Московский государственный университет печати

Под редакцией профессора А.Н. Марковой


         

Культурология. История мировой культуры

Учебник для вузов


Под редакцией профессора А.Н. Марковой
Культурология. История мировой культуры
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

От авторов

1.

Глава 1. Предмет культурологии

Раздел I. Культура первобытной эпохи и древнего мира

2.

Глава 2. Культура первобытной эпохи

2.1.

Периодизация первобытности

2.2.

Особенности первобытного искусства

2.3.

Ранние формы верований

Страны Древнего Востока

3.

Глава 3. Культура Древнего Египта

3.1.

Древний Египет

3.2.

Эллинистический Египет. Египет - римская провинция

4.

Глава 4. Культура Древней Месопотамии (Двуречья)

4.1.

Заселение Двуречья

4.2.

Шумеро-Аккадская культура

4.3.

Культура Старовавилонского царства

4.4.

Культура Ассирии

4.5.

Культура Сасанидского Ирана

5.

Глава 5. Культура Древней Индии

5.1.

Древнейшая Индия

5.2.

Магадхо-Маурийская эпоха

5.3.

Кушано-Гуптский эпериод

6.

Глава 6. Культура Древнего Китая

6.1.

Философско-религиозные системы Китая

6.2.

Нормы повседневной жизни

6.3.

Развитие науки, литературы и искусства

Страны Античного мира

7.

Глава 7. Культура Древней Греции

7.1.

Доклассический период

7.2.

Классический период

7.3.

Культура эпохи эллинизма

8.

Глава 8. Культура Древнего Рима

8.1.

Этрусская культура

8.2.

Царский период

8.3.

Период Республики

8.4.

Период империи

Евразийская цивилизация

9.

Глава 9. Культура славянской древности

9.1.

Велесова книга

9.2.

Космогонические представления древних славян

9.3.

Обряды и обычаи древних славян

9.4.

Письменность древних славян

Цивилизации Нового Света

10.

Глава 9. Культура народов Северной Америки

10.1.

Культура племен Северной Америки

10.2.

Мировоззрение североамериканских индейцев

10.3.

Мифы и легенды Северной Америки

Раздел II. Культура эпохи Средневековья

Западная Европа

11.

Глава 11. Культура Западной Европы в эпоху Раннего и Классического Средневековья

11.1.

Общая характеристика Раннего Средневековья

11.2.

Влияние религии на культурную жизнь

12.

Глава 12. Западноевропейская кульура эпохи Возрождения

12.1.

Новое мировоззрение

12.2.

Итальянское Возрождение

12.3.

Северное Возрождение

Евразийская цивилизация

13.

Глава 13. Культура киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности

13.1.

Культура Киевской Руси

13.2.

Культура Русских земель XII-XIII вв.

14.

Глава 14. Культура Московской Руси

14.1.

Подъем культуры в период образования единого Русского государства

14.2.

Новые тенденции в развитии культуры Руси в конце XV-XVI вв.

Страны Востока

15.

Глава 15. Культура Византии

15.1.

Особенности исторического развития Византии

15.2.

Государственное устройство Византии

15.3.

Период Раннего Средневековья

15.4.

Период Македонской династии и династии Комнинов

15.5.

Эпоха Палеологов

16.

Глава 16. Культура Арабского Востока

16.1.

Арабский Восток - родина ислама

16.2.

Арабская культура

16.3.

Быт и нравы арабов

17.

Глава 17.Культура средневековой Индии

17.1.

Раджпутский период

17.2.

Эпоха Делийского султаната

17.3.

Эпоха Монгольской империи

18.

Глава 18. Культура Средневекового Китая

18.1.

Эпоха Раннего Средневековья

18.2.

Эпоха Классического Средневековья

18.3.

Эпоха монгольского завоевания Китая

18.4.

Эпоха Мин. Зрелое средневековье

19.

Глава 19.Культура Средневековой Японии

19.1.

Эпоха царей Ямато

19.2.

Эпоха Хэйан

19.3.

Эпоха сёгуната

Цивилизации Нового Света

20.

Глава 20. Культура Мезоамерики

20.1.

Ольмекская культура

20.2.

Теотиуаканская культура

20.3.

Культура Тольтеков

20.4.

Цивилизация Майя

20.5.

Культура ацтеков

21.

Глава 21. Культура цивилизаций Южной Америки

21.1.

Культура южноамериканских первобытных народов

21.2.

Культура народов Центральных Анд и Промежуточной области

21.3.

Цивилизация инков

Раздел III. Культура Нового времени

Западная Европа

22.

Глава 22. Западноевропейская культура эпохи Просвещения

22.1.

Главные ценности эпохи Просвещения

22.2.

Особенности Просвещения в странах Европы

22.3.

Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия

23.

Глава 23. Западноевропейская культура XIX века

23.1.

Основные процессы и направления общественно-политической, научной и религиозной жизни

23.2.

Классицизм

23.3.

Романтизм

23.4.

Реализм

23.5.

Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX в.

Евразийская цивилизация

24.

Глава 24. Русская культура XVII-XVIII веков

24.1.

Культура России на пороге Нового времени

24.2.

Формирование русской национальной культуры

25.

