Московский государственный университет печати

Мальшакова И.Л.


         

Учет внешнеэкономической деятельности

Учебное пособие


Мальшакова И.Л.
Учет внешнеэкономической деятельности
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Сущность внешнеэкономической деятельности. Особенности составления внешнеторгового контракта

1.

Глава 1. Основы внешнеэкономической деятельности

2.

Глава 2. Внешнеторговый контракт

3.

Глава 3. Международные формы расчетов

4.

Глава 4. Базисные условия поставки товаров

Раздел 2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

5.

Глава 5. Валютный рынок и его участники

6.

Глава 6. Валютное регулирование и валютный контроль внешнеэкономической деятельности

7.

Глава 7. Таможенное регулирование в Российской Федерации

Раздел 3. Бухгалтерский учет валютных операций и расходов по зарубежным командировкам

8.

Глава 8. Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

9.

Глава 9. Валютные счета и бухгалтерский учет проводимых по ним операций

10.

Глава 10. Учет курсовых разниц

11.

Глава 11. Учет операций по продаже и покупке иностранной валюты

12.

Глава 12. Учет расчетов по заграничным командировкам

13.

Глава 13. Учет валютных операций, проводимых с использованием банковских карт и дорожных чеков

Раздел 4. Бухгалтерский учет внешнеторговых операций

14.

Глава 14. Учет импортных операций

15.

Глава 15. Учет экспортных операций

16.

Глава 16. Учет экспортно-импортных операций с участием посредников

17.

Библиографический список

18.

Приложение 1

19.

Приложение 2

20.

Приложение 3

21.

Приложение 4

22.

Приложение 5

23.

Приложение 6

Указатели
10   указатель иллюстраций
Рис. 1. Виды и формы внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность является одной из форм экономических связей России с иностранными государствами. Направлениями внешнеэкономической деятельности являются внешнеторговые сделки и их информационное обслуживание, финансовые сделки, производственные и инвестиционные сделки. Многообразие элементов внешнеэкономической деятельности представлено на рис. 1 Рис. 1. Виды и формы внешнеэкономической деятельности.

Значительную долю во внешнеэкономической деятельности организации занимает внешнеторговая деятельность. В соответствии с Федеральным законом №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под внешнеторговой деятельностью понимают деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Участниками выступают российские и иностранные лица.

Экономическими субъектами (участниками) ВЭД выступают государство и органы его управления; организации различных форм собственности и видов деятельности, иностранные юридические лица и их представительства.

В современном мире идет постепенное стирание экономических границ между странами, создается единый экономический организм. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) любого государства регламентируется нормами национального и международного регулирования. Базой международного регулирования ВЭД являются принципы, установленные Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ) - General agreement of tariff and trade. К этим принципам относятся:

    • принцип не дискриминации, в соответствии с которым любая страна, участвующая в ГАТТ, не может быть поставлена в худшие условия;

    • неприемлемость односторонних действий, т. е. все решения по защите национального рынка должны приниматься после многосторонних консультаций;

    • принцип взаимности торговых уступок, который воплощается в режиме наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). В соответствии с этим режимом страны, заключившие между собой договор, автоматически предоставляют друг другу льготы и таможенные уступки.

На базе ГАТТ создана Всемирная торговая организация (ВТО), которая контролирует выполнение всех соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ. Членство в ВТО означает для каждого государства-участника принятие на себя в полном объеме всех уже заключенных договоренностей.

Ближайшей задачей России является вступление в ВТО. Это позволит устранить дискриминационные ограничения в отношении российского экспорта и осуществить перевод торгово-экономических отношений России с другими странами на равноправную, стабильную и долговременную экономико-правовую основу.

Помимо Генерального соглашения по тарифам и торговле (15 апреля 1994 г.) в рамках международного законодательства в области регулирования внешнеэкономической деятельности действуют и иные документы. В международном регулировании ВЭД можно выделить несколько уровней. К самому высокому уровню относят признанные во всем мире нормы, правила, традиции, добровольно соблюдаемые субъектами либо многосторонние межгосударственные соглашения, например:

    • Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) о договорах международной купли-продажи товаров. В ней определяются структура и содержание договоров между иностранными партнерами. Эта конвенция принята в Гааге 15 июня 1955 г.

    • Традиционные формы финансирования (расчетов) экспорта-импорта, гарантий выполнения обязательств, страхования сделок и перевозок, разработанные Международным банком реконструкции и развития (МБРР).

    • Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс», опубликованные Международной торговой палатой (редакция от 2000 г.). В этом документе приведены основные термины и определения, касающиеся базисных условий поставок.

