Московский государственный университет печати

Под редакцией профессора А.Н. Марковой


         

Культурология. История мировой культуры

Учебник для вузов


Под редакцией профессора А.Н. Марковой
Культурология. История мировой культуры
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

От авторов

1.

Глава 1. Предмет культурологии

Раздел I. Культура первобытной эпохи и древнего мира

2.

Глава 2. Культура первобытной эпохи

2.1.

Периодизация первобытности

2.2.

Особенности первобытного искусства

2.3.

Ранние формы верований

Страны Древнего Востока

3.

Глава 3. Культура Древнего Египта

3.1.

Древний Египет

3.2.

Эллинистический Египет. Египет - римская провинция

4.

Глава 4. Культура Древней Месопотамии (Двуречья)

4.1.

Заселение Двуречья

4.2.

Шумеро-Аккадская культура

4.3.

Культура Старовавилонского царства

4.4.

Культура Ассирии

4.5.

Культура Сасанидского Ирана

5.

Глава 5. Культура Древней Индии

5.1.

Древнейшая Индия

5.2.

Магадхо-Маурийская эпоха

5.3.

Кушано-Гуптский эпериод

6.

Глава 6. Культура Древнего Китая

6.1.

Философско-религиозные системы Китая

6.2.

Нормы повседневной жизни

6.3.

Развитие науки, литературы и искусства

Страны Античного мира

7.

Глава 7. Культура Древней Греции

7.1.

Доклассический период

7.2.

Классический период

7.3.

Культура эпохи эллинизма

8.

Глава 8. Культура Древнего Рима

8.1.

Этрусская культура

8.2.

Царский период

8.3.

Период Республики

8.4.

Период империи

Евразийская цивилизация

9.

Глава 9. Культура славянской древности

9.1.

Велесова книга

9.2.

Космогонические представления древних славян

9.3.

Обряды и обычаи древних славян

9.4.

Письменность древних славян

Цивилизации Нового Света

10.

Глава 9. Культура народов Северной Америки

10.1.

Культура племен Северной Америки

10.2.

Мировоззрение североамериканских индейцев

10.3.

Мифы и легенды Северной Америки

Раздел II. Культура эпохи Средневековья

Западная Европа

11.

Глава 11. Культура Западной Европы в эпоху Раннего и Классического Средневековья

11.1.

Общая характеристика Раннего Средневековья

11.2.

Влияние религии на культурную жизнь

12.

Глава 12. Западноевропейская кульура эпохи Возрождения

12.1.

Новое мировоззрение

12.2.

Итальянское Возрождение

12.3.

Северное Возрождение

Евразийская цивилизация

13.

Глава 13. Культура киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности

13.1.

Культура Киевской Руси

13.2.

Культура Русских земель XII-XIII вв.

14.

Глава 14. Культура Московской Руси

14.1.

Подъем культуры в период образования единого Русского государства

14.2.

Новые тенденции в развитии культуры Руси в конце XV-XVI вв.

Страны Востока

15.

Глава 15. Культура Византии

15.1.

Особенности исторического развития Византии

15.2.

Государственное устройство Византии

15.3.

Период Раннего Средневековья

15.4.

Период Македонской династии и династии Комнинов

15.5.

Эпоха Палеологов

16.

Глава 16. Культура Арабского Востока

16.1.

Арабский Восток - родина ислама

16.2.

Арабская культура

16.3.

Быт и нравы арабов

17.

Глава 17.Культура средневековой Индии

17.1.

Раджпутский период

17.2.

Эпоха Делийского султаната

17.3.

Эпоха Монгольской империи

18.

Глава 18. Культура Средневекового Китая

18.1.

Эпоха Раннего Средневековья

18.2.

Эпоха Классического Средневековья

18.3.

Эпоха монгольского завоевания Китая

18.4.

Эпоха Мин. Зрелое средневековье

19.

Глава 19.Культура Средневековой Японии

19.1.

Эпоха царей Ямато

19.2.

Эпоха Хэйан

19.3.

Эпоха сёгуната

Цивилизации Нового Света

20.

Глава 20. Культура Мезоамерики

20.1.

Ольмекская культура

20.2.

Теотиуаканская культура

20.3.

Культура Тольтеков

20.4.

Цивилизация Майя

20.5.

Культура ацтеков

21.

Глава 21. Культура цивилизаций Южной Америки

21.1.

Культура южноамериканских первобытных народов

21.2.

Культура народов Центральных Анд и Промежуточной области

21.3.

Цивилизация инков

Раздел III. Культура Нового времени

Западная Европа

22.

Глава 22. Западноевропейская культура эпохи Просвещения

22.1.

Главные ценности эпохи Просвещения

22.2.

Особенности Просвещения в странах Европы

22.3.

Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия

23.

Глава 23. Западноевропейская культура XIX века

23.1.

Основные процессы и направления общественно-политической, научной и религиозной жизни

23.2.

Классицизм

23.3.

Романтизм

23.4.

Реализм

23.5.

Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX в.

Евразийская цивилизация

24.

Глава 24. Русская культура XVII-XVIII веков

24.1.

Культура России на пороге Нового времени

24.2.

Формирование русской национальной культуры

25.

