчетности. В блок входят стандарты МСФО № 10 «Условные события, происшедшие после отчетной даты» (Contingencies and Events Occurring After the Balance Sheet Date); МСФО № 14 «Сегментная отчетность» (Reporting Financial Information by Segment); МСФО № 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании» (Consolidated Financial Statements and Accounting for Investments in Subsidiaries); МСФО № 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» (Financial Reporting in Hyperinflationary Economics); МСФО № 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов» (Disclosures in the Financial Statements of Banks and Similar Financial Institutions); МСФО № 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности» (Financial Reporting of Interests in Joint Ventures).

Эта группа стандартов имеет базовое, основополагающее значение, ибо именно она считается ключом к пониманию финансовой отчетности любого государства, применяющего при организации бухгалтерского учета международные стандарты.

Блок 3 - стандарты, определяющие правила учета отдельных объектов. Самая многочисленная группа, которая, в свою очередь, может подразделяться на подгруппы. В эту группу входят стандарты, упорядочивающие учет инвестиций и текущих активов, доходов и расходов, налоговых и пенсионных обязательств, правительственных субсидий и т.д. Например, МСФО № 2 «Товарно-материальные запасы» (Inventories); МСФО № 7 «Отчеты о движении денежных средств» (Cash Flow Statements); МСФО № 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен» (Information Reflecting the Effects of Changing Prices); МСФО № 21 «Влияние изменения валютных курсов» (The Effects of Changes in Foreing Exchange Rates) и др.

Классификация стандартов по экономическому содержанию предполагает группировку стандартов по экономическому признаку. Они разрабатываются, как правило, для разрешения учетных проблем, возникающих в ходе экономических отношений. Как известно, любая производственно-хозяйственная и финансовая деятельность вызывает целый комплекс экономических отношений. Прежде всего, к ним относятся:

  • отношения между государством и предприятием. В их основе - взаимодействие интересов государства, моделирующего развитие экономики и формирующего общенациональный бюджет, и интересов предприятия, стремящегося к развитию и приросту собственного капитала;
  • отношения между товаропроизводителями и потребителями. Они строятся на сочетании и противодействии интересов «продавца» и «покупателя», регулируемых спросом и предложением товаров;
  • отношения между предприятиями по горизонтали, т.е. между предприятиями-партнерами. Они основываются на экономическом интересе обеих сторон осуществить выгодную сделку;
  • отношения между структурными звеньями фирм (сегментами компаний). Опираются на сочетание экономического интереса каждого подразделения в собственном развитии и в развитии всей компании;
  • отношения между участниками-вкладчиками в объединенный капитал акционерного общества. Основываются на интересе в получении выгод пропорционально вложенному капиталу;
  • отношения между работодателем и работником. Базируются на анализе отношений, складывающихся между покупателем и продавцом, и основаны, как уже отмечалось, на сочетании и противодействии их интересов;
  • отношения между странами. Современная мировая экономика имеет высокий уровень интеграции. Взаимодействие крупных компаний различных стран затрагивает интересы не только отдельных фирм, но и в целом стран, континентов. Группировка экономических отношений предопределяет и классификацию стандартов по экономическому содержанию. Возможно выделение следующих групп.

Первая группа - базовые стандарты учета, раскрывающие основополагающие принципы учета, учетной политики и финансовой отчетности.

Вторая группа - стандарты, регламентирующие учет операций, затрагивающие интересы государства и предприятия. К этой группе можно отнести стандарты по учету доходов, налогов, государственных инвестиций и т.д.

Третья группа - стандарты, устанавливающие правила учета по вопросам, затрагивающим интересы партнеров по бизнесу. В эту группу входят стандарты по учету результатов по совместной деятельности, инвестиции в другие компании и т.д.

Четвертая группа - стандарты, направленные на учет операций внутри компаний: по учету деятельности сегментов, по учету операций при слиянии компаний и др.

Пятая группа - стандарты, определяющие нормы учета, касающиеся интересов работодателей в строительстве, в банковском деле, в страховых компаниях и т.д.

Шестая группа - стандарты, рассматривающие правила ведения учетных операций, выражающих интересы государства и предпринимателей на международном уровне: определяющие учет валютных операций, учет деятельности совместных предприятий и т.д.

Такая классификация позволяет более четко представить весь спектр взаимосвязанных экономических интересов, который обусловливает построение стандартов учета. Классификация стандартов по их назначению и экономическому содержанию распространяется как на международные, так и на внутренние стандарты.

