Московский государственный университет печати

Мальшакова И.Л.


         

Учет внешнеэкономической деятельности

Учебное пособие


Мальшакова И.Л.
Учет внешнеэкономической деятельности
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Сущность внешнеэкономической деятельности. Особенности составления внешнеторгового контракта

1.

Глава 1. Основы внешнеэкономической деятельности

2.

Глава 2. Внешнеторговый контракт

3.

Глава 3. Международные формы расчетов

4.

Глава 4. Базисные условия поставки товаров

Раздел 2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

5.

Глава 5. Валютный рынок и его участники

6.

Глава 6. Валютное регулирование и валютный контроль внешнеэкономической деятельности

7.

Глава 7. Таможенное регулирование в Российской Федерации

Раздел 3. Бухгалтерский учет валютных операций и расходов по зарубежным командировкам

8.

Глава 8. Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

9.

Глава 9. Валютные счета и бухгалтерский учет проводимых по ним операций

10.

Глава 10. Учет курсовых разниц

11.

Глава 11. Учет операций по продаже и покупке иностранной валюты

12.

Глава 12. Учет расчетов по заграничным командировкам

13.

Глава 13. Учет валютных операций, проводимых с использованием банковских карт и дорожных чеков

Раздел 4. Бухгалтерский учет внешнеторговых операций

14.

Глава 14. Учет импортных операций

15.

Глава 15. Учет экспортных операций

16.

Глава 16. Учет экспортно-импортных операций с участием посредников

17.

Библиографический список

18.

Приложение 1

19.

Приложение 2

20.

Приложение 3

21.

Приложение 4

22.

Приложение 5

23.

Приложение 6

Указатели
10   указатель иллюстраций
Рис. 6. Виды таможенных режимов Рис. 7. Классификация таможенных пошлин

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке, предусмотренном в Таможенном кодексе РФ.

Таможенный кодекс РФ называет участников внешнеэкономической деятельности, регулирует их правоотношения, принципы перемещения товаров через таможенную границу, таможенные процедуры, таможенное оформление, декларирование товаров, таможенные режимы, таможенные платежи, таможенный контроль.

Таможенная политика, порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, а также различные средства проведения таможенной политики в жизнь (таможенные режимы, таможенное оформление, таможенный контроль) формируют понятие «таможенное дело».

Систему управления таможенным делом в РФ осуществляют Федеральная таможенная служба РФ, региональные таможенные управления и таможни.

К основным функциям таможенных органов относятся:

    • контроль за соблюдением таможенного законодательства;

    • таможенное оформление и таможенный контроль (проверка ввозимых и вывозимых материальных ценностей и сопровождающих их документов);

    • взимание таможенных платежей;

    • контроль уплаты налогов при перемещении материальных ценностей через таможенную границу России;

    • борьба с контрабандой и иными преступлениями и т. д.

Таможенное оформление осуществляется таможенным органом и предусматривает совершение необходимых таможенных операций. С этой целью товар и (или) транспортные средства должны быть помещены в зону таможенного контроля. Процедура таможенного оформления предусматривает:

    • прием, регистрацию и учет таможенных деклараций;

    • установление правильности определения кода товаров согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) России и страны происхождения, валютный контроль и контроль таможенной стоимости, контроль за полнотой таможенных платежей;

    • досмотр и выпуск товара в свободное обращение.

Декларирование товара производится декларантом или таможенным брокером. В таможенной декларации (Приложение 5) должны быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):

    1) заявленный таможенный режим;

    2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), об отправителе и о получателе товаров;

    3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории РФ под таможенным контролем;

    4) сведения о товарах:

      • наименование;

      • описание;

      • классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

      • наименование страны происхождения товара;

      • наименование страны отправления;

      • наименование страны назначения;

      • описание упаковок (количество, вид, маркировка, порядковые номера);

      • количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения;

      • таможенная стоимость;

    5) сведения об исчислении таможенных платежей:

      • ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

      • применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;

      • суммы исчисленных таможенных, налогов, таможенных сборов;

      • установленный Банком России на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей;

    6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основные условия;

    7) сведения о соблюдении ограничений, установленных законодательством РФ;

    8) сведения о производителе товаров;

    9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;

    10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования;

    11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию;

    12) место и дата составления таможенной декларации.

Также декларант должен предъявить работнику таможни:

    • контракт, подтверждающий его правомочия на осуществление соответствующей внешнеторговой операции;

    • товаросопроводительную документацию;

    • лицензию, а в определенных случаях и разрешение на квоту, объемы перемещаемых грузов, подтверждающие соблюдение определенных ограничений.