Глава 25.Культура России XIX века

25.1.

Первая половина XIX в.

25.2.

Пореформенные годы

25.3.

Серебряный век русской культуры

Цивилизации Нового Света

26.

Глава 26. Культура США XVII-XIX веков

26.1.

Особенности формирования культуры США в эпоху колонизации и борьбы за независимость

26.2.

Американская культура XIX в.

Раздел IV. Новейшее время

27.

Глава 27.Культура Западной Европы в XX веке

27.1.

Индустриальная цивилизация и проблемы культуры

27.2.

XX век и новые формы искусства

27.3.

Западноевропейская литература XX века

27.4.

Европейский театр в XX в.

27.5.

Архитектура, музыка, кинематограф

28.

Глава 28. Культура СССР

28.1.

Культурные преобразования в 20-30-х гг.

28.2.

Особенности культурных процессов в 40-е гг.

28.3.

Культура в 50-90-х гг.

29.

Глава 29. Культура США XX века

29.1.

Философские и религиозные воззрения

29.2.

Наука и образование

29.3.

Литература, театр, музыкальное творчество

29.4.

Изобразительное искусство, архитектура, кино

29.5.

Американизация массовой культуры

Литература

Иллюстрации

Указатели
199   указатель иллюстраций
Дж. Трамбулл. Рождение нации Д.М. Картер. А. Линкольн в столице конфедерации г. Ричмонд, взятой федеральными войсками Капитолий. Вашингтон. 1793-1865

Начало формирования культуры США восходит еще к колониальному периоду и особенно ко времени Войны за независимость 1775-1783 гг. Освобождение от господства Англии, сопровождавшееся патриотическим подъемом и ростом национального самосознания, способствовало развитию общественной и научной мысли, национального искусства - поэзии, музыки, живописи, формированию национального стиля архитектуры, созданию американского театра.

Национальная культура США складывалась главным образом из трех источников: европейской культуры, прежде всего английской, принесенной в Америку европейскими поселенцами; самобытной культуры индейских племен, которая сохранилась, несмотря на безжалостное уничтожение и расхищение колонизаторами драгоценных исторических памятников и сокровищ искусства; культуры негритянского народа, сумевшего несмотря на условия рабства, сохранить и развить принесенную им в Америку африканскую культуру.

Философия и мировоззрение

В колониальной Америке в сфере идеологии господствовало протестантское христианство, нетерпимое ко всем проявлениям независимой мысли. Философия первоначально появилась в Америке как «служанка» богословия, единственным назначением которой было укрепление религиозных догматов протестантизма.

Наиболее влиятельные философствующие богословы этого периода - С. Джонсон (1696-1772) и Дж. Эдвардс (1703-1738). Религиозная философия Эдвардса, отстаивающая, в отличие от последователя Беркли Джонсона, кальвинистскую доктрину предопределения, сделалась в середине XVIII в. официальной философией американского пуританизмаПуритане - последователи кальвинизма в Англии в XVI-XVII вв., выступавшие за углубление реформации. .

Войне американского народа за национальную независимость (1775-1783) сопутствовал крутой подъем всей идейно-политической жизни страны. Идеологи национально-освободительного движения в острой борьбе с церковным догматизмом отстаивали революционные буржуазно-демократические идеи, принципы свободолюбивого мировоззрения, созданного на убеждении в мощи человеческого разума и проникнутого стремлением к социальному прогрессу и общественной справедливости.

Вторая половина XVIII в. прошла под знаком американской идеи просвещения. Т. Джефферсон (1743-1826), Т. Пейн (1737-1809), И. Аллен (1737-1789) заложили прогрессивные традиции американской общественной мысли. «Разум - единственный оракул человека» Аллена (1784) и «Век разума» Пейна (1794) - самые яркие философские памятники этого периода.

Т.Пейну принадлежит знаменитый афоризм:

Власть даже в своем лучшем проявлении является неизбежным злом, в наихудшем же виде она невыносима.

После успешного завершения Войны за независимость и установления господства национальной буржуазии смелые идеи просвещения и свободомыслия оттесняются, и религиозная идеология постепенно восстанавливает свое пошатнувшееся господство над умами.

Литература

Появление литературы на английском языке в Америке относится к XVII в. и связано с английской колонизацией. На протяжении почти полутора веков литература облекалась главным образом в религиозную форму. Основным содержанием трактатов первых американских публицистов Дж. Коттона (1584-1652), автора «Истории Новой Англии», Дж. Уинтропа (1588-1649) и других была религиозная проповедь пуритан, составляющих основную массу населения английских поселений в Новой Англии. Антирабовладельческие и антимонархические настроения присущи творчеству одного из зачинателей светской литературы - С. Съюола (1652-1730).

В южных поселениях литература в XVII в. не получила развития. В произведениях южных авторов - В. Бирда (1674-1744), Дж. Олсона (1638) защищаются идеи рабовладения и плантаторства.

Начало формирования американской национальной литературы связано с борьбой за независимость, против владычества английской монархии, когда на общественно-политической и литературной арене выдвинулись американские просветители-демократы. Они обосновали необходимость свержения монархии и установления республики, выступали против узости и ограниченности пуританства, осуждали рабство.