Глава 25.Культура России XIX века

25.1.

Первая половина XIX в.

25.2.

Пореформенные годы

25.3.

Серебряный век русской культуры

Цивилизации Нового Света

26.

Глава 26. Культура США XVII-XIX веков

26.1.

Особенности формирования культуры США в эпоху колонизации и борьбы за независимость

26.2.

Американская культура XIX в.

Раздел IV. Новейшее время

27.

Глава 27.Культура Западной Европы в XX веке

27.1.

Индустриальная цивилизация и проблемы культуры

27.2.

XX век и новые формы искусства

27.3.

Западноевропейская литература XX века

27.4.

Европейский театр в XX в.

27.5.

Архитектура, музыка, кинематограф

28.

Глава 28. Культура СССР

28.1.

Культурные преобразования в 20-30-х гг.

28.2.

Особенности культурных процессов в 40-е гг.

28.3.

Культура в 50-90-х гг.

29.

Глава 29. Культура США XX века

29.1.

Философские и религиозные воззрения

29.2.

Наука и образование

29.3.

Литература, театр, музыкальное творчество

29.4.

Изобразительное искусство, архитектура, кино

29.5.

Американизация массовой культуры

Литература

Иллюстрации

Указатели
199   указатель иллюстраций
Колесо Ступа в Санчи «Трехликость» в индуистской иконографии: Брахма, Вишну, Шива

Культура Древней Индии (сер. IV тыс. до н.э. - VI в. н.э.) - одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. По уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелия, скотоводства и ремесла, а также письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия не уступала первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила, Тигра и Евфрата.

Хараппская культура

О заселении территории Индостана еще в глубокой древности свидетельствуют многочисленные находки, характеризующие довольно высокий для своего времени уровень материальной, художественной и духовной культуры. Особенно ценными оказались археологические изыскания, проведенные английскими учеными в двадцатых годах XX в. в долине р. Инд - в районах Хараппы, давшей название всему культурному периоду (IV - середина II тыс. до н. э.), Мохенджо-Даро и др. Здешние находки стали подлинно историко-культурным откровением. Обнаруженные поселения городского типа, датируемые III-II тыс. до н. э., обладают элементами яркой самобытной древнейшей цивилизации.

Устройство городского поселения поражает совершенством планировки и уровнем цивилизованности: двухэтажные кирпичные дома на прямых улицах спланированы строго перпендикулярно; углы домов закруглены на перекрестках - видимо, для более удобного поворота повозок и людей; система керамических труб под землей вдоль улиц для канализационного стока - самая совершенная городская канализационная система Древнего Востока того времени; специальные помещения для омовений в жилых домах и городская «баня» с бассейном и подогревом воздуха.

Многочисленные археологические находки свидетельствуют о расцвете Хараппской культуры в сер. III - сер. II тыс. до н. э., умении обрабатывать металлы, развивать земледелие, знании многочисленных ремесел. Среди них каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие (ножи и зернотерки, палицы и топоры, серпы и пильги пр.), ювелирные и другие изделия (украшения, женские фигурки великой богини-матери, печатки-амулеты с изображением животных и протоиндийскими надписями, таблицы со знаками-символами в виде трилистника, свастики, колеса с шестью спицами и пр.). Обнаружены игровые комплекты типа шахмат (четыре вида войск) и шашек; изделия гончарных мастеров, уже тогда применявших специальную обработку в печах и искусное орнаментирование.

Колесо

В Хараппе и Мохенджо-Даро была известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. Найденная при раскопках линейка содержала десятичную систему деления. История сохранила также художественные памятники эпохи: пещерные рисунки, изображения охотничьих сцен и пр.

О религиозных воззрениях известно мало. Не удалось обнаружить храмовых помещений. Но найденные многочисленные изображения богини-матери, мужского божества - прототипа бога Шивы, связанного с культом плодородия, почитание животных и растений, широкая практика омовения, различные виды захоронений (могилы, урны) и др. позволяют воспринимать их как значительную часть религиозного ритуала.

К протоиндийской культуре частично восходит ряд идей и образов дравидской мифологииДравидская мифология - мифология населяющих Индию дравидских народов (тамилов, малаяльцев, телугу и др.). Подробнее см.: Мифы народов мира. - М.: Советская энциклопедия, 1980. T. I. - С. 393-394.. В центре ее, при отсутствии пантеона и развитых образов богов, лежит представление о противоречивой жизненной энергии, способной либо обеспечить процветание, продолжение рода, либо приносить бедствия и несчастья. Эта жизненная сила наиболее ярко проявилась как сакральная (священная) сила предводителя племени-царя. Велика роль и богини-созидательницы, богини-матери.

В первой половине II тыс. до н. э. наметился постепенный упадок Хараппской культуры, которая к середине тысячелетия исчезла. Ряд геологических исследований позволил среди причин уничтожения этой цивилизации назвать природную катастрофу - гигантское землетрясение, последующий разлив или изменение русла р. Инд. Выдвигаются и другие версии. Например, собственные внутригосударственные социальные сдвиги или завоевание другими племенами, стоявшими на более низком уровне развития. Но бесспорным остается факт - культура Хараппы стала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции.