Стандарты учета - главные звенья системы взаимосвязанных концепций и нормативных документов в области учета.

Под концепцией (от лат. conceptio - понимание, система) следует понимать систему взглядов на процессы и явления в обществе. Применительно к бухгалтерскому учету это означает систему взглядов на цели, задачи учета, приоритетность пользователей, состав и содержание отчетной информации, периодичность финансовой отчетности и др.

Концепции учета можно подразделить на общие и частные. Общие концепции учета отражают системы взглядов нескольких стран; частные - систему взглядов одной страны.

Концепции складываются под влиянием основных положений, изложенных в международных стандартах учета и отчетности: принципов учета, учетной политики, отчетности и др.

В настоящее время в мировой теории и практике учета сложились две основные общие концепции: континентальная (европейская) и американская.

Континентальная (европейская) концепция (модель) учета основана на том, что степень вмешательства государства в учетную практику высока. Она предполагает применение всеми предприятиями государства единого плана счетов, одинаковых процедур отражения операций. Модель исходит из того, что бухгалтерская отчетность должна ориентироваться на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных государственных органов. В результате практика учета одних стран существенно отличается от практики учета других стран. Эта модель учета лежит в основе организации бухгалтерского учета Германии, Австрии, других стран Европы, а также Японии.

Сущность американской концепции заключается в том, что отчетность сориентирована на удовлетворение информационных потребностей инвесторов и кредиторов предприятия. Задачи налоговой системы решаются отдельно и независимо от решения задач финансового учета. Система финансового учета базируется на общепринятых учетных принципах - GAAP (Generally Accented Accounting Principals). Этой модели придерживаются США, Великобритания, Нидерланды, Канада, Индия, Австралия, ЮАР и др.

Каждая отдельно взятая страна, ориентируясь на ту или иную модель учета, как правило, разрабатывает свою, частную концепцию бухгалтерского учета. Так, например, в США за период с 19 7 8 по 1985 г. разработано шесть Положений о концепциях финансового учета, пять из них действуют в настоящее время:

  • Положение 1, «Цели составления финансовой отчетности коммерческими организациями»;
  • Положение 2. «Качественные характеристики финансовой информации;
  • Положение 4. «Цели составления финансовой отчетности некоммерческими организациями»;
  • Положение 5. «Принципы отражения и оценки информации в финансовой отчетности коммерческих организаций»;
  • Положение 6. «Элементы финансовой отчетности» (заменило действовавшее ранее Положение 3).

Российская модель учета исторически (с момента возникновения) ориентирована на европейскую. Однако в последние годы российский учет все более ориентируется на удовлетворение информационных потребностей инвесторов, а налоговый учет обособляется в самостоятельное направление. Все это говорит о тенденциях к некоторой американизации бухгалтерского учета.

Исходя из принятой концепции, в отдельных странах формируются законодательные акты по организации и ведению бухгалтерского учета (чаще это наблюдается при континентальной модели). В России, например, принят Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Возможны варианты, при которых государство не издает законы в области учета, т. к. основными органами регулирования учета признаются общественные организации (как предусмотрено при американской модели учета).

Подчиненным звеном считаются внутренние стандарты учета, т.к. они разрабатываются каждой страной в соответствии с применяемой концепцией и законами.

Между внутренними и международными стандартами существует тесная взаимосвязь. Внутренние стандарты учета могут быть первичными. При разработке международных стандартов учета анализируются внутренние стандарты, изучается сложившаяся практика ведения учета того или иного объекта в различных странах, а затем уже формируются рекомендации по учету, носящие международный характер. В свою очередь, внутренние стандарты учета должны строиться на базе международных стандартов. Так, например, международные стандарты, разработанные в 70-80 гг., пересмотрены на основании развития теории и практики учета в отдельных странах, и введены в действие с 1 января 1995 г. Среди них МСФО № 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен» (Information Reflecting the Effects of Changing Prices), который в 1983 г. заменил ранее существовавший стандарт № 6, а с 1 января 1995 г. введен в действие в новой редакции. Обратный пример - нормативный российский документ Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98) «Учетная политика организации» разработан вместо ПБУ 1/94 с учетом изменений, которые нашли отражение в МСФО № 1 «Представление финансовой отчетности» (разработан в 1997 г.).