Идеологами американского просветительства были выдающиеся публицисты Бенджамин Франклин (1706-1790), государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации Независимости США (1776) и Конституции (1787). Наибольшей популярностью пользовалась его «Автобиография», а также произведения Т. Джефферсона и Т. Пейна.

Значительное место в литературе американского просветительства занимает поэзия. Первым национальным поэтом США и первым профессиональным журналистом был Филипп Френо (1752-1832), автор «Политических метаний» - пародии на молитву об освобождении от британской тирании. Большинство своих поэм и стихотворений он посвятил двум революциям (французской и американской).

В идеологической подготовке и проведении буржуазной революции в Америке активную роль сыграла группа поэтов, известных под названием «гартфордских остроумцев», сатирически высмеивавших Англию и американских сторонников соглашения с ней. Наиболее талантливыми среди них были Т. Дуайт (1752-1817) и Д. Барлоу (1754-1812). Однако после окончания Войны за независимость «гартфордские остроумцы» стали защитниками консервативной части американской буржуазии. Из этой группы поэтов лишь Д. Барлоу, став другом и сторонником Т. Пейна, защищал демократические требования (поэма «Колумбиада», 1807). Ему принадлежит также известное стихотворение «Совет ворону в России» (1812), осуждающее захватническую политику Наполеона.

К поэзии американских просветителей примыкают произведения одной из зачинательниц негритянской литературы поэтессы Филлис Уитли (1753-1784), сборник стихотворений которой «Поэмы на разные сюжеты» (1773) получил известность не только в Америке, но и в Англии.

В конце XVIII - начале XIX в. появились первые романы в американской литературе. Отцом американского романа называют Ч.Б. Брауна (1771-1810), продолжившего традиции готического и фантастического романов («Виланд», «Ормонд», «Артур Мервин» и др.). Г. Брекенриджу (1748-1816) принадлежит первый сатирический роман «Современное рыцарство».

Изобразительное искусство

История изобразительного искусства США берет начало с середины XVII в. Но этому предшествовало многовековое искусство индейских племен, населявших территорию задолго до появления первых поселений европейских колонистов. Это народное искусство, обладавшее древней традицией большого и совершенного мастерства, погибло вместе со всей индейской культурой в результате постепенного истребления индейцев и оттеснения их на бесплодные земли дальнего Запада. Искусство индейцев давно уже стало лишь достоянием музеев.

Переселенцы из Европы - англичане, голландцы, французы - привезли с собой упрощенные схемы парадного портрета конца XVI-XVII вв., которые дошли до середины XVIII в., очень мало и медленно изменяясь.

Лишь с 40-60 гг. XVIII в. складывается более высокая по мастерству художественная традиция, со все более своеобразным местным характером, отступающим от английских образцов. На смену таким скованным и условным портретистам, как Р. Фик или Д. Блэкберн, пришли крупнейшие живописцы колониального периода - Б. Уэст (1738-1820) и Дж.С. Копли (1738-1815). Уэст в парадных портретах и в исторических картинах («Договор У. Пенна с индейцами», «Смерть генерала Вольфа») проявил интерес к актуальным событиям - изображению последних исторических событий в современных костюмах. Реалистические портреты Копли («Мальчик с летучей белкой») отличаются искренностью, свежестью наблюдений. Им написаны также динамические исторические полотна - «Смерть майора Пирсока» и др. Трезвый, точный реализм Копли сыграл важную роль в создании американской национальной живописной школы.

Война за независимость вызвала высокий расцвет американского искусства. Крупнейший американский живописец этого периода, лучший портретист своего времени Ч. Стюарт (1755-1828) в своих реалистических портретах сочетал объективность характеристики с поэтичностью и романтикой образа (портреты Дж. Вашингтона и др.). Дж. Трамбулл (1756-1843), участник Войны за независимость, создал серию исторических полотен, изображающих боевые действия 1775-1793 («Битва при Банкерс-Хиллс»), писал портреты ее участников. Наиболее известная его картина запечатлела подписание Декларации Независимости в 1776 г. («Рождение нации» Дж. Трамбулл. Рождение нации).

Музыка

В создании музыкального фольклора США участвовали многие народы мира. Еще задолго до прихода первых поселенцев из Европы многочисленные племена индейцев - коренных обитаталей страны - обладали разнообразным песенным фольклором. Однако в силу особых социальных условий существования индейских племен их музыкальный фольклор оказался в стороне от процессов слияния различных художественных культур народов Европы и Африки, участвовавших в создании музыки американского народа.

Важную роль в становлении национального фольклора страны сыграло негритянское музыкальное искусство. Оно оказало большое воздействие на композиторское творчество, на бытовое музицирование, его характер.

Другим важным источником формирования национального музыкального фольклора было песенное богатство английского, шотландского и ирландского народов, привезенное в Америку первыми поселенцами.

Вместе с английским языком утвердились религиозные псалмы, (молитвенные песнопения) колонистов-пуритан, традиционные песни-баллады, народные лирические и трудовые песни. Значительную роль сыграли также народные песни и инструментальные мелодии испанцев и французов, получившие широкое распространение на юге и юго-западе страны.