Перечень товаросопроводительной документации, прежде всего, зависит от вида транспортировки перевозимого груза. Так, при международной перевозке автомобильным транспортом таможенному органу перевозчиком должны быть представлены документы, содержащие следующие сведения: о государственной регистрации транспортного средства, наименование и адрес перевозчика товаров, наименование страны отправления товаров, наименование и адрес отправителя и получателя товаров.

По итогам таможенного контроля в грузовой таможенной декларации проставляются отметки таможенного органа, например, «Выпуск разрешен».

В настоящий момент форма государственной таможенной декларации, порядок ее заполнения, а также кодировки установлены следующими документами:

    1) приказом ФТС России от 11 августа 2006 г. № 762 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации»;

    2) приказом ФТС России от 8 августа 2007 г. № 743 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей».

Итак, при декларировании товаров декларант обязан:

    1) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения;

    2) предъявить декларируемые товары работнику таможни;

    3) уплатить таможенные платежи.

Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров Таможенный кодекс РФ устанавливает 17 видов таможенных режимов, которые представлены на рис. 6 Рис. 6. Виды таможенных режимов.

Таможенный режим устанавливается исходя из перечня конкретных требований и условий в отношении товаров и транспортных средств, их статуса, целей перемещения, уплаты таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений.

Все таможенные режимы разделены на 4 группы:

    1) основные таможенные режимы;

    2) экономические таможенные режимы;

    3) завершающие таможенные режимы;

    4) специальные таможенные режимы.

Основные таможенные режимы

Выпуск для внутреннего потребления - это таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российский Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Выпуск для внутреннего потребления - это, по сути, импорт товаров. Товары приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин и налогов.

Экспорт - это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом РФ.

Международный таможенный транзит - это таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Экономические таможенные режимы

Переработка на таможенной территории - это таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок. Переработка на таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки и при наличии разрешения таможенного органа. Операции по переработке товаров в данном случае включают:

    • собственно переработку или обработку товаров;

    • изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров;

    • ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств;

    • переработку товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

Срок переработки на таможенной территории не может превышать два года. В отношении отходов, образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории: они подлежат уплате таможенных пошлин, налогов, как если бы указанные отходы были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии. Отходы, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию. Для целей обложения таможенными пошлинами, налогами отходы рассматриваются как товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.

Переработка для внутреннего потребления - это таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Операции по переработке товаров при таможенном режиме для внутреннего потребления включают:

    • собственно переработку или обработку товаров;

    • изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров.

Переработка для внутреннего потребления допускается так же, как и предыдущий таможенный режим, только при наличии разрешения таможенного органа. Срок переработки не может превышать один год. В отношении отходов применяются те же тарифные правила, что и при режиме переработки на таможенной территории.

Переработка вне таможенной территории - это таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Переработка вне таможенной территории допускается так же, как и при двух предыдущих таможенных режимах, только при наличии разрешения таможенного органа. Срок переработки не может превышать два года.

Операции по переработке товаров при таможенном режиме переработки вне таможенной территории включают:

    • собственно переработку или обработку товаров;

    • изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров;

    • ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств;

При данном таможенном режиме замена продуктов переработки иностранными товарами при условии, что они совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с продуктами переработки, допускается в случае, если операцией по переработке вне таможенной территории является ремонт, а также в случаях, если таможенные органы не осуществляют идентификацию товаров. Если замена продуктов переработки иностранными товарами допускается, ввоз иностранных товаров может быть осуществлен до вывоза российских товаров на переработку.

Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в отношении продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт ввезенных товаров. В остальных случаях в отношении продуктов переработки предоставляется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таможенный режим переработки вне таможенной территории должен завершаться ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Российской Федерации. Таможенный режим переработки вне таможенной территории может быть завершен обратным ввозом (реимпортом) товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации.

Временный ввоз - это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами РФ допускается замена временно ввезенных товаров товарами того же типа. Срок временного ввоза товаров составляет два года. В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.

Временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации).

Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством РФ.

Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба РФ, в частности в случае: временного ввоза контейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок; если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма; если целью временного ввоза является оказание международной помощи.

В отношении иных категорий товаров применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

Не позднее дня истечения срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом, товары должны быть вывезены с таможенной территории РФ (реэкспорт) либо заявлены к иному таможенному режиму. Таможенный режим временного ввоза может быть завершен выпуском товаров для свободного обращения с уплатой соответствующих пошлин.

