Московский государственный университет печати

Под редакцией профессора А.Н. Марковой


         

Культурология. История мировой культуры

Учебник для вузов


Под редакцией профессора А.Н. Марковой
Культурология. История мировой культуры
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

От авторов

1.

Глава 1. Предмет культурологии

Раздел I. Культура первобытной эпохи и древнего мира

2.

Глава 2. Культура первобытной эпохи

2.1.

Периодизация первобытности

2.2.

Особенности первобытного искусства

2.3.

Ранние формы верований

Страны Древнего Востока

3.

Глава 3. Культура Древнего Египта

3.1.

Древний Египет

3.2.

Эллинистический Египет. Египет - римская провинция

4.

Глава 4. Культура Древней Месопотамии (Двуречья)

4.1.

Заселение Двуречья

4.2.

Шумеро-Аккадская культура

4.3.

Культура Старовавилонского царства

4.4.

Культура Ассирии

4.5.

Культура Сасанидского Ирана

5.

Глава 5. Культура Древней Индии

5.1.

Древнейшая Индия

5.2.

Магадхо-Маурийская эпоха

5.3.

Кушано-Гуптский эпериод

6.

Глава 6. Культура Древнего Китая

6.1.

Философско-религиозные системы Китая

6.2.

Нормы повседневной жизни

6.3.

Развитие науки, литературы и искусства

Страны Античного мира

7.

Глава 7. Культура Древней Греции

7.1.

Доклассический период

7.2.

Классический период

7.3.

Культура эпохи эллинизма

8.

Глава 8. Культура Древнего Рима

8.1.

Этрусская культура

8.2.

Царский период

8.3.

Период Республики

8.4.

Период империи

Евразийская цивилизация

9.

Глава 9. Культура славянской древности

9.1.

Велесова книга

9.2.

Космогонические представления древних славян

9.3.

Обряды и обычаи древних славян

9.4.

Письменность древних славян

Цивилизации Нового Света

10.

Глава 9. Культура народов Северной Америки

10.1.

Культура племен Северной Америки

10.2.

Мировоззрение североамериканских индейцев

10.3.

Мифы и легенды Северной Америки

Раздел II. Культура эпохи Средневековья

Западная Европа

11.

Глава 11. Культура Западной Европы в эпоху Раннего и Классического Средневековья

11.1.

Общая характеристика Раннего Средневековья

11.2.

Влияние религии на культурную жизнь

12.

Глава 12. Западноевропейская кульура эпохи Возрождения

12.1.

Новое мировоззрение

12.2.

Итальянское Возрождение

12.3.

Северное Возрождение

Евразийская цивилизация

13.

Глава 13. Культура киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности

13.1.

Культура Киевской Руси

13.2.

Культура Русских земель XII-XIII вв.

14.

Глава 14. Культура Московской Руси

14.1.

Подъем культуры в период образования единого Русского государства

14.2.

Новые тенденции в развитии культуры Руси в конце XV-XVI вв.

Страны Востока

15.

Глава 15. Культура Византии

15.1.

Особенности исторического развития Византии

15.2.

Государственное устройство Византии

15.3.

Период Раннего Средневековья

15.4.

Период Македонской династии и династии Комнинов

15.5.

Эпоха Палеологов

16.

Глава 16. Культура Арабского Востока

16.1.

Арабский Восток - родина ислама

16.2.

Арабская культура

16.3.

Быт и нравы арабов

17.

Глава 17.Культура средневековой Индии

17.1.

Раджпутский период

17.2.

Эпоха Делийского султаната

17.3.

Эпоха Монгольской империи

18.

Глава 18. Культура Средневекового Китая

18.1.

Эпоха Раннего Средневековья

18.2.

Эпоха Классического Средневековья

18.3.

Эпоха монгольского завоевания Китая

18.4.

Эпоха Мин. Зрелое средневековье

19.

Глава 19.Культура Средневековой Японии

19.1.

Эпоха царей Ямато

19.2.

Эпоха Хэйан

19.3.

Эпоха сёгуната

Цивилизации Нового Света

20.

Глава 20. Культура Мезоамерики

20.1.

Ольмекская культура

20.2.

Теотиуаканская культура

20.3.

Культура Тольтеков

20.4.

Цивилизация Майя

20.5.

Культура ацтеков

21.

Глава 21. Культура цивилизаций Южной Америки

21.1.

Культура южноамериканских первобытных народов

21.2.

Культура народов Центральных Анд и Промежуточной области

21.3.

Цивилизация инков

Раздел III. Культура Нового времени

Западная Европа

22.

Глава 22. Западноевропейская культура эпохи Просвещения

22.1.

Главные ценности эпохи Просвещения

22.2.

Особенности Просвещения в странах Европы

22.3.

Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия

23.

Глава 23. Западноевропейская культура XIX века

23.1.

Основные процессы и направления общественно-политической, научной и религиозной жизни

23.2.

Классицизм

23.3.

Романтизм

23.4.

Реализм

23.5.

Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX в.

Евразийская цивилизация

24.

Глава 24. Русская культура XVII-XVIII веков

24.1.

Культура России на пороге Нового времени

24.2.

Формирование русской национальной культуры

25.

Глава 25.Культура России XIX века

25.1.

Первая половина XIX в.

25.2.

Пореформенные годы

25.3.

Серебряный век русской культуры

Цивилизации Нового Света

26.

Глава 26. Культура США XVII-XIX веков

26.1.

Особенности формирования культуры США в эпоху колонизации и борьбы за независимость

26.2.

Американская культура XIX в.

Раздел IV. Новейшее время

27.

Глава 27.Культура Западной Европы в XX веке

27.1.

Индустриальная цивилизация и проблемы культуры

27.2.

XX век и новые формы искусства

27.3.

Западноевропейская литература XX века

27.4.

Европейский театр в XX в.

27.5.

Архитектура, музыка, кинематограф

28.

Глава 28. Культура СССР

28.1.

Культурные преобразования в 20-30-х гг.

28.2.

Особенности культурных процессов в 40-е гг.

28.3.

Культура в 50-90-х гг.

29.

Глава 29. Культура США XX века

29.1.

Философские и религиозные воззрения

29.2.

Наука и образование

29.3.

Литература, театр, музыкальное творчество

29.4.

Изобразительное искусство, архитектура, кино

29.5.