В становление национального искусства США свою долю внесли также и другие народы Европы.

Жесткие установки пуританской церкви ограничивали все музыкальные проявления пением религиозных гимнов и псалмов. Инструментальная музыка была в загоне.

К началу XVIII в. церковные ограничения на светскую музыку ослабли. С усилением иммиграции из Европы среди колонистов получили распространение европейские инструменты.- скрипка, клавесин, гитара, флейта, кларнет. В середине XVIII в. в ряде городов, в церквах были установлены органы. Приезжие труппы ставили музыкальные спектакли, исполняли оратории.

В 1768 г. в г. Чарлстоне было создано первое в США музыкальное общество, которое организовывало концерты с участием профессиональных артистов-музыкантов. Появились первые американские композиторы, работавшие преимущественно в сфере вокальной музыки, - Ф. Гопкинсон (1737-1791), Д. Лайон (1735-1794), У. Биллингс (1746-1800). Все они были музыкантами-любителями.

Гопкинсон написал первую американскую оперу-ораторию «Храм Минервы», прославляющую союз Америки с республиканской Францией. Лайон получил известность как автор большого количества церковных гимнов и псалмов. Биллингс создал множество вокальных произведений, наиболее известен его революционный гимн «Честер».

Театр

Первые театральные спектакли были показаны в Америке в конце XVII в. английскими актерами. Актерские труппы подвергались жестокому гонению со стороны

пуритан и были вынуждены кочевать по стране и маскировать театральные представления под «морализующие диалоги». Только в XVIII в. были оборудованы первые театральные помещения в Виргинии (1716), затем в Нью-Йорке (1732). Репертуар первых театральных трупп состоял исключительно из английских пьес, преимущественно из произведений В. Шекспира.

В 1775-1783 гг. в связи с войной североамериканских колоний за независимость все театральные представления были запрещены. В эти же годы были написаны первые американские драматические произведения, проникнутые духом гражданственности и патриотизма.

Архитектура

Здания колониального периода характеризуются простым планом, почти полными отсутствием украшений, крутой двускатной кровлей и нависающим вторым этажом. Дома строились из дерева, кирпича или камня. К числу ценных памятников ранней архитектуры относятся Рольф хаус в Смит форте (Виргиния), церковь св. Луки в районе острова Уайт и церковь Глория Дей в Филадельфии.

Конец XVII в. знаменует начало завезенного из Англии георгианского стиля, проявившегося прежде всего в различных приемах декорирования порталов и в изменении карниза, постепенно приобретшего черты классического стиля. Наиболее ярко этот стиль выражен в архитектуре жилого дома и церковном строительстве. Самые старые и самые интересные общественные сооружения периода - Олд стейт хаус в Бостоне (1728) и Индененденс холл в Филадельфии (1733).

Философия и мировоззрение

После завершения войны за независимость переходной ступенью на пути восстановления господства религиозной идеологии над умами была школа бостонских трансценденталистовТрансцендентальный (от лат. - перешагивающий, выходящий за пределы) - в данном случае отход от единой трактовки христианства. во главе с Р.У. Эмерсоном (1803-1882). Революционный демократизм просветителей уступил место туманному гуманистическому романтизму, пантеистическому культу природы и апологии индивидуального самосовершенствования. К середине XIX в. в качестве наиболее влиятельной философской школы утвердилась так называемая «шотландская философия» - трезвая благонамеренная, консервативная, буржуазная философия «здравого смысла». Наиболее яркие ее представители Н. Портер (1811-1892), Дж. Мак Кош (1811-1894).

По окончании гражданской войны между Севером и Югом значительное распространение получила умеренно либеральная философия эволюционизма - Дж. Фиске (1842-1901), Дж. Леконта (1823-1881), признававшая закономерность эволюционного процесса, но подводившая под нее религиозную основу.

В борьбе против «реализма» шотландской школы и эволюционизма во второй трети XIX в. сложилась сент-луиская школа, возглавляемая У.Т. Гаррисом (1835-1909). Влияние немецкого классического идеализма здесь обнаружилось в полной мере. Этой школой было организовано первое в США философское общество и основан первый философский журнал.

Самым влиятельным представителем объективного идеализма в американской философии XIX в. был Дж. Ройс (1855-1916). Его учение метафизично и теологично. По Ройсу, в основе всего существующего лежит абсолютный разум, который вместе с тем есть и целеполагающая абсолютная воля. Кроме того, Ройс стремился примирить бесконечный божественный дух с относительной самостоятельностью конечных духов (личностей).

Вся официальная философия, преподававшаяся в колледжах, независимо от различия направлений была религиозной философией. Лишь в конце XIX в. происходит отмежевание философии от богословия. Появляются философские журналы европейского типа.

Литература

В американской литературе первой половины XIX в. господствующее положение занял романтизм. В США романтизм характеризовался критикой буржуазной цивилизации, идеализацией жизни, близкой к природе, в частности жизни индейцев, воспеванием мужественной борьбы человека с грозными силами природы и т.д.