    • Международная конвенция по использованию товарной номенклатуры Гармонизированной системы. В этом документе приводятся признаки различных товаров и свод стандартов натуральных измерителей для выражения количества или объема товаров;

    • Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА), которые разработаны Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) в 1994 г. и др.

Средний уровень включает соглашения групп государств, экономических сообществ и международных организаций предпринимателей, соглашения специального назначения, например:

    • законодательство о конкуренции в ЕС (европейское сообщество);

    • международные стандарты бухгалтерского учета и т. п.

Последний уровень включает двусторонние и многосторонние межгосударственные соглашения, обеспечивающие благоприятные условия сделок.

Государственное регулирование ВЭД в России обеспечивается указами Президента Российской Федерации, различными законами, принятыми Государственной Думой, постановлениями Правительства, приказами и инструкциями министерств и ведомств.

Российское законодательство в области регулирования ВЭД содержит весьма широкий перечень законодательно-нормативных документов. В частности, основными из них являются:

    • Таможенный кодекс РФ.

    • Налоговый кодекс РФ.

    • Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

    • Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

    • Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

    • Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

    • Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Согласно Закону об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности к методам государственного регулирования ВЭД относятся:

    • таможенно-тарифное регулирование;

    • нетарифное регулирование;

    • запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

    • меры экономического и административного фактора, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

К оперативным мерам государственного регулирования ВЭД относятся:

    1) таможенный режим;

    2) квотирование и лицензирование товаров и услуг;

    3) валютное регулирование.

В Российской Федерации организация таможенного контроля возложена на таможенный комитет России, который издает правовые акты по таможенному режиму.

Таможенный режим - это установленная совокупность таможенных процедур, применяемых к предметам, пересекающим государственную границу. Таможенный режим в любой стране включает таможенный тариф, порядок пропуска предметов через государственную границу и меры, направленные на борьбу с контрабандой.

Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу России. Таможенный тариф является финансовым инструментом регулирования ввоза и вывоза товаров.

Квотирование и лицензирование обусловлены диспропорциями между мировыми ценами и ценами внутреннего рынка и связаны с ограничением определенных сделок. Квота - это ограничение объема экспорта или импорта товаров соответствующего вида, устанавливаемое государством, исходя из прогноза цен на данный товар на мировом рынке. Квоты устанавливает Министерство экономического развития и торговли РФ и доводит их до соответствующих министерств и ведомств. Квоты покупают на аукционе. Покупка квоты означает приобретение права на совершение операции на внешнем рынке с определенным количеством товара.

Лицензия - это разрешение на совершение определенных экспортно-импортных сделок. Лицензия оформляется на один вид товара. Лицензии могут быть разовые и генеральные. Разовые лицензии выдают на осуществление операции только по одной сделке. Генеральные лицензии выдают некоторым поставщикам на экспорт для государственных нужд, как правило, на совершение нескольких сделок в течение календарного года.

Валютное регулирование связано с защитой устойчивости национальной денежной единицы. Ответственность за организацию денежного обращения и валютного контроля возложена на Банк России.

Кроме таможенного и валютного контроля все организации участники ВЭД, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ, обязаны платить налоги.

Государственный контроль ВЭД в Российской Федерации

Документ без названия

Признак
Таможенный
контроль
Валютный контроль
Налоговый контроль
Нормативный
документ
• ТК РФ
• Закон о таможенном тарифе
• Письмо ФТС
«Об оформлении
паспортов сделок»
• Закон о валютном
регулировании
и валютном контроле
• Указания и письма Банка России
• НК РФ
• Методические указания и письма ФНС
Орган контроля Федеральная
таможенная служба РФ (ФТС)
Банк России Федеральная налоговая служба РФ (ФНС)
Агенты контроля Таможенные органы Уполномоченные
банки
Территориальные
инспекции ФНС
Основные
документы для контроля
• Грузовая таможенная декларация
• Декларация
таможенной
стоимости
• Декларация о происхождении товара
• Паспорт импортной сделки
• Паспорт экспортной сделки
• Паспорт внешнеэкономической бартерной сделки
Налоговые декларации
Субъекты
контроля
Декларанты Резиденты
и нерезиденты
Налогоплательщики

Несоблюдение требований нормативных актов, является основанием для привлечения нарушителей к ответственности. Так за нарушение валютного законодательства Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. За несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а также за нарушение сроков хранения учетных и отчетных документов, установлен административный штраф, налагаемый на должностных лиц в размере от 50 до 100 МРОТ, на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.

© Центр дистанционного образования МГУП