Американизация массовой культуры

Литература

Иллюстрации

Указатели
199   указатель иллюстраций
А.А. Дейнека. На стройке новых цехов Дворец культуры ЗиЛ. 1930-1934. Москва. Арх. Веснины А.А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942

В дискуссии по вопросу о культуре советского периода в настоящее время четко выделяются два подхода. Сторонники первого определяют ее как люмпенскую культуру, культуру, не представляющую ценности. Вторые рассматривают культуру с учетом конкретно-исторических условий ее развития, богатой крупными достижениями в различных сферах и одновременно серьезными ошибками.

Ненаучность рассмотрения культуры советского периода как люмпенской, не имеющей исторического значения очевидна. Несомненно, что развитие культуры в годы советской власти было связано с противоречиями всей тоталитарной и авторитарной систем. Следует также учитывать противостояние в обществе двух культур - общечеловеческой, живой и демократической, формирующей передовое сознание многих людей, и официальной, прославляющей существующую общественную систему с ее парадностью и моноидеологией. Нельзя не принимать во внимание и непризнанную в свое время культуру инакомыслия и оппозиции, культуру русского зарубежья.

С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии и общественной собственности на средства производства. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля за культурой. В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А.В. Луначарский (1874-1933). В Наркомпросе был образован отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР.

На местах под контролем местных Советов были образованы отделы народного образования.

Советской властью были упразднены функционировавшие до революции различные общественные, профессиональные и творческие организации - Всероссийский учительский союз, Союз деятелей художественной культуры, Союз деятелей искусств и др. Возникали новые организации культуры, такие, как «Долой неграмотность», Союз безбожников, Общество друзей радио и т.п. Большевистская партия повела решительную борьбу против идеологов Пролеткульта - культурно-просветительской организации пролетарской самодеятельности при Наркомпросе. Она возникла осенью 1917 г., имела более 200 местных организаций, деятельность которых могла быть в общем оценена положительно. Однако распространяемые Пролеткультом «буржуазные» взгляды на культуру не могли быть восприняты советской властью положительноВо второй половине 20-х гг. деятельность Пролеткульта ослабла, а в 1932 г. он был упразднен..

С образованием СССР координация руководства культурой в масштабе всей страны осуществлялась совещаниями наркомов просвещения республик. С середины 20-х гг. от Наркомпроса РСФСР начали отходить органы управления отдельными отраслями культуры общесоюзного статуса.

Задачи культурной революции

Политика Советского государства и большевистской партии в области культуры получила название культурной революции. Ее важнейшими задачами явились: формирование подлинно народной, социалистической культуры; ликвидация неграмотности населения, создание новой системы народного образования, всеобщее обязательное обучение на языках народов России, приобщение широких масс к достижению общечеловеческой культуры, подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства. Это были прогрессивные и благородные задачи.

Культурное строительство началось в сложных условиях. Российская интеллигенция в зависимости от ее отношения к Октябрьской революции разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, колеблющихся и выступавших против советской власти. Среди первых были: ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.П. Павлов, А.П. Карпинский, И.М. Губкин, И.Р. Александров, Н.Е. Жуковский, поэты В.В. Маяковский и А.А. Блок, режиссеры Е.Б. Вахтангов и В.Э. Мейерхольд и др. Часть интеллигенции вначале отказывалась от какого-либо сотрудничества с советской властью. К сожалению, государство же не ограничилось попытками привлечь интеллигенцию к участию в социалистическом строительстве, а перешло к репрессиям. В 1922 г. большая группа ученых, деятелей искусства решением советской власти была выслана из России. Среди них были ученые, философы Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Л. Франк, H.О. Лосский, С.Н. Булгаков.

Тяжелое экономическое положение Советской республики обусловило резкое сокращение бюджетных средств, направляемых на культуру. Военные действия и революционные события нанесли значительный ущерб российской культуре. Были разрушены здания школ, библиотек, музеев, памятники старины. Неприязнь маргинальныхОт фр. maiginal, лат. margo - край, граница. Человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы. слоев общества к интеллигенции, дворянству также привела к разрушению культуры: в пожарах гибли книги, произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, горели усадьбы.

Советская власть должна была энергично взяться за восстановление и развитие культуры.

Первоочередной задачей культурного строительства была ликвидация безграмотности (ликбез). 26 декабря 1919 г. СНК РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Этот декрет обязывал все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков, пунктов, в которых грамоте обучались и дети, и взрослые. В 1917-1920 гг. ликвидировали неграмотность около 7 млн. чел., в том числе 4 млн. женщин.

В 1920 г. при Нарокомпросе была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (ВЧК л/б), которая на местах создавала ликпункты, курсы по подготовке учителей по обучению грамоте. Издавалась специальная методическая литература в помощь обучающимся. Однако слабая материально-техническая база образования, нехватка квалифицированных преподавателей, постоянное пополнение рядов неграмотных подростками не позволяли достичь запланированных темпов обучения. Полная ликвидация неграмотности могла быть достигнута лишь введением всеобщего обучения детей и укреплением материальной базы образования.

После ряда экспериментов к концу 20-х гг. система народного образования была радикально перестроена: образование стало доступным для рабочих и крестьян, утверждена идеологическая основа образования - марксистское учение.

Новая система образования включала в себя начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. В 1920 г. число школ увеличилось на 12 тыс. по сравнению с 1914 г., а количество учащихся в них - на 1,7 млн. чел. Советское государство решало задачу подготовки специалистов. Декрет СНК, принятый в августе 1918 г., утвердил правила приема в высшие учебные заведения. Для подготовки рабочей молодежи в институты в 1919 г. при вузах начали работать рабфаки. В 1920/21 учебном году насчитывалось 244 вуза.

Наука

Мировая и Гражданская войны сильно подорвали научный потенциал России. Из более чем 10 тыс. научных работников покинули страну около 500 чел., среди которых преобладали представители гуманитарных наук. Политика Советского государства в области науки и техники состояла в восстановлении научного потенциала страны и привлечении ученых к решению задач социалистического строительства. Система организации науки подверглась изменениям: сохранялись традиционные научные учреждения, например Академия наук, научные институты и университетская база науки и возникали новые учреждения - специализированные научно-исследовательские институты. В 1917-1922 гг. число научных учреждений увеличилось в три раза по сравнению с 1913 г., возросло количество научных работников, составив 25 тыс. чел. к 1927 г. К концу 30-х гг. в СССР было около 1800 научно-исследовательских учреждений, а число научных работников достигло почти 100 тыс. чел.