Один из крупнейших представителей романтизма в США Фенимор Купер (1789-1851). Его произведения - исторические и приключенческие романы о войне за независимость в Северной Америке, эпохе фронтираФронтир - понятие, обозначающее эпоху освоения свободных земель в США. , морских путешествиях, пенталогияПенталогия - пятитомник. о Кожаном Чулке (в том числе «Последний из могикан», «Зверобой» и др.), «Лоцман»; социально-политическая сатира - роман «Моникины», публицистика - памфлетный трактат «Американский демократ». Он первый из американских романтиков завоевал широкую популярность не только в Америке, но и в Европе. Помимо их популярности как приключенческих романов они привлекают значимостью моральных и социальных вопросов, поставленных автором.

Родоначальником американской новеллистики стал писатель-романтик Вашингтон Ирвинг (1783-1859). Его произведения: сборник «Книга эскизов» (1819-1820), «Рассказы путешественника», «Альгамбра». Юмористическая трактовка американской «старины» дана в хронике «История Нью-Йорка»; автор жизнеописаний X. Колумба, Дж. Вашингтона и др. Для лучших произведений Ирвинга характерно сатирическое осмеяние буржуазных нравов, пренебрежительно-ироническое отношение к делячеству и торгашескому духу американской буржуазии. Одним из первых в американской литературе Ирвинг обратился к сокровищнице американского фольклора.

Зачинателем романтической традиции в американской поэзии стал У.К. Брайант (1794-1878). В поэме «Танатопсис» (1811), сборниках «Стихотворения» (1832), «Гимны» (1864) он ярко выражает соответствие между «храмом» поэтической души и гармонией природы.

Так усилиями публицистов Б. Франклина, Т.Джефферсона, Т.Пейна, поэтов Ф. Френо, У.К. Брайанта, романиста Ф. Купера, новеллиста В. Ирвинга формировалась национальная американская литература.

Для литературы позднего американского романтизма характерно усиление мрачных настроений, отражающих растущее разочарование в буржуазной действительности. Мистические мотивы присущи поэзии и новеллистике Эдгара По (1809-1849), ставшего родоначальником детективного жанра («Убийство на улице Морг», 1841; «Золотой жук», 1843). Для поздней лирики По («Ворон» и другие стихотворения, 1845) характерна тема трагических поисков красоты и ее смысла. Он выступает как предшественник упадочнических и эстетских течений в американской литературе не только в своей творческой практике, но и литературно-критических статьях. Его стихи, наполненные лирической красотой, оказали влияние на символистов.

В творчестве Натаниэла Хоторна (1804-1864) осуждаются пуританское морализаторство, стяжательский дух современной ему Америки (романы «Алая буква», «Дом о семи шпилях» и др.).

Острое социальное звучание имеет творчество Германа Мелвилла (1819-1891), противопоставляющего в первых своих романах «Тайпи» (1846) и «Ому» (1847) капиталистической Америке мир туземцев. Национальной эпопеей стал философский роман «Моби Дик» (1851) о трагической судьбе сильной личности, бросившей вызов року.

К романтизму относятся также произведения трансценденталистов. Родоначальник трансцендентализма Р.У. Эмерсон (1803-1882) проповедовал идею самоусовершенствования, стремление к простой жизни, близкой к природе и т.п. Представителем этого направления был Г.Д. Торо (1817-1862), автор широко известной философской книги «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854) о жизни человека в мире природы по законам собственного «естества» как возможности спасения личности от современной цивилизации. Торо создал также замечательные образцы страстной аболиционистскойАболиционизм (отмена, уничтожение) - в данном случае за отмену рабства негров в южных штатах США. публицистики (памфлет «Гражданское неповиновение»Тему этого памфлета Торо дал его отказ платить налоги - он выступает в защиту мирного неподчинения несправедливым законам. Памфлет оказал большое влияние даже на умы людей в XX в., речи «Рабство в Массачусетс», 1854, «В защиту капитана Джона Брауна», 1850 и др.).

Подъем движения за освобождение негров и за аграрное преобразование в 30-е гг. XIX в. способствовал росту демократических тенденций в американской литературе и усилению реалистической струи в творчестве писателей-романтиков. В 1835 г. был издан первый антирабовладельческий роман «Раб, или Воспоминания Арчи Мура». Его автор - писатель, историк и публицист Ричард Хилдреет (1807-1865), известен как активный борец против рабства.

Аболиционизмом проникнута поэзия поэта-романтика Дж.Г. Уитьера (1807-1892) - сборник стихов «Голоса свободы», «Песни труда», поэма «Занесенные снегом».

Антирабовладельческими мотивами проникнуты «Песни о рабстве» (1842) выдающегося американского поэта Г.У. Лонгфелло (1807-1882), сатирическая повесть «Бумаги Биглоу» Дж.Р. Лоуэлла (1819-1891), роман «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу (1811-1896).

В борьбе против рабства возмужало творчество великого народного поэта Америки Уолта Уитмена (1819-1892), отошедшего от канонов романтизма и проложившего путь к реализму в поэзии США. Наиболее известна его книга стихов «Листья травы» (1855), написанная свободным стихом с большой длиной строки.

Важным явлением литературной жизни середины XIX в. был рост свободолюбивых мотивов в устном народном творчестве. Многие американские писатели обогащают свое творчество, обращаясь к фольклору. Народную речь воспроизводит в «Бумагах Биглоу» Дж.Р. Лоуэлл, в духе народного эпоса написал эпическую поэму «Песнь о Гайавате» Г.У. Лонгфелло.