Международные стандарты не отвергают национальных требований к ведению учета и составлению финансовых отчетов в отдельных странах. Они направлены на устранение существующих трудностей в мировой экономической интеграции. Ознакомимся с практикой применения международного стандарта учета № 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» в отдельных странах. В Аргентине, Боливии, Бразилии, Чили компании, работающие в условиях значительных темпов инфляции, обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность, пересчитанную с помощью общего индекса цен. В ряде других стран выборочно корректируются только отдельные статьи баланса по учету основных средств, амортизации, долгосрочных вложений. Кроме того, стандарты не запрещают приводить в финансовой отчетности другую аналитическую информацию. В странах, где темпы инфляции незначительны, компаниям предоставляется возможность самостоятельно принимать решения о целесообразности отражения в учете и отчетности последствий инфляции.

И международные, и внутренние стандарты учета взаимосвязаны. Так, использование одного из международных стандартов учета неизменно влечет за собой признание других. Например, МСФО № 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» связан с несколькими другими, например, с МСФО № 1. Это обусловлено тем, что порядок и состав представляемой отчетности в условиях гиперинфляции не меняется. Этот же стандарт взаимодействует с МСФО №12 «Налоги на доходы», МСФО № 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен», МСФО № 21 «Учет влияния изменения валютных курсов».

Каждая из стран имеет инструкции или рекомендации по применению внутренних стандартов.

Нижним звеном в иерархии нормативных документов по учету считаются документы, издаваемые предприятием. Среди этих документов главное значение имеет приказ об учетной политике организации, который юридически закрепляет выбранные методы учета. В конечном итоге учетная информация, зафиксированная в финансовой отчетности, регламентируется как международными, так и внутренними стандартами и другими документами. Таким образом, все звенья механизма регламентации учета взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Международные стандарты разрабатываются и утверждаются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

Комитет образован 29 июня 1973 г. в результате принятого соглашения организациями бухгалтеров Австрии, Канады, Франции, ФРГ, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании, США. Первоначально в Комитет входили семь высококвалифицированных специалистов, которые заложили основу разработки стандартов учета. Первые опыты показали целесообразность унификации учета в международном масштабе.

В соответствии с Уставом КМСФО преследует следующие цели:

  • разработка и публикация, исходя из общественных интересов, международных стандартов финансовой отчетности, которые должны соблюдаться при представлении финансовых отчетов, и продвижение их с целью повсеместного принятия и использования;
  • работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учета и процедур, связанных с представлением финансовых отчетов.

КМСФО функционирует благодаря финансовой поддержке со стороны профессиональных бухгалтерских и других организаций, входящих в его Правление, Международной федерации бухгалтеров (МФБ) и взносам от компаний, финансовых институтов, бухгалтерских фирм и других организаций. Кроме того, МСФО получает доход от продажи своих публикаций.

Правление. Деятельность КМСФО осуществляется Правлением, состоящим из председателей бухгалтерских организаций тринадцати стран (или комбинаций стран), назначаемых советом МФБ, и до четырех других организаций, заинтересованных в финансовой отчетности. Каждый член Правления имеет право направлять до двух представителей и одного технического советника для участия в заседаниях Правления. КМСФО рекомендует каждому члену правления включать в состав своей делегации, по крайней мере, одного специалиста, работающего в промышленности, и одного человека, непосредственно работающего в организации, разрабатывающей национальные стандарты. Членами Правления на срок в два с половиной года с 1 января 1998 г. являются Австралия, Канада, Франция, Германия, Индия, Япония, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Северная федерация общественных бухгалтеров, ЮАР, Великобритания, США, а также представители Международного координационного комитета ассоциаций финансовых аналитиков, Федерации Швейцарских промышленных холдинговых компаний и Международной ассоциации институтов финансовых управляющих. Делегации Индии и ЮАР также включают представителей Шри-Ланки и Зимбабве. В качестве наблюдателей на заседаниях Правления присутствуют представители Европейской комиссии, Совета по стандартам финансового учета США и Международной организации комиссий по ценным бумагам, а также представители Китайской народной республики.

Консультативная группа. В 1981 г. Правление КМСФО учредило Консультативную группу, которая включает представителей международных организаций составителей и пользователей финансовой отчетности, бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг. В группу также входят представители или наблюдатели от агентств развития, организаций, устанавливающих стандарты, и межправительственных организаций. В настоящее время членами консультативной группы являются Международная федерация фондовых бирж, Европейская комиссия, Комитет по стандартам финансового учета, Международная федерация развития бухгалтерского образования и исследований, Международная банковская ассоциация, Международная ассоциация адвокатов, Международная торговая палата, Международная конфедерация свободных профсоюзов и Всемирная конфедерация труда, Международный форум ассоциаций актуариев, Международный комитет по стандартам оценки, Международная финансовая корпорация, Мировой банк. Наблюдатели: Организация экономического сотрудничества и развития, Отделение ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям.