Ведическая культура индоариев

По одной из наиболее распространенных версий в середине II тыс. до н. э. в Индию с севера вторглись и постепенно расселились в восточном и южном направлениях племена ариев, говоривших на индоевропейских языках. Будучи преимущественно скотоводами, они длительное время сохраняли обряды, свойственные кочевникам. Но затем свою трудовую деятельность индоарии дополнили земледелием, применяя более тяжелый плуг с запряженными несколькими парами быков. Наряду с посевом ячменя выращивались культуры, требующие искусственного орошения (рис, кунжут, сахарный тростник и пр.), расширялись хлопковые плантации.

Индоарии этого периода - преимущественно сельские жители. Мощные городские центры отсутствовали. Их заменили укрепленные пункты, в которых во время вражеских нашествий укрывалось население, загонялся скот, хранилось имущество. Ремесло представляли плотники, ткачи, кузнецы, гончары и др. Функции первых денег в меновой форме выполнял скот (коровы).

Определенные достижения в области производственной деятельности по времени совпали с созданием величайших памятников духовной культуры, произведений по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира. О религиозных верованиях периода разложения первобытно-общинного строя и складывания в Индии государственности дают представление Веды (букв. знание) - памятники древнеиндийской литературы конца II - начала I тыс. до н. э. Эти произведения, написанные на санскритеСанскрит (букв. очищенный, обработанный) - один из основных древнеиндийских языков. Отличался строго нормализованной и унифицированной грамматикой. Ученый брахман (жрец) Панини, живший в V-IV вв. до н.э., создал первую в Индии нормативную грамматику санскрита. , содержат не только и не столько сведения о войнах, борьбе за власть, о тяжелом созидательном труде, но они, по мнению ариев, наполнены божественным откровением.

Значимость «священного знания» Вед, остающихся и поныне основными священными книгами индуизма, столь велика, что они представляют собой целый пласт культуры Древней Индии - ведическую культуру. Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозными аспектами Веды включали и басни, и сказки, порою с элементами сатиры.

Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии - Брахманы. Целесообразность этих дополнений вызывалась усложнением религиозного культа, потребностью в пояснении ряда текстовых неясностей, наконец, необходимостью адаптации к меняющимся общественным отношениям. Позднее ведическую литературу дополнили и религиозно-философские комментарии - Упанишады и Араньяки, посвященные различным вопросам ведической теологии. В частности, в Упанишады вошли своеобразные наставления, написанные философами и составившие основу всего духовного развития страны. Араньяки, в свою очередь, стали связующим звеном между Брахманами и Упанишадами, соединив ритуальную и философскую стороны религии. Таким образом, ведическую литературу составили веды (самхиты) и толкования к ним (брахманы, упанишады, араньяки). На Ведах также основана литература «священного предания», включавшая сутры (краткие руководства по вопросам жертвенного ритуала, правила домашней жизни, основы законодательного и обычного права) и служившая задачам религиозного обучения. Знанию Вед, их изучению придавалось исключительно важное значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц.

Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами, переведенными на санскрит, представлены двумя массовыми по размеру эпическими поэмами: Махабхарата («Великая война потомков Бхараты»), состоящей из 107 тыс. двустиший, и Рамаяна («Сказание о подвигах Рамы»), содержащей 24 тыс. двустиший. Тексты оформились во второй половине I тыс. до н. э. Обе поэмы часто рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов. Порою здесь фантастические сцены чередуются с описанием образа жизни древних индийцев, их быта, духовных поисков и терзаний. Герои этих произведений - Кришна и Рама даже включены в индусский религиозный пантеон как аватары (воплощение) бога Вишну. Интересно, что известная заповедь: «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому», встречающаяся в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта и др., впервые прозвучала в строках Махабхараты. Действительно, Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости, поражающими своей емкостью, образностью и отточенностью художественной формы.

Весьма ценно, что ведическая литература содержит сведения из различных областей знаний того времени: земледелия (удобрения, севообороты, шелководство, вредители растений и др.), медицины (перечень болезней, их признаки, целебные травы и около 760 целебных снадобий, сведений об анатомии, патологии, терапии и др), геометрии (соотношение сторон прямоугольного треугольника), ремесел (устройство гидравлических машин и пр.), военной техники (виды оружия, оборонительные сооружения), астрономии (определение положения многих звезд) и т.д.

Исследователям Вед и ведической литературы не удалось составить всеобъемлющую и полную картину ведических божеств, разобраться в их системе и взаимосвязи. Ведические боги порою сочетают в себе признаки и свойства божеств, повторяющиеся или дублирующиеся. Нет среди них упорядоченности и иерархии (соподчинения). Значительное большинство из них связано с природой. Другие олицетворяют определенные качества души. Ведическая мифология называет 33 земных, атмосферных и небесных высших бога. В ряде древних книг их - 333 или даже 3339. При этом верховным богом является тот, к кому в данный момент направлено обращение. Наиболее популярен в Ведах бог Индра, в имени которого олицетворяются сила, плодородие, мужское начало. Это творец солнца, неба, зари, он дружелюбен к ариям, вдохновляет поэтов и певцов. Сопровождают его божества дождя и ветра. Бог Варуна - судья и хранитель закона - царит над миром, богами и людьми, посылая возмездие за грехи в виде болезней и бедствий. Агни - бог огня, похищенный с неба одним из жрецов. Сома - бог дождя и божественного напитка и др.