Таможенный склад - это таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем.

Хранение товаров на таможенном складе таможенного органа является безвозмездным. Товары могут храниться на таможенном складе в течение трех лет. Не позднее дня истечения срока хранения товаров на таможенном складе товары должны быть заявлены к иному таможенному режиму.

Завершающие таможенные режимы

Реимпорт - это таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся на таможенную территорию РФ в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Товары, помещенные под таможенный режим реимпорта, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения.

Помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается, если:

    1) при вывозе с таможенной территории РФ товары имели статус товаров, находящихся в свободном обращении, либо были продуктами переработки иностранных товаров;

    2) товары заявлены таможенному режиму реимпорта в течение 3-х лет со дня, следующего за днем пересечения указанными товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории РФ;

    3) товары находятся в том же состоянии, в каком они были вывезены с таможенной территории РФ, за исключением изменений, происшедших вследствие их естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

    4) уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иных сумм, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров.

Возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин производится, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в соответствии с таможенным режимом реимпорта не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем пересечения товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории РФ.

Реэкспорт - это таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Под таможенный режим реэкспорта помещаются иностранные товары.

При реэкспорте товаров освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется или возврат уплаченных сумм производится, если такие освобожденные или возврат предусмотрены при завершении действия таможенного режима, в соответствии с которым товары находились на таможенной территории РФ. При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.

Уничтожение - это таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Уничтожение товаров допускается, если товары, подвергнутые уничтожению, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Таможенный режим уничтожения может применяться в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

В отношении отходов, образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как если бы указанные отходы были ввезены на таможенную территорию РФ в этом состоянии.

Отказ в пользу государства - это таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Специальные таможенные режимы

Временный вывоз - это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, могут временно использоваться за пределами таможенной территории РФ с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Временный вывоз допускается при условии, что временно вывозимые товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном ввозе (реимпорте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами РФ допускается замена временно ввезенных товаров товарами того же типа.

Срок временного вывоза устанавливается таможенным органом по заявлению декларанта. Временно вывезенные товары подлежат обратному ввозу на таможенную территорию РФ не позднее дня истечения срока временного вывоза либо должны быть заявлены к иному таможенному режиму.

Разрешается изменить таможенный режим временного вывоза на таможенный режим экспорта, за исключением случая, если в соответствии с законодательством РФ временно вывезенные товары подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию РФ.

При временном вывозе товаров предоставляется условное освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин. При невозвращении временно вывезенных товаров уплачиваются суммы вывозных таможенных пошлин, исчисленные исходя из таможенной стоимости товаров и (или) их количества при их вывозе, а также ставок таможенных пошлин, действующих на день заявления товаров к таможенному режиму временного вывоза. С указанных сумм уплачиваются проценты по ставкам рефинансирования Банка России, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка в день помещения товаров под таможенный режим временного вывоза.

Беспошлинная торговля - это таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов, ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Продажа данных товаров осуществляется в магазинах беспошлинной торговли под таможенным контролем на таможенной территории РФ в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

Владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только российское юридическое лицо. В случаях закрытия магазина беспошлинной торговли иностранные товары подлежат помещению под иной таможенный режим в течение 15 дней со дня, следующего за днем закрытия указанного магазина.

Перемещение припасов - это таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

Под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров (припасов):

    • необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов);

    • предназначенных для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;

    • предназначенных для продажи пассажирами и членами экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.

Иные специальные режимы устанавливаются в отношении следующих товаров, перемещаемых через таможенную границу:

    1) товаров, вывозимых с таможенной территории РФ и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств РФ за рубежом;

    2) товаров, перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями РФ, дислоцированными на таможенной территории РФ и за пределами этой территории;

    3) товаров, перемещаемых через таможенную границу и предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;

    4) товаров, вывозимых в государства - бывшие республики СССР и предназначенные для обеспечения деятельности расположенных на территории этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности РФ или субъектов РФ, а также для проведения на территориях указанных государств российскими организациями научно-исследовательских работ в интересах РФ на некоммерческой основе;

    5) российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства.

Специальные таможенные режимы предусматривают полное освобождение товаров от таможенных пошлин, налогов, а также неприменение к ним запретов и ограничений экономического характера.

Как отмечалось выше, таможенная процедура предусматривает взимание таможенных платежей и контроль уплаты налогов при перемещении материальных ценностей через таможенную границу России.