Крупными достижениями были отмечены естественные и точные науки, связанные с именами И.П. Павлова (1849-1936), В.И. Вернадского (1863-1945), А.Н. Крылова (1879-1955), Н.Е. Жуковского (1847-1921), А.Л. Карпинского (1887-1943), Н.И. Вавилова (1887-1943), С.В. Лебедева (1874-1934) и Б.В. Бызова (1880-1934). Позитивное значение для развития науки имело восстановление связей советских ученых с международными научными центрами.

Литература

В первые послереволюционные годы творчество С.А. Есенина (1895-1925) находилось под влиянием группы поэтов-имажинистовИмажинизм (от аист. image - образ) - литературное направление, утверждавшее примат самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей.. Это выражалось в его склонности к созданию затейливых, замысловатых образов и сравнений, к протесту против города, наступающего на мирную деревню («Сорокоуст», «Кобыльи корабли», «Мир таинственный, мир мой древний...» и др.). Вместе с тем драматическая поэма «Пугачев», написанная в 1920-1921 гг., свидетельствовала, что по своим творческим и идейным позициям поэт был далек от имажинистов. Чувство красоты жизни, ее быстротечности, чувство прощения обид и зла, отзывчивость на человеческое горе - все это с огромной силой звучало в поэме.

Есенин приходит к полному разрыву с имажинистами и в его творчестве все большее место занимают современные темы, темы новой, революционной России («Русь Советская», «Возвращение на Родину», «Анна Онегина»).

Тема любви к Родине на протяжении всей его жизни составляла внутренний пафос поэзии, была источником вдохновения и составляла главную черту творчества Есенина.

Ведущей темой творчества В.В. Маяковского (1893-1930) становится тема революции и строительства социалистического общества. В поэзии появляется новый лирический герой, отличающийся богатством эмоций и гармоничностью.

Первый советской пьесой, поставившей современные вопросы, была «Мистерия-Буфф» Маяковского, в которой поэт показал величие и героизм простого человека, а в поэме «150000000» - русский народ как провозвестника социалистической революции.

Во второй половине 20-х гг. Маяковский создал свои лучшие произведения: поэму «Хорошо», сатирические пьесы «Клоп», «Баня», стихи «Товарищу Нетто, пароходу и человеку» и др., свидетельствующие о многогранном творчестве Маяковского, не укладывающиеся в каноны социалистического реализма, основоположником которого он был объявлен.

Искусство - не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло, -

писал В. Маяковский.

Социальные потрясения, пережитые Россией, обусловили большие изменения и в художественной жизни. Эмигрировали многие деятели искусства и литературы: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, Ф.И. Шаляпин, К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.П. Павлова, С.В. Рахманинов.

Советскую литературу создавали писатели Л. Леонов (роман «Барсуки», 1924; «Вор», 1929), М.А. Шолохов («Донские рассказы», 1926; «Тихий Дон», 1928-1940), Л.Н. Сейфуллина (повести «Правонарушители», 1922, «Виринея», 1924), А.А. Фадеев (роман «Разгром», 1927; «Последний из Удэге», 1929-1940), поэты В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев, Н.С. Тихонов, А.А. Жаров.

20-е гг. связаны с деятельностью Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), которая представляла левое течение в культуре. Группа «Перевал» (М.А. Светлов, М.М. Пришвин, А.К. Воронский, Э.Г. Багрицкий и др.), выступающая оппозиционной силой в РАППе, боролась за преемственность современной культуры рабочего класса с отечественной и мировой классикой. Другие члены РАППа выступали за утверждение новых форм в литературе.

В 1934 г. возникла профессиональная организация литераторов - Союз писателей СССР, председателем которого был избран вернувшийся в СССР М. Горький, пользующийся непререкаемым авторитетом в литературной и общественной жизни. В романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936) он показал широкую картину социальной, политической и духовной жизни предреволюционной России.

В 20-30-х гг. получил развитие исторический роман. Вернувшийся из эмиграции в 1924 г. А.Н. Толстой (1882-1945) писал роман «Петр I» (кн. 1-3, 1929-1945). К исследованию русского национального характера, наиболее полно проявившегося в переломные моменты истории, обратились С.Н. Сергеев-Ценский (1875-1958) - роман «Севастопольская страда»; С.А. Чапыгин (1870-1937) - романы «Разин Степан», «Гулящие люди»; А.С. Новиков-Прибой (1877-1944) - историческая эпопея «Цусима»; О.Д. Форш (1873-1961) - романы «Одеты камнем», «Радищев», «Первенцы свободы».

Искусство

В 20-х гг. продолжало знакомить широкую публику с российской живописью Товарищество передвижных выставок. Возникли новые организации: Ассоциация пролетарских художников, Ассоциация художников революционной России, Общество московских художников. Художники стремились найти новые средства и формы изображения советской действительности, которые были бы приняты широкой общественностью: «Председательница» Г.Г. Ряжского (1895-1952), «Тачанка» М.Б. Грекова (1882-1934), «Расстрел 26 бакинских комиссаров» И.И. Бродского (1884-1939), «На стройке новых цехов» А.А. Дейнеки (1899-1969) А.А. Дейнека. На стройке новых цехов.

Быстро обновили свой репертуар драматические театры, стремившиеся показать героя, осознавшего величие революции: «Броненосец 14-69» Bс.В. Иванова (1895-1963), «Любовь Яровая» К.А. Тренева (1876-1945), «Разлом» Б.А. Лавренева (1891-1959).

Хотя театральное искусство, казалось, не испытывало потрясений и радикальных изменений, но и здесь были поиски новых форм обращения к зрителю. В 1920 г. В.Э. Мейерхольд (1874-1940), выступая за революционное преобразование театра, выдвинул программу полной переоценки эстетических ценностей и политической активизации театра и возглавил движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим и агитационным, в котором и зрители должны были стать участниками спектакля. Однако поиск талантливого режиссера не увенчался успехом. Он не был понят ни зрителем, ни деятелями искусства. В театре преобладали традиции дореволюционного театрального искусства. В 1939 г. В. Э. Мейерхольд был репрессирован.

В 1918 г. в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы. В годы Гражданской войны были написаны песни как самодеятельными авторами, так и профессиональными композиторами.