Веды довольно туманно повествуют о сотворении мира. То ли он создан из некоей неразличимой пустоты, то ли его первоосновой стал тысячеглазый, тысяченогий и тысячеголовый первочеловек Пуруша, расчлененный богами. За порогом смерти, по мнению ариев, - царство бога мертвых Ямы. В загробном мире человек встречается с тенями своих предков, получает новое тело, наделенное здоровьем и красотой.

Среди обрядов древних индоариев, вероятно, еще не возводивших храмов, главный ритуал был представлен жертвоприношением в своеобразной форме веселого пира, устроенного для богов и сопровождавшегося их усиленным кормлением в надежде получения благодарности в виде избавления от болезни, удачи в делах, своевременного прихода дождя и пр.

Во второй половине I тыс. до н. э. была завершена редакция Брахман - комментариев к Ведам для жрецов, а также Упанишад (религиозных-философских трактатов) и в их составе араньяк (лесных книг). В этих произведениях получил свое оформление брахманизм.

Брахманизм

В начале I тыс. до н. э. оседлость для индоариев стала повседневным образом жизни. Сложились многочисленные княжества, часто враждовавшие между собой. С постепенным усложнением культа ведической религии усилились роль и авторитет жрецов-брахманов. Изменились состав и характер пантеона богов. И хотя установки ведической религии, ее боги и традиции не претерпели резких перемен, многочисленные религиозные учения раннего рабовладельческого общества в Индии в первые века до н. э. составили религиозное течение - брахманизм, освещавший племенную раздробленность и исключительность.

Согласно новой космогонической теории творец вселенной Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в огромном океане. Сила его мысли разделяет яйцо на две части - небо и землю. В процессе последующего созидания формируются стихии (вода, огонь, земля, воздух, эфир), боги, звезды, время, рельеф и т.д. Создаются люди, мужское и женское начало, противоположности (жар - холод, свет - тьма и пр.), животный и растительный мир.

Переход к брахманизму еще не выявил единой иерархии богов. В каждой местности почиталось свое высшее божество. Бог Шива, в культе которого соединились различные по своему характеру религиозные верования, считался воплощением разрушительных сил природы и символом плодородия. Бог Вишну выступал в качестве бога - хранителя всего существующего. Значительная роль отводилась анимистическим представлениям и культу предков.

Освещая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений - лишь иллюзия. Единственно реальным остается существование мирового духа. Важнейшим ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара (санскр. блуждание, переход, перевоплощение души или личности) - теория перерождения; по этому учению со смертью человека его душа переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы - кармы (санскр. деяние, поступок).

Карма, хотя и предопределена свыше, может быть скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов и т.д. могут привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе, а в будущем открывают перспективу к дальнейшему совершенствованию. В свою очередь, недостойное поведение чревато тяжелыми последствиями: воплощение пьяницы в моль, убийцы - в хищное животное, вора - в крысу и т.п.

Варны

В процессе завершения разложения первобытного строя и складывания первых рабовладельческих государств постепенно определилось деление ранее равноценных свободных людей на группы, различающиеся между собой общественным положением, правами и обязанностями, - варны (санскр. качество, цвет). Захватив монополию на прежде выборные общественные должности, родоплеменная знать составила две привилегированные варны - брахманов (жрецов) и кшатриев (военная знать, цари, князья). Представители этих варн занимали высшие посты в аппарате управления и войске. Наиболее многочисленную третью варну - вайшиев - составляли свободные общинники, занимавшиеся сельским хозяйством, ремеслом, торговлей. Низшая варна - шудр - состояла из «чужаков», потомков покоренных племён, которые хотя и были свободными, но не обладали правом на общинную собственность и были призваны служить представителям трех первых варн.

Процесс формирования варн оказался довольно длительным. В период Риг-Веды их еще не было, но с окончанием складывания рабовладельческих государств деление всех свободных на четыре варны объявляется результатом божественного промысла, извечно существовавшего, и освещается религией.

Согласно легенде, брахманы-жрецы, призванные говорить от имени бога, своим происхождением обязаны устам бога Брахмы, наиболее почитаемого в это время. Варна кшатриев создана из рук бога, варна вайшиев - из бедер, из ног Брахмы возникли шудры. Каждой варне соответствовал цветовой символ:

для брахманов - белый, кшатриев - красный, вайшиев - желтый и шудр - черный. Это деление общества на варны закреплялось законодательно «Законом Ману» (по имени полулегендарного правителя Индии V в. до н. э.), определившим права и обязанности представителей разных варн.

К середине I тыс. до н. э. в долине р. Ганг насчитывалось уже несколько десятков рабовладельческих государств, в том числе 16 довольно крупных. Ожесточенные войны между ними завершаются возвышением государства Магадха, в котором Чандрагупта (Маурья) в 322 г. до н. э. основывает династию Маурьев (IV-II вв. до н. э.), возглавившую первую в индийской истории рабовладельческую державу (2-я пол. I тыс. до н. э.).