Таможенные платежи и их классификация

Таможенные платежи есть налоги федерального уровня. Они уплачиваются по выбору плательщика в рублях или свободно конвертируемой валюте. В состав таможенных платежей входят:

    1) таможенные пошлины, уплачиваемые при импорте или экспорте товаров (т. е. ввозная и вывозная таможенная пошлины);

    2) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

    3) акциз, взимаемый при ввозе соответствующих товаров на таможенную территорию РФ;

    4) таможенные сборы.

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных платежей возникает:

    • при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

    • при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Ответственность за своевременность и полноту оплаты таможенных платежей несет декларант или таможенный брокер.

Таможенные платежи уплачиваются по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте по курсу Банка России на день принятия таможенным органом грузовой таможенной декларации или, когда уплата не связана с подачей таможенной декларации, на день фактической оплаты. Таможенные платежи могут уплачиваться в кассу или на счет таможенного органа. Таможенные платежи могут вноситься авансом.

Таможенные платежи, налоги не уплачиваются в случае, если:

    1) товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

    2) в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов - в период действия такого освобождения;

    3) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;

    4) до выпуска товаров для свободного обращения иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

    5) товары передаются в федеральную собственность.

При ввозе товаров таможенные платежи должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

При вывозе товаров таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Ставки таможенных пошлин могут быть установлены в процентах к таможенной стоимости товара, в твердом размере с единицы количества продукции (веса, объема и т. д.) или комбинированным способом. Рассмотрим классификацию таможенных пошлин (рис. 7 Рис. 7. Классификация таможенных пошлин).

Ввозные (импортные) пошлины направлены на защиту отечественных товаропроизводителей путем введения дифференцированных ставок относительно отдельных импортируемых товаров.

Вывозные (экспортные) пошлины применяются к товарам отечественного производства, экспортируемым в другие страны. Их применение также направлено на защиту экономической безопасности страны, пополнение ее валютных резервов.

Транзитные пошлины применяются в отношении товаров, помещаемых под режим таможенного оформления международный таможенный транзит.

В зависимости от торгово-политического статуса страны происхождения товара таможенные пошлины могут быть базовыми или максимальными для стран, не пользующихся в России режимом наиболее благоприятствуемой нации.

Антидемпинговые таможенные пошлины применяются в таможенном регулировании внешнеэкономической деятельности в отношении импортных товаров. Они призваны устранить вред, который могут причинить российским товаропроизводителям ввозимые в РФ импортные товары по цене значительно ниже той, которая установлена на аналогичные товары в России. Таким образом, антидемпинговые таможенные пошлины предотвращают экспансию товаров зарубежных производителей и снижение конкурентоспособности отечественных товаров. Антидемпинговая пошлина взимается параллельно с импортной пошлиной.

Для импортных товаров, производство которых не налажено в Российской Федерации устанавливаются преференциальные (предпочтительные) таможенные пошлины для привлечения данных товаров на российский рынок.

Адвалорные таможенные пошлины устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товаров, а специфические таможенные пошлины - в твердом размере с единицы количества продукции (веса, объема и т. д.). Комбинированные таможенные пошлины предусматривают сочетание адвалорных и специфических методов взимания. При этом указывается ограничение «но не менее чем», что означает: если исчисленная сумма по адвалорному методу окажется меньше, чем по специальному, то за основу исчисления берется второй вариант.

По периодичности применения таможенные пошлины бывают сезонные и постоянные. Сезонные таможенные пошлины могут применяться в отношении отдельных продовольственных товаров (овощей, фруктов). Срок их применения не превышает шести месяцев. В зимние месяцы пошлины на импортные фрукты и овощи ниже, чем в летние (их выращивание зимой в РФ не ведется, следовательно, ущерба отечественному производителю не будет). Все остальные таможенные пошлины можно рассматривать как постоянные.

Перечень таможенных пошлин, их ставок содержится в Таможенном тарифе РФ. Они систематизированы в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД, которая разработана на базе Гармонизированной системы описания и кодификации товаров. Гармонизированная система описания и кодификация товаров рекомендована Международной торговой палатой в качестве базового документа в мировой торговле.

Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин и налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом о таможенном тарифе и используемая для целей обложения товара пошлиной, НДС, акцизами, санкциями за нарушение таможенного законодательства. Таможенная стоимость товаров определяется на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар. Таможенная стоимость товаров образуется из контрактной стоимости и расходов по их приобретению и сбыту.