Репертуар музыкальных театров составляли в целом классические произведения. В 1927 г. Р.М. Глиэр (1875-1956) написал балет «Красный мак», ставший классикой советской балетной музыки.

В 20-х гг. успешно работал Д.Д. Шостакович (1905-1975): Вторая симфония «Октябрь», Третья симфония «Первомайская», балеты «Золотой век», «Болт» и опера «Леди Макбет Мценскоео уезда».

Огромный интерес у советских слушателей вызвали такие произведения С.С. Прокофьева (1891-1953), как опера «Любовь к трем апельсинам» на сюжет К. Гоцци и балет «Ромео и Джульетта» - выдающееся произведение советского и мирового музыкального искусства.

В 30-е гг. советская музыкальная культура обогатилась замечательными произведениями Б. Асафьева (1884-1949) - балеты «Пламя Парижа», «Бахчисаранский фонтан»; А.М. Баланчивадзе (1806-1958) - балет «Сердце гор», Ф.З. Яруллина - балет «Шурале»; И.И. Дзержинского (1909-1978) - опера «Тихий Дон».

Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 г. фотографическая и кинематографическая промышленность была национализирована. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО) Наркомпроса, в 1923 г. преобразованный в Госкино, а в 1926 г.- в Совкино.

В 1925 г. на экраны вышли историко-революционные фильмы С.М. Эйзенштейна (1898-1948) «Стачка» и «Броненосец Потемкин», ставший шедевром советского и мирового киноискусства. В 30-е гг. патриотическая тема была им воплощена в фильме «Александр Невский».

Ведущей темой советской кинематографии была революционная: «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфец), «Человек с ружьем» (реж. С. Юткевич) и др. С возникновением звукового кино открылись огромные возможности обращения к сложным вопросам и глубокого их разрешения, к экранизации произведений классической литературы, а также к раскрытию таланта актеров.

Значительным событием в культурной жизни советского общества был выход на экраны страны кинокомедий Г. Александрова (1903-1983) «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».

Архитектура

Развитие архитектуры в советский период определялось плановым развитием всего народного хозяйства. Осуществление плана ГОЭЛРО положило начало формированию советской промышленной архитектуры.

В годы индустриализации и первых пятилеток были построены такие промышленные гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, Сталинградский, - Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Уральский завод тяжелого машиностроения и т д. Строились жилые дома, общественные здания новых типов (дворцы культуры, клубы, детские ясли и сады).

В архитектуре 20-х - начале 30-х гг. выделялись направления «конструктивистов» (братья Л. и В. Веснины Дворец культуры ЗиЛ. 1930-1934. Москва. Арх. Веснины, М. Гинзбург) и «рационалистов» (К. Мельников, Н. Лазовский).

Во второй половине 30-х гг. возникла необходимость разработки генеральных планов реконструкции городов, прежде всего Москвы и Ленинграда, что было связано с индустриализацией страны и ростом городского населения.

Широкое развитие получило строительство жилых, административных, транспортных, культурно-бытовых и других сооружений. Началось строительство Московского метрополитена, канала Москва - Волга, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

Культура русской эмиграции

Около 2 млн. россиян, покинувших родину после Октябрьской революции, оказались в эмиграции в различных странах. В начале 20-х гг. образовалось несколько центров русской эмиграции, в том числе в Париже, Праге, Берлине, Харбине, Софии. С учетом условий той или иной страны здесь формировались основы культурной жизни русской диаспоры. Культура русской эмиграции базировалась на традициях классической культуры. Своей задачей русская эмиграция видела в сохранении и развитии русской культуры. В налаживании духовной жизни эмиграции заметную роль играли русские газеты. В 1923 г. издавалось около 100 новых газет. В таких странах, как Чехословакия, Болгария, Югославия, открылись учебные заведения русской диаспоры. В Берлине сложились хорошие условия для издания произведений эмигрантских авторов. В среде зарубежной интеллигенции возникали различные идейно-политические течения, в которых отражались поиски путей возрождения России и ее культуры. Одним из таких течений было евразийство.

Произведения известных эмигрантских авторов публиковались в журналах «Современные записки», «Новый град», «Русская мысль», «Числа», «Русские записки».

20-30-е гг. отмечены расцветом литературы русской эмиграции. В 1933 г. лауреатом Нобелевской премии стал И.А. Бунин. В 30-е гг. В.В. Набоковым (1899-1977) были написаны романы «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь»; Д.С. Мережковский (1866-1941) опубликовал книги «Лица святых от Иисуса к нам», «Данте» и др.

Особое место в мировой культуре заняли русские музыканты и певцы, находившиеся в эмиграции. С неизменным успехом в странах Европы и Америки проходили гастроли композитора и пианиста С.В. Рахманинова, виртуозно исполняющего собственные произведения и произведения западных композиторов. Ф.И. Шаляпин (1873-1938), выдающийся русский бас, удачно сочетающий в себе дар певца и драматического актера, выступая на сценах лучших театров мира, пропагандировал русское искусство и прежде всего творчество М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, А.Г. Рубинштейна.

Осложнение международной обстановки в 30-х гг. способствовало возобновлению в среде эмигрантов споров о судьбе России и возможности возвращения на родину. Вернулись в Советский Союз писатель А.И. Куприн, поэтесса М.И. Цветаева, художник И.Я. Билибин. Но укреплявшаяся советская тоталитарная система заставляла многих отказаться от мысли о возвращении на родину.

Великая Отечественная война внесла огромные изменения в культурную жизнь советских людей. Подверглись перестройке учреждения культуры, усилились роль радио, печати, кинематографии. Уже в начале войны были созданы фронтовые бригады и театры. В тяжелейших условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры. Многие учреждения культуры были перебазированы из прифронтовых районов на Восток. Так, Узбекистан принял 53 учебных заведения и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. Редчайшие книги из библиотеки им. В.И. Ленина, Библиотеки иностранных языков, Исторической библиотеки были вывезены в Кустанай. В Перми разместились картины Русского музея и Третьяковской галереи, а сокровища Эрмитажа - в Свердловске. К концу 1941 г. было эвакуировано в восточные районы около 60 театров.