Консультативная группа собирается два раза в год для обсуждения с Правлением технических вопросов в проектах КМСФО, его программ и стратегии. Эта группа играет важную роль в деятельности КМСФО по разработке Международных стандартов финансовой отчетности и по обеспечению их принятия в качестве окончательных Стандартов.

Консультативный совет. В 1995 г. КМСФО учредил высший международный Консультативный совет, в который вошли выдающиеся деятели, занимающие высокое положение в бухгалтерском деле, бизнесе, и другие пользователи финансовых отчетов. Роль Консультативного совета заключается в обеспечении принятия МСФО и повышении доверия к работе КМСФО путем:

  • оценки и комментирования стратегии и планов Правления, с тем чтобы убедиться, что потребности КМСФО будут удовлетворены;
  • подготовки годового отчета об эффективности работы Правления по достижению поставленных целей и выполнению своих обязательств;
  • пропаганды участия в работе КМСФО и ее признания бухгалтерами, деловыми кругами, пользователями финансовых отчетов и другими заинтересованными сторонами;
  • поиска и получения финансирования для работы КМСФО таким образом, чтобы это не подрывало независимость КМСФО;
  • проверки бюджета и финансовых отчетов КМСФО.

Консультативный совет обеспечивает независимость и объективность Правления при принятии технических решений по предложенным Международным стандартам финансовой отчетности. Консультативный совет не участвует в принятии этих решений и не стремится влиять на них.

Штат КМСФО. Работа Правления обеспечивается небольшим штатом сотрудников, базирующимся в Лондоне и возглавляемым Генеральным секретарем. Технический персонал и другие управляющие проектами в настоящее время представлены специалистами из Канады, Франции, Германии, Новой Зеландии, Великобритании и США.

Внутренние стандарты учета разрабатываются и утверждаются соответствующими организациями отдельных стран. Так, например, в США важнейшими органами стандартизации являются:

  • FASB (Financial Accounting Standards Board) - Совет по стандартам финансового учета - неправительственная организация, которая разрабатывает и принимает Положения о концепции финансового учета и Положения по стандартизации финансового учета. В систему входят комитеты по стандартизации учета коммерческих организаций, некоммерческих организаций, другие профессиональные и общественные организации. В настоящее время FASB принято 6 концепций и 134 стандарта.
  • SEC (Securities and Exchange Comission) - Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям представляет единственный государственный орган, устанавливающий учетные принципы. Причем комиссия не занимается разработкой принципов учета, а принимает или не принимает стандарты, разработанные FASB. В ее функцию входит гармонизация учетных принципов предприятий, акции которых находятся в биржевом обороте.
  • AAA (American Accounting Association) - Американская бухгалтерская ассоциация. AAA оказывает влияние на развитие теории бухгалтерского учета а, следовательно, и на стандартизацию.

Международное сближение принципов и процедур финансового учета предопределяют гармонизацию финансовой отчетности.

В широком смысле под гармонизацией экономических процессов, отношений, товаров, налогов следует понимать взаимное согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия.

Гармонизация финансовой отчетности может происходить на разных уровнях: международном, континентальном, локальном.

Гармонизация финансовой отчетности на международном уровне означает, что финансовая отчетность отдельно взятой страны должна соответствовать требованиям международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Гармонизация финансовой отчетности на международном уровне - длительный и трудоемкий процесс. Однако тенденции развития этого сближения существуют.

Гармонизация финансовой отчетности на континентальном уровне предполагает, что финансовая отчетность отдельно взятой страны, входящей в континентальную группу, должна соответствовать требованиям стандартов (нормативам) учета стран какого-либо континента. Например, страны Европейского Сообщества (ЕС) имеют свои директивы по учету и аудиту, собственные требования по гармонизации финансовой отчетности, накопленный опыт по гармонизации отчетов транснациональных организаций.

Идея гармонизации получила наибольшее развитие в рамках стран-членов ЕС. Деятельность ЕС регулируется посредством нормативных актов, издаваемых Европейской Комиссией. Для обеспечения условий свободного перемещения капиталов Европейская Комиссия издает от имени совета ЕС директивы, направленные на упорядочение и гармонизацию учета и отчетности. Основные положения учетных директив включены каждой страной ЕС в национальное законодательство. Самыми важными директивами, регламентирующими учет и отчетность, считаются директивы № 4, 7, 8. Перечень этих директив представлен в табл. 14.1.