Учет таможенных пошлин. В бухгалтерии учет расчетов с бюджетом по таможенным пошлинам ведется на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», к которому могут быть открыты субсчета. Например, 68-6 «Расчеты с бюджетом по ввозным таможенным пошлинам».

На основании выписки банка с расчетного счета или валютного счета составляется проводка по уплате таможенной пошлины:

Дебет 68, Кредит 51 или 52-1-1, 52-1-2.

При авансовой форме расчетов по таможенным пошлинам делаются следующие записи: Дебет 76 «Расчеты с таможенным органом по выданным авансам», Кредит 51 или 52.

После получения от таможенного органа распоряжения о зачете авансовых платежей делают записи: Дебет 68 «Расчеты с бюджетом по ввозным (вывозным) таможенным пошлинам», Кредит 76 «Расчеты с таможенным органом по выданным авансам».

Ввозная таможенная пошлина входит в фактическую стоимость импортных товаров:

Дебет 10, 15, 41, 07, 08, Кредит 68.

Вывозная таможенная пошлина (экспортная) будет отнесена на расходы по продажам: Дебет 44, Кредит 68.

Учет расчетов по НДС. К счету 68 может быть открыт субсчет 68-7 «Расчеты по НДС при импорте товаров». На счете 68 отражается разница между суммами начисленного и возмещенного НДС. К счету 19 также может быть открыт субсчет «НДС по приобретенным импортным товарам».

Основой для начисления НДС является таможенная стоимость импортных товаров + таможенные пошлины + сумма акциза по подакцизным товарам.

Ставки НДС в зависимости от вида импортируемого товара составляют 18%, 10% или 0%. При поставке товаров делается запись: Дебет 19, Кредит 68. При внесении НДС в бюджет делаются записи: Дебет 68-7, Кредит 51 или 52. НДС не может приниматься к вычету при ввозе:

    • товаров с целью производства продукции, не облагаемой НДС;

    • товаров, предназначенных для дальнейшей реализации за пределами РФ;

    • товаров организациями, не являющимися плательщиками НДС.

Все российские экспортеры исчисляют НДС по ставке 0%. Исключение составляют экспортеры нефти, природного газа, газового конденсата в страны СНГ. Они облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Учет акцизов. Для учета акцизов к счету 68 может быть открыт субсчет 68-2 «Расчеты с бюджетом по акцизам при импорте товаров».

Акцизы, уплачиваемые на таможне, включаются в фактическую себестоимость импортных товаров.

Дебет 68-2, Кредит 51 или 52 - уплачены акцизы;

Дебет 10, 15, 41, 07, 08, Кредит 68 - акцизы включены в фактическую стоимость импортных товаров.

В случае если подакцизные товары закуплены на внешнем рынке с целью производства подакцизной продукции, суммы акцизов, уплаченных на таможне возмещаются из бюджета. Акцизы по ввозимым товарам в этом случае учитываются на счете 19 «Акциз по оплаченным материальным ценностям». Их учет аналогичен учету НДС при импорте. Дебет 68-2, Кредит 19 - возмещен акциз из бюджета. При вычете НДС производится запись: Дебет 68-7, Кредит 19.

Учет таможенных сборов. Учет расчетов с таможенным органом по сборам ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты с таможенным органом по таможенным сборам».

Таможенные сборы за таможенное оформление груза составляют (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2011 № 595):

    • 500 рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 тыс. рублей включительно;

    • 1 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 450 тыс. рублей включительно;

    • 2 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 450 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 1200 тыс. рублей включительно;

    • 5,5 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 1200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 2500 тыс. рублей включительно;

    • 7,5 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 2500 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 5000 тыс. рублей включительно;

    • 20 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 5000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 10 000 тыс. рублей включительно;

    • 50 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 30 000 тыс. рублей включительно;

    • 100 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 30 000 тыс. рублей 1 копейку и более.

Уплатив сборы, в бухгалтерии делают запись: Дебет 76, Кредит 52, 51. После признания расходов за таможенное оформление, в связи с уплатой таможенных сборов, в учете импортера делают запись:

Дебет 07, 08, 10, 41, Кредит 76. В учете экспортера таможенные сборы являются коммерческими расходами и относятся на счет 44 «Расходы на продажу»: Дебет 44, Кредит 76.

Своевременная оплата таможенных платежей и их правильный учет необходимы организации для успешного осуществления внешнеэкономической деятельности.

© Центр дистанционного образования МГУП