Образование

На захваченной врагами территории сеть учебных заведений фактически была разрушена. Многие дети временно были лишены возможности учиться. Сократилась численность преподавательских кадров. Однако самоотверженный труд учителей позволил не прерывать учебу даже в осажденных городах (Ленинграде, Одессе, Севастополе). По мере освобождения советских территорий от оккупантов восстанавливались разрушенные школьные здания, налаживалась учеба. С 1943 г. государство увеличило расходы на культуру. Принимались меры по борьбе с беспризорностью. Возникли школы-интернаты, расширился контингент суворовских и нахимовских училищ. Были также созданы вечерние школы для работающей молодежи. В 1943 г. возникла Академия педагогических наук РСФСР (с 1962 г. АПН СССР).

Произошли изменения в высшей школе. Многие крупные вузы были эвакуированы. Более 300 вузов, оказавшихся на захваченной территории, были разрушены. Число вузов в стране уменьшилось с 817 до 460. Прием студентов уменьшился на 41%, а численность студентов - в 3,5 раза. Государство приняло меры по стабилизации контингента студентов: срок подготовки специалистов был сокращен до 3-3,5 лет, расширился прием в вузы девушек.

По мере освобождения советской территории началось восстановление сети учебных заведений. К концу 40-х гг. численность школ и учащихся в них по РСФСР достигла довоенного уровня. Восстановление части высших учебных заведений началось в 1943 г. и к концу войны их численность и численность студентов достигла почти довоенного уровня, в основном благодаря расширению высшего образования в Казахстане, Средней Азии и Закавказье.

Наука

Большой вклад в победу внесла наука. Главными направлениями научных исследований были: изучение военно-технических проблем, внедрение научных открытий в производство, сосредоточение сырьевых ресурсов страны на нужды фронта. Группа ученых под руководством И.И. Алиханова (1904-1970) и Д.В. Скобельцына (1892-1990) изучала космическую радиацию. Л.Д. Ландау (1908-1968) разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую ему была присуждена Нобелевская премия. И.В. Курчатов (1903-1960) работал над созданием атомной бомбы.

Советские геологи исследовали новые месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение (марганец, бокситы, молибден).

А.П. Александров (1903-1993) разработал методы размагничивания кораблей. Е.О. Патон (1870-1953) разработал и внедрил в производство автоматическую сварку брони. Химики разработали методы получения ацетона, спиртов, пластмасс для вооружения.

Над совершенствованием боевого оружия работали ученые, конструкторы, инженеры и техники, создавая образцы вооружения, превосходившие немецкие. Авиаконструкторы А.С. Яковлев, А.П. Туполев, Ф.А. Лавочкин, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, В.М. Петляков и другие улучшали существующие образцы машин. В конце войны начались испытания реактивных самолетов. Советские танки, сконструированные А.А. Морозовым, Ж.Я. Костиным, А.Ф. Шамшуриным, по боевым качествам значительно превосходили находившиеся на вооружении вражеской армии.

Благодаря самоотверженному труду медицинских работников уменьшилась смертность раненых. После лечения в госпиталях 70% раненых возвращались в строй.

Художественная культура

Значительна роль в достижении победы литературы и искусства, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность. Живейший интерес как на фронте, так и в тылу вызывали произведения М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, Л. Леонова, А. Фадеева, Б. Полевого, стихи К. Симонова, А. Твардовского, С. Маршака, В. Инбер, Н. Тихонова. Большим успехом пользовались пьесы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова.

В года войны развивалось музыкальное искусство и прежде всего песенный жанр. Особой популярностью пользовались песни М. Блантера, И. Дунаевского; Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого, А. Александрова.

Д.Д. Шостакович написал выдающуюся Седьмую (Ленинградскую) симфонию, воплотившую ненависть советских людей к врагу и веру в победу.

Кино, самый массовый вид искусства, уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 1941 г. вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов и И. Копалин). Около 150 кинооператоров создавали киноэпопею Великой Отечественной войны. Героическая тема нашла воплощение в художественных фильмах: «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. А. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер) и др.

В годы войны возрос интерес мировой общественности к культуре страны Советов. Указывая на огромное значение советской культуры, английский писатель Дж. Пристли писал: «.. в течение последнего года английский народ узнал о России больше, чем за все предыдущие 20 лет».

А.А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942

В английских и американских газетах и журналах публиковались статьи и очерки М. Шолохова, К. Симонова, Л. Леонова, Б. Полевого, К. Федина.

Потери культуры вследствие войны были огромны. Созданный в декабре 1941 г. из представителей различных организаций и учреждений культуры Комитет определил ущерб, причиненный фашизмом нашей стране. Было разрушено более 80 тыс. школ, около 300 вузов, разграблено 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были разрушены усадьбы-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину. Многие культурные потери восстановить было невозможно (рукописи П.И. Чайковского, картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского). Это не могло не отразиться на развитии культуры советского общества после войны.

Восстановление городов и сел, разрушенных в годы Великой Отечественной войны, явилось одним из важнейших этапов развития советской архитектуры. В 1945 г. СНК СССР принял постановление о неотложных мерах по восстановлению 15 крупнейших городов, а позже были разработаны генеральные планы развития 250 городов.

С окончанием войны надежда советских людей, проявивших невиданный героизм и мужество, на ослабление административно-командных методов руководства обществом не оправдалась. В художественной культуре искусственно насаждался образ страны свободного и процветающего общества. Однако, хотя и с большим трудом, правда о действительности пробивала себе дорогу, в культурной жизни были заметны позитивные тенденции.

В послевоенный период основной задачей в области образования было введение обязательного семилетнего обучения для детей. Расширялась подготовка учительских кадров, быстро росла сеть вечернего и заочного образования как в средних школах, так и в вузах.

Факторами, мешавшими развитию науки, было пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли западных стран. Генетика была объявлена лженаукой. Но благоприятными оказались условия для развития отраслей науки, имеющих оборонное значение: ядерной физики, радиационной биологии, биохимии.

В стране усилился идеологический контроль, негативно сказавшийся на развитии культуры. В 1946 г. были приняты постановления ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь» и «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». В этих постановлениях содержалась резкая критика деятелей культуры, обвиняемых в безыдейности и пропаганде буржуазной идеологии.

Между тем война, давшая мощный толчок творчеству, побуждала писателей сказать правду о войне. Такими произведениями стали повесть В. Некрасова (1911-1986) «В окопах Сталинграда» (1946) и роман А. Фадеева (1901-1956) «Молодая гвардия» (1945). Однако очень скоро военную тематику официальная критика объявила ненужной, отвлекающей от актуальных задач действительности.

Культура советского общества находилась в кризисном состоянии.