Более тесно связано с традициями американского фольклора творчество писателей-юмористов времен Гражданской войны Ч.Ф. Брауна (1834-1867), печатавшегося под псевдонимом Артемус Уорд: Д.Р. Локка (1833-1888) - псевдоним Петролеум и др. Расчистив дорогу реализму, они подготовили почву для творчества великого писателя-реалиста Марка Твена (1835-1910).

Опираясь в своем творчестве на богатейшие традиции американского фольклора, Марк Твен (собст. Сэмюэль Ленгхорн Клеменс) стал основоположником самобытных традиций реалистической литературы в США. Он резко осудил коррупцию и мошенничество монополий в романе «Позолоченный век» (1873), показал реалистическую картину американской жизни в романе «Приключения Гекльберри Финна» (1884), считающемся его самым блестящим произведением за живые, яркие описания характеров и событий. Обличением пороков буржуазной цивилизации и феодального мира замечателен публицистический сатирический роман «Янки при дворе короля Артура» (1889). В книге путевых заметок «По экватору» (1897) Твен разоблачает американский империализм и захватнические войны.

Твен - автор одного из шедевров юмористической литературы - «Простаки за границей». М. Твену принадлежит множество афоризмов. Один из них:

Существует три вида лжи: ложь, отвратительная ложь и статистика.

Одновременно с Твеном вступил в литературу Френсис Брет-Гарт (1836-1902), показавший будни простых людей на Дальнем Западе США, их мужество и находчивость (роман «Габриел Конрой» и др.)

В 60-70-е гг. реалистические книги создали писательница Р.Г. Дэвис (1831-1910), описавшая в романе «Маргарет Хаут» жизнь промышленного города, и писатель - участник гражданской войны Д.У. Форест (1826-1906).

Эстетскими и космополитическими настроениями проникнуто творчество одного из родоначальников американского модернизма Генри Джеймса (1843-1916), автора социально-психологических романов «Дейзи Миллер», «Женский портрет» и др.

Многие американские писатели конца XIX - начала XX вв. резко выступили против эстетства в литературе. Правдивые рассказы об американской деревне («Главные проезжие дороги») создал Гамлин Гарленд (1860-1940), реалистическую повесть «Мегги - дитя улицы» (1893) опубликовал Стивен Крейн (1871-1900). Правда, в их творчестве присутствуют черты натурализма.

Изобразительное искусство

К началу XIX в. относятся первые опыты в пейзажной и жанровой живописи, а также в скульптуре, где под влиянием выдающегося французского скульптора Гудона начала складываться национальная школа США.

Высокий подъем американской живописи продолжался до 1815-1820 гг. и связан с именем портретиста Томаса Салли (1783-18.72), ранние работы которого («Т. Джефферсон», «Рваная шляпа») отличаются правдивостью и демократизмом. Затем до периода Гражданской войны наступила долгая полоса упадка в искусстве.

Гражданская война (1861-1865) способствовала бурному развитию прогрессивного реалистического искусства. 60-90-е гг. XIX в. - наибольший расцвет искусства США. Однако он проходит в обстановке резкого обострения художественной борьбы, так как официальное и господствующее положение продолжало оставаться за «салонным» искусством, подражавшим иноземным образцам и не выдвинувшим ни одного значительного художника. Передовые мастера У. Хомер (1836-1910), Т. Икинс (1844-1916), Д.М. Уистлер (1834-1903) подвергались грубой травле, в печати.

Хартина Хомера «Пленные с фронта» - глубоко реалистична, гуманистична, проникнута духом патриотизма. Художник создал целую галерею простых людей страны - белых и черных. Его работы оказали большое влияние на реалистических художников XX в.

Творчество Т. Икинса - вершина американского реализма XIX в. Он изобразил в психологически глубоких портретах лучших представителей американской интеллигенции («Доктор Гросс в клинике», «Уолт Уитмен», «Мод Кук», «Мыслитель», «Виолончелист» и др.). Писал также жанровые картины, неразрывно связанные с жизнью народа и трудом народа. Искусство Икинса оказало решающее воздействие на развитие критического реализма XX в.

Расцвет творчества Уистлера приходится на 60-70-е гг. XIX в. Портрет матери художника, портрет мисс С. Александер и другие его картины отличаются глубиной и тонкостью психологической характеристики человеческих образов и поэтическим чувством природы. В 80-90-е гг. в творчестве Уистлера появляются мотивы импрессионизма.

Признанными мастерами реализма был Дж.С. Сарджент (1856-1925), создавший наряду с виртуозными светскими портретами психологически содержательные образы.

Позднеромантическое творчество А.П. Райдера (1847-1917) - мир фантастических видений («Летучий голландец»).

Во второй половине XIX в. оформилась политическая графика.