В VI в. до н. э. в брахманистской Индии появились новые религиозные течения, призванные стать идеологической основой для складывавшихся крупных рабовладельческих деспотий. Сохранив древнее учение о перерождении (переселении) душ и воздаянии за поступки, эти теории отвергали авторитет Вед, ритуалы жрецов и роскошь их образа жизни, открывали доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн.

Джайнизм

Пророком одного из новых религиозных течений этого периода считают Вардхамана, именуемого Джином Махавиром (599-528 до н. э.), происходившего из семьи мелкого князя. Оставив дом и семью, он пустился в странствия, ведя жизнь аскета. На тринадцатый год аскетической жизни он становится Джайной (Джиной-победителем). Отсюда и название религии - джайнизм. За тридцать лет своей строгой и достойной жизни он приобрел множество последователей. Джайны создали свою церковную организацию, строили храмы и монастыри. Сторонники Джайны принимали аскетизм как средство освобождения от кармы и достижения нирваныНирвана - центральное понятие джайнизма и буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих устремлений. (санскр. угасание, свобода от паутины желаний). Наиболее ортодоксальные, ярые джайнисты проповедовали отказ от одежды и пищи в конце жизненного пути.

Джайнизм отвергал брахманистский пантеон богов, жречество и жертвоприношение, религиозное освещение системы варн. Признавая за каждым право на спасение души через самоусовершенствование, джайнизм признавал вечность души, а поэтому нирвана - это не угасание, а достижение вечного блаженства. И не всякая, а лишь дурная жизнь - зло, а аскетизм - это подлинный религиозный подвиг. Таким образом, джайнизм - первое движение, поставившее под сомнение ведические ценности.

Буддизм

Более успешную попытку преодоления в системе брахманизма варно-кастового строя, где путь к спасению был открыт только для брахманов-жрецов, осуществил буддизм, зародившийся также VI в. до н. э.

Буддизм - самая ранняя по времени появления мировая религия, которой ныне следуют около 700 млн. человек. Расцвет этой религии в Индии пришелся на V в. до н. э. - начало н. э. Основателем буддизма считается реальное историческое лицо - Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н. э. по буддийской традиции, 563/560-483/480 гг. до н. э. - по оценке историков). Происходил он, по преданию, из царского рода племени Шакьев (одно из имен Будды - Шакьямуни - «отшельник из Шакьев»). С самого детства он поражал своими способностями. Окруженный роскошью и великолепием, он проводил жизнь в прекрасных дворцах, побеждал соперников на рыцарских турнирах. Жена-красавица и любимый сын довершали счастливую и беспроблемную жизнь принца. Но однажды, когда ему исполнилось 29 лет, впервые жизнь повернулась своей жестокой и прозаической стороной, ранее ему неведомой. На одной из увеселительных прогулок он увидел людей, далеко не столь счастливых: дряхлого старика, больного проказой человека, монаха-отшельника и мертвеца. Потрясение оказалось столь велико, что, оставив все - счастливую семью, роскошь и наслаждения, он отправился в длительное семилетнее странствие. Предаваясь самому суровому аскетизму, познав после долгих раздумий причину зла, впав в нирвану, он стал Буддой (санскр. букв. просветленный, осененный истиной, пробужденный к новой жизни) и проповедником учения, получившего название буддизма. Более сорока лет проповедей создали много учеников и последователей учения Будды, среди которых появились и первые в религиозной жизни женщины.

Подвергнув осуждению брахманизм за пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, преобладание внешних форм религиозной жизни, а джайнизм - за жесткую аскезу, Будда высказался за средний путь. От древнеиндийских племенных религий он унаследовал анимистическое представление об одушевленности всего живого в природе; о карме как законе переселения душ, по которому место человека в жизни определяется его грехами или добродетелями в предыдущих существованиях.

Центральным в учении Будды считаются «четыре благородных истины»: жизнь есть страдание; причина страдания - стремление к наслаждению; прекращение страдания приходит через уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечение зла, способствующих возникновению и поддержанию добра. В конце этого пути наступают полная свобода и озарение - нирвана, своеобразная пассивная, с точки зрения христианской культуры, этика, так как призывает к терпимости и бесстрастию, равнодушию ко всему как к доброму, так и злому.

Выдающийся правитель династии Маурьев Ашока (273-232 до н. э.) провозгласил буддизм государственной религией. Им были осуществлены разорительные для государственной казны пожертвования церкви, построены многочисленные храмы, созданы могущественные монашеские общины и др.

Архитектура и искусство

Литературные источники и более поздние изображения свидетельствуют о довольно высоком уровне архитектуры и изобразительного искусства этого периода. Формы деревянных хижин - круглых в плане, с полусферическими покрытиями, а позднее - овальных и прямоугольных в плане, с двухскатной крышей, легли в основу храмовой архитектуры и других построек. Среди культовых сооружений с широким применением камня наибольшего распространения получили ступаСтупа - санскр. букв. куча земли, камней., стамбаха - монолитный столб и пещерный храм.

В годы правления Ашоки было построено около 80 тысяч ступ. Ступа имела вид полусферы, возведенной на барабанах. Наверху хранилась погребальная урна, над которой возвышался стержень с «зонтами». Такова ступа в Санчи (III - II вв. до н. э.) Ступа в Санчи.