Образование

В 50-х гг. высокими темпами развивалось народное образование. Число средних школ в 1951-1958 гг. увеличилось и достигло 30,7 тыс., в них обучалось более 16 млн. учащихся. Возросло число учащихся старших классов. Однако в системе образования назрела необходимость серьезных нововведений, которые должны были привести школу в соответствие с тенденциями развития общества. В 1958 г. был принят закон, который был призван укрепить связь школы с жизнью. Вместо семилетнего образования вводилось всеобщее восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. Начиная с 9-го класса учащиеся должны были осваивать производственные профессии. Этим делалась попытка соединения обучения с производительным трудом. Однако отсутствие материально-технической базы, недостаток в квалифицированных педагогических кадрах, а также обучение учащихся не по перспективным специальностям, возникающим в связи с начавшейся научно-технической революцией (НТР), не дали желаемого результата. Развертывающаяся НТР настоятельно требовала перехода ко всеобщему полному среднему образованию, главной задачей которого становилось вооружение учащихся прочными знаниями основ наук. В 1970/71 учебном году около 92% подростков продолжали обучение после окончания восьми классов.

В 1956 г. государство отменило плату за обучение в высшем учебном заведении, а в 1957 г. были изменены правила приема: правом преимущественного поступления пользовались лица, имеющие трудовой стаж после окончания средней школы и демобилизованные из рядов Советской Армии. Эта мера расширяла социальный источник пополнения интеллигенции. В 1970 г. в высших учебных заведениях обучалось 4,6 млн. студентов, что было в два раза больше, чем в 1958/59 учебном году. Возросло число вузов: в начале 80-х гг. насчитывалось 866 вузов, в которых обучалось 5 млн. студентов. По численности специалистов с высшим образованием СССР занимал одно из ведущих мест в мире. Вместе в тем качество подготовки специалистов во многом не отвечало требованиям времени и мировому уровню.

Наука

Государство оказывало поддержку и содействие развитию науки, в том числе разработкам оборонного значения и космическим исследованиям. Расширялась сеть научных учреждений. В системе АН СССР были созданы десятки научно-исследовательских институтов, возникли научные центры в союзных республиках: в 1951 г. созданы Академии наук в Таджикской и Туркменской ССР, в 1954 г. - в Киргизской ССР; в системе Академий наук Узбекистана и Казахстана начали функционировать институты ядерной физики. Научные центры оснащались новейшей исследовательской аппаратурой. Так, в распоряжение Объединенного института ядерных исследований в г. Дубне был предоставлен крупнейший в мире синхрофазотрон на 10 млрд. электроновольт для изучения атомного ядра. Были также созданы Уральский научный центр (г. Свердловск), Дальневосточный научный центр (г. Владивосток).

В целях поощрения выдающихся работ в области науки и техники в 1950 г. было восстановлено ежегодное присуждение Ленинских премий.

Советские ученые добились выдающихся успехов в области естественных наук. В области физики атомного ядра трудились И.В. Курчатов (1903-1960), А.И. Алиханов (1904-1970), И.Е. Тамм (1895-1971), А.Д. Сахаров (1921-1989) и др. Академики Л.А. Арцимович (1909-1973), М.А. Леонтович (1903-1981) вели исследования по термоядерному управлению. Достижения ученых в области ядерной физики дали возможность стать СССР первой в мире страной, использующей атомную энергию в мирных целях, для получения промышленной энергии. Развитию естественных наук служили теоретические работы Н.Н. Боголюбова (1909-1992), Л.Д. Ландау (1908-1968), М.В. Келдыша (1911-1978), М.А. Лаврентьева (1900-1980), С.Л. Соболева (1908-1989).

Огромны были достижения ученых в области теории реактивного движения и создания реактивных двигателей. В 1957 г. ученые под руководством С.Я. Королева (1906/07-1966) создали первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, а 12 апреля 1961 г. в космос поднялся первый человек - Ю.А. Гагарин (1934-1968). Была открыта эра освоения космоса. В 60-80-х гг. в СССР было произведено множество запусков пилотируемых космических кораблей.

В 60-х гг. академики В.И. Векслер (1907-1960) и Г.И. Будкер (1918-1977) разработали принципиально новые направления ускорительной техники для использования элементарных частиц. Группой ученых под руководством Г.Н. Флерова (1913-1990) был открыт 102-й трансурановый элемент и синтезирован 104-й элемент периодической системы Д.И. Менделеева. В области квантовой электроники Н.Г. Басов (р. 1922) и А.М. Прохоров (р. 1916) осуществили работы, которые позволили создать квантовые генераторы. За эти разработки они были удостоены Нобелевской премии в 1964 г. Теоретические и экспериментальные исследования физики нейтрино и слабых взаимодействий были выполнены академиком Б.М. Понтекорво (1913-1993). И.М. Лившиц со своими учениками создал новое направление в электронной теории металлов. Ученые Р.В. Хохлов (1926-1977) и С.А. Ахманов (1929-1991) внесли большой вклад в развитие нелинейной оптики, изучающей влияние среды на характер оптических явлений при высокой интенсивности света, а также голографии, позволяющей получить объемные изображения предмета.

Получила дальнейшее развитие биологическая наука, хотя ей был нанесен серьезный ущерб «исследованиями» Т.Д. Лысенко (1898-1976). П.П. Лукьяненко (1901-1973) создал перспективный сорт озимой пшеницы «Безостая-1»; В.С. Пустовойт (1896-1971) - сорт подсолнечника, отличающийся высокой масличностью; М.И. Вольский открыл свойство животных и растений усваивать азот из атмосферы; за работу по развитию хромосомной теории мутаций был удостоен Ленинской премии академик Н.П. Дубинин.

Крупных успехов достигли ученые в медицине: хирургическое лечение сердечно-сосудистой системы - А.А. Вишневский (1906-1975), А.М. Амосов (р. 1913), К.Н. Куприянов (1893-1963); лечение туберкулеза - Л.К. Богуш; получение препарата для лечения полиомиелита - А.А. Смородинцев (1901-1986), М.П. Чумаков (1909-1973). Все это подтверждает, что в 50-х - первой половине 80-х гг. советские ученые занимали передовые позиции по многим направлениям теоретических и экспериментальных исследований в физике, математике, естествознании и других науках.