Д.М. Картер. А. Линкольн в столице конфедерации г. Ричмонд, взятой федеральными войсками

К этому же времени относятся и высшие достижения американской скульптуры: в творчестве такого большого мастера, как О. Сент-Годенс (1848-1907), высокие гуманистические идеалы нашли сильное и совершенное выражение. Его памятник Аврааму Линкольну в Чикаго получил признание как лучшее изображение выдающегося государственного деятеля США. Стремление скульптора к драматизму нашло сильнейшее выражение в статуе «Мир господень» (1891).

Сент-Годенс много работал над чеканной ясностью силуэта в своих скульптурах и их целостном декоративном решении (позолоченная конная статуя генерала Шермана в Нью-Йорке, медная статуя бегущей Дианы-охотницы и т.д.). Им сделаны прекрасные скульптурные портреты («Роберт Стивенсон», 1887).

Музыка

В начале XIX в. в США работали композиторы-полупрофессионалы, сочинявшие главным образом песни, церковные гимны и небольшие инструментальные пьесы.

Исключительную роль в становлении песенного национального искусства США сыграл композитор-самоучка С. Фостер (1826-1864), создавший за свою недолгую жизнь 200 песен и баллад, в основном на собственные тексты. Лучшие из них до настоящего времени любимы американским народом («Мой старый дом в Кентукки», «О, Сюзанна» и др.)

В XIX в. в крупнейших городах возникли концертные и хоровые объединения. В 1820 г. в Филадельфии начало работать музыкальное общество, а в 1842 г. в Нью-Йорке - филармоническое общество, одно из старейших филармонических обществ мира, существующее и поныне.

Появились первые музыкальные учебные заведения. Большинство музыкантов и педагогов были выходцами из Европы, утверждавшими на американской почве европейские, главным образом немецкие, музыкальные традиции.

Важный вклад в развитие музыкальной национальной культуры США внесли композитор, педагог и общественный деятель Л. Мейсон (1792-1872), а также композитор и хоровой дирижер Т. Гастингс (1784-1872), композиторы Д.Д. Уэбб (1803-1887), У. Бредбюри (1816-1868), Г.К. Оливер (1800-1885).

Со второй половины XIX в. усилился приток европейских музыкантов. В городах были организованы симфонические оркестры, хоровые коллективы. В 1883 г. в Нью-Йорке открылся постоянный оперный театр «Метрополитен-опера».

В это же время стал известен композитор и пианист Л.М. Гонтшалл (1829-1869). Он не только написал множество фортепьянных пьес изящного салонного стиля, но часто обращался в своем творчестве к музыкальному фольклору креолов и индейцев. Его музыку отличали выразительность и колористические эффекты.

Среди композиторов следующего поколения - Д. Пейн (1839-1906), Чадвик (1854-1931), Ф. Глисон (1848-1903).

Заметное место в истории американской музыки занимает композитор Ч. Лефлер (1861-1935). Особенно интересны его оркестровая сюита «Воспоминания детства» и «Языческая поэма» для оркестра.

Театр

С 1885 г. стал быстро распространяться театр. Большое развитие получают странствующие по стране, как по суше, так и по рекам, труппы, состоящие часто из целых актерских семей. Наряду с произведениями английской драматургии эти труппы исполняли пьесы американских авторов Т. Годфри (1736-1763), Р. Тайлера (1757-1826), У. Данлепа (1766-1839), написанных на материале американской жизни и выражавших просветительские тенденции.

Развитию романтического направления в театрах США способствовали драматурги, образовавшие так называемую Филадельфийскую школу, - Р. Берд (1806-1854) и др.

Во второй половине XIX в. в городах возникли стационарные театры с постоянным репертуаром. Широкую известность получил возглавлявшийся актрисой Л. Дрю театр на Арч-стрит в Филадельфии, отличавшийся обширным репертуаром, высокохудожественными спектаклями, сыгранностью труппы. Стационарные театры способствовали развитию американской реалистической драматургии, исполняя пьесы Б. Хоуарда (1842-1908), Дж. Херна (1839-1901), Ф. Брет-Гарта.

Большой популярностью пользовались выдающиеся американские актеры-трагики Э. Форрест (1806-1872), Э. Бутс (1833-1903), выступавшие преимущественно в шекспировском репертуаре.

Развитию американского театрального искусства этого периода способствовала деятельность драматургов и режиссеров-постановщиков: В. Данлепа (1766-1839), Д. Бусико (1822-1890), переводчика и драматурга О. Дэли (1838-1899), режиссеров и драматургов Д.С. Мак-Кея (1842-1894) и Д. Беласко (1859-1931).

В конце XIX в. начал получать распространение новый тип театра - труппы-гастролеры, показывавшие быстро поставленные, роскошно оформленные копии наиболее популярных спектаклей Нью-Йорка.

Архитектура

Начало архитектуры послеколониального периода знаменует здание Капитолия в Ричмонде, построенное еще в 1789 г. по проекту автора Декларации Независимости США Т. Джефферсона (1743-1826), ставшего затем третьим президентом США (1801-1809). Из других произведений Джефферсона известен комплекс Виргинского университета.

Этот период характеризуется прежде всего переходом к пропорциям, приближающимся к пропорциям памятников Древнего Рима и Франции конца XVIII и начала XIX вв.