Стамбахи Ашоки весом 50 т и высотой 50 м были увенчаны символами буддизма и содержали высеченные на стволе указы. Более тридцати сохранившихся в различных частях Индии надписей Ашоки на скалах и колоннах несут исторически важную информацию, наставления в духе буддийской морали - о необходимости повиновения властям и слугам царя, родителям и старшим.

Пещерные храмы, вначале небольшие и простые, восходящие к архитектуре деревянного общинного дома собраний, постепенно уступили место чайтья - продолговатым залам с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа.

Поражал своим совершенством и изяществом дворец царя Ашоки. Три зала, расположенных друг над другом, каменные и деревянные колонны, обвитые золотыми виноградными лозами, подчеркивали монументальность форм и роскошь отделки. Повторяя и развивая образцы народного деревянного зодчества, на фасадах дворца чередовались балконы и арки. Статуи божеств и людей отличались внушительностью и монументальностью застывших поз и тяжеловесностью форм.

Показатель высокого уровня развития литературы в Древней Индии - труды, посвященные вопросам теории литературы (особенно поэзии), тщательно разработанных грамматик санскритского языка. Самая прославленная из них «Грамматика» Панины составлена в IV-III вв. до н. э.

Однако государство Маурьев оказалось недолговечным и было раздроблено уже сыновьями Ашоки.

Кушаны

В первые века н. э. Маурьев сменили цари индоскифской династии Кушанов (I-III вв. н. э.). Политическое могущество Кушанской империи было достигнуто в период правления Канишки (78-123 н. э.).

В I-III вв. н. э. получила распространение гандхарская школа искусства, сложившаяся под воздействием художественных традиций народов Северной Индии, Средней Азии, греко-римской культуры. Своеобразие этой школы заключалось в антропоморфном изображении Будды в виде идеализированного образа гармоничного и прекрасного человека. Большая реалистичность достигалась в изображениях низших божеств и светских людей.

В долине Ганга сложилась матхурская изобразительная школа. Здесь фигуры Будды хотя и передают земной образ проповедника, но в них уже проявляются некоторые черты отрешенности. Значительное место отведено светской скульптуре - фигурам кушанских правителей и мирян - богатых донаторов.

Гупты

После распада Кушанской державы в IV в. н. э. произошло новое возвышение Магадхи, где воцарилась династия Гуптов. Согласно индийским преданиям ее основал раджа Чандрагупта (320-330 н. э.). Держава Гуптов, распространившаяся к V в. на большей части Северной Индии, стала последним рабовладельческим государством в этой части страны. Наряду с трудом рабов внутри общин, в царских поместьях, в хозяйствах рабовладельческой знати начал использоваться труд крестьян-общинников, которым сдавались земельные участки на условиях уплаты доли урожая.

В этот период достигла значительного развития материальная культура. Совершенствуется земледелие: вводятся классификация почв, севооборот, широко используются удобрения, осваиваются новые сельскохозяйственные культуры (в частности, индиго), распространяются шелководство, искусственное орошение и пр.

Заметных успехов добились ремесленники в изготовлении оружия и украшений, тончайших тканей из шелка и хлопка. О высоком искусстве металлургов свидетельствует, в частности, отлитая в начале V в. и сохранившаяся до сих пор в Дели железная колонна высотой более 7,25 м и весом около 6,5 т. Интересно, что за свою полуторатысячелетнюю историю она почти не подверглась коррозии. Весьма впечатляет созданная в тот же период двухметровая весом около тонны медная статуя Будды, воплощающая неземную силу и внутреннюю сосредоточенность высшего существа.

Крупные успехи были достигнуты в строительстве зданий из камня. Традиционными становятся пещерные храмы, для сооружения которых использовались сложные расчеты. Создание таких храмов требовало огромных затрат человеческого труда, большого искусства в монументальной и художественной обработке камня, хотя ранние храмы периода Гуптов были невелики по размеру, довольно изящны и гармоничны по форме. Так, в наземном храме в Санчи (начало V в.) колонны портика несут капители с фигурами львов подобно знаменитой львиной капители на колонне Ашоки. Дождливые сезоны на севере потребовали оформления нового типа башнеобразного храма с высокими перекрытиями. Официальная скульптура стала более условной, отвлеченной. Изображения Будды выполнены в строгом соответствии с общеиндийским религиозным каноном. Весьма сложны многофигурные композиции рельефов на темы брахманистского эпоса и мифологии, содержавшие не только жанровые, но и пейзажные мотивы.

О богатстве и роскоши искусства Гуптов свидетельствует изобилие скульптуры, резьба и росписи внутри пещер и на фасадах храмов Аджанты. Монументальная живопись покрывала стены и потолки около трех десятков пещер и отражала богатство и широту жизненных впечатлений, в основе которых лежали реалистические народные традиции и разнообразные сюжеты из жизни Будды, великолепные узоры, изображения природы, придворные и бытовые сцены.