В конце 50-х гг. произошло некоторое раскрепощение в исторической науке, выразившееся в отходе от догм краткого курса истории ВКП (б), разоблачении культа личности И.В. Сталина, реабилитации незаконно репрессированных в период сталинизма. Это означало наступление «оттепели» в политической и духовной жизни советского общества. В этот период получили философское освещение глобальные социально-политические катастрофы XX в. В художественной культуре возникла тема ответственности за злодеяния перед человечеством.

Градостроительство

В 40-х - начале 50-х гг. в различных точках Москвы впервые в стране были возведены высотные здания: административное здание на Смоленской площади, жилые здания на Котельнической набережной и площади Восстания, Московский государственный университет.

Дальнейшее развитие советского общества во второй половине 50-х гг. потребовало перевода строительства на индустриальную основу, широкого внедрения типовых проектов и стандартов. Однако наряду с достижениями в архитектуре проявились отрицательные моменты. Однообразие жилых комплексов преодолевалось увеличением числа типовых зданий, их расположением в пространстве и применением смешанной застройки домами различной этажности, утверждением принципа микрорайонирования.

Однако отрицательные явления не были преодолены в жилищно-гражданском строительстве: сохранялось однообразие застройки, отставало развитие инфрастуктуры.

Литература

Об оживлении в художественной культуре говорило также возрастание сети культурно-просветительских учреждений, увеличение количества издаваемых книг, газет, журналов и их тиражей. К концу 50-х гг. в стране было издано 63,3 тыс. книг общим тиражом 1103 млн. экз., 3824 журнала и другой периодики, 10463 газеты разовым тиражом 59 млн. экз. (в 1940 г. было издано 45,8 тыс. книг тиражом 462 млн. экз., 8806 газет тиражом 38 млн. экз). Тенденция роста числа изданий и их тиражей сохранилась и в последующие десятилетия. Появились новые литературно-художественные журналы: «Молодая гвардия», «Юность», «Москва», «Наш современник»; возродилось издание журнала «Иностранная литература», который давал возможность советским читателям знакомиться с произведениями зарубежных авторов.

В литературной и общественной жизни большую роль играл журнал «Новый мир», которым руководил замечательный поэт А.Т. Твардовский (1910-1971), автор поэм «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Теркин на том свете», «Дом у дороги», прозы «Родина и чужбина». Страницы журнала предоставлялись литературе демократического характера. Впервые на страницах журнала была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

В литературе появились значительные произведения, в которых советская действительность находила правдивое отражение: «Русский лес» Л. Леонова, «Районные будни» В. Овечкина, «Судьба человека» М. Шолохова.

Развитие поэзии 50-60-х гг. было связано с именами Р. Гамзатова (р. 1923), Б. Ахмадулиной (р. 1937), Е. Евтушенко (р. 1932), Р. Рождественского (1932-1994).

Диссидентское движение

Между тем духовная жизнь советского общества в целом была сложна и противоречива. Контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции не ослабел. Плохо разбирающийся в вопросах культуры Н.С. Хрущев (1894-1971) считал возможным учить писателей, художников, как им работать.

«Разоблачение отступления» (роман «Не хлебом единым» В.Д. Дудинцева, 1956) и Б.Л. Пастернака (роман «Доктор Живаго», опубликован за рубежом в 1957, Нобелевская премия 1958 г.) от социалистического реализма отразило стремление консервативных сил не допустить инакомыслия, сохранить диктат административно-бюрократического руководства над культурой и искусством.

Все это вызывало непримиримое противостояние сторонников авторитаризма и его противников, ставшее почвой диссидентского движения. Его подъем приходится на вторую половину б0-х гг. Ярким проявлением диссидентского движения стало правозащитное движение. Правозащитники, требовавшие соблюдения положений Конституции страны, организовывали различные акции в защиту прав человека: распространяли листовки, печатали «самиздатом» правозащитные издания, в которых раскрывались нарушения прав человека; оказывали помощь политзаключенным и т.д. В 1968 г. небольшая группа диссидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода войск на территорию Чехословакии. Этот акт явился поводом для усиления репрессий против диссидентства.

Неравную борьбу за духовное освобождение общества вел А.И. Солженицын, первые произведения которого («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка») вызвали широкий отклик общественности, стали началом переворота в сознании людейА.И. Солженицын - лауреат Нобелевской премии 1970 г. В лекции на церемонии вручения премии он сказал: «Спасение человечества должно стать долгом каждого; только тогда оно возможно»..

Становились известными читателю произведения В. Шаламова (1907-1982) - «Колымские рассказы», сборники стихов «Огниво», «Дорога и судьба»; Е. Гинзбург (1906-1977) - «Крутой маршрут»; А.Т. Марченко (1938-1984) - «Мои показания», «От Тарусы до Чуны».

Спектакли московских театров «Современник» и «Таганка» воспринимались как протест формирующемуся неосталинизму.

Критерием диссидентства являлось неприятие, отрицание советской культуры, в том числе позитивных процессов в культуре. А это вело к активизации маргинальных представлений о культуре, умалению значения всей культуры советского периода.

Деятели культуры, выражавшие открыто протест против казарменного строя, пытавшиеся заставить общество думать, оказывались в тюрьмах или в эмиграции. Так, за пределами Родины в разные годы оказались писатели А. Солженицын, А. Зиновьев, В. Максимов, В. Некрасов, В. Аксенов, кинорежиссер А. Тарковский, поэт И. Бродский, музыкант М. Рострапович, певица Г. Вишневская и др.

Культура 60-80-х гг.

Советская культура 60-80-х гг., оставаясь сложной и противоречивой, приобретает черты разнообразия как по тематике, так и в художественных средствах. В литературе продолжали работать писатели, заявившие о себе в 50-60-х гг. Пришло и новое поколение писателей, чьи произведения быстро находили своего читателя: Ю. Бондарев («Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина»), В. Распутин («Деньги для Марии», «Последний срок»), Ф. Абрамов (трилогия «Пряслины») В. Астафьев («Кража», «Царь-рыба», «Последний поклон», «Печальный детектив» и др.)

Противоречивость, загадочность культуры советского общества 50-80-х гг., проявляются также в том, что в условиях цензуры, идеологического давления. она давала замечательные, непревзойденные всходы во всех видах искусства.

В 60-80-х гг. появляется новое поколение художников со своими темами и художественными приемами: М. Савицкий, Т. Салахов, И. Глазунов, А. Шилов, братья А. и С. Ткачевы и др.