Греческий стиль был завезен в Америку Б. Латробом, построившим в США в 1799-1801 гг. первое в этом стиле здание - Пенсильванский банк в Филадельфии. В это время впервые в архитектуре США общественные сооружения выступают на первый план. Почти все правительственные здания и Капитолии штатов построены в греческом стиле. К числу самых значительных зданий этого типа относятся Капитолий в Вашингтоне (архитектор Ч. Балфинч) Капитолий. Вашингтон. 1793-1865, Государственное казначейство в Вашингтоне (архитектор Р. Миллз).

Видным архитектором периода возрождения греческого стиля был Т. Вальтер, создавший в 1831 г. шедевр этого стиля - Джирард-колледж.

В период 1860-1880 гг. в США развивались и внедрялись идеи индустриализации строительства, наиболее ярко выраженные в архитектуре павильона Филадельфийской выставки 1876 г., представлявшей собой ранний пример так называемого фабричного стиля. Появились здания со стандартными деталями. Этот период ознаменовался еще одним событием в области строительства - появлением нового материала - железобетона. Одно из первых зданий Америки из железобетона было построено в 1873-1876 гг. по проекту инженера Уорда.

Ярким представителем романского стиля в архитектуре США был Г.Р. Ричардсон, самой значительной работой которого является построенная в Бостоне в 1877 г. церковь св. Троицы. Период возрождения романского стиля сопровождался бурным развитием технологии и инженерной техники, что нашло широкое отражение в архитектуре. Во второй половине XIX в. в архитектуру входят железный и чугунный каркас и такой ценный в силу своей легкости и прочности металл, как алюминий.

Появление каркаса привело к созданию небоскреба, родиной которого является ЧикагоНебоскреб - здание настолько высокое, что кажется, что оно «скребет небо». Небоскребы начали строить в 1868 г. в США, так как цены на землю были очень высокие, а геологические показатели позволили использовать такое строительство. В Чикаго в 1883-1885 г. было построено одно из первых высоких зданий - Хауминшуренс-билдинг - десятиэтажное здание с металлическим каркасом..

Большую роль в истории американской архитектуры сыграла Всемирная выставка 1893 г. в Чикаго, посвященная четырехсотлетиюОткрытия Америки. Почти весь комплекс выставки был построен в классическом стиле. Наиболее интересным было Здание транспорта, построенное по проекту Л. Салливена (1856-1924) - родоначальника современной архитектуры США. Это здание характерно для современной тенденции в американской архитектуре - его форма соответствовала его функции. К числу наиболее выдающихся сооружений, построенных по проектам Салливена, принадлежат Вейнрайт-билдинг в Сент Луисе, небоскреб Гаранти-билдинг в Буффало, универмаг в Чикаго.

Талантливым учеником Салливена был Ф.Л. Райт (1869-1959), создавший концепцию органической архитектуры - здания функциональны и связаны с окружающим их ландшафтом.

В конце XIX в. центр тяжести с точки зрения архитектурной мысли и практики переносится из Чикаго в Нью-Йорк и признанным вождем в архитектуре периода эклектики становится Ч. Мак-Ким. За основу своего творчества Мак-Ким и его партнеры принимали архитектуру Ренессанса и классическую архитектуру, включая в свои здания живопись и скульптуру.

Большое внимание на эстетику эклектической архитектуры оказали также Р.А. Крам и Б.Г. Гудхью, творчество которых характеризуется стремлением возродить готическую архитектуру и революционизировать ее технику. Это стремление четко выражено в таких зданиях, как церковь Всех святых в Бруклине, церковь Троицы в Гаване и церковь св. Андрея в Чикаго. В период эклектики были разработаны типы зданий, доведенных до степени стандартизации.

Новый тип чисто инженерных архитектурных конструкций нашел свое выражение в Бруклинском мосту, построенном в Нью-Йорке отцом и сыном Реблингами (Реблинг Джон Огастес, 1806-1869; Реблинг Вашингтон Огастес, 1837-1926).

Историко-экономические особенности страны, ее колониальное прошлое, обусловившее приток сюда негров из Африки; значительного числе» переселенцев из Европы, а также быстрые темпы утверждения здесь капиталистических отношений оказали определяющее влияние на развитие и формирование американской национальной культуры.

Оно прослеживается и в последовательности качественно различных этапов становления всех сфер культуры, а также в видах, стилях, жанрах, направлениях литературы, архитектуры, музыки и изобразительного искусства. Произведения колониального периода, будь то литературное сочинение или живописный портрет, нельзя спутать с творчеством художников периода борьбы за независимость, отмеченного высоким уровнем.

В XIX в. все виды американской культуры достигли успеха - здесь не только разнообразно направление новых стилей, зародившихся в этом столетии (романтизм, реализм, модернизм), но и обращение к стилям прошлых эпох (греческому, древнеримскому, романскому), а также появление совсем новых (фабричного стиля в архитектуре, строительство небоскребов, распространение так называемой органической архитектуры).

Ярко выраженной тенденцией в развитии американской культуры является тема борьбы с рабством, предопределившая демократическое направление и с наибольшей глубиной нашедшая отражение в литературном творчестве.

Таким образом в XVII-XIX вв. сформировалась и получила развитие американская национальная культура, переработав как в «тигле» культуры многих народов.

© Центр дистанционного образования МГУП