Касты

В условиях упадка рабовладельческих отношении важным элементом общественной структуры Индии становится кастовый строй, окончательно сложившийся в период раннего Средневековья. Касты (португ. casta от лат. castus - чистый, санскр. джати) - это замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий, отчужденные друг от друга, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни. В отличие от варн они обладали внутренней администрацией, их связывали обязательства взаимопомощи, регламентация производственного процесса, определенные правила общения с членами других каст, совместное отправление религиозного культа и т.д. И если варны возникли в результате развития общественного неравенства, и в их основе лежало различие в правах и обязанностях по отношению к рабовладельческому государству, то касты - результат разделения труда. В их основе - место в экономической жизни общества, однако в условиях существования варн. К примеру, к варне вайшиев вначале были отнесены касты, члены которых, с точки зрения оседлого земледельца, занимались благородным занятием (земледелие, обслуживание государства и рабовладельческой знати экономически независимым и классифицированным трудом): земледельцы и скотоводы, купцы и зажиточные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши и др. Менее привилегированные ремесленники (кузнецы, гончары, ткачи и др.) и обслуживающие земледельческие касты (деревенские ремесленники, пастухи, сторожа и пр.) вошли в варну шудр. Остальные - отверженные, пребывающие вне каст, общение с которыми членам «чистых» каст запрещалось, представлены поденщиками, метельщиками улиц, уборщиками нечистот, работниками кладбищ, палачами, бывшими рабами.

Становление индуизма

Не став господствующей религией в Индии, буддизм при Кушанах получил наибольшее распространение там, где рабовладельческие отношения были наиболее развитыми, - в долине Ганга, на северо-западе страны. Буддийское духовенство, приспосабливая культ и вероучение к племенным и общинным верованиям, оформляет в I-II вв. н. э. новую форму буддизма.

Теперь Будда из учителя (гуру), указавшего путь к спасению и первым вошедшего в нирвану, окончательно превращается в божество. Культ могущественного Будды требует огромных храмов. Создается учение об аде и рае. Формируется культ святых, достигших ступени Будды, но временно не вошедших в нирвану. Все большая роль отводится обрядовой стороне культа с элементами магии. В этих целях значительно шире, чем раньше, используются произведения изобразительного искусства.

Роскошно и пышно оформляются процессии и церемонии. Жертвоприношения приносятся в вице цветов, воскуривания благовоний, кормления божеств и пр.

Однако расцвет буддизма завершился кушанским периодом. Буддизм, будучи приемлемым для различных слоев общества и разных народов своей симпатией ко всему живущему и поисками нравственной основы жизни, почитаемый многомиллионными жителями планеты, получив мощную поддержку царствующих правителей, сформировав широко разветвленную сеть монастырей, все же уже при Гуптах эволюционно, без политических потрясений и религиозных войн, начал уступать место индуизму.

Причина этого видится в социальной основе индобуддийской духовной традиции. Варновый строй (деление общества по социальному происхождению) способствовал формированию профессиональных каст, которых в современной Индии насчитывается более 2,5 тысяч (кузнецы и каменщики, маляры и шоферы, гончары и плотники и пр.). Кастовый строй усилил отчужденность между социальными группами, практикуя запрет на межкастовые отношения: заключение браков вне своей касты, принятие пищи вместе с представителями других каст и т.п. Теперь сельскохозяйственное производство, связанное якобы с насилием (убой животных) и стоящее на низкой ступени социальной лестницы, стало считаться малодостойным занятием, что оттолкнуло от буддизма огромный массив индийской сельской общины.

Уже при Гуптах, в IV-V вв., когда даже сами цари не придерживались буддизма, местные религии, впитавшие в себя многочисленные элементы брахманизма и буддизма, в Новых условиях (в частности, становления кастового строя, буддизмом не признаваемого и пр.) составили комплекс религиозных верований, который обычно называют индуизмом. Объединяющим началом индуизма, исповедуемого жителями Индии и поныне, служат: признание Вед, учение о карме, сансаре и кастах (варнах).

Особо почитается индусами триада богов: Брахма (бог-творец, созидатель Вселенной), Вишну (хранитель мирового порядка, способный к воплощению в земные смертные существа) и Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель) «Трехликость» в индуистской иконографии: Брахма, Вишну, Шива. Цементируя религию культом Брахмы-Вишну-Шивы, создавая своеобразный синтез абстрактного представления об абсолютном духе и местных богах крестьянских общин, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям, наделить их конкретными качествами и способностями участвовать в земных событиях.

Так, Вишну, способный к перевоплощению, - активный помощник людям, сообщает им истину, оберегает от опасности и зла. Весьма противоречив Шива - суровое и довольно жесткое существо, бог-разрушитель. Три глаза, черепа вокруг шеи, змеи вдоль тела дополняют его необычный облик. Выступая порою покровителем любовных утех и разгульной жизни, он в то же время оказывает покровительство искусству и учености. Скульпторы в изображение Шивы привносили олицетворение творческого начала вселенной, физически совершенного человека, полного жизненных сил и энергии.

Наука

Отличительная черта древнеиндийской культуры - почитание знаний. Зародившись в глубокой древности, индийская наука развивалась и совершенствовалась в последующие эпохи, в том числе в период Гуптов.