Таблица 14.1 Основные учетные директивы, регулирующие ведение учета и отчетности в рамках ЕС

tab14.1

Директива

Дата ввода в действие

Объект регулирования

Директива № 4

25 июля 1978 г.

Определяет состав годовой отчетности компании, общее положение и структуру финансового отчета

Директива № 7

13 июня 1983 г.

Определяет порядок составления сводной консолидированной отчетности транснациональных компаний и ее аудирования

Директива № 8

10 апреля 1984 г.

Определяет порядок аудиторской деятельности, квалификационные и этические требования, предъявляемые к аудиторам

Гармонизация финансовой отчетности может происходить на локальном уровне. Например, финансовую отчетность всех или части стран СНГ возможно полностью гармонизировать в рамках этого содружества.

Способы гармонизации финансовой отчетности могут быть существенными и формальными.

Под существенными способами гармонизации финансовой отчетности следует понимать сближение внутренних и международных стандартов учета (принципов, понятий, методов, процедур учета и отчетности и др.) и на этой основе составление гармонизированной финансовой отчетности.

Под формальным способом гармонизации финансовой отчетности следует понимать механические приемы перевода финансовой отчетности отдельно взятой страны в условия функционирования принципов и стандартов учета другой страны или группы стран.

В настоящее время формальные способы гармонизации финансовой отчетности получили свое развитие в следующих видах:

  • трансформации финансовой отчетности с помощью коэффициентов пересчета. Коэффициенты учитывают особенности оценки активов, своеобразие методологии учета и т.д. Они показывают, какое значение имел бы информационный показатель, если бы учет велся по предлагаемым принципам и стандартам. К недостаткам способа относится трудоемкость разработки корректных коэффициентов пересчета для предприятий различных отраслей и мощностей; трансформация финансовой отчетности на основании дополнительных расчетов. При этом, зная отличия одной системы учета от другой, составляют таблицы, позволяющие определить положительное и отрицательное влияние отдельных факторов на информационный показатель. На основании проведенных расчетов вносятся изменения в финансовую отчетность;
  • составлении финансовой отчетности по методологии другой страны на основании первичных документов, заполненных согласно международным требованиям. При таком способе исключаются погрешности пересчета финансовой отчетности. Работа выполняется в автоматизированном режиме.

Оба направления гармонизации финансовой отчетности (существенный и формальный способы) будут развиваться, взаимно дополняя друг друга.

В настоящее время идет процесс сближения российского учета с требованиями международных стандартов учета и отчетности. Это необходимо в силу того, что бухгалтерский учет должен стать элементом рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе иностранного.

В целях реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), которая утверждена постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283.

Цель реформирования - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.

В соответствии с целью определены задачи реформирования:

  • сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих пользователей, прежде всего, инвесторов, полезной информацией;
  • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказать методологическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Реформа проводится по следующим направлениям:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования и формирование национальных стандартов (положений по бухгалтерскому учету);
  • методическое обеспечение (инструкции, методические рекомендации, комментарии и т.п.);
  • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
  • международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных бухгалтерских организациях).

Ведущее место в разработке нормативных документов бухгалтерского учета занимает Министерство финансов РФ. Традиционно разработкой нормативных документов для хозяйствующих субъектов занимается Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

В апреле 1997 г. в Российской Федерации было создано некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров России», учредителями которого стали ведущие высшие учебные, научные и общественные организации.

Сначала проекты нормативных документов проходят достаточно жесткую проверку в экспертных советах Института профессиональных бухгалтеров (ИПБ), создаваемых специально для рассмотрения каждого нормативного документа. Затем документы проходят экспертизу в Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета при Правительстве РФ и только после этих процедур поступают в Департамент по методологии бухгалтерского учета Минфина России.

Институт профессиональных бухгалтеров России занимает важное место в системе информационного обеспечения бухгалтеров. Также ИПБ занимается послевузовским повышением квалификации. Создана и постоянно обновляется программа подготовки главных бухгалтеров, разработана система аттестации профессиональных бухгалтеров, действует система постоянного ежегодного повышения квалификации аттестованных бухгалтеров.

Самое активное участие ИПБ принимал в разработке Кодекса профессиональной этики, необходимого для сохранения профессии бухгалтера, достижения ее независимости и защищенности.

В современных экономических условиях профессия бухгалтера становится еще более значимой. Это связано с развитием рыночных отношений в России, с активизацией экономики и интеграцией экономического пространства.

© Центр дистанционного образования МГУП