Развивалось музыкальное искусство. Это были произведения различных жанров: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные оперно-балетные сочинения означали качественно новый этап в музыкальной культуре. Д. Кабалевским была написана опера «Тарас Бульба», С. Прокофьевым - «Война и мир», А. Петровым - «Петр Первый», Н. Жигановым - «Муса Джалиль». Балеты К. Караева «Семь красавиц», А. Хачатуряна «Спартак», Р. Глиэра «Медный всадник», В. Гаврилина «Анюта» стали классикой.

В 60-80-х гг. были созданы балетные спектакли, которые отличались глубоким воспроизведением образов героического и комедийного, лирического и драматического. Это «Легенда о любви» А. Меликова, «Спартак» А. Хачатуряна, «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, «Макбет» К. Молчанова, «Икар» С. Слонимского. Молодые балетмейстеры Ю. Григорович, О. Виноградов, В. Васильев, Б. Эйфман и другие, развивая лучшие достижения предыдущих периодов, содержание и новые средства выражения, создали своеобразные неповторимые балетные спектакли.

Огромную популярность приобрели артисты Е. Максимова, И. Колпакова, Н. Бессмертнова, В. Васильев, М. Лиспа, М. Сабирова, Н. Павлова и др. Владея современной техникой, высоким профессионализмом, они утверждали славу русского хореографического искусства.

Яркие произведения создали Г. Свиридов (1919-1998), самобытно претворявший многовековые традиции русской певческой культуры, органично сочетая их с современной стилистикой («Курские песни», «Пушкинский венок», «Время, вперед!», «Метель»); Т. Хренников (оперы «Мать, «Фрол Скобеев», балеты «Любовью за любовь», «Гусарская баллада» и др.).

Популярными стали песни В. Соловьева-Седого, А. Бабаджаняна, Д. Тухманова, А. Пахмутовой, Р. Паулса, Е. Мартынова. Для эстрады было характерно сочетание традиционной школы с утверждением культуры вокально-инструментальных ансамблей.

Богата тематика отечественной кинематографии: военно-патриотические, исторические фильмы Г. Чухрая, М. Калатозова, М. Хуциева, И. Хейфица, С. Бондарчука; успешная экранизация произведений Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Островского, А.М. Горького. Зрителям многих стран стали известны фильмы С. Ростоцкого, С. Герасимова, С. Бондарчука, Э. Рязанова, Н. Михалкова, Г. Данелия. С, Соловьева, С. Говорухина.

Неблагоприятно сказывалась на развитии искусства практика государственных заказов на кинофильмы, запретов на публикацию художественных и публицистических произведений, организаций художественных выставок, исполнения некоторых музыкальных произведений и т.д.

Рассматривая состояние культуры российского общества в современных условиях, следует сказать, что процессы реформирования страны внесли в сферу духовной жизни как позитивные, так и негативные моменты. Нельзя не признать, что в области культуры свобода проявляется в большей степени, чем в других областях общественной жизни. Это просматривается и в многообразии тематики, и сюжетов, и идейного содержания художественных произведений. Происходит духовное раскрепощение общества. Вместе с тем эти процессы противоречивы. Возвращение обществу забытых, запрещенных имен (публикация произведений М. Булгакова, К. Паустовского, А. Платонова, Е. Замятина, Б. Пастернака, В. Гроссмана и др.) сопровождается изъятием других. Яростным атакам подвергается М. Горький за то, что он явился «основоположником метода социалистического реализма», хотя подобные обвинения давно продемонстрировали свою несостоятельность. М. Шолохова обвиняют в присвоении чужого труда, хотя эта ложь убедительно отвергнута современными лингвистическими и техническими средствами.

Происходит размывание традиционных форм освоения культуры: посещаемость различных учреждений культуры резко сокращается. В то же время широкое распространение бытовой радиотехники приводит к освоению домашних форм досуга, носящих лишь развлекательный характер.

Остаточный принцип финансирования сферы культуры, наметившийся в начале 30-х гг., окончательно утвердившийся в 80-х гг., в настоящее время демонстрирует свои отрицательные результаты. На подготовку одного специалиста в 1990 г. расходовалось в США в 5,4 раза, в Японии - в 4,7, в Англии - в 5,8 раза больше средств, чем у нас. В 1985 г. наблюдается тенденция снижения числа юношей и девушек, получивших среднее образование. В 1988 г. их было 3,8 млн. чел., т.е. на 1,2 млн. меньше, чем в 1980. В настоящее время закрепилась девятилетняя школа. Все больше подростков выбрасывается на улицу. Налаженная система образования разрушается. Формирующийся рынок оказывает сильнейшее воздействие на состояние российской культуры. Коммерциализация ведет не просто к сокращению культурного пространства в обществе, а к созданию атмосферы конкуренции, в которой терпит поражение слабый, т.е. незащищенная в финансовом отношении культура.

Между тем история показывает, что любая нация успешно развивается лишь тогда, когда она развивает свою национальную культуру, тогда, когда нация, вбирая культурные ценности других народов, сохраняет специфику своей культуры.

Итак, культура СССР - это сложное, противоречивое явление, обладающее внутренним единством. Октябрь 1917 г. выдвинул задачу осуществления культурной революции, включающую задачи создания нового типа культуры, социалистической по содержанию; приобщения миллионов людей к азам культуры; освоения мировой культуры, пропустив ее через цензуру. Это были реальные и демократические задачи, во многом выполненные Советским государством. В кратчайшие сроки были ликвидированы неграмотность, создана система образования, которой можно гордиться. Широкие народные массы приобщились к достижениям мировой культуры. Успехи советских ученых обеспечили многим отраслям науки передовые позиции. Художественная культура создала блестящие образцы литературы и искусства, признанные во всем мире.

Культуре советского общества присущи своеобразные черты, к которым можно отнести следующие: господство в культуре официальной идеологии марксизма-ленинизма; тотальный контроль государства над культурными учреждениями, творческими союзами; госбюджетное, остаточное содержание культуры.

В настоящее время культура находится в глубоком кризисе. На состояние культуры негативно воздействует не только формирующийся рынок. Российская культура испытывает все возрастающую экспансию западной массовой культуры, резкое падение значения социалистической идеологии. Разрушается инфраструктура культуры. Задача вернуть потерянные позиции в мировой культуре России сложна, однако пока разрешима.

© Центр дистанционного образования МГУП