Развитие астрономии было вызвано нуждами ирригационного земледелия. Древнеиндийские астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Год состоял из шести сезонов по два месяца в каждом. Была известна разница между длиной дня и ночи в различных широтах земного шара.

Выдвигалась идея о шарообразности Земли и ее вращении вокруг своей оси. Довольно точно вычислялись положение и движение небесных тел по отношению к небесному экватору и т.д.

В сокровищницу мировой науки весомый вклад внесли древнеиндийские математики. Независимо от ученых других стран, ещё в период Хараппской культуры (III тыс. до н. э.) ими была сформулирована десятичная система счисления. Именно в Индии создана общепринятая ныне система начертания чисел (позиционная система, в которой значение каждой цифры определялось ее положением) и цифры (в том числе ноль). Эта система позже была заимствована ближневосточными народами и в несколько измененном виде использовалась в Европе под названием арабских цифр. Между тем, сами арабы называли их индийскими цифрами. О том, что уже в V в. н. э. индийцы знакомы с основами тригонометрии и алгебры, с извлечением квадратного и кубического корней, обладали умением исчислять число «пи», знали об эмпирических правилах суммирования арифметических рядов, геометрических прогрессиях, решали неопределенные уравнения второй степени и др., повествуют трактаты выдающихся древнеиндийских астрономов и математиков Арьябхаты и Варахамихиры (V-VI вв. н. э.) и др.

Занятия химией и медициной носили религиозно-практический характер. Древнеиндийским химикам была известна термическая обработка металлов, кальцинирование и дестилляция, изготовление кислот, красок, парфюмерии, лекарств, препаратов из ртути. Содержательными работами по хирургии, терапии, фармацевтике обогатили мировую медицину древнеиндийские врачи. Хотя религиозные предрассудки трактовали болезни как кару за греховность в жизни, выдающиеся древнеиндийские медики (Джавака, V-IV вв. до н. э., Чарака, I в. н. э.) умели диагностировать и излечивать различные болезни и славились далеко за пределами страны. При операциях использовалось свыше двухсот различных инструментов, применялось обезболивание.

Письменность. Литература

Довольно развита и совершенна была древнеиндийская письменность, о чем свидетельствуют надписи Ашоки, относящиеся к III в. до н. э. Труды Панини по созданию грамматики санскрита в условиях значительной политической, экономической, этнической и культурной разобщенности страны трудно переоценить. Именно санскрит во многом помогал общению и взаимопониманию самых различных народностей и племен. А отход от разработанных норм «Грамматики» Панини, со словарным запасом в две тысячи корней, расценивался как вопиющее невежество. Исследования Панини позволили выявить состав языка, все правила которого он свел к четырем тысячам стихотворных формул, что впоследствии, в середине XIX в., способствовало развитию в Европе сравнительного метода в языкознании.

Хотя письменная литература появилась в Индии уже во второй половине I тыс. до н. э., расцвет санскритской литературы пришелся на время Гуптов.

Именно в этот период на санскрите записаны в своем окончательном виде знаменитые поэмы Махабхарата и Рамаяна, а также трактаты по различным отраслям знаний. Многовековой народной мудростью проникнуты сборники сказок, рассказов, басен.

Самостоятельно, независимо от других стран, развивалась древнеиндийская драматургия. Постепенно индийская драма из пантомимы с комментариями сказителя превратилась в театральное действо при участии говорящих актеров. Наиболее выдающимся писателем был Калидаса (353-420 н. э.), известный как лирический поэт, создатель эпических поэм и драматург, сохранивший в своем творчестве тесную связь с фольклором. Ему принадлежит написанная на санскрите романтическая драма «Узнанная по кольцу Шакунтала».

Весьма заметна по содержанию и объему религиозно-философская литература, особенно в части описания жизненного пути Будды, включающая джатаки - рассказы о событиях, происходивших с Буддой во время его земных воплощений, предшествовавших возрождению его в вице принца Сиддхартха Гаутамы.

В сокровищнице мировой цивилизации достойное место заняла материальная, художественная и духовная культура Древней Индии. Сохранившиеся памятники культуры свидетельствуют о высоком уровне развития литературы и архитектуры, скульптуры и ремесла, градостроительства и т.д.

Здесь глубоко почитались знания, мировой известностью пользуются исследования и достижения древнеиндийских астрономов и математиков, химиков и врачей и др.

В Древней Индии сформулированы десятичная система счисления, создана общепринятая ныне система начертания чисел; здесь заложены основы тригонометрии и алгебры, астрономии, медицины.

В Древней Индии созданы выдающиеся литературные произведения - Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», трактаты по различным отраслям знания.

Индия - страна высокого художественного и архитектурного творчества, включающего совершенные по планировке и уровню цивилизованности древние городские поселения, удивительные храмы, ступы, выдающиеся статуи и скульптурные памятники.

В процессе культурной эволюции здесь родились различные религиозные течения - брахманизм, джайнизм, индуизм и, наконец, буддизм - самая ранняя по времени одна из трех мировых религий, у которой ныне 700 млн. последователей.

Глубоко своеобразным был общественный строй Индии: социальное неравенство сформировало варны, а разделение людей по профессиям - касты.

Индия по праву имеет славу одного из древнейших центров мировой культуры.

© Центр дистанционного образования МГУП